Новости № 29(2016)

Официально


Академику Юрию Осипову, выдающемуся российскому ученому с мировым именем, с 1991 по 2013 год руководившему Российской академией наук, исполнилось 80 лет.

Состоялось первое заседание Комиссии по развитию научной инфраструктуры организаций, подведомственных ФАНО. Она займется развитием и повышением эффективности работы сети центров коллективного пользования и уникальных научных установок, а также обеспечением доступа к ним третьих лиц.

Министр образования и науки Дмитрий Ливанов побывал с рабочим визитом в Европейском центре синхротронного излучения в Гренобле (Франция). Глава ведомства встретился с генеральным директором центра Франческо Сетте и обсудил с ним возможные форматы расширения сотрудничества.




Регионы


В городе Нордвейк-ам-зее (Нидерланды) состоялась торжественная церемония вручения ежегодной премии “РусПри” (RusPrix) за вклад в развитие сотрудничества между Россией и Нидерландами.

В Северном (Арктическом) федеральном университете прошел молодежный форум “Карьера 29” для выпускников среднего профессионального и высшего образования Архангельской области.

В Санкт-Петербургском горном университете открыт Центр компетенций в научных исследованиях и образовании Schneider Electric - компании, работающей в сфере управления энергией и автоматизации.

СНГ


Интердайджест


15.07.2016
Планета, обращающаяся вокруг трех солнц, обнаружена в созвездии Центавра - она больше Юпитера. С подробностями - Nature News; ScienceNOW.

15.07.2016
В желудочно-кишечном тракте человека обнаружены бактерии, для роста которых требуется один из нейромедиаторов. Об этом сообщает New Scientist.

15.07.2016
Фотоактивированные клетки сердечной мышцы крысы обеспечили движение ската-робота. Подробности - в Live Science.

Веб


15.07.2016
Подписан закон, устанавливающий правовые основы функционирования Национальной электронной библиотеки.













Реакция горения. Учитель химии должен зажечь ребят - тогда они найдут свое место в науке.
Образование
№ 1-2(2016)

15.01.2016

“Поиск” изменяет традиции: вместо ставшего уже традиционным рассказа о работах члена-корреспондента РАН Валентина ­Ананикова, заведующего лабораторией металлокомплексных и наноразмерных катализаторов Института органической химии им. Н.Д.Зелинского РАН, мы решили поговорить о... преподавании химии в школе. Да еще и привлекли к нашей беседе аспиранта - Леонида Ромашова (на снимке слева). Помимо работы в ИОХ он преподает химию на биолого-химическом отделении школы №192, читает курс лекций для студентов Высшего химического колледжа РАН. Кроме того, он произвел сенсацию: вместе со своим бывшим учеником, а теперь - коллегой по лаборатории, первокурсником химфака МГУ Глебом Руховичем (на снимке справа) он опубликовал статью в известном журнале Королевского химического общества Великобритании. Леониду мы и задали первый вопрос:

- Химия, с точки зрения гуманитария, - предмет трудный. Может, и есть занимательные книги про эту науку, но еще нужно, чтобы возникло желание их найти и прочитать. На наш взгляд, все зависит от преподавателя: удастся ему увлечь ребят - возможно, кто-то из них и станет химиком. А как это было у вас?
- У меня получилось иначе. Химиков в нашем роду нет, но уже лет в пять я твердо знал, кем стану в будущем. В детстве химия мне казалась чем-то сродни магии. Вряд ли какая-то еще наука может похвастаться созданием материалов, не имеющих аналогов в природе. Ведь это благодаря ей появились полупроводники, а значит, и электроника, полимеры, многие лекарства, краски, агрохимикаты...
- Все это замечательно, но сколько времени отводится химии в обычной школе и в вашей спецшколе?
- Страшно сказать: по образовательному стандарту в старших классах химию преподают один-два часа в неделю, то есть максимум 90 минут. Так что ситуация в обычной школе - хуже некуда. Спасают положение своего рода “научные оазисы” - учебные заведения, подобные нашему, где на преподавание естественных наук отводится значительно больше времени. Помимо насыщенной школьной программы (5-6 часов химии в неделю) у нас работают кружки, факультативы, проводятся лекции приглашенных ученых... Неудивительно, что наши дети успешно участвуют в олимпиадах и конкурсах различного уровня. (От редакции: у Леонида богатое олимпиадное прошлое: будучи учеником 10-11 классов он дважды, в 2006-2007 годах, завоевывал золотые медали международных олимпиад по химии в Республике Корея и в России). На собственном опыте я пришел к выводу: на международную олимпиаду труднее попасть, чем ее выиграть.
- Как вы оказались в школе и стали преподавателем?
- Если бы лет шесть назад мне сказали, что я буду работать в школе, никогда бы не поверил. Это получилось практически случайно. Курсе на третьем Российского химико-технологического университета им. Д.И.Менделеева, где я учился, как бывалого олимпиадника, меня попросили подготовить группу школьников к участию в заключительном этапе Всероссийской олимпиады по химии. Я согласился: выступать перед аудиторией из заинтересованных слушателей - дело всегда приятное. Провел курс занятий, познакомился с ребятами и учителями 192-й школы и понял: мне там нравится. Согласился на следующий год вести углубленный курс органической химии в химическом классе. Затем мне еще прибавили часы - так постепенно и стал штатным преподавателем. А на сегодняшний день заведую кафедрой химии нашей школы, активно участвую в ее развитии - в общем, пустил корни.
- Что больше привлекает вас в преподавании?
- По сравнению с научной работой, у преподавания есть одно несомненное достоинство: реальные цели и задачи. Научный результат далеко не всем очевиден, его не всегда удается “пощупать”. Ты можешь несколько лет безрезультатно биться над некой проблемой, а можешь за несколько месяцев сделать открытие. В науке очень важен фактор везения: правильно выбранная тема, верная гипотеза и т.д. А в школе перед тобой конкретная задача: к тебе приходят дети, понятия не имеющие о твоем предмете, и ты должен как можно лучше восполнить этот пробел. Со временем видишь, как головы ребят наполняются “разумным, добрым, вечным”. И осознание, что это твоя заслуга: ты вложил в них целый “багаж” знаний и научил ими пользоваться, приносит очень большое удовлетворение. Сразу видно, как ты работаешь, добился ли ты успеха.
- Как возникла идея написать статью?
- В нашей школе десятиклассники выполняют исследовательскую работу и в конце года защищают ее на общешкольной конференции. Параллельно мы обучаем ребят вести научную дискуссию, объясняем, что такое рецензирование, каковы обязанности оппонента и др. В общем, играем с ними в игру: “как защищать диссертации, дипломы и курсовые”. И вот мой ученик Глеб Рухович, сегодня первокурсник химфака МГУ и сотрудник лаборатории ИОХ, в 10 классе под моим руководством занялся проблемой расшифровки масс-спектров металлорганических и кластерных соединений. А поскольку Глеб помимо химии увлекался и программированием, то работа была наполовину по химии, наполовину по программированию. В результате получился программный продукт, которым очень удобно пользоваться химикам, имеющим дело с масс-спектрометрическим анализом металлсодержащих соединений: теперь расшифровка сложного масс-спектра вместо нескольких дней занимает несколько часов. Мы посчитали исследование стоящим, написали статью и отправили в журнал RSC Advances Королевского химического общества Великобритании. Редакция, что нас удивило и обрадовало, очень быстро ее отрецензировала и напечатала.
- И какова была реакция?
- Не знаю пока, как ее приняли за рубежом, но на моих учеников и коллег по школе она произвела сильное впечатление. Впервые бывший школьник, которого еще помнят многие учителя, опубликовал статью (пусть и в соавторстве) в иностранном журнале с достаточно высоким импакт-фактором по материалам своего школьного проекта. Значит, успех вполне реален, и им есть к чему стремиться!
- Работа в лаборатории ИОХ помогает вашей преподавательской деятельности?
- Безусловно. Чтобы выпускник мог осознанно выбрать химию своей будущей профессией, школа должна сформировать у него правильное представление о том, чем эта наука занимается сегодня. Проблема в том, что базовая школьная программа основывается на химии XVIII - начала XX века, в то время как современная химия представляет собой уже нечто совсем иное. А кто может рассказать о современной химии лучше, чем действующий химик?
Школе, в которой я работаю, считаю, повезло: наш директор Татьяна Старкова заключила договоры о сотрудничестве с рядом академических институтов и ведущих университетов. Наши дети имеют возможность работать в наиболее продвинутых научных лабораториях. Еще в старших классах они приобщаются к современной науке. И, выбирая ее своей будущей профессией, принимают не спонтанное, а осознанное решение. Неудивительно, что порядка 99% наших выпускников поступают в университеты. Уверен, что и институты заинтересованы в сотрудничестве с профильными школами - так заблаговременно они готовят для себя профессиональные кадры...
Тот же вопрос: как он выбирал будущую профессию? - “Поиск” задал и Валентину Ананикову.
- Эта тема интересует меня все последние годы, - говорит Валентин Павлович. - Задавал подобный вопрос самым разным ученым: своим друзьям по профессии, маститым исследователям, даже нобелевским лауреатам. Поразительно, но в 90% случаев ответ был один: “Я выбрал химию, потому что у меня был хороший учитель”.
Я считаю химию предметом уникальным. Это едва ли не самая востребованная область науки, поскольку все вокруг нас сделано из химических материалов. Вместе с тем химия очень сложна для восприятия. Люди, с ней не связанные, чаще всего ее не любят и побаиваются. Большинство школьных предметов, если они ему нравятся, ученик может освоить самостоятельно, но не химию - она дается трудно. И, если учитель не “протоптал дорожку” к сердцу ученика, тот вряд ли ею увлечется. Ребятам нужен учитель-энтузиаст. Тогда они или действительно полюбят этот предмет, или осознанно решат, что он не для них.
- Из кого получаются хорошие учителя?
- Из тех, кто сам “горит изнутри”, одержим этой наукой. К ним принадлежит Леонид Ромашов, дважды выигравший золотую медаль Международной олимпиады по химии, в мире, думаю, таких по пальцам пересчитать можно. Вокруг него постоянно вьются школьники и студенты, причем самые лучшие. Поэтому я спокоен за кадровый состав своей лаборатории: благодаря Леониду, его увлеченности и энтузиазму к нам приходят наиболее способные молодые люди.
Отечественным ученым не так-то просто конкурировать с обеспеченными всем необходимым иностранными коллегами, но главное все же интеллект. И здесь, уверен, у нас очень “богатая” страна. Вопреки разного рода новациям и реформам наша талантливая, нестандартно мыслящая молодежь находит дорогу к научным исследованиям.
- И все же, как вы стали химиком?
 - Мой случай типичный. Почти до самого 10 класса я химию глубоко не воспринимал. Но неожиданно появился новый преподаватель - и моментально все изменилось. Это был настоящий Учитель. И я увидел всю привлекательность этой науки. Мне стало интересно: какой жизнью живут молекулы? как они реагируют друг с другом? какие сложные связи существуют между ними? Выбрал химию - и нисколько не жалею об этом...
В порядке послесловия - о правильности выбора. Валентин Анаников в 28 лет стал доктором наук, а в 33 - самым молодым членом-корреспондентом РАН. Более 100 его статей напечатаны в ведущих иностранных журналах, недавно международное агентство Web of Science присудило ему премию как самому активно цитируемому химику нашей страны.
Леонид Ромашов готовится защищать кандидатскую диссертацию, работает сразу над двумя темами и пока не решил, на какой остановиться: то ли на катализе кластерами переходных металлов, то ли на конверсии биомассы в продукты тонкого органического синтеза. В зарубежных изданиях опубликовал шесть статей.
В активе первокурсника химфака МГУ Глеба Руховича одна статья, принятая иностранным журналом. Наверняка не последняя.

Юрий Дризе
Фото Андрея Моисеева


 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Перепроверенному верить! Рособрнадзор отвечает за высокобалльников ЕГЭ.
Глава Минобр­науки РФ Дмитрий Ливанов и руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов итогами кампании по сдаче ЕГЭ в целом удовлетворены, и об этом они сообщили журналистам на пресс-конференции в Ситуационно-информационном центре Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. /№ 29(2016)
Олимпийские надежды. Хороших студентов ищут в школе.
Не довольствоваться ролью потребителя во взаимоотношениях со школами, лицеями и гимназиями, вести целенаправленную и планомерную работу по довузовскому образованию школьников. Такой тактики давно придерживаются в Ульяновском государственном университете. /№ 26(2016)
Работа над квотами. Молдавским абитуриентам облегчили поступление в российские вузы.
В этом году от молдавских абитуриентов поступило около 400 заявлений на поступление в вузы России (на 300 выделенных квот). Это почти в два раза меньше, чем в 2015-м. /№ 26(2016)

РЕФОРМА РАН


На заседании Бюро Научно-координационного совета при ФАНО в очередной раз решалась судьба Якутского научного центра Сибирского отделения РАН.

Завершился прием заявок на получение статуса эксперта Российской академии наук. Удалось ли РАН сформировать корпус специалистов, способных оценить результаты исследований во всех областях науки и перспективы предлагаемых к реализации государственных проектов?

Традиционная двадцать первая по счету Поволжская ассамблея Профсоюза работников РАН в этом году проходила в Переславле-Залесском на базе Института программных систем (ИПС) им. А.К.Айламазяна РАН.

Завершилась общественная экспертиза проекта рекомендаций Российской академии наук по повышению эффективности вложения финансовых средств в развитие фундаментальной науки и поисковых исследований.

На днях в Кремле состоялась очередная встреча Президента РФ Владимира Путина с президентом Российской академии наук Владимиром Фортовым и руководителем Федерального агентства научных организаций Михаилом Котюковым.

Конференции


15.07.2016
Перечень научных конференций, симпозиумов, съездов, семинаров и школ, проводимых подведомственными ФАНО России организациями в 2016 году.

17.06.2016
Перечень научных конференций, симпозиумов, съездов, семинаров и школ, проводимых подведомственными ФАНО России организациями в 2016 году.

13.06.2016
Рекордные урожаи, стратегические вопросы импортозамещения, создания прорывных промышленных технологий, перспективы развития российской экономики в ближайшие 20-25 лет – актуальные темы международного Форума и выставки по глубокой переработке зерна и биотехнологиям «Грэйнтек-2016».

Текущие конкурсы


15.07.2016
Конкурс 2017 года проектов фундаментальных научных исследований, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и Всероссийской общественной организацией “Русское географическое общество”.

15.07.2016
Конкурс 2016 года проектов фундаментальных научных исследований, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и Правительством Республики Бурятия.

15.07.2016
Региональные конкурсы 2016 года проектов ориентированных фундаментальных исследований по междисциплинарным темам, проводимые федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и субъектами Российской Федерации.

15.07.2016
Региональный конкурс 2016 года проектов фундаментальных научных исследований, выполняемых молодыми учеными, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и Правительством Красноярского края.

15.07.2016
Конкурс 2017 года проектов фундаментальных научных исследований, проводимый совместно федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и Национальным институтом онкологии США.

Вакансии


15.07.2016
Институт океанологии им. П.П.Ширшова Российской академии наук объявляет конкурс на замещение вакантных должностей...

15.07.2016
Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии Российской академии наук объявляет конкурс на замещение вакантных должностей...

24.06.2016
“Европейский университет в Санкт-Петербурге”объявляет конкурс на замещение должностей научно-педагогических работников (старший преподаватель, профессор).






опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  РЕФОРМА РАН