Официально


Правительственным постановлением утверждено Положение о Министерстве науки и высшего образования, определены его функции и полномочия.



Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки запретила прием в Евроазиатскую богословскую семинарию Ассоциации христиан веры евангельской «Церковь Божия». Санкция введена за неисполнение предписаний в установленные сроки.



Минобрнауки разрешило заключение договоров о безвозмездном отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности гражданского назначения на условиях, предусмотренных пунктом 18 (1) Правил осуществления государственными заказчиками управления правами РФ на результаты интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 марта 2012 г. №233 по установленному перечню.

Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение о внесении в Госдуму законопроекта, цель которого - закрепление обязательного учета сведений о независимой оценке качества подготовки студентов при государственной аккредитации образовательной деятельности.




Новости № 23(2018)

Регионы


Ректор Тольяттинского госуниверситета Михаил Криштал и президент Университета г. Шаосин (Китай) Цзяньли Ван подписали соглашение о создании в опорном ТГУ Академии каллиграфии “Ланьтин”.

В Северо-Кавказском горно-металлургическом институте прошел восьмой Республиканский конкурс научно-исследовательских работ студентов вузов РСО-Алания на соискание премии имени Тазарета Дедегкаева.

Состоялось совместное заседание ученых советов Воронежского госуниверситета и Воронежского государственного медицинского университета имени Н.Н.Бурденко, приуроченное к столетию вузов, в ходе которого ректоры подписали соглашение о сотрудничестве.

СНГ


Интердайджест


Исследователи из больницы Святого Михаила (St. Michael’s Hospital) и Университета Торонто (University of Toronto) в Канаде установили, что витаминные и минеральные добавки в качестве средств профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, инфаркта, инсульта и преждевременной смерти неэффективны.

Стали известны имена лауреатов престижной премии Кавли 2018 года: это семь ученых из пяти стран - астрофизики, молекулярные биологи и нейробиологи.

Японские кардиохирурги из Университета Осаки (Osaka University) отныне могут лечить людей с сердечной недостаточностью с использованием клеток, полученных авангардным методом перепрограммирования.


11 июня под руководством Вилькицкого отправляется экспедиция, организованная главным гидрографическим управлением морского комиссариата для производства новых исследований на великом северном пути. Экспедиция отправляется к берегам Малой Земли. В нее вошли суда “Вайгач”, “Калгуев” и “Харитон Лаптев”. Впервые в экспедиции примут участие воздушные аппараты “Илья Муромец” и гидроаэропланы для производства разведок. На этих аппаратах установлены радиостанции.














Реакция горения. Учитель химии должен зажечь ребят - тогда они найдут свое место в науке.
Образование
№ 1-2(2016)

15.01.2016

“Поиск” изменяет традиции: вместо ставшего уже традиционным рассказа о работах члена-корреспондента РАН Валентина ­Ананикова, заведующего лабораторией металлокомплексных и наноразмерных катализаторов Института органической химии им. Н.Д.Зелинского РАН, мы решили поговорить о... преподавании химии в школе. Да еще и привлекли к нашей беседе аспиранта - Леонида Ромашова (на снимке слева). Помимо работы в ИОХ он преподает химию на биолого-химическом отделении школы №192, читает курс лекций для студентов Высшего химического колледжа РАН. Кроме того, он произвел сенсацию: вместе со своим бывшим учеником, а теперь - коллегой по лаборатории, первокурсником химфака МГУ Глебом Руховичем (на снимке справа) он опубликовал статью в известном журнале Королевского химического общества Великобритании. Леониду мы и задали первый вопрос:

- Химия, с точки зрения гуманитария, - предмет трудный. Может, и есть занимательные книги про эту науку, но еще нужно, чтобы возникло желание их найти и прочитать. На наш взгляд, все зависит от преподавателя: удастся ему увлечь ребят - возможно, кто-то из них и станет химиком. А как это было у вас?
- У меня получилось иначе. Химиков в нашем роду нет, но уже лет в пять я твердо знал, кем стану в будущем. В детстве химия мне казалась чем-то сродни магии. Вряд ли какая-то еще наука может похвастаться созданием материалов, не имеющих аналогов в природе. Ведь это благодаря ей появились полупроводники, а значит, и электроника, полимеры, многие лекарства, краски, агрохимикаты...
- Все это замечательно, но сколько времени отводится химии в обычной школе и в вашей спецшколе?
- Страшно сказать: по образовательному стандарту в старших классах химию преподают один-два часа в неделю, то есть максимум 90 минут. Так что ситуация в обычной школе - хуже некуда. Спасают положение своего рода “научные оазисы” - учебные заведения, подобные нашему, где на преподавание естественных наук отводится значительно больше времени. Помимо насыщенной школьной программы (5-6 часов химии в неделю) у нас работают кружки, факультативы, проводятся лекции приглашенных ученых... Неудивительно, что наши дети успешно участвуют в олимпиадах и конкурсах различного уровня. (От редакции: у Леонида богатое олимпиадное прошлое: будучи учеником 10-11 классов он дважды, в 2006-2007 годах, завоевывал золотые медали международных олимпиад по химии в Республике Корея и в России). На собственном опыте я пришел к выводу: на международную олимпиаду труднее попасть, чем ее выиграть.
- Как вы оказались в школе и стали преподавателем?
- Если бы лет шесть назад мне сказали, что я буду работать в школе, никогда бы не поверил. Это получилось практически случайно. Курсе на третьем Российского химико-технологического университета им. Д.И.Менделеева, где я учился, как бывалого олимпиадника, меня попросили подготовить группу школьников к участию в заключительном этапе Всероссийской олимпиады по химии. Я согласился: выступать перед аудиторией из заинтересованных слушателей - дело всегда приятное. Провел курс занятий, познакомился с ребятами и учителями 192-й школы и понял: мне там нравится. Согласился на следующий год вести углубленный курс органической химии в химическом классе. Затем мне еще прибавили часы - так постепенно и стал штатным преподавателем. А на сегодняшний день заведую кафедрой химии нашей школы, активно участвую в ее развитии - в общем, пустил корни.
- Что больше привлекает вас в преподавании?
- По сравнению с научной работой, у преподавания есть одно несомненное достоинство: реальные цели и задачи. Научный результат далеко не всем очевиден, его не всегда удается “пощупать”. Ты можешь несколько лет безрезультатно биться над некой проблемой, а можешь за несколько месяцев сделать открытие. В науке очень важен фактор везения: правильно выбранная тема, верная гипотеза и т.д. А в школе перед тобой конкретная задача: к тебе приходят дети, понятия не имеющие о твоем предмете, и ты должен как можно лучше восполнить этот пробел. Со временем видишь, как головы ребят наполняются “разумным, добрым, вечным”. И осознание, что это твоя заслуга: ты вложил в них целый “багаж” знаний и научил ими пользоваться, приносит очень большое удовлетворение. Сразу видно, как ты работаешь, добился ли ты успеха.
- Как возникла идея написать статью?
- В нашей школе десятиклассники выполняют исследовательскую работу и в конце года защищают ее на общешкольной конференции. Параллельно мы обучаем ребят вести научную дискуссию, объясняем, что такое рецензирование, каковы обязанности оппонента и др. В общем, играем с ними в игру: “как защищать диссертации, дипломы и курсовые”. И вот мой ученик Глеб Рухович, сегодня первокурсник химфака МГУ и сотрудник лаборатории ИОХ, в 10 классе под моим руководством занялся проблемой расшифровки масс-спектров металлорганических и кластерных соединений. А поскольку Глеб помимо химии увлекался и программированием, то работа была наполовину по химии, наполовину по программированию. В результате получился программный продукт, которым очень удобно пользоваться химикам, имеющим дело с масс-спектрометрическим анализом металлсодержащих соединений: теперь расшифровка сложного масс-спектра вместо нескольких дней занимает несколько часов. Мы посчитали исследование стоящим, написали статью и отправили в журнал RSC Advances Королевского химического общества Великобритании. Редакция, что нас удивило и обрадовало, очень быстро ее отрецензировала и напечатала.
- И какова была реакция?
- Не знаю пока, как ее приняли за рубежом, но на моих учеников и коллег по школе она произвела сильное впечатление. Впервые бывший школьник, которого еще помнят многие учителя, опубликовал статью (пусть и в соавторстве) в иностранном журнале с достаточно высоким импакт-фактором по материалам своего школьного проекта. Значит, успех вполне реален, и им есть к чему стремиться!
- Работа в лаборатории ИОХ помогает вашей преподавательской деятельности?
- Безусловно. Чтобы выпускник мог осознанно выбрать химию своей будущей профессией, школа должна сформировать у него правильное представление о том, чем эта наука занимается сегодня. Проблема в том, что базовая школьная программа основывается на химии XVIII - начала XX века, в то время как современная химия представляет собой уже нечто совсем иное. А кто может рассказать о современной химии лучше, чем действующий химик?
Школе, в которой я работаю, считаю, повезло: наш директор Татьяна Старкова заключила договоры о сотрудничестве с рядом академических институтов и ведущих университетов. Наши дети имеют возможность работать в наиболее продвинутых научных лабораториях. Еще в старших классах они приобщаются к современной науке. И, выбирая ее своей будущей профессией, принимают не спонтанное, а осознанное решение. Неудивительно, что порядка 99% наших выпускников поступают в университеты. Уверен, что и институты заинтересованы в сотрудничестве с профильными школами - так заблаговременно они готовят для себя профессиональные кадры...
Тот же вопрос: как он выбирал будущую профессию? - “Поиск” задал и Валентину Ананикову.
- Эта тема интересует меня все последние годы, - говорит Валентин Павлович. - Задавал подобный вопрос самым разным ученым: своим друзьям по профессии, маститым исследователям, даже нобелевским лауреатам. Поразительно, но в 90% случаев ответ был один: “Я выбрал химию, потому что у меня был хороший учитель”.
Я считаю химию предметом уникальным. Это едва ли не самая востребованная область науки, поскольку все вокруг нас сделано из химических материалов. Вместе с тем химия очень сложна для восприятия. Люди, с ней не связанные, чаще всего ее не любят и побаиваются. Большинство школьных предметов, если они ему нравятся, ученик может освоить самостоятельно, но не химию - она дается трудно. И, если учитель не “протоптал дорожку” к сердцу ученика, тот вряд ли ею увлечется. Ребятам нужен учитель-энтузиаст. Тогда они или действительно полюбят этот предмет, или осознанно решат, что он не для них.
- Из кого получаются хорошие учителя?
- Из тех, кто сам “горит изнутри”, одержим этой наукой. К ним принадлежит Леонид Ромашов, дважды выигравший золотую медаль Международной олимпиады по химии, в мире, думаю, таких по пальцам пересчитать можно. Вокруг него постоянно вьются школьники и студенты, причем самые лучшие. Поэтому я спокоен за кадровый состав своей лаборатории: благодаря Леониду, его увлеченности и энтузиазму к нам приходят наиболее способные молодые люди.
Отечественным ученым не так-то просто конкурировать с обеспеченными всем необходимым иностранными коллегами, но главное все же интеллект. И здесь, уверен, у нас очень “богатая” страна. Вопреки разного рода новациям и реформам наша талантливая, нестандартно мыслящая молодежь находит дорогу к научным исследованиям.
- И все же, как вы стали химиком?
 - Мой случай типичный. Почти до самого 10 класса я химию глубоко не воспринимал. Но неожиданно появился новый преподаватель - и моментально все изменилось. Это был настоящий Учитель. И я увидел всю привлекательность этой науки. Мне стало интересно: какой жизнью живут молекулы? как они реагируют друг с другом? какие сложные связи существуют между ними? Выбрал химию - и нисколько не жалею об этом...
В порядке послесловия - о правильности выбора. Валентин Анаников в 28 лет стал доктором наук, а в 33 - самым молодым членом-корреспондентом РАН. Более 100 его статей напечатаны в ведущих иностранных журналах, недавно международное агентство Web of Science присудило ему премию как самому активно цитируемому химику нашей страны.
Леонид Ромашов готовится защищать кандидатскую диссертацию, работает сразу над двумя темами и пока не решил, на какой остановиться: то ли на катализе кластерами переходных металлов, то ли на конверсии биомассы в продукты тонкого органического синтеза. В зарубежных изданиях опубликовал шесть статей.
В активе первокурсника химфака МГУ Глеба Руховича одна статья, принятая иностранным журналом. Наверняка не последняя.

Юрий Дризе
Фото Андрея Моисеева


 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Как равные с равным. Студенты озадачили президента РАН.
Стремятся ли сегодня лучшие выпускники школ и студенты сделать карьеру исследователя? Как старшие товарищи, влияющие на научную политику в стране, могут помочь талантливым ребятам, выбравшим эту нелегкую стезю? Эти вопросы обсуждались на встрече президента Российской академии наук Александра Сергеева с представителями клуба “Российские интеллектуальные ресурсы”. /№ 23(2018)
Защитная реакция. Вузы приготовились к самостоятельному присуждению степеней.
В Санкт-Петербургском государственном университете (СПбГУ) состоялся семинар на тему “Присуждение ученых степеней по собственным правилам: модель и опыт СПбГУ”. Участие в мероприятии приняли представители более чем 20 ведущих вузов из Москвы, Томска, Казани, Новосибирска и других городов России. /№ 23(2018)
Язык доведет. Будущие русисты пройдут практику за рубежом.
Россотрудничество и Государственный институт русского языка им. А.С.Пушкина (Институт русского языка) объявили о запуске совместного проекта “Магистры русского языка”, предусматривающего углубленную подготовку и стажировку за рубежом лучших студентов вузов, обучающихся по программе “Русский язык как иностранный”. /№ 23(2018)

Новости


Правительство РФ не будет менять порядок назначения руководителей научных организаций, сообщает ТАСС со ссылкой на заявление вице-премьера Татьяны Голиковой.



Президиум Межведомственного совета по присуждению премий Правительства РФ в области образования, рассмотрев проекты работ, представленных на соискание премий 2018 года, рекомендовал к присуждению премий пять из них, сообщает пресс-служба Минобрнауки.



В Общественной палате РФ состоялось заседание круглого стола на тему «Актуальное законодательное обеспечение научной и образовательной деятельности», сообщает пресс-служба РАН.



Предложения Правительства РФ по ранее внесенному Президентом страны в Госдуму проекту поправок к закону о Российской академии наук понижают статус Академии наук, и РАН выступает против этого, заявил журналистам глава Российской академии наук Александр Сергеев.



Клуб «1 июля» подтвердил свое заявление от 25 мая 2018 года о недопустимости блокировки президентских поправок к закону о РАН и подчеркнул, что они должны быть приняты в исходном виде, согласованном Президентом РФ и руководством Академии наук.



XIII форум научной и творческой интеллигенции государств-участников СНГ открылся в Астане. Он собрал более 200 делегатов из России, Армении, Азербайджана, Белоруссии, Киргизии, Казахстана, Молдавии, Таджикистана, Туркмении, Украины и Узбекистана.



Объединение военных кафедр и учебных военных центров в гражданских вузах позволит оптимизировать систему военной подготовки студентов, заявил в беседе с журналистами статс-секретарь, заместитель министра обороны РФ Николай Панков.

Конференции


Шесть дней - с 29 мая по 3 июня - продлится II Международная научно-практическая конференция «Игровая культура современного детства». И если первый день пройдет в формате привычных докладов и лекций, то остальные пять станут экспериментом. На площадках интерактивного фестиваля «Да-Игра!» ученые в области детской психологии и педагогики проведут мастер-классы и открытые лекции для специалистов и родителей.

II Всероссийская научно-практическая конференция “Совершенствование системы взаимодействия Российского фонда фундаментальных исследований и субъектов Российской Федерации в вопросах проведения региональных и молодежных конкурсов”

Пятая конференция разработчиков российских операционных платформ «OS DAY. Надежность» состоится 17-18 мая 2018 г. в Москве, в главном здании Российской академии наук. Основной темой для обсуждения среди теоретиков и практиков системного программирования и разработки ОС станет вопрос надежности. Участники рассмотрят методы проектирования и разработки надежных платформ, инструментальные средства обеспечения надежности программно-аппаратных систем как на этапе разработки, так и на этапе эксплуатации.

Текущие конкурсы


Международный научный фонд экономических исследований академика Н.П.Федоренко (МНФЭИ) объявляет конкурсы 2018 года

Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” совместно с субъектами Российской Федерации

Конкурс проектов 2018 года междисциплинарных фундаментальных научных исследований, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” совместно с субъектами Российской Федерации

Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований, выполняемых молодыми учеными, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” совместно с администрацией Волгоградской области

Конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований по теме “История Евразии в материальных памятниках древности: традиции и современные подходы в археологических исследованиях” (“Древности”)

Вакансии


13.04.2018
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования “Московский физико-технический институт (государственный университет)” объявляет конкурс на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу

02.03.2018
объявляет конкурс на замещение вакантных должностей:

17.11.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии рудных месторождений, петрографии минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН) объявляет конкурс на замещение вакантной должности...




опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии