Официально


Премией имени Д.С.Лихачева 2018 года Президиум РАН решил наградить доктора филологических наук Елену Юхименко (Государственный исторический музей). Она отмечена за монографию «Старообрядчество: история и культура».

За цикл работ «Структурная биология макромолекул, значимых для биотехнологии и медицины» премия имени Е.С.Федорова 2018 года присуждена члену-корреспонденту Владимиру Попову, доктору химических наук Инне Курановой и кандидату физико-математических наук Валерии Сaмыгиной.

Премии Е.В.Тарле 2018 года удостоены академик Алексей Арбатов, кандидат исторических наук Наталия Бубнова и доктор исторических наук Александр Калядин. Ученые отмечены за сборник «Безопасность и контроль над вооружениями 2015-2016. Международное взаимодействие в борьбе с глобальными угрозами».

Премия имени Е.С.Варги 2018 года присуждена члену-корреспонденту Андрею Спартаку за цикл научных работ по актуальным вопросам развития международной торговли и мировой торговой системы.




Новости № 52(2018)

Регионы


Три главных для Белгородского государственного технологического университета события в уходящем году назвал пресс-службе вуза ректор Сергей Глаголев.

На Ярославском инвестиционном форуме состоялось награждение лауреатов смотра-конкурса изобретений и разработок молодых ученых “Изобретено в Ярославской области”.

Одним из значимых событий, произошедших в Тульском госуниверситете в конце года, стала выставка “Изобретатель и рационализатор-2018”.

СНГ


Интердайджест


Астрономы обнаружили самый удаленный из известных на сегодняшний день объект Солнечной системы.

Комнатное генетически модифицированное растение очищает воздух от вредных соединений.

Прорывом 2018 года журнал Science назвал сочетание новых методов для детального отслеживания развития отдельных клеток под контролем ДНК.


Московский совет обратился ко всем советским учреждениям с требованием упростить канцелярское делопроизводство, заменяя служебную переписку по возможности личными переговорами и телефонограммами. Для этой цели при всех районных советах учреждаются рабочие инспекции, на обязанности которых лежит контроль и борьба с бюрократизмом в советских учреждениях своего района.














Вход свободный, выход - тоже. Учителей будут готовить по-новому.
Образование
№ 31-32(2014)

08.08.2014



В начале лета на сайте http://www.change.org.ru, где каждый желающий может выложить свою петицию, чтобы собрать подписи, появилось обращение доктора филологических наук, в прошлом профессора МПГУ Александра Камчатнова под громким названием “Остановите разгром Московского педагогического государственного университета”. Текст, адресованный администрации Президента РФ и Правительству РФ, на сегодняшний день собрал 9288 подписей. Многие подписанты - бывшие выпускники и преподаватели МПГУ, есть даже коллективные письма студентов с разных факультетов.

Разгромом педобразования в МПГУ автор считает внедрение универсального бакалавриата (по образцу западных Liberal Arts). Оно, по словам профессора, “сводится к сокращению теоретической, то есть специальной предметной подготовки студентов, к существенному уменьшению доли важнейших профильных дисциплин в создающемся учебном плане и новой образовательной программе”. Вина за “разгром”, по мнению автора, лежит на новом руководителе вуза (напомним, после шумного скандала с диссоветами в МПГУ был сменен ректор). Не будем останавливаться на роли личностей в этой истории - дело Минобрнауки разбираться с ректором подведомственного вуза (и, судя по сообщениям в прессе, оно обещало это сделать). Отметим другое: в петиции нет ни слова об участии МПГУ в Проекте по модернизации педагогического образования, в рамки которого описанные изменения в образовательном процессе МПГУ вполне укладываются. Возможно, автор по каким-то причинам не считает нужным говорить об этом. А возможно, он просто не в курсе образовательной политики, которую сегодня проводит Минобрнауки по отношению к педвузам. Все началось два года назад - после того, как по результатам мониторинга 2012 года оказалось, что признаки неэффективности имеют 71,43% педвузов (30 из 42) и 78,38% их филиалов (29 из 37).
Что же происходит сегодня в педагогических вузах?
“Надо, чтобы учителя знающего заменил учитель, умеющий работать с детьми” - так обозначил основную идею Проекта по модернизации педагогического образования один из научных соруководителей Центра управления проектом Анатолий Каспржак. Ходу выполнения этой амбициозной программы обновления педобразования было посвящено недавнее совещание в Минобрнауки с участием представителей вузов - победителей конкурсов в рамках Проекта модернизации и вузов-соисполнителей.
Как отметил министр Дмитрий Ливанов, вступивший в действие новый профессиональный стандарт учителя задает новую планку - предъявляет новые требования к учителю. Это, по словам министра, должен быть человек, который не только знает свой предмет, но и занимается развитием личности ребенка, умеет работать как с успешными, так и с трудными детьми, может экспериментировать и создавать новые педагогические методики. Оканчивая вуз, начинающий учитель должен быть “подготовлен со всех точек зрения - с теоретической и практической”. Решить задачу подготовки таких специалистов и призван Проект по модернизации педобразования. Он предполагает разработку новых образовательных программ педагогического образования: прикладного и академического бакалавриата, прикладной и исследовательской магистратуры. После “обкатки” в участвующих в проекте университетах эти программы смогут использовать и другие вузы, где готовят учителей.
О предыстории проекта рассказал заместитель министра образования и науки Александр Климов. Два года назад началась работа над Концепцией модернизации педобразования, которая активно обсуждалась общественностью в течение всего прошлого года и “вобрала в себя идеи и мнения самых широких кругов педагогического сообщества” (по словам замминистра). Параллельно шла работа над новым профессиональным стандартом педагога. Несколько месяцев назад был предложен к обсуждению Проект по модернизации педобразования. Как охарактеризовал его А.Каспржак, “это нетипичный проект ФПРО, поскольку подразумевает массовое внедрение”. Минобрнауки, по его словам, обозначило лишь рамки проекта, но не предъявило жестких требований к его результатам. Поэтому на вузы - участники проекта ложится большая ответственность: Концепцию модернизации педобразования превратить в проект, позволяющий настроить систему на подготовку учителей, которые отвечали бы требованиям нового профстандарта.
В ходе проекта, заявил А.Каспржак, должны быть решены две ключевые задачи: “принципиальное повышение качества подготовки учителя” и “преодоление последствий двойного негативного отбора” (в педвузы сегодня идут не самые сильные выпускники школ, а в школы приходят не самые сильные выпускники вузов). Достичь этого предполагается двумя путями: во-первых, разделением обеих ступеней образования (бакалавриата и магистратуры) на прикладную и академическую (исследовательскую) и, во-вторых, созданием общедоступной открытой библиотеки модулей основных образовательных программ подготовки педагогов, которые разработают вузы в ходе проекта. После окончания академического бакалавриата и исследовательской магистратуры предлагается присваивать степень, после прикладных бакалавриата и магистратуры - квалификацию.
Как рассказал второй научный соруководитель Центра управления проектом, первый проректор Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) Аркадий Марголис, уже в ближайшие годы по новым образовательным программам обучатся более 2,5 тысячи студентов, более 3 тысяч преподавателей пройдут повышение квалификации. Вузов - непосредственных участников проекта - всего 13 (в том числе МГППУ, МПГУ, РГПУ им. А.И.Герцена, педуниверситеты Нижнего Новгорода, Новосибирска, Ульяновска, Сибирский, Казанский (Приволжский), Северный (Арктический) и Южный федеральные университеты, МИСИС и др.). Апробировать разработанные участниками программы выразили желание еще около 30 вузов.
Планы реализуются, что называется, с колес - апробация новых программ в высших учебных заведениях должна начаться уже в сентябре.
“Этот проект - серьезная заявка на хороший вектор развития педагогического образования”, - подчеркнул ректор МГППУ Виталий Рубцов, выступая на проблемном семинаре “Модернизация педагогического образования в РФ”. Там же обсуждали и сложности внедрения стандарта профессиональной деятельности педагога в России.
По словам Александра Климова, таких масштабных проектов с участием педвузов в стране не было давно. Главный ожидаемый результат - существенное обновление программ и технологий подготовки учителя уже через два-три года. Предполагается, что в ходе проекта будет создана сеть из вузов, школ и педагогических колледжей. Цель - “достичь изменений не в отдельных точках - всю систему педагогического образования поднять на новый уровень”.
Как считает научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин, реальный результат проекта можно будет оценить не через два, а как минимум через четыре года, когда выйдут из вузов первые студенты, обучавшиеся по новым программам.
Новая система подготовки педагога предполагает так называемую вариативную подготовку - свободный вход в профессию и выход из нее. То есть после двух лет универсального (или “широкого”, как его называют) бакалавриата студенты могут менять свои образовательные траектории: кто-то, осознав, что учителем ему быть не хочется, уйдет учиться чему-то другому, а кто-то, наоборот, придет с других факультетов на педагогический. Однако, подчеркнул И.Фрумин, “широкий бакалавриат” должен обязательно включать педагогические мастерские. “Механически, без включения новых форм работы со студентами новую систему педобразования не внедрить”, - подчеркнул он. Та педагогическая практика, которую сегодня проходят студенты в педвузах, конечно, дело хорошее, однако “в целом, это не та рефлексивная работа, на которой вырастает учитель”. Практика для будущего учителя должна стать тем же, чем является работа в клинике для будущего врача, когда студенты-медики вместе со своими профессорами ведут больных и могут непосредственно наблюдать, как мэтры медицины собирают информацию, анализируют ее, принимают решения о лечении...
Петиция в защиту МПГУ, похоже, только часть айсберга, то есть сопротивления со стороны преподавателей педвузов происходящим изменениям. Сомнение в правильности выбранного пути, казалось, проскользнуло и в вопросе одного из участников семинара: можно ли за два года сформировать личность учителя - человека, готового вести за собой учеников? Не превратится ли он в простого транслятора знаний? Вспыхнула небольшая дискуссия. “Мы отвечаем за организационные формы, вы - за содержание, - отозвался А.Климов. - А если человек четыре года проболтался на программе педобразования, значит ли это, что его можно допускать к школьникам? Всегда так было: кто-то амбразуру грудью закрывает, кто-то в кусты заползает... Кто детей не любит, того и за сорок лет не выучить. Вопросы справедливые - вы и решайте, сколько лет и чему учить. Новый Закон об образовании и новые стандарты дают много свободы в разработке программ”. Его поддержал И.Фрумин: “Вопрос, по сути, о том, можно ли построить гибкую программу обучения, которая обеспечивала бы владение студента ключевыми компетенциями, как предметными, так и собственно педагогическими. Отдельные эксперименты показывают, что можно. Удастся ли это сделать в массовом порядке - не ясно. Но согласен с замминистра: когда человек переходит на педагогическую специальность, имея возможность остаться на той, где учился, это свидетельствует об осознанности его выбора. И это, как известно, самое главное условие успешного профессионального обучения”.
Сроки выполнения Проекта по модернизации педобразования очень жесткие. Вопросов - много. Но все же, похоже, Президент РФ и руководитель правительства - не те люди, которые смогут на них ответить. Как заметил Евгений Ямбург, Заслуженный учитель РФ, академик РАО, директор Центра образования №109, руководитель коллектива разработчиков профессионального стандарта педагога, “хотим мы того или нет, перемены неотвратимы. Они уже наступили”. В силу многих причин (медицинских, психологических, социальных, демографических) количество проблемных детей в российских школах растет с каждым годом. Недаром в профстандарте появилось требование к учителю: уметь отслеживать динамику развития ребенка. Сегодня, привел цифры Е.Ямбург, 90% учителей этого делать не умеют.
Одни педагоги считают, что введение нового стандарта ничего не даст, другие - что образование станет еще хуже. Более “конструктивной и профессиональной” Е.Ямбургу представляется позиция коллег, “готовых бесстрашно идти навстречу переменам, осознавая, каким тернистым будет путь”. Широкое обсуждение стандарта профессиональной деятельности педагога в разных регионах России, по его словам, показало, что таких людей не так мало, как кажется на первый взгляд.


Наталия БУЛГАКОВА
Фото Николая Степаненкова






 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Задел в пакете. Нацпроект объединяет томичей.
В Томске создадут Научно-образовательный центр по качеству жизни (НОЦ), куда войдут все топовые вузы региона, исследовательские институты, а также органы местной власти и представители бизнеса. /№ 52(2018)
Главные фигуры. Преподаватели заслуживают праздника.
В Санкт-Петербургском государственном электротехническом университете “ЛЭТИ” состоялся вечер-концерт, посвященный учреждению в вузе Дня преподавателя. /№ 52(2018)
Принуждение к цифре. Сама жизнь заставляет вузы меняться.
Как меняет систему образования быстро растущая популярность онлайн-курсов? Какие задачи в связи с этим стоят перед российскими университетами? Как ведущие вузы отвечают на вызовы цифровой революции? /№ 51(2018)

Новости


В рамках Гайдаровского форума министр науки и высшего образования Михаил Котюков принял участие в экспертной дискуссии Трианонского диалога «Россия - Франция: новые технологии образования», сообщает пресс-служба Минобрнауки.



Директор Департамента стратегического управления «Роскосмоса» Юрий Макаров предложил Российской академии наук разработать нацпроект по мониторингу астероидно-кометной угрозы. Об этом он заявил на только что состоявшемся заседании Президиума РАН.



Министерство просвещения решило дополнить список номинаций Всероссийской премии «За верность науке». Теперь в нем появится категория «КЛАССная наука».



Российские средства наземного слежения потеряли связь с космическим аппаратом «Спектр-Р», на котором установлен радиотелескоп, позволяющий вести научные наблюдения на орбите. От КА поступает сигнал, но есть проблемы с его управлением.

Ректор МГУ Виктор Садовничий провел традиционную, уже двадцать шестую по счету, встречу с членами российских академий - сотрудниками Московского университета, сообщает пресс-служба вуза. В ней также приняли участие президент РАН Александр Сергеев и первый заместитель министра науки и образования РФ академик Григорий Трубников.

«Новый год начинается с нового наступления бюрократии на остатки российской науки», - так начали свое очередное заявление участники Клуба «1 июля». Их новогоднее обращение к научному сообществу опубликовано на сайте клуба.

Российские ученые, работающие над оборонными исследованиями, должны помнить об ответственности за распространение их результатов и быть чрезвычайно внимательными в общении с иностранными коллегами, заявил ТАСС президент Российской академии наук Александр Сергеев.

Конференции


Центр научно-информационных исследований по науке, образованию и технологиям ИНИОН РАН совместно с Институтом экономических стратегий проводят 22 января 2019 года МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СЕМИНАР ПО НАУКОВЕДЕНИЮ И НАУКОМЕТРИИ

22 ноября ИСП РАН им. В.П. Иванникова в рамках своей Открытой конференции, посвященной 70-летию отечественного ИТ-сектора, заключил соглашение с АО «НПО РусБИТех» о продаже лицензии на статический анализатор Svace и динамический анализатор Crusher. Сделка позволит предприятию-разработчику отечественной сертифицированной операционной системы Astra Linux обнаруживать ошибки кода на ранних стадиях и повысить доверие к безопасности своей платформы, используемой в государственных и коммерческих информационных системах, в том числе в критически важных секторах экономики.

22-23 ноября в здании Президиума Российской академии наук прошла Открытая конференция ИСП РАН им. В.П.Иванникова, посвященная 70-летию российского ИТ-сектора. На ней обсудили проекты и технологии, имеющие глобальное значение.

Текущие конкурсы


ФГБУН Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН) объявляет конкурс на замещение вакантных должностей

Вы молоды, талантливы и увлечены наукой о катализе? Тогда обращайтесь к нам!

Pегиональный конкурс проектов фундаментальных научных исследований

Региональный конкурс проектов фундаментальных научных исследований, выполняемых молодыми учеными

Конкурс на лучшие научные проекты фундаментальных исследований

Вакансии


14.09.2018
ФГБУН Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН)объявляет конкурс на замещение вакантных должностей

13.04.2018
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования “Московский физико-технический институт (государственный университет)” объявляет конкурс на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу

02.03.2018
объявляет конкурс на замещение вакантных должностей:


опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?


обустройство водяной скважины


Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии