Новости № 32-33(2016)

Официально


В вузовских соцсетях и аккаунтах Минобрнауки продолжается флешмоб “Вызов инноватора”...

Высказывания премьера Медведева вызвали негативную реакцию в педагогической среде.

В первом полугодии этого года ФАНО провело 184 проверки подведомственных организаций. Половина из них касались использования федерального имущества, остальные - соблюдения законодательства в сфере финансово-бюджетной и финансово-хозяйственной, закупочной деятельности и осуществления научной деятельности...




Регионы


На базе учебно-оздоровительного комплекса Волгоградского государственного социально-педагогического университета прошел “Студенческий марафон ВГСПУ”. Мероприятие было посвящено 85-летию этого вуза.

При поддержке правительства региона началось кардинальное обновление инфраструктуры Тюменского госуниверситета.

Научно-технический совет Фонда перспективных исследований принял решение о поддержке двух новых проектов.

СНГ


Интердайджест


12.08.2016
Эксперименты на самом чувствительном детекторе гипотетических частиц темной материи не принесли результатов. Об этом физики сообщили на конференции по темной материи (Identification of Dark Matter 2016) в Шеффилде, Великобритания. Подробности - на physicsworld.com.

12.08.2016
Международная группа астрономов подтвердила открытие космическим аппаратом “Кеплер” (Kepler) еще сотни новых планет вне Солнечной системы. С подробностями - NASA News Release.

12.08.2016
Новая карта коннектома удвоила количество известных участков коры головного мозга человека. Об этом сообщают Nature News; New York Times.

Веб


12.08.2016
Эксперты авторитетного мирового рейтинга Webometrics Ranking of World Universities опубликовали результаты своих исследований по итогам первой половины 2016 года.


На Корфу найдено так называемое Евангелие Мирослава, написанное кириллицей в 1180 г. и принадлежавшее с незапамятных времен сербскому королевскому дому. В 1903 г., во время дворцовой революции, оно пропало и отыскалось лишь теперь.



















Жест - ключ к познанию. Лингвисты открывают новые двери в мышление человека.
Образование
№ 36(2015)

04.09.2015

Проекту “Взаимодействие вербальных и невербальных средств конструирования событий в разных языках” около года, однако первые результаты, полученные сотрудниками Когнитивной лаборатории полимодальной коммуникации (ПолиМод) Центра социокогнитивных исследований дискурса (СКоДис) при Московском государственном лингвистическом университете (МГЛУ), впечатляют. И более того, дают основания утверждать, что этой работой, выполняемой в рамках конкурса Российского научного фонда (РНФ) на проведение фундаментальных и поисковых исследований международными научными группами, будет заложена база исследований на несколько лет вперед.
“Поиск” уже знакомил своих читателей с работой ученых центра, уделяющих при изучении коммуникации особое внимание взаимодействию когнитивных и социальных факторов общения (см. №25, 2014), но поддержка РНФ открыла новые возможности для исследователей. О них нашему корреспонденту рассказала заместитель директора СКоДис профессор Ольга ИРИСХАНОВА.
- Еще совсем недавно вербальный язык рассматривался как основное средство доступа к познавательной деятельности человека, - замечает Ольга Камалудиновна. - Стремясь глубже проникнуть в тайны мышления, когнитивные лингвисты все чаще в последние годы обращаются к другим знаковым системам. Жесты, образующие со словами единые коммуникативные комплексы, рассматриваются как важнейший ключ к процессу познания человеком объектов и событий. Создание СКоДис в 2011 году по инициативе ректора МГЛУ Ирины Халеевой, взявшей на себя руководство центром, и последующее приглашение профессора Свободного университета Амстердама, ведущего специалиста в области изучения жестов в речи Алана Ченки для организации лаборатории ПолиМод оказались, что называется, попаданием в точку.
А выигрыш в престижном конкурсе Российского научного фонда, с одной стороны, обеспечил признание значимости гуманитарных наук, а с другой - помог работе обрести международный статус. Мы получили возможность не просто активно подключиться к мировому тренду, но и продемонстрировать собственные достижения, опираясь на богатую отечественную традицию когнитивного и семиотического анализа. В итоге меньше чем за год мы, исследователи МГЛУ, оказались в эпицентре изучения жестов в речи - темы, приоритетной как для лингвистики, так и для других областей знания, в которых решаются проблемы человеческого мышления, функционирования мозга, создания искусственного интеллекта.
Все более утверждается тенденция привлекать к рассмотрению иные, по сравнению со словесными языками, типы семиотической практики.
Ю.Кристева
- Почему из всех знаковых систем, сопровождающих речь, именно жестам уделяется сейчас такое внимание?
- В каждой культуре есть особые телодвижения, за которыми закрепляются определенные значения, - ими пользуются при перечислении (загибаем или разгибаем пальцы), благодарности (прикладываем руку к сердцу), похвале, неодобрении и в других ситуациях. Но в данном проекте речь идет не о них, а о тех жестах - прежде всего рук, - которые мы делаем неосознанно вместе с речью и которые отражают наше отношение к тому, о чем мы говорим и что мы думаем в данный момент. Такие жесты связаны с коммуникативным мышлением, то есть с познавательными процессами, происходящими во время общения.
Изучать их сложно, но необходимо, потому что естественная коммуникация всегда полимодальна: она осуществляется по нескольким каналам - зрительному, слуховому, кинетическому и с помощью разных знаковых систем (кодов). Следовательно, чем больше каналов и кодов анализируют лингвисты, тем более надежен их путь к познанию коммуникативного мышления.
Ученые ПолиМод анализируют особенности спонтанной жестикуляции, которая сопровождает устные нарративы о повседневных событиях, поскольку в ходе коммуникации жесты и слова “подключаются” к одним и тем же понятиям. Соответственно, если в жестах, употребляемых, например, с глаголами совершенного вида в нескольких языках, есть нечто общее, то можно утверждать, что существует сходство и в том, как носители данных языков мысленно конструируют одномоментные события во время порождения и интерпретации речи. То же можно сказать и о различиях. Исследуя таким образом несколько семиотических кодов (словесный и жестовый), лингвисты-когнитологи получают “двойной” доступ к познавательным процессам.
Благодаря международному статусу проекта ученые ПолиМод смогли существенно расширить масштаб эмпирических исследований жестов в речи и привлечь данные трех языков - русского, немецкого и французского. Итог - корпус видеозаписей, на которых испытуемые (студенты университетов в соответствующих странах) рассказывают друг другу о разных событиях на родном языке. Доработав компьютерную программу ELAN, позволяющую синхронизировать речь и движения, ученые ввели собственную систему кодирования для глагольных форм и жестов. А соотнося внутреннюю структуру события, выраженного глаголом, и структуру жеста, когнитологи получили уникальные данные об особенностях полимодального конструирования событий в разных языках. Оказалось, например, что русские и французские испытуемые чаще сопровождают жестами глагольные формы прошедшего времени по сравнению с формами настоящего и будущего, немцы же больше жестикулируют, говоря о событиях в настоящем времени по сравнению с прошедшим и будущим. Выявлены также сходства и различия в структуре жестов, и это помогает лучше понять, как мысленно при словесном общении структурируют события представители разных культур. Причем одни результаты кажутся закономерными, другие бывают весьма неожиданными, и это заставляет ученых порождать и проверять новые версии.
- Что дает изучение жестов?
- Изучая жесты, ученые ПолиМод стремятся не только расширить доступ к человеческому мышлению, но и открыть новые “двери” для взаимопонимания людей, говорящих на разных языках. В каждом из них существуют свои жестовые нормы, и нередко причины неудач в общении представителей разных этносов кроются в “неэтичной” жестикуляции. Например, тот, кто говорит на неродном языке, жестикулирует более резко, чем это принято в другой культуре. Знать невербальные приемы общения и владеть ими особенно важно для переводчиков, педагогов, политиков, разного рода переговорщиков и многих других участников профессионального общения. И конечно же, для тех, кто изучает иностранные языки. Таким образом, проект обеспечивает новый полимодальный подход к преподаванию языка на продвинутом уровне. Плюс он обладает еще одним весьма значимым на данный момент прикладным измерением - развивает возможности общения человека и робота, человека и компьютера. На основе полученных нами результатов в перспективе можно разработать более детальные рекомендации для создателей “социальных” роботов, которые смогут не только успешно воспроизводить, но и понимать спонтанные жесты человека.
Победа в конкурсе РНФ помогла нашему университету расширить географию своей научной деятельности в России и за рубежом. СКоДис сотрудничает с коллегами из Свободного университета Амстердама (Нидерланды), Европейского университета Виадриана (Франкфурт-на-Одере, Германия), Новой Сорбонны (Франция), Центра жестовых исследований при Институте психолингвистики Макса Планка (Германия), Центра совершенствования технологий когнитивного взаимодействия при Университете Билефельда (Германия) и других научных структур. Развиваются партнерские отношения с Национальным исследовательским центром “Курчатовский институт” и другими отечественными научными и образовательными организациями.
Жест - это нечто гораздо большее, чем движения рук.
Эдвард Сепир
Важная составляющая проекта - мероприятия, благодаря которым исследования становятся доступными для все более широкой научной аудитории. Уже состоялись международная школа-семинар “Полимодальные измерения дискурса. Исследования жестов в речи”, международный семинар с элементами школы для молодых ученых “Методы исследования жестов в речи”, серии лекций по теме исследования. После завершения первого этапа проекта были опубликованы девять научных работ, в том числе в изданиях, индексируемых в Scopus и Web of Science.
В октябре этого года лаборатория ПолиМод организует международный симпозиум “Исследование жестов во взаимодействии человека и компьютера: роботы и виртуальные агенты” с участием ученых из России, Германии, Франции, Финляндии. А в 2016 году, также в рамках проекта, состоится Международная школа для молодых исследователей по эмпирическим методам когнитивной лингвистики (EMCL). Там ПолиМод планирует организовать специальные мини-лаборатории. В каждой из них под руководством известных ученых группа из 8-10 российских и зарубежных аспирантов за несколько дней проведет исследование “под ключ” по заданной проблематике. Оборудование центра позволит участникам школы применить самые современные методики для изучения полимодальной коммуникации, включая eye tracking (определение координат взора). Так, во многом благодаря “жестовому” проекту МГЛУ состоится событие, знаковое как для университета, так и для России: школа впервые пройдет в нашей стране и продемонстрирует, что теперь у нас для столь серьезных исследований есть все необходимые условия.
Без содействия рук всякая речь слаба и недостаточна.
Марк Фабий Квинтилиан
Благодаря этому проекту в центре научных событий оказываются не только сотрудники СКоДис - академики, доктора и кандидаты наук, но и студенты и аспиранты вуза. Привлечение молодежи (а это одно из главных условий получения гранта РНФ) идет полным ходом: число молодых исследователей, занятых в той или иной форме в проекте, за этот год удвоилось.
Поддержка фонда стала знаком признания и востребованности научного труда команды СКоДис. Работа, которая ведется в атмосфере творческого подъема, не может не вдохновлять молодежь. С самого начала проекта члены команды - ведущие ученые в области когнитивной лингвистики - проводят регулярные лекции и семинары, где рассказывают студентам о новейших научных тенденциях и методах анализа данных. Особой популярностью пользуются занятия-семинары, проводимые Аланом Ченки и другими участниками проекта, на которых всех желающих обучают методике анализа жестов в речи с помощью программы ELAN. Выросла очередь из аспирантов, желающих защищаться при Центре СКоДис. Некоторые с нетерпением ждут реализации программы, делающей возможными двойные степени: между МГЛУ и Свободным университетом Амстердама этой осенью будет подписано соответствующее соглашение.
- Как вы оцениваете взаимодействие с РНФ?
- Для нас РНФ - это не просто дополнительное финансирование. На собственном опыте работы с фондом мы ощутили, что его открытость, отсутствие чрезмерной формализованности в общении с учеными, высокий профессионализм экспертов создают оптимальный климат для исследований и обеспечивают активное продвижение к цели.


Татьяна ВОЗОВИКОВА
Фото из архива МГЛУ


 

Отзывы (1)

09.09.2015 07:41 толя
Всё хорошо. Но проведите простой эксперимент. Посадите глухонемого русского и англичанина. Зафиксируйте, как быстро они поймут друг друга. А так, статья - обычный трёп!
Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Введение в профессию. Школьников подружат с наукой.
Российская академия наук объявила конкурс “Школа юных ученых”, в ходе которого отбираются лучшие проекты по популяризации научных знаний. К участию в нем приглашаются сотрудники подведомственных ФАНО институтов и профессора РАН, готовые познакомить учеников 7-10 классов с достижениями в ключевых направлениях науки, спецификой наукоемких производств и связанных с ними новых профессий. /№ 32-33(2016)
Баллы по вкладам
Российские вузы усиленно борются за достойные места в мировых рейтингах. Недавно две исследовательские группы опубликовали результаты своих трудов, в которых оценили университеты по информационной активности, а также по уровню проводимых исследований. /№ 32-33(2016)
Среду - обитателям. Вузам пообещали комфортные кампусы.
Повышение качества образовательного процесса путем создания инновационной и технологической среды университетских кампусов - миссия проекта “5 программ”, запущенного Минобрнауки в 2015 году. /№ 32-33(2016)


РЕФОРМА РАН


Профсоюз Российской академии наук разместил на своем сайте план проведения кампании за увеличение финансирования науки. Для начала ученые собираются развернуть борьбу против возможного сокращения расходов на исследования в 2016 году и предстоящем трехлетии...

Ведущие российские ученые - академики, члены-корреспонденты и профессора РАН - выступили с открытым письмом Президенту РФ Владимиру Путину, в котором подвергли жесткой критике результаты научной реформы.

На заседании Бюро Научно-координационного совета при ФАНО в очередной раз решалась судьба Якутского научного центра Сибирского отделения РАН.

Завершился прием заявок на получение статуса эксперта Российской академии наук. Удалось ли РАН сформировать корпус специалистов, способных оценить результаты исследований во всех областях науки и перспективы предлагаемых к реализации государственных проектов?

Традиционная двадцать первая по счету Поволжская ассамблея Профсоюза работников РАН в этом году проходила в Переславле-Залесском на базе Института программных систем (ИПС) им. А.К.Айламазяна РАН.

Конференции


18.08.2016
С 20 по 23 сентября 2016 года в Казани, на базе Казанского (Приволжского) федерального университета, состоится крупное общественное мероприятие федерального значения в сфере науки – II Международная научная конференция «Наука будущего»...

15.08.2016
С 26 по 30 сентября 2016 года на базе Московского Физико-Технического Института (МФТИ) (г. Долгопрудный, Россия) состоится международная конференция "БИОМЕМБРАНЫ 2016: механизмы старения и возрастных заболеваний".

12.08.2016
Перечень научных конференций, симпозиумов, съездов, семинаров и школ, проводимых подведомственными ФАНО России организациями в 2016 году.

Текущие конкурсы


12.08.2016
Премия Президента Российской Федерации в области науки и инноваций для молодых ученых является высшим признанием заслуг молодых ученых и специалистов перед обществом и государством. Премия Президента Российской Федерации присуждается гражданам Российской Федерации...

12.08.2016
О проведении конкурсного отбора научных проектов, выполняемых научными коллективами исследовательских центров и (или) научных лабораторий образовательных организаций высшего образования, подведомственных Министерству образования и науки Российской Федерации.

12.08.2016
Конкурс 2017 года проектов ориентированных фундаментальных научных исследований по актуальным междисциплинарным темам.

12.08.2016
Британский Совет открывает прием заявок на участие в двух грантовых проектах, направленных на укрепление связей между учеными России и Великобритании.

29.07.2016
Конкурс 2017 года проектов по подготовке информационных материалов по результатам научных проектов, выполненных при поддержке федерального государственного бюджетного учреждения “Российский фонд фундаментальных исследований”.

Вакансии


12.08.2016
Институт биоорганической химии им. академиков М.М.Шемякина и Ю.А.Овчинникова РАН объявляет конкурс на замещение следующих вакантных должностей...

29.07.2016
Образовательное частное учреждение высшего образования “Академия МНЭПУ” объявляет о проведении выборов на замещение вакантных должностей...

15.07.2016
Институт океанологии им. П.П.Ширшова Российской академии наук объявляет конкурс на замещение вакантных должностей...





опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  РЕФОРМА РАН