Новости № 29(2016)

Официально


Академику Юрию Осипову, выдающемуся российскому ученому с мировым именем, с 1991 по 2013 год руководившему Российской академией наук, исполнилось 80 лет.

Состоялось первое заседание Комиссии по развитию научной инфраструктуры организаций, подведомственных ФАНО. Она займется развитием и повышением эффективности работы сети центров коллективного пользования и уникальных научных установок, а также обеспечением доступа к ним третьих лиц.

Министр образования и науки Дмитрий Ливанов побывал с рабочим визитом в Европейском центре синхротронного излучения в Гренобле (Франция). Глава ведомства встретился с генеральным директором центра Франческо Сетте и обсудил с ним возможные форматы расширения сотрудничества.




Регионы


В городе Нордвейк-ам-зее (Нидерланды) состоялась торжественная церемония вручения ежегодной премии “РусПри” (RusPrix) за вклад в развитие сотрудничества между Россией и Нидерландами.

В Северном (Арктическом) федеральном университете прошел молодежный форум “Карьера 29” для выпускников среднего профессионального и высшего образования Архангельской области.

В Санкт-Петербургском горном университете открыт Центр компетенций в научных исследованиях и образовании Schneider Electric - компании, работающей в сфере управления энергией и автоматизации.

СНГ


Интердайджест


15.07.2016
Планета, обращающаяся вокруг трех солнц, обнаружена в созвездии Центавра - она больше Юпитера. С подробностями - Nature News; ScienceNOW.

15.07.2016
В желудочно-кишечном тракте человека обнаружены бактерии, для роста которых требуется один из нейромедиаторов. Об этом сообщает New Scientist.

15.07.2016
Фотоактивированные клетки сердечной мышцы крысы обеспечили движение ската-робота. Подробности - в Live Science.

Веб


15.07.2016
Подписан закон, устанавливающий правовые основы функционирования Национальной электронной библиотеки.













Следует исследовать. Педагогам прививают новые компетенции
Образование
№ 22(2015)

31.05.2015

На всероссийской конференции с международным участием, состоявшейся на днях в Московском городском психолого-педагогическом университете (МГППУ), подведены промежуточные итоги апробации новых модулей уникальной магистерской программы “Культурно-историческая психология и деятельностный подход в образовании”.

Созданная в рамках пилотного проекта “Модернизация педагогического образования” (операторы МГППУ и НИУ “Высшая школа экономики”) программа решает задачу подготовки педагогов-исследователей. В 2017 году вступит в действие профстандарт педагога. По словам автора и руководителя программы, ректора МГППУ Виталия Рубцова, именно специалисты, “способные проводить психолого-педагогические исследования процессов обучения, воспитания и развития, происходящих в живом взаимодействии учителя и учеников в формах совместной деятельности”, смогут организовать учебную работу в соответствии с новыми требованиями.
В настоящее время апробация модулей программы магистратуры по укрупненной группе специальностей “Образование и педагогика” (направление подготовки “Психолого-педагогическое образование”), формирующих у педагогов исследовательские компетенции, проходит в шести вузах - соисполнителях проекта. Половина из них - федеральные университеты: Южный, Северо-Кавказский и Казанский (Приволжский). В апробации участвуют студенты очной и заочной форм обу-чения, базами для проведения практик стали школы и лицеи, с которыми вузы заключили соответствующие договоры.
Эксперты отметили, что успех программы по подготовке педагогов-исследователей будет иметь особое значение для развития отечественного образования. Директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки РФ Александр Соболев, приветствуя участников конференции, обратил внимание на нетривиальность задачи, поставленной авторами программы. Он напомнил, что число выпускаемых вузами бакалавров будет ежегодно расти и опыт формирования практико-ориентированной исследовательской магистратуры сегодня востребован как никогда. Кроме того, масштабирование проекта по модернизации педагогического образования, согласно плану, должно начаться уже с 2016 года, и понадобятся сотни специалистов, способных запустить этот процесс на основе новых технологий, с использованием результатов эффективных практик.
О значимости опыта организации системы подготовки педагогов, которые смогут работать по новому профессиональному стандарту, реализуя деятельностный подход, говорил и научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ Виктор Болотов. “Ваша магистерская программа является самой важной из тех, что разрабатываются в рамках проекта по модернизации. В случае ее успеха можно ставить задачу тиражирования ваших подходов в вузах, которые занимаются подготовкой учителей”, - отметил он.
Первый проректор МГППУ профессор Аркадий Марголис напомнил, что цель, поставленная в новом стандарте, - “научить ученика школы самостоятельно учиться, и это классическая цель всех образовательных систем”.
- Мы должны получить педагога, который сможет организовать учебную деятельность, направленную на формирование компетенции самостоятельного обу-чения, а для этого необходимо изменить модель его подготовки в вузе, - подчеркнул проректор.
По мнению профессора, выпускники магистратуры должны уметь работать в реальных условиях, с реальными учениками и, когда понадобится, “перестраивать способы своей профессиональной деятельности, что имеет прямое отношение к формированию исследовательских компетенций”.
Говоря об особенностях подхода разработчиков программы, Виталий Рубцов обратил внимание, в частности, на то, что профессиональные действия магистранта должны стать предметом его собственного изучения, образовательная среда “понимается в широком смысле как вид социальной практики”, а формирование исследовательской компетенции будущего педагога “ввинчено” в систему его обучения. “Важно, что исследовательская деятельность выступает в программе и как теоретический принцип, и как предмет изучения, то есть как учебное содержание модуля и как образовательная практика”, - отметил ректор, уточнив также, что практические занятия и научно-исследовательская работа связаны между собой содержательно. Проблемы и вопросы, возникающие у магистрантов в ходе ознакомительной практики, исследуются потом ими на теоретических занятиях, что заметно повышает мотивированность слушателей.
Одна из шести дополнительных компетенций, формирование которых преду-смотрено программой, включает способность рефлексивно оценивать свои действия. Представители вузов-соисполнителей констатировали, что у магистрантов после апробации двух первых модулей изменилась профессиональная самооценка. “В результате на подходе к третьему модулю у студента формируется отношение к себе как к человеку, способному работать с учебной деятельностью. И это - свидетельство действенности программы”, - резюмировал Виталий Рубцов.
Программа актуализировала потребность в развитии коммуникативной общности “научный руководитель - студент - руководитель практики”. Усилению их взаимодействия способствует совместное участие в дискурс-семинарах, формат которых предполагает вынесение вопросов, возникающих у магистрантов в ходе практики, во внешнюю коммуникативную ситуацию. Среди значимых результатов апробации названо также увеличение объема научно-исследовательской практики магистрантов.
Участники конференции обозначили ряд выявленных проблем и обменялись предложениями по их решению. В том числе были упомянуты необходимость в развитии сетевого взаимодействия организаций-участников и расширении клинических баз практики, нехватка учебно-методического обеспечения магистрантов, недостаток активности их научных руководителей, отсев слушателей. Для решения последней из перечисленных проблем участники конференции предложили определить критерии отбора магистрантов. Например, привлекать слушателей с опытом педагогической деятельности и, что особенно важно, с интересом к исследованию процесса обучения и воспитания подрастающего поколения.
В целом В.Рубцов высоко оценил большую работу, проделанную коллегами на данном этапе, а также ее перспективы: “У нас есть шанс сделать свой вклад в реализацию огромного проекта по модернизации педагогического образования - доработать и запустить программу исследовательской магистратуры”.

Татьяна ВОЗОВИКОВА


 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Перепроверенному верить! Рособрнадзор отвечает за высокобалльников ЕГЭ.
Глава Минобр­науки РФ Дмитрий Ливанов и руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов итогами кампании по сдаче ЕГЭ в целом удовлетворены, и об этом они сообщили журналистам на пресс-конференции в Ситуационно-информационном центре Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. /№ 29(2016)
Олимпийские надежды. Хороших студентов ищут в школе.
Не довольствоваться ролью потребителя во взаимоотношениях со школами, лицеями и гимназиями, вести целенаправленную и планомерную работу по довузовскому образованию школьников. Такой тактики давно придерживаются в Ульяновском государственном университете. /№ 26(2016)
Работа над квотами. Молдавским абитуриентам облегчили поступление в российские вузы.
В этом году от молдавских абитуриентов поступило около 400 заявлений на поступление в вузы России (на 300 выделенных квот). Это почти в два раза меньше, чем в 2015-м. /№ 26(2016)

РЕФОРМА РАН


На заседании Бюро Научно-координационного совета при ФАНО в очередной раз решалась судьба Якутского научного центра Сибирского отделения РАН.

Завершился прием заявок на получение статуса эксперта Российской академии наук. Удалось ли РАН сформировать корпус специалистов, способных оценить результаты исследований во всех областях науки и перспективы предлагаемых к реализации государственных проектов?

Традиционная двадцать первая по счету Поволжская ассамблея Профсоюза работников РАН в этом году проходила в Переславле-Залесском на базе Института программных систем (ИПС) им. А.К.Айламазяна РАН.

Завершилась общественная экспертиза проекта рекомендаций Российской академии наук по повышению эффективности вложения финансовых средств в развитие фундаментальной науки и поисковых исследований.

На днях в Кремле состоялась очередная встреча Президента РФ Владимира Путина с президентом Российской академии наук Владимиром Фортовым и руководителем Федерального агентства научных организаций Михаилом Котюковым.

Конференции


15.07.2016
Перечень научных конференций, симпозиумов, съездов, семинаров и школ, проводимых подведомственными ФАНО России организациями в 2016 году.

17.06.2016
Перечень научных конференций, симпозиумов, съездов, семинаров и школ, проводимых подведомственными ФАНО России организациями в 2016 году.

13.06.2016
Рекордные урожаи, стратегические вопросы импортозамещения, создания прорывных промышленных технологий, перспективы развития российской экономики в ближайшие 20-25 лет – актуальные темы международного Форума и выставки по глубокой переработке зерна и биотехнологиям «Грэйнтек-2016».

Текущие конкурсы


15.07.2016
Конкурс 2017 года проектов фундаментальных научных исследований, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и Всероссийской общественной организацией “Русское географическое общество”.

15.07.2016
Конкурс 2016 года проектов фундаментальных научных исследований, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и Правительством Республики Бурятия.

15.07.2016
Региональные конкурсы 2016 года проектов ориентированных фундаментальных исследований по междисциплинарным темам, проводимые федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и субъектами Российской Федерации.

15.07.2016
Региональный конкурс 2016 года проектов фундаментальных научных исследований, выполняемых молодыми учеными, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и Правительством Красноярского края.

15.07.2016
Конкурс 2017 года проектов фундаментальных научных исследований, проводимый совместно федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и Национальным институтом онкологии США.

Вакансии


15.07.2016
Институт океанологии им. П.П.Ширшова Российской академии наук объявляет конкурс на замещение вакантных должностей...

15.07.2016
Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии Российской академии наук объявляет конкурс на замещение вакантных должностей...

24.06.2016
“Европейский университет в Санкт-Петербурге”объявляет конкурс на замещение должностей научно-педагогических работников (старший преподаватель, профессор).






опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  РЕФОРМА РАН