Официально


Минобрнауки утвердило контрольные цифры приема аспирантов на бюджетные места в научные организации, подведомственные ФАНО, на 2019/20 учебный год, сообщает пресс-служба агентства.



Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки прекратила действие лицензии Московского областного гуманитарного института.



Президент России подписал закон «О внесении изменений в ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ», который уточняет правовой статус студенческих спортивных лиг и Российского студенческого спортивного союза.



Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение об обеспечении деятельности Российской Антарктической экспедиции на 2018-2022 годы. Оно опубликовано на сайте правительства и доступно по ссылке.






Новости № 16(2018)

Регионы


СНГ


Интердайджест


















Вход свободный, выход - тоже. Учителей будут готовить по-новому.
Образование
№ 31-32(2014)

08.08.2014



В начале лета на сайте http://www.change.org.ru, где каждый желающий может выложить свою петицию, чтобы собрать подписи, появилось обращение доктора филологических наук, в прошлом профессора МПГУ Александра Камчатнова под громким названием “Остановите разгром Московского педагогического государственного университета”. Текст, адресованный администрации Президента РФ и Правительству РФ, на сегодняшний день собрал 9288 подписей. Многие подписанты - бывшие выпускники и преподаватели МПГУ, есть даже коллективные письма студентов с разных факультетов.

Разгромом педобразования в МПГУ автор считает внедрение универсального бакалавриата (по образцу западных Liberal Arts). Оно, по словам профессора, “сводится к сокращению теоретической, то есть специальной предметной подготовки студентов, к существенному уменьшению доли важнейших профильных дисциплин в создающемся учебном плане и новой образовательной программе”. Вина за “разгром”, по мнению автора, лежит на новом руководителе вуза (напомним, после шумного скандала с диссоветами в МПГУ был сменен ректор). Не будем останавливаться на роли личностей в этой истории - дело Минобрнауки разбираться с ректором подведомственного вуза (и, судя по сообщениям в прессе, оно обещало это сделать). Отметим другое: в петиции нет ни слова об участии МПГУ в Проекте по модернизации педагогического образования, в рамки которого описанные изменения в образовательном процессе МПГУ вполне укладываются. Возможно, автор по каким-то причинам не считает нужным говорить об этом. А возможно, он просто не в курсе образовательной политики, которую сегодня проводит Минобрнауки по отношению к педвузам. Все началось два года назад - после того, как по результатам мониторинга 2012 года оказалось, что признаки неэффективности имеют 71,43% педвузов (30 из 42) и 78,38% их филиалов (29 из 37).
Что же происходит сегодня в педагогических вузах?
“Надо, чтобы учителя знающего заменил учитель, умеющий работать с детьми” - так обозначил основную идею Проекта по модернизации педагогического образования один из научных соруководителей Центра управления проектом Анатолий Каспржак. Ходу выполнения этой амбициозной программы обновления педобразования было посвящено недавнее совещание в Минобрнауки с участием представителей вузов - победителей конкурсов в рамках Проекта модернизации и вузов-соисполнителей.
Как отметил министр Дмитрий Ливанов, вступивший в действие новый профессиональный стандарт учителя задает новую планку - предъявляет новые требования к учителю. Это, по словам министра, должен быть человек, который не только знает свой предмет, но и занимается развитием личности ребенка, умеет работать как с успешными, так и с трудными детьми, может экспериментировать и создавать новые педагогические методики. Оканчивая вуз, начинающий учитель должен быть “подготовлен со всех точек зрения - с теоретической и практической”. Решить задачу подготовки таких специалистов и призван Проект по модернизации педобразования. Он предполагает разработку новых образовательных программ педагогического образования: прикладного и академического бакалавриата, прикладной и исследовательской магистратуры. После “обкатки” в участвующих в проекте университетах эти программы смогут использовать и другие вузы, где готовят учителей.
О предыстории проекта рассказал заместитель министра образования и науки Александр Климов. Два года назад началась работа над Концепцией модернизации педобразования, которая активно обсуждалась общественностью в течение всего прошлого года и “вобрала в себя идеи и мнения самых широких кругов педагогического сообщества” (по словам замминистра). Параллельно шла работа над новым профессиональным стандартом педагога. Несколько месяцев назад был предложен к обсуждению Проект по модернизации педобразования. Как охарактеризовал его А.Каспржак, “это нетипичный проект ФПРО, поскольку подразумевает массовое внедрение”. Минобрнауки, по его словам, обозначило лишь рамки проекта, но не предъявило жестких требований к его результатам. Поэтому на вузы - участники проекта ложится большая ответственность: Концепцию модернизации педобразования превратить в проект, позволяющий настроить систему на подготовку учителей, которые отвечали бы требованиям нового профстандарта.
В ходе проекта, заявил А.Каспржак, должны быть решены две ключевые задачи: “принципиальное повышение качества подготовки учителя” и “преодоление последствий двойного негативного отбора” (в педвузы сегодня идут не самые сильные выпускники школ, а в школы приходят не самые сильные выпускники вузов). Достичь этого предполагается двумя путями: во-первых, разделением обеих ступеней образования (бакалавриата и магистратуры) на прикладную и академическую (исследовательскую) и, во-вторых, созданием общедоступной открытой библиотеки модулей основных образовательных программ подготовки педагогов, которые разработают вузы в ходе проекта. После окончания академического бакалавриата и исследовательской магистратуры предлагается присваивать степень, после прикладных бакалавриата и магистратуры - квалификацию.
Как рассказал второй научный соруководитель Центра управления проектом, первый проректор Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) Аркадий Марголис, уже в ближайшие годы по новым образовательным программам обучатся более 2,5 тысячи студентов, более 3 тысяч преподавателей пройдут повышение квалификации. Вузов - непосредственных участников проекта - всего 13 (в том числе МГППУ, МПГУ, РГПУ им. А.И.Герцена, педуниверситеты Нижнего Новгорода, Новосибирска, Ульяновска, Сибирский, Казанский (Приволжский), Северный (Арктический) и Южный федеральные университеты, МИСИС и др.). Апробировать разработанные участниками программы выразили желание еще около 30 вузов.
Планы реализуются, что называется, с колес - апробация новых программ в высших учебных заведениях должна начаться уже в сентябре.
“Этот проект - серьезная заявка на хороший вектор развития педагогического образования”, - подчеркнул ректор МГППУ Виталий Рубцов, выступая на проблемном семинаре “Модернизация педагогического образования в РФ”. Там же обсуждали и сложности внедрения стандарта профессиональной деятельности педагога в России.
По словам Александра Климова, таких масштабных проектов с участием педвузов в стране не было давно. Главный ожидаемый результат - существенное обновление программ и технологий подготовки учителя уже через два-три года. Предполагается, что в ходе проекта будет создана сеть из вузов, школ и педагогических колледжей. Цель - “достичь изменений не в отдельных точках - всю систему педагогического образования поднять на новый уровень”.
Как считает научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин, реальный результат проекта можно будет оценить не через два, а как минимум через четыре года, когда выйдут из вузов первые студенты, обучавшиеся по новым программам.
Новая система подготовки педагога предполагает так называемую вариативную подготовку - свободный вход в профессию и выход из нее. То есть после двух лет универсального (или “широкого”, как его называют) бакалавриата студенты могут менять свои образовательные траектории: кто-то, осознав, что учителем ему быть не хочется, уйдет учиться чему-то другому, а кто-то, наоборот, придет с других факультетов на педагогический. Однако, подчеркнул И.Фрумин, “широкий бакалавриат” должен обязательно включать педагогические мастерские. “Механически, без включения новых форм работы со студентами новую систему педобразования не внедрить”, - подчеркнул он. Та педагогическая практика, которую сегодня проходят студенты в педвузах, конечно, дело хорошее, однако “в целом, это не та рефлексивная работа, на которой вырастает учитель”. Практика для будущего учителя должна стать тем же, чем является работа в клинике для будущего врача, когда студенты-медики вместе со своими профессорами ведут больных и могут непосредственно наблюдать, как мэтры медицины собирают информацию, анализируют ее, принимают решения о лечении...
Петиция в защиту МПГУ, похоже, только часть айсберга, то есть сопротивления со стороны преподавателей педвузов происходящим изменениям. Сомнение в правильности выбранного пути, казалось, проскользнуло и в вопросе одного из участников семинара: можно ли за два года сформировать личность учителя - человека, готового вести за собой учеников? Не превратится ли он в простого транслятора знаний? Вспыхнула небольшая дискуссия. “Мы отвечаем за организационные формы, вы - за содержание, - отозвался А.Климов. - А если человек четыре года проболтался на программе педобразования, значит ли это, что его можно допускать к школьникам? Всегда так было: кто-то амбразуру грудью закрывает, кто-то в кусты заползает... Кто детей не любит, того и за сорок лет не выучить. Вопросы справедливые - вы и решайте, сколько лет и чему учить. Новый Закон об образовании и новые стандарты дают много свободы в разработке программ”. Его поддержал И.Фрумин: “Вопрос, по сути, о том, можно ли построить гибкую программу обучения, которая обеспечивала бы владение студента ключевыми компетенциями, как предметными, так и собственно педагогическими. Отдельные эксперименты показывают, что можно. Удастся ли это сделать в массовом порядке - не ясно. Но согласен с замминистра: когда человек переходит на педагогическую специальность, имея возможность остаться на той, где учился, это свидетельствует об осознанности его выбора. И это, как известно, самое главное условие успешного профессионального обучения”.
Сроки выполнения Проекта по модернизации педобразования очень жесткие. Вопросов - много. Но все же, похоже, Президент РФ и руководитель правительства - не те люди, которые смогут на них ответить. Как заметил Евгений Ямбург, Заслуженный учитель РФ, академик РАО, директор Центра образования №109, руководитель коллектива разработчиков профессионального стандарта педагога, “хотим мы того или нет, перемены неотвратимы. Они уже наступили”. В силу многих причин (медицинских, психологических, социальных, демографических) количество проблемных детей в российских школах растет с каждым годом. Недаром в профстандарте появилось требование к учителю: уметь отслеживать динамику развития ребенка. Сегодня, привел цифры Е.Ямбург, 90% учителей этого делать не умеют.
Одни педагоги считают, что введение нового стандарта ничего не даст, другие - что образование станет еще хуже. Более “конструктивной и профессиональной” Е.Ямбургу представляется позиция коллег, “готовых бесстрашно идти навстречу переменам, осознавая, каким тернистым будет путь”. Широкое обсуждение стандарта профессиональной деятельности педагога в разных регионах России, по его словам, показало, что таких людей не так мало, как кажется на первый взгляд.


Наталия БУЛГАКОВА
Фото Николая Степаненкова






 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Смета на мечты. Развитие образования обойдется недешево.
Экспертов образовательного сообщества страны, собравшихся, чтобы обсудить доклад на тему “Двенадцать решений для нового образования” и выделить наиболее актуальные из предлагаемых в нем проектов, помощник Президента России, экс-министр образования и науки Андрей Фурсенко напутствовал такими словами: “Резать надо по живому, иначе это будут делать другие, и не факт, что столь же квалифицированно”. /№ 16(2018)
Волна захватила. Тотальный диктант писали всем миром.
“Каждое утро, еще при свете звезд, Якоб Иванович Бах просыпался и, лежа под толстой стеганой периной утиного пуха, слушал мир” - эту строку узнают теперь более двухсот тысяч человек из разных стран мира: с нее начинался текст “Тотального диктанта” во Владивостоке, нынешней столице ежегодной образовательной акции. /№ 16(2018)
Что мешает и снижает… Ректоры Прикамья сосредоточились на болевых точках вузовской науки.
О том, как обстоят дела с наукой в вузах, шла речь на недавнем заседании Совета ректоров Пермского края. Председатель секции проректоров по научной работе, проректор Пермского национального исследовательского политехнического университета Владимир Коротаев представил характеризующие ситуацию тенденции и отметил ряд факторов, отрицательно на нее влияющих. /№ 15(2018)

Новости


Совет по науке при Минобрнауки выступил с заявлением, в котором выражена глубокая обеспокоенность в связи с внесением в Госдуму законопроекта «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия США и (или) иных иностранных государств». Члены совета считают, что предложенные в законопроекте меры могут нанести существенный ущерб развитию российской науки и технологий.



Россия должна привлекать на работу лучших ученых и продолжать взаимодействие с международными научными организациями. На решение этих задач направлены поручения Владимира Путина, которые он дал по итогам заседания Совета при Президенте РФ по науке и образованию и встречи с учеными Сибирского отделения РАН, прошедших в феврале 2018 года.



Российские студенты завоевали Кубок мира и четыре медали из 13 на престижном мировом чемпионате по программированию ICPC, финал которого прошел в Пекине. Отличились команды из МГУ им. М.В.Ломоносова, МФТИ, ИТМО и Уральского федерального университета, информирует ТАСС.



Глава Минобрнауки Ольга Васильева провела рабочих встреч с министрами профильных ведомств на Московском международном салоне образования. По итогам встреч были подписаны меморандумы о сотрудничестве в сфере высшего образования РФ с Республикой Бурунди и Государством Палестина.



Работодатели и образовательные организации могут проверять подлинность свидетельств о признании иностранного образования или квалификации иностранных работников и абитуриентов через электронный сервис «Реестр выданных свидетельств», размещенный на сайте Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.



Федеральное агентство научных организаций продолжает выдачу государственных жилищных сертификатов молодым ученым подведомственных организаций, сообщает пресс-служба ведомства. Работа проводится в рамках государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ».



Совет Межрегионального общества научных работников обратился с заявлением к председателю Госдумы Вячеславу Володину.

Конференции


Пятая конференция разработчиков российских операционных платформ «OS DAY. Надежность» состоится 17-18 мая 2018 г. в Москве, в главном здании Российской академии наук. Основной темой для обсуждения среди теоретиков и практиков системного программирования и разработки ОС станет вопрос надежности. Участники рассмотрят методы проектирования и разработки надежных платформ, инструментальные средства обеспечения надежности программно-аппаратных систем как на этапе разработки, так и на этапе эксплуатации.

Центр научно-информационных исследований по науке, образованию и технологиям ИНИОН РАН совместно с Институтом экономических стратегий проводят МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СЕМИНАР ПО НАУКОВЕДЕНИЮ И НАУКОМЕТРИИ

Центр научно-информационных исследований по науке, образованию и технологиям ИНИОН РАН совместно с Институтом экономических стратегий проводят Московский семинар по науковедению и наукометрии.

Текущие конкурсы


Российский научный фонд объявляет о начале приема заявок на инфраструктурный конкурс Президентской программы исследовательских проектов

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования “Московский физико-технический институт (государственный университет)” объявляет конкурс на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу

Конкурс 2018 года на лучшие научные проекты междисциплинарных фундаментальных исследований по теме “Большие данные в постгеномную эру” (“мк”)

Конкурс 2018 года на лучшие научные проекты междисциплинарных фундаментальных исследований по теме “Правовое регулирование геномных исследований” (“мк”)

Конкурс 2018 года на лучшие научные проекты междисциплинарных фундаментальных исследований по теме “Модели правового регулирования международного научно-технического сотрудничества и международной интеграции России” (“мк”)

Вакансии


02.03.2018
объявляет конкурс на замещение вакантных должностей:

17.11.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии рудных месторождений, петрографии минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН) объявляет конкурс на замещение вакантной должности...

03.11.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования и науки Санкт-Петербургский национальный исследовательский академический университет Российской академии наук объявляет конкурс на замещение следующих вакантных должностей...




опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии