Официально

Вышел приказ Рособрнадзора о предоставлении лицензии на осуществление образовательной деятельности Европейскому университету в Санкт-Петербурге. Решение принято на основании заявления ректора ЕУ, акта документарной проверки и акта проверки вуза в сфере образования и науки, прошедшей в начале августа.

Хранить воспоминания
№ 21(2018)

25.05.2018

РНК передает опыт от одной улитки к другой: эпигенетическое исследование американских нейробиологов открывает новые перспективы для восстановления памяти и влияния на травматические воспоминания. С подробностями - The Scientist.
Биологи Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (UCLA) передали “воспоминание” от одного морского моллюска другому, создав “искусственную память” инъекцией РНК. Результаты этих экспериментов опубликованы в открытом электронном журнале нейробиологического общества (Society for Neuroscience) eNeuro. Молекулы РНК, рибонуклеиновой кислоты, помимо того что служат переносчиком генетической информации о необходимых клетке белках, еще и участвуют в регуляции важнейших процессов - от развития организма до его заболевания. Калифорнийские нейробиологи обратили внимание на еще одну функцию этой нуклеиновой кислоты: опосредованное ею эпигенетическое наследование. Ударяя с определенной регулярностью слабым электрическим током по хвостовой части морского моллюска аплизии (Aplysia californica), ученые за двое суток выработали у животного защитный рефлекс втягивания жабр в мантийную полость при малейшем прикосновении к сифону, органу, соединяющему мантийную полость с внешней средой. Эта выученная защитная реакция, называемая сенситизацией, длилась до 50 секунд. Контрольные моллюски, не обученные электрошоком, втягивали сифон и жабры лишь на секунду. РНК, выделенную из сенситизированных моллюсков, ввели семи моллюскам, не затронутым обучением. И эти семь моллюсков стали в ответ на прикосновение к хвосту вести себя так, будто они прошли сенситизацию электричеством: их защитное втягивание сифона и жабр длилось около 40 секунд.
В следующей серии экспериментов ученые добавляли РНК в чашку Петри с нейронами, выделенными из разных моллюсков, не получавших ударов током. На некоторых чашках культивировались сенсорные нейроны. У живых моллюсков такие нейроны после электрошоков становятся более возбудимыми. Как выяснилось в эксперименте, добавление РНК из моллюсков, обученных током, приводило к повышению возбудимости находящихся в чашке Петри сенсорных нейронов. В случае РНК из обычных, несенситизированных, моллюсков возбудимость сенсорных нейронов никак не менялась. Эти результаты предполагают, что хранилищем воспоминаний могут быть отнюдь не синапсы - места контактов между нейронами, как считалось прежде. Руководитель исследования Дэвид Глэнцман (David Glanzman) допускает, что некодирующая РНК вызывает эпигенетические изменения в ДНК самих нейронов, что и формирует память: блокирование эпигенетического механизма в его опытах прерывало опосредованную РНК передачу “наивному” моллюску умения надолго втягивать сифон.

Оптимальное решение