Официально


Минобрнауки разрешило заключение договоров о безвозмездном отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности гражданского назначения на условиях, предусмотренных пунктом 18 (1) Правил осуществления государственными заказчиками управления правами РФ на результаты интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 марта 2012 г. №233 по установленному перечню.



Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение о внесении в Госдуму законопроекта, цель которого - закрепление обязательного учета сведений о независимой оценке качества подготовки студентов при государственной аккредитации образовательной деятельности.

Рабочая группа комитета Госдумы по образованию и науке подготовила компромиссные поправки в проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в РФ» в части изучения родного языка из числа языков народов России и государственных языков республик, находящихся в составе РФ.

Правительство одобрило и внесло в Госдуму законопроект «О внесении изменения в статью 92 ФЗ «Об образовании в РФ». В случае его принятия учет сведений о независимой оценке качества подготовки студентов станет обязательным при государственной аккредитации образовательной деятельности.




Новости № 23(2018)

Регионы


Ректор Тольяттинского госуниверситета Михаил Криштал и президент Университета г. Шаосин (Китай) Цзяньли Ван подписали соглашение о создании в опорном ТГУ Академии каллиграфии “Ланьтин”.

В Северо-Кавказском горно-металлургическом институте прошел восьмой Республиканский конкурс научно-исследовательских работ студентов вузов РСО-Алания на соискание премии имени Тазарета Дедегкаева.

Состоялось совместное заседание ученых советов Воронежского госуниверситета и Воронежского государственного медицинского университета имени Н.Н.Бурденко, приуроченное к столетию вузов, в ходе которого ректоры подписали соглашение о сотрудничестве.

СНГ


Интердайджест


Исследователи из больницы Святого Михаила (St. Michael’s Hospital) и Университета Торонто (University of Toronto) в Канаде установили, что витаминные и минеральные добавки в качестве средств профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, инфаркта, инсульта и преждевременной смерти неэффективны.

Стали известны имена лауреатов престижной премии Кавли 2018 года: это семь ученых из пяти стран - астрофизики, молекулярные биологи и нейробиологи.

Японские кардиохирурги из Университета Осаки (Osaka University) отныне могут лечить людей с сердечной недостаточностью с использованием клеток, полученных авангардным методом перепрограммирования.


11 июня под руководством Вилькицкого отправляется экспедиция, организованная главным гидрографическим управлением морского комиссариата для производства новых исследований на великом северном пути. Экспедиция отправляется к берегам Малой Земли. В нее вошли суда “Вайгач”, “Калгуев” и “Харитон Лаптев”. Впервые в экспедиции примут участие воздушные аппараты “Илья Муромец” и гидроаэропланы для производства разведок. На этих аппаратах установлены радиостанции.


















Крен в старение. Доля молодых преподавателей вузов продолжает уменьшаться
Образование
№ 47(2015)

20.11.2015

Первый профессиональный учебник “Управление кафедрой” с предисловием министра образования Владимира Филиппова, изданный 10 лет назад, получил гриф Минобр­науки РФ. Сегодня автор учебника - Заслуженный деятель науки Российской Федерации, лауреат Премии Правительства РФ в области образования, директор Института экономики и менеджмента Пензенского государственного университета архитектуры и строительства, профессор Семен РЕЗНИК - комментирует итоги нового мониторинга деятельности руководителей вузовских кафедр. В нем приняли участие 350 заведующих кафедрами 24 университетов Северо-Западного, Центрального, Приволжского, Южного, Уральского и Сибирского федеральных округов. Предыдущий мониторинг был проведен по заказу Минобразования РФ в 2003 году. Что изменилось?

Если театр, по выражению К.Станиславского, начинается с вешалки, то высшее учебное заведение - с кафедры. Студенты, аспиранты и преподаватели кафедры, их поведение, внешний вид, качество занятий, научные результаты, обустройство аудиторий - все это лицо университета. По ним судят обо всем вузе.
Почти 40 лет я руковожу управленческими кафедрами, в том числе больше 20 лет - кафедрой, где готовят профессиональных руководителей - менеджеров для разных сфер деятельности. Безо всякой науки, только по своему опыту, могу утверждать: вузовские кафедры 70-80-х годов прошлого столетия и нынешнего, XXI, века похожи только по форме, но по содержанию деятельности - совсем разные. Ведь они, как и университеты в целом, функционируют не в вакууме, они испытывают огромное влияние, а порой и давление, реформируемой внешней среды. Меняется жизнь в стране, меняется высшая школа, меняются представления о жизни школьной молодежи - все это не может не отражаться на современной кафедре и ее руководителе.
Кафедра в вузе - это объединение преподавателей одной или нескольких тесно связанных между собой отраслей знаний. Именно она обеспечивает непосредственный контакт со студентами, оказывает на них прямое воздействие - учебное, научное, воспитательное.
Я всегда поражался парадоксу: общество уже хорошо понимает, что руководить любой организацией нужно профессионально, будучи к этой миссии подготовленным. Отсюда тяга (очень часто излишняя) молодежи к управленческому образованию. Но в самих высших учебных заведениях, готовящих профессиональных руководителей, управление вузовскими структурами чаще всего строилось не на фундаментальной подготовке, профессионализме, а на опыте предшественников, на сложившихся традициях. Это, конечно, тоже очень важно. Можно привести сотни примеров выдающихся вузовских руководителей. Но погоды они не делают. Нужна система, чтобы все вузовские управленцы - заведующие кафедрами, деканы, ректорский корпус - руководили профессионально, используя мировой и отечественный опыт управления. Поэтому не случаен интерес, проявленный руководителями вузов к учебникам по менеджменту, появившимся для них лишь в последнее десятилетие: “Управление кафедрой”, а затем - “Управление факультетом” и “Управление высшим учебным заведением”.
Например, если судить по тиражам реализованных издательским домом “ИНФРА-М” учебников “Управление кафедрой”, вузы за эти 10 лет приобрели их около 20 тысяч, иными словами, почти на всех заведующих кафедрами. Здесь важно, конечно, не только их иметь, но понимать и воспринимать их суть, пользоваться ими. А это не очень просто.

Кафедры стали другими

  В 2003 году по заданию Министерства образования России мы провели первый мониторинг деятельности заведующих кафедрами. Тогда в нем приняли участие около 400 руководителей кафедр из 66 вузов разных регионов страны. Мониторинг высветил немало острых проблем, с учетом необходимости разрешения которых и был построен учебник “Управление кафедрой”.
Но время не стоит на месте. Цель нового мониторинга 2015 года в том, чтобы оценить изменения в составе кафедр, в содержании и приоритетах их деятельности, найти новые возможности дальнейшего повышения эффективности этих ключевых вузовских структур.
Сначала о количестве вузовских кафедр. Их становится меньше. Это результат укрупнения и вузов, и кафедр с целью оптимизации финансовых ресурсов.
Росстат свидетельствует: численность кафедр в государственных и негосударственных вузах в 2013 году составила 28 300, что на 1300 меньше того, что было в 2011 году. Уверен, что эта цифра и дальше будет уменьшаться.
Если в 2003 году численность преподавателей среднестатистической кафедры составляла меньше 13 человек, то сейчас - больше 15. Кафедры укрупняются.
Если в 2003 году кафедр численностью свыше 20 преподавателей было только 9%, то в 2015 году - уже больше 21%.
Процент “мужских” кафедр уменьшился с 17 до 13%, “женских” вырос с 23,5 до 29%, а две трети кафедр в основном смешанные, с равными долями мужчин и женщин.
В 2003 году мы били тревогу: доля преподавателей вузовских кафедр в возрасте до 30 лет составляла всего 3,4%, но сейчас этот показатель и того меньше - 0,6%. Преподавателей в возрасте 31-40 лет было 25,6%, сейчас - 19,3%. Средний возраст преподавателя за эти 10-12 лет вырос с 43,9 года до 45,2 года.
В 2003 году 72,9% заведующих кафедрами назвали свои коллективы сплоченными, в 2015 году - уже 79,6%. Причины здесь разные, в том числе возросший профессионализм руководителей кафедр.
Если в 2003 году неформальными лидерами коллектива назвали себя 64% заведующих, то в 2015 году - 71%.
В целом, среднестатистический портрет сегодняшней вузовской кафедры выглядит следующим образом: численность преподавателей - 15 человек, учебно-вспомогательный персонал - 3 человека, смешанный по полу состав преподавателей, облегчающий руководство кафедрой, возросший уровень сплоченности коллективов и растущий лидерский потенциал заведующих и вместе с тем - настораживающее старение педагогических коллективов.

Кто у руля?

Анализ состава и сложившейся практики руководства кафедрами вузов России уже в 2003 году свидетельствовал о наличии серьезных диспропорций в составе заведующих кафедрами, значительных резервах повышения эффективности использования управленческого потенциала высшей школы.
Согласно данным государственной статистики, средний возраст заведующего кафедрой в 2003 году составлял 54,2 года. В государственных вузах - 55 лет, в негосударственных - 51,8 года.
В 2015 году средний возраст заведующих кафедрами еще более вырос и составил почти 55 лет. Наибольший процент заведующих кафедрами - 32% - оказались в возрасте 51-60 лет, 20,2% - в возрасте 41-50 лет, 16,4% - в возрасте 61-65 лет. Если в 2003 году было лишь 6,5% заведующих кафедрами, возраст которых превышал 65 лет, то в 2015 году возраст более 65 лет имеют 16,4% руководителей кафедр. Молодых руководителей кафедр очень мало: среди опрошенных заведующих кафедрами тех, кто моложе 40 лет, всего 12,7%. Пожилой возраст означает не только опыт, но и тягу к консервативности значительной части руководителей, застарелость методов руководства.
67,5% руководителей кафедрами - мужчины. Интересно: удельный вес женщин, заведующих кафедрами, вырос по сравнению с 2003 годом почти в два раза - сейчас их 32,5%. Отметим, что их средний возраст - 51,3 года, что на пять лет ниже возраста мужчин - заведующих кафедрами.
Научно-педагогический стаж работы в вузах у 52% заведующих кафедрами составляет более 25 лет (в 2003 году заведующих кафедрами с таким значительным стажем педагогической деятельности было 51%). Средний научно-педагогический стаж работы заведующих кафедрами в вузах составляет 23 года.
Еще один интересный момент. Как показывают результаты мониторинга, средний стаж руководства кафедрой в целом по российским вузам составляет 10,2 года. При этом, как и в 2003 году, когда свыше четверти заведующих кафедрами возглавляли свои кафедры менее 3 лет, а менее 5 лет работали в должности 37% заведующих кафедрами, так и в 2015 году: пятая часть опрошенных заведующих кафедрами возглавляют свои кафедры менее 3 лет, а менее 5 лет работает в должности треть заведующих кафедрами. Таким образом, почти треть нынешних руководителей кафедр не имеют солидного опыта руководящей работы в вузе.
В 2003 году больше половины опрошенных заведующих кафедрами (56,7%) говорили о своем стремлении занять более высокую руководящую должность. Последний мониторинг показывает, что две трети действующего управленческого корпуса кафедр (75,1%) не заинтересованы в своем продвижении, а какие-либо амбиции по своему карьерному продвижению имеют менее трети опрошенных заведующих кафедрами. Такие показатели обусловлены, во-первых, высоким возрастом заведующих кафедрами, во-вторых, должность заведующего кафедрой является сегодня наиболее привлекательной для ученого, преподавателя, работающего в вузе, дает возможность проявлять свои организаторские качества и при этом успевать заниматься научной и педагогической деятельностью.
Отметим сравнительно высокий научный уровень заведующих кафедрами. Так, 48,3% из них - доктора наук, профессора, 14,4% имеют степень доктора наук, а звание доцента, 4,7% - звание профессора, но степень кандидата наук.
Со времени предыдущего мониторинга доля заведующих кафедрами со степенью кандидата наук существенно уменьшилась: с 51 до 37%.
Обращаю внимание: три четверти заведующих кафедрами до того, как стать ими, работали рядовыми преподавателями. Это свидетельствует о том, что основная масса заведующих кафедрами пришла на ключевую в вузе руководящую должность, не имея ни опыта управленческой деятельности, ни теоретической подготовки.
Пока еще редко можно услышать о хороших курсах повышения квалификации в сфере внутривузовского менеджмента. Тематика повышения квалификации заведующих кафедрами оказалась связанной с их управленческой деятельностью только у 22,4% опрошенных руководителей, частичную связь отметили 44,6%. Повышение квалификации заведующих кафедрами касалось в основном педагогических технологий, а проблем управления в вузе, как правило, не затрагивало.

Новые приоритеты

Условия рыночной экономики усложнили работу непосредственного руководителя кафедры - ее заведующего, определив и новые приоритеты его деятельности. Среди них отмечу:
- ускорение адаптации в международном экономическом пространстве;
- подготовку таких специалистов, чтобы они могли быть востребованы работодателями, то есть рынком труда;
- инновационные подходы к технологиям обучения;
- повышение значимости результатов научно-исследовательской работы профессорско-преподавательского состава и студентов при оценке деятельности вуза;
- информатизацию управленческой и образовательной деятельности;
- повышение внимания к подготовке резерва руководящих кадров, профессионализации управления вузами.
Вызовами времени, существенно влияющими и усложняющими деятельность заведующих кафедрами, являются:
- ужесточение требований к оценке эффективности деятельности вузов;
- процессы слияния вузов, создание федеральных университетов, установление статуса национальных исследовательских университетов и придание им на этой основе большей значимости по сравнению с обычными региональными вузами;
- крайне высокий средний возраст заведующих кафедрами, снижающий их организационную и публикационную активность;
- повышение роли женщин-руководителей в управлении вузовскими кафедрами;
- необходимость профессионального управления кафедрами на основе повышения их квалификации, развития профессиональных компетенций, соответствующих современным условиям деятельности вузов.
В 2003 году только 44,3% заведующих отмечали, что на их кафедрах сотрудники участвуют в управлении коллективом. Это говорило о слабом развитии у руководителей кафедр организационных навыков и управленческой культуры. Новый мониторинг показал, что вовлеченность преподавателей кафедры в решение управленческих проблем возросла, уже 86% опрошенных заведующих кафедрами делегируют полномочия своим подчиненным, в том числе 66% заведующих делегируют решение каких-либо вопросов своим заместителям, а 20% предпочитают распределять поручения и делегировать полномочия всем преподавателям кафедры.
70,9% заведующих кафедрами российских вузов считают себя неформальными лидерами на своих кафедрах, 22,6% отметили, что неформальный лидер на кафедре отсутствует, 6,5% заведующих полагают, что таковым является другой преподаватель кафедры. В сравнении с результатами мониторинга 2003 года, удельный вес заведующих кафедрами, которые являются неформальными лидерами на кафедре, увеличился на 7 процентных пунктов, что свидетельствует о повышении репутации или значимости вузовских руководителей в глазах подчиненных.

О профессиональных компетенциях

Сегодня остро стоит вопрос о профессиональной компетентности руководителей, в том числе, конечно, и заведующих кафедрами российских вузов. Нами предложена организационно-управленческая модель качеств и компетенций заведующего кафедрой, в которой наиболее значимой составляющей является профессиональная компетентность.
Организационно-управленческая сфера деятельности - основа работы любого руководителя. Заведующий кафедрой должен охватывать все сферы деятельности научно-педагогического коллектива. Этому критерию соответствует организационно-управленческая классификация, отражающая общие управленческие требования к руководителю в высшем учебном заведении. По нашему мнению, классификация организационно-управленческих качеств руководящих работников высшего учебного заведения должна выглядеть следующим образом:
Профессиональная компетентность. К ней можно отнести наличие профессиональных знаний и умений в сфере управления кафедрой высшего учебного заведения, знание работы на должности заведующего кафедрой, опыт руководства и участия в научной, педагогической и общественной деятельности.
Деловые качества. К деловым качествам руководящих работников целесообразно отнести: умение принимать стратегические решения, предприимчивость (тактика действий) и личная организованность.
Организаторские качества. Под ними понимаются взаимоотношения с людьми: тяга к лидерству, умение строить отношения с управленческим персоналом, преподавателями, сотрудниками, аспирантами и студентами, органами управления, работодателями и СМИ, подбирать кадры, личный авторитет в обществе и в вузе.
Нравственные качества. Это предполагает духовные качества и культуру поведения в обществе.
Политическая культура. К ней относится понимание интересов государства, вуза (факультета, кафедры), личности преподавателя, сотрудника, аспиранта и студента, умение считаться с разными точками зрения.
Работоспособность. Это качество характеризуется способностью к продолжительной и напряженной творческой деятельности на руководящей должности в вузе.
Результаты специального экспертного опроса высококвалифицированных специалистов показали, что профессиональная компетентность для заведующего кафедрой современного высшего учебного заведения - наиболее важный блок его качеств и компетенций, он имеет высший ранг (первый) и наибольший удельный вес в общей модели качеств заведующего кафедрой - 27%. На второе по важности место для заведующего кафедрой эксперты поставили организаторские качества, на третье - деловые качества. Четвертый ранг занимают нравственные качества заведующего кафедрой. Пятый и шестой ранги занимают соответственно политическая культура и работоспособность.
Усложнившиеся условия деятельности вузов России предъявляют возрастающие требования к профессиональной подготовке руководителей структурных подразделений, особенно к их профессиональной компетентности. Под “профессиональной компетентностью” в данном случае понимается наличие профессиональных знаний и умений в сфере управления вузом, знание работы на конкретной управленческой должности заведующего кафедрой, включающие пять групп компетенций - управленческую, научную, педагогическую, экономическую и правовую.
Структуру профессиональной компетентности заведующего кафедрой, по мнению экспертов, можно представить следующим образом:
Управленческие компетенции: наличие профессиональных знаний и умений в сфере управления вузом, в частности кафедрой, в организации коллективной учебно-воспитательной, методической и научной работы (ранг 1, самый высокий).
Научные компетенции: наличие знаний в соответствующих сферах науки, способность к организации научных исследований, опыт самостоятельной научно-исследовательской работы, высокая публикационная активность (ранг второй).
Педагогические компетенции: наличие педагогических знаний и умений, опыт педагогической деятельности, способности применять инновационные образовательные технологии (третий ранг).
Экономические компетенции: наличие экономических знаний, умение пользоваться экономическими методами руководства, способность и опыт зарабатывания средств в вузовских условиях (четвертый ранг).
Правовые компетенции: знание хозяйственного, трудового и других видов права, нормативно-правовых основ функционирования и развития системы образования, умение использовать эти знания (пятый ранг).
Настораживает то, что, по оценкам участников мониторинга, в трети вузов проблемами подготовки кадрового резерва не занимаются (в 2003 году такая оценка охватывала 47% вузов). А это означает одно  - на должность заведующих кафедрами могут приходить недостаточно подготовленные для этой деятельности люди.
В целом можно сказать, что последние 10 лет внесли существенные изменения в состав, характер и приоритеты деятельности заведующих кафедрами российских вузов.
В реальной жизни ученого-преподавателя, выполняющего обязанности заведующего кафедрой, оценивают по его организационно-управленческим качествам, по показателям работы коллектива кафедры, по показателям публикационной активности как самого заведующего кафедрой, так и ее преподавателей.
Важная цель, стоящая перед руководителями любого вуза, - формирование модели управления, в которой будут четко распределены и согласованы компетенции и полномочия, функции и ответственность всех субъектов (ректор, проректоры, деканы факультетов, заведующие кафедрами, руководители функциональных подразделений) управления высшим учебным заведением и его основными функциональными направлениями деятельности (образовательный процесс, научная работа, воспитательная работа, экономическое и правовое обеспечение).
В одной статье трудно, конечно, задеть все проблемы кафедрального менеджмента, требования к организации учебного процесса, научной работы, работе с персоналом, воспитательной работе, экономическому обеспечению работы кафедры... Эти и другие проблемы будут рассмотрены в специальной монографии “Заведующие кафедрами вузов России: ступени роста”, которая в начале 2016 года выйдет в свет в Москве в научно-издательском центре “ИНФРА-М”.

Фото предоставлено С.Резником


 

Отзывы (2)

22.11.2015 19:43 vnbiryukov
Выбор карьеры преподавателя во многом зависит от уровня оплаты труда ассистентов и доцентов. Средний размер зарплаты преподавателя не дает возможности оценить эти значения. МОН и его печатные органы никогда не публикуют данные по минимальной и медианной зарплатам. Возможно, что этих данных в министерстве просто нет. Во всяком случае, когда в этом месяце депутаты верхней палаты ГД приводили министру размеры реальных зарплат, то г-н Ливанов смог только ответить "этого не должно быть".
22.11.2015 19:32 vnbiryukov
Заголовок статьи не вполне соответствует ее содержанию. Молодым преподавателям вряд ли захочется читать такую длинную статью о заведующих кафедрами. Гораздо сильнее их волнуют вопросы взаимодействия с заведующим. Вот как осуществляется это взаимодействие описано в книге Преподаватель вуза: технология и организация деятельности: Учеб пособие / Под ред. д-ра экон. наук, проф. С. Д. Резника. - М.: ИНФРА -М, 2009 - 389 с. - Менеджмент в высшей школе. Уч. пособие для системы дополнительного образования - повышения квалификации преподавателей вузов (Резник С.Д., Вдовина О.А.) 11.4 Взаимоотношения с заведующим кафедрой .. выступайте с такой инициативой, реализация которой не потребует от руководителя дополнительных усилий; не перекладывайте свою работу на руководителя: обращайтесь за указаниями только тогда, когда они действительно вам нужны; обращаясь к руководителю с предложениями, исходите прежде всего не из своих, а его интересов и задач; согласованную с руководителем точку зрения смело отстаивайте во всех ситуациях и во всех инстанциях; воспринимайте просьбы руководителя как приказы (это избавит от многих неприятностей); имейте привлекательный внешний вид; будьте вежливы, тактичны, приветливы с руководителем, разговаривайте спокойно, без раздражения; не лицемерьте, не заискивайте, не унижайтесь; докладывая руководителю о работе, старайтесь свои сообщения сделать полезными для него; не пытайтесь скрывать от руководителя свои служебные проблемы и недостатки; не демонстрируйте своих переживаний перед руководителем, не рассчитывайте на его жалость; не обращайтесь в вышестоящие инстанции, не посоветовавшись с руководителем; будьте дипломатичны: не задавайте неприятных вопросов; ваши личные разговоры с руководителем не делайте достоянием общественности; не критикуйте руководителя за его спиной; распоряжения руководителя воспринимайте и передавайте дальше как свои собственные. В принципе, достаточно и последней фразы.
Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Как равные с равным. Студенты озадачили президента РАН.
Стремятся ли сегодня лучшие выпускники школ и студенты сделать карьеру исследователя? Как старшие товарищи, влияющие на научную политику в стране, могут помочь талантливым ребятам, выбравшим эту нелегкую стезю? Эти вопросы обсуждались на встрече президента Российской академии наук Александра Сергеева с представителями клуба “Российские интеллектуальные ресурсы”. /№ 23(2018)
Защитная реакция. Вузы приготовились к самостоятельному присуждению степеней.
В Санкт-Петербургском государственном университете (СПбГУ) состоялся семинар на тему “Присуждение ученых степеней по собственным правилам: модель и опыт СПбГУ”. Участие в мероприятии приняли представители более чем 20 ведущих вузов из Москвы, Томска, Казани, Новосибирска и других городов России. /№ 23(2018)
Язык доведет. Будущие русисты пройдут практику за рубежом.
Россотрудничество и Государственный институт русского языка им. А.С.Пушкина (Институт русского языка) объявили о запуске совместного проекта “Магистры русского языка”, предусматривающего углубленную подготовку и стажировку за рубежом лучших студентов вузов, обучающихся по программе “Русский язык как иностранный”. /№ 23(2018)

Новости


Российский археолог доктор исторических наук, профессор Василий Любин, который 13 января отметил 100-летие, скончался в Санкт-Петербурге, сообщила пресс-служба Института истории материальной культуры РАН, где работал ученый.



Комитет Госдумы по образованию и науке проголосовал за свою редакцию поправки к закону о РАН, предложенной правительством.



Более 50 стран станут участниками Московского международного форума «Город образования», который пройдет с 30 августа по 2 сентября на ВДНХ. В этом году Москва ожидает на его площадке 100 тысяч гостей и посетителей, 200 ведущих российских и международных экспертов, 100 компаний-экспонентов.



Президент Российской академии наук Александр Сергеев заявил, что в 2018 году РАН может открыть свое представительство во Франции. На первом этапе оно будет работать в стенах Французской академии наук, а возглавит его один из членов РАН.

Вице-премьер Татьяна Голикова встретилась с заместителем премьера Госсовета КНР Сунь Чуньлань, которая прибыла во главе китайской делегации для участия в церемонии открытия Чемпионата мира по футболу.

Модель аспирантуры необходимо усовершенствовать, заявил ректор Российского университета дружбы народов, председатель ВАК Владимир Филиппов в ходе круглого стола «Актуальное законодательство обеспечения научной и образовательной деятельности». Об этом сообщил федеральный портал «Российское образование».

В Фундаментальной библиотеке МГУ состоялась встреча студентов Московского университета с легендами мирового футбола: экс-полузащитником нашей сборной Валерием Карпиным, автором победного гола сборной Германии в финале Чемпионата мира 1990 года Андреасом Бреме и чемпионом мира 2010 года испанским вратарем Икером Касильясом.

Конференции


Шесть дней - с 29 мая по 3 июня - продлится II Международная научно-практическая конференция «Игровая культура современного детства». И если первый день пройдет в формате привычных докладов и лекций, то остальные пять станут экспериментом. На площадках интерактивного фестиваля «Да-Игра!» ученые в области детской психологии и педагогики проведут мастер-классы и открытые лекции для специалистов и родителей.

II Всероссийская научно-практическая конференция “Совершенствование системы взаимодействия Российского фонда фундаментальных исследований и субъектов Российской Федерации в вопросах проведения региональных и молодежных конкурсов”

Пятая конференция разработчиков российских операционных платформ «OS DAY. Надежность» состоится 17-18 мая 2018 г. в Москве, в главном здании Российской академии наук. Основной темой для обсуждения среди теоретиков и практиков системного программирования и разработки ОС станет вопрос надежности. Участники рассмотрят методы проектирования и разработки надежных платформ, инструментальные средства обеспечения надежности программно-аппаратных систем как на этапе разработки, так и на этапе эксплуатации.

Текущие конкурсы


Международный научный фонд экономических исследований академика Н.П.Федоренко (МНФЭИ) объявляет конкурсы 2018 года

Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” совместно с субъектами Российской Федерации

Конкурс проектов 2018 года междисциплинарных фундаментальных научных исследований, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” совместно с субъектами Российской Федерации

Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований, выполняемых молодыми учеными, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” совместно с администрацией Волгоградской области

Конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований по теме “История Евразии в материальных памятниках древности: традиции и современные подходы в археологических исследованиях” (“Древности”)

Вакансии


13.04.2018
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования “Московский физико-технический институт (государственный университет)” объявляет конкурс на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу

02.03.2018
объявляет конкурс на замещение вакантных должностей:

17.11.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии рудных месторождений, петрографии минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН) объявляет конкурс на замещение вакантной должности...




опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии