Официально

Постановлением правительства дополнены Правила размещения на официальном сайте образовательной организации в Интернете и обновления информации об образовательной организации.

Правительство утвердило Положение о целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, Правила установления квоты приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и типовую форму договора о целевом обучении.

Правительство изменило текст своего распоряжения от 31 января 2017 года №160-р об утверждении перечня недвижимого имущества РАН, введя в него термин «региональные отделения». Соответствующее распоряжение опубликовано на интернет-портале правовой информации.

Сибирское отделение РАН и Акционерная финансовая корпорация «Система» заключили соглашение о сотрудничестве, сообщает пресс-служба СО РАН. Документ подписали председатель СО РАН академик Валентин Пармон и председатель Совета директоров АФК «Система Владимир Евтушенков.

Новости № 12(2019)

В Петрозаводском госуниверситете открылся Гуманитарный инновационный парк.

В Оренбургском госуниверситете прошел мини-форум, на котором студентов учили практическому ведению бизнеса и грамотному выстраиванию карьеры.

Ректор Тольяттинского госуниверситета Михаил Криштал вошел в Совет при губернаторе Самарской области по науке, технологиям и высшему образованию.

Опубликованы генетические данные по идентификации Джека-потрошителя, но важные детали исследования скрыты. С подробностями - Sciencemag.org.

Звуки «в» и «ф» были для человека непроизносимыми, пока не появились земледелие и животноводство. Об этом сообщают New Scientist; The Scientist.

Генетики призывают к пятилетнему глобальному запрету на генетическое редактирование в репродуктологии. Новость распространили Science News; Nature News.

Что представляет собой просто коммунист, видно из следующей собственной рекомендации одного из них. На допросе озадаченный массой вопросов, он в конце концов взмолился: «Да что ты из меня жилы выматываешь! Коммунист, коммунист! В душе я, может, контрреволюционер буду. А коли есть нечего, да соблазняют тебя: бери чего хочешь, сколько хочешь, без отказу. Не в коммунисты аль в большевики - в черти запишешься».

На круги своя. Академию решено возродить.
№ 20(2017)

19.05.2017

Если изучить ситуацию с академиями наук на постсоветском пространстве, то выяснится, что судьба РАН, которую взялось реформировать государство, отнюдь не уникальна. После распада СССР бывшие его республики начали трансформацию некогда единой и мощной системы организации науки, приспосабливая ее к новым реалиям. Во многих независимых государствах власть показала, что хочет получать от ученых бóльшую практическую отдачу.
У каждой страны был свой опыт преобразований. Очень интересным и поучительным он, с моей точки зрения, получился у Узбекистана. Не буду подробно говорить об исторических научных традициях прошлого, напомню лишь, что благодатная узбекская земля является родиной таких великих ученых, как аль-Хорезми, аль-Фараби, аль-Бируни, Ибн Сина, Улугбек, Навои, бессмертные творения которых вошли в сокровищницу общечеловеческой науки и культуры.
Важно и другое: за годы советской власти в республике (Академия наук Узбекистана была создана в 1943 году - в самый разгар Великой Отечественной войны) сформировалась разносторонняя система научных исследований. Мировое признание получили труды выдающихся ученых республики - действительных членов и членов-корреспондентов АН СССР - геолога Х.Абдуллаева, химиков А.Садыкова и С.Юнусова, физика П.Хабибуллаева, философа Э.Юсупова, академиков АН Узбекистана физика У.Арифова, математиков Т.Сарымсакова и С.Сираждинова, биохимика Я.Туракулова, механиков М.Уразбаева и В.Кабулова, экономистов С.Зиядуллаева и И.Искандерова. На каждом из возглавляемых ими направлений сформировались научные школы.
Развал СССР, в том числе единого научного поля, не мог не сказаться на деятельности АН Узбекистана. Сократилось финансирование, ослабли связи, прежде всего с российскими коллегами. Узбекская наука столкнулась с оттоком молодых, перспективных ученых, образовался разрыв между поколениями исследователей. Авторитет ученого в обществе стал падать. Преобразования стали неизбежными. На каком-то этапе Узбекистан, как в определенной степени и Россия, пошел по американскому пути - начал создавать при вузах научно-исследовательские подразделения, перенося “центр тяжести” с АН на высшие учебные заведения. Прошедшие годы, однако, показали: ожидания от этих реформ не оправдались.
Первым шагом нового президента Узбекистана Шавката Мирзиёева, побывавшего недавно в Москве с официальным визитом (в ходе визита было подписано 38 документов, в том числе о сотрудничестве в области науки), после избрания в конце 2016 года стала встреча с ведущими представителями научного сообщества - членами Академии наук и Академии сельскохозяйственных наук, ректорами ведущих высших учебных заведений. В ходе обстоятельного разговора глава государства подчеркнул, что развитие страны и общества в соответствии с современными требованиями сложно представить без науки и особое место здесь принадлежит академии.
Вскоре после встречи было принято два документа: сначала указ главы государства “О мерах по дальнейшему совершенствованию и стимулированию деятельности академиков Академии наук Республики Узбекистан”, а 17 февраля нынешнего года - постановление президента Республики Узбекистан “О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности Академии наук, организации, управления и финансирования научно-исследовательской деятельности”. Этими документами определен ряд важных мер по развитию научного потенциала страны. В частности, постановление предусматривает создание в Академии наук новых научно-исследовательских учреждений, а также возвращение под ее юрисдикцию ранее выведенных из ее состава институтов.
Так, возрождаются Институт математики им. В.И.Рома-новского на базе Института математики при Национальном университете Узбекистана (НУУ) и Институт ядерной физики на базе соответствующих лабораторий и уникальных объектов физического факультета НУУ, а также Центра радиационной безопасности при Министерстве по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан. Восстанавливаются Институт ионно-плазменных и лазерных технологий им. У.А.Арифова - на базе соответствующих лабораторий инженерно-физического факультета Ташкентского государственного технического университета, Институт механики и сейсмостойкости сооружений им. М.Т.Уразбаева - на базе Института сейсмостойкости сооружений Академии наук Республики Узбекистан и Научно-исследовательского центра по проблемам отраслевого машиноведения при Ташкентском государственном техническом университете. Возвращает прежний статус Институт химии и физики полимеров - в его основе будет Научно-исследовательский центр химии и физики полимеров при Национальном университете Узбекистана.
Институт востоковедения им. Абу Райхана Беруни возрождается на базе Центра восточных рукописей им. Абу Райхана Беруни при Ташкентском государственном институте востоковедения, Институт археологических исследований им. Я.Гулямова - на базе Института археологии в Самарканде и Ташкентского отделения Института археологии Академии наук Республики Узбекистан. Институт узбекского языка, литературы и фольклора воссоздается на базе НИИ узбекского языка и литературы при Ташкентском госуниверситете узбекского языка и литературы им. Алишера Навои.
В постановлении особое внимание уделяется дальнейшему совершенствованию организационной структуры Академии наук с образованием в ее составе отделений по физико-математическим и техническим, химико-биологическим, общественно-гуманитарным наукам. Будут усилены Каракалпакское отделение Академии наук и Хорезмская академия Маъмуна, создано новое отделение АН в городе Навои.
Сегодня рассматривается предложение ученых, хочу это подчеркнуть - инициатива идет снизу, а не спускается сверху, об объединении Академии наук и Академии сельскохозяйственных наук в единую Национальную академию наук Республики Узбекистан.
Постановление по-новому определяет и вертикаль управления - создается Государственная комиссия по науке и технологиям во главе с премьер-министром Узбекистана. На новый орган возлагаются задачи по разработке и реализации единой государственной политики в области научно-технической деятельности. Можно сказать, что это некоторое подобие существовавшего в СССР ГКНТ, о возрождении которого, кстати, не раз говорили российские ученые. Но, естественно, с учетом современных реалий, с более высоким статусом и полномочиями.
Высокий статус ГКНТ подкреплен тем, что при ней сформирован Фонд поддержки и развития научно-технической деятельности. Аккумулируемые в нем средства пойдут на создание в НИИ и вузах принципиально новых, оснащенных современным высокотехнологичным оборудованием научных лабораторий, на покрытие расходов по регистрации за рубежом прав на интеллектуальную собственность (патентов), созданных отечественными учеными в рамках государственных научно-технических программ. Деньги будут выделяться также на бесперебойное обеспечение лабораторий научными приборами, оборудованием, расходными материалами и комплектующими. На фонд также возложено покрытие расходов по обеспечению свободного доступа НИИ и вузов к ведущим мировым электронным научным базам данных, финансирование краткосрочных научных стажировок молодых ученых в ведущих зарубежных научных центрах.
Одна из самых болезненных проблем современной постсоветской науки - внедрение результатов научных исследований в практику, их коммерциализация. Новое руководство Узбекистана и на этом направлении вырабатывает новые подходы. В частности, планируется предоставление льгот и преференций предприятиям, внедряющим новые технологии и научные разработки. Предполагаются также меры, обеспечивающие непрерывность процесса подготовки научных кадров и высококвалифицированных специалистов, что очень важно, с активным привлечением зарубежных, российских ученых и в первую очередь соотечественников, работающих сейчас в других странах.
Наука никогда не ограничивалась государственными границами. Это ей априори чуждо. Но сегодня широкое научное сотрудничество актуально как никогда. Тесные научные и научно-образовательные связи Узбекистана и России не обрывались никогда. Так, в Ташкенте функционируют филиалы таких ведущих российских вузов, как МГУ им. М.В.Ломоносова, Российский экономический университет им. Г.В.Плеханова, Российский госуниверситет нефти и газа им. И.Н.Губкина. Идет работа по многочисленным договорам НИИ и вузов с Российской академией наук, в частности, сейчас достигнуты договоренности о более тесных научно-педагогических контактах Ташкентского государственного экономического университета с Институтом проблем рынка РАН и Московской школой экономики МГУ им. М.В.Ломоносова. Все мы, естественно, за их углубление и расширение. Важно только, чтобы и РАН вновь обрела свой авторитет и стабильность.
Наби ЗИЯДУЛЛАЕВ,
главный научный сотрудник Института проблем рынка РАН, советник Ташкентского
государственного экономического университета

Отгружено! Инноваторы справились с планом.
Стратегический успех Белоруссии и ее национальной экономики будет определяться цифровизацией и проведенной с ее использованием новой индустриализацией. /№ 10-11(2019)
Привлечен за превышение. Бывший президент АНМ дошел до суда.
Экс-президент АНМ и его жена, бывший ректор Университета Академии наук, проходят по делу о превышении служебных полномочий... /№ 10-11(2019)
Вот и хозрасчет. Науку лишают госфинансирования.
Власти Туркмении начали постепенное сокращение финансирования Академии наук из госбюджета. В течение трех лет оно должно быть полностью прекращено. /№ 10-11(2019)

Заявки на участие в образовательном интенсиве «Остров 10-22», который пройдет в июле 2019 года на базе Сколковского института науки и технологий, подали 170 российских вузов. Об этом сообщила пресс-служба Минобрнауки.

В ФНЦ Биоразнообразия ДВО РАН во Владивостоке состоялось второе чрезвычайное собрание научной общественности. Темой встречи стало строительство жилых домов на территории Академгородка, сообщает сайт east-eco.com.

Минфин в устной форме отказал руководству Российской академии наук в выделении одного миллиарда рублей на программы международного научного сотрудничества и популяризацию науки, сообщает РБК со ссылкой на вице-президента РАН Юрия Балегу.

Стокгольмская премия воды за 2019 год присуждена доктору Джеки Кинг из ЮАР. Жюри отметило ее «изменяющий правила игры вклад в глобальное управление реками», сообщает Стокгольмский международный институт воды (SIWI).

Минобрнауки направило в подведомственные вузы письмо, содержащее информацию о рекомендациях использования «Православной энциклопедии» в учебном процессе по направлениям «История и археология», «Философия, этика и религиоведение» и «Теология». Об этом на 31-м совместном заседании советов по изданию «Православной энциклопедии» сообщил министр науки и высшего образования Михаил Котюков.

В 2019 году при поддержке Минпросвещения будут проведены 43 фундаментальных и прикладных исследования, касающиеся развития сферы образования. К работе привлечены ведущие научные коллективы институтов Российской академии образования, сообщает пресс-служба министерства.

Стартовала научная экспедиция «Трансарктика-2019». Программа разделена на четыре этапа и завершится в конце сентября 2019 года во Владивостоке.

С 28 по 30 мая 2019 года в Центральном институте авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ, входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского) состоится Всероссийская научно-техническая конференция молодых ученых и специалистов «Авиационные двигатели и силовые установки».

ФГБУН Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии РАН (ИГЕМ РАН) объявляет конкурс на замещение вакантных должностей

Российский научный фонд объявляет о начале приема заявок на «молодежные» конкурсы Президентской программы исследовательских проектов. Конкурсы проводятся по всем областям знания, предусмотренным классификатором РНФ, однако, научные исследования должны быть направлены на решение конкретных задач в рамках одного из определенных в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации приоритетов.

Конкурс на лучшие научные проекты междисциплинарных фундаментальных исследований

Конкурс на лучшие проекты организации российских и международных научных мероприятий, проводимых в марте - декабре 2019 года на территории Российской Федерации

Конкурсы 2019 года на лучшие научные проекты фундаментальных исследований, проводимые совместно РФФИ и АНО ЭИСИ

08.02.2019
объявляет о проведении выборов на должность заведующего академической кафедрой истории и философии науки.