Супербактерии у ежей возникли задолго до появления антибиотиков

Бактерия Staphylococcus aureus впервые развила устойчивость к антибиотику метициллину около 200 лет назад, утверждают датские и британские ученые. В крупном  исследовании специалисты проследили генетическую историю бактерии.

Исследователи полагают, что устойчивость к антибиотикам у Staphylococcus aureus возникла в результате адаптации к необходимости существовать бок о бок на коже ежей с грибком Trichophyton erinacei, который производит свои собственные антибиотики.

Образовавшийся в результате устойчивый к метициллину золотистый стафилококк более известен как MRSA-супербактерии.

Супербактерии MRSA возникли у ежей задолго до клинического применения антибиотиков
На фото: гриб Trichophyton erinacei, растущий в центре чашки с агаром, с полосами MRSA на левой половине и чувствительными к метициллину бактериями Staphylococcus aureus справа. Грибок вырабатывает антибиотики, которые убивают чувствительные к метициллину бактерии Staphylococcus aureus, но не MRSA, в результате чего справа остается чистая зона без роста бактерий. Фото: phys.org

«Используя технологию секвенирования, мы проследили гены, которые придают mecC-MRSA устойчивость к антибиотикам, вплоть до их первого появления, и обнаружили, что они были примерно в девятнадцатом веке, — сказал доктор Юэн Харрисон, исследователь из Кембриджского университета и старший автор исследования.

Он добавил: «Наше исследование показывает, что причиной первоначального появления MRSA было не использование пенициллина, а естественный биологический процесс. Мы думаем, что MRSA эволюционировал в битве за выживание на коже ежей, а затем распространился на домашний скот и людей через прямой контакт» .

Ранее считалось, что устойчивость к антибиотикам у клопов, вызывающих инфекции человека, является современным явлением, обусловленным клиническим использованием антибиотиков. Злоупотребление антибиотиками сейчас ускоряет этот процесс, и устойчивость к антибиотикам поднимается до опасно высокого уровня во всех частях мира.

Поскольку почти все антибиотики, которые мы используем сегодня, возникли в природе, исследователи говорят, что, вероятно, устойчивость к ним уже существует и в природе. Чрезмерное использование любого антибиотика для людей или домашнего скота будет способствовать развитию устойчивых штаммов насекомых, поэтому потеря эффективности антибиотика — лишь вопрос времени.

«Это исследование является серьезным предупреждением о том, что, когда мы используем антибиотики, мы должны использовать их с осторожностью. В дикой природе существует очень большой « резервуар », в котором могут выжить устойчивые к антибиотикам бактерии. Они способны передаться скоту, а от него — людям», — отметил профессор Марк Холмс, исследователь кафедры ветеринарной медицины Кембриджского университета.

Напомним, Всемирная организация здравоохранения на сегодняшний день считает супербактерии MRSA одной из самых серьезных угроз для здоровья человека в мире.

06.01.22