Официально


Госдума приняла в третьем, заключительном, чтении законопроект, расширяющий и уточняющий направления и цели деятельности, основные задачи и полномочия Российской академии наук, сообщает ТАСС.

Комитет Госдумы по образованию и науке рекомендовал принять в первом чтении законопроект «О внесении изменений в статью 87 ФЗ «Об образовании в РФ» и статью 19 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» в части предоставления духовным образовательным организациям права реализации дополнительных образовательных программ и программ профессионального обучения.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки «за неисполнение предписаний в установленные сроки» запретила прием в Институт экономики и социального развития.

Госдума приняла в третьем чтении законопроект о внесении изменений в ФЗ «О Фонде перспективных исследований», предполагающий расширение полномочий фонда по управлению правами на результаты интеллектуальной деятельности.




Новости № 27-28(2018)

Регионы


СНГ


Интердайджест
















Расписание на завтра. Стать курчатовцем можно уже в детском саду.
Образование
№ 26(2015)

26.06.2015




Многопрофильная и многоуровневая
Школа эта необычная: она имеет не номер, а название - “Курчатовская”, в ней работают... 595 сотрудников, учатся 2434 школьника, а дошкольные отделения посещают 1204 ребенка. Новая многопрофильная многоуровневая образовательная организация “Курчатовская школа” была окончательно сформирована этой весной. В ее составе 19 структурных подразделений, расположившихся в 22 зданиях в районах Щукино и Хорошево-Мневники. Среди них три общеобразовательных учреждения, физико-математическое подразделение, 11 дошкольных учреждений, Центр дополнительного образования. В состав Курчатовской школы в качестве структурного подразделения вошла, в том числе, школа №1189, открытая в 1993 году при непосредственном участии Курчатовского института.
В большой Курчатовской школе созданы медико-биологические классы в рамках проекта с Первым Московским государственным медицинским университетом им. И.М.Сеченова, классы по юридической психологии, работа с которыми ведется вместе с Московским городским педагогическим университетом, физико-математическое подразделение. Создана также Лаборатория конвергентного образования, оснащенная всем необходимым: электронными досками и новейшим лабораторным оборудованием. Недавно корреспондент “Поиска” в ней побывал. На ее стене крупными буквами написано изречение Рене Декарта: “Все науки настолько связаны между собою, что легче изучать их все сразу, нежели какую-либо одну из них в отдельности от всех прочих”. Сразу стало ясно, о чем пойдет разговор с директором школы Ириной ­Сивцовой и заместителем директора НИЦ “Курчатовский институт” по научной работе профессором Павлом ­Кашкаровым.
Единая наука
- Наша Курчатовская школа включает почти два десятка образовательных учреждений, в том числе дошкольные и мультипрофильные школы, - начинает разговор Ирина Валентиновна. - Причем слияние районных школ в одну большую структуру изначально опиралось на идею конвергенции наук. Школа №1189, дававшая хорошее физико-математическое образование, объединилась с другими - химико-биологического и социально-гуманитарного профилей. В итоге такого слияния районных школ в одну получился очень хороший междисциплинарный проект. Под него и была создана Лаборатория конвергентного образования.
- В лаборатории уже были занятия?
- Мы провели в ней защиту первых 17 междисциплинарных проектов наших учеников-старшеклассников. Лаборатория разделена на две зоны: одна - лабораторная, а другая - лекционная, для теоретических занятий.
- Ирина Валентиновна, а как для такой непростой работы готовят педагогов?
- Школьные учителя в преподавании своих дисциплин - физики, химии, биологии - в основном консервативны. Но сейчас становится очевидным, что такой подход устарел. Понятие “конвергенция” в науке и образовании в школах еще несколько лет назад никто не воспринимал, а сейчас оно проникло в педагогическую среду - во многом благодаря лекциям, которые прочитал для учительской аудитории директор НИЦ “Курчатовский институт” Михаил Валентинович Ковальчук. Школы Москвы, которые вошли в Курчатовский проект (Павел Константинович расскажет о нем подробнее), постоянно находятся во взаимодействии, обмениваются опытом. В частности, регулярно участвуют в вебинарах.
Наша задача также состоит в том, чтобы педагоги больше работали со школьниками в лабораториях. Нельзя выучить практика, если он не потрогает руками то, с чем будет иметь дело дальше. Возникновение конвергентной лаборатории - существенный шаг, прорыв в будущее, за которое мы боремся.
- С какого возраста начинается отбор в профильные классы?
- Закон об образовании запрещает в начальной школе любые отборы. Ведь нужно время, чтобы понять, что интересно ребенку. Объединение в образовательный комплекс позволяет нам брать ребятишек от полутора лет. И мы уже на ранних этапах видим, какая траектория развития им нужна. Ранние пробы, раннее профилирование начинаем с 5 класса. Это так называемый естественно-научный класс, ученики которого впоследствии, в процессе получения знаний, могут выбрать себе путь в какую угодно профессию. Образовательный проект “Курчатовская школа” обеспечивает учащимся плавный переход от средней школы к высшей. Кстати, в этом году у нас было 206 выпускников.
Мы представляем собой пример школы, в которой есть место каждому. У нас есть дети, у которых особые образовательные потребности, дети, у которых различные проблемы медицинского характера. Мы - универсальное учреждение. И Лаборатория конвергентного образования универсальна. Уверена, что сюда будут приходить даже самые маленькие. Ведь дошколята очень любознательные. Будем прививать им интерес к науке.
Недавно десятиклассники работали у нас над проектами, которые имели существенную междисциплинарную составляющую. Речь шла об изучении влияния последствий американских атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки на развитие наследственных болезней. Здесь сошлись воедино медицина и биология, политология и история, вопросы нравственности... Такой проект может вылиться впоследствии в серьезное междисциплинарное исследование.
- Какие ближайшие планы у  Курчатовской школы?
- Сейчас организуем еще одну лабораторию - закупаем медицинское оборудование. В одном из актовых залов нашего структурного подразделения формируем лабораторию на 150 посадочных мест. Также планируем создание собственного медиа-центра. Будет у нас и собственная телестудия.
- В школе есть специальная научная библиотека?
- Серьезная научная библиотека, конечно, нужна. Думаю, ее создание - наш будущий совместный проект с НИЦ “Курчатовский институт”.
Сегодня бюджет школы составляет 650 млн рублей в год. Отсюда и большие возможности, и огромная ответственность. Нужны и силы, и кадры. Очень важно, что наш образовательный процесс во многом базируется на методиках проекта Курчатовского центра непрерывного естественно-научного образования, идея которого принадлежит директору НИЦ Михаилу Валентиновичу Ковальчуку. Благодаря этому новому подходу возможности для разностороннего, интересного образования значительно расширились.
Под крылом института
- Павел Константинович, сегодня среди партнеров Курчатовской школы - НИЦ “КИ” и факультет нано-, био-, информационных, когнитивных наук и технологий Московского физико-технического института. Эти контакты налажены в рамках образовательного проекта НИЦ “Курчатовский институт”?
- Да. Курчатовский институт в 2010 году предложил этот проект Департаменту образования Москвы, - включается в разговор Павел Кашкаров. - Тогда, обсуждая с мэром столицы Сергеем Семеновичем Собяниным проблемы образования в городе, мы договорились, что реализуем пилотный проект, который назвали “Курчатовский центр непрерывного естественно-научного образования”.
Поначалу для реализации этой идеи была выбрана школа №2030, с которой мы уже давно взаимодействовали.  Нашей задачей было поднять естественно-научный блок на более высокий уровень. В этой школе серьезным оборудованием были оснащены физический, химический и биологический кабинеты, создана нанотехнологическая лаборатория. Планируется открыть и лабораторию робототехники. Департамент образования Москвы нашу инициативу воспринял очень хорошо, и в итоге в рамках проекта, предложенного Курчатовским институтом, современным научным оборудованием были оснащены 37 школ столицы!
- И новая Курчатовская школа оказалась среди них?
- Да, по сути с помощью школы №1189. Она была включена в число получивших оборудование по Курчатовскому проекту, однако ввиду недостатка помещений разместить его полностью не удалось. И только с созданием междисциплинарной лаборатории в новой Курчатовской школе полученное учебное оборудование будет использоваться в полной мере.
Отмечу, что именно небольшое число учащихся в школе №1189 стало одной из причин ее объединения в более крупное образовательное учреждение. С 1995 по 2014 год ее целевой физмат-класс выпустил всего 450 учеников, из которых на наш факультет МФТИ поступило менее двухсот. Мы всегда ставили цель получить лучших абитуриентов в те вузы, из которых Курчатовский институт черпает специалистов. И потребность в них со временем все больше возрастала. А создание в Курчатовском институте Центра нано-, био-, информационных, когнитивных и социогуманитарных наук и технологий потребовало притока специально подготовленной молодежи - с междисциплинарным образованием.
Михаил Валентинович Ковальчук поставил перед нами задачу создать такую систему подготовки. И сам принял в этом непосредственнее участие. В МФТИ был открыт факультет нано-, био-, информационных и когнитивных технологий. Были разработаны системы курсов, практикумов. Нам были нужны специалисты, владеющие междисциплинарным знанием. Отсюда и возникла идея о необходимости большего охвата ребят школьного возраста.
В образовательном центре, который представляет Ирина Валентиновна, мы имеем возможность отбирать тех, кто хочет учиться по нашим профильным направлениям. Получилась структура, которая соответствует задачам Курчатовского института в области подготовки междисциплинарно образованных специалистов.
- Насколько я знаю, у института налажены тесные контакты не только с МФТИ, но и с другими вузами...
- Конечно. У Курчатовского института вообще мощная образовательная база. Замечу, кстати, не будучи университетом, мы имеем образовательную лицензию - на аспирантуру. Работаем с МГУ, СПбГУ, МИФИ, МГТУ им. Н.Э.Баумана, МИРЭА... В целом Национальный исследовательский центр “Курчатовский институт” имеет 27 базовых кафедр, которыми руководят наши сотрудники. Так что кадровая подпитка у нас очень достойная. В наших лабораториях одновременно проводят исследования около 500 студентов и 250-300 аспирантов. Все гости нашего института поражаются, когда видят в лабораториях столько молодых людей. Могу смело утверждать, что сегодня Курчатовский институт - лучшая в стране организация для научной карьеры.
Я думаю, что при таком большом количестве выпускников из новой Курчатовской школы мы сможем заметно повысить число абитуриентов, поступающих в вузы, на которые мы опираемся. Одна из наших задач - ориентировать молодежь на получение естественно-научного образования, которое сегодня становится очень востребованным, переплетается с социогуманитарной средой. Такие молодые специалисты - основа новой российской науки.

На фото: Ирина ­Сивцова, Павел Кашкаров

Беседу вел Андрей СУББОТИН
Фото Николая Степаненкова


 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Укротители Ниагары. Ректоры пытаются сдержать каток аккредитации.
Недавнее письмо ректоров ведущих университетов В.В Путину с предложением кардинально изменить систему государственной аккредитации вузов - “высказывание” в продолжение старой дискуссии. /№ 27-28(2018)
Проблема - в пробелах. Как оживить инновационную деятельность вузов?
Иркутский национальный исследовательский технический университет (ИРНИТУ) выступил с законотворческими инициативами по развитию инновационной и предпринимательской деятельности российских вузов. Об этом рассказал ректор ИРНИТУ Михаил Корняков, выступая на III Ректорском симпозиуме в Томске, где обсуждалась программа развития высшей школы. /№ 27-28(2018)
Когда критерий - практика. Почему востребованы выпускники УрГЭУ.
Важнейший показатель эффективности работы высшего учебного заведения - востребованность его выпускников. В Уральском государственном экономическом университете, недавно прошедшем государственную аккредитацию, этот показатель традиционно на высоте. /№ 26(2018)

Новости


Премьер-министр Дмитрий Медведев назначил бывшего руководителя госкорпорации «Роскосмос» Игоря Комарова заместителем министра науки и высшего образования, сообщает ТАСС.



Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки организовала работу горячей линии по вопросам приема в вузы инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.



Российская академия наук откроет представительство Уральского отделения РАН в Харбине (Китай), сообщил журналистам президент РАН Александр Сергеев. По его словам, договоренности об этом были достигнуты в ходе рабочих встреч с китайскими партнерами в июне.



Члены Ассоциации технических университетов России и Китая (АТУРК) договорились о сотрудничестве в организации студенческих стажировок с одной из крупнейших китайских компаний в сфере телекоммуникаций - Huawei. Соглашение об этом было подписано в рамках четвертого саммита АТУРК, который открылся в Екатеринбурге.



Минпросвещения провело опрос, который свидетельствуют о том, что более 30% выпускников школ выбирают для дальнейшего обучения в вузах математические и инженерные направления, сообщает ТАСС.



Министры и заместители министров высшего образования и науки стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР), собравшиеся в Кейптауне, приняли декларацию об укреплении сотрудничества в сфере образования, сообщает ТАСС. Встреча стала уже шестой по счету, проведенной в таком формате.



Представители академической науки в Иркутске решили объединиться, чтобы отстаивать свою позицию в Министерстве науки и высшего образования и восстановить утраченные в результате реформы связи между научными институтами, сообщает агентство «Интерфакс-Сибирь».



Конференции


II Всероссийская научно-практическая конференция “Совершенствование системы взаимодействия Российского фонда фундаментальных исследований и субъектов Российской Федерации в вопросах проведения региональных и молодежных конкурсов”

Пятая конференция разработчиков российских операционных платформ «OS DAY. Надежность» состоится 17-18 мая 2018 г. в Москве, в главном здании Российской академии наук. Основной темой для обсуждения среди теоретиков и практиков системного программирования и разработки ОС станет вопрос надежности. Участники рассмотрят методы проектирования и разработки надежных платформ, инструментальные средства обеспечения надежности программно-аппаратных систем как на этапе разработки, так и на этапе эксплуатации.

Центр научно-информационных исследований по науке, образованию и технологиям ИНИОН РАН совместно с Институтом экономических стратегий проводят МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СЕМИНАР ПО НАУКОВЕДЕНИЮ И НАУКОМЕТРИИ

Текущие конкурсы


Конкурс на лучшие научные проекты, выполняемые молодыми учеными под руководством кандидатов и докторов наук в научных организациях Российской Федерации (“Мобильность”)

Конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований

Конкурс на лучшие проекты, выполняемые молодыми учеными (Эврика! Идея)

Международный научный фонд экономических исследований академика Н.П.Федоренко (МНФЭИ) объявляет конкурсы 2018 года

Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” совместно с субъектами Российской Федерации

Вакансии


13.04.2018
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования “Московский физико-технический институт (государственный университет)” объявляет конкурс на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу

02.03.2018
объявляет конкурс на замещение вакантных должностей:

17.11.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии рудных месторождений, петрографии минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН) объявляет конкурс на замещение вакантной должности...




опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии