Официально


Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки прекратила действие лицензии Индустриального института и Московской академии творчества. Также за неисполнение предписаний в установленные сроки запрещен прием в Сургутский институт мировой экономики и бизнеса «Планета» и Академию туризма и международных отношений.



В Минобрнауки подвели итоги конкурса на право проведения исследований с целью формирования системы научно-технологических приоритетов ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы». По результатам конкурса отобраны семь организаций (имеющие, по мнению организаторов конкурса, наилучшие показатели по квалификации и опыту ключевых исполнителей, научно-техническому заделу и т.д. для выполнения соответствующих работ).



Правительство утвердило правила господдержки центров Национальной технологической инициативы на базе вузов и научных организаций, а также положение о проведении конкурсного отбора для предоставления соответствующих грантов.



Министерство образования и науки подготовило законопроект о внесении изменений в статью 5 ФЗ «О рекламе» и статью 59 ФЗ «Об образовании в РФ», согласно которому будет запрещена реклама оказания услуг по подготовке и написанию дипломных работ. Документ размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов.






Новости № 42(2017)

Регионы


Объем активов Фонда Дальневосточного федерального университета достиг 420 миллионов рублей. На прошедшем недавно Восточном экономическом форуме команда фонда провела ряд встреч и переговоров с представителями крупнейших российских и зарубежных компаний. Договоренности позволят увеличить поступления в эндаумент и запустить новые совместные научные и образовательные проекты.

Санкт-Петербургский госуниверситет посетила делегация во главе с принцессой Таиланда Махой Чакри Сириндон. Визит Ее Королевского Высочества в Россию связан со 120-летием установления дипломатических отношений между двумя странами. Гостья изучила принцип работы Научного парка СПбГУ и выразила заинтересованность в развитии сотрудничества с университетом.

Ульяновский государственный технический университет отметил свое 60-летие. Торжественное мероприятие началось с парада факультетов УлГТУ, возглавляемых их деканами. После того как прозвучал гимн вуза, прошло вручение наград ветеранам, преподавателям и сотрудникам университета.

СНГ


Интердайджест


Новый геном неандертальца выявил больше признаков, унаследованных современными людьми от вымерших. Об это сообщает Science. Все современные люди за исключением тех, кто имеет африканское происхождение, несут в своем геноме то или иное небольшое количество неандертальской ДНК. В предыдущих исследованиях было показано, что это наследие может сказываться на здоровье человека.

Метод редактирования генов CRISPR позволил излечить от глаукомы мышей. С подробностями - Genome Web. Исследователи из Университета Айовы (University of Iowa) применили систему CRISPR/Cas9 для исправления генетической мутации, вызывающей глаукому, на живых мышах, а также в культуре клеток сетчатой ткани глаза под названием “трабекулярная сеть”.


В Одессе, по сообщению “Одесского листка”, на заседании революционного комитета комендант сообщил, что раскрыта многочисленная организация, решившая организовать погром. Вошли в организацию группа жителей пригородов, часть солдат и матросов.


















Взрослые - за парту! Силу личности и коллектива формирует конкурентоспособность.
Образование
№ 3(2016)

22.01.2016

В последнюю декаду 2015 года в Кремле состоялось заседание Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования в Российской Федерации. Казалось бы, не наша, школьная тема. Но, говоря о необходимости для общества системы повышения профессионального роста учителей, президент В.Путин подчеркнул, что в деле внедрения современных программ подготовки и повышения квалификации педагогов надо расширять участие вузов.
Каких - педагогических? “Так они и будут учить тому, что умеют, что и так преподают”, - услышала я от коллег. Иных? А почему вообще проблема повышения квалификации - забота вуза? Может, все-таки отрасли, конкретной организации?
Вроде простые вопросы, но от ответа на них сегодня зависит наша конкурентоспособность, по большому счету наше будущее, утверждает научный руководитель Тюменского государственного университета Геннадий КУЦЕВ.

- Человек, как известно, любит соперничество, только если не сомневается в своем превосходстве. Но еще В.Даль определял “соперничество или состязание в торговле и промыслах, соискательство, соревнование” словом “конкуренция”. Знаток русского языка неспроста ставил эти понятия в один ряд. Они - грани единого явления, - издалека заходит доктор философских наук. - Правда, в советское время у нас его именовали социалистическим соревнованием, а, воспитывая специалиста, о конкуренции старались не говорить, хотя она существовала и между странами, и между предприятиями, и между людьми. Карьеру ценили, но слово “карьерист” заведомо несло сугубо негативный оттенок - ведь и индивидуальная, и коллективная конкуренция были отнесены к обществу с капиталистическим укладом.
- Однако сегодня за конкуренцию ратуют, особенно те, кто способен превзойти соперника. Преимущества экономики обычно измеряют размером прибыли. Но ведь конкурентоспособность педагога, специалиста не оценивают в рублях. Должны быть и вроде есть какие-то другие мерила потенциальных возможностей человека, тем более коллектива, фирмы?
- Вы про социальный капитал - менталитет населения, здоровье, уровень общего и профессионального образования, качество социальных институтов и многое другое? Из них в конечном итоге и формируется конкурентоспособность трудовых ресурсов, инвестиционная привлекательность любой территории или коллектива. На первом плане здесь образование, в особенности профессиональное. По данным социологов, 71% предпринимателей отметили, что конкуренция реально имеет место в их сфере деятельности, воспринимается как “двигатель прогресса”. Чем масштабнее социальная общность, тем больше возможностей целенаправленно формировать конкурентные преимущества. Потому столичные центры, крупные мегаполисы всегда объективно выигрывают в соревновании за человеческие ресурсы, инвестиции. Однако в условиях глобализации не только в столицах возникают центры опережающего развития, региональные технопарки, особые экономические зоны, формируются инновационные системы.
- Но любые ресурсы, а тем более финансовые, всегда ограниченны.
- Поэтому, заботясь о повышении своих конкурентных преимуществ, важно определить те направления деятельности, организационные формы, которые при меньших затратах ресурсов дадут более эффективную отдачу. Ведь не случайно страны, лидирующие в научно-техническом развитии, направляют на образование более 10% валового национального продукта. Полагаем, что для оценки, измерения конкурентоспособности личности, социальной общности можно использовать показатели инновационной активности, которые относительно легко мониторить. Одним из значимых индикаторов здесь является тяга, интерес к достижениям науки и техники. По данным нашего исследования 2013 года, треть опрошенного экономически активного населения проявляет интерес к достижениям науки и техники, но только одна десятая часть в той или иной мере участвует в инновационной деятельности. Мы замеряли влияние на инновационную активность уровня образования, оснащенности рабочего места респондентов, личную вооруженность цифровыми устройствами, уровень и источники информирования, вплоть до влияния социально-психологических факторов. Неожиданно для социологов на первое место вышел фактор морального одобрения окружающих (63,9% опрошенных) по сравнению с фактором технической поддержки - 22,4%, финансовой поддержки - 20,5%, административной поддержки - 19%. Видимо, сказываются особенности нашего национального характера, менталитета. Причем резкий скачок интереса к инновациям наблюдается у людей, имеющих высшее образование (почти 40% уделяют внимание) и еще на 25% прибавляется такой интерес в группе опрошенных специалистов с учеными степенями. Ниже интерес к инновациям в группе населения со средним профессиональным образованием, что связано в первую очередь с характером их занятости в экономике.
Также мы проанализировали интерес к инновациям людей, проходивших повышение квалификации в различной форме и в различные сроки. Особенно отслеживают инновации или принимают участие в их продвижении те работники (41,4% опрошенных), которые прошли повышение квалификации в течение последних 5 лет. Среди тех, кто последний раз делал это более 5-10 лет назад, интерес к инновациям проявляли только 10% респондентов. А свыше 15 лет назад - лишь 1,6%. Самый малый разрыв с последним повышением профессиональной квалификации у генераторов инновационных идей. Эти данные показывают, что именно система переподготовки и повышения квалификации в большей степени, чем даже базовые учебные заведения профессионального образования, должна быть нацелена на инновационное обновление профессиональных знаний работающего населения, способствовать росту его конкурентоспособности на рынке труда.
- Пока такая система более или менее выстроена для чиновников государственной и муниципальной службы...
- Еще и для работников здравоохранения, топ-менеджеров крупного бизнеса, а надо выстраивать ее для самых разных специалистов. И делать это именно с помощью вузов, потому что там есть для этого условия, кадры и не утрачена требовательность к результатам своего труда.
Однако среди достаточно многочисленных показателей эффективности высших профессиональных учебных заведений пока нет даже упоминания о дополнительном профессиональном образовании. Надо сосредоточивать дополнительное профессиональное образование именно в самых эффективных вузах при самом принципиальном контроле качества на выходе. В нынешней социально-экономической обстановке, возможно, было бы правильно сдвинуть часть бюджетного финансирования вузов с базового образования на дополнительное профессиональное образование, на масштабное повышение квалификации по современным, конкурентоспособным компетенциям.
- Но захочет ли сесть за парту население?
- Не в этом вопрос. Категорически - надо! Институт социологии РАН утверждает, что последние два-три года в России отмечается тенденция сокращения инвестиций в дополнительное образование и квалификацию даже представителей среднего класса. Люди все меньше тратят на самообразование. Но способность к реализации инноваций, а это - самое главное в долгосрочной стратегии формирования конкурентоспособности и конкурентных преимуществ государства, невозможна без высокой инновационной активности работников. Причем самую быструю отдачу от системы образования можно получить через всемерное развитие образования взрослого работающего населения. Экономические расчеты показывают, что инвестиции в дополнительное профессиональное образование выгоднее, более предсказуемы, надежны, чем в любую другую форму образования. Не зря системой непрерывного образования охвачено в Австрии - 89,2% экономически активного населения, в Дании - 79,7%, в Финляндии - 77,3%, в Швеции - 71%, в Швейцарии - 68%, во Франции - почти 42%, в Великобритании - 37,6%. Доля экономически активного населения России, охваченного дополнительным профессиональным образованием, сегодня не выше 22,4%.
- И что же делать?
- Развивать непрерывное дополнительное профобразование, формировать и сертифицировать системы повышения профессиональной квалификации. Недостаточная развитость их - одна из причин низкой конкурентоспособности российской экономики. Не случайно об этом сказал на Госсовете по образованию В.Путин. А Д.Медведев, выступая на прошлом Гайдаровском форуме, заявил, что сейчас во всем мире инвестиции в знания растут быстрее, чем вложения в основные фонды. В России же работники, постоянно обновляющие свои знания, в меньшинстве. Нам надо добиться непрерывного дополнительного профессионального образования практически всего занятого населения, используя для этого не только личное, но и часть рабочего времени человека. А для более полной и точной оценки можно использовать количество времени, затрачиваемого в год на переподготовку и повышение квалификации на одного работающего. Уровень финансовых затрат на эти цели не дает объективной картины. Одна зарубежная стажировка топ-менеджера обычно превышает расходы на повышение квалификации десятков человек.
- Ой, как только пойдет на это мода, тут же появятся фирмы-однодневки, халтурщики...
- Мне кажется, понимая это, В.Путин и сказал, что надо расширять в этой работе участие вузов. Прежде чем выстраивать обновленную систему переподготовки и повышения квалификации населения, занятого в экономике и социальной сфере, надо отработать систему показателей, индикаторов для мониторинга этих процессов. Здесь следует поставить на первый план: периодичность такой учебы, количество рабочих дней или часов в году, использованных на повышение квалификации, объем финансовых ресурсов, направленных на эти цели. Вряд ли стоит, например, верным считать решение о снижении объема часов дополнительной профессиональной учебы с 72 до 16. Это несерьезно. Оптимальным вариантом для решения этой ключевой для наращивания конкурентных преимуществ проблемы было бы принятие Федерального закона “О дополнительном профессиональном образовании взрослого населения”. Одной статьи в ФЗ “Об образовании в РФ” явно недостаточно. Возможный выход - создание федерального фонда дополнительного профессионального образования (ДПО). А учитывая, что сейчас повышение квалификации в основном идет за счет личных средств граждан, а частные собственники объективно не заинтересованы расходовать полученную прибыль на эти цели, возможно, следует по примеру других стран ввести специальный налог на содержание и развитие дополнительного профессионального образования. Отдай налог на ДПО и за направление на профессиональную учебу своих работников, пожалуйста, получи компенсацию из фонда. Не направил - средства остаются в фонде, для фирмы - чистая потеря. А ведь соперничество за высококачественные трудовые ресурсы - это конкуренция за умы, она идет не только между странами, но и внутри государства между центром и периферией. К тому же надо иметь в виду, что самые продвинутые в научно-техническом отношении страны проводят агрессивную политику отбора и привлечения интеллектуальных ресурсов. Особенно по перспективным, прорывным направлениям развития науки и техники, начиная со студентов и аспирантов - через широко развитую систему грантов и завершая привлечением лидеров ведущих научных школ. Экономические потери стран-доноров в этом случае оцениваются в миллиарды долларов. В современных условиях именно с точки зрения конкурентного потенциала следует в первую очередь оценивать миграцию научно-технической интеллигенции из страны, делать все возможное для закрепления квалифицированных специалистов, более того для их привлечения из других стран.


Беседу вела
Елизавета ПОНАРИНА
Фото автора


 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Паровоз для машиниста. ФЗ “Об образовании в РФ” назвали законом для управленцев.
- Нынешний ФЗ “Об образовании в РФ” - это закон о распределении полномочий между различными уровнями управления, некий “паровоз для машиниста”. Студенты, преподаватели и родители не найдут там ничего о себе, зато управленцы теперь понимают, кто из них и чем должен заниматься, - заявил на пресс-конференции в МИА “Россия сегодня” первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по образованию и науке Олег Смолин. /№ 42(2017)
Видят сдвиг. Аналитики отмечают рост качества приема в вузы.
Более половины абитуриентов, поступивших в этом году на бюджетные места в 151 вуз России, - отличники, с баллами ЕГЭ выше 70. В прошлом году таких вузов было на 16 меньше. Результаты 8-го ежегодного мониторинга качества студентов, зачисленных в российские вузы по результатам ЕГЭ и олимпиад в 2017 году, были представлены на пресс-конференции в пресс-центре МИА “Россия сегодня”. /№ 42(2017)
Вдохновленные познанием. Фестиваль науки - праздник для всей страны.
Это был масштабный праздник с увлекательными лекциями блестящих российских и зарубежных ученых и популяризаторов науки, умеющих о сложном рассказывать так, чтобы это было понятно и интересно любому школьнику. Традиционно главное научно-просветительское событие года организует в столице Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова при поддержке Минобрнауки РФ и Правительства Москвы. /№ 41(2017)

Новости


На сайте Клуба «1 июля» опубликовано заявление в связи с решением Президиума ВАК оставить за В.Мединским степень доктора исторических наук. Члены клуба призвали реформировать ВАК, сделав ее независимой от Минобрнауки.



Президиум Высшей аттестационной комиссии на закрытом заседании рекомендовал сохранить степень доктора исторических наук министру культуры РФ Владимиру Мединскому, несмотря на то что ранее Экспертный совет ВАК по истории счел диссертацию министра ненаучной и содержащей грубые фактические и методологические ошибки.



В Правительстве РФ состоялось заседание президиума Совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным проектам. В нем приняла участие министр образования и науки Ольга Васильева.



В связи с 30-летием Уральского отделения РАН и 85-летием академической науки Урала руководитель ФАНО Михаил Котюков поздравил всех, кто работал во благо развития науки на Урале.



Клуб «1 июля» призвал Федеральное Собрание отложить рассмотрение закона о науке до принятия закона о РАН и добиться концептуального согласования этих законодательных актов.



Процедура получения гражданства РФ для иностранных граждан, которые с отличием окончили российский вуз и готовы остаться работать в России, будет упрощена. Об этом заявил во вторник статс-секретарь - замглавы Минобрнауки Павел Зенькович на ток-шоу «Сделано в России! Продвижение российских вузов за рубежом», состоявшемся в рамках Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Сочи.



Создан Федеральный научный центр по пчеловодству. Он сформирован на базе НИИ пчеловодства путем присоединения к нему Краснополянской опытной станции пчеловодства.



Конференции


Перечень научных конференций, симпозиумов, съездов, семинаров и школ, проводимых подведомственными ФАНО России организациями в 2017 году.

Школа состоится 16-18 октября 2017 года в МГТУ им. Н.Э.Баумана при поддержке Российского научного фонда.

Перечень научных конференций, симпозиумов, съездов, семинаров и школ, проводимых подведомственными ФАНО России организациями в 2017 году.

Текущие конкурсы


Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований, проводимый Российским фондом фундаментальных исследований совместно с организациями - участниками Рамочной программы БРИКС в сфере науки, технологий и инноваций.

Конкурс проектов 2018 года организации российских и международных научных мероприятий, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований”.

Обзор стипендиальных программ DAAD для учебы и научных исследований в Германии на 2018/2019 учебный год.

Совет при Президенте Российской Федерации по науке и образованию начинает прием документов на соискание Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологий за 2017 год.

Министерство образования и науки Российской Федерации совместно с Советом по грантам Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых и по государственной поддержке ведущих научных школ Российской Федерации объявляет конкурсы 2018 года на право получения грантов Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов наук и молодых российских ученых - докторов наук. Организатором конкурсов является Минобрнауки России.

Вакансии


13.10.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Научный и издательский центр “Наука” РАН объявляет конкурс на замещение вакантных должностей научных работников

06.10.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт океанологии им. П.П.Ширшова Российской академии наук объявляет конкурс на замещение вакантной должности научного сотрудника Лаборатории морской турбулентности по специальности “Океанология”.

06.10.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт океанологии им. П.П.Ширшова Российской академии наук объявляет конкурс на замещение вакантной должности младшего научного сотрудника (2 вакансии) Лаборатории геологии Атлантики по специальности “Океанология”.





опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии