Официально

Вышел приказ Рособрнадзора о предоставлении лицензии на осуществление образовательной деятельности Европейскому университету в Санкт-Петербурге. Решение принято на основании заявления ректора ЕУ, акта документарной проверки и акта проверки вуза в сфере образования и науки, прошедшей в начале августа.

Куриная помощь
№ 22(2018)

01.06.2018

Гибридные человеко-куриные эмбрионы позволили выявить ключевой момент в раннем развитии человеческого зародыша. С подробностями - The Scientist.
Прежде чем скопление клеток превратится в эмбрион, должен начаться процесс, в котором определятся “верх” и “низ” будущего существа. Этот процесс, названный эмбриональной индукцией, у человека прежде никогда не наблюдали. Авторам публикации в недавнем номере Nature удалось отследить, как предполагаемые концепцией эмбриональной индукции особые клетки-организаторы направляют развитие зародыша с участием человеческого материала. Клетки-организаторы как таковые были открыты в 1924 году в серии экспериментов немецких биологов Ханса Шпемана (Hans Spemann) и Хильды Мангольд (Hilde Mangold), которые пересаживали их со спинной части - дорсальной губы - эмбрионов тритона слабопигментированного вида на переднюю - вентральную - область зародыша тритона более пигментированного вида. Клетки дорсальной губы образуют, в частности, специфическую структуру, хорду, и после их пересадки и под их влиянием в вентральной области тритона-реципиента выросла вторая хорда, которая была пигментирована слабее остальных частей зародыша, что указало на происхождение из клеток тритона-донора. С тех пор были выявлены клетки-организаторы в эмбрионах многих видов, но не человека. Эксперименты с человеческими зародышами старше 14 дней запрещены этическими нормами и законодательством многих стран, а клетки-организаторы, по всей вероятности, возникают на границе этого срока.
В 2016 году группа эмбриологов под руководством Али Бриванлу (Ali Brivanlou) из Рокфеллеровского университета в Нью-Йорке (Rockefeller University in New York City) впервые дорастила человеческие эмбрионы до 14-дневного состояния и была вынуждена остановить их развитие до начала сложной реорганизации с образованием конечностей и зачатков органов. На этой стадии никаких клеток-организаторов ученые не обнаружили. В новом исследовании та же группа авторов обошла двухнедельное ограничение, вырастив эмбрионоподобные структуры из эмбриональных стволовых клеток человека. Культивируя клетки на площади диаметром в 22 миллиметра, ученые вынудили их организоваться структурно, а не расползаться бесформенно в горизонтальном направлении. Формирование различных клеточных слоев, свойственных ранним стадиям зародыша, стимулировали серией ростовых факторов. При этом в некоторых клетках заработали гены, экспрессируемые в клетках-организаторах других видов. Пересадив полученные эмбрионоподобные скопления человеческих клеток 12-часовым куриным зародышам (этот срок эквивалентен 14 дням развития человека), ученые обнаружили у модифицированных зародышей формирование второй нервной системы, обусловленное влиянием человеческих клеток-организаторов.

Оптимальное решение