Официально


Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки на основании решения Арбитражного суда прекратила действие лицензии Томского экономико-юридического института.



Минобрнауки ликвидировало филиал Санкт-Петербургского государственного экономического университета в Анадыре.



Утверждена дорожная карта ФАНО - комплекс мер нормативного и организационного характера, которые направлены на решение задач, обозначенных в плане первого этапа Стратегии научно-технологического развития РФ.



Правительство утвердило план реализации Стратегии обеспечения единства измерений в России. Документ, в частности, предусматривает повышение уровня метрологического обеспечения приоритетных направлений науки, технологий и техники, обеспечение преимущественного использования отечественных технологий и приборной базы.




Новости № 46(2017)

Регионы


В Университете им. Юрая Добрилы (Пула, Хорватия) состоялось торжественное открытие Центра русского языка и культуры “Институт Пушкина”. Он создан при участии Пятигорского госуниверситета и финансовой поддержке Минобрнауки РФ в рамках ФЦП “Русский язык”, Миссия центра - продвижение образования на русском языке.

Ректор Тульского государственного университета Михаил Грязев провёл встречу со студентами, входящими в сборные команды вуза по различным видам спорта. Михаил Васильевич поздравил студентов и их тренеров с успешными выступлениями на различных соревнованиях, в том числе всероссийских.

В Ульяновском государственном техническом университете прошел День открытых дверей для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений и системы среднего профессионального образования. Мероприятие посетили 1150 человек.

СНГ


Интердайджест
























Расписание на завтра. Стать курчатовцем можно уже в детском саду.
Образование
№ 26(2015)

26.06.2015




Многопрофильная и многоуровневая
Школа эта необычная: она имеет не номер, а название - “Курчатовская”, в ней работают... 595 сотрудников, учатся 2434 школьника, а дошкольные отделения посещают 1204 ребенка. Новая многопрофильная многоуровневая образовательная организация “Курчатовская школа” была окончательно сформирована этой весной. В ее составе 19 структурных подразделений, расположившихся в 22 зданиях в районах Щукино и Хорошево-Мневники. Среди них три общеобразовательных учреждения, физико-математическое подразделение, 11 дошкольных учреждений, Центр дополнительного образования. В состав Курчатовской школы в качестве структурного подразделения вошла, в том числе, школа №1189, открытая в 1993 году при непосредственном участии Курчатовского института.
В большой Курчатовской школе созданы медико-биологические классы в рамках проекта с Первым Московским государственным медицинским университетом им. И.М.Сеченова, классы по юридической психологии, работа с которыми ведется вместе с Московским городским педагогическим университетом, физико-математическое подразделение. Создана также Лаборатория конвергентного образования, оснащенная всем необходимым: электронными досками и новейшим лабораторным оборудованием. Недавно корреспондент “Поиска” в ней побывал. На ее стене крупными буквами написано изречение Рене Декарта: “Все науки настолько связаны между собою, что легче изучать их все сразу, нежели какую-либо одну из них в отдельности от всех прочих”. Сразу стало ясно, о чем пойдет разговор с директором школы Ириной ­Сивцовой и заместителем директора НИЦ “Курчатовский институт” по научной работе профессором Павлом ­Кашкаровым.
Единая наука
- Наша Курчатовская школа включает почти два десятка образовательных учреждений, в том числе дошкольные и мультипрофильные школы, - начинает разговор Ирина Валентиновна. - Причем слияние районных школ в одну большую структуру изначально опиралось на идею конвергенции наук. Школа №1189, дававшая хорошее физико-математическое образование, объединилась с другими - химико-биологического и социально-гуманитарного профилей. В итоге такого слияния районных школ в одну получился очень хороший междисциплинарный проект. Под него и была создана Лаборатория конвергентного образования.
- В лаборатории уже были занятия?
- Мы провели в ней защиту первых 17 междисциплинарных проектов наших учеников-старшеклассников. Лаборатория разделена на две зоны: одна - лабораторная, а другая - лекционная, для теоретических занятий.
- Ирина Валентиновна, а как для такой непростой работы готовят педагогов?
- Школьные учителя в преподавании своих дисциплин - физики, химии, биологии - в основном консервативны. Но сейчас становится очевидным, что такой подход устарел. Понятие “конвергенция” в науке и образовании в школах еще несколько лет назад никто не воспринимал, а сейчас оно проникло в педагогическую среду - во многом благодаря лекциям, которые прочитал для учительской аудитории директор НИЦ “Курчатовский институт” Михаил Валентинович Ковальчук. Школы Москвы, которые вошли в Курчатовский проект (Павел Константинович расскажет о нем подробнее), постоянно находятся во взаимодействии, обмениваются опытом. В частности, регулярно участвуют в вебинарах.
Наша задача также состоит в том, чтобы педагоги больше работали со школьниками в лабораториях. Нельзя выучить практика, если он не потрогает руками то, с чем будет иметь дело дальше. Возникновение конвергентной лаборатории - существенный шаг, прорыв в будущее, за которое мы боремся.
- С какого возраста начинается отбор в профильные классы?
- Закон об образовании запрещает в начальной школе любые отборы. Ведь нужно время, чтобы понять, что интересно ребенку. Объединение в образовательный комплекс позволяет нам брать ребятишек от полутора лет. И мы уже на ранних этапах видим, какая траектория развития им нужна. Ранние пробы, раннее профилирование начинаем с 5 класса. Это так называемый естественно-научный класс, ученики которого впоследствии, в процессе получения знаний, могут выбрать себе путь в какую угодно профессию. Образовательный проект “Курчатовская школа” обеспечивает учащимся плавный переход от средней школы к высшей. Кстати, в этом году у нас было 206 выпускников.
Мы представляем собой пример школы, в которой есть место каждому. У нас есть дети, у которых особые образовательные потребности, дети, у которых различные проблемы медицинского характера. Мы - универсальное учреждение. И Лаборатория конвергентного образования универсальна. Уверена, что сюда будут приходить даже самые маленькие. Ведь дошколята очень любознательные. Будем прививать им интерес к науке.
Недавно десятиклассники работали у нас над проектами, которые имели существенную междисциплинарную составляющую. Речь шла об изучении влияния последствий американских атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки на развитие наследственных болезней. Здесь сошлись воедино медицина и биология, политология и история, вопросы нравственности... Такой проект может вылиться впоследствии в серьезное междисциплинарное исследование.
- Какие ближайшие планы у  Курчатовской школы?
- Сейчас организуем еще одну лабораторию - закупаем медицинское оборудование. В одном из актовых залов нашего структурного подразделения формируем лабораторию на 150 посадочных мест. Также планируем создание собственного медиа-центра. Будет у нас и собственная телестудия.
- В школе есть специальная научная библиотека?
- Серьезная научная библиотека, конечно, нужна. Думаю, ее создание - наш будущий совместный проект с НИЦ “Курчатовский институт”.
Сегодня бюджет школы составляет 650 млн рублей в год. Отсюда и большие возможности, и огромная ответственность. Нужны и силы, и кадры. Очень важно, что наш образовательный процесс во многом базируется на методиках проекта Курчатовского центра непрерывного естественно-научного образования, идея которого принадлежит директору НИЦ Михаилу Валентиновичу Ковальчуку. Благодаря этому новому подходу возможности для разностороннего, интересного образования значительно расширились.
Под крылом института
- Павел Константинович, сегодня среди партнеров Курчатовской школы - НИЦ “КИ” и факультет нано-, био-, информационных, когнитивных наук и технологий Московского физико-технического института. Эти контакты налажены в рамках образовательного проекта НИЦ “Курчатовский институт”?
- Да. Курчатовский институт в 2010 году предложил этот проект Департаменту образования Москвы, - включается в разговор Павел Кашкаров. - Тогда, обсуждая с мэром столицы Сергеем Семеновичем Собяниным проблемы образования в городе, мы договорились, что реализуем пилотный проект, который назвали “Курчатовский центр непрерывного естественно-научного образования”.
Поначалу для реализации этой идеи была выбрана школа №2030, с которой мы уже давно взаимодействовали.  Нашей задачей было поднять естественно-научный блок на более высокий уровень. В этой школе серьезным оборудованием были оснащены физический, химический и биологический кабинеты, создана нанотехнологическая лаборатория. Планируется открыть и лабораторию робототехники. Департамент образования Москвы нашу инициативу воспринял очень хорошо, и в итоге в рамках проекта, предложенного Курчатовским институтом, современным научным оборудованием были оснащены 37 школ столицы!
- И новая Курчатовская школа оказалась среди них?
- Да, по сути с помощью школы №1189. Она была включена в число получивших оборудование по Курчатовскому проекту, однако ввиду недостатка помещений разместить его полностью не удалось. И только с созданием междисциплинарной лаборатории в новой Курчатовской школе полученное учебное оборудование будет использоваться в полной мере.
Отмечу, что именно небольшое число учащихся в школе №1189 стало одной из причин ее объединения в более крупное образовательное учреждение. С 1995 по 2014 год ее целевой физмат-класс выпустил всего 450 учеников, из которых на наш факультет МФТИ поступило менее двухсот. Мы всегда ставили цель получить лучших абитуриентов в те вузы, из которых Курчатовский институт черпает специалистов. И потребность в них со временем все больше возрастала. А создание в Курчатовском институте Центра нано-, био-, информационных, когнитивных и социогуманитарных наук и технологий потребовало притока специально подготовленной молодежи - с междисциплинарным образованием.
Михаил Валентинович Ковальчук поставил перед нами задачу создать такую систему подготовки. И сам принял в этом непосредственнее участие. В МФТИ был открыт факультет нано-, био-, информационных и когнитивных технологий. Были разработаны системы курсов, практикумов. Нам были нужны специалисты, владеющие междисциплинарным знанием. Отсюда и возникла идея о необходимости большего охвата ребят школьного возраста.
В образовательном центре, который представляет Ирина Валентиновна, мы имеем возможность отбирать тех, кто хочет учиться по нашим профильным направлениям. Получилась структура, которая соответствует задачам Курчатовского института в области подготовки междисциплинарно образованных специалистов.
- Насколько я знаю, у института налажены тесные контакты не только с МФТИ, но и с другими вузами...
- Конечно. У Курчатовского института вообще мощная образовательная база. Замечу, кстати, не будучи университетом, мы имеем образовательную лицензию - на аспирантуру. Работаем с МГУ, СПбГУ, МИФИ, МГТУ им. Н.Э.Баумана, МИРЭА... В целом Национальный исследовательский центр “Курчатовский институт” имеет 27 базовых кафедр, которыми руководят наши сотрудники. Так что кадровая подпитка у нас очень достойная. В наших лабораториях одновременно проводят исследования около 500 студентов и 250-300 аспирантов. Все гости нашего института поражаются, когда видят в лабораториях столько молодых людей. Могу смело утверждать, что сегодня Курчатовский институт - лучшая в стране организация для научной карьеры.
Я думаю, что при таком большом количестве выпускников из новой Курчатовской школы мы сможем заметно повысить число абитуриентов, поступающих в вузы, на которые мы опираемся. Одна из наших задач - ориентировать молодежь на получение естественно-научного образования, которое сегодня становится очень востребованным, переплетается с социогуманитарной средой. Такие молодые специалисты - основа новой российской науки.

На фото: Ирина ­Сивцова, Павел Кашкаров

Беседу вел Андрей СУББОТИН
Фото Николая Степаненкова


 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Меняясь и меняя. Как развиваться университетам.
Традиционно в октябре НИУ ВШЭ собирает ученых, которые изучают процессы, происходящие в университетах России и других стран. Каждый раз в фокусе внимания участников оказывается одна из актуальных тем, связанных с развитием высшей школы. “Университеты, меняющие себя и мир” - так называлась прошедшая недавно VIII Международная конференция исследователей высшего образования. /№ 44-45(2017)
Стабильность и самореализация. Что предлагает Москва молодым преподавателям?
Возможность реализовать свой потенциал и получить опыт работы в инновационном вузе молодым преподавателям предлагает Московский финансово-юридический университет МФЮА. Вуз ждет на работу кандидатов наук, молодых ученых, преподавателей экономического, управленческого, гуманитарного, естественно-научного, правового, финансового, ИT блоков дисциплин, а также учителей школ, преподавателей и мастеров производственного обучения в колледж МФЮА. /№ 44-45(2017)
Место карьеры. Лучшие выпускники МФТИ должны оставаться в науке.
По фойе у университетской раздевалки, скучая, слонялся монстр - толстый, одноглазый, острозубый. Он охотно вступал в переговоры со смеющимися студентами. Оказалось, это не кто иной, как... “компьютерный вирус” - таким образом привлекает на свой спецкурс потенциальных работников фирма Касперского. Физтех - он такой: его питомцы уже со студенческой скамьи идут нарасхват у самых высокотехнологичных фирм. /№ 43(2017)

Новости


Программа образовательных кредитов продолжится с осени 2018 года, сообщила глава Минобрнауки Ольга Васильева, отвечая на вопросы студентов НИТУ «МИСиС». Министр напомнила о том, что в рамках программы по выдаче кредитов на образование в России, действующей с 2010 года, было получено свыше 10 тысяч кредитов.



На VI Санкт-Петербургском международном культурном форуме киностудия «Союзмультфильм» и Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения заключили соглашение о сотрудничестве, информирует ТАСС.



Ольга Васильева сообщила, что формы отчетов по ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» будут существенно сокращены, а патентная защита - ускорена. По ее словам достигнута договоренность с Роспатентом о том, что все результаты, полученные в рамках программы, будут рассматриваться патентным органом в срок до 4-6 месяцев.



Директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки Александр Соболев провел совещание с руководителями ресурсных учебно-методических центров (РУМЦ) по обучению лиц с инвалидностью, созданных на базе вузов. В совещании приняли участие ректоры или проректоры, курирующие это направление, а также руководители РУМЦ, которые являются самостоятельным структурным подразделением вуза.



Участники первого Всероссийского съезда преподавателей истории в вузах России предложили с 2018 года ввести во всех российских вузах обязательную дисциплину «История России». Как сообщает РИА Новости, эта идея нашла отражение в проекте резолюции съезда.



Министр образования и науки Ольга Васильева, председатель Центральной избирательной комиссии Элла Памфилова и председатель Российского союза молодёжи Павел Красноруцкий подписали соглашение о сотрудничестве между возглавляемыми ими структурами. Стороны вместе займутся повышением культуры молодежи в области избирательного права и избирательного процесса.



Количество малых инновационных предприятий, созданных на базе научных организаций, подведомственных ФАНО, за год выросло на 4%: с 313 в 2015 году до 326 в 2016-м. Кроме того, в прошлом году увеличилось и количество результатов интеллектуальной деятельности - с 2979 до 3369.



Конференции


Международная научная конференция ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 2-6 апреля 2018 года.

Перечень научных конференций, симпозиумов, съездов, семинаров и школ, проводимых подведомственными ФАНО России организациями в 2017 году.

Вторая научно-практическая Открытая конференция Института системного программирования РАН имени Виктора Иванникова ISPRAS Open пройдет с 30 ноября по 1 Декабря 2017 г. в главном здании Российской академии наук. Ключевые темы – безопасность программного кода и технологии анализа массивов данных.

Текущие конкурсы


Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований, проводимый совместно федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и Японским фондом медицинских исследований.

Объявление об открытом публичном конкурсе на получение грантов Российского научного фонда по приоритетному направлению деятельности Российского научного фонда “Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами”.

Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований, проводимый Российским фондом фундаментальных исследований совместно с организациями - участниками Рамочной программы БРИКС в сфере науки, технологий и инноваций.

Конкурс проектов 2018 года организации российских и международных научных мероприятий, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований”.

Обзор стипендиальных программ DAAD для учебы и научных исследований в Германии на 2018/2019 учебный год.

Вакансии


17.11.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии рудных месторождений, петрографии минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН) объявляет конкурс на замещение вакантной должности...

03.11.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования и науки Санкт-Петербургский национальный исследовательский академический университет Российской академии наук объявляет конкурс на замещение следующих вакантных должностей...

27.10.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН) объявляет конкурс на замещение вакантных должностей...





опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии