40790

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ «Высшая школа экономики» привел 10 главных фактов года, ключевых индикаторов и прогнозных оценок развития науки, технологий и инноваций в РФ. Выборка взята из 35 выпусков экспресс-информаций ИСИЭЗ серий «Наука, технологии, инновации» и «Цифровая экономика».

Факт первый. По абсолютным масштабам занятости в науке Россия занимает 4-е место (уступая только Китаю, США и Японии), а ее исследовательский состав за последние годы заметно омолодился.

По данным 2017 года, в секторе исследований и разработок заняты 707,9 тысячи человек, из них непосредственно исследователей — 359,8 тысячи человек, среди последних, в свою очередь, 43,9% — лица в возрасте до 39 лет (31,8% в 2008 году). Средний возраст исследователей с 2014 года держится на отметке 47 лет.

Факт второй. Укрепляется техническая оснащенность науки, наращивается доля машин и оборудования, обновляется их состав. Стоимость машин и оборудования по итогам 2017 года достигла 827,5 млрд рублей, что в постоянных ценах соответствует уровню наиболее благополучного 1995 года. Новое оборудование (в возрасте до пяти лет) составляет 42,1% стоимости технических средств.

Третье, на что указывают специалисты ИСИЭЗ, — государство остается крупнейшим источником поддержки науки в России. У бизнеса пока мало стимулов для инвестиций в исследования и разработки. Объем внутренних затрат на исследования и разработки в России в 2017 году  чуть превысил 1 трлн рублей, увеличившись на 2,6% к уровню 2016 года (в постоянных ценах). При этом в составе этих затрат доля средств государства (66,2%) вдвое больше доли средств бизнеса (30,2%).

Четвертое, что отмечается в выборке: за последнее десятилетие Россия почти удвоила ежегодное количество научных статей, индексируемых в базах данных Web of Science и Scopus, заняв в рейтинге стран 14-е место (в 2007 году — 13-е). Удельный вес российских публикаций в научных журналах, индексируемых в 2017 году в WoS и Scopus, увеличился на 0,46% и 0,22% соответственно в сравнении с 2016 годом.

Наиболее заметен вклад российских авторов в общемировой поток публикаций в естественных и точных науках (3,7% публикаций, индексируемых в WoS). Далее идут технические науки (2,7%), социальные (1,5%), гуманитарные (1,5%), медицинские (0,7%), сельскохозяйственные (0,6%).

По числу патентных заявок на изобретения Россия находится на 12-м месте в мире. Сфера технологической специализации страны за последние 10 лет практически не менялась — это пятый факт.

Россия специализируется на разработке технологий в таких областях, как анализ биоматериалов; обработка поверхностей и нанесение покрытий; материалы и металлургия; микроструктурные и нанотехнологии; защита окружающей среды; двигатели, насосы, турбины.

По-прежнему не входят в сферу технологической специализации страны значимые для цифровой экономики области: аудиовизуальные технологии, телекоммуникации, цифровая связь, компьютерные технологии. В каждой из них Россия находится лишь во второй десятке по числу патентуемых изобретений.

Факт шестой. Готовность к сетевому взаимодействию в науке коррелирует с уровнем инновационной активности организаций. Совместные проекты в сфере исследований и разработок по итогам 2017 года ведут 3,3% организаций промышленности, среди осуществлявших технологические инновации — 27,4%.

Абсолютное большинство (свыше 90%) научных коллабораций реализуется на внутреннем рынке и с участием российских партнеров. На страны ЕС приходится 3,5% совместных проектов, СНГ — 1,6%, США и Канаду — 0,9%, Индию и Китай — 0,8%.

Факт седьмой. Интенсивность инновационных процессов невысока и пока не отвечает задаче ускорения технологического развития РФ. В масштабах экономики эффект от инновационной деятельности мало заметен. Технологические инновации в 2017 году осуществляла 2321 организация промышленного производства, или 9,6% от их общего числа (для сравнения: в Германии — 58,9%, Финляндии — 52%, Франции — 46,5%, Великобритании — 45,7%, Дании — 39,4%). Производство инновационной продукции, основанной на новых и усовершенствованных технологиях, в 2017 году в промышленности составило 3,4 трлн руб. (-13% в сопоставимых ценах к уровню 2016 года).

Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме продаж не превышает 6,7% (для сравнения: в Великобритании — 43,5%, Швейцарии — 24,5%, Франции — 23,6%, Испании — 22,4%).

По оценкам экспертов ИСИЭЗ, цифровизация может обеспечить к 2030 году рост ВВП на 30% при благоприятных институциональных условиях и развитии ИКТ-инфраструктуры. Это факт номер восемь.

Инфраструктуру цифровой экономики формируют организации сектора ИКТ, ведущие деятельность в сфере телекоммуникаций, производства оборудования, оптовой торговли ИКТ-товарами или оказания ИКТ-услуг. По данным за 2017 год, в этом секторе работали 1,2 млн человек (1,7% занятого населения России).

По доле в ВВП (2,7%) сектор ИКТ сопоставим с энергообеспечением (2,9%), на треть ниже сельского хозяйства (4,4%), финансового сектора (4,2%), в два раза — строительства (6,4%), в четыре — добывающей промышленности (10,4%).

Девятый факт: наиболее динамично развивающийся сегмент российской науки — сектор высшего образования.

Исследования и разработки ведут 79,8% от общего числа вузов, по данным 2017 года. (в 2000 году — 40,4%). Затраты на науку в секторе высшего образования в 2017 году достигли 91,9 млрд рублей (рост в 3,9 раза по сравнению с 2000 годом в постоянных ценах). Из них более трети (31,5%) приходится на национальные исследовательские университеты, 9,8% — на ведущие классические университеты, 8,4% —  на федеральные университеты.

Основная часть затрат на исследования и разработки в секторе высшего образования (71,1%) связана с реализацией научно-технологических приоритетов.

И последнее, на что указывается в выборке: деловой климат в российской науке (индекс Doing science), по мнению руководителей вузов и научных организаций, составляет 3,17 балла из 5 возможных. Ожидания изменений на горизонте пяти лет сдержанно-позитивные —  3,46.

Обследование проводилось на репрезентативной выборке 361 научной организации и вуза. О состоянии и перспективах развития сектора исследований и разработок опрашивались руководители или их заместители по научной и/или инновационной деятельности как лица, определяющие стратегии деятельности организаций и формирующие повседневные управленческие практики.

Нет комментариев