Официально

Утвержден регламент проведения Минобрнауки ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд. Полномочия по проведению ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд возложены на Департамент контрольно-ревизионной деятельности и аудита.

Приказом Министерства науки и высшего образования предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных государственных унитарных предприятий, подведомственных Минобрнауки, и среднемесячной заработной платы работников (без учета заработной платы руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера) этих предприятий установлен в кратности 8.

Рособрнадзор собирается снизить количество внеплановых проверок деятельности образовательных организаций.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (на основании решения Арбитражного суда) прекратила действие лицензии Института права и экономики.

Новости № 3(2016)

В Коми-Пермяцком институте повышения квалификации работников образования состоялась встреча с учеными Института этнологии и антропологии РАН и Пермского гуманитарно-педагогического университета.

Легендарный поэт Евгений Евтушенко стал Почетным профессором Ульяновского госуниверситета.

В Тюменском государственном неф­тегазовом университете прошел брифинг ректора вуза Олега Новоселова.

В Минске прошел первый Евразийский форум молодых ученых (Yes-форум). Около 500 исследователей из 12 стран собрались, чтобы обсудить проблемы развития мировой науки, а также представить совместные научные проекты.

Президент Украины Петр Порошенко сообщил о своем решении подписать закон “О научной и научно-технической деятельности”.

В Казахстане все высшие учебные заведения подвергли классификации с целью определения их “значимости для научно-технического и социально-экономического развития страны”.

Каменные орудия неизвестного происхождения обнаружены на индонезийском острове.

Исследование мамонтенка Жени, найденного три года назад на берегу Северного Ледовитого океана, показало, что люди дошли до Арктики по меньшей мере 45 тысяч лет назад.

Современное человечество обязано своей иммунной системой неандертальцам и денисовцам, об этом свидетельствуют результаты новых генетических исследований.

В окрестностях Ессентуков обнаружены залежи каменного угля. Из областного правления получены заявочные свидетельства на право добычи угля. Владельцы лавок организовали товарищество и весной приступают к разработке залежей. В курортах наступили холода. Морозы достигают 10 градусов. Замечается усиленный приезд больных.

№ 3(2016)

Знания - роскошь. Иногородним аспирантам жизнь в столице теперь не по карману.
Редкое выступление руководителей Федерального агентства научных организаций обходится без освещения достижений ФАНО в кадровой сфере. Агентство разработало и начало реализовывать масштабные программы подготовки кадрового резерва, вышло с идеей специальной академической аспирантуры - диссертантуры... /Научная политика
Услышано? Средства на госзадания распределят с учетом мнения ученых.
Среди документов, размещенных на сайте Совета по науке при Минобрнауки по итогам последнего в минувшем году заседания этой организации, есть приказ министерства об утверждении “Методических рекомендаций по распределению субсидий, предоставляемых федеральным бюджетным или автономным учреждениям, выполняющим работы в сфере образования и науки”... /Научная политика
Удержаться на орбите. Кризис не остановит космические исследования.
Накануне Нового года на заседании Совета Российской академии наук по космосу президент РАН Владимир Фортов и генеральный директор Роскосмоса Игорь Комаров подписали масштабное соглашение о сотрудничестве в рамках Федеральной космической программы на 2016-2025 годы (ФКП-2025). /Научная политика
В ожидании оживления. В НГУ проведена реорганизация гуманитарных факультетов.
Под занавес уходящего года Ученый совет Новосибирского государственного университета принял решение о реорганизации гуманитарных факультетов: факультет журналистики, факультет иностранных языков и традиционный гуманитарный факультет будут объединены в Гуманитарный институт, а юридический и философский факультеты - в Институт философии и права. /Образование
Хаос призвали к порядку. Ученые сделали открытие, разложив по “полочкам” гены в ядре клетки.
Наверное, таков стереотип мышления: раз сделано открытие - событие, понятное дело, выдающееся, - значит, на него ушли долгие годы. Однако группа ученых во главе с заведующим лабораторией Института биологии гена РАН, завкафедрой молекулярной биологии биофака МГУ, членом­-корреспондентом РАН, профессором Сергеем Разиным уложилась всего­то года за два - два с половиной. И все же, стереотип, как оказалось, не подвел. /Наука
Взрослые - за парту! Силу личности и коллектива формирует конкурентоспособность.
В последнюю декаду 2015 года в Кремле состоялось заседание Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования в Российской Федерации. Казалось бы, не наша, школьная тема. Но, говоря о необходимости для общества системы повышения профессионального роста учителей, президент В.Путин подчеркнул, что в деле внедрения современных программ подготовки и повышения квалификации педагогов надо расширять участие вузов... /Образование
Законы для взвесей. Пользу и вред аэрозолей можно строго регламентировать.
Хотим того или нет, но мы всегда вдыхаем аэрозоли. Обычная пыль, дым, спреи, с помощью которых лечим заболевания верхних дыхательных путей, - это все они. Мельчайшие частицы твердых веществ или жидкостей, находящиеся в воздухе во взвешенном состоянии, проникают всюду, даже туда, куда не должны бы, например внутрь защитных масок... /Наука
Испытание автономией. Вузы оценили риски самостоятельного плавания.
На передний план модернизации российского высшего образования выдвигается задача формирования университетов, способных развиваться как автономные многопрофильные корпорации. Развитие в вузах стратегического и финансового менеджмента в последнее время регулярно провозглашается как один из ключевых трендов реформирования образовательной системы страны... /Образование
Программный бой. Вузовские преподаватели истории объединились для борьбы за свой предмет.
На заседании УМО по укрупненной группе специальностей и направлениям подготовки “История и археология”, состоявшемся в конце прошлого года, историки предложили министру образования и науки Д.Ливанову утвердить типовую программу по истории для негуманитарных вузов (см. “Поиск” №49, 2015)... /Образование
Остаются с человеком. Бифидобактерии удивляют стабильностью.
Ученые Российского национального исследовательского медицинского университета (РНИМУ) им. Н.И.Пирогова и Северо-Кавказской государственной гуманитарно-технологической академии завершили инициативный проект в рамках научной темы “Развитие микробиоты кишечника человека” кафедры микробиологии РНИМУ им. Н.И.Пирогова... /Наука
Сердечные послания. Данные ЭКГ станут более информативными.
“Что-то сердце прихватило, надо бы сделать ЭКГ”, - говорим мы порой, не особенно думая о том, что скрывается за привычной аббревиатурой. Знаем только, что сложные кривые линии, которые выдает аппаратура, точно отражают состояние жизненно важного органа. И это так, тем более что метод постоянно совершенствуется... /Наука
Текучее притяжение. Экзотическим магнитным жидкостям находят новое применение.
Магниты бывают не только твердыми, какие мы знаем с детства и чьи особенности изучали на уроках физики. Их стали делать еще и жидкими. Такие субстанции не только любопытны с научной точки зрения, но и обладают важными для прикладного использования свойствами. Подобного рода инновационные вещества вызывают огромный интерес исследователей, пытающихся полнее раскрыть их возможности... /Наука
О чем раздумывает робот. Искусственному интеллекту есть куда расти.
Тема робототехники сегодня все активнее звучит и в школьных классах, и в стенах самых высоких кабинетов, и со страниц СМИ... Стремительно растет число разных мероприятий, в названии которых прописано слово “робот” или его производные, все они обещают участникам увлекательные дискуссии и встречи... /Инфосфера
К вопросу об А. Документы брежневской эпохи проливают свет на состояние экономики СССР.
О Леониде Брежневе мы знаем если не все, то очень многое. Особенно касавшееся последних лет его жизни. Знаем, как любил награды и охоту, как обцеловывал сподвижников и страстно болел за хоккейный “ЦСКА” - да много чего еще. И что глава государства, фактически единолично руководивший огромной страной... стал героем анекдотов. Но вот мы знакомимся с выставкой “Брежнев. К 109-летию со дня рождения”, открывшейся недавно в Выставочном зале Государственного архива РФ, и мысленно разводим руками: нет, далеко не все нам известно о человеке, возглавлявшем Советский Союз... /Публикации
Ускользнувшая красота. Археологи предлагают по-новому взглянуть на древнюю историю Кавказа.
Древнюю культуру, открытую в Кисловодской котловине, которую порядка 10 лет изучают российские и немецкие ученые, один из руководителей экспедиции кандидат исторических наук Андрей Белинский предложил отныне называть приэльбрусской. Вполне вероятно, что под этим названием она и войдет в анналы археологической науки... /Наука
Тяжесть перемены мест. Что мешает мобильности наших ученых?
Недавно в ИМЭМО РАН под редакцией доктора экономических наук Ирины Дежиной вышла книга “Межсекторальная мобильность научных кадров”. В ее основу легла работа, выполненная в рамках проекта РГНФ и посвященная анализу межсекторальной мобильности исследователей, связанной с переходами ученых из институтов и государственных научных организаций в компании и наоборот... /Международное сотрудничество
Вылечить и вырастить
Среди исследований, ведущихся в Томском политехническом университете, особое место занимают работы, связанные с медицинской инженерией и ресурсоэффективными технологиями /Образование
Геометрия в почете
Одним из лауреатов Премии Крафорда, ежегодно присуждаемой Королевской Шведской академией наук (Royal Swedish Academy of Sciences), стал известный советско-американский математик Яков Элиашберг. /Международное сотрудничество
Анкета для медиа-опроса
Вниманию участников ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы»! Приглашаем к участию в медиа-опросе на тему "Как передовую идею сделать товаром?" /КПД: Конкуренция, Практика, Достижения

В рамках Первого Форума межрегионального сотрудничества России и Узбекистана в Ташкенте состоялся Российско-узбекский образовательный форум «Новые кадры - для новой экономики», собравший ректоров более 200 вузов из обеих стран. Практическим результатом мероприятия стало подписание 128 соглашений о сотрудничестве и реализации совместных образовательных программ и проектов между университетами России и Узбекистана.

Скончался лауреат Нобелевской премии по химии 2008 года Осаму Симомура. Об этом проинформировало агентство Kyodo со ссылкой на сообщение Университета Нагасаки. Ученому было 90 лет.

Многие выпускники, сдавшие в 2018 году Единый государственный экзамен по истории, продемонстрировали слабое знание исторических деятелей, плохо ориентировались в истории культуры и путали события, происходившие в России XX века. Эти и другие проблемные моменты отмечают руководители федеральных комиссий по разработке контрольных измерительных материалов ЕГЭ, сообщает пресс-служба Рособрнадзора со ссылкой на данные Федерального института педагогических измерений.

Ни один российский вуз не вошел в первые сотни свежих предметных рейтингов Times Higher Education.

России и Китаю нужно расширять направления подготовки специалистов в рамках двусторонних контактов. Об этом заявила ТАСС заместитель министра науки и высшего образования Марина Боровская в преддверии 19-го заседания российско-китайской комиссии по гуманитарному сотрудничеству.

Уникальный научный радиотелескоп «Суффа» в Узбекистане может быть достроен в течение 5-7 лет, сообщил ТАСС президент Российской академии наук Александр Сергеев.

Государственная публичная научно-техническая библиотека России отпраздновала 60-летний юбилей. Поздравить ГПНТБ собрались более 100 ученых из России, Белоруссии, Казахстана и других стран. С пожеланиями в адрес коллектива библиотеки выступили представители свыше 50 организаций культуры, образования и науки, сообщает пресс-служба Минобрнауки.

Конкурс на лучшие научные проекты фундаментальных исследований, выполняемых талантливой молодежью под руководством ведущего ученого (“Наставник”), проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” совместно с г. Севастополь