Официально


Вышел приказ Рособрнадзора о предоставлении лицензии на осуществление образовательной деятельности Европейскому университету в Санкт-Петербурге. Решение принято на основании заявления ректора ЕУ, акта документарной проверки и акта проверки вуза в сфере образования и науки, прошедшей в начале августа.

До 1 сентября продлена работа горячей линии Рособрнадзора по вопросам приема в вузы инвалидов и лиц с ОВЗ, информирует пресс-служба ведомства.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки отказала в государственной аккредитации Кубанскому институту информзащиты и Тульскому университету (ТИЭИ).

Указом Президента РФ за заслуги в развитии науки и многолетнюю добросовестную работу орденом Александра Невского награжден научный руководитель Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений им. Е.М.Примакова РАН Александр Дынкин.




Новости № 31-32(2018)

Регионы


В Саратовском областном краеведческом музее открылась выставка, посвященная ученому-энциклопедисту, профессору Исааку Мустафину (1908-1968).

Дальневосточный федеральный университет инициировал создание Морской ассоциации федеральных университетов России.

АлтГУ продолжает развивать программу поддержки талантливой молодежи, которая реализуется в вузе на протяжении многих лет.

СНГ


Интердайджест


Молодые звезды математики, занимающиеся теорией игр, уравнениями с бесконечным множеством решений и динамическими системами, а также преобразованием арифметики, получили самые престижные награды в области математики и теоретической информатики - медали Филдса и премию Неванлинны...

Первое клиническое испытание метода лечения болезни Паркинсона перепрограммированными клетками начинается в Японии.

Две группы ученых, применив метод генного редактирования CRISPR, собрали весь генетический материал дрожжей, распределенный по 16 хромосомам, всего в одну или две хромосомы.


Во многих домах столицы происходит своеобразная “химическая” горячка. Интеллигенты, лишившиеся обычных занятий и не решающиеся взяться за “простонародный” труд, изобретают способы существовать посредством домашней фабрикации всякого рода предметов и продуктов. Разные мыла, ваксы, мази домашнего производства - все это понемножку переходит в продажу. Но по преимуществу эти “химики” - только мечтатели. Впрочем, они учатся ведь при этом химии! Это все же лучше, чем убивать время в хандре и вздохах.














Жесткий треугольник. Вуз, кафедра и аспирант строят планы на будущее.
Образование
№ 18-19(2011)

13.05.2011

Прошлой осенью на заседании CNRS в Париже французы жаловались, что аспирантской стипендии в полторы тысячи евро в месяц не хватает, чтобы нормально учиться. Услышав это, я переспросила соседа: “Полторы тысячи?” Тот пожал плечами: “Если будете жить в “Чертанове” - хватит, а если предпочитаете близко к музеям, библиотекам и Эйфелевой башне - туговато будет”.
Как известно, у российских аспирантов государственное довольствие тоже 1,5 тысячи. Рублей. С сентября будет 3 тысячи. Правительство очень гордится предстоящим повышением. На эти деньги надо жить, а еще заниматься исследованиями, участвовать в российских и международных научных программах, выступать на конференциях, готовить публикации в престижных журналах... Долго протянет на эти средства аспирант без подработки или родительской помощи? А ведь именно в эти молодые годы обычно создают семью, решают квартирный вопрос... Вот и получается, что кандидатскую диссертацию у нас, в среднем, защищает лишь каждый четвертый-пятый поступивший в аспирантуру. И когда вузы показывают лучшие результаты, коллеги задумываются: приписки или особые условия?
Недавно в Томском госуниверситете систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) объявили о приеме заявлений в аспирантуру “полного дня”. И народ... ринулся. Обещано 10 мест, причем в конкурсе участвовали не новички, а аспиранты второго-третьего года обучения.
- Чем приманиваете? - спрашиваю проректора по научной работе ТУСУР, лауреата Премии Правительства РФ, профессора Александра ­Шелупанова.
- Как обычно, деньгами и перспективой работы в вузе, - улыбаясь, отвечает он.
- С окладом ассистента на кафедре аж в 5 тысяч 100 рублей?
- Нет, такой зарплатой не увлечь. К тому же нам нужны естественники и инженеры, а последнее десятилетие почти половина защит в стране - по социогуманитарным дисциплинам. Остальные инженерные, технические специальности для скорой защиты трудны, связаны с экспериментом, лабораторной базой, созданием установок... Перестроечные годы пробили брешь в штатах вузовских технарей: у нас, образно говоря, опытные преподаватели почтенного возраста и немножко молодежи. В цифрах это выглядит так: в вузах Томска 10-14% научно-преподавательских работников в возрасте от 60 до 65 лет, 13-18% - старше 66. До 30 лет - от 15 до 20%. Сорокалетних - у нас в ТУСУР - 10%. Для многих вузов страны это характерно. А в ряде вузов ситуация значительно хуже. Более 40% преподавателей старше 60 лет. Закрепление молодых кадров происходит мучительно: зарплата у начинающих смешная, а требования к ним растут, ибо задачи вузы год от года решают все более сложные. К примеру, цену перехода вузов на новые образовательные стандарты мы вскоре узнаем. Убежден, что она будет немалой.
- Словом, защита диссертации нынче - гражданский подвиг, - делает вывод А.Шелупанов, который знает проблему досконально. Под его личным научным руководством в прошлом году защитилось четверо кандидатов и трое докторов технических наук. - Любому университету патологически не хватает молодых талантливых людей. ТУСУР в этом смысле не уникален. Но он - выдающийся вуз потому, что объем научных исследований на одного научно-педагогического работника (НПР) у нас составляет более 715 тысяч рублей в год. При нормативе Министерства образования и науки для аккредитации вуза - 15-20 тысяч рублей на одного НПР.
- Так вы возможностью заработать по хоздоговорам привлекаете молодых людей?
- Не только. Главное, что у аспирантов “полного дня” стипендия будет 15 тысяч рублей. Для Москвы это, конечно, не великие деньги, всего лишь в 10 раз больше, чем нынешняя государственная стипендия.
- Какова средняя зарплата в Томске?
- 20-22 тысячи рублей. Но деньги - не все. Кроме внушительной стипендии ему в вузе гарантировано рабочее место на время обучения в аспирантуре, чтобы не на коленке в ларьке диссертацию писал. И еще мы требуем от его научного руководителя и соответствующей кафедры, чтобы во время учебы соискателю ученой степени выплачивались за счет грантов, хоздоговоров еще дополнительно не менее 10 тысяч рублей в месяц весь период пребывания в элитной аспирантуре (ее так за глаза называют). Ведь аспирант - полноценная научно-исследовательская сила для выполнения тех же договоров. Плюс мы берем на себя обязательство содействовать ему в посещении семинаров, конференций, симпозиумов в нашей стране, часто на принципах софинансирования: вуз - кафедра.
- А какие обязательства у аспиранта?
- Заниматься исследованиями полный рабочий день, в срок защитить диссертацию и после этого три года отработать в вузе. Мы заключаем тройственное соглашение: аспирант, его кафедра в лице научного руководителя и администрация вуза. Он не может подрабатывать на стороне, но зато его участие в ФЦП, грантах, аналитических программах, международных форумах нами всемерно приветствуется. От кафедры, от научного руководителя требуется обеспечить его занятием во благо науки. Мы рассчитываем, что в результате этого проекта вуз получит повышение эффективности работы аспирантуры и закрепление в штате университета молодых квалифицированных кадров. За три года работы в штате университета после защиты, мы считаем, аспирант почувствует вкус к преподаванию и науке, менталитет вузовского сообщества. И прикипит к вузу, ему не захочется отсюда уходить. Мы будем ждать этих элитных доцентов и готовить на ближайшие три года им новые рабочие места.
- Почему вы зовете аспирантуру “полного дня” элитной?
- Потому что отбирать туда будем сливочки нашей аспирантской команды. Простая аспирантура для простых ребят: защитился, и никто не отслеживает, куда он делся. Остался в университете - молодец, не остался - ну и ладно. Ведь не всем предназначено стать учеными. По большому счету аспирантов можно условно разделить на три категории. Первая - высокомотивированные ребята, познавшие вкус группового проектного обучения. У нас такая фирменная тусуровская технология обучения с 2006 года практикуется. Суть ее - на третьем курсе формируют команды студентов, которые от начала до конца занимаются реализацией какого-то достаточно серьезного проекта. Отличная практика вхождения в науку: обычно, получив в таком проекте хорошие междисциплинарные знания и задел, бывшие студенты идут в аспирантуру и через три года успешно защищаются. Вторая категория - слабомотивированный народ. Из тех, кто хорошо учился, но в жизнь идти побаивается. А в вузе все вроде знакомо, преподаватели хорошие, да и сами не хуже других. Из этой второй категории вполне могут получиться ученые, им, чтобы проснуться, решиться работать в университете, толчок нужен. Третья категория - косари, прячутся от армии. Придет срок - эти все отсеются.
А вот в элитную аспирантуру - “полного дня” - мы набирали только из когорты высокомотивированных и самых способных ребят. 1 апреля подвели черту, оказалось, по два с лишним желающих на место подали документы. Ребята шли на конкурс из нашей же аспирантуры. Приняли в основном со второго и третьего курсов. Претендовали и аспиранты первого года. Ничего удивительного - в ТУСУР были случаи, когда после первого года аспиранты защищали диссертацию. Талантлива молодежь. Кстати, у нас бюджетных аспирантских мест мало, и если на них ребят берем, то сразу под приоритетные направления развития ТУСУР, - уточняет А.Шелупанов. - У нас развита инфраструктура научных исследований: восемь НИИ плюс кафедры, лаборатории. И при этом мы точно знаем: не всякий аспирант способен проявить себя в науке. Диссертация - квалификационная работа, выполнив ее, можно пойти в лаборатории, стать преподавателем, остаться при кафедрах, которые выполняют хоздоговоры. А иначе откуда мы взяли бы 700 с лишним тысяч рублей научного оборота на одного сотрудника? Ведь это уже оборот бизнес-компаний, не вузовских лабораторий.
- Вы аспирантов сразу включаете в эту оплачиваемую работу?
- Частично. Создавая элитную аспирантуру, мы долго обсуждали разные подходы: аспирантура американского типа - это обучение, англо-саксонского - это наука. Англосаксонская модель - это подход: аспирант - подмастерье, он в России очень развит. Можешь - пытайся сам сделать. В европейской модели аспирант жестко следует за научным руководителем, профессор даже объявляет конкурс: есть тема, грант, нужен человек с такой-то квалификацией. Мы пытаемся взять лучшее из опыта разных стран. Например, первые два курса проводим циклы лекций, в том числе и по планированию эксперимента, по моделированию... В обязательном порядке посещение языковых курсов. Сегодня человек, не знающий иностранного языка, в науке и бизнесе бесперспективен. Учим деловой активности, умению организовывать исследование... Ну, скажем, вот в пятницу у меня закончились встречи с научными руководителями и их подопечными. Есть такая практика: дважды в год встречаюсь со всеми научными руководителями и аспирантами, чтобы понять, чем дышат, в каком состоянии исследование, чем им может помочь университет. Это не массовки, персональная работа. Приходят человек по пять. Рассказывают о достижениях и проблемах, невольно сравнивая себя с другими. Иногда жалуются: нужна установка, а в университете нет. Ну, а я давно в науке. Тут же выяснил, кто этим занимается в другом университете. Созвонился, дошел до профессора, у которого эти установки есть, - помоги! Встретьтесь, может, у вас совместные работы появятся... И появляются.
Так вот, первая десятка аспирантов “полного дня” стала определяться. Позвали претендентов вместе с научными руководителями. Договорились “на берегу”: все условия берете на себя? Тогда подписываем тройственное соглашение. Поверьте, это для всех участников - серьезная ответственность. Чтобы взять молодых, иногда надо освободить им место, занимаемое опытными. Делать это надо, но крайне взвешенно. Мы сейчас ломаем голову, как это сделать, не обижая наших корифеев, в масштабе вуза. Считаю, что надо создать на кафедрах институт научных консультантов. С годами человеку становится трудно читать лекции, вести семинары, но его знания и опыт бесценны. Без них кафедра теряет вес, рискует заболеть научным провинциализмом - это когда руководитель ставит перед воспитанником задачу, которую давно уже решили и в мире, и даже в нашей стране. Такая беда есть в российских вузах независимо от их расположения в Москве или Ростове. Научные консультанты от нее могут уберечь, а вуз даст возможность им поддерживать себя в профессиональной форме, что для профессорско-преподавательского состава важно до последних дней жизни. Но пока мы решаем, как это осуществить, не обидев людей, не потеряв их колоссального опыта и ценных знаний для университета. Ведь постепенно заменять вузовских корифеев надо тоже элитой, пусть будущей, но уже достигшей заметных результатов.


Елизавета Понарина


 

Отзывы (2)

20.05.2011 06:08 Василий
Идея замечательная, но уже в зародыше загублена требованием отработать три года - это "ложка дегтя в бочке меда". Зачем это? Создайте условия и человек сам не захочет уйти. Наука может делаться только в обстановке полной свободы.
16.05.2011 02:15 OFSI59
хорошая статья
Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Дороже денег. Качество образования становится важнее его стоимости.
О том, куда сегодня идут учиться молодые люди, каким был проходной балл и чем отличается нынешняя приемная кампания от предыдущей, рассказали на пресс-конференции в ТАСС ректоры трех топовых столичных вузов... /№ 31-32(2018)
Ключевое подключение. Ректоры приложат руку к нацпроекту "Образование".
В указе Президента РФ от 7 мая этого года “О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.” обозначены горизонты, к которым система образования должна двигаться в ближайшие годы. /№ 29-30(2018)
Диплом не роскошь. Университетское образование остается социальной нормой.
Пять лет назад началось обновление концептуальных основ национального образования России. Как зафиксировано в ежегодном докладе Правительства РФ Федеральному Собранию о реализации государственной политики в этой сфере за 2017 год, сегодня уже действуют три предметных концепции... /№ 29-30(2018)

Новости


Российский научный фонд объявил о начале приема заявок на вторую волну конкурса по поддержке лабораторий мирового уровня Президентской программы исследовательских проектов.



Компания Shanghai Ranking представила результаты Academic Ranking of World Universities (ARWU) - 2018, известного также как Шанхайский рейтинг. Самую высокую позицию среди наших вузов в свежем рейтинге занимает МГУ им. М.В.Ломоносова - он на 86-м месте.



Санкт-Петербургский союз ученых обратился к Владимиру Путину с просьбой вмешаться в ситуацию с научным сотрудником ЦНИИмаш Виктором Кудрявцевым, обвиненным в госизмене. Об этом рассказал «Коммерсантъ».



Европейское физическое общество (EPS) совместно с Российской академией наук учредило премию имени Владилена Летохова - советского и российского физика-теоретика, одного из пионеров лазерной физики. EPS Vladilen Letokhov award будет вручаться за исключительные достижения в области взаимодействия лазерного излучения с веществом.



Мэр Москвы Сергей Собянин посетил Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт», где встретился с учеными и обсудил с президентом НИЦ Михаилом Ковальчуком планы дальнейшего сотрудничества.



Компания ООО «Интеграция: образование и наука» вместе с ООО «И-ПК» разработала и открыла для использования новую онлайн-платформу, обеспечивающую полный цикл подготовки, рецензирования, редактирования, публикации, распространения и индексирования научных статей. Об этом сообщается на сайте Российской академии наук.

Российский фонд фундаментальных исследований и правительство Ульяновской области в 2018 году поддержат 85 научных проектов, разрабатываемых в регионе, на общую сумму 100 млн рублей.

Конференции


С 3-го по 7 сентября 2018 года на базе ФГБНУ “Северо-Кавказский федеральный научный центр садоводства, виноградарства, виноделия” под патронажем Министерства науки и высшего образования РФ, Российской академии наук будет проводиться Международный научно-практический форум “Перспективные технологии и сортименты в садоводстве, виноградарстве, виноделии”

XIV Андриановская конференция прошла в июне в ИНЭОС РАН

II Всероссийская научно-практическая конференция “Совершенствование системы взаимодействия Российского фонда фундаментальных исследований и субъектов Российской Федерации в вопросах проведения региональных и молодежных конкурсов”

Текущие конкурсы


Конкурс на издание лучших научных трудов

Конкурс на издание лучших научно-популярных трудов

Конкурс научных проектов фундаментальных исследований, проводимый совместно федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и Правительством Москвы

Российская академия наук объявляет конкурс на соискание медалей РАН с премиями для молодых ученых России и для студентов высших учебных заведений России за лучшие научные работы

Конкурс 2018 года на лучшие научные проекты фундаментальных научных исследований, проводимый совместно федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и Академией наук Абхазии

Вакансии


13.04.2018
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования “Московский физико-технический институт (государственный университет)” объявляет конкурс на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу

02.03.2018
объявляет конкурс на замещение вакантных должностей:

17.11.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии рудных месторождений, петрографии минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН) объявляет конкурс на замещение вакантной должности...




опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии