Официально


Общероссийский народный фронт направил правительству предложения в национальный проект «Образование», касающиеся подготовки учителей. Эксперты ОНФ предлагают ввести для будущих педагогов профессиональный экзамен, который позволит определить, насколько они готовы к педагогической деятельности, информирует ТАСС.



Студенты и преподаватели Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» получили поздравления со столетним юбилеем их вуза от председателя правительства Дмитрия Медведева.



Президент России Владимир Путин поздравил сотрудников, студентов и выпускников Уральского государственного юридического университета со столетием учебного заведения.



Правительство одобрило проект федерального закона «О внесении изменения в статью 92 ФЗ «Об образовании в РФ»». Законопроект инициирован с целью закрепить обязательный учет сведений о независимой оценке качества подготовки учащихся при государственной аккредитации образовательной деятельности.






Новости № 37(2018)

Регионы


Татарстан заключил соглашение с Сибирским отделением РАН. Церемония прошла в рамках Татарстанского нефтегазового форума-2018 с участием президента республики Рустама Минниханова, ректоров ведущих вузов Казани и делегации СО РАН, которую возглавлял первый заместитель председателя отделения Ренад Сагдеев.

Дальневосточный федеральный университет и Санкт-Петербургский политехнический университет займутся созданием цифровых двойников реальных изделий и производственных процессов.

Представители Пензенского госуниверситета и Mail.ru Group подписали соглашение о запуске проекта “Игросфера. Пенза”, направленного на подготовку кадров для игровой индустрии.

СНГ


В конце прошлого года в Молдавии был принят закон о внесении изменений в Кодекс о науке и инновациях, предусматривавший кардинальную реформу системы управления и финансирования науки в стране, прежде всего ее академического сектора. Произошедшее очень напомнило трансформацию Академии наук в России в 2013 году.

Интердайджест


Статья о первозданной короткой белковой молекуле - первом пептиде на Земле - опубликована учеными Ратгерского Университета (Rutgers University) в журнале Американского химического общества (American Chemical Society).

Американские астрономы утверждают, что причина, по которой Плутон утратил свой планетный статус, не обоснована, отмечает сетевое издание Phys.org. В 2006 году Международный астрономический союз (International Astronomical Union) - всемирная экспертная организация - постановил считать планетой небесное тело с наибольшей гравитацией на орбите, расчищающей последнюю от других тел.


В Николаевске Самарской губ. у буржуазии, оказывающей содействие чехословакам и белогвардейцам, уездный исполком постановил конфисковать все излишнее имущество, которое поступает в общее народное достояние. В Осташково на местную буржуазию Совдепом наложена контрибуция в 469 000 рублей. В Бологом выселяется из города в дальние поселки местная буржуазия. Помещения в городе занимаются рабочими. В Воронеже буржуазия выселяется из центра города на окраины. Рабочие переселяются в центральные улицы; замечается отъезд буржуазии на Украину.
















Вход свободный, выход - тоже. Учителей будут готовить по-новому.
Образование
№ 31-32(2014)

08.08.2014



В начале лета на сайте http://www.change.org.ru, где каждый желающий может выложить свою петицию, чтобы собрать подписи, появилось обращение доктора филологических наук, в прошлом профессора МПГУ Александра Камчатнова под громким названием “Остановите разгром Московского педагогического государственного университета”. Текст, адресованный администрации Президента РФ и Правительству РФ, на сегодняшний день собрал 9288 подписей. Многие подписанты - бывшие выпускники и преподаватели МПГУ, есть даже коллективные письма студентов с разных факультетов.

Разгромом педобразования в МПГУ автор считает внедрение универсального бакалавриата (по образцу западных Liberal Arts). Оно, по словам профессора, “сводится к сокращению теоретической, то есть специальной предметной подготовки студентов, к существенному уменьшению доли важнейших профильных дисциплин в создающемся учебном плане и новой образовательной программе”. Вина за “разгром”, по мнению автора, лежит на новом руководителе вуза (напомним, после шумного скандала с диссоветами в МПГУ был сменен ректор). Не будем останавливаться на роли личностей в этой истории - дело Минобрнауки разбираться с ректором подведомственного вуза (и, судя по сообщениям в прессе, оно обещало это сделать). Отметим другое: в петиции нет ни слова об участии МПГУ в Проекте по модернизации педагогического образования, в рамки которого описанные изменения в образовательном процессе МПГУ вполне укладываются. Возможно, автор по каким-то причинам не считает нужным говорить об этом. А возможно, он просто не в курсе образовательной политики, которую сегодня проводит Минобрнауки по отношению к педвузам. Все началось два года назад - после того, как по результатам мониторинга 2012 года оказалось, что признаки неэффективности имеют 71,43% педвузов (30 из 42) и 78,38% их филиалов (29 из 37).
Что же происходит сегодня в педагогических вузах?
“Надо, чтобы учителя знающего заменил учитель, умеющий работать с детьми” - так обозначил основную идею Проекта по модернизации педагогического образования один из научных соруководителей Центра управления проектом Анатолий Каспржак. Ходу выполнения этой амбициозной программы обновления педобразования было посвящено недавнее совещание в Минобрнауки с участием представителей вузов - победителей конкурсов в рамках Проекта модернизации и вузов-соисполнителей.
Как отметил министр Дмитрий Ливанов, вступивший в действие новый профессиональный стандарт учителя задает новую планку - предъявляет новые требования к учителю. Это, по словам министра, должен быть человек, который не только знает свой предмет, но и занимается развитием личности ребенка, умеет работать как с успешными, так и с трудными детьми, может экспериментировать и создавать новые педагогические методики. Оканчивая вуз, начинающий учитель должен быть “подготовлен со всех точек зрения - с теоретической и практической”. Решить задачу подготовки таких специалистов и призван Проект по модернизации педобразования. Он предполагает разработку новых образовательных программ педагогического образования: прикладного и академического бакалавриата, прикладной и исследовательской магистратуры. После “обкатки” в участвующих в проекте университетах эти программы смогут использовать и другие вузы, где готовят учителей.
О предыстории проекта рассказал заместитель министра образования и науки Александр Климов. Два года назад началась работа над Концепцией модернизации педобразования, которая активно обсуждалась общественностью в течение всего прошлого года и “вобрала в себя идеи и мнения самых широких кругов педагогического сообщества” (по словам замминистра). Параллельно шла работа над новым профессиональным стандартом педагога. Несколько месяцев назад был предложен к обсуждению Проект по модернизации педобразования. Как охарактеризовал его А.Каспржак, “это нетипичный проект ФПРО, поскольку подразумевает массовое внедрение”. Минобрнауки, по его словам, обозначило лишь рамки проекта, но не предъявило жестких требований к его результатам. Поэтому на вузы - участники проекта ложится большая ответственность: Концепцию модернизации педобразования превратить в проект, позволяющий настроить систему на подготовку учителей, которые отвечали бы требованиям нового профстандарта.
В ходе проекта, заявил А.Каспржак, должны быть решены две ключевые задачи: “принципиальное повышение качества подготовки учителя” и “преодоление последствий двойного негативного отбора” (в педвузы сегодня идут не самые сильные выпускники школ, а в школы приходят не самые сильные выпускники вузов). Достичь этого предполагается двумя путями: во-первых, разделением обеих ступеней образования (бакалавриата и магистратуры) на прикладную и академическую (исследовательскую) и, во-вторых, созданием общедоступной открытой библиотеки модулей основных образовательных программ подготовки педагогов, которые разработают вузы в ходе проекта. После окончания академического бакалавриата и исследовательской магистратуры предлагается присваивать степень, после прикладных бакалавриата и магистратуры - квалификацию.
Как рассказал второй научный соруководитель Центра управления проектом, первый проректор Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) Аркадий Марголис, уже в ближайшие годы по новым образовательным программам обучатся более 2,5 тысячи студентов, более 3 тысяч преподавателей пройдут повышение квалификации. Вузов - непосредственных участников проекта - всего 13 (в том числе МГППУ, МПГУ, РГПУ им. А.И.Герцена, педуниверситеты Нижнего Новгорода, Новосибирска, Ульяновска, Сибирский, Казанский (Приволжский), Северный (Арктический) и Южный федеральные университеты, МИСИС и др.). Апробировать разработанные участниками программы выразили желание еще около 30 вузов.
Планы реализуются, что называется, с колес - апробация новых программ в высших учебных заведениях должна начаться уже в сентябре.
“Этот проект - серьезная заявка на хороший вектор развития педагогического образования”, - подчеркнул ректор МГППУ Виталий Рубцов, выступая на проблемном семинаре “Модернизация педагогического образования в РФ”. Там же обсуждали и сложности внедрения стандарта профессиональной деятельности педагога в России.
По словам Александра Климова, таких масштабных проектов с участием педвузов в стране не было давно. Главный ожидаемый результат - существенное обновление программ и технологий подготовки учителя уже через два-три года. Предполагается, что в ходе проекта будет создана сеть из вузов, школ и педагогических колледжей. Цель - “достичь изменений не в отдельных точках - всю систему педагогического образования поднять на новый уровень”.
Как считает научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин, реальный результат проекта можно будет оценить не через два, а как минимум через четыре года, когда выйдут из вузов первые студенты, обучавшиеся по новым программам.
Новая система подготовки педагога предполагает так называемую вариативную подготовку - свободный вход в профессию и выход из нее. То есть после двух лет универсального (или “широкого”, как его называют) бакалавриата студенты могут менять свои образовательные траектории: кто-то, осознав, что учителем ему быть не хочется, уйдет учиться чему-то другому, а кто-то, наоборот, придет с других факультетов на педагогический. Однако, подчеркнул И.Фрумин, “широкий бакалавриат” должен обязательно включать педагогические мастерские. “Механически, без включения новых форм работы со студентами новую систему педобразования не внедрить”, - подчеркнул он. Та педагогическая практика, которую сегодня проходят студенты в педвузах, конечно, дело хорошее, однако “в целом, это не та рефлексивная работа, на которой вырастает учитель”. Практика для будущего учителя должна стать тем же, чем является работа в клинике для будущего врача, когда студенты-медики вместе со своими профессорами ведут больных и могут непосредственно наблюдать, как мэтры медицины собирают информацию, анализируют ее, принимают решения о лечении...
Петиция в защиту МПГУ, похоже, только часть айсберга, то есть сопротивления со стороны преподавателей педвузов происходящим изменениям. Сомнение в правильности выбранного пути, казалось, проскользнуло и в вопросе одного из участников семинара: можно ли за два года сформировать личность учителя - человека, готового вести за собой учеников? Не превратится ли он в простого транслятора знаний? Вспыхнула небольшая дискуссия. “Мы отвечаем за организационные формы, вы - за содержание, - отозвался А.Климов. - А если человек четыре года проболтался на программе педобразования, значит ли это, что его можно допускать к школьникам? Всегда так было: кто-то амбразуру грудью закрывает, кто-то в кусты заползает... Кто детей не любит, того и за сорок лет не выучить. Вопросы справедливые - вы и решайте, сколько лет и чему учить. Новый Закон об образовании и новые стандарты дают много свободы в разработке программ”. Его поддержал И.Фрумин: “Вопрос, по сути, о том, можно ли построить гибкую программу обучения, которая обеспечивала бы владение студента ключевыми компетенциями, как предметными, так и собственно педагогическими. Отдельные эксперименты показывают, что можно. Удастся ли это сделать в массовом порядке - не ясно. Но согласен с замминистра: когда человек переходит на педагогическую специальность, имея возможность остаться на той, где учился, это свидетельствует об осознанности его выбора. И это, как известно, самое главное условие успешного профессионального обучения”.
Сроки выполнения Проекта по модернизации педобразования очень жесткие. Вопросов - много. Но все же, похоже, Президент РФ и руководитель правительства - не те люди, которые смогут на них ответить. Как заметил Евгений Ямбург, Заслуженный учитель РФ, академик РАО, директор Центра образования №109, руководитель коллектива разработчиков профессионального стандарта педагога, “хотим мы того или нет, перемены неотвратимы. Они уже наступили”. В силу многих причин (медицинских, психологических, социальных, демографических) количество проблемных детей в российских школах растет с каждым годом. Недаром в профстандарте появилось требование к учителю: уметь отслеживать динамику развития ребенка. Сегодня, привел цифры Е.Ямбург, 90% учителей этого делать не умеют.
Одни педагоги считают, что введение нового стандарта ничего не даст, другие - что образование станет еще хуже. Более “конструктивной и профессиональной” Е.Ямбургу представляется позиция коллег, “готовых бесстрашно идти навстречу переменам, осознавая, каким тернистым будет путь”. Широкое обсуждение стандарта профессиональной деятельности педагога в разных регионах России, по его словам, показало, что таких людей не так мало, как кажется на первый взгляд.


Наталия БУЛГАКОВА
Фото Николая Степаненкова






 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Репутация в цифрах
Медицинское образование в России сегодня отличается не только популярностью, но и доступностью. К такому выводу пришли эксперты рейтингового агентства RAEX, в четвертый раз опубликовавшего репутационные рейтинги вузов по укрупненным направлениям. /№ 37(2018)
Объективно о субъективном
Среди множества проводимых сегодня ранжирований университетов рейтинг вузов-участников Стипендиальной программы Владимира Потанина стоит особняком. Он охватывает 75 ведущих вузов из разных регионов страны... /№ 37(2018)
Меняясь, но не изменяя. ТГУ чтит традиции и готов к трансформации.
ТГУ широко отмечает 140-летний юбилей. Томичи сделали торжество и поводом для серьезного разговора - 5 сентября в Научной библиотеке Томского государственного университета эксперты Министерства науки и высшего образования РФ, вузов и академических институтов обсудили создание научно-образовательных центров мирового уровня в рамках нацпроекта “Наука”. /№ 37(2018)

Новости


Роспатент и Федеральный институт промышленной собственности продолжают работу по выявлению лидеров подачи электронных заявок на регистрацию изобретений и полезных моделей.



Российские школы и вузы получат учебники в рамках образовательной программы «Права человека», разработку которой в 2017 году инициировала уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова.



Заместитель председателя правительства Алексей Гордеев и помощник Президента РФ Андрей Фурсенко провели заседание Совета по реализации Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы (ФНТП). Речь шла о формировании условий для развития научно-технической деятельности в агропроме и повышении его конкурентоспособности.



Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил сведения о среднемесячной заработной плате работников научных организаций по должностям за первое полугодие 2018 года. Исследователи отметили значительное сокращение разрыва в размере зарплат руководителей и научных сотрудников.



С 2022 года Единый госэкзамен по иностранному языку станет обязательным. Об этом сообщил на Всероссийской встрече с родителями руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов.



Ректор МГУ им. М.В.Ломоносова Виктор Садовничий провел расширенное заседание ректората, посвященное участию университета в национальном проекте «Наука». Руководитель МГУ поставил задачу всем подразделениям включиться в государственные инициативы в области развития науки. Об этом сообщает пресс-служба вуза.



Галина Золина покидает пост ректора Российского государственного аграрного университета - Московской сельскохозяйственной академии им. К.А.Тимирязева. Об этом сообщается на сайте вуза.

Конференции


С 3-го по 7 сентября 2018 года на базе ФГБНУ “Северо-Кавказский федеральный научный центр садоводства, виноградарства, виноделия” под патронажем Министерства науки и высшего образования РФ, Российской академии наук будет проводиться Международный научно-практический форум “Перспективные технологии и сортименты в садоводстве, виноградарстве, виноделии”

XIV Андриановская конференция прошла в июне в ИНЭОС РАН

II Всероссийская научно-практическая конференция “Совершенствование системы взаимодействия Российского фонда фундаментальных исследований и субъектов Российской Федерации в вопросах проведения региональных и молодежных конкурсов”

Текущие конкурсы


До 12 октября 2018 года идёт прием заявок на участие в конкурсе на соискание премий Правительства Москвы молодым ученым.

Конкурс на издание лучших научных трудов

Конкурс на издание лучших научно-популярных трудов

Конкурс научных проектов фундаментальных исследований, проводимый совместно федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и Правительством Москвы

Российская академия наук объявляет конкурс на соискание медалей РАН с премиями для молодых ученых России и для студентов высших учебных заведений России за лучшие научные работы

Вакансии


14.09.2018
ФГБУН Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН)объявляет конкурс на замещение вакантных должностей

13.04.2018
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования “Московский физико-технический институт (государственный университет)” объявляет конкурс на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу

02.03.2018
объявляет конкурс на замещение вакантных должностей:




опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии