Официально


Поддержка молодых ученых стала основной темой рабочей встречи Владимира Путина с министром образования и науки РФ Ольгой Васильевой. Руководитель министерства проинформировала президента о мерах, принимаемых для привлечения в науку молодежи.



Дмитрий Медведев подписал распоряжение, которым утвердил распределение между 21 ведущим российским вузом 10,3 миллиарда рублей на повышение их конкурентоспособности среди мировых научно-образовательных центров.



Минобрнауки России начинает второй этап конкурса по созданию опорных университетов. Приказ об этом подписала министр образования и науки Ольга Васильева.






Новости № 7(2017)

Регионы


Дальневосточный федеральный университет и Фонд “Сколково” заключили соглашение о сотрудничестве. Документ подписали проректор по развитию ДВФУ Дмитрий Земцов и вице-президент фонда по региональному и международному развитию Юрий Сапрыкин на полях Open Innovations Startup Tour в Хабаровске.

Делегация Самарского университета приняла участие в заседании научного и технического подкомитета Комитета по мирному использованию космического пространства Генеральной Ассамблеи ООН. Встреча прошла в Вене.

“Наука и техника в Якутии” - единственный на Дальнем Востоке научно-популярный журнал - отмечает 15-летие. В издании, выпускаемом учеными-энтузиастами, опубликовано более 1000 научно-популярных статей. Оно стало путеводителем в мире современной якутской науки.

СНГ


Интердайджест


Генно-инженерная бактерия, разрушающая клетки раковой опухоли, испытана на мышах. Об этом сообщает журнал Science Translational Medicine.

Генная терапия с использованием синтетического вектора излечила мышей от глухоты. Подробности - в Medical News Today.

Предложение рассмотреть идею отправки на спутник Юпитера Европу посадочного модуля поступило в НАСА. С подробностями - SpaceDaily.


Воспитанники 5 класса Тобольской духовной семинарии по окончании нынешнего учебного года все без исключения выходят из семинарии, так что в будущем 1917/1918 учебном году в Тобольской семинарии выпускного 6 класса не будет. Это явление в жизни семинарии неслыханное.




















Расписание на завтра. Стать курчатовцем можно уже в детском саду.
Образование
№ 26(2015)

26.06.2015




Многопрофильная и многоуровневая
Школа эта необычная: она имеет не номер, а название - “Курчатовская”, в ней работают... 595 сотрудников, учатся 2434 школьника, а дошкольные отделения посещают 1204 ребенка. Новая многопрофильная многоуровневая образовательная организация “Курчатовская школа” была окончательно сформирована этой весной. В ее составе 19 структурных подразделений, расположившихся в 22 зданиях в районах Щукино и Хорошево-Мневники. Среди них три общеобразовательных учреждения, физико-математическое подразделение, 11 дошкольных учреждений, Центр дополнительного образования. В состав Курчатовской школы в качестве структурного подразделения вошла, в том числе, школа №1189, открытая в 1993 году при непосредственном участии Курчатовского института.
В большой Курчатовской школе созданы медико-биологические классы в рамках проекта с Первым Московским государственным медицинским университетом им. И.М.Сеченова, классы по юридической психологии, работа с которыми ведется вместе с Московским городским педагогическим университетом, физико-математическое подразделение. Создана также Лаборатория конвергентного образования, оснащенная всем необходимым: электронными досками и новейшим лабораторным оборудованием. Недавно корреспондент “Поиска” в ней побывал. На ее стене крупными буквами написано изречение Рене Декарта: “Все науки настолько связаны между собою, что легче изучать их все сразу, нежели какую-либо одну из них в отдельности от всех прочих”. Сразу стало ясно, о чем пойдет разговор с директором школы Ириной ­Сивцовой и заместителем директора НИЦ “Курчатовский институт” по научной работе профессором Павлом ­Кашкаровым.
Единая наука
- Наша Курчатовская школа включает почти два десятка образовательных учреждений, в том числе дошкольные и мультипрофильные школы, - начинает разговор Ирина Валентиновна. - Причем слияние районных школ в одну большую структуру изначально опиралось на идею конвергенции наук. Школа №1189, дававшая хорошее физико-математическое образование, объединилась с другими - химико-биологического и социально-гуманитарного профилей. В итоге такого слияния районных школ в одну получился очень хороший междисциплинарный проект. Под него и была создана Лаборатория конвергентного образования.
- В лаборатории уже были занятия?
- Мы провели в ней защиту первых 17 междисциплинарных проектов наших учеников-старшеклассников. Лаборатория разделена на две зоны: одна - лабораторная, а другая - лекционная, для теоретических занятий.
- Ирина Валентиновна, а как для такой непростой работы готовят педагогов?
- Школьные учителя в преподавании своих дисциплин - физики, химии, биологии - в основном консервативны. Но сейчас становится очевидным, что такой подход устарел. Понятие “конвергенция” в науке и образовании в школах еще несколько лет назад никто не воспринимал, а сейчас оно проникло в педагогическую среду - во многом благодаря лекциям, которые прочитал для учительской аудитории директор НИЦ “Курчатовский институт” Михаил Валентинович Ковальчук. Школы Москвы, которые вошли в Курчатовский проект (Павел Константинович расскажет о нем подробнее), постоянно находятся во взаимодействии, обмениваются опытом. В частности, регулярно участвуют в вебинарах.
Наша задача также состоит в том, чтобы педагоги больше работали со школьниками в лабораториях. Нельзя выучить практика, если он не потрогает руками то, с чем будет иметь дело дальше. Возникновение конвергентной лаборатории - существенный шаг, прорыв в будущее, за которое мы боремся.
- С какого возраста начинается отбор в профильные классы?
- Закон об образовании запрещает в начальной школе любые отборы. Ведь нужно время, чтобы понять, что интересно ребенку. Объединение в образовательный комплекс позволяет нам брать ребятишек от полутора лет. И мы уже на ранних этапах видим, какая траектория развития им нужна. Ранние пробы, раннее профилирование начинаем с 5 класса. Это так называемый естественно-научный класс, ученики которого впоследствии, в процессе получения знаний, могут выбрать себе путь в какую угодно профессию. Образовательный проект “Курчатовская школа” обеспечивает учащимся плавный переход от средней школы к высшей. Кстати, в этом году у нас было 206 выпускников.
Мы представляем собой пример школы, в которой есть место каждому. У нас есть дети, у которых особые образовательные потребности, дети, у которых различные проблемы медицинского характера. Мы - универсальное учреждение. И Лаборатория конвергентного образования универсальна. Уверена, что сюда будут приходить даже самые маленькие. Ведь дошколята очень любознательные. Будем прививать им интерес к науке.
Недавно десятиклассники работали у нас над проектами, которые имели существенную междисциплинарную составляющую. Речь шла об изучении влияния последствий американских атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки на развитие наследственных болезней. Здесь сошлись воедино медицина и биология, политология и история, вопросы нравственности... Такой проект может вылиться впоследствии в серьезное междисциплинарное исследование.
- Какие ближайшие планы у  Курчатовской школы?
- Сейчас организуем еще одну лабораторию - закупаем медицинское оборудование. В одном из актовых залов нашего структурного подразделения формируем лабораторию на 150 посадочных мест. Также планируем создание собственного медиа-центра. Будет у нас и собственная телестудия.
- В школе есть специальная научная библиотека?
- Серьезная научная библиотека, конечно, нужна. Думаю, ее создание - наш будущий совместный проект с НИЦ “Курчатовский институт”.
Сегодня бюджет школы составляет 650 млн рублей в год. Отсюда и большие возможности, и огромная ответственность. Нужны и силы, и кадры. Очень важно, что наш образовательный процесс во многом базируется на методиках проекта Курчатовского центра непрерывного естественно-научного образования, идея которого принадлежит директору НИЦ Михаилу Валентиновичу Ковальчуку. Благодаря этому новому подходу возможности для разностороннего, интересного образования значительно расширились.
Под крылом института
- Павел Константинович, сегодня среди партнеров Курчатовской школы - НИЦ “КИ” и факультет нано-, био-, информационных, когнитивных наук и технологий Московского физико-технического института. Эти контакты налажены в рамках образовательного проекта НИЦ “Курчатовский институт”?
- Да. Курчатовский институт в 2010 году предложил этот проект Департаменту образования Москвы, - включается в разговор Павел Кашкаров. - Тогда, обсуждая с мэром столицы Сергеем Семеновичем Собяниным проблемы образования в городе, мы договорились, что реализуем пилотный проект, который назвали “Курчатовский центр непрерывного естественно-научного образования”.
Поначалу для реализации этой идеи была выбрана школа №2030, с которой мы уже давно взаимодействовали.  Нашей задачей было поднять естественно-научный блок на более высокий уровень. В этой школе серьезным оборудованием были оснащены физический, химический и биологический кабинеты, создана нанотехнологическая лаборатория. Планируется открыть и лабораторию робототехники. Департамент образования Москвы нашу инициативу воспринял очень хорошо, и в итоге в рамках проекта, предложенного Курчатовским институтом, современным научным оборудованием были оснащены 37 школ столицы!
- И новая Курчатовская школа оказалась среди них?
- Да, по сути с помощью школы №1189. Она была включена в число получивших оборудование по Курчатовскому проекту, однако ввиду недостатка помещений разместить его полностью не удалось. И только с созданием междисциплинарной лаборатории в новой Курчатовской школе полученное учебное оборудование будет использоваться в полной мере.
Отмечу, что именно небольшое число учащихся в школе №1189 стало одной из причин ее объединения в более крупное образовательное учреждение. С 1995 по 2014 год ее целевой физмат-класс выпустил всего 450 учеников, из которых на наш факультет МФТИ поступило менее двухсот. Мы всегда ставили цель получить лучших абитуриентов в те вузы, из которых Курчатовский институт черпает специалистов. И потребность в них со временем все больше возрастала. А создание в Курчатовском институте Центра нано-, био-, информационных, когнитивных и социогуманитарных наук и технологий потребовало притока специально подготовленной молодежи - с междисциплинарным образованием.
Михаил Валентинович Ковальчук поставил перед нами задачу создать такую систему подготовки. И сам принял в этом непосредственнее участие. В МФТИ был открыт факультет нано-, био-, информационных и когнитивных технологий. Были разработаны системы курсов, практикумов. Нам были нужны специалисты, владеющие междисциплинарным знанием. Отсюда и возникла идея о необходимости большего охвата ребят школьного возраста.
В образовательном центре, который представляет Ирина Валентиновна, мы имеем возможность отбирать тех, кто хочет учиться по нашим профильным направлениям. Получилась структура, которая соответствует задачам Курчатовского института в области подготовки междисциплинарно образованных специалистов.
- Насколько я знаю, у института налажены тесные контакты не только с МФТИ, но и с другими вузами...
- Конечно. У Курчатовского института вообще мощная образовательная база. Замечу, кстати, не будучи университетом, мы имеем образовательную лицензию - на аспирантуру. Работаем с МГУ, СПбГУ, МИФИ, МГТУ им. Н.Э.Баумана, МИРЭА... В целом Национальный исследовательский центр “Курчатовский институт” имеет 27 базовых кафедр, которыми руководят наши сотрудники. Так что кадровая подпитка у нас очень достойная. В наших лабораториях одновременно проводят исследования около 500 студентов и 250-300 аспирантов. Все гости нашего института поражаются, когда видят в лабораториях столько молодых людей. Могу смело утверждать, что сегодня Курчатовский институт - лучшая в стране организация для научной карьеры.
Я думаю, что при таком большом количестве выпускников из новой Курчатовской школы мы сможем заметно повысить число абитуриентов, поступающих в вузы, на которые мы опираемся. Одна из наших задач - ориентировать молодежь на получение естественно-научного образования, которое сегодня становится очень востребованным, переплетается с социогуманитарной средой. Такие молодые специалисты - основа новой российской науки.

На фото: Ирина ­Сивцова, Павел Кашкаров

Беседу вел Андрей СУББОТИН
Фото Николая Степаненкова


 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Чего не смогут роботы. Экономике будущего нужны производители знаний.
На торжестве по случаю празднования 110-го юбилея Российского экономического университета им. Г.В.Плеханова состоялась дискуссия о настоящем и будущем высшего образования. Мероприятие прошло в формате делового завтрака, на котором присутствовали глава Минобрнауки РФ Ольга Васильева и другие высокопоставленные чиновники, а также представители крупного бизнеса и общественных организаций, ректоры и журналисты. /№ 8(2017)
Дивергентом быть обязан. Вуз моделирует инженеров новой формации.
Миссия этого вуза неизменна с момента создания. Вот уже 118 лет Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ) занимается подготовкой инженерной элиты для отечественной экономики. Мало того, инициирует в обществе дискуссию о том, каким должен быть инженер на каждом отрезке научно-технологического развития... /№ 7(2017)
От трендов к бренду. РУДН меняет стратегию.
Один из крупнейших российских университетов решился на ребрендинг. Российский университет дружбы народов серьезно нацелился на повышение своего престижа в мире и пошел на большие перемены. О том, что изменилось и какова новая стратегия вуза, на пресс-конференции в МИА “Россия сегодня” рассказал ректор РУДН Владимир Филиппов. /№ 7(2017)

Новости


Сотрудники Главной астрономической обсерватории РАН, известной всему миру как Пулковская, на профсоюзном собрании вынесли вотум недоверия своему директору, доктору физико-математических наук Назару Ихсанову (сам он на собрание не пришел). Основная причина - выданное в конце прошлого года директором согласование на строительство жилых кварталов в непосредственной близости от учреждения.



В день рождения российских студенческих отрядов в Министерстве образования и науки состоялся круглый стол, посвященный перспективам развития РСО. В дискуссии приняли участие вице-премьер Правительства РФ по спорту Виталий Мутко и глава Минобрнауки Ольга Васильева.

Жилищная комиссия ФАНО утвердила список молодых ученых - получателей социальной выплаты на приобретение жилых помещений в 2017 году. Первые 26 человек стали участниками мероприятия по обеспечению жильем молодых ученых подпрограммы «Обеспечение жильем отдельных категорий граждан» ФЦП «Жилище» на 2015-2020 годы.

Правление РНФ утвердило результаты «первой волны» отчетной кампании фонда за 2016 год. На суд экспертных советов поступило более 1300 отчетов по проектам, поддержанным в рамках конкурсов 2015 и 2016 годов, и 16 отчетов по программам конкурса 2014 года, сообщает пресс-служба Российского научного фонда.

Глава ФАНО Михаил Котюков принял участие в губернаторском приеме в честь Дня российской науки в Кемерове, основной темой которого стала интеграция образования, науки и производства в регионе, сообщает сайт федерального агентства.

Конференции


Перечень научных конференций, симпозиумов, съездов, семинаров и школ, проводимых подведомственными ФАНО России организациями в 2017 году и перечень совещаний, конференций, съездов, симпозиумов, семинаров и школ, регулярно проводимых Российской академией наук в 2017 году.

Центр научно-информационных исследований по науке, образованию и технологиям ИНИОН РАН проводит Ежемесячный московский городской семинар по науковедению (научный руководитель - профессор А.И.Ракитов).

Перечень научных конференций, симпозиумов, съездов, семинаров и школ, проводимых подведомственными ФАНО России организациями в 2017 году.

Текущие конкурсы


Фонд изучения глобальных рисков (The Global Challenges Foundation) запустил международный конкурс (с призовым фондом в 5 миллионов долларов), который определит перспективные модели международного сотрудничества для преодоления значимых угроз человечеству, среди которых: изменение климата, применение оружия массового поражения и крайняя бедность.

Новые темы конкурса 2017 года проектов ориентированных фундаментальных научных исследований по актуальным междисциплинарным темам.

Конкурс проектов фундаментальных научных исследований, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” совместно с Немецким научно-исследовательским сообществом (Германия).

Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований, проводимый Российским фондом фундаментальных исследований совместно с организациями - участниками Совместной исследовательской программы “Научное и инновационное пространство восточной Азии”.

Российская академия наук объявляет конкурс на соискание премии имени И.С.Шкловского, присуждаемой отечественным ученым за выдающиеся работы в области астрофизики.

Вакансии


17.02.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН) объявляет конкурс на замещение вакантных должностей...

23.12.2016
Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования и науки Санкт-Петербургский национальный исследовательский Академический университет Российской академии наук объявляет конкурс на замещение следующих вакантных должностей...

16.12.2016
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт океанологии им. П.П.Ширшова Российской академии наук объявляет конкурс на замещение вакантных должностей...





опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии