41053

Российские средства наземного слежения потеряли связь с космическим аппаратом «Спектр-Р», на котором установлен радиотелескоп, позволяющий вести научные наблюдения на орбите. От КА поступает сигнал, но есть проблемы с его управлением.

«Спектр-Р» был запущен в рамках проекта «Радиоастрон» с космодрома «Байконур» в июле 2011 года. Радиотелескоп предназначен для совместной работы с глобальной наземной сетью более 60 радиотелескопов, образуя единый наземно-космический интерферометр со сверхдлинной базой (РСДБ) очень высокого углового разрешения — до семи микросекунд (для сравнения, разрешение человеческого глаза составляет порядка одной угловой минуты).

Руководитель научной программы проекта «Радиоастрон» член-корреспондент РАН Юрий Ковалев рассказал ТАСС о трех главных достижениях, которых удалось добиться с помощью этого аппарата.

— Я бы выделил три достижения. Первое — это открытие экстремальной яркости квазаров (активных ядер галактик, в которых сверхмассивная черная дыра поглощает окружающее вещество). Оказалось, что квазары, их ядра дают намного более яркое излучение, нежели мы представляли раньше. Это привело к пересмотру механизма излучения ядер квазаров, — сообщил он.

По словам Ю.Ковалева, этот результат не смог получить никто, кроме ученых, имевших доступ к российскому телескопу, поскольку наземные аппараты не имеют соответствующих возможностей.

Вторым достижением Ю.Ковалев назвал исследования механизма формирования джетов (струй плазмы, вырывающихся из центров различных астрономических объектов, в частности, нейтронных звезд) в активных галактиках.

— Третье достижение — открытие нового эффекта рассеяния радиоизлучения в нашей галактике, который раньше был абсолютно неизвестен в астрофизике. Он позволяет оценить физические параметры облаков плазмы, пыли. Также его необходимо учитывать при восстановлении изображения центра галактики, — добавил ученый.

Директор Астрокосмического центра ФИАН (заказчик проекта — «Радиоастрон») академик Николай Кардашев, в свою очередь, рассказал ТАСС, что от космического аппарата поступает сигнал, но есть проблемы с управлением спутником. Позднее в Роскосмосе сообщили журналистам, что над устранением неполадок на спутнике работают специалисты главной оперативной группы управления космическими аппаратами.