Официально

Владимир Путин утвердил своим указом новый состав Совета при Президенте РФ по науке и образованию.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки на основании решения Арбитражного суда прекратила действие лицензии Томского экономико-юридического института.

Минобрнауки ликвидировало филиал Санкт-Петербургского государственного экономического университета в Анадыре.

Утверждена дорожная карта ФАНО - комплекс мер нормативного и организационного характера, которые направлены на решение задач, обозначенных в плане первого этапа Стратегии научно-технологического развития РФ.

Новости № 46(2017)

В Университете им. Юрая Добрилы (Пула, Хорватия) состоялось торжественное открытие Центра русского языка и культуры “Институт Пушкина”. Он создан при участии Пятигорского госуниверситета и финансовой поддержке Минобрнауки РФ в рамках ФЦП “Русский язык”, Миссия центра - продвижение образования на русском языке.

Ректор Тульского государственного университета Михаил Грязев провёл встречу со студентами, входящими в сборные команды вуза по различным видам спорта. Михаил Васильевич поздравил студентов и их тренеров с успешными выступлениями на различных соревнованиях, в том числе всероссийских.

В Ульяновском государственном техническом университете прошел День открытых дверей для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений и системы среднего профессионального образования. Мероприятие посетили 1150 человек.

Астробиологам предложили новую стратегию поиска потенциально обитаемых миров. Об этом сообщает NASA News Release. Исследователи из NASA опубликовали в журнале Nature Scientific Reports новую модель поиска признаков внеземной жизни в атмосфере планет вне Солнечной системы.

Физики обнаружили внутри пирамиды Хеопса большую полость. С подробностями - New York Times.

Болезнь Альцгеймера может возникать в организме за пределами головного мозга. С подробностями - Genetic Engineering & Biotechnology News. Возникнув где-то в периферических тканях, болезнь Альцгеймера может распространяться подобно раковому заболеванию, перемещаясь с места на место, пока не угнездится в головном мозге.

Большевики вызвали к себе управляющего государственным банком Шипова и потребовали у него ассигновки в 15 миллионов рублей. Он ответил, что по существующим законам такая ассигновка может быть выдана лишь по требованию, подписанному министром-председателем и министром финансов. Но таковых в настоящее время не существует, а Совет народных комиссаров российскими законами не предусмотрен. Поэтому никакой ассигновки он, Шипов, делать не намерен. В ответ на это мужественное заявление большевики арестовали г-на Шипова в Смольном.

Геном - на ремонт. Над чем сегодня работают ученые Российского центра по исследованию репарации систем ДНК
Территория науки
№ 37(2014)

12.09.2014

Ежедневно в каждой клетке человека случается, по приблизительным оценкам, от 10 до 100 тысяч повреждений: кодирующие основания ДНК отщепляются, происходят разрывы под воздействием естественных для организма биохимических процессов или внешних факторов, например солнечного света. Но мудрая природа предусмотрела “бюро ремонта” - систему репарации ДНК: в каждой клетке есть набор ферментов, которые распознают и удаляют повреждения. С возрастом система репарации у человека ослабевает, поэтому возникают заболевания - сердечно-сосудистые, онкологические, нейродегенеративные. Неудивительно, что изу­чение систем репарации ДНК - очень популярная в мире тематика.

- Сложилось так, что именно в нашем институте был создан российский центр по исследованию репарации систем ДНК - этим занимаются четыре лаборатории, - рассказывает заведующая лабораторией биоорганической химии ферментов член-корреспондент РАН Ольга Лаврик. - Система, которую мы изучаем, - система репарации окисленных оснований - повреждений ДНК, которые возникают при окислительных процессах, неизбежных в любом организме.
В нашей лаборатории исследован и описан полный набор ферментов, осуществляющих процесс репарации. В институте уникальная биохимическая база, единственная в России, - она создавалась долгие годы, в том числе за счет партнерства с зарубежными лабораториями, особенно хотелось бы выделить сотрудничество с французскими учеными.
Сегодня мы можем легко реконструировать систему исправления повреждений - от начала до конца. Посмотреть, как она работает при включении того или иного фактора. Скажем, актуальная проблема: при секвенировании белков, включенных в репарацию, находят точечные модификации, которые часто связаны с заболеваниями, такими как онкологические и нейродегенеративные. Распространенная медицинская практика - определять эти модификации и ставить их в соответствие с какими-либо заболеваниями при тестировании образцов от больных.
Но на самом деле научная проблема глубже: совершенно не выяснена роль таких модифицированных белков-компонентов систем репарации на молекулярном уровне. Это большая биохимическая работа, требующая объединения усилий разных специалистов. В ИХБФМ такая группа ученых есть. Жаль только, что в Новосибирском академгородке так и не создан центр по рентгеноструктурному анализу белков на базе Института ядерной физики, несмотря на все усилия заинтересованных пользователей.
- Можно лечить генетические заболевания, исправляя геном человека, уже даже известно, как это делать. Но такой метод - перспектива далекого будущего: пока подобные технологии не разрешены, - добавляет заведующая лабораторией исследования модификации биополимеров доктор химических наук Ольга Федорова. - В перспективе ферментные подходы можно будет использовать для создания препаратов на основе белковых молекул.
Однако кое-что наши исследования могут дать практической медицине и сегодня. Мы начали искать очень простые молекулы, которые могут выступать либо усилителями, либо ингибиторами систем репарации. С помощью усилителей можно восстановить слабо работающую систему репарации, а с помощью ингибиторов - подавить сопротивление опухолевых клеток применению химио- и радиационной терапии. И мы были первыми, кто получил патент на ингибиторы, - пять лет назад открыли такие молекулы. Но этим ингибиторам еще предстоят доклинические и клинические испытания, на что нужно и отдельное финансирование, и соответствующие специалисты.
Другая важная проблема - диагностика: определение состояния систем репарации конкретного человека, чтобы подобрать персонал для работы в разных условиях - в жарком климате, на атомных станциях. Например, еще в советское время у наших специалистов, работавших в Африке, часто развивались онкологические заболевания - солнечный свет оказывает вредное воздействие на системы репарации, особенно у людей, выросших в других климатических условиях. И вскоре этих проблем удастся избежать - диагностика для подбора персонала станет реальностью при использовании современных методов мониторинга активности систем репарации.

Полностью спецвыпуск представлен в формате pdf

СКАЧАТЬ (296 Кб , pdf )
СКАЧАТЬ (320 Кб , pdf )

Рожденный для развития. ИБР РАН перешагнул в новый век.
100-летний юбилей Института биологии развития им. Н.К.Кольцова РАН отмечают в эти дни не только его сотрудники, но и многочисленные друзья, все, кто здесь работал и учился, кто интересуется успехами отечественной биологии. Созданный выдающимся русским зоологом академиком Николаем Кольцовым, институт быстро стал одним из ведущих научных экспериментальных учреждений мира. /№ 40(2017)
“У института большое будущее, здесь работает больше теплофизиков, чем во всем остальном мире”, - шутил академик Вениамин Чеботаев, многие годы возглавлявший лазерное направление в первом специализированном Институте теплофизики, созданном в Новосибирском академгородке 7 июня 1957 года вместе с Сибирским отделением АН СССР. В этом году Институт теплофизики им. С.С.Кутателадзе СО РАН отмечает свое 60-летие. /№ 23(2017)
Рецепты из лаборатории. Университет транслирует здоровье.
И двух лет не прошло, как мы с профессором Санкт-Петербургского государственного университета Раулем Гайнетдиновым обсуждали ход его исследований одного малоизвестного семейства следовых аминов - потенциальных лекарственных мишеней для лечения заболеваний мозга. Тогда я поймал себя на мысли, что послужной список собеседника - яркий пример того, как грантовая система финансирования помогает развивать российскую науку и вовлекать в нее по-настоящему талантливых творцов... /№ 21(2017)

По версии британского журнала Times Higher Education (THE), основанной на опросе работодателей из 33 стран, достойным войти в число лучших вузов мира по показателю трудоустройства выпускников (Global University Employability Ranking) в этом году оказался только один российский университет - МГУ.

Итоги работы Уральского территориального управления ФАНО были подведены на заседании в Екатеринбурге. Встреча прошла с участием главы ФАНО Михаила Котюкова.

Минобрнауки планирует в ближайший год разработать проект закона о науке, а также заняться решением вопросов аттестации научных кадров. Об этом журналистам сообщил председатель Совета по науке при министерстве Юрий Ковалев. По его словам, в результате общественных обсуждений уже получены около полутора тысяч комментариев и предложений к проекту закона.

Избранный в сентябре 2017 года на должность председателя Сибирского отделения РАН академик Валентин Пармон возглавит Научный совет по проблемам озера Байкал.

Объявлены победители всероссийского конкурса «Студент года-2017». В финал, который проходил в Крымском федеральном университете, попали около 200 участников из 62 субъектов РФ, сообщает пресс-служба Минобрнауки.

Денис Минкин назначен директором Национального исследовательского центра «Курчатовский институт». Согласно распоряжению главы правительства он будет работать на этом посту в течение пяти лет.

Программа образовательных кредитов продолжится с осени 2018 года, сообщила глава Минобрнауки Ольга Васильева, отвечая на вопросы студентов НИТУ «МИСиС». Министр напомнила о том, что в рамках программы по выдаче кредитов на образование в России, действующей с 2010 года, было получено свыше 10 тысяч кредитов.

Международная научная конференция ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 2-6 апреля 2018 года.

Вторая научно-практическая Открытая конференция Института системного программирования РАН имени Виктора Иванникова ISPRAS Open пройдет с 30 ноября по 1 Декабря 2017 г. в главном здании Российской академии наук. Ключевые темы – безопасность программного кода и технологии анализа массивов данных.

Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований, проводимый совместно федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и Японским фондом медицинских исследований.

Объявление об открытом публичном конкурсе на получение грантов Российского научного фонда по приоритетному направлению деятельности Российского научного фонда “Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами”.