Официально

Вышел приказ Рособрнадзора о предоставлении лицензии на осуществление образовательной деятельности Европейскому университету в Санкт-Петербурге. Решение принято на основании заявления ректора ЕУ, акта документарной проверки и акта проверки вуза в сфере образования и науки, прошедшей в начале августа.

Радуга с гребнем
№ 4(2018)

26.01.2018

Останки небольшого “радужного” динозавра обнаружены в Китае. Подробнее - в Live Science.
Несмотря на свой угрожающий, как у велоцираптора, череп, динозавр, который жил 161 миллион лет назад, был размером с утку и должен был иметь сверкающее переливчатое оперение. Как показало исследование ископаемых останков животного, его перья переливались всеми цветами радуги. Анализ формы и структуры меланосом -  внутриклеточных элементов, в которых содержится пигмент, - показал, что “радужные” перья были на голове, крыльях и хвосте динозавра. “Сохранность останков этого динозавра поразительная, мы были потрясены тем, насколько детально нам удалось разглядеть оперение”, - отмечает в заявлении чикагского Музея Филдса один из авторов исследования, опубликованного в Nature Communications, Чэд Элайсон (Chad Eliason). Окаменелости были обнаружены китайским фермером в северо-восточной провинции Хэбэй и переданы в Палеонтологический музей Ляонина (Paleontological Museum of Liaoning) в 2014 году. После открытия радужного окраса перьев и уникального костного гребешка на голове динозавр получил образное название Caihong juji, что в переводе с мандаринского китайского означает “радуга с большим гребнем”. Переливчатый окрас был выявлен при обследовании перьевых остатков с помощью сканирующего электронного микроскопа, который показал отпечатки меланосом. Содержащийся в них органический пигмент давно исчез, но структура этих органелл позволила сделать выводы о первоначальной окраске перьев, потому что меланосомы различной формы отражают свет по-разному.
“Яркие перья переливающихся цветов есть у колибри, но если вы возьмете перо этой птицы и разломаете его на кусочки, вы увидите только черную пыль”, - сказал Элайсон в комментарии изданию Live Science. “Пигмент в перьях черный, а цвета перьев колибри такими, какими мы их видим, делает форма меланосом, в которых производится этот пигмент”, - поясняет ученый. У динозавра Caihong juji, как у колибри, меланосомы - дискоообразной формы, что позволило авторам исследования сделать вывод о радужной окраске перьев животного Юрского периода. “Радужный” динозавр - первый из обнаруженных ископаемых ящеров с переливчатой окраской перьев. Ранее сообщалось о четырехкрылом динозавре Microraptor, у которого были блестящие, сверкающие перья, но он жил спустя 40 миллионов лет после “радуги с большим гребнем”, так что новоявленный динозавр - по крайней мере, древнейший из открытых, щеголявший переливающимся плюмажем, отмечают авторы. Также он - древнейшее из описанных животное с асимметричными перьями на кончиках крыльев и неравномерным оперением на хвосте. Учитывая тот факт, что Caihong juji, скорее всего, не мог летать, ученые пришли к выводу, что оперение ему нужно было для привлечения половых партнеров и сохранения тепла.

Оптимальное решение