Свободное место. “Википедия” открывает уникальные возможности для творчества.
Образование
№ 25(2011)

23.06.2011

Несмотря на повышенную занятость, основатель свободной энциклопедии “Википедия” Джимми Уэйлс (Jimmy Wales) (на снимке) выделил в своем плотном графике время на посещение летней Москвы. Менее чем за сутки он успел прочесть публичную лекцию в кинотеатре “Пушкинский”, посвященную будущему всего Интернета и его ресурса в частности. Затем посетил Московский государственный технический университет радиотехники, электроники и автоматики (МГТУ МИРЭА), где выступил с отдельным сообщением перед студентами, аспирантами и сотрудниками, ответил на многочисленные вопросы аудитории и получил из рук ректора университета члена-корреспондента РАН Александра Сигова диплом и мантию почетного доктора МГТУ МИРЭА.

- Еще 25 мая наш Ученый совет рассмотрел кандидатуру Джимми Уэйлса и принял решение присвоить ему это звание, - рассказал Александр Сигов корреспонденту “Поиска”. - Подобная идея родилась в прошлом году. Дело в том, что я вхожу в состав вспомогательной группы, определяющей номинантов на премию немецкого Фонда Эдуарда Рейна (Eduard Rhein Foundation), который каждый год отмечает несколько исследовательских работ, посвященных развитию радио, телевидения, а также информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). В октябре 2010 года Джимми Уэйлс получил одну из этих наград за идею и деятельность по созданию свободной международной энциклопедии “Википедия”. На церемонии вручения премии мы познакомились, и родилась мысль, что заслуги Уэйлса стоит как-то отметить и в нашем вузе. Ведь “Википедия” - это огромный демократический ресурс, широко востребованный сегодня во всем мире. Конечно, как любое демократическое начинание, он имеет свои плюсы и минусы. Сейчас основной его недостаток в том, что при полной свободе, при возможности размещать здесь информацию из любых источников имеется вероятность, что эта информация может быть не совсем верной. Тем не менее я все равно считаю, что возникновение такого ресурса - очень важное событие. Как известно, наш вуз вплотную занимается всем, что связано с ИКТ: и элементной базой, и кибернетикой, и радиотехническими системами, и самими ИКТ, кроме того, мы успели создать некоторые организационные формы, связанные со всеми этими направлениями. В частности, на базе МГТУ МИРЭА и Московского городского дворца детского (юношеского) творчества уже более 20 лет успешно работает Московский межвузовский, специализированный по школьно-студенческому творчеству и его информатизации в системе непрерывного образования учебно-методический центр новых информационных технологий “Новые технологии обучения” (Центр НИТ МИРЭА-МГДД(Ю)Т). Здесь, помимо всего прочего, выполняется ряд серьезных проектов, напрямую связанных с “Википедией” и принципами ее организации. Во время нашей встречи я рассказал Джимми Уэйлсу об этих работах, он очень увлекся и поддержал все изложенные ему идеи. Теперь в наших общих с Уэйлсом планах - организация в МГТУ МИРЭА семинаров и однодневных школ с его участием.
Руководитель Центра НИТ МИРЭА-МГДД(Ю)Т, заведующий кафедрой технических и информационных средств систем управления факультета информационных технологий МГТУ МИРЭА Владимир Мордвинов подробно описал место свободной энциклопедии в современном образовательном процессе:
- “Википедия” заинтересовала нас буквально с первого дня ее появления, хотя в период становления этого ресурса только угадывалась та великая мощь, та польза, которую мы сейчас видим и в дальнейшем нарастании которой ни малейшим образом не сомневаемся. И дело здесь не только в интересах или пользе для МГТУ МИРЭА как отдельно взятого учебного заведения. Мы с коллегами занимаемся тематикой, связанной с созданием и практическим использованием во всех отраслях образования многоуровневых конструкций - образовательных порталов. В своих исследованиях напрямую убедились в эффективности “Википедии” как онтологического базиса всего многоуровневого портального информационного обустройства образования.
Сегодня у каждого участника образовательного процесса есть те или иные мобильные устройства, возможности которых, правда, ограничены. Точно так же, как ограничены ресурсы человека - ему некогда тратить время и энергию на отыскание нужной информации, на сопоставление ее с теми требованиями, которые предъявляются к ней в учебном процессе. Сейчас на первое место выдвигаются параметры, связанные с единством подхода в поиске, в семантическом понимании тех компонентов, на которых выстраивается базис информационного обеспечения образования. Это условие, требующее объединения понятий когнитивности, релевантности, пертинентности в единое целое. И здесь “Википедия” оказалась блестящей платформой, которая заинтересовала всю систему образования, всю нашу научную школу, основанную академиком Российской академии образования Александром Тихоновым, возглавляющим ФГУ ГНИИ ИТТ “Информика”. Эта платформа дает полный набор понятий - не просто ключевых слов, но и их достаточно емкую и в то же время локальную расшифровку в системе взаимных ссылок и пересечений. Это и есть главное свойство “Википедии”, где создано единое целостное поле представлений о знаниях, где используется семантическое управление. Высший уровень семантического управления называется “Онтонет”, когда все управление ведется на основе выстраивания единой онтологии, единого понятийного пространства.
Мне кажется, свободная энциклопедия, инициированная Джимми Уэйлсом, - это гениальное предвидение потребностей общества, особенно образования, где, как никогда, нужна точность информации. Внутренняя структура “Википедии” дает унифицированную основу, позволяющую, как показали наши расчеты, во много раз увеличить производительность и точность функционирования информационных систем. Одним словом, “Википедия” - это талантливо!
...Сам же знаменитый создатель свободной энциклопедии поведал собравшимся в МГТУ МИРЭА об истории, философии и будущем “Википедии”, отметив, что его когда-то вдохновил принцип доверия, использовавшийся при распространении бесплатного программного обеспечения (ПО):
- Наш проект стартовал 11 лет назад. Кажется, что срок небольшой, но для Всемирной паутины, которая в последнее время развивается стремительно, это действительно много. За прошедшее время “Википедия” стала пятым по посещаемости в Интернете сайтом, что удивительно, учитывая, что речь идет о проекте, созданном в формате энциклопедии. Быть может, дело в том, что сам концепт энциклопедии, “кладезя знаний” - один из центральных в человеческой культуре, это феномен, не имеющий границ. Вот доказательство: сегодня в “Википедии” можно найти статьи на 270 языках мира, причем на 208 из этих языков написано не менее одной тысячи статей. Конечно, кто-то скажет, что тысяча описаний - это очень мало, что такая энциклопедия не может считаться полной. Пусть так, но все равно это потрясающе. Ведь в отличие от людей, говорящих на широко распространенных языках (включая русский, на котором сейчас существует более 700 тысяч статей), у тех, кто использует менее известные языки, никогда доселе не существовало собственной энциклопедии, зато сегодня, например, на суахили в “Википедии” написано более 20 тысяч статей...
Отдельно Джимми Уэйлс подчеркнул роль огромного количества волонтеров, денно и нощно трудящихся над развитием свободной энциклопедии:
- “Википедия” - абсолютно неприбыльная структура, существующая только на добровольных началах, раз в год принимающая пожертвования от желающих помочь проекту, в основе которого лежат идеи открытости, доступности и доверия. ПО, на котором построена “Википедия”, открыто и распространяется бесплатно, все материалы из этой энциклопедии могут быть свободно скопированы, модифицированы и использованы любым человеком в его личных целях. Люди, вкладывающие силы в “Википедию”, работают над реализацией глобального гуманитарного проекта по созданию свободной энциклопедии для каждого жителя Земли. Это удивительное начинание, и я горжусь, что в нем участвую.
По словам Джимми, сегодня один за другим в мире стали появляться инициативы по использованию “Википедии” в учебном процессе: например, в аргентинских и южноафриканских школах, где Интернет все еще редкость или слишком дорог, планируется знакомить учеников с понятиями, описанными в “Википедии”, с помощью ее бесплатных копий. Комментируя дальнейшее развитие проекта свободной энциклопедии, Джимми Уэйлс отметил, что, если сегодня ко Всемирной сети подключено около 2 миллиардов людей, то в ближайшие пять лет это число, видимо, удвоится. На интернет-арену выйдут такие страны, как Индия, Китай, государства Южной Америки:
- Они все еще не в Сети, но вот-вот подтянутся, поэтому мне особенно интересно наблюдать, как вместе с их жителями в онлайн-среде появятся люди, с которыми у нас еще никогда не было глобального диалога и соприкосновения культур. Уверен, эффект будет потрясающий. Кроме того, сейчас мы переживаем бум мобильных устройств. С их помощью сложно редактировать длинные тексты, зато можно легко эти тексты читать. Такие устройства вскоре будут доступны даже самым бедным слоям населения, эти люди также окажутся в Сети и будут искать определенную информацию.
Сегодня наши авторы потихоньку объединяются в своих странах, проводят конференции и однодневные семинары под названием Wikipedia Academy. Существуют и отдельные объединения - WikiProjects, созданные для управления развитием определенной темы в энциклопедии. Они состоят из людей, отвечающих за целую группу статей, касающихся одного ключевого понятия и множества побочных, с ним связанных. Например, проект “Мосты”, где собирается и тщательно выверяется вся информация о типах, видах, размерах, архитектуре, географическом расположении и т.д. мостов в мире. Участники этих проектов подробно описывают свои объекты, у них существуют отдельные списки фактов для проверки, эти люди крайне увлечены своим делом, мне такие очень нравятся.
Кроме того, многие музеи в последнее время все чаще нанимают специалистов, которые в течение нескольких месяцев работают вместе с кураторами и проверяют, чтобы все объекты искусства, представленные в данном музее, имели свое корректное отображение на страницах “Википедии”. Это способствует не только поднятию общего уровня знаний, но и развитию музейного дела: по статистике, после прочтения статей в Сети в музей приходит гораздо больше посетителей...
Одним из наиболее острых вопросов, заданных Джимми Уэйлсу после выступления, был вопрос о корректности информации, представленной на страницах свободной энциклопедии:
- Открытость “Википедии” и возможность ее менять - одновременно ее плюс и ее минус. Сейчас идет множество споров о том, например, корректно ли ссылаться на наш сайт в научных работах студентов. Не стоит забывать, что даже очень хорошая энциклопедия преследует только одну цель: дать базовые знания на начальном этапе. В энциклопедии информация никогда не будет исчерпывающей. Потом непременно придется копать глубже - особенно это касается студентов. Мы никогда не можем быть уверенными до конца в достоверности информации. Конечно, наша команда старается делать “Википедию” очень качественной. Есть исследования, которые сравнивают ее с обычными энциклопедиями, и результаты не всегда оказываются в пользу последних. Авторы “Википедии” должны постоянно думать о своем читателе, о его нуждах, пытаться донести информацию разными способами в локальных и крупных международных сегментах энциклопедии. Например, возьмем статью о королеве Виктории - ее отлично знают в Англии, скорее всего, она известна и в России, но в какой-нибудь китайской глубинке о ней никто никогда не слыхал. Вот поэтому-то я не считаю, что каждая статья должна быть механически переведена с языка на язык, они должны, в целом, содержать более-менее сходную информацию. Но всегда надо учитывать, какие факты отсутствуют в статьях, написанных на разных языках, и как-то восполнять эти пробелы.
Очень важно, что есть множество людей, которые верят в идею свободного распространения информации для каждого. Тем не менее нам постоянно нужны высококлассные авторы, эрудированные, способные мыслить. Точнее говоря, нужны люди, которые знают что-то о чем-то, не важно, о чем именно. Главное, что кто-то другой на Земле тоже может захотеть узнать об этом.

Анна ШАТАЛОВА
Фото Николая Степаненкова


Вернуться к статье