Официально


Госдума рассмотрит законопроект о возможности прохождения студентами военной подготовки в военных высших учебных заведениях, если в их вузах нет соответствующих кафедр, сообщает сайт нижней палаты парламента.



В Федеральном агентстве научных организаций состоялись заседания двух рабочих групп. Одна - по взаимодействию ФАНО с РАН при формировании кадрового резерва научных организаций, подведомственных агентству, - заявила о целесообразности введения должности научного руководителя в 32 подведомственных ФАНО научных организациях.

В Санкт-Петербурге состоялось совещание руководства ФАНО с директорами подведомственных организаций, расположенных на территории Северо-Западного федерального округа. На встрече были представлены результаты работы по основным направлениям деятельности агентства.




Новости № 48(2016)

Регионы


В Московском авиационном институте завершилась Международная неделя авиакосмических технологий Aerospace Science Week. В рамках форума прошла международная конференция “Авиация и космонавтика”, на которой было заслушано более 200 докладов. Состоялся также конкурс “Молодежь и будущее авиации и космонавтики” - молодые ученые подали на участие в нем 267 работ.

В Кабардино-Балкарском госуниверситете прошли Дни Эрмитажа. Это первое столь масштабное мероприятие музея в стенах вуза Северного Кавказа.

Томский политехнический университет и Дальневосточное отделение РАН заключили договор о сотрудничестве. Подписи под документом поставили ректор ТПУ Петр Чубик и председатель отделения Валентин Сергиенко.

СНГ


Интердайджест


Всемирная организация здравоохранения отменила режим международной чрезвычайной ситуации, связанной с вирусом Зика. С подробностями - Reuters.

Первые испытания метода генного редактирования CRISPR начались в Китае. Об этом сообщает Nature News.

Город, которому не меньше 7000 лет, обнаружили египетские археологи, он находится в провинции Сохаг на юге страны.


Один из нью-йоркских заводов электрических лампочек выпустил в продажу новый вид наполненных азотом калильных лампочек, дающих белый свет, приближающийся к дневному. Особая окраска света получается благодаря применению специального сорта стекла, причем света теряется не более 8%.




















Реакция горения. Учитель химии должен зажечь ребят - тогда они найдут свое место в науке.
Образование
№ 1-2(2016)

15.01.2016

“Поиск” изменяет традиции: вместо ставшего уже традиционным рассказа о работах члена-корреспондента РАН Валентина ­Ананикова, заведующего лабораторией металлокомплексных и наноразмерных катализаторов Института органической химии им. Н.Д.Зелинского РАН, мы решили поговорить о... преподавании химии в школе. Да еще и привлекли к нашей беседе аспиранта - Леонида Ромашова (на снимке слева). Помимо работы в ИОХ он преподает химию на биолого-химическом отделении школы №192, читает курс лекций для студентов Высшего химического колледжа РАН. Кроме того, он произвел сенсацию: вместе со своим бывшим учеником, а теперь - коллегой по лаборатории, первокурсником химфака МГУ Глебом Руховичем (на снимке справа) он опубликовал статью в известном журнале Королевского химического общества Великобритании. Леониду мы и задали первый вопрос:

- Химия, с точки зрения гуманитария, - предмет трудный. Может, и есть занимательные книги про эту науку, но еще нужно, чтобы возникло желание их найти и прочитать. На наш взгляд, все зависит от преподавателя: удастся ему увлечь ребят - возможно, кто-то из них и станет химиком. А как это было у вас?
- У меня получилось иначе. Химиков в нашем роду нет, но уже лет в пять я твердо знал, кем стану в будущем. В детстве химия мне казалась чем-то сродни магии. Вряд ли какая-то еще наука может похвастаться созданием материалов, не имеющих аналогов в природе. Ведь это благодаря ей появились полупроводники, а значит, и электроника, полимеры, многие лекарства, краски, агрохимикаты...
- Все это замечательно, но сколько времени отводится химии в обычной школе и в вашей спецшколе?
- Страшно сказать: по образовательному стандарту в старших классах химию преподают один-два часа в неделю, то есть максимум 90 минут. Так что ситуация в обычной школе - хуже некуда. Спасают положение своего рода “научные оазисы” - учебные заведения, подобные нашему, где на преподавание естественных наук отводится значительно больше времени. Помимо насыщенной школьной программы (5-6 часов химии в неделю) у нас работают кружки, факультативы, проводятся лекции приглашенных ученых... Неудивительно, что наши дети успешно участвуют в олимпиадах и конкурсах различного уровня. (От редакции: у Леонида богатое олимпиадное прошлое: будучи учеником 10-11 классов он дважды, в 2006-2007 годах, завоевывал золотые медали международных олимпиад по химии в Республике Корея и в России). На собственном опыте я пришел к выводу: на международную олимпиаду труднее попасть, чем ее выиграть.
- Как вы оказались в школе и стали преподавателем?
- Если бы лет шесть назад мне сказали, что я буду работать в школе, никогда бы не поверил. Это получилось практически случайно. Курсе на третьем Российского химико-технологического университета им. Д.И.Менделеева, где я учился, как бывалого олимпиадника, меня попросили подготовить группу школьников к участию в заключительном этапе Всероссийской олимпиады по химии. Я согласился: выступать перед аудиторией из заинтересованных слушателей - дело всегда приятное. Провел курс занятий, познакомился с ребятами и учителями 192-й школы и понял: мне там нравится. Согласился на следующий год вести углубленный курс органической химии в химическом классе. Затем мне еще прибавили часы - так постепенно и стал штатным преподавателем. А на сегодняшний день заведую кафедрой химии нашей школы, активно участвую в ее развитии - в общем, пустил корни.
- Что больше привлекает вас в преподавании?
- По сравнению с научной работой, у преподавания есть одно несомненное достоинство: реальные цели и задачи. Научный результат далеко не всем очевиден, его не всегда удается “пощупать”. Ты можешь несколько лет безрезультатно биться над некой проблемой, а можешь за несколько месяцев сделать открытие. В науке очень важен фактор везения: правильно выбранная тема, верная гипотеза и т.д. А в школе перед тобой конкретная задача: к тебе приходят дети, понятия не имеющие о твоем предмете, и ты должен как можно лучше восполнить этот пробел. Со временем видишь, как головы ребят наполняются “разумным, добрым, вечным”. И осознание, что это твоя заслуга: ты вложил в них целый “багаж” знаний и научил ими пользоваться, приносит очень большое удовлетворение. Сразу видно, как ты работаешь, добился ли ты успеха.
- Как возникла идея написать статью?
- В нашей школе десятиклассники выполняют исследовательскую работу и в конце года защищают ее на общешкольной конференции. Параллельно мы обучаем ребят вести научную дискуссию, объясняем, что такое рецензирование, каковы обязанности оппонента и др. В общем, играем с ними в игру: “как защищать диссертации, дипломы и курсовые”. И вот мой ученик Глеб Рухович, сегодня первокурсник химфака МГУ и сотрудник лаборатории ИОХ, в 10 классе под моим руководством занялся проблемой расшифровки масс-спектров металлорганических и кластерных соединений. А поскольку Глеб помимо химии увлекался и программированием, то работа была наполовину по химии, наполовину по программированию. В результате получился программный продукт, которым очень удобно пользоваться химикам, имеющим дело с масс-спектрометрическим анализом металлсодержащих соединений: теперь расшифровка сложного масс-спектра вместо нескольких дней занимает несколько часов. Мы посчитали исследование стоящим, написали статью и отправили в журнал RSC Advances Королевского химического общества Великобритании. Редакция, что нас удивило и обрадовало, очень быстро ее отрецензировала и напечатала.
- И какова была реакция?
- Не знаю пока, как ее приняли за рубежом, но на моих учеников и коллег по школе она произвела сильное впечатление. Впервые бывший школьник, которого еще помнят многие учителя, опубликовал статью (пусть и в соавторстве) в иностранном журнале с достаточно высоким импакт-фактором по материалам своего школьного проекта. Значит, успех вполне реален, и им есть к чему стремиться!
- Работа в лаборатории ИОХ помогает вашей преподавательской деятельности?
- Безусловно. Чтобы выпускник мог осознанно выбрать химию своей будущей профессией, школа должна сформировать у него правильное представление о том, чем эта наука занимается сегодня. Проблема в том, что базовая школьная программа основывается на химии XVIII - начала XX века, в то время как современная химия представляет собой уже нечто совсем иное. А кто может рассказать о современной химии лучше, чем действующий химик?
Школе, в которой я работаю, считаю, повезло: наш директор Татьяна Старкова заключила договоры о сотрудничестве с рядом академических институтов и ведущих университетов. Наши дети имеют возможность работать в наиболее продвинутых научных лабораториях. Еще в старших классах они приобщаются к современной науке. И, выбирая ее своей будущей профессией, принимают не спонтанное, а осознанное решение. Неудивительно, что порядка 99% наших выпускников поступают в университеты. Уверен, что и институты заинтересованы в сотрудничестве с профильными школами - так заблаговременно они готовят для себя профессиональные кадры...
Тот же вопрос: как он выбирал будущую профессию? - “Поиск” задал и Валентину Ананикову.
- Эта тема интересует меня все последние годы, - говорит Валентин Павлович. - Задавал подобный вопрос самым разным ученым: своим друзьям по профессии, маститым исследователям, даже нобелевским лауреатам. Поразительно, но в 90% случаев ответ был один: “Я выбрал химию, потому что у меня был хороший учитель”.
Я считаю химию предметом уникальным. Это едва ли не самая востребованная область науки, поскольку все вокруг нас сделано из химических материалов. Вместе с тем химия очень сложна для восприятия. Люди, с ней не связанные, чаще всего ее не любят и побаиваются. Большинство школьных предметов, если они ему нравятся, ученик может освоить самостоятельно, но не химию - она дается трудно. И, если учитель не “протоптал дорожку” к сердцу ученика, тот вряд ли ею увлечется. Ребятам нужен учитель-энтузиаст. Тогда они или действительно полюбят этот предмет, или осознанно решат, что он не для них.
- Из кого получаются хорошие учителя?
- Из тех, кто сам “горит изнутри”, одержим этой наукой. К ним принадлежит Леонид Ромашов, дважды выигравший золотую медаль Международной олимпиады по химии, в мире, думаю, таких по пальцам пересчитать можно. Вокруг него постоянно вьются школьники и студенты, причем самые лучшие. Поэтому я спокоен за кадровый состав своей лаборатории: благодаря Леониду, его увлеченности и энтузиазму к нам приходят наиболее способные молодые люди.
Отечественным ученым не так-то просто конкурировать с обеспеченными всем необходимым иностранными коллегами, но главное все же интеллект. И здесь, уверен, у нас очень “богатая” страна. Вопреки разного рода новациям и реформам наша талантливая, нестандартно мыслящая молодежь находит дорогу к научным исследованиям.
- И все же, как вы стали химиком?
 - Мой случай типичный. Почти до самого 10 класса я химию глубоко не воспринимал. Но неожиданно появился новый преподаватель - и моментально все изменилось. Это был настоящий Учитель. И я увидел всю привлекательность этой науки. Мне стало интересно: какой жизнью живут молекулы? как они реагируют друг с другом? какие сложные связи существуют между ними? Выбрал химию - и нисколько не жалею об этом...
В порядке послесловия - о правильности выбора. Валентин Анаников в 28 лет стал доктором наук, а в 33 - самым молодым членом-корреспондентом РАН. Более 100 его статей напечатаны в ведущих иностранных журналах, недавно международное агентство Web of Science присудило ему премию как самому активно цитируемому химику нашей страны.
Леонид Ромашов готовится защищать кандидатскую диссертацию, работает сразу над двумя темами и пока не решил, на какой остановиться: то ли на катализе кластерами переходных металлов, то ли на конверсии биомассы в продукты тонкого органического синтеза. В зарубежных изданиях опубликовал шесть статей.
В активе первокурсника химфака МГУ Глеба Руховича одна статья, принятая иностранным журналом. Наверняка не последняя.

Юрий Дризе
Фото Андрея Моисеева


 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Основные направления развития образования стали одним из главных пунктов повестки итогового в этом году заседания Совета Российского союза ректоров.
Основные направления развития образования в Российской Федерации стали одним из главных пунктов повестки итогового в этом году заседания Совета Российского союза ректоров под председательством президента РСР, ректора МГУ им. М.В.Ломоносова Виктора Садовничего, с участием помощника Президента РФ Андрея Фурсенко и министра образования и науки РФ Ольги Васильевой. Были подняты многие важные вопросы, связанные с будущим российской высшей школы. /№ 48(2016)

В адекватном отражении. Вузы оценили по успехам выпускников.
На днях стало известно, выпускники каких вузов мира наиболее успешны в трудоустройстве по версии компании Quacquarelli Symonds. Всего в QS Graduate Employability Rankings 2017 (Рейтинг мировых университетов по параметрам трудоустройства выпускников) вошли 300 университетов, включая семь наших. До первой сотни никто из них не дотянул, лучшие - МГУ и МГИМО - получили места в группе 101-150. /№ 48(2016)
Естественным путем. Российские вузы продвинулись в предметном рейтинге.
По версии агентства RUR, на днях опубликовавшего очередной рейтинг вузов мира по шести основным предметным областям, лучшие по всем показателям учебные заведения находятся в США. В общей сложности в продукт ранжирования RUR, составленный на основе данных компании Clarivate Analytics и представляющий собой систему из шести профильных рейтингов, попали 700 вузов из 74 стран мира. Среди них 23 российских университета - на семь больше, чем в прошлом году. /№ 47(2016)

Новости


Выставка фоторабот академика Юлия Харитона «В объективе Ю.Б.», подготовленная музеем РФЯЦ-ВНИИЭФ и впервые представленная в Сарове в ходе праздничных мероприятий, посвященных 70-летию ядерного центра, продолжает свое путешествие.Теперь экспозиция открылась в столичном парламенте, информирует сайт Мосгордумы.



Научный руководитель Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян выступил за введение ЕГЭ по истории в качестве обязательного, сообщает Агентство городских новостей «Москва».



Вице-премьер Ольга Голодец заявила, что в 2017 году правительство дополнительно выделит творческим вузам 1,1 млрд рублей, сообщает ТАСС.Источником средств станет Резервный фонд РФ.



Глава Минкомсвязи Николай Никифоров заявил, что России необходим миллион ИT-специалистов, подчеркнув при этом, что для них уже есть рабочие места, передает ТАСС. Сейчас, по его словам, в России трудятся около 400 тысяч специалистов в этой области.



Федеральное агентство по делам национальностей вместе с МВД готовит систему анкетирования, которая будет проверять студентов на экстремизм. Об этом сообщила газета «Ведомости» со ссылкой на заявление, прозвучавшее на форуме «Российский Кавказ: территория единства».



Конференции


В Пермском национальном исследовательском политехническом университете 5-8 декабря 2016 года пройдет XII Всероссийская (с международным участием) конференция “Биомеханика-2016”.

14 и 15 декабря 2016 года в рамках деловой программы IV Национальной выставки “ВУЗПРОМ­ЭКСПО-2016” Минобрнауки России проведет III Всероссийскую научно-практическую конференцию “Исследования и разработки - 2016”.

Перечень научных конференций, симпозиумов, съездов, семинаров и школ, проводимых подведомственными ФАНО России организациями в 2016 году.

Текущие конкурсы


Конкурс проектов организации российских и международных молодежных научных мероприятий, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований”.

Конкурс проектов организации российских и международных научных мероприятий, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований”.

Открыт публичный конкурс на соискание премий Правительства РФ в области образования 2017 года.Работы от претендентов принимаются до 10 февраля 2017 года в Минобрнауки РФ.

Продолжается прием заявок на XI Всероссийский конкурс научно-инновационных проектов для старшеклассников. Цель конкурса - поддержка талантливой молодежи, авторов научно-инновационных идей.

Фонд инфраструктурных и образовательных программ совместно с Офисом главного ученого Министерства экономики Израиля проводят очередной отбор российско-израильских проектов промышленных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ...

Вакансии


02.12.2016
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт океанологии им. П.П.Ширшова Российской академии наук объявляет конкурс на замещение вакантных должностей...

18.11.2016
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт океанологии им. П.П.Ширшова Российской академии наук объявляет конкурс на замещение вакантных должностей...

11.11.2016
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН) объявляет конкурс на замещение вакантных должностей...





опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии