Официально

Министерство образования и науки внесло ряд изменений в Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования, утвержденное приказом от 27 ноября 2015 года.

Правительство одобрило проект ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде перспективных исследований» и направляет его в Госдуму.

Правительство утвердило положение о создании и функционировании советов по приоритетным направлениям научно-технологического развития. В документе определяются порядок создания, составы, функции и полномочия советов.

Правительство продлило статус наукограда городскому округу Жуковский (Московская область). Он будет сохранен для этого муниципального образования еще на 15 лет.

Новости № 3(2018)

Ученые Томского госуниверситета (ТГУ) расширяют свои исследования на территории Васюганского болота - крупнейшего в мире, занесенного в Книгу рекордов Гиннесса. В конце 2017 года под эгидой научного центра САЕ “TSSW: Сибирский институт будущего” была создана новая стационарная база - “Васюганская”. Она вошла в цепочку исследовательских станций ТГУ, соединяющих юг и север Западной Сибири.

На заседании Совета ректоров вузов Алтайского края и Республики Алтай шла речь о том, что нужно делать школам, вузам и органам власти для привлечения лучших абитуриентов в местные высшие учебные заведения.

В канун Нового года студенты Северо-Кавказского федерального университета получили хороший подарок - физкультурно-оздоровительный комплекс с плавательным бассейном. В церемонии открытия спортивного объекта приняла участие первый заместитель Минобрнауки России Валентина Переверзева.

Древние американцы прибыли на континент единой волной миграции, о чем свидетельствуют результаты недавнего генетического исследования найденных на Аляске останков. Об этом сообщает Sciencemag.org.

О связи потребления алкоголя с повышенным риском развития некоторых типов рака известно давно, но было непонятно, как именно он действует на клетки организма, вызывая их злокачественное перерождение...

Анализ состава небольшого камушка, найденного в Ливийской пустыни, показал, что этот богатый алмазными включениями кусок породы не только имеет внеземное происхождение, но и содержит соединение, которое возникло до формирования Солнца.

В день открытия Учредительного собрания большевики залили снег петроградских улиц кровью рабочих и солдат. Как и царские опричники, они хотели заглушить пулеметами и винтовками голос народа. Но народ сказал свое слово в Учредительном собрании. Оно - истинный выразитель воли народа - объявило Россию федеративной демократической республикой. Учредительное собрание взяло дальнейшие переговоры о мире в свои руки и обратилось к союзникам с предложением выработать условие общего демократического мира. Учредительное собрание передало трудящимся всю землю без выкупа. Да здравствует Учредительное собрание! Вся власть - Учредительному собранию!

Заплатки для клетки. Спецвыпуск о работе ученых Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН.
Территория науки
№ 37(2014)

12.09.2014

Методы редактирования геномов, такие как система CRISPR/Cas, активно развивающиеся в последние полтора года, позволили ученым существенно продвинуться вперед в “молекулярной хирургии”. Отныне возможно ремонтировать точечные мутации ДНК прямо в живой клетке, вырезая “больные” места, а клетка, репарируя повреждение, сама поставит “заплатку” из специально введенной “здоровой” молекулы ДНК.

Искусством этим владеют немногие. Например - уникальный научный коллектив под руководством доктора биологических наук Сурена Закияна. Эта команда работает в трех лабораториях (всеми ими заведует Закиян): стволовой клетки - в Институте химической биологии и фундаментальной медицины; эпигенетики и развития - в Институте цитологии и генетики СО РАН; молекулярной и клеточной технологии - в Новосибирском НИИ патологии кровообращения. Основное направление - репрограммирование генома. Сотрудничество в рамках трех институтов объясняется еще и светлой мечтой - создать, наконец, в России консорциум по клеточным технологиям с привлечением всех профильных специалистов.
- Мы хотим построить нормальный цикл, - рассказывает кандидат биологических наук Сергей Медведев. - Материалы для исследований - образцы тканей и клеток пациентов - можно добыть только в медицинском учреждении. Лишь затем они могут быть переданы в исследовательскую лабораторию, где мы получаем клеточный или тканевой продукт, пригодный для исследования молекулярных основ болезней и заместительной терапии. Этот продукт мы можем вернуть обратно в клинику, и врачи его используют.
Благодаря открытиям нобелевского лауреата Синъи Яманаки, из клеток взрослого человека с помощью сравнительно простой генетической манипуляции можно получить индуцированные плюрипотентные стволовые клетки и затем направленно дифференцировать их в любые другие клетки. Например, в кардиомиоциты - мышечные клетки сердца - для поиска новых подходов к терапии сердечно-сосудистых заболеваний.
Получив индуцированные плюрипотентные стволовые клетки от пациента с конкретной мутацией, можно исправить в них генетические дефекты. А аутологичные (не отторгаемые иммунной системой) клетки с исправленным генотипом можно использовать в качестве материала для клеточной терапии в отношении этого же пациента. Пока такие исследования находятся на стадии тестирования на животных, к тому же в России еще нет закона о клеточных технологиях, хотя многочисленную рекламу “лечения стволовыми клетками” можно встретить даже в метро. Но мы считаем, что надо работать по закону, - все, что касается клеточной медицины, должно быть прописано. А пока царит хаос.
- Опубликована карта клеточных центров мира, Россия на ней не представлена, - вступает в разговор Сурен Закиян. - Мы каждый день с ужасом открываем Интернет: ищем, в чем нас еще опередили. Таких лабораторий, как у нас, в стране очень мало. А, например, только в американском штате Массачусетс работает сразу несколько клеточных центров. К тому же, чтобы выписать элементарные реактивы (а в России их не производят), у нас уходит около трех месяцев. Словом, в стране отсутствует инфраструктура клеточных исследований в принципе - есть только отдельные лаборатории, а многие клиницисты даже не понимают, зачем нам нужны образцы от пациентов.
Сегодняшние уникальные технологии позволяют получить “больного” в чашке Петри и испытывать на клеточных моделях болезней новые подходы к терапии. Любая новая медицинская технология или лекарство проходит многостадийный цикл испытаний, который обычно занимает около 10-15 лет и требует значительных денежных вложений. В настоящий момент на доклинических стадиях испытания лекарств используются модельные животные. К сожалению, с их помощью невозможно полностью воспроизвести все аспекты процессов, происходящих в клетках человека, в особенности это касается нейродегенеративных и сердечно-сосудистых заболеваний.
А плюрипотентные клетки в ходе дифференцировки in vitro могут давать практически все типы клеток, составляющих тело человека. И тестируя, например, лекарства против сердечно-сосудистых заболеваний на уже упомянутых кардиомиоцитах, можно одновременно наблюдать, какое воздействие препарат окажет на нейроны, гепатоциты (клетки печени) и клетки поджелудочной железы, и, таким образом, протестировать самые распространенные побочные эффекты.
- Вместе с НИИ патологии кровообращения мы получили от конкретных пациентов и полностью охарактеризовали клеточные модели синдрома удлиненного интервала QT - наследственного сердечно-сосудистого заболевания, - добавляет Сергей Медведев. - Болезнь часто проходит бессимптомно, и люди даже не знают о наличии у них такого заболевания и могут умереть от любой физической нагрузки или стресса. Хотя достаточно простая генетическая диагностика позволяет выявить представителей группы риска.
Одна из актуальных задач - создание Национального биобанка тканей и клеток. В биобанке будут храниться в замороженном виде клеточные модели заболеваний, в лечении которых медицина пока не преуспела. Образцы - охарактеризованные, с паспортом биобезопасности - можно передавать исследовательским учреждениям для поиска новых подходов к терапии.
Усилиями новосибирских институтов химической биологии и фундаментальной медицины, цитологии и генетики, НИИПК им. Е.Н.Мешалкина и при содействии Минздрава и Национального общества регенеративной медицины в начале сентября в Новосибирске был проведен Первый Всероссийский симпозиум “Новейшие методы клеточных технологий в медицине”. По его итогам был принят меморандум о необходимости создания Сибирского центра клеточных технологий. А все, кто стоял у истоков российских исследований в этой области, получили почетные мантии профессоров Национального общества регенеративной медицины. В их числе - наши собеседники: академик Валентин Власов и профессор Сурен Закиян.

Фото из архива ИХБФМ

Полностью спецвыпуск представлен в формате pdf

СКАЧАТЬ (296 Кб , pdf )
СКАЧАТЬ (320 Кб , pdf )

Пробки высшей пробы. Экспериментальное производство ИЯФ СО РАН выпускает уникальное оборудование.
Вакуумное и криогенное оборудование для самого крупного в мире лазера на свободных электронах XFEL (Германия), мощные инжекторы нейтральных атомов для плазменной установки Tri Alpha Energy (США), высокочастотная станция и система электронного охлаждения для установки NICA (ОИЯИ, Россия), магнитные элементы и вакуумные камеры для крупнейшего ускорительного комплекса в Европейском исследовательском центре ионов и антипротонов FAIR (Германия), порт-плаги для первого в мире международного термоядерного экспериментального реактора ITER (Франция), магнитные элементы для источника синхротронного излучения третьего поколения ESRF (Франция) - вот далеко не полный перечень работ, выполняемых экспериментальным производством ИЯФ в последние годы. /№ 51(2017)
Рожденный для развития. ИБР РАН перешагнул в новый век.
100-летний юбилей Института биологии развития им. Н.К.Кольцова РАН отмечают в эти дни не только его сотрудники, но и многочисленные друзья, все, кто здесь работал и учился, кто интересуется успехами отечественной биологии. Созданный выдающимся русским зоологом академиком Николаем Кольцовым, институт быстро стал одним из ведущих научных экспериментальных учреждений мира. /№ 40(2017)
“У института большое будущее, здесь работает больше теплофизиков, чем во всем остальном мире”, - шутил академик Вениамин Чеботаев, многие годы возглавлявший лазерное направление в первом специализированном Институте теплофизики, созданном в Новосибирском академгородке 7 июня 1957 года вместе с Сибирским отделением АН СССР. В этом году Институт теплофизики им. С.С.Кутателадзе СО РАН отмечает свое 60-летие. /№ 23(2017)

Антирейтинги вузов, диссоветов и ученых, которые причастны к появлению фальшивых диссертаций, опубликовало в сети интернет-сообщество «Диссернет».

Клуб "1 июля" опубликовал на своем сайте два новых заявления: «О принципах распределения дополнительного финансирования между институтами РАН» и «О принципах формирования госзаданий институтам РАН».

В новом субрейтинге 100 университетов мира, построенном на основе показателя соотношения числа преподавателей к количеству студентов институционального рейтинга THE за 2018 год, Россия представлена 11 вузами, семь из которых - участники Проекта 5-100.

Владимир Путин принял в Ново-Огарево президента Российской академии наук Александра Сергеева. На встрече обсуждались реформа РАН и задачи академии по координации научно-технологического развития страны.

Кольский научный центр РАН преобразован в Федеральный исследовательский центр. ФИЦ образован путем присоединения к базовому учреждению КНЦ РАН шести научно-исследовательских институтов, локализованных в Академгородке (Апатиты).

Инициативу создания Научно-образовательной теологической ассоциации в России выдвинули ректоры ряда вузов на конференции «Теология и прогресс», которая прошла в Общецерковной аспирантуре и докторантуре, сообщает ее пресс-служба ОЦАД.

В Перми прошло выездное совещание руководителей региональных научных центров Российской академии наук с участием президента РАН Александра Сергеева. В его работе приняли участие руководитель ФАНО Михаил Котюков и губернатор Пермского края Максим Решетников.

В повестке дня очередного 176-го заседания - доклад профессора Московского института стали и сплавов, действительного члена Академии проблем качества, члена ASQ и ENBIS, члена Международной гильдии профессионалов качества Ю.П.Адлера “Зачем научным организациям менеджмент и как с ним бороться”.

На территории национального парка “Бузулукский бор” в Оренбургской области прошла XXI совместная сессия Объединенного научного совета по фундаментальным географическим проблемам при Международной ассоциации академий наук и научного совета РАН по фундаментальным географическим проблемам, посвященная Году экологии в России и 100-летию отечественного заповедного дела.

Наша страна обладает крупнейшей в мире территорией и занимает четвертое место по площади пахотных земель. Казалось бы, области огромные, однако сельское хозяйство России сконцентрировано на ограниченной площади - с благоприятными климатическими условиями - и нагрузки на плодородные почвы настолько велики, что приводят к их деградации. Причина - в водной и ветровой эрозии, потерях гумуса и элементов питания, переуплотнении посевов и загрязнении.

Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и городом Севастополь.

Конкурс проектов 2019 года фундаментальных научных исследований, проводимый совместно федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и Немецким научно-исследовательским сообществом

Программа аспирантских стипендий Топсе приглашает аспирантов, работающих в области гетерогенного катализа и смежных областях материаловедения, принять участие в ежегодном конкурсе на предоставление стипендии Топсе.

Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” совместно с субъектами Российской Федерации