Официально

На сайте Федерального агентства научных организаций опубликован августовский приказ об утверждении Положения о кадровом резерве ФАНО. С текстом документа можно ознакомиться по ссылке.

На базе Всероссийского НИИ мясной промышленности им. В.М.Горбатова создан Федеральный научный центр. Для этого к научно-исследовательскому институту присоединено восемь научных организаций.

На сайте Минобрнауки опубликованы рекомендации министерства по управлению правами на результаты интеллектуальной деятельности в организациях. Документ доступен по ссылке.

Минобрнауки утвердило состав Координационного совета по вопросам повышения эффективности формирования у детей и молодежи устойчивости к антиобщественным проявлениям. Внесены также изменения в приказ об организации работы в министерстве «по обеспечению условий для формирования у детей и молодежи гражданской позиции, стойкого неприятия идей экстремистской и террористической направленности».

Новости № 37(2017)

В Санкт-Петербургском госуниверситете открылась кафедра теории и практики антимонопольного регулирования. Прибывший на церемонию руководитель Федеральной антимонопольной службы России Игорь Артемьев принял предложение ректора Николая Кропачева стать профессором вуза и возглавить совет профильной образовательной программы.

Технико-внедренческий парк “Технопарк Русский” открыт в Дальневосточном федеральном университете во время проходившего во Владивостоке III Восточного экономического форума. Вместе с ДВФУ в создании новой структуры участвовал Фонд “Сколково”.

Официально начал свою работу венчурный фонд, созданный Томским госуниверситетом и Фондом посевных инвестиций РВК. Его размер - 33,3 миллиона рублей, доли ФПИ РВК и ТГУ - 75 и 25%.

В Белоруссии подвели первые итоги вступительной кампании: больше половины абитуриентов стали студентами высших учебных заведений республики. Из более чем 92 тысяч человек, которые зарегистрировались для прохождения централизованного тестирования, 53,5 тысячи получили студенческий билет.

Приемная кампания в молдавские вузы обернулась в этом году скандалом. Совет ректоров обвинил Молдавский госуниверситет в недобросовестной конкуренции и “переманивании студентов”. Поводом для этого стало решение вуза освободить от платы за обучение более 370 студентов-первокурсников, зачисленных по контракту.

Приемная кампания этого года в Армении отличилась тем, что даже в главном вузе страны - Ереванском госуниверситете - впервые остались вакантные места по специальностям “Экономика” и “Армянский язык и литература”. При этом невостребованными в вузах страны остались примерно половина платных мест.

В правительственных кругах в последние дни был поднят вопрос, не следует ли Временному правительству ввиду происшедших на фронте событий переехать в Москву. Предложение, однако, не встречает сочувствия в правительственных кругах, ибо переезд Временного правительства в Москву мог бы вызвать среди населения Петрограда панику, в то время как нет никаких оснований для этого, так как, по мнению верховного командования и других авторитетных военных кругов, Петрограду, по крайней мере, до весны не грозит непосредственной опасности.

Перепутали фотоны
№ 21(2012)

25.05.2012

Китайские физики побили рекорд квантовой телепортации, создав пару перепутанных фотонов, которую разделяют около 100 км. Об этом сообщает Wired Science.
Суть квантовой запутанности в том, что при этом кватовомеханическом явлении квантовые состояния двух или более объектов оказываются взаимозависимыми. Объекты в это время могут находиться близко или быть удалены, но в квантово запутанном состоянии они всегда представляют единую систему. При квантовой телепортации собственно беспрепятственной передачи объекта на расстояние, как в научно-фантастических произведениях, не происходит - имеет место точная передача информации о квантовом состоянии частиц. Передачу квантово перепутанных фотонов осуществляет (посредством оптического волокна) луч лазера, фотоны при этом должны пройти через поляризующий свет кристалл. Чем больше расстояние, разделяющее пару перепутанных фотонов, тем труднее телепортация. Это связано и с несовершенством оптоволоконного материала, и с атмосферными помехами, а кроме того, луч по мере увеличения дистанции расширяется, и часть фотонов “улетает мимо цели”. Цзюань Инь (Juan Yin) из Университета науки и технологии (University of Science and Technology) в Шанхае сообщил в начале мая о том, что ему с коллегами удалось передать информацию о квантовом состоянии фотона, или телепортировать его, создав пару перепутанных частиц, которые разделяло озеро, расстояние между ними было 97 км.
Мощность лазера, который применяли китайские ученые, составляла 1,3 ватта, кроме того, использовались специальные оптические приборы для направления пучка к цели. За четыре часа физикам удалось телепортировать почти на 100 км 1100 фотонов. Предыдущий рекорд квантовой телепортации -
16 км - также был поставлен китайскими учеными, но другой группой. Эти эксперименты приближают создание систем квантовой криптографии. В отличие от традиционной криптографии, использующей математические методы, технология квантовой криптографии опирается на сформулированное в 1927 году фундаментальное физическое свойство природы, известное как принцип неопределенности Гейзенберга. Его суть в принципиальной неопределенности поведения квантовой системы - невозможно одновременно получить координаты и импульс частицы, невозможно измерить один параметр фотона, не исказив другой. Работа группы Цзюан Иня опубликована на сайте препринтов по физико-математическим наукам arXiv.org.

И его вылечат
Вещество, утрачиваемое головным мозгом при болезни Паркинсона, само вызывает гибель производящих его клеток. Открытие сделано на культуре нейронов пациентов. Об этом сообщает Science News. /№ 37(2017)
Рожденные эволюцией
Гены, связанные с болезнью Альцгеймера и курением, указали на продолжающуюся эволюцию человека. С подробностями - The Scientist. /№ 37(2017)
Лица не увидать
Генетики раскритиковали статью, в которой пионер геномики Крейг Вентер заявил о возможности предсказания черт лица человека по его ДНК. Подробности - в Nature News. /№ 37(2017)

Заместитель министра образования и науки Вениамин Каганов ушел со своего поста. Как сообщил «Коммерсанту» пресс-секретарь главы Минобрнауки Андрей Емельянов, замминистра уволился «в связи с переходом на новое место работы».

Нормативно-правовое обеспечение прикладной науки стало темой совместного заседания Комитета Лиги содействия оборонным предприятиям и Союза машиностроителей России. В мероприятии приняли участие представители органов власти, ведущих предприятий, научных и общественных организаций.

Президиум Сибирского отделения РАН обсудил кандидатуры на посты председателей РАН и СО РАН.

Техническая возможность наладить информирование о баллах ЕГЭ через портал госуслуг существует, сообщил руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов.

На заседании Ведомственной комиссии по оценке результативности деятельности научных организаций, подведомственных ФАНО и выполняющих НИОКТР гражданского назначения, представлен отчет о ходе проведения внеочередной оценки.

В Южном федеральном университете прошло заседание рабочей группы Совета Федерации по вопросам студенческого спорта и физической культуры в образовательных организациях.

Объем рынка российского образования в 2016 году составил 1,8 трлн рублей. На онлайн-технологии приходится 1,1% (20,7 млрд рублей), и за ближайшие пять лет этот показатель должен увеличиться до 2,6%, или 53,3 млрд рублей.

15.09.2017