Официально

На сайте Федерального агентства научных организаций опубликован августовский приказ об утверждении Положения о кадровом резерве ФАНО. С текстом документа можно ознакомиться по ссылке.

На базе Всероссийского НИИ мясной промышленности им. В.М.Горбатова создан Федеральный научный центр. Для этого к научно-исследовательскому институту присоединено восемь научных организаций.

На сайте Минобрнауки опубликованы рекомендации министерства по управлению правами на результаты интеллектуальной деятельности в организациях. Документ доступен по ссылке.

Минобрнауки утвердило состав Координационного совета по вопросам повышения эффективности формирования у детей и молодежи устойчивости к антиобщественным проявлениям. Внесены также изменения в приказ об организации работы в министерстве «по обеспечению условий для формирования у детей и молодежи гражданской позиции, стойкого неприятия идей экстремистской и террористической направленности».

Новости № 37(2017)

В Санкт-Петербургском госуниверситете открылась кафедра теории и практики антимонопольного регулирования. Прибывший на церемонию руководитель Федеральной антимонопольной службы России Игорь Артемьев принял предложение ректора Николая Кропачева стать профессором вуза и возглавить совет профильной образовательной программы.

Технико-внедренческий парк “Технопарк Русский” открыт в Дальневосточном федеральном университете во время проходившего во Владивостоке III Восточного экономического форума. Вместе с ДВФУ в создании новой структуры участвовал Фонд “Сколково”.

Официально начал свою работу венчурный фонд, созданный Томским госуниверситетом и Фондом посевных инвестиций РВК. Его размер - 33,3 миллиона рублей, доли ФПИ РВК и ТГУ - 75 и 25%.

В Белоруссии подвели первые итоги вступительной кампании: больше половины абитуриентов стали студентами высших учебных заведений республики. Из более чем 92 тысяч человек, которые зарегистрировались для прохождения централизованного тестирования, 53,5 тысячи получили студенческий билет.

Приемная кампания в молдавские вузы обернулась в этом году скандалом. Совет ректоров обвинил Молдавский госуниверситет в недобросовестной конкуренции и “переманивании студентов”. Поводом для этого стало решение вуза освободить от платы за обучение более 370 студентов-первокурсников, зачисленных по контракту.

Приемная кампания этого года в Армении отличилась тем, что даже в главном вузе страны - Ереванском госуниверситете - впервые остались вакантные места по специальностям “Экономика” и “Армянский язык и литература”. При этом невостребованными в вузах страны остались примерно половина платных мест.

В правительственных кругах в последние дни был поднят вопрос, не следует ли Временному правительству ввиду происшедших на фронте событий переехать в Москву. Предложение, однако, не встречает сочувствия в правительственных кругах, ибо переезд Временного правительства в Москву мог бы вызвать среди населения Петрограда панику, в то время как нет никаких оснований для этого, так как, по мнению верховного командования и других авторитетных военных кругов, Петрограду, по крайней мере, до весны не грозит непосредственной опасности.

Умозрительный сигнал
№ 14(2012)

06.04.2012

Миллиардер-филантроп Пол Аллен выделил на продолжение работ по детальному исследованию головного мозга в учрежденном им институте 300 миллионов долларов. С подробностями - The Seattle Times.
Сумма, выделенная соучредителем компании Microsoft Полом Алленом (Paul Allen), позволит увеличить штат сотрудников до 350 человек и пополнить арсенал методов изучения серого вещества в Алленовском институте исследований головного мозга (Allen Institute for Brain Science) в Сиэтле. Этот институт был основан в 2003 году благодаря стартовому пожертвованию Аллена в 100 миллионов долларов. Перед исследователями, привлеченными в этот институт, стояла задача понять, как гены “делают” мозг, то есть соединить исследования генома и изучение мозга и выяснить, сколько генов и какие работают в мозге, в каких участках и как это происходит. В 2007 году в журнале Nature была опубликована большая статья, представляющая результаты картирования всех генов мыши, работающих в ее головном мозге. Оказалось, что на мозг работают более 80% генов животного, которое генетически очень близко человеку. В недавнем номере Nature ученые Алленовского института, комментируя продолжение исследований, выражают уверенность в том, что проект по изучению мозга, запущенный филантропом, “обладает потенциалом революционизировать наше понимание мозга млекопитающих”. Очередной грант доведет финансирование проекта до полумиллиарда долларов.
Следующий этап работ будет посвящен беспрецедентно детальному исследованию зрительного процесса у мышей: изучению клеточного механизма передачи зрительных сигналов в головной мозг и того, каким образом мозг преобразовывает эти сигналы в изображения, а животные реагируют на них. Способность мышей перерабатывать информацию и реагировать на внешние сигналы связана с такими высшими психическими функциями, как восприятие, сознание и принятие решений. “Мы сфокусировались на зрительном процессе потому, что это хорошая “точка входа”, - пояснил для газеты The Seattle Times директор Института Аллена Аллан Джонс (Allan Jones). “Однако наша цель не в понимании зрения, а в понимании того, как работает мозг”, – добавил ученый. Человеческий мозг в тысячи раз сложнее мышиного, но базовые элементы одни и те же, а потому, по словам Джонса, проникновение в тайны мышиного мозга поможет понять, что происходит при болезни Альцгеймера, эпилепсии и других заболеваниях центральной нервной системы. Параллельно ученые Алленовского института планируют собрать и описать в виде энциклопедии сотни типов клеток, составляющих человеческий мозг, а также научиться их культивировать в лаборатории. Выращивая клетки здоровых людей и людей с такими патологическими состояниями, как, например, аутизм, можно будет выявить различия. “Мы надеемся на то, что, поняв механизм возникновения таких заболеваний, мы неизбежно придем к их лечению”, - говорит Нино Рамирез (Nino Ramirez), директор Центра интегративных исследований мозга при Научно-исследовательском институте Детской больницы Сиэтла (Center for Integrative Brain Research at Seattle Children's Research Institute). Для исследования поведения отдельных нейронов головного мозга у животных при активации определенных нейронных цепей в настоящее время применяются генная инженерия и флуоресцентное мечение, кроме того, в этих экспериментах доступна манипуляция отдельными участками мозга с помощью лазера.

И его вылечат
Вещество, утрачиваемое головным мозгом при болезни Паркинсона, само вызывает гибель производящих его клеток. Открытие сделано на культуре нейронов пациентов. Об этом сообщает Science News. /№ 37(2017)
Рожденные эволюцией
Гены, связанные с болезнью Альцгеймера и курением, указали на продолжающуюся эволюцию человека. С подробностями - The Scientist. /№ 37(2017)
Лица не увидать
Генетики раскритиковали статью, в которой пионер геномики Крейг Вентер заявил о возможности предсказания черт лица человека по его ДНК. Подробности - в Nature News. /№ 37(2017)

Заместитель министра образования и науки Вениамин Каганов ушел со своего поста. Как сообщил «Коммерсанту» пресс-секретарь главы Минобрнауки Андрей Емельянов, замминистра уволился «в связи с переходом на новое место работы».

Нормативно-правовое обеспечение прикладной науки стало темой совместного заседания Комитета Лиги содействия оборонным предприятиям и Союза машиностроителей России. В мероприятии приняли участие представители органов власти, ведущих предприятий, научных и общественных организаций.

Президиум Сибирского отделения РАН обсудил кандидатуры на посты председателей РАН и СО РАН.

Техническая возможность наладить информирование о баллах ЕГЭ через портал госуслуг существует, сообщил руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов.

На заседании Ведомственной комиссии по оценке результативности деятельности научных организаций, подведомственных ФАНО и выполняющих НИОКТР гражданского назначения, представлен отчет о ходе проведения внеочередной оценки.

В Южном федеральном университете прошло заседание рабочей группы Совета Федерации по вопросам студенческого спорта и физической культуры в образовательных организациях.

Объем рынка российского образования в 2016 году составил 1,8 трлн рублей. На онлайн-технологии приходится 1,1% (20,7 млрд рублей), и за ближайшие пять лет этот показатель должен увеличиться до 2,6%, или 53,3 млрд рублей.

15.09.2017