Официально

Департамент образования города Москвы преобразован в Департамент образования и науки.

Дмитрий Медведев подписал распоряжение о присуждении премий Правительства России в области образования за 2018 год.

Департамент образования города Москвы утвердил перечень организаций-получателей грантов из числа федеральных государственных вузов и научных учреждений.

По итогам заседания Совета по межнациональным отношениям Владимир Путин поручил Российской академии наук разработать учебное пособие по вопросам государственной национальной политики Российской Федерации для государственных и муниципальных служащих, обучающихся по дополнительным профессиональным программам. Об этом говорится в перечне поручений, опубликованных на сайте Кремля.

Новости № 49(2018)

Пауки-скакуны вскармливают потомство “молоком”. Без этого чудодейственного секрета паучата погибают в первые десять дней жизни.

В преддверии II Международного саммита по вопросам генного редактирования человека, который недавно открылся в Гонконге, китайский ученый вызвал переполох, объявив о том, что ему удалось изменить геномы двух родившихся в ноябре девочек таким образом, что модификация перейдет к следующим поколениям.

Радиоуглеродный анализ ДНК “сибирского единорога” показал, что он вымер почти одновременно с заселением мест своего обитания людьми, но люди к этому не причастны.

Сообщают, что на оружейном заводе розыгрыш галош происходил между всеми рабочими, не выключая тех, кто выиграл галоши летом. Таким образом, один мог выиграть галоши и летом и теперь, а другой - ни тогда, ни теперь. Надо на следующие разы исключать тех, кто получил галоши в прежние розыгрыши, чтобы не было обидно оставшимся без галош.

Пятилетка плюс. Акиф Ализаде вновь избран руководителем Национальной академии наук Азербайджана.
№ 24-25(2018)

22.06.2018

- У нас в республике порядка 39 тысяч ученых, из них только треть работает в Национальной академии наук Азербайджана (НАНА), но именно эти люди - авторы более 50 процентов статей, вышедших в высокорейтинговых зарубежных научных журналах от имени нашей страны. За последние пять лет публикационная активность азербайджанских исследователей возросла более чем вдвое. Я отдельно благодарю за это вас, мои коллеги, - сказал президент академии Акиф Ализаде, выступая на годовом Общем собрании НАНА.

Его доклад, по сути, был отчетом о работе академии за последние пять лет. Мне запомнилось несколько моментов. Это, прежде всего, рост числа междисциплинарных проектов, увеличившаяся активность академии как научно-образовательного центра страны, появление в структуре НАНА Парка высоких технологий, способствующего продвижению инновационных разработок, созданных в академических лабораториях. Еще президент отметил увеличение числа международных работ со странами ЕС, Китаем, Россией, Грузией, Украиной, Ираном. Только за 2017 год подписаны более 70 документов о сотрудничестве, организованы более полусотни международных мероприятий.
Особое внимание А.Ализаде уделил теме интеграции науки и образования: в НАНА в позапрошлом году открыли магистратуру, где по программе “Ученый завтрашнего дня” готовят будущих исследователей по направлениям, которые отсутствуют в высшей школе Азербайджана. Чтобы набирать в НАНА мотивированные кадры, налажена работа с Министерством образования: только в 2017 году на практику в институты академии пришли 1700 студентов. Время, проведенное в исследовательских лабораториях и центрах академии, поможет молодежи определиться, готова ли она продолжать обучение и где. Сообщил Акиф Мехтиевич и о намерении НАНА создать под своей эгидой академический университет.
Прояснить, какой видится эта структура, корреспондент газеты “Поиск” попросила вице-президента НАНА Ибрагима ГУЛИЕВА, директора недавно созданного Института нефти и газа.
- Наша академическая модель, как и ваша, сильно страдает от нехватки кадров, сказал он. - Штучно мы набираем сотрудников, но интенсивного притока молодежи нет. Попытки вузов создать такую же, как в Академии наук, аналитическую базу, пока тщетны. И кадры, выпускаемые ими после магистратуры, в основном не заточены на ведение исследований. Поэтому прежде, чем предлагать структуру нового университета, я поехал в Санкт-Петербург к академику РАН Жоресу Ивановичу Алферову. У него уникальный академический университет, и многое из его практики мы постараемся перенять. Главное, что в отличие от вузовских магистры НАНА большую часть времени обучения отдают науке. С первого дня занятий они включены в реальные исследования, занимаются в лабораториях, оснащенных современным оборудованием. В вузах - наоборот: там и профессура на 70 процентов загружена преподаванием. Наша же должна заниматься преимущественно исследованиями. Конечно, поначалу это будет университет распределенного типа - группы будущих ученых станут готовить в разных институтах. Начало тому положено: первые академические магистры трудятся в наших лабораториях, и их обучают по тем направлениям, где сейчас особенно не хватает хорошо подготовленных кадров. Но, в принципе, ничего экстраординарного: вся наука в мире делается молодыми аспирантами, диссертантами, ординаторами, магистрами под руководством маститых ученых. Конечно, пока у НАНА денег на такой университет нет, но, когда поймем, что знаем, как действовать, обратимся в правительство. Обычно оно нам не отказывает, когда видит, что проект внятный, просчитанный, нацеленный на достижение конкретной цели.
Отчет президента был принят с оценкой “удовлетворительно”, намечены планы на будущее. В них внятно прозвучало, что будут осуществлены мероприятия, направленные на усиление оборонной мощи государства, активированы исследования по изучению генома человека, в том числе молекулярно-генетических основ наследственных и ненаследственных болезней в Азербайджане. Для этого расширены мультидисциплинарные работы в области компьютерной геномики и биоинформатики, намечено создание единой национальной научной онлайн-инфраструктуры и информационного пространства, усиление информационного обеспечения отечественной науки, интеграция ее в мировую.
Кроме того, на Общем собрании состоялась церемония вручения “Золотой медали имени Низами Гянджеви” и премий НАНА, носящих имена выдающихся ученых Азербайджана. Награды получили исследователи, занимающиеся изучением механизма электропроводимости полупроводников, источников эффективного люминесцентного излучения на основе соединений, активизированных редкими элементами почвы, реакций органического синтеза и дизайном молекул, биоразнообразием, применением активных наноустройств в различной среде. Также были отмечены заслуги ученых, подготовивших на трех языках “Атлас грязевых вулканов мира”. За анализ источников по раннесредневековой истории Азербайджана и Ближнего Востока, социально-экономических, политических и культурных проблем, а также за работы по исторической географии региона премию получила директор Национального музея академик Наиля Велиханлы. За пропаганду в мировом масштабе современной школы живописи Азербайджана, за свое неповторимое творчество награда была вручена художнику Таиру Салахову. А “Золотые медали имени Низами Гянджеви” получили двое. За фундаментальный научный вклад в поиск газоконденсатных месторождений в Каспийском море и развитие нефтяной промышленности Азербайджана - действительный член НАНА Хошбахт Юсифзаде, а за создание современной физики плазмы, результаты, полученные в ходе международной научной кооперации, большие заслуги в развитии космических технологий в Азербайджане - действительный член Российской академии наук Роальд Сагдеев.
Перевыборы президента и Президиума прошли быстро. Так как в НАНА президента избирают только действительные члены, присутствовавшие 66 академиков (всего в академии их 72 и 112 членов-корреспондентов) как один высказались за кандидатуру Акифа Ализаде. А в Президиум избрали двух новых вице-президентов. Ими стали директор Института молекулярной биологии и биотехнологий академик Ирада Гусейнова и ректор Бакинского филиала МГУ им. М.В.Ломоносова академик Наргиз Пашаева. Ей доверили отвечать за международное сотрудничество и образование потому, что она уже проявила организаторские способности при создании великолепного университета в Баку, а также Научного центра Азербайджана и кавказоведения им. Низами Гянджеви в Оксфордском университете. Не зря президент НАНА в своем отчетном докладе назвал одним из впечатляющих успехов в области интеграции науки и образования, которые были достигнуты за последние пять лет, именно проект “Низами”, нацеленный на модернизацию докторского образования и научных исследований. Признание мировым сообществом великого Низами, никогда не покидавшего родного города Гянджа, именно азербайджанским мыслителем считается крайне важным.
- Наргиз Пашаева смогла доказать, что главное вовсе не то, на каком языке писались, а то, насколько значимы для последующих поколений человечества мировоззренческие идеи, высказанные Низами в творчестве. Это достижение на уровне государства, - заявил начальник Управления информационной политики НАНА Зульфугар Фарзалиев. - Информация сегодня становится инструментом, которым можно воспользоваться как во благо обществу, так и во вред. Даже отсутствие грамотной информации об ученых, их исследованиях, плохая популяризация достижений науки могут принести сегодня ущерб стране, сформировать о ней искаженное представление. Хорошо, что вновь избранный президент НАНА Акиф Ализаде уделяет информационной работе существенное внимание. Благодаря такому подходу у нас в управлении сегодня четыре подразделения. Это отдел печатных органов, выпускающий книги, два научных журнала ежеквартально и газету “Наука” на азербайджанском и русском языках еженедельно. Кроме этого, у НАНА первой в республике появился сайт, мы поддерживаем его работу на трех языках (азербайджанском, русском и английском). Следом в каждом отделении, в институтах были сделаны свои сайты, для их актуальной поддержки пока не хватает кадров, но в академии уже осознали, что важно развивать эту информационную составляющую науки. В НАНА мы создали и свое научное телевидение. Его передачи, состоящие в основном из коротких событийных программ, транслируются в институтах академии, их можно посмотреть и на нашем сайте. Каждое мало-мальски значимое событие тут же находит там отражение. Хорошо, что академия помогает нам, закупая для этого оборудование. Мы добились того, что в каждом научном учреждении создали группу или отдел по связям с общественностью. После того как наше управление начало работать на постоянной основе на всех перечисленных направлениях, регулярно и профессионально (в составе управления - 25 членов Союза журналистов Азербайджана) рассказывать, что происходит в Национальной академии наук, на какие исследования тратятся средства, выделяемые в республике на науку, укрепилось и уважение к ученым. Ушло время, когда к информационной составляющей можно было относиться пренебрежительно. Сегодня ее влияние огромно и на уровне государства, и на уровне лаборатории.
 Елизавета ПОНАРИНА

Стратегически важна. Академия играет ключевую роль в развитии страны.
Национальная академия наук Белоруссии отметила свое 90-летие. /№ 48(2018)
За виртуальной партой
В Российском новом университете стартовал проект “Учитель за виртуальной партой”, который реализуется по инициативе Министерства просвещения. /№ 48(2018)
Центры притяжения. В каких городах предпочитает учиться молодежь?
В Министерстве образования и науки Украины назвали первую десятку вузов, которые чаще всего выбирали абитуриенты в ходе последней приемной кампании. /№ 39(2018)

Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко высказала опасения в связи с затягиванием разработки и принятия новых законов о науке и о культуре.

Цифровой гербарий МГУ им. М.В.Ломоносова победил в номинации «Лучший научный проект» премии Русского географического общества. Награда вручена на церемонии в Кремле.

Премьер-министр Дмитрий Медведев провел встречу с руководителем Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергеем Кравцовым. Глава Рособрнадзора доложил премьеру, в частности, о том, что поставленная им задача сократить вузы, дающие некачественное образование, выполнена.

Научно-методический совет по учебникам Минпросвещения сократил федеральный перечень учебников с 1370 до 863 наименований, или на 37%, сообщила в пятницу пресс-служба министерства.

Министр науки и высшего образования Михаил Котюков посетил с рабочим визитом Екатеринбург, где состоялась стратегическая сессия с участием руководителей подведомственных министерству научных и образовательных организаций.

Россия и Германия проведут в 2018-2020 годах Год научно-образовательных партнерств для укрепления сотрудничества между исследователями двух стран. Об этом говорится в совместном заявлении глав МИД РФ и ФРГ Сергея Лаврова и Хайко Мааса, принятом по итогам встречи Совета министров иностранных дел ОБСЕ в Милане.

Российские региональные вузы получат поддержку от государства, и обучение в них будет таким же по качеству, что и в столичных вузах, заявила вице-премьер Татьяна Голикова на правительственном часе в Совете Федерации. Встреча была посвящена задачам национальных проектов в социальной сфере, информирует ТАСС.

22 ноября ИСП РАН им. В.П. Иванникова в рамках своей Открытой конференции, посвященной 70-летию отечественного ИТ-сектора, заключил соглашение с АО «НПО РусБИТех» о продаже лицензии на статический анализатор Svace и динамический анализатор Crusher. Сделка позволит предприятию-разработчику отечественной сертифицированной операционной системы Astra Linux обнаруживать ошибки кода на ранних стадиях и повысить доверие к безопасности своей платформы, используемой в государственных и коммерческих информационных системах, в том числе в критически важных секторах экономики.

22-23 ноября в здании Президиума Российской академии наук прошла Открытая конференция ИСП РАН им. В.П.Иванникова, посвященная 70-летию российского ИТ-сектора. На ней обсудили проекты и технологии, имеющие глобальное значение.

Международная научная конференция ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 2-4 апреля 2019 года, Калининград, Балтийский федеральный университет

Pегиональный конкурс проектов фундаментальных научных исследований

Региональный конкурс проектов фундаментальных научных исследований, выполняемых молодыми учеными

Конкурс на лучшие научные проекты фундаментальных исследований

Конкурс работ, представляемых на соискание премий Правительства Российской Федерации 2019 года в области науки и техники для молодых ученых.

Конкурс работ, представляемых на соискание премий Правительства Российской Федерации 2019 года в области науки и техники.