Официально

Распоряжением Президиума РАН, которое подписал Владимир Фортов 22 марта, исполнение обязанностей президента Российской академии наук сроком на шесть месяцев (до 28 сентября 2017 года) возложено на вице-президента РАН академика Валерия Козлова. Документ опубликован на сайте Академии наук.

Владимир Путин подписал указ, в соответствии с которым орденами Дружбы награждены заместитель генерального конструктора, член правления ОАО «Научно-производственный комплекс «Научно-исследовательский институт дальней радиосвязи» Виктор Собчук и заместитель директора по науке Института географии РАН Владимир Колосов.

Дмитрий Медведев распорядился дополнить перечень федеральных государственных унитарных предприятий, имеющих существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан РФ, обороноспособности и безопасности государства, еще одним пунктом. Глава правительства включил в этот список Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ».

Новости № 35(2015)

Объект государственной экспертизы “Здание содержания подопытных животных на территории ботанического сада Белгородского госуниверситета” обсуждался недавно на общественных слушаниях в НИУ “БелГУ”.

Компания Thomson Reuters и Уральский федеральный университет заключили соглашение о новом этапе стратегического партнерства.

Томский государственный архитектурно-строительный университет и Томский государственный педагогический университет оформили договоренность о стратегическом партнерстве. Соглашение подписали ректоры Виктор Власов (ТГАСУ) и Валерий Обухов (ТГПУ).

На Украине заканчивается вступительная кампания.

Во время состоявшихся недавно выборов мэра Кишинева произошел скандал, затронувший Академию наук Молдовы.

В Белоруссии подводят первые итоги вступительной кампании в высшие учебные заведения. В отличие от прошлых лет не обошлось без шероховатостей...

Палеоантропологи обнаружили древнейшие на сегодняшний день костные останки человеческой руки, обладатель которой был значительно крупнее любого из своих человекоподобных современников.

Планеты-гиганты образовались из мельчайшей гальки: астрономы пересмотрели аккреционную теорию образования небесных тел.

Экспериментальная вакцина, созданная на основе синтетической ДНК, защищает обезьян от коронавируса ближневосточного респираторного синдрома и вызывает иммунный ответ у верблюдов.

Директор Варшавского ветеринарного института проф. Захаров получил разрешение министерства оставить временно институт в Москве, организовав здесь теоретические занятия в помещении городского университета имени Шанявского, а практические - на городских бойнях и в питомниках Сельскохозяйственного института.

Альпари: мошенники без чести - без решения суда человека называть мошенником.

№ 35(2015)

Где птица гнездится? Стерх продолжает удивлять ученых.
У якутов есть поверье: тот, кто однажды увидит танцующего стерха, будет счастливым. Птица счастья воспета в стихах и песнях, а также в изобразительном искусстве Якутии. Что неудивительно, ведь этот край - одно из двух мест на планете, где она гнездится. /Публикации
Схватки мастеров. Россияне доказали, что умеют работать руками.
Шесть медалей завоевала сборная команда мастеров России на чемпионате мира по профессиям WorldSkills competition, состоявшемся в этом году в солнечном бразильском городе Сан-Паулу. Напомним, что официально РФ приняли в состав международной организации WorldSklls International (WSI) только 17 мая 2012 года в ходе очередной генеральной ассамблеи WSI в Южной Корее... /Образование
Доверяя, проверяй. Как не сбиться с пути в публикационной гонке.
На волне публикационного ажиотажа, который с недавних пор наблюдается в России, Казахстане и ряде других государств, возникло множество журналов открытого доступа (Open Access), ориентированных на научно-образовательные пространства этих стран. Поражает то, что журналы OA, добившиеся “скопусовского” статуса (включенные в базу данных Scopus) и, тем самым, ставшие сразу же востребованными, автоматически зачисляются в черный список журналов с сомнительной репутацией - так называемый Beall's List... /Научная политика
Управятся! Молодые ученые СГАУ будут самостоятельно командовать орбитальной группировкой спутников.
Наземный комплекс управления малыми космическими аппаратами Самарского государственного аэрокосмического университета принял управление спутниками “Аист-1”. До недавнего времени студенческими спутниками “Аист-1” управляли специалисты АО “РКЦ “Прогресс” в Центре приема и обработки информации (ЦПОИ) “Самара”. /Образование
Красиво, коротко и ясно. Математики и компьютерщики на совместном форуме нашли общий язык.
Последняя неделя августа в старинном университетском Гейдельберге оказалась не по летнему насыщенной. Хотя студенты еще не съехались, в немецком городке все равно полно молодежи, причем не абы какой, а тщательно отобранной организаторами ставшего уже традиционным мероприятия Heidelberg Laureate Forum. /Международное сотрудничество
В небо рвутся сильные. Авиация прибавляет вузу амбиций.
Международный форум университетов, готовящих кадры для аэрокосмической отрасли, под названием “Аэрокосмический университет будущего” прошел в рамках Евразийского аэрокосмического конгресса. Представители вузов встретились на нем с руководством Федерального космического агентства, Минпромторга, ЦАГИ и ЦУП - ЦНИИмаш. /Образование
Ни “Протона”, ни “Бозона”. Что ждет академическую жилищную программу?
Тревожный сигнал пришел из Сибирского отделения РАН. В институты Новосибирского академгородка поступил запрет на создание уже согласованных жилищно-строительных кооперативов. Что это - специфический региональный подход, или взят курс на сворачивание льготных ЖСК?.. /Научная политика
Сочетания несочетаемого. Изучение парадоксальных физических явлений сулит новые открытия.
Хотите - верьте, хотите - нет, но доказано, что квантовая механика помогает найти не только объяснения субатомным явлениям, но и друзей во всем мире. Думаете, КВНовская шутка? Вовсе нет, подобное - реалии жизни многих талантливых ученых. Среди тех, кто убедительно доказывает это, - ведущий научный сотрудник Физико-технического института им. А.Ф.Иоффе РАН Михаил ГЛАЗОВ... /Наука
О людях и народах. Гуманитарные науки очеловечиваются.
Екатеринбург впервые стал местом сбора Конгресса антропологов и этнологов России. Одиннадцатый по счету, проведенный в рамках Федеральной целевой программы “Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)”, нынешний форум под названием “Контакты и взаимодействие культур” получился очень представительным. /Наука
По пути в меганауку. Молодежь осваивает уникальные установки.
В НИЦ “Курчатовский институт” и Институте кристаллографии им. А.В.Шубникова РАН прошла Национальная молодежная научная школа для молодых ученых, аспирантов и студентов по современным методам исследований наносистем и материалов “Синхротронные и нейтронные исследования” (СИН-нано-2015). В ней приняли участие более 100 молодых исследователей из самых разных городов: Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Казани, Томска, Новосибирска, Владивостока и т.д... /Наука
Червь познания. Традиционная наживка проясняет законы миграции живых существ.
Что может быть обыденнее дождевого червя? Каждый из нас видел его не раз, особенно часто - после дождя (за что он и получил свое название), а то и ловил на него рыбешку. Казалось бы, такое популярное существо должно быть изучено вдоль и поперек. Но нет: ученые интересовались им не слишком часто. Заведующий лабораторией молекулярных биотехнологий Института цитологии и генетики СО РАН, обладатель гранта Президента РФ Сергей ШЕХОВЦОВ­ среди тех, кто сегодня восполняет этот пробел... /Наука
В шаге от катастрофы Рассекречены архивные документы о Карибском кризисе
Как бы его ни называли: Карибский или Кубинский, “ракетный” или “октябрьский” - это был опаснейший международный кризис. Он разразился 50 с лишним лет назад, в октябре 1962 года, о нем написана масса исследований, но появление новых архивных документов, американских и российских, вновь вызывает к нему интерес... /Публикации
Без шума и гари. Грузовики едут в завтра.
...Как часто вам приходилось просыпаться ни свет ни заря от того, что за окном, на еще пустой улице, раскатисто тарахтит старательный мусоровоз? А снегоуборочная машина? Вопросы эти - отнюдь не праздные, ведь сладко понежиться в постели несколько лишних минут, а не нервно подскакивать от грохота и испуга предпочтет любой измученный стрессами житель мегаполиса. Что ж, вполне вероятно, вскоре ситуация изменится... /Инновации

Рособрнадзор сообщил, что досрочная сдача ЕГЭ в этом году пройдет с 23 марта по 14 апреля (основной период - с 29 мая по 1 июля 2017 года). В 2017 году раньше решили сдать экзамен 44 тысячи человек, из них 2 тысячи - выпускники текущего года, 210 участников с ограниченными возможностями здоровья.

МГУ им. М.В.Ломоносова приглашает на День открытых дверей, который будет проходить в Главном здании университета 26 марта. В 10.00 состоится открытие выставок-презентаций всех факультетов МГУ в фойе Актового зала Главного здания университета.

На сайте Московского образовательного интернет-телеканала дан старт пятому сезону проекта “Вопросы, важные для всех”, в рамках которого любой житель столицы может задать волнующий его вопрос о развитии образования руководителю Департамента образования города Москвы Исааку Калине.

В 2016 году чистая прибыль предприятий сельскохозяйственного профиля, подведомственных ФАНО, составила 1,552 млрд рублей (в 2013-м - 421 млн). Таким образом, за три года динамика чистой прибыли опытных производств в сельском хозяйстве превысила 350%.

Количество бюджетных мест в МГУ им. М.В.Ломоносова увеличится на три тысячи. Об этом на пресс-конференции в ТАСС заявил ректор вуза Виктор Садовничий.

Международная конференция “Modern Trends in Dendrimer Chemistry and Applications” предоставляет уникальную возможность узнать о новых разработках как в России, так и за рубежом в области синтеза и применения дендримеров. Конференция будет проходить в Москве, с 1 по 4 октября 2017 года, на базе ИНЭОС РАН.

Российский научный фонд начал прием заявок по первым трем конкурсам Президентской программы исследовательских проектов, реализуемых ведущими, в том числе молодыми, учеными, которая была разработана в соответствии с поручением главы государства. Научные исследования в рамках этой программы должны быть направлены на решение конкретных задач по приоритетным направлениям, обозначенным в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации.

О конкурсе на соискание золотой медали имени Е.М.Примакова, проводимом Российской академией наук в 2017 году Российская академия наук объявляет конкурс на соискание золотой медали имени Е.М.Примакова, присуждаемой отечественным ученым за выдающиеся научные достижения в области мировой экономики и международных отношений.

Конкурс 2018 года проектов фундаментальных научных исследований, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” совместно с Министерством по науке и технологиям Тайваня.

Фонд развития теоретической физики “БАЗИС” объявляет прием заявок в рамках Программы индивидуальных грантов - 2017 для поддержки ведущих ученых и талантливых молодых исследователей, проводящих теоретические исследования в области фундаментальной физики.

Фонд изучения глобальных рисков (The Global Challenges Foundation) запустил международный конкурс (с призовым фондом в 5 миллионов долларов), который определит перспективные модели международного сотрудничества для преодоления значимых угроз человечеству, среди которых: изменение климата, применение оружия массового поражения и крайняя бедность.

17.03.2017