Официально


Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки прекратила действие лицензии Индустриального института и Московской академии творчества. Также за неисполнение предписаний в установленные сроки запрещен прием в Сургутский институт мировой экономики и бизнеса «Планета» и Академию туризма и международных отношений.



В Минобрнауки подвели итоги конкурса на право проведения исследований с целью формирования системы научно-технологических приоритетов ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы». По результатам конкурса отобраны семь организаций (имеющие, по мнению организаторов конкурса, наилучшие показатели по квалификации и опыту ключевых исполнителей, научно-техническому заделу и т.д. для выполнения соответствующих работ).



Правительство утвердило правила господдержки центров Национальной технологической инициативы на базе вузов и научных организаций, а также положение о проведении конкурсного отбора для предоставления соответствующих грантов.



Министерство образования и науки подготовило законопроект о внесении изменений в статью 5 ФЗ «О рекламе» и статью 59 ФЗ «Об образовании в РФ», согласно которому будет запрещена реклама оказания услуг по подготовке и написанию дипломных работ. Документ размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов.






Новости № 42(2017)

Регионы


Объем активов Фонда Дальневосточного федерального университета достиг 420 миллионов рублей. На прошедшем недавно Восточном экономическом форуме команда фонда провела ряд встреч и переговоров с представителями крупнейших российских и зарубежных компаний. Договоренности позволят увеличить поступления в эндаумент и запустить новые совместные научные и образовательные проекты.

Санкт-Петербургский госуниверситет посетила делегация во главе с принцессой Таиланда Махой Чакри Сириндон. Визит Ее Королевского Высочества в Россию связан со 120-летием установления дипломатических отношений между двумя странами. Гостья изучила принцип работы Научного парка СПбГУ и выразила заинтересованность в развитии сотрудничества с университетом.

Ульяновский государственный технический университет отметил свое 60-летие. Торжественное мероприятие началось с парада факультетов УлГТУ, возглавляемых их деканами. После того как прозвучал гимн вуза, прошло вручение наград ветеранам, преподавателям и сотрудникам университета.

СНГ


Интердайджест


Новый геном неандертальца выявил больше признаков, унаследованных современными людьми от вымерших. Об это сообщает Science. Все современные люди за исключением тех, кто имеет африканское происхождение, несут в своем геноме то или иное небольшое количество неандертальской ДНК. В предыдущих исследованиях было показано, что это наследие может сказываться на здоровье человека.

Метод редактирования генов CRISPR позволил излечить от глаукомы мышей. С подробностями - Genome Web. Исследователи из Университета Айовы (University of Iowa) применили систему CRISPR/Cas9 для исправления генетической мутации, вызывающей глаукому, на живых мышах, а также в культуре клеток сетчатой ткани глаза под названием “трабекулярная сеть”.


В Одессе, по сообщению “Одесского листка”, на заседании революционного комитета комендант сообщил, что раскрыта многочисленная организация, решившая организовать погром. Вошли в организацию группа жителей пригородов, часть солдат и матросов.


















Разговоры? Запросто! Роботов учат общаться по-человечески
Образование
№ 46(2015)

13.11.2015

Мистер Полимод - импозантный, темнолицый, с красной бабочкой на шее, свесив ноги, неподвижно сидел на столе, как казалось, задумавшись. Но потом вежливо на чистейшем английском языке поздоровался с аудиторией, кивнув головой и слегка разведя руками. Конечно, что скрывать, внешний вид Полимода не оставлял абсолютно никаких сомнений в том, что это робот, как и его собрат на соседнем столе - обаятельное человекообразное создание по имени NAO. Но вот что удивительно: в первый момент я поймала себя на мысли, что приглядываюсь к роботам совсем так, как присматривалась бы к людям, которые со мной заговорили!

Впрочем, из выступлений экспертов на начавшемся вслед за знакомством с мистером Полимодом и NAO международном симпозиуме можно было сделать вывод, что возникновение такого человеческого отношения к бездушным устройствам вполне нормально и объяснимо. И усилия ученых - представителей разных наук - как раз и направлены на то, чтобы усовершенствовать коммуникацию людей и роботов.
Симпозиум назывался “Исследование жестов во взаимодействии человека и компьютера: роботы и виртуальные агенты”. Его организовал при поддержке Российского научного фонда Центр социокогнитивных исследований дискурса (СКоДис) при Московском государственном лингвистическом университете (МГЛУ), а точнее, входящая в состав центра Лаборатория полимодальной коммуникации, сокращенно - ПолиМод. Ученые из России, Германии, Франции, Финляндии рассказали о результатах своих исследований в этой области. Участниками симпозиума стали также студенты и аспиранты МГЛУ, которых интересуют вопросы полимодальной коммуникации. Многие из них заняты в международном проекте лаборатории ПолиМод, посвященном изучению жестов в речи (см. статью “Жест - ключ к познанию”, “Поиск” №36, 2015). Благодаря симпозиуму молодые люди получили неоценимую возможность услышать, что делается сегодня на переднем крае науки, увидеть свои исследования на фоне более широкого научного контекста, поучаствовать в дискуссиях экспертов и даже задать им вопросы в личном общении.
Приветствуя участников симпозиума, ректор МГЛУ, директор центра СКоДис, профессор Ирина Халеева отметила, что коммуникация, которая по своей природе полимодальна, обладает эмерджентностью. Это качество означает наличие у сложной системы особых свойств, не присущих ее элементам и не сводимых к простой сумме свойств ее компонентов. Соответственно, для исследования коммуникации важно понять, как организуются в единый процесс вербальные и невербальные элементы речи, как взаимодействуют слова и жесты. Это знание необходимо также для создания роботов и виртуальных агентов, способных к естественному общению с человеком.
Профессор Алан Ченки, заведующий лабораторией ПолиМод центра СКоДис, профессор МГЛУ и Свободного университета Амстердама, руководитель исследовательского проекта, получившего грант РНФ, кратко рассказал о международном исследовании, проводимом в его лаборатории. Ученые из России, Германии, Франции изучают, каким образом свойства жестов связаны со структурой событий, описываемых на разных языках. Задача этого симпозиума, как ее обозначил А.Ченки, - показать, как исследования, которые проводятся в рамках когнитивных наук, сделать полезными для инженеров, создающих социальных роботов.
Тон обсуждению задал обстоятельный доклад “Коммуникация и внимание: от когнитивных исследований к новым технологиям” члена-корреспондента РАН Бориса Величковского. Один из основателей междисциплинарных когнитивных исследований в России и за рубежом, сегодня он возглавляет Отделение нейрокогнитивных и социо­гуманитарных наук НБИКС-центра НИЦ “Курчатовский институт”, а также работает в Техническом университете Дрездена. Борис Величковский сделал краткий экскурс в историю, напомнив, что в нашей стране исследования внимания имеют давние традиции.
Большие подвижки  в этом направлении произошли с появлением ай-трекеров - приборов, регистрирующих движения и фиксации глаз.
Сегодня в Курчатовском институте с помощью неинвазивных интерфейсов “мозг - компьютер” и с использованием ай-трекеров разрабатываются системы управления робототехникой.
Чтобы робот “общался”, недостаточно только “научить” его говорить. Как подчеркнул Б.Величковский, “успех коммуникации зависит от метакоммуникации”.
Почему роботам важно различать не только направление взгляда, но и жесты человека? Об этом рассказывал Штефан Копп, профессор Университета Билефельда (Германия) и руководитель исследовательской группы “Социальные когнитивные системы”. Его доклад назывался “Компьютерные исследования жестов: жесты и социальные когнитивные системы”. Стефан Копп известен в профессиональном мире своими исследованиями в области общения человека и компьютера, в частности адаптации жестов к условиям взаимодействия говорящего с виртуальным агентом. Изу­чение коммуникации “человек - робот” может также стать функциональным инструментом для анализа общения между людьми.
...Презентацию на большом экране сменяет видео. Робот дает инструкции человеку: куда положить инструмент - на полку или в шкаф - и сопровождает сказанное соответствующим жестом. Как сообщил Штефан Копп, исследования показали, что люди, которые обращали внимание на жесты робота, делали больше ошибок, если у робота жесты расходились со словами. То есть получается, наше внимание больше “доверяет” жестам? Кроме того, оказалось, что робот, сопровождающий слова жестами, воспринимается человеком как более симпатичный и вызывает желание взаимодействовать с ним.
Кристиина Йокинен, профессор Института поведенческих наук Университета Хельсинки, выступила с докладом “Коммуникативная вовлеченность и автономные роботы: социальное взаимодействие в программном приложении WikiTalk”. “Главным героем” ее выступления стал автономный программируемый человекоподобный робот NAO.
К слову, NAO сегодня используется во многих университетах мира для исследований и обучения студентов. В его электронные “мозги” встроена система распознавания и произношения речи на многих языках, в том числе и на русском. Программное обеспечение NAO дает возможность разрабатывать для него различные программы поведения. Теоретические результаты исследований можно сразу пытаться вводить в практику, “обучая” робота сопровождать слова нужными движениями.
Робот NAO из небольшого видео­ролика, показанного профессором Йокинен, очень эрудированный: он знает всю “Википедию”! Он может вовлечь человека в коммуникацию, предложив ему интересную тему для разговора, ответить на любой (как кажется) вопрос, наблюдать за человеческим поведением и соответственно реагировать... Не правда ли, странно: робот говорит с тобой, смотрит на тебя, следит взглядом за твоими перемещениями, поворачивается на голос... Это выглядит фантастически. Конечно, распознавать и воспроизводить речь может и компьютер, оснащенный нужной программой. Однако разница между компьютером и роботом оказывается огромной. “Если первый - инструмент, то второй - агент”, - говорит профессор и в доказательство приводит результаты исследований человеческих реакций в процессе общения с роботом. В начале коммуникации “человек - робот” взгляд человека чаще всего задерживается на голове робота, подобно тому, как это происходит при общении между людьми. Впрочем, потом человек адаптируется к необычности ситуации и начинает обращать внимание и на другие части “тела” своего автоматического визави. В конце “общения” гуманоидный робот воспринимается уже как робот, не как человек. И все-таки... “Взаимодействие человека с роботом - это социальное взаимодействие”, - считает Кристиина Йокинен.
Очевидно, роботы будут еще в большей степени восприниматься нами как люди, когда их научат реагировать на слова человека с подходящими к случаю эмоциями. И, похоже, это время уже не за горами. Ведущий научный сотрудник Отдела когнитивных технологий НИЦ “Курчатовский институт” Артемий Котов очень увлекательно представил тему “Анализ и конструирование невербального поведения по данным корпуса REC”. Аббревиатура REC расшифровывается как “Russian Emotional Corpus”, или Русскоязычный эмоциональный корпус. Для анализа поведения людей (жестов, мимики действий в коммуникации) ученые собирали видеозаписи поведения людей в реальных эмоциональных ситуациях.
Засняв эпизоды устных экзаменов в вузах Москвы и Санкт-Петербурга, а также диалоги о коммунальных платежах в расчетном центре одного из районов столицы, записав, как композиторы, артисты, художники говорят об искусстве, и проанализировав сотни часов видеозаписей, ученые выявили основные паттерны поведения, связанные с проявлением эмоций, и свели их в единый корпус. Демонстрация видео с примерами вызвала добрый смех в аудитории. Одна девушка от волнения трогает свой нос, другая то и дело перебрасывает волосы через плечо и обратно. Объясняя что-то, мужчина делает энергичный круговой жест рукой... Задача ученых, пояснил докладчик, состоит в том, чтобы выделить особенности эмоционального поведения людей в коммуникации. REC позволяет описать это поведение, а также полимодальные проявления эмоций, связь между эмоциями и речью. У всего этого есть практическое приложение: с опорой на REC можно создавать шаблоны эмоционального поведения для имитации эмоций виртуальными агентами.
Живой интерес аудитории вызвали сообщения двух молодых исследователей. Жан-Франсуа Йего из Лаборатории визуальной реальности Университета Париж 8 рассказал об аватарах, способных воспроизводить импровизированные жесты человека. Он продемонстрировал разработанную в его лаборатории артистическую платформу CIGALE и предложил желающим испытать, как она работает. Студенты и аспиранты охотно включились в жестовую импровизацию и “пообщались” с аватаром на экране.
А Даниил Кирьянов, сотрудник лаборатории нейрофизиологии и нейрокомпьютерных интерфейсов МГУ, представил разработки, в том числе и собственные, по созданию нейрокомпьютерных интерфейсов, позволяющих человеку бесконтактно управлять разными машинами и приборами, в частности биометрическими протезами.
...Прогресс не остановить, но представляют ли люди в полной мере, к чему он ведет человечество? На гуманитарные аспекты развития робототехники обратил внимание доктор философских наук, доктор богословия Владимир Катасонов, выступивший с докладом “Роботы и программы: история и перспективы”. Как отметил ученый, проблема состоит в том, что во всех роботах программы конечны, человеческое же сознание работает с актуальной бесконечностью, поэтому его точное моделирование невозможно. Роботы могут имитировать эмоции, но писать стихи компьютерные программы не могут. Создание более совершенных роботов, считает философ, станет серьезным искушением для человека.
Вспомнился Айзек Азимов...

Наталия БУЛГАКОВА
Фото предоставлено центром СКоДис


 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Паровоз для машиниста. ФЗ “Об образовании в РФ” назвали законом для управленцев.
- Нынешний ФЗ “Об образовании в РФ” - это закон о распределении полномочий между различными уровнями управления, некий “паровоз для машиниста”. Студенты, преподаватели и родители не найдут там ничего о себе, зато управленцы теперь понимают, кто из них и чем должен заниматься, - заявил на пресс-конференции в МИА “Россия сегодня” первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по образованию и науке Олег Смолин. /№ 42(2017)
Видят сдвиг. Аналитики отмечают рост качества приема в вузы.
Более половины абитуриентов, поступивших в этом году на бюджетные места в 151 вуз России, - отличники, с баллами ЕГЭ выше 70. В прошлом году таких вузов было на 16 меньше. Результаты 8-го ежегодного мониторинга качества студентов, зачисленных в российские вузы по результатам ЕГЭ и олимпиад в 2017 году, были представлены на пресс-конференции в пресс-центре МИА “Россия сегодня”. /№ 42(2017)
Вдохновленные познанием. Фестиваль науки - праздник для всей страны.
Это был масштабный праздник с увлекательными лекциями блестящих российских и зарубежных ученых и популяризаторов науки, умеющих о сложном рассказывать так, чтобы это было понятно и интересно любому школьнику. Традиционно главное научно-просветительское событие года организует в столице Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова при поддержке Минобрнауки РФ и Правительства Москвы. /№ 41(2017)

Новости


На сайте Клуба «1 июля» опубликовано заявление в связи с решением Президиума ВАК оставить за В.Мединским степень доктора исторических наук. Члены клуба призвали реформировать ВАК, сделав ее независимой от Минобрнауки.



Президиум Высшей аттестационной комиссии на закрытом заседании рекомендовал сохранить степень доктора исторических наук министру культуры РФ Владимиру Мединскому, несмотря на то что ранее Экспертный совет ВАК по истории счел диссертацию министра ненаучной и содержащей грубые фактические и методологические ошибки.



В Правительстве РФ состоялось заседание президиума Совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным проектам. В нем приняла участие министр образования и науки Ольга Васильева.



В связи с 30-летием Уральского отделения РАН и 85-летием академической науки Урала руководитель ФАНО Михаил Котюков поздравил всех, кто работал во благо развития науки на Урале.



Клуб «1 июля» призвал Федеральное Собрание отложить рассмотрение закона о науке до принятия закона о РАН и добиться концептуального согласования этих законодательных актов.



Процедура получения гражданства РФ для иностранных граждан, которые с отличием окончили российский вуз и готовы остаться работать в России, будет упрощена. Об этом заявил во вторник статс-секретарь - замглавы Минобрнауки Павел Зенькович на ток-шоу «Сделано в России! Продвижение российских вузов за рубежом», состоявшемся в рамках Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Сочи.



Создан Федеральный научный центр по пчеловодству. Он сформирован на базе НИИ пчеловодства путем присоединения к нему Краснополянской опытной станции пчеловодства.



Конференции


Перечень научных конференций, симпозиумов, съездов, семинаров и школ, проводимых подведомственными ФАНО России организациями в 2017 году.

Школа состоится 16-18 октября 2017 года в МГТУ им. Н.Э.Баумана при поддержке Российского научного фонда.

Перечень научных конференций, симпозиумов, съездов, семинаров и школ, проводимых подведомственными ФАНО России организациями в 2017 году.

Текущие конкурсы


Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований, проводимый Российским фондом фундаментальных исследований совместно с организациями - участниками Рамочной программы БРИКС в сфере науки, технологий и инноваций.

Конкурс проектов 2018 года организации российских и международных научных мероприятий, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований”.

Обзор стипендиальных программ DAAD для учебы и научных исследований в Германии на 2018/2019 учебный год.

Совет при Президенте Российской Федерации по науке и образованию начинает прием документов на соискание Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологий за 2017 год.

Министерство образования и науки Российской Федерации совместно с Советом по грантам Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых и по государственной поддержке ведущих научных школ Российской Федерации объявляет конкурсы 2018 года на право получения грантов Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов наук и молодых российских ученых - докторов наук. Организатором конкурсов является Минобрнауки России.

Вакансии


13.10.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Научный и издательский центр “Наука” РАН объявляет конкурс на замещение вакантных должностей научных работников

06.10.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт океанологии им. П.П.Ширшова Российской академии наук объявляет конкурс на замещение вакантной должности научного сотрудника Лаборатории морской турбулентности по специальности “Океанология”.

06.10.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт океанологии им. П.П.Ширшова Российской академии наук объявляет конкурс на замещение вакантной должности младшего научного сотрудника (2 вакансии) Лаборатории геологии Атлантики по специальности “Океанология”.





опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии