Новости № 32-33(2016)

Официально


В вузовских соцсетях и аккаунтах Минобрнауки продолжается флешмоб “Вызов инноватора”...

В Интернете проходит голосование за освобождение Дмитрия Медведева от должности председателя Правительства РФ.

В первом полугодии этого года ФАНО провело 184 проверки подведомственных организаций. Половина из них касались использования федерального имущества, остальные - соблюдения законодательства в сфере финансово-бюджетной и финансово-хозяйственной, закупочной деятельности и осуществления научной деятельности...




Регионы


На базе учебно-оздоровительного комплекса Волгоградского государственного социально-педагогического университета прошел “Студенческий марафон ВГСПУ”. Мероприятие было посвящено 85-летию этого вуза.

При поддержке правительства региона началось кардинальное обновление инфраструктуры Тюменского госуниверситета.

Научно-технический совет Фонда перспективных исследований принял решение о поддержке двух новых проектов.

СНГ


Интердайджест


12.08.2016
Эксперименты на самом чувствительном детекторе гипотетических частиц темной материи не принесли результатов. Об этом физики сообщили на конференции по темной материи (Identification of Dark Matter 2016) в Шеффилде, Великобритания. Подробности - на physicsworld.com.

12.08.2016
Международная группа астрономов подтвердила открытие космическим аппаратом “Кеплер” (Kepler) еще сотни новых планет вне Солнечной системы. С подробностями - NASA News Release.

12.08.2016
Новая карта коннектома удвоила количество известных участков коры головного мозга человека. Об этом сообщают Nature News; New York Times.

Веб


12.08.2016
Эксперты авторитетного мирового рейтинга Webometrics Ranking of World Universities опубликовали результаты своих исследований по итогам первой половины 2016 года.


На Корфу найдено так называемое Евангелие Мирослава, написанное кириллицей в 1180 г. и принадлежавшее с незапамятных времен сербскому королевскому дому. В 1903 г., во время дворцовой революции, оно пропало и отыскалось лишь теперь.















Следует исследовать. Педагогам прививают новые компетенции
Образование
№ 22(2015)

31.05.2015

На всероссийской конференции с международным участием, состоявшейся на днях в Московском городском психолого-педагогическом университете (МГППУ), подведены промежуточные итоги апробации новых модулей уникальной магистерской программы “Культурно-историческая психология и деятельностный подход в образовании”.

Созданная в рамках пилотного проекта “Модернизация педагогического образования” (операторы МГППУ и НИУ “Высшая школа экономики”) программа решает задачу подготовки педагогов-исследователей. В 2017 году вступит в действие профстандарт педагога. По словам автора и руководителя программы, ректора МГППУ Виталия Рубцова, именно специалисты, “способные проводить психолого-педагогические исследования процессов обучения, воспитания и развития, происходящих в живом взаимодействии учителя и учеников в формах совместной деятельности”, смогут организовать учебную работу в соответствии с новыми требованиями.
В настоящее время апробация модулей программы магистратуры по укрупненной группе специальностей “Образование и педагогика” (направление подготовки “Психолого-педагогическое образование”), формирующих у педагогов исследовательские компетенции, проходит в шести вузах - соисполнителях проекта. Половина из них - федеральные университеты: Южный, Северо-Кавказский и Казанский (Приволжский). В апробации участвуют студенты очной и заочной форм обу-чения, базами для проведения практик стали школы и лицеи, с которыми вузы заключили соответствующие договоры.
Эксперты отметили, что успех программы по подготовке педагогов-исследователей будет иметь особое значение для развития отечественного образования. Директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки РФ Александр Соболев, приветствуя участников конференции, обратил внимание на нетривиальность задачи, поставленной авторами программы. Он напомнил, что число выпускаемых вузами бакалавров будет ежегодно расти и опыт формирования практико-ориентированной исследовательской магистратуры сегодня востребован как никогда. Кроме того, масштабирование проекта по модернизации педагогического образования, согласно плану, должно начаться уже с 2016 года, и понадобятся сотни специалистов, способных запустить этот процесс на основе новых технологий, с использованием результатов эффективных практик.
О значимости опыта организации системы подготовки педагогов, которые смогут работать по новому профессиональному стандарту, реализуя деятельностный подход, говорил и научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ Виктор Болотов. “Ваша магистерская программа является самой важной из тех, что разрабатываются в рамках проекта по модернизации. В случае ее успеха можно ставить задачу тиражирования ваших подходов в вузах, которые занимаются подготовкой учителей”, - отметил он.
Первый проректор МГППУ профессор Аркадий Марголис напомнил, что цель, поставленная в новом стандарте, - “научить ученика школы самостоятельно учиться, и это классическая цель всех образовательных систем”.
- Мы должны получить педагога, который сможет организовать учебную деятельность, направленную на формирование компетенции самостоятельного обу-чения, а для этого необходимо изменить модель его подготовки в вузе, - подчеркнул проректор.
По мнению профессора, выпускники магистратуры должны уметь работать в реальных условиях, с реальными учениками и, когда понадобится, “перестраивать способы своей профессиональной деятельности, что имеет прямое отношение к формированию исследовательских компетенций”.
Говоря об особенностях подхода разработчиков программы, Виталий Рубцов обратил внимание, в частности, на то, что профессиональные действия магистранта должны стать предметом его собственного изучения, образовательная среда “понимается в широком смысле как вид социальной практики”, а формирование исследовательской компетенции будущего педагога “ввинчено” в систему его обучения. “Важно, что исследовательская деятельность выступает в программе и как теоретический принцип, и как предмет изучения, то есть как учебное содержание модуля и как образовательная практика”, - отметил ректор, уточнив также, что практические занятия и научно-исследовательская работа связаны между собой содержательно. Проблемы и вопросы, возникающие у магистрантов в ходе ознакомительной практики, исследуются потом ими на теоретических занятиях, что заметно повышает мотивированность слушателей.
Одна из шести дополнительных компетенций, формирование которых преду-смотрено программой, включает способность рефлексивно оценивать свои действия. Представители вузов-соисполнителей констатировали, что у магистрантов после апробации двух первых модулей изменилась профессиональная самооценка. “В результате на подходе к третьему модулю у студента формируется отношение к себе как к человеку, способному работать с учебной деятельностью. И это - свидетельство действенности программы”, - резюмировал Виталий Рубцов.
Программа актуализировала потребность в развитии коммуникативной общности “научный руководитель - студент - руководитель практики”. Усилению их взаимодействия способствует совместное участие в дискурс-семинарах, формат которых предполагает вынесение вопросов, возникающих у магистрантов в ходе практики, во внешнюю коммуникативную ситуацию. Среди значимых результатов апробации названо также увеличение объема научно-исследовательской практики магистрантов.
Участники конференции обозначили ряд выявленных проблем и обменялись предложениями по их решению. В том числе были упомянуты необходимость в развитии сетевого взаимодействия организаций-участников и расширении клинических баз практики, нехватка учебно-методического обеспечения магистрантов, недостаток активности их научных руководителей, отсев слушателей. Для решения последней из перечисленных проблем участники конференции предложили определить критерии отбора магистрантов. Например, привлекать слушателей с опытом педагогической деятельности и, что особенно важно, с интересом к исследованию процесса обучения и воспитания подрастающего поколения.
В целом В.Рубцов высоко оценил большую работу, проделанную коллегами на данном этапе, а также ее перспективы: “У нас есть шанс сделать свой вклад в реализацию огромного проекта по модернизации педагогического образования - доработать и запустить программу исследовательской магистратуры”.

Татьяна ВОЗОВИКОВА


 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Введение в профессию. Школьников подружат с наукой.
Российская академия наук объявила конкурс “Школа юных ученых”, в ходе которого отбираются лучшие проекты по популяризации научных знаний. К участию в нем приглашаются сотрудники подведомственных ФАНО институтов и профессора РАН, готовые познакомить учеников 7-10 классов с достижениями в ключевых направлениях науки, спецификой наукоемких производств и связанных с ними новых профессий. /№ 32-33(2016)
Баллы по вкладам
Российские вузы усиленно борются за достойные места в мировых рейтингах. Недавно две исследовательские группы опубликовали результаты своих трудов, в которых оценили университеты по информационной активности, а также по уровню проводимых исследований. /№ 32-33(2016)
Среду - обитателям. Вузам пообещали комфортные кампусы.
Повышение качества образовательного процесса путем создания инновационной и технологической среды университетских кампусов - миссия проекта “5 программ”, запущенного Минобрнауки в 2015 году. /№ 32-33(2016)

РЕФОРМА РАН


Профсоюз Российской академии наук разместил на своем сайте план проведения кампании за увеличение финансирования науки. Для начала ученые собираются развернуть борьбу против возможного сокращения расходов на исследования в 2016 году и предстоящем трехлетии...

Ведущие российские ученые - академики, члены-корреспонденты и профессора РАН - выступили с открытым письмом Президенту РФ Владимиру Путину, в котором подвергли жесткой критике результаты научной реформы.

На заседании Бюро Научно-координационного совета при ФАНО в очередной раз решалась судьба Якутского научного центра Сибирского отделения РАН.

Завершился прием заявок на получение статуса эксперта Российской академии наук. Удалось ли РАН сформировать корпус специалистов, способных оценить результаты исследований во всех областях науки и перспективы предлагаемых к реализации государственных проектов?

Традиционная двадцать первая по счету Поволжская ассамблея Профсоюза работников РАН в этом году проходила в Переславле-Залесском на базе Института программных систем (ИПС) им. А.К.Айламазяна РАН.

Конференции


18.08.2016
С 20 по 23 сентября 2016 года в Казани, на базе Казанского (Приволжского) федерального университета, состоится крупное общественное мероприятие федерального значения в сфере науки – II Международная научная конференция «Наука будущего»...

15.08.2016
С 26 по 30 сентября 2016 года на базе Московского Физико-Технического Института (МФТИ) (г. Долгопрудный, Россия) состоится международная конференция "БИОМЕМБРАНЫ 2016: механизмы старения и возрастных заболеваний".

12.08.2016
Перечень научных конференций, симпозиумов, съездов, семинаров и школ, проводимых подведомственными ФАНО России организациями в 2016 году.

Текущие конкурсы


12.08.2016
Премия Президента Российской Федерации в области науки и инноваций для молодых ученых является высшим признанием заслуг молодых ученых и специалистов перед обществом и государством. Премия Президента Российской Федерации присуждается гражданам Российской Федерации...

12.08.2016
О проведении конкурсного отбора научных проектов, выполняемых научными коллективами исследовательских центров и (или) научных лабораторий образовательных организаций высшего образования, подведомственных Министерству образования и науки Российской Федерации.

12.08.2016
Конкурс 2017 года проектов ориентированных фундаментальных научных исследований по актуальным междисциплинарным темам.

12.08.2016
Британский Совет открывает прием заявок на участие в двух грантовых проектах, направленных на укрепление связей между учеными России и Великобритании.

29.07.2016
Конкурс 2017 года проектов по подготовке информационных материалов по результатам научных проектов, выполненных при поддержке федерального государственного бюджетного учреждения “Российский фонд фундаментальных исследований”.

Вакансии


12.08.2016
Институт биоорганической химии им. академиков М.М.Шемякина и Ю.А.Овчинникова РАН объявляет конкурс на замещение следующих вакантных должностей...

29.07.2016
Образовательное частное учреждение высшего образования “Академия МНЭПУ” объявляет о проведении выборов на замещение вакантных должностей...

15.07.2016
Институт океанологии им. П.П.Ширшова Российской академии наук объявляет конкурс на замещение вакантных должностей...





опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  РЕФОРМА РАН