Новости науки

Кинжал-«баллок» и пивной кран. В древней оборонительной крепости исследователей ждало много сюрпризов

Кинжал-«баллок» и пивной кран. В древней оборонительной крепости исследователей ждало много сюрпризов

В крепости Гуллберг, расположенной в шведском Гетеборге, ученые сделали редкую находку: кинжал-"баллок", получивший свое название из-за специфической формы рукояти, напоминающей мужские гениталии. Этот предмет, датируемый серединой XV века, состоит из железного ...

15 мая 2025 : 17:48  2 мин.

Наука в лицах

Познакомьтесь с жизнью и достижениями выдающихся учёных и влиятельных личностей в истории науки.

Смотреть всё
  • Эрнест Резерфорд <span class="years-of-life">(1871–1937)</span>
    Эрнест Резерфорд (1871–1937)

    Эрнест Резерфорд наряду с Майклом Фарадеем вошел в историю науки как великий экспериментатор. Британско-новозеландский естествоиспытатель стал одной из ключевых ...

  • Лев Ландау <span class="years-of-life">(1908–1968)</span>
    Лев Ландау (1908–1968)

    Лев Давидович Ландау, крупный советский физик-теоретик, был отъявленным жизнелюбом. Он любил шутки, встречи с друзьями, любил женщин… Но больше всего на свете он ...

  • Мария Склодовская-Кюри <span class="years-of-life">(1867–1934)</span>
    Мария Склодовская-Кюри (1867–1934)

    Со времени смерти Марии Кюри минуло 90 лет. Но до сих пор по данным опросов она в подавляющем большинстве случаев признается самой влиятельной женщиной в истории ...

  • Игорь Курчатов <span class="years-of-life">(1903–1960)</span>
    Игорь Курчатов (1903–1960)

    Вопрос, в чем физик Игорь Васильевич Курчатов был первым, который активно задают во Всемирной сети, предполагает только один ответ: во всем, за что он брался. ...

Научный календарь

Внятно-понятно

Ночные археологи: ТОП – 7 историко-археологических музеев, к...
16 мая 2025  8 мин.

Ночные археологи: ТОП – 7 историко-археологических музеев, к...

Любители познавательных мероприятий с нетерпением ждут главный музейный праздник России – Музейную ночь, которая традиционно приурочена к Международному дню музеев, отмечаемому 18 мая. Ночь музеев в этом году выпадает на 17–18 мая – ближайшие выходные к праздничной дате. Все музеи страны, как всегда, будут стараться удивить посетителей, предлагая необычные программы, и музеи научные, конечно, тоже не останутся в стороне. Сегодня мы расскажем о некоторых интересных программах исторических и археологических музеев, приуроченных к музейному празднику. Но сначала несколько слов о том, как родилась эта удивительная традиция – ходить в музеи ночью…

Как появилась «Ночь музеев»

Международный день музеев был учрежден на Общей Ассамблее Международного совета музеев, которая проходила в нашей стране, в Москве, в 1977 году и с тех пор отмечается во всем мире. Но акция Ночь музеев впервые прошла лишь в 1997 году в Берлине, когда более 30 городских музеев были открыты до 2 часов ночи. В России первым к этой акции присоединился Красноярский музейный центр, который принимал посетителей в Музейную ночь 2002 года. А уже в 2006 году в Санкт-Петербурге ночью работало более 10 музеев, в том числе музей-памятник «Исаакиевский собор» и Русский музей. С 2015 года акция получила поддержку Министерства культуры, и с тех пор «Ночь музеев» стала доброй российской традицией. Количество увлекательнейших программ, предлагаемых в этот день самыми разными музеями, огромно. Но для своего обзора мы решили выбрать только два направления: история и археология, так как они особо популярны у посетителей нашего портала. Итак, где же предлагают самые интересные программы по этой теме?

1. Музей истории культуры народов Сибири и Дальнего Востока (Новосибирск)

Этот музей входит в состав Института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук, а музейные ценности, собранные в результате многочисленных научных экспедиций по территории азиатской части России, действительно уникальны. Здесь и экспозиция, посвященная эпохе палеолита с находками из Денисовой пещеры и со стоянки Карама; и экспонаты из эпохи неолита, среди которых артефакты из археологических комплексов Ангары, наскальные рисунки, керамика, орудия труда и охоты; и более поздние вещи эпохи бронзы, принадлежащие людям афанасьевской и кротовской культур; каменные плиты с мифическими сюжетами из погребений каракольской культуры и предметы из мерзлотных захоронений пазырыкцев на алтайском плато Укок. Есть и более поздние находки, например, эпохи средневековья, в том числе экспонаты времен государства Чжурчжэней в Приамурье. Помимо осмотра основных экспозиций, музей предлагает принять участие в нескольких программах, среди которых наиболее интересны:

  • научные лекции: «Что можно узнать о жизни древних людей по зубам?», «Приграничный город эпохи Хань. По материалам деревянных дощечек ханьцзаней», «Средневековое оружие кочевников» и «Деревья говорят: как ученые датируют древние постройки по живому лесу?»;
  • мастер-классы: «Археологический раскоп», «Чеканка монет», «Воины фьордов» и «Петроглифы – рисунки на камнях»;
  • бои на мечах и стрельба в археологическом тире;
  • научные практикумы: «Орудия из камня» и «Физическая антропология для начинающих».

Подробности можно узнать на официальном сайте музея https://archaeology.nsc.ru/muzejnaya-noch-2025/

Изображение: Проект «Новая Археология»

2. Музей истории и археологии Урала (Екатеринбург)

Музей входит в состав Свердловского областного краеведческого музея и является хранителем богатейшей коллекции уральских древностей, ядром которой является Шигирская кладовая. Это уникальное собрание артефактов из дерева, кости, рога, которые были найдены на территории Шигирского торфяника, расположенного в 80 километрах от Екатеринбурга. Первые экспонаты, датируемые эпохой неолита, были переданы в дар Уральскому обществу любителей естествознания (предшественнику Свердловского областного краеведческого музея) еще в 1888 году графом Алексеем Стенбок-Фермором, который владел торфяниками и вел там добычу золота. Он же передал в дар музею и всемирно известный экспонат – Большой Шигирский идол, который был обнаружен в торфяниках в 1890 году. Это древнейшая на данный момент деревянная скульптура в мире, возраст которой может достигать 12100 лет. В Музейную ночь можно будет не только осмотреть Шигирскую кладовую, но и поучаствовать в следующих мероприятиях историко-археологического направления:

  • мастер-классы: «Борьба за огонь», «Мифы и герои уральских скал. Комикс каменного века»;
  • экскурсия «Культурные герои в уральской мифологии»;
  • примерка русской кольчуги и мастер-класс по ее изготовлению, а также средневековый поединок от клуба исторической реконструкции «Северный ветер».

Программа мероприятий – на сайте https://uole-museum.ru/events/programma-muzejnye-geroi-v-ramkah-aktsii-noch-muzeev-2025/

Шигирская кладовая. Изображение: Свердловский областной краеведческий музей им. О. Е. Клера

3. Музей подводной археологии (Кронштадт, Санкт-Петербург)

Это, пожалуй, один из самых необычных музеев страны, где хранится уникальная коллекция – находки со дна Балтийского моря, оказавшиеся там в результате кораблекрушений. Основа экспозиции – артефакты с линейного корабля «Лондон», севшего на мель в 1719 году у острова Котлин, с фрегата «Олег», затонувшего в 1869 году и до сих пор лежащего на дне Финского залива, и броненосца «Гангут», который затонул от удара о подводную скалу в Выборгском заливе в 1897 году. Помимо осмотра основной коллекции, в Музейную ночь здесь можно посмотреть программу «Герои разного времени». Посетители станут участниками увлекательного квеста, во время которого им будет предложено найти связь между экспонатами коллекции подводных находок и известными личностями из истории Кронштадта. 

Изображение: Музей подводной археологии

4. Античный город «Горгиппия», Анапский археологический музей (г. Анапа, Краснодарский край)

Город Горгиппия – это наследие греческой культуры на побережье Черного моря. Античный город просуществовал на месте современной Анапы с IV века до нашей эры до III века нашей эры. Часть крепостной стены, мостовые, колодцы, фундаменты жилых домов древних греков, части храмов, надгробные плиты – все это можно увидеть на территории музея-заповедника под открытым небом, который занимает площадь около 1,6 гектар. А в здании музея находится экспозиция с артефактами, найденными при раскопках античного поселения: посуда, предметы быта, монеты, статуэтки, мраморные плиты, оружие. Кроме этого, представлены экспонаты из жизни людей данной части черноморского побережья, обитавших здесь до возникновения Горгиппии, а также после исчезновения города. Все это можно осмотреть в рамках музейной ночи на территории археологического заповедника «Горгиппия», а также поучаствовать в мероприятиях, среди которых:

  • презентация выставки «Склеп Геракла»,
  • посещение интерактивного парка «Гераклов узел»,
  • мастер-класс по каллиграфии,
  • экскурсия «Горгиппия – вопросы и ответы»,
  • экскурсия с фонариком «Тайны некрополя Горгиппии», которая начнется в 21.00.
Изображение: Анапский археологический музей «Горгиппия»

5. Музей археологии в составе Хабаровского краевого музея имени Н. И. Гродекова (г. Хабаровск)

Археологическая коллекция этого музея включает более 200 тысяч экспонатов, которые принадлежат разным эпохам, от каменного века до начала XX столетия. Все они были найдены на территории Дальнего Востока, в том числе и в результате путешествий знаменитого ученого и писателя Владимира Клавдиевича Арсеньева и более поздних экспедиций академика Алексея Павловича Окладникова. Посетив экспозиции музея, можно ознакомиться с артефактами осиповской, кондонской, вознесеновской и других древних культур, увидеть петроглифы и интересную нумизматическую коллекцию, которая включает древние китайские монеты эпохи династии Тан X–VII веков до нашей эры. А фасад исторического здания музея украшает каменная черепаха из кургана чжурчжэньского князя Эсыкуя. Насыщенная музейная программа в Музее археологии завершится уже после полуночи, а посетители смогут стать частью самых разнообразных мероприятий, в том числе:

  • интерактивная экскурсия «Читая археологию» с различными заданиями;
  • мастер-класс по трасологии – одному из методов лабораторных исследований в археологии;
  • мастер-класс по изготовлению из глины тотема для удачной охоты;
  • путешествие в далекие времена в экспозиции «Лабиринты подземелья».
Изображение: Гродековский музей

6. Государственный археологический музей-заповедник «Костенки» (Воронежская область)

Костенки – сокровищница верхнего палеолита в Воронежской области на берегу реки Дон, уникальный памятник, который был обнаружен археологом Иваном Поляковым в 1879 году. Это стоянка древних людей, которая объединяет около 60 поселений, над одним из которых построено здание музея в селе Костенки: возведение комплекса позволило сохранить в первозданном виде древнее жилище из костей мамонта возрастом около 20 тысяч лет и соседствующие с ним кладовые для хранения пищи. Территория музея включает объекты вблизи сел Костенки и Борщево, а сам музейный комплекс содержит интересную реконструкцию о жизни древних людей и артефакты, найденные при раскопках: коллекцию каменного инвентаря и предметов из кости. Для того чтобы привлечь посетителей в Музейную ночь, сотрудники музея реализуют увлекательную программу, которая будет включать:

  • экскурсию по выставке «Археологические древности Великого Дона»;
  • пешую экскурсию «Костенки без палеолита»;
  • театрализованную экскурсию «Оживший каменный век»;
  • огненное шоу с музыкой и танцами, которое начнется в 21.00.
Изображение: Музей-заповедник «Костенки»

7. Волгоградский областной краеведческий музей (г. Волгоград)

Археологические коллекции представлены в музее несколькими постоянными экспозициями: «Археология: от каменного века до Средневековья», «История края с XVI до начала XX века», «Золотая Орда. Тайны исчезнувшей цивилизации» и «Золотая кладовая. Сокровища древних степей». Здесь множество экспонатов, с которыми можно будет ознакомиться в составе экскурсий, в том числе золотые сокровища эпохи сарматов и артефакты периода Золотой Орды. Программа Ночи музеев – 2025 включает много разнообразных мероприятий, а среди историко-археологического направления можно отметить:

  • познавательную интерактивную программу «Занимательное путешествие во времени», где можно поучаствовать в играх времен Золотой Орды, которые скрашивали досуг древних кочевников, и посетить дом шамана;
  • экскурсию в зале «Золотая кладовая. Сокровища древних степей», где можно ознакомиться с уникальными артефактами разных кочевых культур и коллекцией оружия XVIII–XX веков.
Зал «Золотая Орда». Изображение: Волгоградский областной краеведческий музей

***

Конечно, в наш обзор попали не все археологические музеи страны. Почти в каждом регионе России есть краеведческий музей, в составе которого обязательно найдется археологическая экспозиция. А в крупных вузах, как правило, есть музеи археологии и этнографии с уникальными научными экспонатами: они не так широко известны и нечасто участвуют в мероприятиях Музейной ночи, но и туда можно попасть по предварительной записи, договорившись о визите. Так что если вы любитель истории, археологии и этнографии, то где бы вы ни жили, вы всегда найдете музей, откуда вам не захочется уходить.

Ольга Фролова

Изображение на обложке: Freepik

Удивительные люди: топ-5 примеров адаптаций человеческого ор...
13 мая 2025  9 мин.

Удивительные люди: топ-5 примеров адаптаций человеческого ор...

На нашей планете живут группы людей и даже целые народы с уникальными особенностями, которые очень отличаются от нас с вами. Строение их внутренних органов, тканей или клеток не укладывается в среднестатистические параметры, описываемые в учебниках анатомии. А все потому, что им пришлось адаптироваться к необычной среде обитания, где большинство из нас просто не выжило бы. Кто эти люди со сверхспособностями и какая среда сформировала такие адаптации, расскажем в нашем материале.

Что такое адаптации к среде обитания

Человеческий организм – результат длительной эволюции, а появление человеческих рас – это пример адаптации Homo sapiens к разным регионам планеты с отличающимися условиями среды. Например, люди негро-австралоидной, или экваториальной расы, обитающие преимущественно в экваториальном и тропическом поясах, имеют сильно пигментированную кожу, защищающую их от обилия солнечных лучей и переизбытка витамина D. Представители же европеоидной расы, сложившейся в северных условиях Европы и Малой Азии, наоборот, обладают светлой кожей для активной выработки этого витамина, а также  имеют более узкий и высокий нос, согревающий проходящий через него вдыхаемый воздух. В отличие от них представители азиатско-американской, или монголоидной расы, сформировавшейся в условиях сухих степей и пустынь тропического пояса, имеют более узкий разрез глаз и эпикантус (складка верхнего века), которые стали адаптацией к песчаным бурям.

Изображение: Freepik

Это самые простые примеры адаптации к абиотическим факторам среды – параметрам неживой природы, таким как температура воздуха, солнечная радиация и другие. А теперь расскажем о необычных людях, чей организм в вопросах адаптации продвинулся еще дальше.

Жители Тибета: адаптации к высокогорному климату

Не всякий альпинист-профессионал, которому покорились пики Европы и Америки, может взойти на самую высокую точку планеты – Джомолунгму (Эверест) с отметкой 8 848 метров. И причина не в недостатке мастерства, а в специфических условиях высокогорья, требующих особой адаптации.

С набором высоты атмосферное давление падает и, хотя процентное содержание кислорода остается неизменным, его парциальное давление во вдыхаемом воздухе снижается. А это означает, что и количество поступающего кислорода в организм тоже уменьшается. Например, в тибетском городе Лхаса на высоте 3 650 метров над уровнем моря  парциальное давление кислорода в воздухе примерно на 40 % ниже, чем в условиях равнины на уровне моря, а на высоте 5 000 метров, как раз в тех районах Гималаев, где живут шерпы, этот показатель меньше на 50 %. Для обычного человека такие условия – прямая дорога к высотной гипоксии или горной болезни, вызванной кислородным голоданием: это состояние проявляется в учащенном сердцебиении, одышке, головной боли, и все эти признаки усиливаются по мере развития болезни.

Тибет. Изображение: Ray Duan/Unsplash

Вдобавок ко всему в Тибете повышенный уровень ультрафиолетовой радиации и холодный засушливый климат, поэтому больших урожаев здесь никогда не бывает, а скудное питание является нормой. Но и жители Тибетского нагорья, и даже обитатели более высокогорных Гималаев – шерпы, без сопровождения которых на Эверест не отправляется ни один альпинист, чувствуют себя здесь прекрасно. В чем же секрет?

Ученые его раскрыли. Это уникальная последовательность гена EPAS 1, отвечающая за более эффективное усвоение кислорода и позволяющая решить проблему высотной гипоксии. Подобная генетическая особенность с высокой долей вероятности была унаследована предками тибетцев от денисовцев. Эти древние люди обитали на Алтае и, возможно, на территории Тибета и Юго-Восточной Азии и загадочным образом исчезли около 30 000 лет назад.

Кроме этого, у тибетцев обнаружили еще ряд генов, которые позволяют им поддерживать стабильную массу тела при скудном питании, а также синтезировать витамин фолат, жизненно необходимый женщинам для поддержания репродуктивного здоровья, уровень которого падает из-за интенсивного ультрафиолетового излучения.

Народы Арктики: адаптация  к холоду и необычному питанию

Арктика – еще один специфический регион планеты с суровыми условиями для жизни и, пожалуй, здесь еще хуже, тем в Тибете. Из-за низких температур здесь не растут овощи и злаки, можно только собирать дикоросы. А единственная пища, которая доступна местным жителям на протяжении всего года, – это продукты животного происхождения с повышенным содержанием жира: мясо и кровь северных оленей, морских млекопитающих и рыба.

Семья в традиционное ненецкой одежде. Нарьян-Мар. Изображение: Freepik

При таком специфическом питании с доминированием белковых и жирных продуктов у всех остальных обитателей планеты быстро появится лишний вес и избыток холестерина в крови. Ну а эскимосы, чукчи, ненцы, якуты, саамы и другие народы, обитающие в Арктике, за тысячелетия жизни в таких условиях адаптировались к ним и закрепили новые изменения в генах. Например, у них активно работает липидный тип обмена веществ, то есть организм очень быстро и эффективно перерабатывает белковую и жирную пищу, в том числе лучше усваивает жирные кислоты омега-3 и омега-6. Кроме этого, народы Арктики адаптированы к холодным температурам: бурая жировая ткань, которая есть у всех, в случае с северянами  более активно вырабатывает тепло, поддерживая нужную температуру тела в условиях пониженных температур воздуха. А при обследовании коми-ижемцев, живущих на севере Западной Сибири, был обнаружен еще один адаптационный механизм – повышенная кислотность желудочного сока. Такая особенность необходима для переваривания высокобелковой пищи. Ну а чтобы сам желудок при этом не страдал от агрессивной кислотности, его стенки выделяют специальную защитную слизь.

Но такие адаптации к богатой белками и жирной пище могут работать и во вред организму: при переходе на так называемый «европейский рацион» с преобладанием углеводов обитатели Арктики страдают от ожирения и повышенного уровня сахара в крови. Именно поэтому представители коренных народов Севера имеют законодательно закрепленное право на вылов определенного количества морских млекопитающих, в том числе и краснокнижных: мясо этих диких животных является частью их традиционного рациона, необходимого для поддержания здоровья.

Люди из пустыни Атакама: адаптация к мышьяку

Мышьяк – химический элемент, являющийся канцерогеном и ядом. Его допустимое содержание в питьевой воде и продуктах питания во всем мире сегодня строго регламентировано. Но в Чили, в пустыне Атакама, в регионе Кебрада-Камаронес, живут и здравствуют люди, которые всю жизнь пьют воду, содержание мышьяка в которой более чем в 100 раз превышает нормативы, рекомендованные ВОЗ. Подземные и поверхностные водные источники в этой части Чили содержат мышьяк из-за вулканической активности, а поскольку другой воды здесь нет, то люди на протяжении тысячелетий пили то, что давала им природа. Как им удалось выжить?

Деревня в пустыне Атакама. Изображение: Cascada Travel

Ученые Чилийского университета исследовали 150 жителей Кебрада-Камаронес и обнаружили специфический ген, который отвечает за выработку фермента арсенит метилтрансферазы. Это удивительное вещество справляется с ядовитыми природными соединениями мышьяка из питьевой воды, превращая их в менее опасные, которые не накапливаются, а выводятся из организма. Оказалось, что полезной генетической особенностью обладает 68 % жителей региона. Но так было не всегда: известно, что люди чинчорро, жившие в этом регионе около 7000 лет назад, еще не имели таких адаптаций и страдали от отравления мышьяком, на что указывает высокое содержание этого вещества в костях и волосах найденных мумий. Но за прошедшее время организм местных жителей адаптировался к смертельному яду в питьевой воде, а эта уникальная особенность закрепилась в их генах.

Морские кочевники баджо: адаптация к глубоководному  погружению

Еще одни интересные люди со сверхспособностями – баджо. Это этнически разнородная группа людей, которые говорят на малайско-полинезийских языках и проживают у берегов Индонезии, Малайзии и Филиппин. Среди них есть те, кто до сих пор ведет традиционный образ жизни: строят свои дома прямо на воде, по-прежнему оставаясь кочевниками и зачастую даже не имея документов, за что их называют «морскими цыганами».

Среда обитания вблизи экватора вполне комфортна, но кочевому народу баджо понадобились необычные способности для того, чтобы нырять: они ловят рыбу на мелководье при помощи остроги или собирают кораллы, моллюсков и других обитателей рифов. Эти удивительные ныряльщики могут погружаться на несколько десятков метров и проводят под водой более 4 часов ежедневно, потому что морепродукты, которые они продают, – их единственный источник дохода.

Погружение под воду и задержка дыхания – дискомфортное состояние для человеческого организма, и он по-своему реагирует на это: для экономии кислорода замедляется сердцебиение, а селезенка выбрасывает в кровеносную систему дополнительный объем крови. 

Традиционная деревня баджо в Малайзии. Изображение: Torben Venning, CC BY 2.0, via Wikimedia Commons

Специалисты по эволюционной генетике из Копенгагенского университета сравнили строение селезенки – органа, выполняющего  стратегически важную роль в процессе ныряния, у представителей народа баджо и у народа салуан – их ближайших соседей, образ жизни которых не предполагает многочасовые ежедневные погружения под воду. Оказалось, что селезенка у баджо на 50% больше, чем у обитателей суши. А обусловлено это генетическими особенностями, в том числе и специфическим геном PDE10A, который контролирует уровень гормона тироксина, влияющего на размер селезенки. Кроме этого, у баджо более активны гены, отвечающие за экономию кислорода и сужение кровеносных сосудов во время глубоководного ныряния.

Жители тропиков: адаптации к малярии

Малярия – смертельно опасное заболевание, которое развивается на фоне заражения простейшими микроорганизмами под названием малярийный плазмодий (лат. Plasmodium falciparum). В организм человека они попадают при укусе малярийных переносчиков паразитов – комаров, которые обитают во влажных экваториальных и тропических регионах планеты: в Африке, Юго-Восточной Азии и в Южной Америке.

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), больше всего страдают африканцы: в 2023 году было зарегистрировано 263 миллиона случаев заболевания малярией, и 94 % из них приходится на Африку. Наличие малярийных комаров и паразитов – это уже биотический фактор среды, и ответом на него стали различные изменения в генотипе людей, живущих бок о бок с малярийными комарами на протяжении тысячелетий.

 Поскольку паразиты поражают эритроциты – клетки крови, содержащие гемоглобин, то защитные мутации связаны с изменением формы эритроцитов или с работой ферментов и направлены на то, чтобы малярийный плазмодий размножался менее активно или вообще не смог попасть внутрь эритроцита. Это разные формы гемоглобинопатии – серповидноклеточная анемия и талассемия, спасающие от летального исхода в случае тропической малярии; отсутствие антигенов Даффи, которые обеспечивают невосприимчивость к трехдневной малярии; овалоцитоз, при котором развивается устойчивость к малярии, и другие.

Нигерия. Изображение: Photo by Nnaemeka Ugochukwu/Unsplash

Наиболее показательна серповидноклеточная анемия и ее распространенность в странах Африки. Это заболевание связано с мутацией в гене HBB, отвечающем за выработку гемоглобина: при этом нарушении деформируется форма эритроцита, и малярийный плазмодий уже не может в нем размножаться. Люди с такой мутацией защищены от малярии, что особенно важно для выживаемости в детском возрасте. Но этот признак наследуется по аутосомно-рецессивному типу, то есть когда ребенок получает такие гены от обоих родителей, защиты у него уже нет, и он при этом может страдать от анемии или инфекционных заболеваний – вот такая интересная генетика.

По данным ВОЗ, распространенность признака серповидноклеточной анемии выше всего в экваториальной Африке – 10-40% от общего числа населения. В Гане и Нигерии этот показатель изменяется от 15 до 30 %, а среди людей племени баамба в Уганде таких почти половина – 45 %. А вот на крайнем юге и севере Африки такая мутация встречается всего у 1-2 % населения.

****

Баджо и тибетцы, эскимосы и африканцы племени баамба, чилийцы из пустыни Атакама и саамы с Кольского полуострова –  все эти удивительные люди научились благополучно выживать там, где большинство из нас будет как минимум испытывать сильный дискомфорт. Исследования генетических особенностей, связанных с адаптациями к окружающей среде, не только чрезвычайно увлекательны сами по себе, но и позволяют пролить свет на процессы эволюции нашего вида, а также на пути расселения человека по планете. Кроме этого, такие исследования предоставляют интересные данные для практического здравоохранения, ведь факторы среды влияют и на качество жизни людей, и на ее продолжительность. 

Ольга Фролова

Изображение на обложке: 和 平/Unsplash       

Древнегреческие храмы, крылатые и бескрылые
11 мая 2025  14 мин.

Древнегреческие храмы, крылатые и бескрылые

Храмы, средоточие духовной и общественной жизни древних эллинов, стали главными сооружениями в греческой монументальной архитектуре. В них выразились представления о красоте и соразмерности, столь важные для всей культуры Древней Греции, они явились воплощением светлого, гармоничного и творческого взгляда на мир людей Эллады. О том, как возникли греческие храмы, почему они бывают «крылатыми» и «бескрылыми» и как эти сооружения повлияли на развитие всей европейской архитектуры, вы узнаете из нашей статьи.

Влияние мифологии и религии на архитектуру греческих храмов

Греки исповедовали политеизм, то есть многобожие. Каждое божество в их религии, тесно связанной с мифологией, покровительствовало определенной природной стихии или явлению в человеческой жизни, а храм воспринимался как его жилище. Первоначально словом «наос», что в переводе с греческого означает «дом», называли деревянный домик в виде ящика с дверцами, в котором хранилось скульптурное изображение божества. Со временем наосом стали именовать центральное закрытое помещение в храме, где стояла культовая статуя. Нередко эллины посвящали храм богу или богине, особо почитавшимся в определенных областях. Например, в Дельфах, древнем религиозном центре, особо ревностно поклонялись Аполлону, в Афинах – одноименной богине мудрости, знаний и искусств.

Своих богов греки воспринимали антропоморфными, то есть наделенными человеческим обликом, причем и поступали обитатели Олимпа подобно людям. Яркое отражение жизни в религии не могло не повлиять на архитектуру храмов, отличающуюся антропоцентризмом. Так, храмовые колонны восходят не только к деревянным столбам в ранних святилищах, но и к человеческой фигуре, а в основе архитектурных расчетов лежат такие модули, как ступня, расстояние между двумя пальцами руки или локоть.

А поскольку греческая мифология представляла богов в виде прекрасных, гармоничных обликом людей, то и посвященные им храмы несли в себе тот же принцип идеальной красоты.

Фрагмент эллинистического барельефа (I в. до н. э. – I в. н. э.) с изображением двенадцати богов Олимпа. Изображение: Walters Art Museum, PD, via Wikimedia Commons

Назначение древнегреческих храмов

Основным назначением греческого храма было отправление религиозного культа. В Греции, в отличие от Египта, жречество не стало закрытой кастой, наделенной политической властью. Жреца и его помощников греки выбирали из числа свободных граждан, причем жрицами могли быть и женщины.

Храмы, которые строились по заказу полиса, т.е. города-государства, объединяли его граждан, а святилища, особенно те, которые имели не только местное значение и назывались всеэллинскими, способствовали воспитанию в греках чувства общности, причастности к единой культуре и поддержанию мирных отношений между полисами. Объединяющую роль играли также музыкальные и спортивные состязания, проводившиеся в религиозных центрах, самыми известными из таких состязаний стали Олимпийские игры. Влияние на судьбу общества и отдельных людей оказывали храмовые оракулы – выборные жрецы и жрицы, прорицавшие от имени божества.   

В греческом социуме храмы были средоточием не только духовной, но и материальной жизни. Они имели обширное хозяйство, где скапливалось множество сокровищ, прежде всего разнообразных богатых подношений. Кроме того, в храмы отдавали на хранение ценности: полис – свою казну, а граждане – личное имущество. 

Дельфийский оракул: Царь Эгей перед Пифией. Изображение: Zde, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

История древнегреческих храмов

Эллинские религиозные воззрения выросли из первобытного поклонения силам природы, и с природой были связаны наиболее ранние места почитания богов. Поначалу священными объектами становились природные формы, например, деревья или элементы пейзажа вроде рощи.

Одновременно на возвышенностях и в долинах, в гротах и в лесах греки начали ставить статуи для приношения даров и вознесения молитв, воздвигать алтари и устраивать святилища. Первые святилища напоминали главное помещение в богатом доме – мегарон, их жертвенники соотносились с очагом. Ставились храмы на каменном основании, но строились из сырцового кирпича с использованием деревянных колонн.

Ранние архаические, дошедшие до нас только во фрагментах кирпично-деревянные храмовые постройки VIII века до н. э. уже имели сложившуюся структуру, которая легла в основу всех последующих типов греческих храмов. Тогда же, в период архаики, в VII–VI веках до н. э., кирпич-сырец и дерево заменили на камень, которым богата Греция. Из мрамора и известняка стали возводить культовые сооружения разного типа, и типовое разнообразие со временем увеличивалось. В архаический период возникли и архитектурные ордеры, каждый из которых представляет собой конструктивно-декоративную систему, позволяющую соотнести все элементы здания. Первым появился  дорический ордер, а немного позже ионический.

В архаике преобладал дорический ордер, а построенные с его использованием храмы ­– например, Аполлона в Коринфе (VI век до н. э.) или храмы в Пестуме того же времени, отличались основательностью и простотой форм.

Макет храма в Пестуме. Изображение: Yale University Art Gallery

В следующий, классический период (V–IV века до н. э.), дорический ордер приобрел больше внешней легкости: его колонны стали выше, а пропорции приблизились к пропорциям ионического храма, что видно на примере знаменитого Парфенона (447–438 годы до н. э.), возведенного на афинском Акрополе архитектором Калликратом по проекту Иктина. Тогда же широкое распространение получил ионический ордер, его колонны, стройные, с пластически выразительными волютами, то есть завитками капители, можно видеть в храме Ники Аптерос (427–424 гг. до н. э.), построенном архитектором Калликратом на Акрополе в Афинах. На излете классики появился третий ордер – коринфский, с пышными капителями колонн и другими украшениями, ставший особенно популярным в поздний период древнегреческой культуры – эллинистический.

Для храмов эллинизма (III–II века до н. э.), развивавшегося на территориях некогда могучей империи Александра Македонского, характерны размах, монументальность, пышность, использование элементов восточной архитектуры и любовь к ионическому и коринфскому стилям. Храм Зевса в Афинах, заложенный еще в архаической Греции и достраивавшийся в эллинистический период, или Алтарь Зевса в Пергаме (ок. 180 года до н. э.) показывают, как греческая храмовая архитектура пришла к своему апогею. За ним наступало время Римской империи.    

Где и как располагались греческие храмы

Храмы располагались в удобных, открытых взгляду местах, нередко на месте древних святилищ. Культовые постройки вписывались в пейзаж и одновременно противопоставляли окружающему естественному ландшафту свои выверенные, упорядоченные, идеальные формы.

Ориентировали греки свои храмы с востока на запад, и утренние лучи солнца, проникая в святилище сквозь вход, освещали статую божества. Но заходить во внутреннее помещение, наос, имели право только жрецы. Для остальных местом поклонения служил располагавшийся перед входом под открытым небом алтарь. На обширной территории, прилегавшей к храму и считавшейся священной, совершались праздничные действа, там проходили многолюдные шествия с несением даров божеству.

Парфенон, детали фасада. Изображение:  Saara Sanamo/Unsplash

Типы древнегреческих храмов

На протяжении столетий в греческой архитектуре возникли несколько типов храмов, конструкция которых следовала общим, удачно найденным принципам.

  • Периптер – наиболее распространенный и узнаваемый тип храма архаического и классического периодов, в котором колонны, поставленные в один ряд, со всех сторон окружают закрытое внутреннее помещение святилища – наос. Слово «периптер» происходит от греческого «птерон», означающего «крыло», в данном случае – идущую по периметру здания колоннаду. Основательным и вместе с тем легким, гармоничным сооружениям, какими являются периптеры, ставшие излюбленной архитектурной формой греческих зодчих, подходит и поэтическое определение «крылатый», «окрыленный». Одним из самых известных примеров «крылатого» храма является Парфенон.
  • Псевдопериптер – храм, построенный по типу периптера. Однако на его боковых стенах колоны встраивались в стену, превращаясь в  полуколонны, или пилястры (прим. ред.: декоративные архитектурные элементы в форме плоского рельефного столба).
  • Диптер – вариант периптера, содержащего два ряда колонн, как в Храмах Артемиды Эфесской – втором (середина VI в. до н. э.) и третьем (конец IV – начало III в. до н. э.), в последнем из них было установлено в общей сложности девять колоннад.
  • Псевдодиптер отличается от диптера тем, что в нем нет внутренних колоннад. Таким образом, внешние колонны отстоят дальше от наоса, в результате чего увеличивается пространство  между колоннадой и стеной.
  • Дистиль, или «храм в антах», является самым простым и наиболее ранним типом греческого храма, с четырехугольным в плане святилищем (наосом) и выступающими на одном из фасадов боковыми стенами, или антами, между которыми поставлены две колонны. Вариант дистиля – амфидистиль, имеющий колонны в антах не на одном, а на двух фасадах. Такие храмы относятся к типу аптеральных – «бескрылых», поскольку у них нет колоннад по сторонам.
  • Простиль тожеявляется аптеральным храмом. Онпредставляет собой наос, фасад которого оформлен портиком – крытым пространством, ограниченным колоннами.
  • Амфипростиль, «двойной простиль», - еще один «бескрылый» храм, в котором нет боковых колоннад, а портики установлены на обоих фасадах. Самый известный пример амфипростиля – Храм Ники Аптерос на афинском Акрополе.
  • Толос, или круглый периптер,как следует из самого названия, имеет круглую в плане формуи по периметру окружен колоннадой.
Типы древнегреческих храмов. Изображение: Napoleon Vier, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

Конструкция и украшения древнегреческих храмов

Классический греческий храм представляет собой простую, ясную и замечательно продуманную конструкцию, в которой разнонаправленные силы, уравновешиваясь, сходятся в идеальной гармонии. Несмотря на различия в культовых постройках греков, храмовые сооружения следуют общей схеме и имеют одни и те же главные конструктивные элементы:

  • стереобат, представляющий собой ступенчатое основание всей постройки, верхняя платформа которого называется стилобатом;
  • наос, или целла – внутренняя закрытая часть греческого храма, святилище. Перед наосом находилось входное пространство - пронаос, замкнутое по сторонам выступами стен, а спереди огражденное колоннами. В глубине наоса устраивали собственно сакральное помещение – адитон, где стояла статуя божества. А позади наоса, для композиционного равновесия, делали отделенный от него глухой стеной опистодом – дословно «находящийся позади дома» или храма –  где хранили приношения молящихся и храмовую утварь;
  • колонны, установленные на одном или двух фасадах либо окружающие наос со всех сторон. Колонны состоят из базы, ствола (фуста), сложенного из нескольких каменных барабанов, и капители. Фуст колонны украшают вертикальные желобки – каннелюры. Постепенно греческие архитекторы нашли идеальное соотношение колонн на боковых сторонах и фасадах храмового здания, что в результате отлилось в формулу 2n+1∕n, где n обозначает количество колонн на фасаде. Подставив это значение в левую часть формулы, получают их количество на боковых сторонах;
  •  антаблемент, то есть лежащее на колоннах перекрытие, включающее в себя три части: нижнюю – архитрав, идущий над ним фриз и, наконец, карниз.

Венчает здание храма двускатная кровля, вместе с антаблементом образующая на фасадах треугольные поля – фронтоны. Во фронтонах, на фризе и других элементах архитекторы помещали украшения: круглую фронтонную скульптуру или рельефы, изображавшие сцены битв, торжественных процессий и другие.

Отдельные элементы храмов греки красили в яркие цвета. А однотонные греческие храмы, какими мы знаем их сегодня, – результат работы времени, уничтожившего краску.

Фидий, показывающий фриз Парфенона своим друзьям. Лоуренс Альма-Тадем. 1868. Изображение: Wikimedia Commons

Стили и ордеры греческих храмов

Соотношение основания, колонн и перекрытия в греческом храме выразилось при помощи сложившейся еще в период архаики, в VII-VI вв. до н. э., универсальной конструктивно-декоративной системы – ордера, что в переводе означает «порядок», «строй». Ордер позволил художественно и архитектонически оформить ту стоечно-балочную конструкцию, что лежала в основе греческих храмовых сооружений, придать ей завершенный вид. Каждый из классических ордеров, применявшихся не только в храмовой, но и в светской архитектуре, соответствует одноименному стилю.

  • Дорический ордер, как и дорический стиль, получил свое название от создавших его  дорийцев – племени, жившего на Пелопонесском полуострове и в южной части Апеннин, в том числе на Сицилии. Этот ордер отличается простотой, лаконичностью и «мужественностью». Колонна дорического ордера приземиста и «коренаста», ее фуст толще, она не имеет базы и стоит прямо на стилобате. Каннелюры, их обычно 16, вплотную примыкают друг к другу, соединяясь острыми гранями. Капитель, то есть верхняя часть дорической колонны, включает в себя эхин, напоминающий подушку, и лежащую поверх него плиту – абак. В дорических храмах соотношение колонн на боковых сторонах и фасадах, включая угловые колонны, составляет, как правило, 13/6. Дорический фриз состоит из чередующихся друг с другом плит – триглифов, прочерченных вертикальными желобками, и метоп, украшенных рельефами.
  • Ионический ордер, зародившийся у ионийцев, населявших Аттику, острова Эгейского моря и западную часть Малой Азии, несет в себе стройность, изящество, «женственность». Колонна в ионической ордерной системе выше и тоньше дорической, имеет изящную базу с полувалом, фуст украшен 24 каннелюрами, разделенными своего рода дорожками. Капитель закругляется по сторонам волютами – завитками, из-за чего похожа на увиденный сбоку сворачивающийся свиток. Количество колонн на фасадах и боковых сторонах ионического храма соотносится чаще всего как 17/8. Фриз антаблемента в ионическом ордере, в отличие от дорического, гладкий.
  • Коринфский ордер появился позже дорического и ионического, в конце V в. до н. э., и получил широкое распространение в поздний греческий период – эллинистический – а также в Римской империи: римляне любили торжественность и пышность. Данный ордер, о котором Витрувий написал, что он «подражает девичьей стройности», является вариантом ионического, и его главным отличием стала капитель, напоминающая корзину, украшенную стилизованными листьями южного растения – аканта. Легенда гласит, что однажды известный греческий живописец и скульптор второй половины V в. до н. э. Каллимах увидел на кладбище корзину, обвитую гибкими ветвями с листьями: ее, наполненную украшениями умершей незадолго до свадьбы невесты, принесла на могилу нянюшка. Каллимах вдохновился живописной формой увиденного предмета, и так появилась коринфская капитель, стройная и прекрасная, как девушка, увенчанная пышной главой с замысловатой «прической».
Изображение: Freepik

В основе ордерной постройки лежит мера, или модуль. О том, как греки рассчитали высоту колонн, писал Витрувий, римский архитектор и теоретик архитектуры I в. н. э., опираясь на не дошедшие до нас сочинения греческих зодчих. Витрувий утверждал, что «они измерили след мужской ступни по отношению к человеческому росту и, найдя, что ступня составляет шестую его долю, применили это соотношение к колонне». Для ионической колонны «…они применили тоже ступню, но ступню утонченного женского тела и сначала сделали колонну толщиною в восьмую долю ее высоты…». «Таким образом, при изобретении двух различных видов колонн, – отметил Витрувий заслуги греков, – они подражали в одном из них неукрашенной и голой мужской красоте, а в другом ­– утонченности женщин, их украшениям и соразмерности. (…) Третий же ордер, называющийся коринфским, подражает девичьей стройности…»

Единицей измерения для выведения пропорций колонны стали диаметр или радиус ее основания. Классическая высота дорических колонн составляет 16 радиусов, ионических – 18. Расстояние между двумя соседними колоннами в колоннаде, или интерколумний, в дорическом ордере – три радиуса, в ионическом – пять. Благодаря тому, что греческие храмы имели столь четкие пропорции, их можно достаточно точно реконструировать, по сохранившимся деталям восстановив целое. 

Поскольку все виды колонн символически воспроизводят человеческую фигуру, их могли заменять атлантами или кариатидами – опорами в виде обобщенных скульптурных изображений мужчин или женщин, примером последнего служит Эрехтейон (421–406 гг. до н. э.) на афинском Акрополе.

Портик кариатид. Эрехтейон. Изображение: Berthold Werner, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

Человеческая мера, положенная в основу греческого храма, выражает антропоцентризм греческой культуры, которому вторят слова драматурга Софокла: «Много есть славных сил в природе, но славней человека нет ничего».

Знаменитые древнегреческие храмы

  • Храм Зевса в Олимпии, возведенный в 468-456 годах до н. э. архитектором Либоном, был самым крупным храмом всего Пелопонесского полуострова. Он сохранился в виде руин, но по сию пору его высокие ступени, превышающие шаг человека и, как написал один историк искусства, «мощный хаос сокрушенных колонн», выражают нечеловеческий масштаб сооружения. Именно в данном храме когда-то находилась знаменитая статуя Зевса, включенная в символический список Семи чудес света.
  • Парфенон (447-438 годах до н. э.) архитекторов Иктина и Калликрата стал образцом греческой храмовой архитектуры. Своими размерами, величественностью и стройностью он выделяется как центр ансамбля, который представляет собой афинский Акрополь. Будучи классическим дорическим периптером, Парфенон выдержан в пропорциях ионического ордера: соотношение его колонн 17/8, а не 13/6, как обычно у дорического храма, колонны выше и поставлены чаще, легко вздымая антаблемент. 
Парфенон. Изображение: Wikimedia Commons
  • Храм Аполлона в Дельфах, точнее, его последний вариант – построенный в IV веке до н. э. периптер, почти целиком разрушен. После пожаров и землетрясений храм Аполлона каждый раз отстраивался заново, поскольку это место древнего святилища являлось одним из самых почитаемых в Греции. Храм был известен тем, что в нем пророчествовал знаменитый Дельфийский оракул.

Влияние древнегреческих храмов на архитектуру последующих эпох

Эллинские храмы с их удивительной простотой и одновременно торжественностью, гармонией, открытостью окружающему пространству, возможностями множества вариаций оказали влияние на зодчих всех последовавших за античностью столетий и положили начало долгой традиции храмовой архитектуры в классическом стиле.

Древнеримские храмы представляют собой интерпретацию греческих, переосмысленных для огромной империи, где здания, помимо всего прочего, демонстрировали размах и величие государства. Принципы греческих архитекторов подошли и для строительства христианских церквей, что видно не только на примере Византии, ставшей культурной наследницей эллинов, но и европейского Средневековья: романика и готика основывались все на той же структуре – колонна и перекрытие – переработанной, однако остававшейся по-прежнему актуальной.

Настоящий расцвет интереса к архитектуре греков пришелся на период Возрождения. Ренессансные зодчие, возводившие храмы, следовали примерам античных построек и архитектурным трактатам, выражая с помощью приемов древних строителей идею божественной красоты. Греческая храмовая архитектура повлияла также и на светское строительство Ренессанса и затем классицизма. Итальянский архитектор XVI столетия Андреа Палладио, следуя принципам римской архитектуры, восходящим к греческой, использовал ордер и в том числе портики на фасадах в украшении палаццо, вилл, церквей. В России постройки в палладианском стиле, как светские, так и церковные, стали настолько своими, родными, что без них невозможно представить отечественный ландшафт. Появился такой тип зданий в эпоху классицизма.

Вилла Ротонда Андреа Палладио. Виченца, Италия. Изображение: Freepik

Классический греческий храм жив и поныне, ордерная система по-прежнему применяется современными архитекторами, но в каком бы стиле они ни работали, воплощенный греками в их сакральных сооружениях принцип красоты и гармонии остается главной мерой для зодчего.

Ирина Кравченко

Изображение на обложке: Felipe Pérez Lamana/Unsplash       

Посмотреть все статьи

Видео на ПОИСКе

Показать все
Скачать последний выпуск Поиск
Скачайте последний выпуск газеты «ПОИСК» бесплатно прямо сейчас Скачать

ПОИСК — путеводитель по науке

Показать все