37172

На встрече с ректорами ведущих российских вузов премьер-министр Дмитрий Медведев попросил их подключиться к разработке нацпроектов в сфере образования и науки и заявил, что в стране должна быть создана единая платформа для университетских онлайн-курсов.

Премьер напомнил, что нацпроекты разрабатываются правительством в рамках выполнения задач, обозначенных в новом майском указе Президента РФ. По его словам, в них будут соединены все предложения и определено финансирование.

— Напомню, что наша страна должна обеспечить конкурентоспособность российского образования в мире. К 2024 году поставлены задачи по вхождению в пятерку стран-лидеров по научным исследованиям. Задачи крайне непростые, — подчеркнул Д.Медведев.

Премьер-министр отметил, что работа будет построена по нескольким направлениям. Это и участие вузов в глобальных рейтингах, формирование образовательных онлайн-платформ, расширение сегмента бизнес-образования, создание кампусов и университетских центров.

По мнению Д.Медведева, ведущие вузы страны «с их потенциалом и историей успеха» должны играть более активную роль в развитии образовательной и научной среды в регионах.

— Для этого у нас есть, например, проект создания в регионах университетских центров. Подобные инициативы нужно развивать, — подчеркнул глава правительства.

В ходе встречи Д.Медведев напомнил, что Россия — страна, где спрос на высшее образование один из самых высоких в мире: 9 из 10 родителей видят своих детей с вузовскими дипломами. «В этом году мы увеличили план приема на 9 тысяч мест. В общей сложности он превышает 514 тысяч мест, — сказал глава правительства.

Число иностранных студентов в России за последние пять лет выросло в пять раз — до 250 тысяч человек. Такого не было даже в советское время, сообщил ректор МГУ им. М.В.Ломоносова Виктор Садовничий. По его словам, чтобы наращивать эту тенденцию, нужно развивать студенческие кампусы.

Виктор Садовничий коснулся также таких вопросов, как развитие онлайн-обучения, поиск талантов, взаимодействие университетов с РАН.

— Задача государства — сделать таким образом, чтобы онлайн-курсы были качественными, — заметил Д.Медведев, напомнив, что сегодня «на отечественной платформе насчитывается 277 онлайн-курсов.

Ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов предложил наладить сотрудничество вузов с госкорпорациями. По его мнению, помогать государству с финансированием научных проектов университетов могут крупные госкомпании, в том числе с финансированием поисковых прикладных исследований в интересах самих корпораций. По мнению Я.Кузьминова, «этой работе имело бы смысл придать систематический характер».

Для приглашения на работу в Россию молодых перспективных ученых из-за рубежа ректор НИУ ВШЭ предложил ввести новый механизм. На его взгляд, государство могло бы взять на себя часть оплаты труда специалиста. Дмитрий Медведев предупредил, что в таком случае нужен тщательный отбор кандидатов на работу в России: «Иначе таких наприглашаем…» По мнению Я.Кузьминова, претендентов могли бы оценивать профильные комиссии.

Глава правительства отдельно заметил, что от отношения учредителя к судьбе университета зависит благосостояние университета. По словам Д.Медведева, на финансирование отраслевых вузов у предприятий зачастую не хватает средств. В таких случаях университеты должны быть в общей системе, сказал глава кабинета министров.

Образование в РФ пока отстает в таких сферах, как биотехнологии и биомедицина, транспортные науки, телекоммуникации, дизайн и архитектура, и этим направлениям нужно уделить большее внимание, считает Д.Медведев.

Во встрече также приняли участие ректоры МГТУ им. Н.Э.Баумана, Дальневосточного федерального университета, Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики, Томского, Санкт-Петербургского госуниверситета и Тюменского госуниверситетов, МФТИ, РАНХиГС, Санкт-Петербургского политехнического университета, МИФИ. Правительство представляли вице-премьер Татьяна Голикова, министр науки и высшего образования Михаил Котюков, глава Рособрнадзора Сергей Кравцов.

Нет комментариев