Официально


Минобрнауки опубликовало приказ «Об установлении первой и высшей квалификационных категорий педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Министерства образования и науки РФ и Правительства РФ». Текст документа доступен по ссылке.



Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки продолжает сбор предложений по совершенствованию единого государственного экзамена (ЕГЭ). Предложения принимаются до 11 августа по электронной почте.



Указом Президента России государственных наград удостоен ряд ученых.



Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки прекратила действие лицензии Алтайской академии экономики и права.




Новости № 27-28(2017)

Регионы


В новом корпусе Института экономики и менеджмента ТГУ торжественно открыли бизнес-библиотеку, оборудованную в соответствии с новейшими smart-технологиями.

В Москве впервые прошла Кембриджско-Сеченовская летняя школа по онкоурологии и реконструктивной хирургии мочеполового тракта.

Четырехкратный олимпийский чемпион, одиннадцатикратный чемпион мира, всемирно известный биатлонист Александр Тихонов приезжал в Ижевский государственный технический университет. Там он вручил дипломы выпускникам Института физической культуры и спорта, названного его именем.

СНГ


Интердайджест


Токсичные вещества на поверхности Марса уменьшают вероятность обнаружения жизни на этой планете. С подробностями - Science Alert.

Опубликованы результаты двух ограниченных клинических испытаний индивидуализированных противораковых вакцин. Подробности - в Nature News.

Найденные археологами видоизмененные человеческие черепа из мегалитического комплекса Гебекли-Тепе свидетельствуют о существовании прежде неизвестной формы неолитического культа. Об этом сообщает Science News.


Редкий день проходит без того, чтобы у трамвайных остановок или в вагонах трамвая не поймали вора, запустившего руку в чужой карман. В таких случаях вокруг пойманного моментально собирается огромная толпа и начинается дикая сцена самосуда. Воришку избивают иногда до бесчувствия.




















Жесткий треугольник. Вуз, кафедра и аспирант строят планы на будущее.
Образование
№ 18-19(2011)

13.05.2011

Прошлой осенью на заседании CNRS в Париже французы жаловались, что аспирантской стипендии в полторы тысячи евро в месяц не хватает, чтобы нормально учиться. Услышав это, я переспросила соседа: “Полторы тысячи?” Тот пожал плечами: “Если будете жить в “Чертанове” - хватит, а если предпочитаете близко к музеям, библиотекам и Эйфелевой башне - туговато будет”.
Как известно, у российских аспирантов государственное довольствие тоже 1,5 тысячи. Рублей. С сентября будет 3 тысячи. Правительство очень гордится предстоящим повышением. На эти деньги надо жить, а еще заниматься исследованиями, участвовать в российских и международных научных программах, выступать на конференциях, готовить публикации в престижных журналах... Долго протянет на эти средства аспирант без подработки или родительской помощи? А ведь именно в эти молодые годы обычно создают семью, решают квартирный вопрос... Вот и получается, что кандидатскую диссертацию у нас, в среднем, защищает лишь каждый четвертый-пятый поступивший в аспирантуру. И когда вузы показывают лучшие результаты, коллеги задумываются: приписки или особые условия?
Недавно в Томском госуниверситете систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) объявили о приеме заявлений в аспирантуру “полного дня”. И народ... ринулся. Обещано 10 мест, причем в конкурсе участвовали не новички, а аспиранты второго-третьего года обучения.
- Чем приманиваете? - спрашиваю проректора по научной работе ТУСУР, лауреата Премии Правительства РФ, профессора Александра ­Шелупанова.
- Как обычно, деньгами и перспективой работы в вузе, - улыбаясь, отвечает он.
- С окладом ассистента на кафедре аж в 5 тысяч 100 рублей?
- Нет, такой зарплатой не увлечь. К тому же нам нужны естественники и инженеры, а последнее десятилетие почти половина защит в стране - по социогуманитарным дисциплинам. Остальные инженерные, технические специальности для скорой защиты трудны, связаны с экспериментом, лабораторной базой, созданием установок... Перестроечные годы пробили брешь в штатах вузовских технарей: у нас, образно говоря, опытные преподаватели почтенного возраста и немножко молодежи. В цифрах это выглядит так: в вузах Томска 10-14% научно-преподавательских работников в возрасте от 60 до 65 лет, 13-18% - старше 66. До 30 лет - от 15 до 20%. Сорокалетних - у нас в ТУСУР - 10%. Для многих вузов страны это характерно. А в ряде вузов ситуация значительно хуже. Более 40% преподавателей старше 60 лет. Закрепление молодых кадров происходит мучительно: зарплата у начинающих смешная, а требования к ним растут, ибо задачи вузы год от года решают все более сложные. К примеру, цену перехода вузов на новые образовательные стандарты мы вскоре узнаем. Убежден, что она будет немалой.
- Словом, защита диссертации нынче - гражданский подвиг, - делает вывод А.Шелупанов, который знает проблему досконально. Под его личным научным руководством в прошлом году защитилось четверо кандидатов и трое докторов технических наук. - Любому университету патологически не хватает молодых талантливых людей. ТУСУР в этом смысле не уникален. Но он - выдающийся вуз потому, что объем научных исследований на одного научно-педагогического работника (НПР) у нас составляет более 715 тысяч рублей в год. При нормативе Министерства образования и науки для аккредитации вуза - 15-20 тысяч рублей на одного НПР.
- Так вы возможностью заработать по хоздоговорам привлекаете молодых людей?
- Не только. Главное, что у аспирантов “полного дня” стипендия будет 15 тысяч рублей. Для Москвы это, конечно, не великие деньги, всего лишь в 10 раз больше, чем нынешняя государственная стипендия.
- Какова средняя зарплата в Томске?
- 20-22 тысячи рублей. Но деньги - не все. Кроме внушительной стипендии ему в вузе гарантировано рабочее место на время обучения в аспирантуре, чтобы не на коленке в ларьке диссертацию писал. И еще мы требуем от его научного руководителя и соответствующей кафедры, чтобы во время учебы соискателю ученой степени выплачивались за счет грантов, хоздоговоров еще дополнительно не менее 10 тысяч рублей в месяц весь период пребывания в элитной аспирантуре (ее так за глаза называют). Ведь аспирант - полноценная научно-исследовательская сила для выполнения тех же договоров. Плюс мы берем на себя обязательство содействовать ему в посещении семинаров, конференций, симпозиумов в нашей стране, часто на принципах софинансирования: вуз - кафедра.
- А какие обязательства у аспиранта?
- Заниматься исследованиями полный рабочий день, в срок защитить диссертацию и после этого три года отработать в вузе. Мы заключаем тройственное соглашение: аспирант, его кафедра в лице научного руководителя и администрация вуза. Он не может подрабатывать на стороне, но зато его участие в ФЦП, грантах, аналитических программах, международных форумах нами всемерно приветствуется. От кафедры, от научного руководителя требуется обеспечить его занятием во благо науки. Мы рассчитываем, что в результате этого проекта вуз получит повышение эффективности работы аспирантуры и закрепление в штате университета молодых квалифицированных кадров. За три года работы в штате университета после защиты, мы считаем, аспирант почувствует вкус к преподаванию и науке, менталитет вузовского сообщества. И прикипит к вузу, ему не захочется отсюда уходить. Мы будем ждать этих элитных доцентов и готовить на ближайшие три года им новые рабочие места.
- Почему вы зовете аспирантуру “полного дня” элитной?
- Потому что отбирать туда будем сливочки нашей аспирантской команды. Простая аспирантура для простых ребят: защитился, и никто не отслеживает, куда он делся. Остался в университете - молодец, не остался - ну и ладно. Ведь не всем предназначено стать учеными. По большому счету аспирантов можно условно разделить на три категории. Первая - высокомотивированные ребята, познавшие вкус группового проектного обучения. У нас такая фирменная тусуровская технология обучения с 2006 года практикуется. Суть ее - на третьем курсе формируют команды студентов, которые от начала до конца занимаются реализацией какого-то достаточно серьезного проекта. Отличная практика вхождения в науку: обычно, получив в таком проекте хорошие междисциплинарные знания и задел, бывшие студенты идут в аспирантуру и через три года успешно защищаются. Вторая категория - слабомотивированный народ. Из тех, кто хорошо учился, но в жизнь идти побаивается. А в вузе все вроде знакомо, преподаватели хорошие, да и сами не хуже других. Из этой второй категории вполне могут получиться ученые, им, чтобы проснуться, решиться работать в университете, толчок нужен. Третья категория - косари, прячутся от армии. Придет срок - эти все отсеются.
А вот в элитную аспирантуру - “полного дня” - мы набирали только из когорты высокомотивированных и самых способных ребят. 1 апреля подвели черту, оказалось, по два с лишним желающих на место подали документы. Ребята шли на конкурс из нашей же аспирантуры. Приняли в основном со второго и третьего курсов. Претендовали и аспиранты первого года. Ничего удивительного - в ТУСУР были случаи, когда после первого года аспиранты защищали диссертацию. Талантлива молодежь. Кстати, у нас бюджетных аспирантских мест мало, и если на них ребят берем, то сразу под приоритетные направления развития ТУСУР, - уточняет А.Шелупанов. - У нас развита инфраструктура научных исследований: восемь НИИ плюс кафедры, лаборатории. И при этом мы точно знаем: не всякий аспирант способен проявить себя в науке. Диссертация - квалификационная работа, выполнив ее, можно пойти в лаборатории, стать преподавателем, остаться при кафедрах, которые выполняют хоздоговоры. А иначе откуда мы взяли бы 700 с лишним тысяч рублей научного оборота на одного сотрудника? Ведь это уже оборот бизнес-компаний, не вузовских лабораторий.
- Вы аспирантов сразу включаете в эту оплачиваемую работу?
- Частично. Создавая элитную аспирантуру, мы долго обсуждали разные подходы: аспирантура американского типа - это обучение, англо-саксонского - это наука. Англосаксонская модель - это подход: аспирант - подмастерье, он в России очень развит. Можешь - пытайся сам сделать. В европейской модели аспирант жестко следует за научным руководителем, профессор даже объявляет конкурс: есть тема, грант, нужен человек с такой-то квалификацией. Мы пытаемся взять лучшее из опыта разных стран. Например, первые два курса проводим циклы лекций, в том числе и по планированию эксперимента, по моделированию... В обязательном порядке посещение языковых курсов. Сегодня человек, не знающий иностранного языка, в науке и бизнесе бесперспективен. Учим деловой активности, умению организовывать исследование... Ну, скажем, вот в пятницу у меня закончились встречи с научными руководителями и их подопечными. Есть такая практика: дважды в год встречаюсь со всеми научными руководителями и аспирантами, чтобы понять, чем дышат, в каком состоянии исследование, чем им может помочь университет. Это не массовки, персональная работа. Приходят человек по пять. Рассказывают о достижениях и проблемах, невольно сравнивая себя с другими. Иногда жалуются: нужна установка, а в университете нет. Ну, а я давно в науке. Тут же выяснил, кто этим занимается в другом университете. Созвонился, дошел до профессора, у которого эти установки есть, - помоги! Встретьтесь, может, у вас совместные работы появятся... И появляются.
Так вот, первая десятка аспирантов “полного дня” стала определяться. Позвали претендентов вместе с научными руководителями. Договорились “на берегу”: все условия берете на себя? Тогда подписываем тройственное соглашение. Поверьте, это для всех участников - серьезная ответственность. Чтобы взять молодых, иногда надо освободить им место, занимаемое опытными. Делать это надо, но крайне взвешенно. Мы сейчас ломаем голову, как это сделать, не обижая наших корифеев, в масштабе вуза. Считаю, что надо создать на кафедрах институт научных консультантов. С годами человеку становится трудно читать лекции, вести семинары, но его знания и опыт бесценны. Без них кафедра теряет вес, рискует заболеть научным провинциализмом - это когда руководитель ставит перед воспитанником задачу, которую давно уже решили и в мире, и даже в нашей стране. Такая беда есть в российских вузах независимо от их расположения в Москве или Ростове. Научные консультанты от нее могут уберечь, а вуз даст возможность им поддерживать себя в профессиональной форме, что для профессорско-преподавательского состава важно до последних дней жизни. Но пока мы решаем, как это осуществить, не обидев людей, не потеряв их колоссального опыта и ценных знаний для университета. Ведь постепенно заменять вузовских корифеев надо тоже элитой, пусть будущей, но уже достигшей заметных результатов.


Елизавета Понарина


 

Отзывы (2)

20.05.2011 06:08 Василий
Идея замечательная, но уже в зародыше загублена требованием отработать три года - это "ложка дегтя в бочке меда". Зачем это? Создайте условия и человек сам не захочет уйти. Наука может делаться только в обстановке полной свободы.
16.05.2011 02:15 OFSI59
хорошая статья
Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Природа не отдыхает. Тесты “Всероссийской лабораторной” школьники прошли лучше кандидатов наук.
Школьники лучше представляют общенаучную картину мира, чем кандидаты и доктора наук, женщины менее склонны верить околонаучным мемам, чем мужчины, а общество в целом при тестировании чаще выдает ложные идеи за научное знание, чем это делал бы генератор случайных чисел. К таким парадоксальным выводам пришли организаторы “Всероссийской лабораторной” после подведения итогов образовательно-просветительской акции про устройство мира. /№ 27-28(2017)
Исчезающий вид? Учителям придется побороться за существование.
Две сотни учителей из 39 регионов России предложили свое видение новых моделей образования для детей - в Москве прошел конкурс “Школа навыков XXI века”. /№ 27-28(2017)
Всё у них получится! В Сочи подводят итоги Всероссийского конкурса исследовательских работ школьников.
Собственноручно собрать уникальный летательный аппарат, создать интерактивную систему управления домом или разработать механизм автономного транспортного модуля для диагностики газовых трубопроводов вполне может школьник. Четыреста юных изобретателей из разных уголков страны с 1 по 15 июля принимают участие в проектно-технологической образовательной программе Образовательного центра “Сириус”. /№ 27-28(2017)

Новости


Законопроект с изменениями в закон о РАН, касающийся процедуры выборов президента академии, возвращен к процедуре второго чтения. По инициативе председателя Комитета по образованию и науке Вячеслава Никонова, депутаты добавили в него еще одну поправку.



Президиум Дальневосточного отделения РАН выдвинул генерального директора НИИ молекулярной электроники (Зеленоград) академика РАН Геннадия Красникова на пост президента Российской академии наук.



Госдума приняла во втором чтении поправки в закон о РАН, касающиеся процедуры выборов президента академии. Выступая на пленарном заседании, председатель Комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов отметил, что ко второму чтению были внесены девять поправок, из которых четыре предлагаются к принятию - докладчик подчеркнул, что они были согласованы с Президиумом Академии наук и поддержаны большинством членов РАН.



В Федеральном агентстве научных организаций состоялось рабочее совещание с участием представителей отделений РАН. Речь шла о проведении оценки результативности деятельности научных организаций, подведомственных ФАНО.



Экспертный совет по международному сотрудничеству в сферах образования и науки при Комитете Госдумы по образованию и науке обсудил ряд вопросов, касающихся курируемой им сферы.



В политехническом колледже при Новгородском госуниверситете им. Ярослава Мудрого состоялось заседание президиума Совета при Президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию России. В заседании участвовала министр образования и науки РФ Ольга Васильева. Ключевой темой встречи стала реализация проектов Национальной технологической инициативы.



Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов посетил Абхазский госуниверситет, где встретился с ректором и преподавательским коллективом вуза.



Конференции


Перечень научных конференций, симпозиумов, съездов, семинаров и школ, проводимых подведомственными ФАНО России организациями в 2017 году.

Перечень научных конференций, симпозиумов, съездов, семинаров и школ, проводимых подведомственными ФАНО России организациями в 2017 году.

26-29 июня в здании Президиума Российской академии наук пройдет одна из ведущих международных конференций, посвященных исследованиям в таких областях информатики, как фундаментальная теория программирования, методология и технологии программирования.

Текущие конкурсы


НИЦ “Курчатовский институт” объявляет весенний прием в аспирантуру по следующим направлениям подготовки...

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт океанологии им. П.П.Ширшова Российской академии наук объявляет конкурс на замещение вакантной должности.

Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований, выполняемых молодыми учеными (Мой первый грант).

Конкурс проектов 2018 года по изданию научных трудов.

Конкурс проектов 2018 года по изданию тематических научных трудов.

Вакансии


14.04.2017
Всероссийский селекционно-технологический институт садоводства и питомниководства объявляет выборы на должности...

14.04.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт океанологии им. П.П.Ширшова Российской академии наук объявляет конкурс на замещение вакантных должностей...

31.03.2017
НИЦ “Курчатовский институт” объявляет весенний прием в аспирантуру по следующим направлениям подготовки...





опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии