Официально

На сайте Федерального агентства научных организаций опубликован августовский приказ об утверждении Положения о кадровом резерве ФАНО. С текстом документа можно ознакомиться по ссылке.

На базе Всероссийского НИИ мясной промышленности им. В.М.Горбатова создан Федеральный научный центр. Для этого к научно-исследовательскому институту присоединено восемь научных организаций.

На сайте Минобрнауки опубликованы рекомендации министерства по управлению правами на результаты интеллектуальной деятельности в организациях. Документ доступен по ссылке.

Минобрнауки утвердило состав Координационного совета по вопросам повышения эффективности формирования у детей и молодежи устойчивости к антиобщественным проявлениям. Внесены также изменения в приказ об организации работы в министерстве «по обеспечению условий для формирования у детей и молодежи гражданской позиции, стойкого неприятия идей экстремистской и террористической направленности».

Новости № 36(2016)

В Забайкальском госуниверситете в конце августа прошли мероприятия в рамках летнего университета Азиатско-Европейского фонда (Asia-Europe foundation).

Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М.Сеченова и Институт развития Интернета договорились о сотрудничестве.

Томский политехнический университет договорился о сотрудничестве с Национальной лабораторией DESY (Германия) - одним из крупнейших европейских физических центров.

Сибирские ученые воссоздали картину нейрохирургической операции, произведенной 3000 лет назад. Подробности - в The Siberian Times.

Нейроны жажды предвосхищают последствия еды и питья для поддержания водно-солевого баланса - это обнаружено на мышах методом оптогенетики. С подробностями - MedicalXpress; University of California San Francisco News Service.

Запуск первого в мире спутника для испытания возможностей квантовой связи в космосе состоялся в Китае. Об этом сообщают Physicsworld.com; Xinhua.

Согласно наблюдениям, сделанным моряками и рыболовами, присутствие подводной лодки сравнительно нетрудно обнаружить...

№ 36(2016)

Воспитание страсти. Школьников увлекают инженерным делом.
В последнюю субботу августа большие и маленькие жители Тулы стали участниками нового для города мероприятия - первого Всероссийского фестиваля промышленности “ТулаТех”. /Образование
ЭТО - наше будущее. В Томском политехе умеют готовить элитные инженерные кадры.
Почти у 10% первокурсников ТПУ с этого года появилась возможность изучать новые предметы, названия которых так и будят воображение: футурология, конфликтология, управление человеческими ресурсами, практическая психология... ждут их и прикладная физика, и математика, и 3D-моделирование, и принципы бережливого производства, и программирование микроконтроллеров, и многое-многое другое. Все перечисленное входит в состав дополнительной образовательной программы Элитного технического образования ТПУ. /Образование
Лаской, а не жесточью. Как царским чиновникам предписывалось управлять “иноверцами”.
У доктора исторических наук Вадима Трепавлова, руководителя Центра истории народов России и межэтнических отношений Института российской истории РАН, девять монографий и примерно столько же книг, где ему принадлежат главы и разделы, а статей - и не сосчитать. Одно из направлений, которым ученый занимается многие годы, - история национальной политики России. /Публикации
Познавая разум. Нейросети строят по образу и подобию человеческого мозга.
Понять принципы работы мозга и смоделировать мыслительный процесс - эту амбициозную задачу человечество решает уже более полусотни лет. Пока возможности компьютерных систем, построенных по образцу живой нейросети, ограниченны... /Инновации
В металле крылатом. Уральцы знают толк в алюминии.
Ученые Института высокотемпературной электрохимии (ИВТЭ) Уральского отделения РАН продемонстрировали представителям руководства Объединенной компании РУСАЛ опытный электролизный участок, где проходят расширенные испытания новых технологий получения алюминиевых сплавов - самых востребованных продуктов на рынке “крылатого” металла. /Инновации
Моменты просветления. Чтобы поставить точный диагноз, орган пациента можно на время сделать прозрачным.
Перечисление всех важных научных достижений, наград, званий и должностей профессора Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского Валерия ­ТУЧИНА могло бы сделать эту вступительную часть сравнимой по размеру с основным материалом. И в отечественных, и в международных оценках его деятельности отмечается “беспрецедентный вклад” в научную и образовательную сферы... /Наука
Онлайн-движение. Информатизация помогает шаг за шагом улучшать качество жизни.
Оказавшись в Баку, мы обратились к академику-секретарю Национальной академии наук Азербайджана Расиму ­Алигулиеву, директору Института информационных технологий НАНА, с просьбой рассказать, на чем сейчас сосредотачивает усилия возглавляемый им коллектив. /Инфосфера
Приказ про нормо-час. Вводится новая схема расчета стоимости госзадания.
Объем финансового обеспечения государственного задания академических институтов теперь будет вычисляться по новой схеме - на основе нормирования труда ученых. /Научная политика
Время инженеров. МГТУ открыл учебный год актуальной дискуссией.
Начало учебного года в МГТУ им. Н.Э.Баумана решили отметить по-деловому. Вуз пригласил спикера верхней палаты парламента Сергея Нарышкина и провел заседание Совета по образованию и науке при председателе Госдумы с участием руководителей ведущих технических университетов. /Научная политика
Пытливый импульс. Разработана новая технология неразрушающего контроля.
Уникальный прибор лазерно-ультразвуковой диагностики материалов, созданный в Национальном исследовательском технологическом университете “МИСиС”, способен обнаружить мельчайшие внутренние дефекты с точностью до сотых миллиметра. /Инновации
Текст в цифре. Математики учатся предсказывать социальные потрясения.
Математики и востоковеды Санкт-Петербургского государственного университета разработали уникальный метод цифрового анализа текстов, написанных на арабском языке. /Наука
Ловись, рыбка! Ученые помогают промысловикам.
Ихтиофауна и тейтофауна Дальнего Востока, а также роль миграции в жизни рыб и кальмаров российские ученые изучают с начала прошлого века... /Публикации
Крутится, вертится над головой… Информация со спутников питает разные отрасли.
На одном из недавних своих заседаний Президиум Российской академии наук заслушал обширный доклад генерального директора АО “Информационные спутниковые системы” имени академика М.Ф.Решетнёва” члена-корреспондента РАН Николая Тестоедова “Информационные спутниковые системы в науке и технике”... /Публикации
Вредная польза? Половина россиян не одобряет научно-технический прогресс.
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представляет данные мониторинга инновационного поведения населения, которые позволяют оценить обобщенный уровень доверия к науке со стороны россиян. /Публикации
Защита светом. Использование квантовых битов сделает информацию совершенно секретной.
Научный сотрудник Физико-технологического института РАН кандидат физико-математических наук Константин КАТАМАДЗЕ вместе с коллегами работает над проектом “Генерация и контроль неклассических состояний света для задач квантовой информации”. Результаты исследований помогут значительно увеличить скорость и дальность передачи данных, приблизиться к решению ряда сложных задач в фундаментальной и прикладной сферах... /Инфосфера
Ближе к звездам. На Кавказе заработала новая обсерватория.
В Кисловодскую обсерваторию Государственного астрономического института им. П.К.Штернберга МГУ им. М.В.Ломоносова я приехал в тот момент, когда группа студентов второго курса физфака университета отправилась в Специальную астрофизическую обсерваторию РАН для знакомства с ее работой... /Публикации
От катархея до кайнозоя. Исследования сибирских геологов охватывают миллиарды лет истории Земли.
В первый год реформы Академии наук в иркутском Институте земной коры СО РАН сменился директор. Коллектив возглавил доктор геолого-минералогических наук Дмитрий Гладкочуб, затем избранный в профессора РАН. /Публикации
Самое яркое динамо. Тайны Cолнца не постичь без установок mega-science.
Физики называют Солнце самым крупным термоядерным реактором в нашей планетной системе. Но светило - еще и динамо-машина, производящая мощнейшие электромагнитные импульсы... /Наука
Включить воображение! Перспективы научных структур Великобритании впечатляют.
Манчестер этим летом очень напоминал Москву. Центр города перекопан и частично перекрыт, повсюду дорожные работы, прокладка коммуникаций, а на одной из самых протяженных и пафосных улиц города - Oxford street - развернулась гигантская стройка. Через пару лет на ее месте возникнет крупнейший научно-производственный комплекс. Но уже сегодня о Манчестере говорят как о наиболее быстрорастущем инновационном регионе Великобритании. /Международное сотрудничество
Далекое - близко! До новой планеты - чуть более 4 световых лет.
Астрономы обнаружили ближайшую к нашей Солнечной системе планету (экзопланету), схожую с Землей и пригодную для жизни. Речь идет о Proxima b, которая обращается вокруг звезды Проксима Центавра. /Наука
В начале - слово. Священное Писание с точки зрения семиотики.
Сотрудник лаборатории семиотики и знаковых систем Новосибирского госуниверситета Борис Клейман дешифровал фрагменты библейских текстов и выявил в Писании связи с ближневосточной, греческой и сибирской мифологиями. /Публикации

Заместитель министра образования и науки Вениамин Каганов ушел со своего поста. Как сообщил «Коммерсанту» пресс-секретарь главы Минобрнауки Андрей Емельянов, замминистра уволился «в связи с переходом на новое место работы».

Нормативно-правовое обеспечение прикладной науки стало темой совместного заседания Комитета Лиги содействия оборонным предприятиям и Союза машиностроителей России. В мероприятии приняли участие представители органов власти, ведущих предприятий, научных и общественных организаций.

Президиум Сибирского отделения РАН обсудил кандидатуры на посты руководителей РАН и СО РАН.

Техническая возможность наладить информирование о баллах ЕГЭ через портал госуслуг существует, сообщил руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов.

На заседании Ведомственной комиссии по оценке результативности деятельности научных организаций, подведомственных ФАНО и выполняющих НИОКТР гражданского назначения, представлен отчет о ходе проведения внеочередной оценки.

В Южном федеральном университете прошло заседание рабочей группы Совета Федерации по вопросам студенческого спорта и физической культуры в образовательных организациях.

Объем рынка российского образования в 2016 году составил 1,8 трлн рублей. На онлайн-технологии приходится 1,1% (20,7 млрд рублей), и за ближайшие пять лет этот показатель должен увеличиться до 2,6%, или 53,3 млрд рублей.

15.09.2017