Новости № 40(2016)

Официально


Глава ФАНО Михаил Котюков обсудил с делегацией Кубы и, в частности, с научным советником Госсовета республики Фиделем Кастро Диас-Балартом (сыном Фиделя Кастро) перспективы научно-технического сотрудничества, информирует пресс-служба ФАНО.

Рособрнадзор и Минздрав провели семинар для медицинских вузов, на котором шла речь о том, как повысить качество образования в сфере здравоохранения.

Глава Минобрнауки Ольга Васильева заявила на заседании Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре о приостановке процесса объединения вузов, сообщает ТАСС.




Регионы


Белгородском госуниверситете начал работу уникальный геолого-минералогический музей, собравший более 1500 образцов минералов и горных пород со всего мира.

Томский политехнический университет стал официальном членом коллаборации эксперимента LHCb, проводимого на Большом адронном коллайдере в Европейском центре ядерных исследований.

Создать взаимосвязанную систему подготовки высококвалифицированных кадров для туристической отрасли Северного Кавказа предложил Северо-Кавказский федеральный университет.

СНГ


Интердайджест


30.09.2016
Из микроскопического животного тихоходки выделен белок, который повысил устойчивость человеческой ДНК к ионизирующему излучению. С подробностями - Nature News.

30.09.2016
В пещере, где обитали индонезийские люди - “хоббиты”, найдены зубы Homo sapiens, что допускает сосуществование нашего вида с миниатюрным родственником. Об этом сообщает Nature News.

Веб



Комиссия читинских культурно-просветительных организаций обратилась с воззванием ко всем кооперативам и культурным организациям Забайкалья с просьбой о всемерной поддержке скорейшего открытия в Иркутске университета.
























Реакция горения. Учитель химии должен зажечь ребят - тогда они найдут свое место в науке.
Образование
№ 1-2(2016)

15.01.2016

“Поиск” изменяет традиции: вместо ставшего уже традиционным рассказа о работах члена-корреспондента РАН Валентина ­Ананикова, заведующего лабораторией металлокомплексных и наноразмерных катализаторов Института органической химии им. Н.Д.Зелинского РАН, мы решили поговорить о... преподавании химии в школе. Да еще и привлекли к нашей беседе аспиранта - Леонида Ромашова (на снимке слева). Помимо работы в ИОХ он преподает химию на биолого-химическом отделении школы №192, читает курс лекций для студентов Высшего химического колледжа РАН. Кроме того, он произвел сенсацию: вместе со своим бывшим учеником, а теперь - коллегой по лаборатории, первокурсником химфака МГУ Глебом Руховичем (на снимке справа) он опубликовал статью в известном журнале Королевского химического общества Великобритании. Леониду мы и задали первый вопрос:

- Химия, с точки зрения гуманитария, - предмет трудный. Может, и есть занимательные книги про эту науку, но еще нужно, чтобы возникло желание их найти и прочитать. На наш взгляд, все зависит от преподавателя: удастся ему увлечь ребят - возможно, кто-то из них и станет химиком. А как это было у вас?
- У меня получилось иначе. Химиков в нашем роду нет, но уже лет в пять я твердо знал, кем стану в будущем. В детстве химия мне казалась чем-то сродни магии. Вряд ли какая-то еще наука может похвастаться созданием материалов, не имеющих аналогов в природе. Ведь это благодаря ей появились полупроводники, а значит, и электроника, полимеры, многие лекарства, краски, агрохимикаты...
- Все это замечательно, но сколько времени отводится химии в обычной школе и в вашей спецшколе?
- Страшно сказать: по образовательному стандарту в старших классах химию преподают один-два часа в неделю, то есть максимум 90 минут. Так что ситуация в обычной школе - хуже некуда. Спасают положение своего рода “научные оазисы” - учебные заведения, подобные нашему, где на преподавание естественных наук отводится значительно больше времени. Помимо насыщенной школьной программы (5-6 часов химии в неделю) у нас работают кружки, факультативы, проводятся лекции приглашенных ученых... Неудивительно, что наши дети успешно участвуют в олимпиадах и конкурсах различного уровня. (От редакции: у Леонида богатое олимпиадное прошлое: будучи учеником 10-11 классов он дважды, в 2006-2007 годах, завоевывал золотые медали международных олимпиад по химии в Республике Корея и в России). На собственном опыте я пришел к выводу: на международную олимпиаду труднее попасть, чем ее выиграть.
- Как вы оказались в школе и стали преподавателем?
- Если бы лет шесть назад мне сказали, что я буду работать в школе, никогда бы не поверил. Это получилось практически случайно. Курсе на третьем Российского химико-технологического университета им. Д.И.Менделеева, где я учился, как бывалого олимпиадника, меня попросили подготовить группу школьников к участию в заключительном этапе Всероссийской олимпиады по химии. Я согласился: выступать перед аудиторией из заинтересованных слушателей - дело всегда приятное. Провел курс занятий, познакомился с ребятами и учителями 192-й школы и понял: мне там нравится. Согласился на следующий год вести углубленный курс органической химии в химическом классе. Затем мне еще прибавили часы - так постепенно и стал штатным преподавателем. А на сегодняшний день заведую кафедрой химии нашей школы, активно участвую в ее развитии - в общем, пустил корни.
- Что больше привлекает вас в преподавании?
- По сравнению с научной работой, у преподавания есть одно несомненное достоинство: реальные цели и задачи. Научный результат далеко не всем очевиден, его не всегда удается “пощупать”. Ты можешь несколько лет безрезультатно биться над некой проблемой, а можешь за несколько месяцев сделать открытие. В науке очень важен фактор везения: правильно выбранная тема, верная гипотеза и т.д. А в школе перед тобой конкретная задача: к тебе приходят дети, понятия не имеющие о твоем предмете, и ты должен как можно лучше восполнить этот пробел. Со временем видишь, как головы ребят наполняются “разумным, добрым, вечным”. И осознание, что это твоя заслуга: ты вложил в них целый “багаж” знаний и научил ими пользоваться, приносит очень большое удовлетворение. Сразу видно, как ты работаешь, добился ли ты успеха.
- Как возникла идея написать статью?
- В нашей школе десятиклассники выполняют исследовательскую работу и в конце года защищают ее на общешкольной конференции. Параллельно мы обучаем ребят вести научную дискуссию, объясняем, что такое рецензирование, каковы обязанности оппонента и др. В общем, играем с ними в игру: “как защищать диссертации, дипломы и курсовые”. И вот мой ученик Глеб Рухович, сегодня первокурсник химфака МГУ и сотрудник лаборатории ИОХ, в 10 классе под моим руководством занялся проблемой расшифровки масс-спектров металлорганических и кластерных соединений. А поскольку Глеб помимо химии увлекался и программированием, то работа была наполовину по химии, наполовину по программированию. В результате получился программный продукт, которым очень удобно пользоваться химикам, имеющим дело с масс-спектрометрическим анализом металлсодержащих соединений: теперь расшифровка сложного масс-спектра вместо нескольких дней занимает несколько часов. Мы посчитали исследование стоящим, написали статью и отправили в журнал RSC Advances Королевского химического общества Великобритании. Редакция, что нас удивило и обрадовало, очень быстро ее отрецензировала и напечатала.
- И какова была реакция?
- Не знаю пока, как ее приняли за рубежом, но на моих учеников и коллег по школе она произвела сильное впечатление. Впервые бывший школьник, которого еще помнят многие учителя, опубликовал статью (пусть и в соавторстве) в иностранном журнале с достаточно высоким импакт-фактором по материалам своего школьного проекта. Значит, успех вполне реален, и им есть к чему стремиться!
- Работа в лаборатории ИОХ помогает вашей преподавательской деятельности?
- Безусловно. Чтобы выпускник мог осознанно выбрать химию своей будущей профессией, школа должна сформировать у него правильное представление о том, чем эта наука занимается сегодня. Проблема в том, что базовая школьная программа основывается на химии XVIII - начала XX века, в то время как современная химия представляет собой уже нечто совсем иное. А кто может рассказать о современной химии лучше, чем действующий химик?
Школе, в которой я работаю, считаю, повезло: наш директор Татьяна Старкова заключила договоры о сотрудничестве с рядом академических институтов и ведущих университетов. Наши дети имеют возможность работать в наиболее продвинутых научных лабораториях. Еще в старших классах они приобщаются к современной науке. И, выбирая ее своей будущей профессией, принимают не спонтанное, а осознанное решение. Неудивительно, что порядка 99% наших выпускников поступают в университеты. Уверен, что и институты заинтересованы в сотрудничестве с профильными школами - так заблаговременно они готовят для себя профессиональные кадры...
Тот же вопрос: как он выбирал будущую профессию? - “Поиск” задал и Валентину Ананикову.
- Эта тема интересует меня все последние годы, - говорит Валентин Павлович. - Задавал подобный вопрос самым разным ученым: своим друзьям по профессии, маститым исследователям, даже нобелевским лауреатам. Поразительно, но в 90% случаев ответ был один: “Я выбрал химию, потому что у меня был хороший учитель”.
Я считаю химию предметом уникальным. Это едва ли не самая востребованная область науки, поскольку все вокруг нас сделано из химических материалов. Вместе с тем химия очень сложна для восприятия. Люди, с ней не связанные, чаще всего ее не любят и побаиваются. Большинство школьных предметов, если они ему нравятся, ученик может освоить самостоятельно, но не химию - она дается трудно. И, если учитель не “протоптал дорожку” к сердцу ученика, тот вряд ли ею увлечется. Ребятам нужен учитель-энтузиаст. Тогда они или действительно полюбят этот предмет, или осознанно решат, что он не для них.
- Из кого получаются хорошие учителя?
- Из тех, кто сам “горит изнутри”, одержим этой наукой. К ним принадлежит Леонид Ромашов, дважды выигравший золотую медаль Международной олимпиады по химии, в мире, думаю, таких по пальцам пересчитать можно. Вокруг него постоянно вьются школьники и студенты, причем самые лучшие. Поэтому я спокоен за кадровый состав своей лаборатории: благодаря Леониду, его увлеченности и энтузиазму к нам приходят наиболее способные молодые люди.
Отечественным ученым не так-то просто конкурировать с обеспеченными всем необходимым иностранными коллегами, но главное все же интеллект. И здесь, уверен, у нас очень “богатая” страна. Вопреки разного рода новациям и реформам наша талантливая, нестандартно мыслящая молодежь находит дорогу к научным исследованиям.
- И все же, как вы стали химиком?
 - Мой случай типичный. Почти до самого 10 класса я химию глубоко не воспринимал. Но неожиданно появился новый преподаватель - и моментально все изменилось. Это был настоящий Учитель. И я увидел всю привлекательность этой науки. Мне стало интересно: какой жизнью живут молекулы? как они реагируют друг с другом? какие сложные связи существуют между ними? Выбрал химию - и нисколько не жалею об этом...
В порядке послесловия - о правильности выбора. Валентин Анаников в 28 лет стал доктором наук, а в 33 - самым молодым членом-корреспондентом РАН. Более 100 его статей напечатаны в ведущих иностранных журналах, недавно международное агентство Web of Science присудило ему премию как самому активно цитируемому химику нашей страны.
Леонид Ромашов готовится защищать кандидатскую диссертацию, работает сразу над двумя темами и пока не решил, на какой остановиться: то ли на катализе кластерами переходных металлов, то ли на конверсии биомассы в продукты тонкого органического синтеза. В зарубежных изданиях опубликовал шесть статей.
В активе первокурсника химфака МГУ Глеба Руховича одна статья, принятая иностранным журналом. Наверняка не последняя.

Юрий Дризе
Фото Андрея Моисеева


 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Сбитые курсом. Российские вузы подвел рубль.
Опубликованный на днях новый рейтинг Times Higher Education (THE) дал немало поводов для новых размышлений как аналитикам, так и руководству университетов, включая вузы с устоявшейся мировой репутацией, которые давно обосновались на самых высоких позициях рейтинговой шкалы. /№ 40(2016)
Геометрия успеха. По какой траектории двигаться вузам?
В Новосибирске прошла конференция Проекта 5-100, на которой обсуждались различные траектории развития университетов. Началась встреча с обсуждения позиций российских вузов в мировом рейтинге QS. /№ 40(2016)
Рекламная пауза. Молодежь не спешит в инженеры.
В России сократилось количество вузов с низкими проходными баллами. Об этом говорят результаты ежегодного исследования по итогам приемной кампании 2016 года, презентация которого прошла в начале сентября в пресс-центре МИА “Россия сегодня”. /№ 38(2016)

РЕФОРМА РАН


В Екатеринбурге прошла внеочередная сессия Общего собрания Уральского отделения РАН, посвященная предстоящим выборам в академию. Как отметил во вступительном слове вице-президент РАН, председатель УрО Валерий Чарушин, эти выборы проходят после пятилетнего перерыва, связанного с реформой, и поэтому исключительно важны для всего научного сообщества и его региональных сегментов, тем более что впервые после объединения трех академий они проводятся в новом формате.

Профсоюз Российской академии наук разместил на своем сайте план проведения кампании за увеличение финансирования науки. Для начала ученые собираются развернуть борьбу против возможного сокращения расходов на исследования в 2016 году и предстоящем трехлетии...

Ведущие российские ученые - академики, члены-корреспонденты и профессора РАН - выступили с открытым письмом Президенту РФ Владимиру Путину, в котором подвергли жесткой критике результаты научной реформы.

На заседании Бюро Научно-координационного совета при ФАНО в очередной раз решалась судьба Якутского научного центра Сибирского отделения РАН.

Завершился прием заявок на получение статуса эксперта Российской академии наук. Удалось ли РАН сформировать корпус специалистов, способных оценить результаты исследований во всех областях науки и перспективы предлагаемых к реализации государственных проектов?

Конференции


30.09.2016
Школа состоится 25-27 октября 2016 года в МГТУ им. Н.Э.Баумана при поддержке Российского научного фонда.

30.09.2016
Перечень научных конференций, симпозиумов, съездов, семинаров и школ, проводимых подведомственными ФАНО России организациями в 2016 году.

23.09.2016
Всероссийская конференция «Наука и инновации – повышение эффективности прикладной науки» состоится 12 октября в гостиничном комплексе "Президент-отель" г. Москва.

Текущие конкурсы


23.09.2016
Стартовала кампания по распределению социальных выплат (государственных жилищных сертификатов) 2017 года молодым ученым из подведомственных ФАНО организаций. Списки и документы молодых сотрудников, желающих получить сертификаты, должны быть представлены не позднее 1 ноября текущего года.

23.09.2016
Совет при Президенте РФ по науке и образованию объявляет о приеме с 15 сентября 2016 года документов на соискание Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологий за 2016 год.

23.09.2016
Изменения по конкурсу 2017 года проектов фундаментальных научных исследований, проводимому совместно федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и Национальным институтом онкологии США.

23.09.2016
Конкурс 2017 года проектов фундаментальных научных исследований, выполняемых молодыми учеными (Эврика. Идея).

23.09.2016
Российский научный фонд начал прием заявок на конкурс по поддержке международных научных коллективов. Конкурс проводится совместно с Немецким научно-исследовательским сообществом (DFG).

Вакансии


09.09.2016
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт океанологии им. П.П.Ширшова Российской академии наук объявляет конкурс на замещение вакантной должности...

12.08.2016
Институт биоорганической химии им. академиков М.М.Шемякина и Ю.А.Овчинникова РАН объявляет конкурс на замещение следующих вакантных должностей...

29.07.2016
Образовательное частное учреждение высшего образования “Академия МНЭПУ” объявляет о проведении выборов на замещение вакантных должностей...





опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  РЕФОРМА РАН