Официально

В Совете Федерации прошел круглый стол на тему «Нормативно-правовое обеспечение деятельности студенческих отрядов». В его работе приняли участие представители Совета Федерации, Госдумы, Палаты молодых законодателей при Совете Федерации, региональных органов власти, студенческих отрядов.

В Минобрнауки Чечни состоялось совещание с участием руководителя Рособрнадзора Сергея Кравцова, директора Федерального центра тестирования Юлии Егоровой, министра образования и науки Чеченской Республики Исмаила Байханова, руководителей пунктов проведения экзамена и предметных комиссий республики. Совещание было посвящено проведению государственной итоговой аттестации в 2017 году.

Президиум РАН принял постановление о программе работы Общего собрания РАН, в ходе которого пройдут выборы руководства академии. Сессия запланирована на 25, 26 и 28 сентября 2017 года.

Новости № 36(2016)

В Забайкальском госуниверситете в конце августа прошли мероприятия в рамках летнего университета Азиатско-Европейского фонда (Asia-Europe foundation).

Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М.Сеченова и Институт развития Интернета договорились о сотрудничестве.

Томский политехнический университет договорился о сотрудничестве с Национальной лабораторией DESY (Германия) - одним из крупнейших европейских физических центров.

Сибирские ученые воссоздали картину нейрохирургической операции, произведенной 3000 лет назад. Подробности - в The Siberian Times.

Нейроны жажды предвосхищают последствия еды и питья для поддержания водно-солевого баланса - это обнаружено на мышах методом оптогенетики. С подробностями - MedicalXpress; University of California San Francisco News Service.

Запуск первого в мире спутника для испытания возможностей квантовой связи в космосе состоялся в Китае. Об этом сообщают Physicsworld.com; Xinhua.

Согласно наблюдениям, сделанным моряками и рыболовами, присутствие подводной лодки сравнительно нетрудно обнаружить...

№ 36(2016)

Воспитание страсти. Школьников увлекают инженерным делом.
В последнюю субботу августа большие и маленькие жители Тулы стали участниками нового для города мероприятия - первого Всероссийского фестиваля промышленности “ТулаТех”. /Образование
ЭТО - наше будущее. В Томском политехе умеют готовить элитные инженерные кадры.
Почти у 10% первокурсников ТПУ с этого года появилась возможность изучать новые предметы, названия которых так и будят воображение: футурология, конфликтология, управление человеческими ресурсами, практическая психология... ждут их и прикладная физика, и математика, и 3D-моделирование, и принципы бережливого производства, и программирование микроконтроллеров, и многое-многое другое. Все перечисленное входит в состав дополнительной образовательной программы Элитного технического образования ТПУ. /Образование
Лаской, а не жесточью. Как царским чиновникам предписывалось управлять “иноверцами”.
У доктора исторических наук Вадима Трепавлова, руководителя Центра истории народов России и межэтнических отношений Института российской истории РАН, девять монографий и примерно столько же книг, где ему принадлежат главы и разделы, а статей - и не сосчитать. Одно из направлений, которым ученый занимается многие годы, - история национальной политики России. /Публикации
Познавая разум. Нейросети строят по образу и подобию человеческого мозга.
Понять принципы работы мозга и смоделировать мыслительный процесс - эту амбициозную задачу человечество решает уже более полусотни лет. Пока возможности компьютерных систем, построенных по образцу живой нейросети, ограниченны... /Инновации
В металле крылатом. Уральцы знают толк в алюминии.
Ученые Института высокотемпературной электрохимии (ИВТЭ) Уральского отделения РАН продемонстрировали представителям руководства Объединенной компании РУСАЛ опытный электролизный участок, где проходят расширенные испытания новых технологий получения алюминиевых сплавов - самых востребованных продуктов на рынке “крылатого” металла. /Инновации
Моменты просветления. Чтобы поставить точный диагноз, орган пациента можно на время сделать прозрачным.
Перечисление всех важных научных достижений, наград, званий и должностей профессора Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского Валерия ­ТУЧИНА могло бы сделать эту вступительную часть сравнимой по размеру с основным материалом. И в отечественных, и в международных оценках его деятельности отмечается “беспрецедентный вклад” в научную и образовательную сферы... /Наука
Онлайн-движение. Информатизация помогает шаг за шагом улучшать качество жизни.
Оказавшись в Баку, мы обратились к академику-секретарю Национальной академии наук Азербайджана Расиму ­Алигулиеву, директору Института информационных технологий НАНА, с просьбой рассказать, на чем сейчас сосредотачивает усилия возглавляемый им коллектив. /Инфосфера
Приказ про нормо-час. Вводится новая схема расчета стоимости госзадания.
Объем финансового обеспечения государственного задания академических институтов теперь будет вычисляться по новой схеме - на основе нормирования труда ученых. /Научная политика
Время инженеров. МГТУ открыл учебный год актуальной дискуссией.
Начало учебного года в МГТУ им. Н.Э.Баумана решили отметить по-деловому. Вуз пригласил спикера верхней палаты парламента Сергея Нарышкина и провел заседание Совета по образованию и науке при председателе Госдумы с участием руководителей ведущих технических университетов. /Научная политика
Пытливый импульс. Разработана новая технология неразрушающего контроля.
Уникальный прибор лазерно-ультразвуковой диагностики материалов, созданный в Национальном исследовательском технологическом университете “МИСиС”, способен обнаружить мельчайшие внутренние дефекты с точностью до сотых миллиметра. /Инновации
Текст в цифре. Математики учатся предсказывать социальные потрясения.
Математики и востоковеды Санкт-Петербургского государственного университета разработали уникальный метод цифрового анализа текстов, написанных на арабском языке. /Наука
Ловись, рыбка! Ученые помогают промысловикам.
Ихтиофауна и тейтофауна Дальнего Востока, а также роль миграции в жизни рыб и кальмаров российские ученые изучают с начала прошлого века... /Публикации
Крутится, вертится над головой… Информация со спутников питает разные отрасли.
На одном из недавних своих заседаний Президиум Российской академии наук заслушал обширный доклад генерального директора АО “Информационные спутниковые системы” имени академика М.Ф.Решетнёва” члена-корреспондента РАН Николая Тестоедова “Информационные спутниковые системы в науке и технике”... /Публикации
Вредная польза? Половина россиян не одобряет научно-технический прогресс.
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представляет данные мониторинга инновационного поведения населения, которые позволяют оценить обобщенный уровень доверия к науке со стороны россиян. /Публикации
Защита светом. Использование квантовых битов сделает информацию совершенно секретной.
Научный сотрудник Физико-технологического института РАН кандидат физико-математических наук Константин КАТАМАДЗЕ вместе с коллегами работает над проектом “Генерация и контроль неклассических состояний света для задач квантовой информации”. Результаты исследований помогут значительно увеличить скорость и дальность передачи данных, приблизиться к решению ряда сложных задач в фундаментальной и прикладной сферах... /Инфосфера
Ближе к звездам. На Кавказе заработала новая обсерватория.
В Кисловодскую обсерваторию Государственного астрономического института им. П.К.Штернберга МГУ им. М.В.Ломоносова я приехал в тот момент, когда группа студентов второго курса физфака университета отправилась в Специальную астрофизическую обсерваторию РАН для знакомства с ее работой... /Публикации
От катархея до кайнозоя. Исследования сибирских геологов охватывают миллиарды лет истории Земли.
В первый год реформы Академии наук в иркутском Институте земной коры СО РАН сменился директор. Коллектив возглавил доктор геолого-минералогических наук Дмитрий Гладкочуб, затем избранный в профессора РАН. /Публикации
Самое яркое динамо. Тайны Cолнца не постичь без установок mega-science.
Физики называют Солнце самым крупным термоядерным реактором в нашей планетной системе. Но светило - еще и динамо-машина, производящая мощнейшие электромагнитные импульсы... /Наука
Включить воображение! Перспективы научных структур Великобритании впечатляют.
Манчестер этим летом очень напоминал Москву. Центр города перекопан и частично перекрыт, повсюду дорожные работы, прокладка коммуникаций, а на одной из самых протяженных и пафосных улиц города - Oxford street - развернулась гигантская стройка. Через пару лет на ее месте возникнет крупнейший научно-производственный комплекс. Но уже сегодня о Манчестере говорят как о наиболее быстрорастущем инновационном регионе Великобритании. /Международное сотрудничество
Далекое - близко! До новой планеты - чуть более 4 световых лет.
Астрономы обнаружили ближайшую к нашей Солнечной системе планету (экзопланету), схожую с Землей и пригодную для жизни. Речь идет о Proxima b, которая обращается вокруг звезды Проксима Центавра. /Наука
В начале - слово. Священное Писание с точки зрения семиотики.
Сотрудник лаборатории семиотики и знаковых систем Новосибирского госуниверситета Борис Клейман дешифровал фрагменты библейских текстов и выявил в Писании связи с ближневосточной, греческой и сибирской мифологиями. /Публикации

К Ставропольскому НИИ сельского хозяйства присоединены Всероссийский НИИ овцеводства и козоводства, Ставропольский ботанический сад им. В.В.Скрипчинского, Ставропольская опытная станция по садоводству Северо-Кавказского зонального НИИ садоводства и виноградарства и Научно-исследовательская станция шелководства. Вместе они станут Северо-Кавказским федеральным научным аграрным центром.

Ректором Московского педагогического государственного университета избран Алексей Лубков. Предыдущего руководителя вуза Алексея Семенова министр образования и науки Ольга Васильева освободила от должности 17 октября 2016 года.

Свыше 200 молодых ученых и уникальных специалистов подали заявки на участие в программе социальной ипотеки в Московской области в 2017 году, сообщает пресс-служба областного Министерства инвестиций и инноваций.

Ученые Национального научного центра морской биологии ДВО РАН создали первый в России банк глубоководных организмов, сообщает пресс-служба ФАНО. В биобанке находится уникальный биологический материал, ценный для биохимиков, молекулярных биологов, генетиков.

В Рапид-Сити (США) прошел финал Чемпионата мира по программированию ACM ICPC-2017. Абсолютным чемпионом стала команда Университета ИТМО.

Минобрнауки объявило о проведении шестого конкурса на получение мегагрантов. Размер каждого гранта правительства на проведение научных исследований в 2018-2020 годах составит до 90 миллионов рублей каждый.

Продолжается прием работ на конкурс на соискание Премии имени А.Ф.Иоффе, присуждаемой за выдающиеся работы в области физики.

Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований, проводимый совместно с федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и Государственным комитетом по науке Министерства образования и науки Республики Армения.

Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” совместно с организациями-участниками Евразийской ассоциации поддержки научных исследований (ЕАПИ).

Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” совместно с организациями-участниками программы “ERA.Net RUS plus”.

14.04.2017