Официально

На сайте ФАНО опубликован приказ «Об утверждении плана-графика перехода в 2017-2018 годах и на плановый период до 2020 года Федерального агентства научных организаций на использование отечественного программного обеспечения». С документом можно ознакомиться, пройдя по ссылке.

Комитет Госдумы по образованию и науке рассмотрел и утвердил заключение на проект Федерального закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс РФ» (в части приведения терминологии Налогового кодекса Российской Федерации в соответствие с законом «Об образовании в РФ»), инициированный правительством в августе этого года.

На сайте Федерального агентства научных организаций опубликован августовский приказ об утверждении Положения о кадровом резерве ФАНО. С текстом документа можно ознакомиться по ссылке.

На базе Всероссийского НИИ мясной промышленности им. В.М.Горбатова создан Федеральный научный центр. Для этого к научно-исследовательскому институту присоединено восемь научных организаций.

Новости № 38(2017)

Космический телескоп “Хаббл” обнаружил черную как смоль экзопланету, по размерам она в разы больше любой из планет Солнечной системы. С подробностями - Hubblesite.org.

Популярный метод геномного редактирования CRISPR впервые применили в цветоводстве, с его помощью кардинально изменен цвет лепестков декоративного растения. Об этом сообщает Science Alert.

Искусственный интеллект способен обнаружить изменения в головном мозге за несколько лет до проявления симптомов болезни Альцгеймера. Подробности - в New Scientist.

Кому-то нужно создать в Петрограде панику. И вот вчера по городу был пущен слух о том, что немецкий отряд высадился на берегу Финского залива - столица заволновалась. Бегство увеличилось. После наведения точных справок выяснилось, что немцы нигде не высаживались, да и вряд ли рискнут сделать это.

Геном - на ремонт. Над чем сегодня работают ученые Российского центра по исследованию репарации систем ДНК
Территория науки
№ 37(2014)

12.09.2014

Ежедневно в каждой клетке человека случается, по приблизительным оценкам, от 10 до 100 тысяч повреждений: кодирующие основания ДНК отщепляются, происходят разрывы под воздействием естественных для организма биохимических процессов или внешних факторов, например солнечного света. Но мудрая природа предусмотрела “бюро ремонта” - систему репарации ДНК: в каждой клетке есть набор ферментов, которые распознают и удаляют повреждения. С возрастом система репарации у человека ослабевает, поэтому возникают заболевания - сердечно-сосудистые, онкологические, нейродегенеративные. Неудивительно, что изу­чение систем репарации ДНК - очень популярная в мире тематика.

- Сложилось так, что именно в нашем институте был создан российский центр по исследованию репарации систем ДНК - этим занимаются четыре лаборатории, - рассказывает заведующая лабораторией биоорганической химии ферментов член-корреспондент РАН Ольга Лаврик. - Система, которую мы изучаем, - система репарации окисленных оснований - повреждений ДНК, которые возникают при окислительных процессах, неизбежных в любом организме.
В нашей лаборатории исследован и описан полный набор ферментов, осуществляющих процесс репарации. В институте уникальная биохимическая база, единственная в России, - она создавалась долгие годы, в том числе за счет партнерства с зарубежными лабораториями, особенно хотелось бы выделить сотрудничество с французскими учеными.
Сегодня мы можем легко реконструировать систему исправления повреждений - от начала до конца. Посмотреть, как она работает при включении того или иного фактора. Скажем, актуальная проблема: при секвенировании белков, включенных в репарацию, находят точечные модификации, которые часто связаны с заболеваниями, такими как онкологические и нейродегенеративные. Распространенная медицинская практика - определять эти модификации и ставить их в соответствие с какими-либо заболеваниями при тестировании образцов от больных.
Но на самом деле научная проблема глубже: совершенно не выяснена роль таких модифицированных белков-компонентов систем репарации на молекулярном уровне. Это большая биохимическая работа, требующая объединения усилий разных специалистов. В ИХБФМ такая группа ученых есть. Жаль только, что в Новосибирском академгородке так и не создан центр по рентгеноструктурному анализу белков на базе Института ядерной физики, несмотря на все усилия заинтересованных пользователей.
- Можно лечить генетические заболевания, исправляя геном человека, уже даже известно, как это делать. Но такой метод - перспектива далекого будущего: пока подобные технологии не разрешены, - добавляет заведующая лабораторией исследования модификации биополимеров доктор химических наук Ольга Федорова. - В перспективе ферментные подходы можно будет использовать для создания препаратов на основе белковых молекул.
Однако кое-что наши исследования могут дать практической медицине и сегодня. Мы начали искать очень простые молекулы, которые могут выступать либо усилителями, либо ингибиторами систем репарации. С помощью усилителей можно восстановить слабо работающую систему репарации, а с помощью ингибиторов - подавить сопротивление опухолевых клеток применению химио- и радиационной терапии. И мы были первыми, кто получил патент на ингибиторы, - пять лет назад открыли такие молекулы. Но этим ингибиторам еще предстоят доклинические и клинические испытания, на что нужно и отдельное финансирование, и соответствующие специалисты.
Другая важная проблема - диагностика: определение состояния систем репарации конкретного человека, чтобы подобрать персонал для работы в разных условиях - в жарком климате, на атомных станциях. Например, еще в советское время у наших специалистов, работавших в Африке, часто развивались онкологические заболевания - солнечный свет оказывает вредное воздействие на системы репарации, особенно у людей, выросших в других климатических условиях. И вскоре этих проблем удастся избежать - диагностика для подбора персонала станет реальностью при использовании современных методов мониторинга активности систем репарации.

Полностью спецвыпуск представлен в формате pdf

СКАЧАТЬ (296 Кб , pdf )
СКАЧАТЬ (320 Кб , pdf )

“У института большое будущее, здесь работает больше теплофизиков, чем во всем остальном мире”, - шутил академик Вениамин Чеботаев, многие годы возглавлявший лазерное направление в первом специализированном Институте теплофизики, созданном в Новосибирском академгородке 7 июня 1957 года вместе с Сибирским отделением АН СССР. В этом году Институт теплофизики им. С.С.Кутателадзе СО РАН отмечает свое 60-летие. /№ 23(2017)
Рецепты из лаборатории. Университет транслирует здоровье.
И двух лет не прошло, как мы с профессором Санкт-Петербургского государственного университета Раулем Гайнетдиновым обсуждали ход его исследований одного малоизвестного семейства следовых аминов - потенциальных лекарственных мишеней для лечения заболеваний мозга. Тогда я поймал себя на мысли, что послужной список собеседника - яркий пример того, как грантовая система финансирования помогает развивать российскую науку и вовлекать в нее по-настоящему талантливых творцов... /№ 21(2017)
Герои постгеномной эры. Кто и как нынче бьется за здоровье человечества?
Перед входом в Институт биоорганической химии им. академиков М.М.Шемякина и Ю.А.Овчинникова РАН установлена скульптура, кажущаяся непосвященному абстрактной: шар, взятый в плен какими-то щупальцами. На самом деле, это изображение конкретного природного антибиотика - валиномицина, имеющего структуру типа “хозяин - гость”... /№ 20(2017)

Члены Клуба «1 июля» обратились к участникам выборов президента РАН. Документ опубликован на сайте неформального научного сообщества.

В расширившемся со 100 до 400 позиций предметном рейтинге Times Higher Education по направлению “Искусство и гуманитарные науки” (Arts and Humanities) теперь присутствуют пять российских вузов.

Отделение энергетики, машиностроения, механики и процессов управления Российской академии наук выдвинуло кандидатуру бывшего президента РАН Владимира Фортова на пост академика-секретаря. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на самого В.Фортова.

Руководитель Федерального агентства научных организаций Михаил Котюков и губернатор Воронежской области Алексей Гордеев подписали соглашение о сотрудничестве.

В Минобрнауки прошло заседание оргкомитета Всероссийского фестиваля науки «Наука 0+». Организатором фестиваля выступает Министерство образования и науки при поддержке МГУ им. М.В.Ломоносова и Правительства Москвы, региональных органов власти.

Заместитель министра образования и науки Вениамин Каганов ушел со своего поста. Как сообщил «Коммерсанту» пресс-секретарь главы Минобрнауки Андрей Емельянов, замминистра уволился «в связи с переходом на новое место работы».

Нормативно-правовое обеспечение прикладной науки стало темой совместного заседания Комитета Лиги содействия оборонным предприятиям и Союза машиностроителей России. В мероприятии приняли участие представители органов власти, ведущих предприятий, научных и общественных организаций.

15.09.2017