Официально


Кабинету министров вместе с Президиумом Совета при Президенте РФ по науке и образованию поручено к концу ноября разработать и утвердить меры по созданию и эксплуатации уникальной научной установки класса мегасайенс на острове Русский.



Заместителем министра просвещения РФ назначен Андрей Николаев. Распоряжение об этом подписал премьер Дмитрий Медведев.

Рособрнадзор запретил прием в Вятский государственный университет. Санкция применена за «неисполнение предписания в установленный срок».

Два опорных селекционно-семеноводческих центра в области сахарной свеклы будут созданы на базе ВНИИ сахарной свеклы и сахара им. А.Л.Мазлумова (Воронежская область) и Первомайской селекционно-опытной станции сахарной свеклы (Краснодарский край). Такое решение одобрил Межведомственный совет при Министерстве науки и высшего образования по вопросам, связанным с реализацией подпрограммы «Развитие селекции и семеноводства сахарной свеклы в РФ».




Новости № 41(2018)

Регионы


Первый МГМУ им. И.М.Сеченова открыл новое направление подготовки - “Промышленная фармация”. Вуз предложил учащимся два уникальных профиля этой магистерской программы - “Обеспечение качества лекарственных средств” и “Управление разработкой лекарственных средств”.

Ярославский госуниверситет подписал трехстороннее соглашение с ярославским филиалом Физико-технологического института РАН и “Ростовским оптико-механическим заводом”.

Губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров ознакомился с ходом строительства нового учебно-лабораторного корпуса Аграрного университета.

СНГ


Интердайджест


Телескоп “Хаббл” обнаружил объект размером с Нептун - потенциальный спутник далекой планеты. С подробностями - Sciencemag.org.

В конце сентября экспертный совет при Министерстве здравоохранения и науки Японии представил рекомендации относительно использования инструментов генного редактирования в эмбрионах человека.

Спутниковые лазерно-радарные исследования выявили ранее недооценные размеры и сложную устроенность поселений древней цивилизации майя в период ее расцвета и даже раньше.


В Совете народного хозяйства представлен проект инженера Константинова о производстве сливок и молока из подсолнухов и орехов. Проект представляет большой интерес ввиду того, что в случае удачи он очень упростит и удешевит производство молочных продуктов. Ввиду большого затруднения с приобретением машин для массовой очистки семян решено использовать в случае пригодности машины для очистки семян какао и бобов, имеющиеся на конфетно-шоколадных фабриках.
















Расписание на завтра. Стать курчатовцем можно уже в детском саду.
Образование
№ 26(2015)

26.06.2015




Многопрофильная и многоуровневая
Школа эта необычная: она имеет не номер, а название - “Курчатовская”, в ней работают... 595 сотрудников, учатся 2434 школьника, а дошкольные отделения посещают 1204 ребенка. Новая многопрофильная многоуровневая образовательная организация “Курчатовская школа” была окончательно сформирована этой весной. В ее составе 19 структурных подразделений, расположившихся в 22 зданиях в районах Щукино и Хорошево-Мневники. Среди них три общеобразовательных учреждения, физико-математическое подразделение, 11 дошкольных учреждений, Центр дополнительного образования. В состав Курчатовской школы в качестве структурного подразделения вошла, в том числе, школа №1189, открытая в 1993 году при непосредственном участии Курчатовского института.
В большой Курчатовской школе созданы медико-биологические классы в рамках проекта с Первым Московским государственным медицинским университетом им. И.М.Сеченова, классы по юридической психологии, работа с которыми ведется вместе с Московским городским педагогическим университетом, физико-математическое подразделение. Создана также Лаборатория конвергентного образования, оснащенная всем необходимым: электронными досками и новейшим лабораторным оборудованием. Недавно корреспондент “Поиска” в ней побывал. На ее стене крупными буквами написано изречение Рене Декарта: “Все науки настолько связаны между собою, что легче изучать их все сразу, нежели какую-либо одну из них в отдельности от всех прочих”. Сразу стало ясно, о чем пойдет разговор с директором школы Ириной ­Сивцовой и заместителем директора НИЦ “Курчатовский институт” по научной работе профессором Павлом ­Кашкаровым.
Единая наука
- Наша Курчатовская школа включает почти два десятка образовательных учреждений, в том числе дошкольные и мультипрофильные школы, - начинает разговор Ирина Валентиновна. - Причем слияние районных школ в одну большую структуру изначально опиралось на идею конвергенции наук. Школа №1189, дававшая хорошее физико-математическое образование, объединилась с другими - химико-биологического и социально-гуманитарного профилей. В итоге такого слияния районных школ в одну получился очень хороший междисциплинарный проект. Под него и была создана Лаборатория конвергентного образования.
- В лаборатории уже были занятия?
- Мы провели в ней защиту первых 17 междисциплинарных проектов наших учеников-старшеклассников. Лаборатория разделена на две зоны: одна - лабораторная, а другая - лекционная, для теоретических занятий.
- Ирина Валентиновна, а как для такой непростой работы готовят педагогов?
- Школьные учителя в преподавании своих дисциплин - физики, химии, биологии - в основном консервативны. Но сейчас становится очевидным, что такой подход устарел. Понятие “конвергенция” в науке и образовании в школах еще несколько лет назад никто не воспринимал, а сейчас оно проникло в педагогическую среду - во многом благодаря лекциям, которые прочитал для учительской аудитории директор НИЦ “Курчатовский институт” Михаил Валентинович Ковальчук. Школы Москвы, которые вошли в Курчатовский проект (Павел Константинович расскажет о нем подробнее), постоянно находятся во взаимодействии, обмениваются опытом. В частности, регулярно участвуют в вебинарах.
Наша задача также состоит в том, чтобы педагоги больше работали со школьниками в лабораториях. Нельзя выучить практика, если он не потрогает руками то, с чем будет иметь дело дальше. Возникновение конвергентной лаборатории - существенный шаг, прорыв в будущее, за которое мы боремся.
- С какого возраста начинается отбор в профильные классы?
- Закон об образовании запрещает в начальной школе любые отборы. Ведь нужно время, чтобы понять, что интересно ребенку. Объединение в образовательный комплекс позволяет нам брать ребятишек от полутора лет. И мы уже на ранних этапах видим, какая траектория развития им нужна. Ранние пробы, раннее профилирование начинаем с 5 класса. Это так называемый естественно-научный класс, ученики которого впоследствии, в процессе получения знаний, могут выбрать себе путь в какую угодно профессию. Образовательный проект “Курчатовская школа” обеспечивает учащимся плавный переход от средней школы к высшей. Кстати, в этом году у нас было 206 выпускников.
Мы представляем собой пример школы, в которой есть место каждому. У нас есть дети, у которых особые образовательные потребности, дети, у которых различные проблемы медицинского характера. Мы - универсальное учреждение. И Лаборатория конвергентного образования универсальна. Уверена, что сюда будут приходить даже самые маленькие. Ведь дошколята очень любознательные. Будем прививать им интерес к науке.
Недавно десятиклассники работали у нас над проектами, которые имели существенную междисциплинарную составляющую. Речь шла об изучении влияния последствий американских атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки на развитие наследственных болезней. Здесь сошлись воедино медицина и биология, политология и история, вопросы нравственности... Такой проект может вылиться впоследствии в серьезное междисциплинарное исследование.
- Какие ближайшие планы у  Курчатовской школы?
- Сейчас организуем еще одну лабораторию - закупаем медицинское оборудование. В одном из актовых залов нашего структурного подразделения формируем лабораторию на 150 посадочных мест. Также планируем создание собственного медиа-центра. Будет у нас и собственная телестудия.
- В школе есть специальная научная библиотека?
- Серьезная научная библиотека, конечно, нужна. Думаю, ее создание - наш будущий совместный проект с НИЦ “Курчатовский институт”.
Сегодня бюджет школы составляет 650 млн рублей в год. Отсюда и большие возможности, и огромная ответственность. Нужны и силы, и кадры. Очень важно, что наш образовательный процесс во многом базируется на методиках проекта Курчатовского центра непрерывного естественно-научного образования, идея которого принадлежит директору НИЦ Михаилу Валентиновичу Ковальчуку. Благодаря этому новому подходу возможности для разностороннего, интересного образования значительно расширились.
Под крылом института
- Павел Константинович, сегодня среди партнеров Курчатовской школы - НИЦ “КИ” и факультет нано-, био-, информационных, когнитивных наук и технологий Московского физико-технического института. Эти контакты налажены в рамках образовательного проекта НИЦ “Курчатовский институт”?
- Да. Курчатовский институт в 2010 году предложил этот проект Департаменту образования Москвы, - включается в разговор Павел Кашкаров. - Тогда, обсуждая с мэром столицы Сергеем Семеновичем Собяниным проблемы образования в городе, мы договорились, что реализуем пилотный проект, который назвали “Курчатовский центр непрерывного естественно-научного образования”.
Поначалу для реализации этой идеи была выбрана школа №2030, с которой мы уже давно взаимодействовали.  Нашей задачей было поднять естественно-научный блок на более высокий уровень. В этой школе серьезным оборудованием были оснащены физический, химический и биологический кабинеты, создана нанотехнологическая лаборатория. Планируется открыть и лабораторию робототехники. Департамент образования Москвы нашу инициативу воспринял очень хорошо, и в итоге в рамках проекта, предложенного Курчатовским институтом, современным научным оборудованием были оснащены 37 школ столицы!
- И новая Курчатовская школа оказалась среди них?
- Да, по сути с помощью школы №1189. Она была включена в число получивших оборудование по Курчатовскому проекту, однако ввиду недостатка помещений разместить его полностью не удалось. И только с созданием междисциплинарной лаборатории в новой Курчатовской школе полученное учебное оборудование будет использоваться в полной мере.
Отмечу, что именно небольшое число учащихся в школе №1189 стало одной из причин ее объединения в более крупное образовательное учреждение. С 1995 по 2014 год ее целевой физмат-класс выпустил всего 450 учеников, из которых на наш факультет МФТИ поступило менее двухсот. Мы всегда ставили цель получить лучших абитуриентов в те вузы, из которых Курчатовский институт черпает специалистов. И потребность в них со временем все больше возрастала. А создание в Курчатовском институте Центра нано-, био-, информационных, когнитивных и социогуманитарных наук и технологий потребовало притока специально подготовленной молодежи - с междисциплинарным образованием.
Михаил Валентинович Ковальчук поставил перед нами задачу создать такую систему подготовки. И сам принял в этом непосредственнее участие. В МФТИ был открыт факультет нано-, био-, информационных и когнитивных технологий. Были разработаны системы курсов, практикумов. Нам были нужны специалисты, владеющие междисциплинарным знанием. Отсюда и возникла идея о необходимости большего охвата ребят школьного возраста.
В образовательном центре, который представляет Ирина Валентиновна, мы имеем возможность отбирать тех, кто хочет учиться по нашим профильным направлениям. Получилась структура, которая соответствует задачам Курчатовского института в области подготовки междисциплинарно образованных специалистов.
- Насколько я знаю, у института налажены тесные контакты не только с МФТИ, но и с другими вузами...
- Конечно. У Курчатовского института вообще мощная образовательная база. Замечу, кстати, не будучи университетом, мы имеем образовательную лицензию - на аспирантуру. Работаем с МГУ, СПбГУ, МИФИ, МГТУ им. Н.Э.Баумана, МИРЭА... В целом Национальный исследовательский центр “Курчатовский институт” имеет 27 базовых кафедр, которыми руководят наши сотрудники. Так что кадровая подпитка у нас очень достойная. В наших лабораториях одновременно проводят исследования около 500 студентов и 250-300 аспирантов. Все гости нашего института поражаются, когда видят в лабораториях столько молодых людей. Могу смело утверждать, что сегодня Курчатовский институт - лучшая в стране организация для научной карьеры.
Я думаю, что при таком большом количестве выпускников из новой Курчатовской школы мы сможем заметно повысить число абитуриентов, поступающих в вузы, на которые мы опираемся. Одна из наших задач - ориентировать молодежь на получение естественно-научного образования, которое сегодня становится очень востребованным, переплетается с социогуманитарной средой. Такие молодые специалисты - основа новой российской науки.

На фото: Ирина ­Сивцова, Павел Кашкаров

Беседу вел Андрей СУББОТИН
Фото Николая Степаненкова


 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

С расчетом на ведущих. От лидеров высшей школы ждут особых усилий.
Задачу вхождения российских вузов в мировые рейтинги, поставленную Президентом РФ в 2012 году, можно считать во многом решенной. Что дальше? /№ 41(2018)
К вопросу о спросе. Как НГТУ попал в международный рейтинг трудоустройства выпускников.
В конце 2017 года Новосибирский государственный технический университет показал высокий уровень трудоустройства выпускников в рейтинге востребованности инженерных вузов России (по версии МИА “Россия сегодня”). /№ 41(2018)
Чтобы не было дыр. Зачем нужен экономический диктант?
“Сильная экономика - процветающая Россия” - такова была тема состоявшегося недавно Всероссийского экономического диктанта, в котором приняли участие более ста тысяч человек. /№ 41(2018)

Новости


Около 100 делегатов из разных регионов России стали участниками IX Всероссийского съезда советов молодых ученых в Сочи. Мероприятие проходило в рамках саммита молодых ученых и инженеров «Большие вызовы для общества, государства и науки», для участия в котором были отобраны более 250 студентов из 78 университетов более чем 20 регионов России.



Состоялся IV Форум ректоров университетов Российской Федерации и Республики Куба.



Почти треть российских вузов, обращавшихся за получением государственной аккредитации в 2018 году, воспользовалась электронной формой подачи документов, сообщает пресс-служба Рособрнадзора.



В преддверии 60-летия Государственной публичной научно-технической библиотеки России ее генеральный директор Яков Шрайберг рассказал о том, как будет развиваться ГПНТБ в ближайшем будущем. Текст его выступления размещен на сайте библиотеки.

Томские вузы планируют создать «Сибирский научно-образовательный центр (НОЦ) новой технологической революции», объединившись с промышленными партнерами. Об этом рассказал ТАСС в кулуарах форума U-NOVUS ректор Томского государственного университета Эдуард Галажинский.

Сотни тысяч человек стали гостями и участниками фестиваля NAUKA 0+, тема которого в этом году звучала так: «Мегасайенс: Россия в мире - Россия для мира».

Дистанционные образовательные курсы нужны, но они никогда не заменят очных лекций, заявил ректор МГУ им. М.В.Ломоносова Виктор Садовничий на III Форуме ректоров иберо-американских и российских университетов.

Конференции


С 3-го по 7 сентября 2018 года на базе ФГБНУ “Северо-Кавказский федеральный научный центр садоводства, виноградарства, виноделия” под патронажем Министерства науки и высшего образования РФ, Российской академии наук будет проводиться Международный научно-практический форум “Перспективные технологии и сортименты в садоводстве, виноградарстве, виноделии”

XIV Андриановская конференция прошла в июне в ИНЭОС РАН

II Всероссийская научно-практическая конференция “Совершенствование системы взаимодействия Российского фонда фундаментальных исследований и субъектов Российской Федерации в вопросах проведения региональных и молодежных конкурсов”

Текущие конкурсы


“Сколково” и “Химпром” продолжают искать проекты малотоннажной химии

До 29 октября 2018 года идёт прием заявок на участие в конкурсе на соискание премий Правительства Москвы молодым ученым, присуждаемых ежегодно с 2013 года.

Конкурс на лучшие научные проекты фундаментальных исследований, проводимый совместно федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и Фондом “Дом наук о человеке” Франции

Конкурс на лучшие научные проекты фундаментальных исследований, проводимый совместно федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и Вьетнамской академией общественных наук

Конкурс на лучшие научные проекты фундаментальных исследований, проводимый совместно федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и Министерством образования и науки Республики Южная Осетия

Вакансии


14.09.2018
ФГБУН Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН)объявляет конкурс на замещение вакантных должностей

13.04.2018
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования “Московский физико-технический институт (государственный университет)” объявляет конкурс на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу

02.03.2018
объявляет конкурс на замещение вакантных должностей:




опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии