Официально


Госдума рассмотрит законопроект о возможности прохождения студентами военной подготовки в военных высших учебных заведениях, если в их вузах нет соответствующих кафедр, сообщает сайт нижней палаты парламента.



В Федеральном агентстве научных организаций состоялись заседания двух рабочих групп. Одна - по взаимодействию ФАНО с РАН при формировании кадрового резерва научных организаций, подведомственных агентству, - заявила о целесообразности введения должности научного руководителя в 32 подведомственных ФАНО научных организациях.

В Санкт-Петербурге состоялось совещание руководства ФАНО с директорами подведомственных организаций, расположенных на территории Северо-Западного федерального округа. На встрече были представлены результаты работы по основным направлениям деятельности агентства.




Новости № 48(2016)

Регионы


В Московском авиационном институте завершилась Международная неделя авиакосмических технологий Aerospace Science Week. В рамках форума прошла международная конференция “Авиация и космонавтика”, на которой было заслушано более 200 докладов. Состоялся также конкурс “Молодежь и будущее авиации и космонавтики” - молодые ученые подали на участие в нем 267 работ.

В Кабардино-Балкарском госуниверситете прошли Дни Эрмитажа. Это первое столь масштабное мероприятие музея в стенах вуза Северного Кавказа.

Томский политехнический университет и Дальневосточное отделение РАН заключили договор о сотрудничестве. Подписи под документом поставили ректор ТПУ Петр Чубик и председатель отделения Валентин Сергиенко.

СНГ


Интердайджест


Всемирная организация здравоохранения отменила режим международной чрезвычайной ситуации, связанной с вирусом Зика. С подробностями - Reuters.

Первые испытания метода генного редактирования CRISPR начались в Китае. Об этом сообщает Nature News.

Город, которому не меньше 7000 лет, обнаружили египетские археологи, он находится в провинции Сохаг на юге страны.


Один из нью-йоркских заводов электрических лампочек выпустил в продажу новый вид наполненных азотом калильных лампочек, дающих белый свет, приближающийся к дневному. Особая окраска света получается благодаря применению специального сорта стекла, причем света теряется не более 8%.




















Разговоры? Запросто! Роботов учат общаться по-человечески
Образование
№ 46(2015)

13.11.2015

Мистер Полимод - импозантный, темнолицый, с красной бабочкой на шее, свесив ноги, неподвижно сидел на столе, как казалось, задумавшись. Но потом вежливо на чистейшем английском языке поздоровался с аудиторией, кивнув головой и слегка разведя руками. Конечно, что скрывать, внешний вид Полимода не оставлял абсолютно никаких сомнений в том, что это робот, как и его собрат на соседнем столе - обаятельное человекообразное создание по имени NAO. Но вот что удивительно: в первый момент я поймала себя на мысли, что приглядываюсь к роботам совсем так, как присматривалась бы к людям, которые со мной заговорили!

Впрочем, из выступлений экспертов на начавшемся вслед за знакомством с мистером Полимодом и NAO международном симпозиуме можно было сделать вывод, что возникновение такого человеческого отношения к бездушным устройствам вполне нормально и объяснимо. И усилия ученых - представителей разных наук - как раз и направлены на то, чтобы усовершенствовать коммуникацию людей и роботов.
Симпозиум назывался “Исследование жестов во взаимодействии человека и компьютера: роботы и виртуальные агенты”. Его организовал при поддержке Российского научного фонда Центр социокогнитивных исследований дискурса (СКоДис) при Московском государственном лингвистическом университете (МГЛУ), а точнее, входящая в состав центра Лаборатория полимодальной коммуникации, сокращенно - ПолиМод. Ученые из России, Германии, Франции, Финляндии рассказали о результатах своих исследований в этой области. Участниками симпозиума стали также студенты и аспиранты МГЛУ, которых интересуют вопросы полимодальной коммуникации. Многие из них заняты в международном проекте лаборатории ПолиМод, посвященном изучению жестов в речи (см. статью “Жест - ключ к познанию”, “Поиск” №36, 2015). Благодаря симпозиуму молодые люди получили неоценимую возможность услышать, что делается сегодня на переднем крае науки, увидеть свои исследования на фоне более широкого научного контекста, поучаствовать в дискуссиях экспертов и даже задать им вопросы в личном общении.
Приветствуя участников симпозиума, ректор МГЛУ, директор центра СКоДис, профессор Ирина Халеева отметила, что коммуникация, которая по своей природе полимодальна, обладает эмерджентностью. Это качество означает наличие у сложной системы особых свойств, не присущих ее элементам и не сводимых к простой сумме свойств ее компонентов. Соответственно, для исследования коммуникации важно понять, как организуются в единый процесс вербальные и невербальные элементы речи, как взаимодействуют слова и жесты. Это знание необходимо также для создания роботов и виртуальных агентов, способных к естественному общению с человеком.
Профессор Алан Ченки, заведующий лабораторией ПолиМод центра СКоДис, профессор МГЛУ и Свободного университета Амстердама, руководитель исследовательского проекта, получившего грант РНФ, кратко рассказал о международном исследовании, проводимом в его лаборатории. Ученые из России, Германии, Франции изучают, каким образом свойства жестов связаны со структурой событий, описываемых на разных языках. Задача этого симпозиума, как ее обозначил А.Ченки, - показать, как исследования, которые проводятся в рамках когнитивных наук, сделать полезными для инженеров, создающих социальных роботов.
Тон обсуждению задал обстоятельный доклад “Коммуникация и внимание: от когнитивных исследований к новым технологиям” члена-корреспондента РАН Бориса Величковского. Один из основателей междисциплинарных когнитивных исследований в России и за рубежом, сегодня он возглавляет Отделение нейрокогнитивных и социо­гуманитарных наук НБИКС-центра НИЦ “Курчатовский институт”, а также работает в Техническом университете Дрездена. Борис Величковский сделал краткий экскурс в историю, напомнив, что в нашей стране исследования внимания имеют давние традиции.
Большие подвижки  в этом направлении произошли с появлением ай-трекеров - приборов, регистрирующих движения и фиксации глаз.
Сегодня в Курчатовском институте с помощью неинвазивных интерфейсов “мозг - компьютер” и с использованием ай-трекеров разрабатываются системы управления робототехникой.
Чтобы робот “общался”, недостаточно только “научить” его говорить. Как подчеркнул Б.Величковский, “успех коммуникации зависит от метакоммуникации”.
Почему роботам важно различать не только направление взгляда, но и жесты человека? Об этом рассказывал Штефан Копп, профессор Университета Билефельда (Германия) и руководитель исследовательской группы “Социальные когнитивные системы”. Его доклад назывался “Компьютерные исследования жестов: жесты и социальные когнитивные системы”. Стефан Копп известен в профессиональном мире своими исследованиями в области общения человека и компьютера, в частности адаптации жестов к условиям взаимодействия говорящего с виртуальным агентом. Изу­чение коммуникации “человек - робот” может также стать функциональным инструментом для анализа общения между людьми.
...Презентацию на большом экране сменяет видео. Робот дает инструкции человеку: куда положить инструмент - на полку или в шкаф - и сопровождает сказанное соответствующим жестом. Как сообщил Штефан Копп, исследования показали, что люди, которые обращали внимание на жесты робота, делали больше ошибок, если у робота жесты расходились со словами. То есть получается, наше внимание больше “доверяет” жестам? Кроме того, оказалось, что робот, сопровождающий слова жестами, воспринимается человеком как более симпатичный и вызывает желание взаимодействовать с ним.
Кристиина Йокинен, профессор Института поведенческих наук Университета Хельсинки, выступила с докладом “Коммуникативная вовлеченность и автономные роботы: социальное взаимодействие в программном приложении WikiTalk”. “Главным героем” ее выступления стал автономный программируемый человекоподобный робот NAO.
К слову, NAO сегодня используется во многих университетах мира для исследований и обучения студентов. В его электронные “мозги” встроена система распознавания и произношения речи на многих языках, в том числе и на русском. Программное обеспечение NAO дает возможность разрабатывать для него различные программы поведения. Теоретические результаты исследований можно сразу пытаться вводить в практику, “обучая” робота сопровождать слова нужными движениями.
Робот NAO из небольшого видео­ролика, показанного профессором Йокинен, очень эрудированный: он знает всю “Википедию”! Он может вовлечь человека в коммуникацию, предложив ему интересную тему для разговора, ответить на любой (как кажется) вопрос, наблюдать за человеческим поведением и соответственно реагировать... Не правда ли, странно: робот говорит с тобой, смотрит на тебя, следит взглядом за твоими перемещениями, поворачивается на голос... Это выглядит фантастически. Конечно, распознавать и воспроизводить речь может и компьютер, оснащенный нужной программой. Однако разница между компьютером и роботом оказывается огромной. “Если первый - инструмент, то второй - агент”, - говорит профессор и в доказательство приводит результаты исследований человеческих реакций в процессе общения с роботом. В начале коммуникации “человек - робот” взгляд человека чаще всего задерживается на голове робота, подобно тому, как это происходит при общении между людьми. Впрочем, потом человек адаптируется к необычности ситуации и начинает обращать внимание и на другие части “тела” своего автоматического визави. В конце “общения” гуманоидный робот воспринимается уже как робот, не как человек. И все-таки... “Взаимодействие человека с роботом - это социальное взаимодействие”, - считает Кристиина Йокинен.
Очевидно, роботы будут еще в большей степени восприниматься нами как люди, когда их научат реагировать на слова человека с подходящими к случаю эмоциями. И, похоже, это время уже не за горами. Ведущий научный сотрудник Отдела когнитивных технологий НИЦ “Курчатовский институт” Артемий Котов очень увлекательно представил тему “Анализ и конструирование невербального поведения по данным корпуса REC”. Аббревиатура REC расшифровывается как “Russian Emotional Corpus”, или Русскоязычный эмоциональный корпус. Для анализа поведения людей (жестов, мимики действий в коммуникации) ученые собирали видеозаписи поведения людей в реальных эмоциональных ситуациях.
Засняв эпизоды устных экзаменов в вузах Москвы и Санкт-Петербурга, а также диалоги о коммунальных платежах в расчетном центре одного из районов столицы, записав, как композиторы, артисты, художники говорят об искусстве, и проанализировав сотни часов видеозаписей, ученые выявили основные паттерны поведения, связанные с проявлением эмоций, и свели их в единый корпус. Демонстрация видео с примерами вызвала добрый смех в аудитории. Одна девушка от волнения трогает свой нос, другая то и дело перебрасывает волосы через плечо и обратно. Объясняя что-то, мужчина делает энергичный круговой жест рукой... Задача ученых, пояснил докладчик, состоит в том, чтобы выделить особенности эмоционального поведения людей в коммуникации. REC позволяет описать это поведение, а также полимодальные проявления эмоций, связь между эмоциями и речью. У всего этого есть практическое приложение: с опорой на REC можно создавать шаблоны эмоционального поведения для имитации эмоций виртуальными агентами.
Живой интерес аудитории вызвали сообщения двух молодых исследователей. Жан-Франсуа Йего из Лаборатории визуальной реальности Университета Париж 8 рассказал об аватарах, способных воспроизводить импровизированные жесты человека. Он продемонстрировал разработанную в его лаборатории артистическую платформу CIGALE и предложил желающим испытать, как она работает. Студенты и аспиранты охотно включились в жестовую импровизацию и “пообщались” с аватаром на экране.
А Даниил Кирьянов, сотрудник лаборатории нейрофизиологии и нейрокомпьютерных интерфейсов МГУ, представил разработки, в том числе и собственные, по созданию нейрокомпьютерных интерфейсов, позволяющих человеку бесконтактно управлять разными машинами и приборами, в частности биометрическими протезами.
...Прогресс не остановить, но представляют ли люди в полной мере, к чему он ведет человечество? На гуманитарные аспекты развития робототехники обратил внимание доктор философских наук, доктор богословия Владимир Катасонов, выступивший с докладом “Роботы и программы: история и перспективы”. Как отметил ученый, проблема состоит в том, что во всех роботах программы конечны, человеческое же сознание работает с актуальной бесконечностью, поэтому его точное моделирование невозможно. Роботы могут имитировать эмоции, но писать стихи компьютерные программы не могут. Создание более совершенных роботов, считает философ, станет серьезным искушением для человека.
Вспомнился Айзек Азимов...

Наталия БУЛГАКОВА
Фото предоставлено центром СКоДис


 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Основные направления развития образования стали одним из главных пунктов повестки итогового в этом году заседания Совета Российского союза ректоров.
Основные направления развития образования в Российской Федерации стали одним из главных пунктов повестки итогового в этом году заседания Совета Российского союза ректоров под председательством президента РСР, ректора МГУ им. М.В.Ломоносова Виктора Садовничего, с участием помощника Президента РФ Андрея Фурсенко и министра образования и науки РФ Ольги Васильевой. Были подняты многие важные вопросы, связанные с будущим российской высшей школы. /№ 48(2016)

В адекватном отражении. Вузы оценили по успехам выпускников.
На днях стало известно, выпускники каких вузов мира наиболее успешны в трудоустройстве по версии компании Quacquarelli Symonds. Всего в QS Graduate Employability Rankings 2017 (Рейтинг мировых университетов по параметрам трудоустройства выпускников) вошли 300 университетов, включая семь наших. До первой сотни никто из них не дотянул, лучшие - МГУ и МГИМО - получили места в группе 101-150. /№ 48(2016)
Естественным путем. Российские вузы продвинулись в предметном рейтинге.
По версии агентства RUR, на днях опубликовавшего очередной рейтинг вузов мира по шести основным предметным областям, лучшие по всем показателям учебные заведения находятся в США. В общей сложности в продукт ранжирования RUR, составленный на основе данных компании Clarivate Analytics и представляющий собой систему из шести профильных рейтингов, попали 700 вузов из 74 стран мира. Среди них 23 российских университета - на семь больше, чем в прошлом году. /№ 47(2016)

Новости


Выставка фоторабот академика Юлия Харитона «В объективе Ю.Б.», подготовленная музеем РФЯЦ-ВНИИЭФ и впервые представленная в Сарове в ходе праздничных мероприятий, посвященных 70-летию ядерного центра, продолжает свое путешествие.Теперь экспозиция открылась в столичном парламенте, информирует сайт Мосгордумы.



Научный руководитель Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян выступил за введение ЕГЭ по истории в качестве обязательного, сообщает Агентство городских новостей «Москва».



Вице-премьер Ольга Голодец заявила, что в 2017 году правительство дополнительно выделит творческим вузам 1,1 млрд рублей, сообщает ТАСС.Источником средств станет Резервный фонд РФ.



Глава Минкомсвязи Николай Никифоров заявил, что России необходим миллион ИT-специалистов, подчеркнув при этом, что для них уже есть рабочие места, передает ТАСС. Сейчас, по его словам, в России трудятся около 400 тысяч специалистов в этой области.



Федеральное агентство по делам национальностей вместе с МВД готовит систему анкетирования, которая будет проверять студентов на экстремизм. Об этом сообщила газета «Ведомости» со ссылкой на заявление, прозвучавшее на форуме «Российский Кавказ: территория единства».



Конференции


В Пермском национальном исследовательском политехническом университете 5-8 декабря 2016 года пройдет XII Всероссийская (с международным участием) конференция “Биомеханика-2016”.

14 и 15 декабря 2016 года в рамках деловой программы IV Национальной выставки “ВУЗПРОМ­ЭКСПО-2016” Минобрнауки России проведет III Всероссийскую научно-практическую конференцию “Исследования и разработки - 2016”.

Перечень научных конференций, симпозиумов, съездов, семинаров и школ, проводимых подведомственными ФАНО России организациями в 2016 году.

Текущие конкурсы


Конкурс проектов организации российских и международных молодежных научных мероприятий, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований”.

Конкурс проектов организации российских и международных научных мероприятий, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований”.

Открыт публичный конкурс на соискание премий Правительства РФ в области образования 2017 года.Работы от претендентов принимаются до 10 февраля 2017 года в Минобрнауки РФ.

Продолжается прием заявок на XI Всероссийский конкурс научно-инновационных проектов для старшеклассников. Цель конкурса - поддержка талантливой молодежи, авторов научно-инновационных идей.

Фонд инфраструктурных и образовательных программ совместно с Офисом главного ученого Министерства экономики Израиля проводят очередной отбор российско-израильских проектов промышленных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ...

Вакансии


02.12.2016
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт океанологии им. П.П.Ширшова Российской академии наук объявляет конкурс на замещение вакантных должностей...

18.11.2016
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт океанологии им. П.П.Ширшова Российской академии наук объявляет конкурс на замещение вакантных должностей...

11.11.2016
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН) объявляет конкурс на замещение вакантных должностей...





опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии