33516

В Госдуму поступил законопроект об изменениях в ФЗ «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», который уточняет цели деятельности, задачи, функции и полномочия РАН.

Какие же поправки вносятся в закон? Рассмотрим несколько важнейших новаций, сравнив их с нынешними формулировками.

Часть 3 статьи 2 в действующем законе звучит так: «Российская академия наук осуществляет свою деятельность в целях обеспечения преемственности и координации фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований, проводимых по важнейшим направлениям естественных, технических, медицинских, сельскохозяйственных, общественных и гуманитарных наук, экспертного научного обеспечения деятельности органов государственной власти, научно-методического руководства научной и научно-технической деятельностью научных организаций и образовательных организаций высшего образования».

Ее предлагается изложить в следующей редакции: «Российская академия наук осуществляет свою деятельность в целях обеспечения преемственности и координации: фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований, проводимых по важнейшим направлениям естественных, технических, медицинских, сельскохозяйственных, общественных и гуманитарных наук; научных исследований, реализуемых в сфере оборонно-промышленного комплекса в интересах обороны страны и безопасности государства; экспертного научного обеспечения деятельности органов государственной власти РФ; научно-методического руководства научной и научно-технической деятельностью научных организаций и образовательных организаций высшего образования».

Статью 6 в нынешней редакции, в которой говорится о целях деятельности Российской академии наук, предлагается дополнить пунктами следующего содержания: «прогнозирование основных направлений научного, научно-технологического и социально-экономического развития РФ» и «научно-методическое руководство научной и научно-технической деятельностью научных организаций и образовательных организаций высшего образования».

Разработчики законопроекта намерены изменить пункт статьи 7, посвященный задачам РАН, который звучит так: «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований, финансируемых за счет средств федерального бюджета, участие в разработке и согласовании программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период». Предлагается следующая редакция: «Проведение финансируемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований, в том числе реализуемых в сфере оборонно-промышленного комплекса в интересах обороны страны и безопасности государства».  

Инициированное дополнение в статью 7: «21) организация разработки программы фундаментальных научных исследований в РФ на долгосрочный период и ее представление в Правительство РФ, организация и координация фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований, проводимых в рамках этой программы научными организациями, образовательными организациями высшего образования и иными субъектами научной и научно-технической деятельности».

Часть 2 статьи 7 сегодня выглядит так: РАН «подготавливает и представляет Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации доклады о состоянии фундаментальных наук в Российской Федерации и о важнейших научных достижениях, полученных российскими учеными».

Этот пункт предлагается заменить на: «подготавливает и представляет Президенту РФ и в Правительство РФ ежегодно доклад о реализации государственной политики в сфере научной и научно-технической деятельности».

Кроме того, добавляется часть 3 следующего содержания: «Российская академия наук владеет, пользуется и распоряжается федеральным имуществом, закрепленным за ней на праве оперативного управления и переданным ей в оперативное управление, в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ и уставом Российской академии наук».

Статья 16 в нынешней версии: «Взаимодействие Российской академии наук с органами государственной власти, гражданами, организациями при реализации ею своих целей и основных задач. 1. Российская академия наук при реализации своих целей и основных задач осуществляет информационное взаимодействие с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами, с гражданами, организациями в порядке, установленном уставом Российской академии наук. Органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, иные государственные органы и организации, органы местного самоуправления обязаны оказывать поддержку Российской академии наук при реализации ею своих целей и основных задач».

Статью 16 предлагается дополнить частью следующего содержания: «Российская академия наук вправе направлять в органы государственной власти Российской Федерации предложения по вопросам развития законодательства, а также по вопросам, относящимся к сфере деятельности Российской академии наук, и проводить по указанным вопросам публичные слушания».

В статье 18 могут появиться несколько новых позиций: «Решения о реорганизации, ликвидации, изменении типа организаций, переданных в ведение федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного Правительством РФ, внесении изменений в уставы (утверждении уставов в новой редакции) этих организаций принимаются по согласованию с Российской академией наук».

Еще одно дополнение: «Прекращение полномочий руководителей научных организаций, переданных в ведение федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного Правительством РФ, а также назначение исполняющих (временно исполняющих) обязанности руководителей этих организаций на период до избрания новых руководителей в порядке, установленном частью 12 настоящей статьи, осуществляются по решению федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного Правительством РФ, согласованному с президиумом Российской академии наук».

Появляется также следующая формулировка: «Президиум Российской академии наук осуществляет согласование кандидатур руководителей научных направлений и научных руководителей организаций, переданных в ведение федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного Правительством РФ».

Нет комментариев