Официально


Утверждены Правила установления образовательными организациями контрольных цифр приема по профессиям, специальностям и направлениям подготовки для обучения по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.



До 1 апреля Минобрнауки должно определить перечни особо ценного движимого имущества федеральных государственных бюджетных учреждений, федеральных государственных автономных учреждений, находящихся в его ведении. Приказ, определяющий соответствующий порядок действий, размещен на сайте министерства.



Минобрнауки утвердило список молодых ученых-получателей в 2019 году социальных выплат на приобретение жилых помещений, предоставляемых им в рамках реализации основного мероприятия - «Обеспечение жильем отдельных категорий граждан» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».



Правительство обновило «Правила определения технологии в качестве наилучшей доступной технологии, а также разработки, актуализации и опубликования информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям». С документом можно ознакомиться на официальном интернет-портале правовой информации, пройдя по ссылке.






Новости № 10-11(2019)

Регионы


В этом учебном году победители конкурса «Start-up СПбГУ-2019», а также других стартап-состязаний смогут представить свои проекты как выпускные квалификационные работы.

По инициативе НИУ «МЭИ» создана евразийская технологическая платформа «Энергетика и электрификация».

Отныне выпускники Дагестанского государственного медицинского университета могут получать два диплома - родного вуза и Андижанского государственного медицинского института (Узбекистан).

СНГ


Стратегический успех Белоруссии и ее национальной экономики будет определяться цифровизацией и проведенной с ее использованием новой индустриализацией.

Экс-президент АНМ и его жена, бывший ректор Университета Академии наук, проходят по делу о превышении служебных полномочий...

Власти Туркмении начали постепенное сокращение финансирования Академии наук из госбюджета. В течение трех лет оно должно быть полностью прекращено.

Интердайджест


Музейные останки древних млекопитающих, извлеченные из чрева крокодилов, оказались ранее неизвестными видами. Об этом сообщает EurekAlert!

Стало известно о втором случае, возможно, полного излечения от ВИЧ после трансплантации стволовых клеток. Об этом рассказал Sciencemag.org.

Япония отложила решение по строительству следующего - самого большого - коллайдера в мире. C подробностями - Physicsworld.com; Nature News.


Управление городских железных дорог продолжает разработку вопроса о постройке в Петербурге метрополитена. С этой целью предполагается произвести ряд съемок и бурений и командировать особую комиссию из 8 лиц за границу для изучения вопроса о постройке метрополитена. В общей сложности на все эти предварительные шаги по сооружению в столице метрополитена испрашивается у комиссариата городского хозяйства сумма в 8 миллиона рублей.






















Вход свободный, выход - тоже. Учителей будут готовить по-новому.
Образование
№ 31-32(2014)

08.08.2014



В начале лета на сайте http://www.change.org.ru, где каждый желающий может выложить свою петицию, чтобы собрать подписи, появилось обращение доктора филологических наук, в прошлом профессора МПГУ Александра Камчатнова под громким названием “Остановите разгром Московского педагогического государственного университета”. Текст, адресованный администрации Президента РФ и Правительству РФ, на сегодняшний день собрал 9288 подписей. Многие подписанты - бывшие выпускники и преподаватели МПГУ, есть даже коллективные письма студентов с разных факультетов.

Разгромом педобразования в МПГУ автор считает внедрение универсального бакалавриата (по образцу западных Liberal Arts). Оно, по словам профессора, “сводится к сокращению теоретической, то есть специальной предметной подготовки студентов, к существенному уменьшению доли важнейших профильных дисциплин в создающемся учебном плане и новой образовательной программе”. Вина за “разгром”, по мнению автора, лежит на новом руководителе вуза (напомним, после шумного скандала с диссоветами в МПГУ был сменен ректор). Не будем останавливаться на роли личностей в этой истории - дело Минобрнауки разбираться с ректором подведомственного вуза (и, судя по сообщениям в прессе, оно обещало это сделать). Отметим другое: в петиции нет ни слова об участии МПГУ в Проекте по модернизации педагогического образования, в рамки которого описанные изменения в образовательном процессе МПГУ вполне укладываются. Возможно, автор по каким-то причинам не считает нужным говорить об этом. А возможно, он просто не в курсе образовательной политики, которую сегодня проводит Минобрнауки по отношению к педвузам. Все началось два года назад - после того, как по результатам мониторинга 2012 года оказалось, что признаки неэффективности имеют 71,43% педвузов (30 из 42) и 78,38% их филиалов (29 из 37).
Что же происходит сегодня в педагогических вузах?
“Надо, чтобы учителя знающего заменил учитель, умеющий работать с детьми” - так обозначил основную идею Проекта по модернизации педагогического образования один из научных соруководителей Центра управления проектом Анатолий Каспржак. Ходу выполнения этой амбициозной программы обновления педобразования было посвящено недавнее совещание в Минобрнауки с участием представителей вузов - победителей конкурсов в рамках Проекта модернизации и вузов-соисполнителей.
Как отметил министр Дмитрий Ливанов, вступивший в действие новый профессиональный стандарт учителя задает новую планку - предъявляет новые требования к учителю. Это, по словам министра, должен быть человек, который не только знает свой предмет, но и занимается развитием личности ребенка, умеет работать как с успешными, так и с трудными детьми, может экспериментировать и создавать новые педагогические методики. Оканчивая вуз, начинающий учитель должен быть “подготовлен со всех точек зрения - с теоретической и практической”. Решить задачу подготовки таких специалистов и призван Проект по модернизации педобразования. Он предполагает разработку новых образовательных программ педагогического образования: прикладного и академического бакалавриата, прикладной и исследовательской магистратуры. После “обкатки” в участвующих в проекте университетах эти программы смогут использовать и другие вузы, где готовят учителей.
О предыстории проекта рассказал заместитель министра образования и науки Александр Климов. Два года назад началась работа над Концепцией модернизации педобразования, которая активно обсуждалась общественностью в течение всего прошлого года и “вобрала в себя идеи и мнения самых широких кругов педагогического сообщества” (по словам замминистра). Параллельно шла работа над новым профессиональным стандартом педагога. Несколько месяцев назад был предложен к обсуждению Проект по модернизации педобразования. Как охарактеризовал его А.Каспржак, “это нетипичный проект ФПРО, поскольку подразумевает массовое внедрение”. Минобрнауки, по его словам, обозначило лишь рамки проекта, но не предъявило жестких требований к его результатам. Поэтому на вузы - участники проекта ложится большая ответственность: Концепцию модернизации педобразования превратить в проект, позволяющий настроить систему на подготовку учителей, которые отвечали бы требованиям нового профстандарта.
В ходе проекта, заявил А.Каспржак, должны быть решены две ключевые задачи: “принципиальное повышение качества подготовки учителя” и “преодоление последствий двойного негативного отбора” (в педвузы сегодня идут не самые сильные выпускники школ, а в школы приходят не самые сильные выпускники вузов). Достичь этого предполагается двумя путями: во-первых, разделением обеих ступеней образования (бакалавриата и магистратуры) на прикладную и академическую (исследовательскую) и, во-вторых, созданием общедоступной открытой библиотеки модулей основных образовательных программ подготовки педагогов, которые разработают вузы в ходе проекта. После окончания академического бакалавриата и исследовательской магистратуры предлагается присваивать степень, после прикладных бакалавриата и магистратуры - квалификацию.
Как рассказал второй научный соруководитель Центра управления проектом, первый проректор Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) Аркадий Марголис, уже в ближайшие годы по новым образовательным программам обучатся более 2,5 тысячи студентов, более 3 тысяч преподавателей пройдут повышение квалификации. Вузов - непосредственных участников проекта - всего 13 (в том числе МГППУ, МПГУ, РГПУ им. А.И.Герцена, педуниверситеты Нижнего Новгорода, Новосибирска, Ульяновска, Сибирский, Казанский (Приволжский), Северный (Арктический) и Южный федеральные университеты, МИСИС и др.). Апробировать разработанные участниками программы выразили желание еще около 30 вузов.
Планы реализуются, что называется, с колес - апробация новых программ в высших учебных заведениях должна начаться уже в сентябре.
“Этот проект - серьезная заявка на хороший вектор развития педагогического образования”, - подчеркнул ректор МГППУ Виталий Рубцов, выступая на проблемном семинаре “Модернизация педагогического образования в РФ”. Там же обсуждали и сложности внедрения стандарта профессиональной деятельности педагога в России.
По словам Александра Климова, таких масштабных проектов с участием педвузов в стране не было давно. Главный ожидаемый результат - существенное обновление программ и технологий подготовки учителя уже через два-три года. Предполагается, что в ходе проекта будет создана сеть из вузов, школ и педагогических колледжей. Цель - “достичь изменений не в отдельных точках - всю систему педагогического образования поднять на новый уровень”.
Как считает научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин, реальный результат проекта можно будет оценить не через два, а как минимум через четыре года, когда выйдут из вузов первые студенты, обучавшиеся по новым программам.
Новая система подготовки педагога предполагает так называемую вариативную подготовку - свободный вход в профессию и выход из нее. То есть после двух лет универсального (или “широкого”, как его называют) бакалавриата студенты могут менять свои образовательные траектории: кто-то, осознав, что учителем ему быть не хочется, уйдет учиться чему-то другому, а кто-то, наоборот, придет с других факультетов на педагогический. Однако, подчеркнул И.Фрумин, “широкий бакалавриат” должен обязательно включать педагогические мастерские. “Механически, без включения новых форм работы со студентами новую систему педобразования не внедрить”, - подчеркнул он. Та педагогическая практика, которую сегодня проходят студенты в педвузах, конечно, дело хорошее, однако “в целом, это не та рефлексивная работа, на которой вырастает учитель”. Практика для будущего учителя должна стать тем же, чем является работа в клинике для будущего врача, когда студенты-медики вместе со своими профессорами ведут больных и могут непосредственно наблюдать, как мэтры медицины собирают информацию, анализируют ее, принимают решения о лечении...
Петиция в защиту МПГУ, похоже, только часть айсберга, то есть сопротивления со стороны преподавателей педвузов происходящим изменениям. Сомнение в правильности выбранного пути, казалось, проскользнуло и в вопросе одного из участников семинара: можно ли за два года сформировать личность учителя - человека, готового вести за собой учеников? Не превратится ли он в простого транслятора знаний? Вспыхнула небольшая дискуссия. “Мы отвечаем за организационные формы, вы - за содержание, - отозвался А.Климов. - А если человек четыре года проболтался на программе педобразования, значит ли это, что его можно допускать к школьникам? Всегда так было: кто-то амбразуру грудью закрывает, кто-то в кусты заползает... Кто детей не любит, того и за сорок лет не выучить. Вопросы справедливые - вы и решайте, сколько лет и чему учить. Новый Закон об образовании и новые стандарты дают много свободы в разработке программ”. Его поддержал И.Фрумин: “Вопрос, по сути, о том, можно ли построить гибкую программу обучения, которая обеспечивала бы владение студента ключевыми компетенциями, как предметными, так и собственно педагогическими. Отдельные эксперименты показывают, что можно. Удастся ли это сделать в массовом порядке - не ясно. Но согласен с замминистра: когда человек переходит на педагогическую специальность, имея возможность остаться на той, где учился, это свидетельствует об осознанности его выбора. И это, как известно, самое главное условие успешного профессионального обучения”.
Сроки выполнения Проекта по модернизации педобразования очень жесткие. Вопросов - много. Но все же, похоже, Президент РФ и руководитель правительства - не те люди, которые смогут на них ответить. Как заметил Евгений Ямбург, Заслуженный учитель РФ, академик РАО, директор Центра образования №109, руководитель коллектива разработчиков профессионального стандарта педагога, “хотим мы того или нет, перемены неотвратимы. Они уже наступили”. В силу многих причин (медицинских, психологических, социальных, демографических) количество проблемных детей в российских школах растет с каждым годом. Недаром в профстандарте появилось требование к учителю: уметь отслеживать динамику развития ребенка. Сегодня, привел цифры Е.Ямбург, 90% учителей этого делать не умеют.
Одни педагоги считают, что введение нового стандарта ничего не даст, другие - что образование станет еще хуже. Более “конструктивной и профессиональной” Е.Ямбургу представляется позиция коллег, “готовых бесстрашно идти навстречу переменам, осознавая, каким тернистым будет путь”. Широкое обсуждение стандарта профессиональной деятельности педагога в разных регионах России, по его словам, показало, что таких людей не так мало, как кажется на первый взгляд.


Наталия БУЛГАКОВА
Фото Николая Степаненкова






 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

С новым брендом! НГТУ меняет коммуникационную стратегию.
Вузу предлагается вернуть широко известное в 1950-1980-х годах имя НЭТИ. Правда, расшифровка теперь будет другая... /№ 10-11(2019)
Программистом быть обязан. Умение создавать софт пригодится каждому.
Разработка свободного программного обеспечения - как раз та сфера, которая предоставляет студентам, обучающимся по направлению IT, перспективу принять участие в конкретных проектах, результаты которых будут востребованы. /№ 10-11(2019)
Жизнь вне бюджета. Отсутствие господдержки стимулирует эффективность частных вузов.
Сокращение числа коммерческих университетов и возвращение объема их студенческого контингента фактически к уровню 2001 года стали причиной заметного роста эффективности работы этого сектора. /№ 9(2019)

Новости


Власти Севастополя намерены обратиться в Правительство РФ с просьбой создать на базе Севастопольского госуниверситета один из 15 научно-образовательных центров, которые будут учреждены в рамках нацпроекта «Наука». Об этом сообщил губернатор Дмитрий Овсянников на совместном с депутатами Госдумы и общественностью заседании.



Президиум Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки лишил ученой степени депутата Госдумы от фракции «Единая Россия» Евгения Москвичева. Об этом «Новой газете» сообщили участники заседания, на котором было принято такое решение, академик Виктор Васильев и профессор Александр Фрадков.



В июле 2019 года Москва будет принимать XVI Европейский психологический конгресс - одно из самых ярких событий в сфере мировой научной психологии. На очередном Общем собрании членов Российской академии образования об этом сообщил ее президент Юрий Зинченко.



- Мы ждем серьезной отдачи от национального проекта «Наука», который является сейчас главным ориентиром для того, чтобы развивать науку и технику. Напомню, что только из федерального бюджета в ближайшие три года на проект будет направлено 135 млрд рублей, - сказал премьер-министр Дмитрий Медведев, поздравляя лауреатов премий правительства в области науки и техники и в области науки и техники для молодых ученых.



Российская академия образования вместе с Минобрнауки и Минпросвещения планирует в 2019 году начать исследования современных детей. Об этом заявил президент РАО Юрий Зинченко на заседании научно-экспертного совета при председателе Совета Федерации, работа которого была посвящена обсуждению основных направлений законодательного обеспечения реализации Послания Президента РФ.



Президент Российской академии наук Александр Сергеев, находящийся в США с рабочим визитом, в беседе с журналистами заявил о том, что освоение Луны поможет заложить основу для исследования других планет Солнечной системы.



Президиум Дальневосточного отделения РАН поддержал идею создания на Камчатке международного научного центра по изучению вулканизма и сейсмичности, сообщили журналистам в Институте вулканологии и сейсмологии ДВО РАН.



Конференции


С 28 по 30 мая 2019 года в Центральном институте авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ, входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского) состоится Всероссийская научно-техническая конференция молодых ученых и специалистов «Авиационные двигатели и силовые установки».

Центр научно-информационных исследований по науке, образованию и технологиям ИНИОН РАН совместно с Институтом экономических стратегий проводят МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СЕМИНАР ПО НАУКОВЕДЕНИЮ И НАУКОМЕТРИИ

С 22 по 28 мая 2019 года в Архангельске проводится ежегодная 21-я Неделя арктической науки (Arctic Science Summit Week), учрежденная Международным арктическим научным комитетом (МАНК/IASC). Тематическая направленность саммита в 2019 году – «Изменения климата и обеспечение жизнедеятельности населения Арктики».

Текущие конкурсы


ФГБУН Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии РАН (ИГЕМ РАН) объявляет конкурс на замещение вакантных должностей

Российский научный фонд объявляет о начале приема заявок на «молодежные» конкурсы Президентской программы исследовательских проектов. Конкурсы проводятся по всем областям знания, предусмотренным классификатором РНФ, однако, научные исследования должны быть направлены на решение конкретных задач в рамках одного из определенных в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации приоритетов.

Конкурс на лучшие научные проекты междисциплинарных фундаментальных исследований

Конкурс на лучшие проекты организации российских и международных научных мероприятий, проводимых в марте - декабре 2019 года на территории Российской Федерации

Конкурсы 2019 года на лучшие научные проекты фундаментальных исследований, проводимые совместно РФФИ и АНО ЭИСИ

Вакансии


08.02.2019
объявляет о проведении выборов на должность заведующего академической кафедрой истории и философии науки.

14.09.2018
ФГБУН Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН)объявляет конкурс на замещение вакантных должностей

13.04.2018
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования “Московский физико-технический институт (государственный университет)” объявляет конкурс на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу


опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?


обустройство водяной скважины


Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии