Официально


Распоряжением правительства одобрен проект Соглашения по укреплению международного арктического научного сотрудничества, представленный МИД и согласованный с заинтересованными органами исполнительной власти и РАН. Документ предварительно был проработан с американской, датской, исландской, канадской, норвежской, шведской и финляндской сторонами.

Приказом Минобрнауки ликвидирован филиал Кемеровского госуниверситета в городе Прокопьевске.

На сайте Минобрнауки опубликован протокол заседания конкурсной комиссии министерства по проведению конкурсного отбора юридических лиц на предоставление в 2017 году грантов в форме субсидий из федерального бюджета в рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы по мероприятию «Поддержка инноваций в области развития и мониторинга системы образования».




Новости № 16(2017)

Регионы


Первый заместитель министра сельского хозяйства РФ Джамбулат Хатуов, губернатор Белгородской области Евгений Савченко и председатель Совета директоров ООО “ГК Агро-Белогорье” Владимир Зотов открыли в НИУ “БелГУ” научно-исследовательский Центр геномной селекции.

В Балтийском федеральном университете создан отдел наукометрии и публикационной активности, сотрудники которого помогут ученым вуза подобрать наиболее подходящий для публикации журнал международного уровня, а также проконсультируют по вопросам улучшения своих наукометрических показателей.

Определены победители российского этапа турнира Imagine Cup 2017. Они будут представлять нашу страну в международном финале этого соревнования.

СНГ


Интердайджест


Новые формы клеточной инженерии порождают этические вопросы - гарвардские ученые считают, что пора задуматься о проблеме синтетического эмбриона. С подробностями - New York Times.

У осьминогов и их близких родственников обнаружена генетическая странность, которой пытаются объяснить выдающуюся сообразительность этих моллюсков. Статья об этом опубликована в журнале Cell.


В одной из аудиторий Петроградского университета открылись краткосрочные курсы для подготовки лиц, уезжающих в деревню для пропаганды среди крестьянского населения. На курсы записалось много раненых солдат, признанных негодными к военной службе и возвращающихся на родину, члены Всероссийского крестьянского союза, народные учителя и учительницы и учащиеся петроградских высших учебных заведений.




















Реакция горения. Учитель химии должен зажечь ребят - тогда они найдут свое место в науке.
Образование
№ 1-2(2016)

15.01.2016

“Поиск” изменяет традиции: вместо ставшего уже традиционным рассказа о работах члена-корреспондента РАН Валентина ­Ананикова, заведующего лабораторией металлокомплексных и наноразмерных катализаторов Института органической химии им. Н.Д.Зелинского РАН, мы решили поговорить о... преподавании химии в школе. Да еще и привлекли к нашей беседе аспиранта - Леонида Ромашова (на снимке слева). Помимо работы в ИОХ он преподает химию на биолого-химическом отделении школы №192, читает курс лекций для студентов Высшего химического колледжа РАН. Кроме того, он произвел сенсацию: вместе со своим бывшим учеником, а теперь - коллегой по лаборатории, первокурсником химфака МГУ Глебом Руховичем (на снимке справа) он опубликовал статью в известном журнале Королевского химического общества Великобритании. Леониду мы и задали первый вопрос:

- Химия, с точки зрения гуманитария, - предмет трудный. Может, и есть занимательные книги про эту науку, но еще нужно, чтобы возникло желание их найти и прочитать. На наш взгляд, все зависит от преподавателя: удастся ему увлечь ребят - возможно, кто-то из них и станет химиком. А как это было у вас?
- У меня получилось иначе. Химиков в нашем роду нет, но уже лет в пять я твердо знал, кем стану в будущем. В детстве химия мне казалась чем-то сродни магии. Вряд ли какая-то еще наука может похвастаться созданием материалов, не имеющих аналогов в природе. Ведь это благодаря ей появились полупроводники, а значит, и электроника, полимеры, многие лекарства, краски, агрохимикаты...
- Все это замечательно, но сколько времени отводится химии в обычной школе и в вашей спецшколе?
- Страшно сказать: по образовательному стандарту в старших классах химию преподают один-два часа в неделю, то есть максимум 90 минут. Так что ситуация в обычной школе - хуже некуда. Спасают положение своего рода “научные оазисы” - учебные заведения, подобные нашему, где на преподавание естественных наук отводится значительно больше времени. Помимо насыщенной школьной программы (5-6 часов химии в неделю) у нас работают кружки, факультативы, проводятся лекции приглашенных ученых... Неудивительно, что наши дети успешно участвуют в олимпиадах и конкурсах различного уровня. (От редакции: у Леонида богатое олимпиадное прошлое: будучи учеником 10-11 классов он дважды, в 2006-2007 годах, завоевывал золотые медали международных олимпиад по химии в Республике Корея и в России). На собственном опыте я пришел к выводу: на международную олимпиаду труднее попасть, чем ее выиграть.
- Как вы оказались в школе и стали преподавателем?
- Если бы лет шесть назад мне сказали, что я буду работать в школе, никогда бы не поверил. Это получилось практически случайно. Курсе на третьем Российского химико-технологического университета им. Д.И.Менделеева, где я учился, как бывалого олимпиадника, меня попросили подготовить группу школьников к участию в заключительном этапе Всероссийской олимпиады по химии. Я согласился: выступать перед аудиторией из заинтересованных слушателей - дело всегда приятное. Провел курс занятий, познакомился с ребятами и учителями 192-й школы и понял: мне там нравится. Согласился на следующий год вести углубленный курс органической химии в химическом классе. Затем мне еще прибавили часы - так постепенно и стал штатным преподавателем. А на сегодняшний день заведую кафедрой химии нашей школы, активно участвую в ее развитии - в общем, пустил корни.
- Что больше привлекает вас в преподавании?
- По сравнению с научной работой, у преподавания есть одно несомненное достоинство: реальные цели и задачи. Научный результат далеко не всем очевиден, его не всегда удается “пощупать”. Ты можешь несколько лет безрезультатно биться над некой проблемой, а можешь за несколько месяцев сделать открытие. В науке очень важен фактор везения: правильно выбранная тема, верная гипотеза и т.д. А в школе перед тобой конкретная задача: к тебе приходят дети, понятия не имеющие о твоем предмете, и ты должен как можно лучше восполнить этот пробел. Со временем видишь, как головы ребят наполняются “разумным, добрым, вечным”. И осознание, что это твоя заслуга: ты вложил в них целый “багаж” знаний и научил ими пользоваться, приносит очень большое удовлетворение. Сразу видно, как ты работаешь, добился ли ты успеха.
- Как возникла идея написать статью?
- В нашей школе десятиклассники выполняют исследовательскую работу и в конце года защищают ее на общешкольной конференции. Параллельно мы обучаем ребят вести научную дискуссию, объясняем, что такое рецензирование, каковы обязанности оппонента и др. В общем, играем с ними в игру: “как защищать диссертации, дипломы и курсовые”. И вот мой ученик Глеб Рухович, сегодня первокурсник химфака МГУ и сотрудник лаборатории ИОХ, в 10 классе под моим руководством занялся проблемой расшифровки масс-спектров металлорганических и кластерных соединений. А поскольку Глеб помимо химии увлекался и программированием, то работа была наполовину по химии, наполовину по программированию. В результате получился программный продукт, которым очень удобно пользоваться химикам, имеющим дело с масс-спектрометрическим анализом металлсодержащих соединений: теперь расшифровка сложного масс-спектра вместо нескольких дней занимает несколько часов. Мы посчитали исследование стоящим, написали статью и отправили в журнал RSC Advances Королевского химического общества Великобритании. Редакция, что нас удивило и обрадовало, очень быстро ее отрецензировала и напечатала.
- И какова была реакция?
- Не знаю пока, как ее приняли за рубежом, но на моих учеников и коллег по школе она произвела сильное впечатление. Впервые бывший школьник, которого еще помнят многие учителя, опубликовал статью (пусть и в соавторстве) в иностранном журнале с достаточно высоким импакт-фактором по материалам своего школьного проекта. Значит, успех вполне реален, и им есть к чему стремиться!
- Работа в лаборатории ИОХ помогает вашей преподавательской деятельности?
- Безусловно. Чтобы выпускник мог осознанно выбрать химию своей будущей профессией, школа должна сформировать у него правильное представление о том, чем эта наука занимается сегодня. Проблема в том, что базовая школьная программа основывается на химии XVIII - начала XX века, в то время как современная химия представляет собой уже нечто совсем иное. А кто может рассказать о современной химии лучше, чем действующий химик?
Школе, в которой я работаю, считаю, повезло: наш директор Татьяна Старкова заключила договоры о сотрудничестве с рядом академических институтов и ведущих университетов. Наши дети имеют возможность работать в наиболее продвинутых научных лабораториях. Еще в старших классах они приобщаются к современной науке. И, выбирая ее своей будущей профессией, принимают не спонтанное, а осознанное решение. Неудивительно, что порядка 99% наших выпускников поступают в университеты. Уверен, что и институты заинтересованы в сотрудничестве с профильными школами - так заблаговременно они готовят для себя профессиональные кадры...
Тот же вопрос: как он выбирал будущую профессию? - “Поиск” задал и Валентину Ананикову.
- Эта тема интересует меня все последние годы, - говорит Валентин Павлович. - Задавал подобный вопрос самым разным ученым: своим друзьям по профессии, маститым исследователям, даже нобелевским лауреатам. Поразительно, но в 90% случаев ответ был один: “Я выбрал химию, потому что у меня был хороший учитель”.
Я считаю химию предметом уникальным. Это едва ли не самая востребованная область науки, поскольку все вокруг нас сделано из химических материалов. Вместе с тем химия очень сложна для восприятия. Люди, с ней не связанные, чаще всего ее не любят и побаиваются. Большинство школьных предметов, если они ему нравятся, ученик может освоить самостоятельно, но не химию - она дается трудно. И, если учитель не “протоптал дорожку” к сердцу ученика, тот вряд ли ею увлечется. Ребятам нужен учитель-энтузиаст. Тогда они или действительно полюбят этот предмет, или осознанно решат, что он не для них.
- Из кого получаются хорошие учителя?
- Из тех, кто сам “горит изнутри”, одержим этой наукой. К ним принадлежит Леонид Ромашов, дважды выигравший золотую медаль Международной олимпиады по химии, в мире, думаю, таких по пальцам пересчитать можно. Вокруг него постоянно вьются школьники и студенты, причем самые лучшие. Поэтому я спокоен за кадровый состав своей лаборатории: благодаря Леониду, его увлеченности и энтузиазму к нам приходят наиболее способные молодые люди.
Отечественным ученым не так-то просто конкурировать с обеспеченными всем необходимым иностранными коллегами, но главное все же интеллект. И здесь, уверен, у нас очень “богатая” страна. Вопреки разного рода новациям и реформам наша талантливая, нестандартно мыслящая молодежь находит дорогу к научным исследованиям.
- И все же, как вы стали химиком?
 - Мой случай типичный. Почти до самого 10 класса я химию глубоко не воспринимал. Но неожиданно появился новый преподаватель - и моментально все изменилось. Это был настоящий Учитель. И я увидел всю привлекательность этой науки. Мне стало интересно: какой жизнью живут молекулы? как они реагируют друг с другом? какие сложные связи существуют между ними? Выбрал химию - и нисколько не жалею об этом...
В порядке послесловия - о правильности выбора. Валентин Анаников в 28 лет стал доктором наук, а в 33 - самым молодым членом-корреспондентом РАН. Более 100 его статей напечатаны в ведущих иностранных журналах, недавно международное агентство Web of Science присудило ему премию как самому активно цитируемому химику нашей страны.
Леонид Ромашов готовится защищать кандидатскую диссертацию, работает сразу над двумя темами и пока не решил, на какой остановиться: то ли на катализе кластерами переходных металлов, то ли на конверсии биомассы в продукты тонкого органического синтеза. В зарубежных изданиях опубликовал шесть статей.
В активе первокурсника химфака МГУ Глеба Руховича одна статья, принятая иностранным журналом. Наверняка не последняя.

Юрий Дризе
Фото Андрея Моисеева


 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Тренды - по потребностям. Московский салон образования свел министров и дошкольников.
Московский международный салон образования (ММСО), ежегодно организуемый Минобрнауки РФ, этой весной в четвертый раз принял на своей площадке несколько десятков тысяч посетителей. Один из показателей возросшего интереса к форуму - удвоившееся по сравнению с прошлым годом число СМИ, освещавших события салона. /№ 16(2017)

Возможны варианты. Ректоры присмотрелись к моделям инновационных центров.
Теперь не “деньги в обмен на обязательства”, а “новые возможности за новые эффективные решения” - так предложил характеризовать запущенный недавно приоритетный проект “Вузы как центры пространства для создания инноваций” директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки РФ Александр Соболев, принявший участие в дискуссии о проблемах и вызовах, связанных с реализацией “дорожной карты” этого проекта. /№ 16(2017)
Давайте перепроверим. Каким быть новому рейтингу вузов?
В ближайшее время ожидается появление нового рейтинга вузов “Три миссии университета”. Он создается при активном участии Российского союза ректоров и Российской академии наук. Как заявляют разработчики, рейтинг “оценивает все три классические ключевые миссии университетов”, однако представленная на сайте 3missions.ru методология не дает ответа на несколько важнейших вопросов... /№ 16(2017)

Новости


Началась кампания по выдвижению кандидатов в президенты Российской академии наук. Как стало известно «Поиску», Бюро Отделения нанотехнологий и информационных технологий РАН единогласно выдвинуло в качестве своего кандидата председателя Совета Российского фонда фундаментальных исследований академика Владислава Панченко.



Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов заявил, что на досрочном этапе Единого государственного экзамена за различные нарушения были удалены 366 человек, сообщает Агентство городских новостей «Москва». По словам главы Рособрнадзора, это чуть менее 1% всех участников экзамена.

В Москве открылась выставка разработок в области информационных технологий для образования, сообщает пресс-служба Департамента образования столицы.

Архитектурный совет Москвы отложил проект восстановления здания Фундаментальной библиотеки Института научной информации по общественным наукам РАН, для того чтобы провести новые консультации с экспертами, сообщает Агентство городских новостей «Москва».

Национальная Служба Новостей опубликовала комментарий уполномоченного по правам студентов Артема Хромова о создании опорных университетов. "Вся информация о перспективах развития опорного вуза должна быть полностью опубликована," - заявил студенческий омбудсмен.

Конференции


Перечень научных конференций, симпозиумов, съездов, семинаров и школ, проводимых подведомственными ФАНО России организациями в 2017 году.

Центр научно-информационных исследований по науке, образованию и технологиям ИНИОН РАН проводит ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СЕМИНАР ПО НАУКОВЕДЕНИЮ.

Перечень научных конференций, симпозиумов, съездов, семинаров и школ, проводимых подведомственными ФАНО России организациями в 2017 году.

Текущие конкурсы


Институт передовых технологий Самсунг (Samsung Advanced Institute of Technology) объявил о начале 9-го ежегодного Международного конкурса научно-исследовательских проектов в рамках долгосрочной программы Global Research Outreach (GRO).

Организаторы международного конкурса The Global Challenges Prize 2017: A New Shape, направленного на поиск новых форм глобального сотрудничества, продлили срок подачи заявок до 30 сентября 2017 года. Это решение вызвано высоким уровнем интереса со стороны потенциальных участников, что, по мнению организаторов, связано с увеличивающимся беспокойством по поводу роста национализма и популизма во многих регионах мира.

Минобрнауки объявило конкурс по отбору команд для развития региональных научно-образовательных математических центров, сообщает пресс-служба министерства.

С 15 апреля будет открыт прием анкет для участия в конкурсе по программе “Для женщин в науке”, проводимом L’ORÉAL - UNESCO при поддержке Комиссии Российской Федерации по делам UNESCO и Российской академии наук.

Конкурс проектов 2017 года фундаментальных научных исследований, проводимый совместно Российским фондом фундаментальных исследований и Лондонским Королевским Обществом.

Вакансии


14.04.2017
Всероссийский селекционно-технологический институт садоводства и питомниководства объявляет выборы на должности...

14.04.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт океанологии им. П.П.Ширшова Российской академии наук объявляет конкурс на замещение вакантных должностей...

31.03.2017
НИЦ “Курчатовский институт” объявляет весенний прием в аспирантуру по следующим направлениям подготовки...





опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии