Официально

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки на основании решения Арбитражного суда прекратила действие лицензии Томского экономико-юридического института.

Минобрнауки ликвидировало филиал Санкт-Петербургского государственного экономического университета в Анадыре.

Утверждена дорожная карта ФАНО - комплекс мер нормативного и организационного характера, которые направлены на решение задач, обозначенных в плане первого этапа Стратегии научно-технологического развития РФ.

Правительство утвердило план реализации Стратегии обеспечения единства измерений в России. Документ, в частности, предусматривает повышение уровня метрологического обеспечения приоритетных направлений науки, технологий и техники, обеспечение преимущественного использования отечественных технологий и приборной базы.

Новости № 46(2017)

В Университете им. Юрая Добрилы (Пула, Хорватия) состоялось торжественное открытие Центра русского языка и культуры “Институт Пушкина”. Он создан при участии Пятигорского госуниверситета и финансовой поддержке Минобрнауки РФ в рамках ФЦП “Русский язык”, Миссия центра - продвижение образования на русском языке.

Ректор Тульского государственного университета Михаил Грязев провёл встречу со студентами, входящими в сборные команды вуза по различным видам спорта. Михаил Васильевич поздравил студентов и их тренеров с успешными выступлениями на различных соревнованиях, в том числе всероссийских.

В Ульяновском государственном техническом университете прошел День открытых дверей для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений и системы среднего профессионального образования. Мероприятие посетили 1150 человек.

Умозрительный сигнал
№ 14(2012)

06.04.2012

Миллиардер-филантроп Пол Аллен выделил на продолжение работ по детальному исследованию головного мозга в учрежденном им институте 300 миллионов долларов. С подробностями - The Seattle Times.
Сумма, выделенная соучредителем компании Microsoft Полом Алленом (Paul Allen), позволит увеличить штат сотрудников до 350 человек и пополнить арсенал методов изучения серого вещества в Алленовском институте исследований головного мозга (Allen Institute for Brain Science) в Сиэтле. Этот институт был основан в 2003 году благодаря стартовому пожертвованию Аллена в 100 миллионов долларов. Перед исследователями, привлеченными в этот институт, стояла задача понять, как гены “делают” мозг, то есть соединить исследования генома и изучение мозга и выяснить, сколько генов и какие работают в мозге, в каких участках и как это происходит. В 2007 году в журнале Nature была опубликована большая статья, представляющая результаты картирования всех генов мыши, работающих в ее головном мозге. Оказалось, что на мозг работают более 80% генов животного, которое генетически очень близко человеку. В недавнем номере Nature ученые Алленовского института, комментируя продолжение исследований, выражают уверенность в том, что проект по изучению мозга, запущенный филантропом, “обладает потенциалом революционизировать наше понимание мозга млекопитающих”. Очередной грант доведет финансирование проекта до полумиллиарда долларов.
Следующий этап работ будет посвящен беспрецедентно детальному исследованию зрительного процесса у мышей: изучению клеточного механизма передачи зрительных сигналов в головной мозг и того, каким образом мозг преобразовывает эти сигналы в изображения, а животные реагируют на них. Способность мышей перерабатывать информацию и реагировать на внешние сигналы связана с такими высшими психическими функциями, как восприятие, сознание и принятие решений. “Мы сфокусировались на зрительном процессе потому, что это хорошая “точка входа”, - пояснил для газеты The Seattle Times директор Института Аллена Аллан Джонс (Allan Jones). “Однако наша цель не в понимании зрения, а в понимании того, как работает мозг”, – добавил ученый. Человеческий мозг в тысячи раз сложнее мышиного, но базовые элементы одни и те же, а потому, по словам Джонса, проникновение в тайны мышиного мозга поможет понять, что происходит при болезни Альцгеймера, эпилепсии и других заболеваниях центральной нервной системы. Параллельно ученые Алленовского института планируют собрать и описать в виде энциклопедии сотни типов клеток, составляющих человеческий мозг, а также научиться их культивировать в лаборатории. Выращивая клетки здоровых людей и людей с такими патологическими состояниями, как, например, аутизм, можно будет выявить различия. “Мы надеемся на то, что, поняв механизм возникновения таких заболеваний, мы неизбежно придем к их лечению”, - говорит Нино Рамирез (Nino Ramirez), директор Центра интегративных исследований мозга при Научно-исследовательском институте Детской больницы Сиэтла (Center for Integrative Brain Research at Seattle Children's Research Institute). Для исследования поведения отдельных нейронов головного мозга у животных при активации определенных нейронных цепей в настоящее время применяются генная инженерия и флуоресцентное мечение, кроме того, в этих экспериментах доступна манипуляция отдельными участками мозга с помощью лазера.

Адская смесь
В атмосфере Сатурна зафиксированы загадочные частицы. Подробности - в Nature News. Источником невиданных прежде частиц, которые обнаружил прекративший недавно свою миссию космический зонд НАСА “Кассини”, может быть пыль с колец Сатурна. /№ 44-45(2017)
Налог на дождь?
Вулканическая активность могла стать причиной общественных беспорядков в Древнем Египте. Об этом сообщает Sciencemag.org. Международная группа ученых установила, что извержения вулканов в древности влияли на чрезвычайно важные для земледелия ежегодные разливы Нила, поскольку уменьшали количество осадков, выпадающих в верховьях реки на Эфиопском нагорье. /№ 44-45(2017)
Приемы маскировки
Воссозданный учеными облик пернатого динозавра указал на его способность маскироваться. С подробностями - New York Times. Род “пушистого” динозавра синозавроптерикс (Sinosauropteryx) был описан в 1996 году. Это некрупный динозавр, до полуметра в длину, обитавший около 125 миллионов лет назад на территории современного Китая. /№ 44-45(2017)

Программа образовательных кредитов продолжится с осени 2018 года, сообщила глава Минобрнауки Ольга Васильева, отвечая на вопросы студентов НИТУ «МИСиС». Министр напомнила о том, что в рамках программы по выдаче кредитов на образование в России, действующей с 2010 года, было получено свыше 10 тысяч кредитов.

На VI Санкт-Петербургском международном культурном форуме киностудия «Союзмультфильм» и Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения заключили соглашение о сотрудничестве, информирует ТАСС.

Ольга Васильева сообщила, что формы отчетов по ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» будут существенно сокращены, а патентная защита - ускорена. По ее словам достигнута договоренность с Роспатентом о том, что все результаты, полученные в рамках программы, будут рассматриваться патентным органом в срок до 4-6 месяцев.

Директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки Александр Соболев провел совещание с руководителями ресурсных учебно-методических центров (РУМЦ) по обучению лиц с инвалидностью, созданных на базе вузов. В совещании приняли участие ректоры или проректоры, курирующие это направление, а также руководители РУМЦ, которые являются самостоятельным структурным подразделением вуза.

Участники первого Всероссийского съезда преподавателей истории в вузах России предложили с 2018 года ввести во всех российских вузах обязательную дисциплину «История России». Как сообщает РИА Новости, эта идея нашла отражение в проекте резолюции съезда.

Министр образования и науки Ольга Васильева, председатель Центральной избирательной комиссии Элла Памфилова и председатель Российского союза молодёжи Павел Красноруцкий подписали соглашение о сотрудничестве между возглавляемыми ими структурами. Стороны вместе займутся повышением культуры молодежи в области избирательного права и избирательного процесса.

Количество малых инновационных предприятий, созданных на базе научных организаций, подведомственных ФАНО, за год выросло на 4%: с 313 в 2015 году до 326 в 2016-м. Кроме того, в прошлом году увеличилось и количество результатов интеллектуальной деятельности - с 2979 до 3369.

Международная научная конференция ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 2-6 апреля 2018 года.

Вторая научно-практическая Открытая конференция Института системного программирования РАН имени Виктора Иванникова ISPRAS Open пройдет с 30 ноября по 1 Декабря 2017 г. в главном здании Российской академии наук. Ключевые темы – безопасность программного кода и технологии анализа массивов данных.

Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований, проводимый совместно федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и Японским фондом медицинских исследований.

Объявление об открытом публичном конкурсе на получение грантов Российского научного фонда по приоритетному направлению деятельности Российского научного фонда “Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами”.