Официально


Госдума голосами 395 депутатов приняла решение о создании специальной комиссии по закону о единой информационной системе «Контингент обучающихся», который был отклонен Президентом РФ.



Пресс-секретарь Президента РФ назвал «скорее несоответствующими действительности» сообщения о том, что Владимир Путин поддержит действующего президента РАН на предстоящих в марте выборах главы академии. По заявлению Дмитрия Пескова, В.Путин - «сторонник поливариантности» при решении вопроса о будущем руководителе РАН.



Общественный совет при Рособрнадзоре обсудил развитие независимой оценки знаний студентов вузов и вопросы, связанные с проведением Всероссийских проверочных работ, сообщает интернет-ресурс федеральной службы.




Новости № 3(2017)

Регионы


Студент геолого-географического факультета Томского государственного университета Кирилл Никитин помог полицейским задержать грабителя, напавшего на женщину. Ректор Эдуард Галажинский лично поблагодарил Кирилла за способность самоотверженно прийти на помощь, назвав это проявлением лучших качеств студента ТГУ, и вручил ему памятные сувениры с символикой университета, а также сертификат на бесплатное участие во Всероссийском молодежном форуме “Территория смыслов на Клязьме” летом 2017 года.

Ректор МГУ Виктор Садовничий провел встречу с губернатором Тульской области Алексеем Дюминым, которая была посвящена обсуждению нового этапа научно-технологического и образовательного сотрудничества между Московским университетом и Тульской областью. По итогам было подписано новое соглашение о научном сотрудничестве и одобрен проект создания научно-образовательного комплекса “школа-колледж-предприятие-вуз” на базе четырехуровневой системы подготовки высококвалифицированных кадров для инновационных предприятий области.

Накануне Нового года в кампусе Южного федерального университета состоялось торжественное открытие спортивно-оздоровительного комплекса “Южный меридиан” с бассейном, характеристики которого полностью отвечают олимпийским требованиям: площадь - 1500 кв. м, длина плавательных дорожек - 50 м. Это позволит проводить здесь соревнования не только университетские, городские, региональные, но и всероссийские.

СНГ


Украинские абитуриенты стали реже поступать в вузы по контрактной системе обучения. Как говорится в отчете аналитического центра CEDOS, количество абитуриентов, которые поступают на платную форму, уменьшилось почти в два раза с 2012 по 2015 год.

На Украине почти остановился конвейер по “выпуску” профессоров и доцентов. Об этом пишет эксперт аналитической платформы Vox Ukraine Татьяна Тищук. По ее данным, с начала 2016 года звание профессора и доцента получил только 21 человек. При этом прежде эта цифра составляла более 5 тысяч в год.

Студентам вузов и профессиональных школ повысят стипендии. Решением правительства на 20% увеличат выплаты тем, кто учится на педагогических, аграрных и медицинских специальностях.

Интердайджест


Множество гробниц с останками людей и крокодилов обнаружили археологи в Египте, открытие отнесено к временам XVIII династии. Подробности - в The Seeker.

Миниатюрный кишечник с существенными отличиями от предыдущих подобных “органоидов” выращен японскими учеными. С подробностями - JCI Insight, Nature News.

Инфекционные белки-прионы впервые замечены у бактерий. Об этом сообщает Nature News.


В Америке, без сомнения, имеются образцовые учебные заведения, которые во всех отношениях могли бы померяться с аналогичными европейскими школами. Но сами американцы признаются, что в их народных и начальных школах уделяется слишком мало внимания европейским делам.




















Взрослые - за парту! Силу личности и коллектива формирует конкурентоспособность.
Образование
№ 3(2016)

22.01.2016

В последнюю декаду 2015 года в Кремле состоялось заседание Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования в Российской Федерации. Казалось бы, не наша, школьная тема. Но, говоря о необходимости для общества системы повышения профессионального роста учителей, президент В.Путин подчеркнул, что в деле внедрения современных программ подготовки и повышения квалификации педагогов надо расширять участие вузов.
Каких - педагогических? “Так они и будут учить тому, что умеют, что и так преподают”, - услышала я от коллег. Иных? А почему вообще проблема повышения квалификации - забота вуза? Может, все-таки отрасли, конкретной организации?
Вроде простые вопросы, но от ответа на них сегодня зависит наша конкурентоспособность, по большому счету наше будущее, утверждает научный руководитель Тюменского государственного университета Геннадий КУЦЕВ.

- Человек, как известно, любит соперничество, только если не сомневается в своем превосходстве. Но еще В.Даль определял “соперничество или состязание в торговле и промыслах, соискательство, соревнование” словом “конкуренция”. Знаток русского языка неспроста ставил эти понятия в один ряд. Они - грани единого явления, - издалека заходит доктор философских наук. - Правда, в советское время у нас его именовали социалистическим соревнованием, а, воспитывая специалиста, о конкуренции старались не говорить, хотя она существовала и между странами, и между предприятиями, и между людьми. Карьеру ценили, но слово “карьерист” заведомо несло сугубо негативный оттенок - ведь и индивидуальная, и коллективная конкуренция были отнесены к обществу с капиталистическим укладом.
- Однако сегодня за конкуренцию ратуют, особенно те, кто способен превзойти соперника. Преимущества экономики обычно измеряют размером прибыли. Но ведь конкурентоспособность педагога, специалиста не оценивают в рублях. Должны быть и вроде есть какие-то другие мерила потенциальных возможностей человека, тем более коллектива, фирмы?
- Вы про социальный капитал - менталитет населения, здоровье, уровень общего и профессионального образования, качество социальных институтов и многое другое? Из них в конечном итоге и формируется конкурентоспособность трудовых ресурсов, инвестиционная привлекательность любой территории или коллектива. На первом плане здесь образование, в особенности профессиональное. По данным социологов, 71% предпринимателей отметили, что конкуренция реально имеет место в их сфере деятельности, воспринимается как “двигатель прогресса”. Чем масштабнее социальная общность, тем больше возможностей целенаправленно формировать конкурентные преимущества. Потому столичные центры, крупные мегаполисы всегда объективно выигрывают в соревновании за человеческие ресурсы, инвестиции. Однако в условиях глобализации не только в столицах возникают центры опережающего развития, региональные технопарки, особые экономические зоны, формируются инновационные системы.
- Но любые ресурсы, а тем более финансовые, всегда ограниченны.
- Поэтому, заботясь о повышении своих конкурентных преимуществ, важно определить те направления деятельности, организационные формы, которые при меньших затратах ресурсов дадут более эффективную отдачу. Ведь не случайно страны, лидирующие в научно-техническом развитии, направляют на образование более 10% валового национального продукта. Полагаем, что для оценки, измерения конкурентоспособности личности, социальной общности можно использовать показатели инновационной активности, которые относительно легко мониторить. Одним из значимых индикаторов здесь является тяга, интерес к достижениям науки и техники. По данным нашего исследования 2013 года, треть опрошенного экономически активного населения проявляет интерес к достижениям науки и техники, но только одна десятая часть в той или иной мере участвует в инновационной деятельности. Мы замеряли влияние на инновационную активность уровня образования, оснащенности рабочего места респондентов, личную вооруженность цифровыми устройствами, уровень и источники информирования, вплоть до влияния социально-психологических факторов. Неожиданно для социологов на первое место вышел фактор морального одобрения окружающих (63,9% опрошенных) по сравнению с фактором технической поддержки - 22,4%, финансовой поддержки - 20,5%, административной поддержки - 19%. Видимо, сказываются особенности нашего национального характера, менталитета. Причем резкий скачок интереса к инновациям наблюдается у людей, имеющих высшее образование (почти 40% уделяют внимание) и еще на 25% прибавляется такой интерес в группе опрошенных специалистов с учеными степенями. Ниже интерес к инновациям в группе населения со средним профессиональным образованием, что связано в первую очередь с характером их занятости в экономике.
Также мы проанализировали интерес к инновациям людей, проходивших повышение квалификации в различной форме и в различные сроки. Особенно отслеживают инновации или принимают участие в их продвижении те работники (41,4% опрошенных), которые прошли повышение квалификации в течение последних 5 лет. Среди тех, кто последний раз делал это более 5-10 лет назад, интерес к инновациям проявляли только 10% респондентов. А свыше 15 лет назад - лишь 1,6%. Самый малый разрыв с последним повышением профессиональной квалификации у генераторов инновационных идей. Эти данные показывают, что именно система переподготовки и повышения квалификации в большей степени, чем даже базовые учебные заведения профессионального образования, должна быть нацелена на инновационное обновление профессиональных знаний работающего населения, способствовать росту его конкурентоспособности на рынке труда.
- Пока такая система более или менее выстроена для чиновников государственной и муниципальной службы...
- Еще и для работников здравоохранения, топ-менеджеров крупного бизнеса, а надо выстраивать ее для самых разных специалистов. И делать это именно с помощью вузов, потому что там есть для этого условия, кадры и не утрачена требовательность к результатам своего труда.
Однако среди достаточно многочисленных показателей эффективности высших профессиональных учебных заведений пока нет даже упоминания о дополнительном профессиональном образовании. Надо сосредоточивать дополнительное профессиональное образование именно в самых эффективных вузах при самом принципиальном контроле качества на выходе. В нынешней социально-экономической обстановке, возможно, было бы правильно сдвинуть часть бюджетного финансирования вузов с базового образования на дополнительное профессиональное образование, на масштабное повышение квалификации по современным, конкурентоспособным компетенциям.
- Но захочет ли сесть за парту население?
- Не в этом вопрос. Категорически - надо! Институт социологии РАН утверждает, что последние два-три года в России отмечается тенденция сокращения инвестиций в дополнительное образование и квалификацию даже представителей среднего класса. Люди все меньше тратят на самообразование. Но способность к реализации инноваций, а это - самое главное в долгосрочной стратегии формирования конкурентоспособности и конкурентных преимуществ государства, невозможна без высокой инновационной активности работников. Причем самую быструю отдачу от системы образования можно получить через всемерное развитие образования взрослого работающего населения. Экономические расчеты показывают, что инвестиции в дополнительное профессиональное образование выгоднее, более предсказуемы, надежны, чем в любую другую форму образования. Не зря системой непрерывного образования охвачено в Австрии - 89,2% экономически активного населения, в Дании - 79,7%, в Финляндии - 77,3%, в Швеции - 71%, в Швейцарии - 68%, во Франции - почти 42%, в Великобритании - 37,6%. Доля экономически активного населения России, охваченного дополнительным профессиональным образованием, сегодня не выше 22,4%.
- И что же делать?
- Развивать непрерывное дополнительное профобразование, формировать и сертифицировать системы повышения профессиональной квалификации. Недостаточная развитость их - одна из причин низкой конкурентоспособности российской экономики. Не случайно об этом сказал на Госсовете по образованию В.Путин. А Д.Медведев, выступая на прошлом Гайдаровском форуме, заявил, что сейчас во всем мире инвестиции в знания растут быстрее, чем вложения в основные фонды. В России же работники, постоянно обновляющие свои знания, в меньшинстве. Нам надо добиться непрерывного дополнительного профессионального образования практически всего занятого населения, используя для этого не только личное, но и часть рабочего времени человека. А для более полной и точной оценки можно использовать количество времени, затрачиваемого в год на переподготовку и повышение квалификации на одного работающего. Уровень финансовых затрат на эти цели не дает объективной картины. Одна зарубежная стажировка топ-менеджера обычно превышает расходы на повышение квалификации десятков человек.
- Ой, как только пойдет на это мода, тут же появятся фирмы-однодневки, халтурщики...
- Мне кажется, понимая это, В.Путин и сказал, что надо расширять в этой работе участие вузов. Прежде чем выстраивать обновленную систему переподготовки и повышения квалификации населения, занятого в экономике и социальной сфере, надо отработать систему показателей, индикаторов для мониторинга этих процессов. Здесь следует поставить на первый план: периодичность такой учебы, количество рабочих дней или часов в году, использованных на повышение квалификации, объем финансовых ресурсов, направленных на эти цели. Вряд ли стоит, например, верным считать решение о снижении объема часов дополнительной профессиональной учебы с 72 до 16. Это несерьезно. Оптимальным вариантом для решения этой ключевой для наращивания конкурентных преимуществ проблемы было бы принятие Федерального закона “О дополнительном профессиональном образовании взрослого населения”. Одной статьи в ФЗ “Об образовании в РФ” явно недостаточно. Возможный выход - создание федерального фонда дополнительного профессионального образования (ДПО). А учитывая, что сейчас повышение квалификации в основном идет за счет личных средств граждан, а частные собственники объективно не заинтересованы расходовать полученную прибыль на эти цели, возможно, следует по примеру других стран ввести специальный налог на содержание и развитие дополнительного профессионального образования. Отдай налог на ДПО и за направление на профессиональную учебу своих работников, пожалуйста, получи компенсацию из фонда. Не направил - средства остаются в фонде, для фирмы - чистая потеря. А ведь соперничество за высококачественные трудовые ресурсы - это конкуренция за умы, она идет не только между странами, но и внутри государства между центром и периферией. К тому же надо иметь в виду, что самые продвинутые в научно-техническом отношении страны проводят агрессивную политику отбора и привлечения интеллектуальных ресурсов. Особенно по перспективным, прорывным направлениям развития науки и техники, начиная со студентов и аспирантов - через широко развитую систему грантов и завершая привлечением лидеров ведущих научных школ. Экономические потери стран-доноров в этом случае оцениваются в миллиарды долларов. В современных условиях именно с точки зрения конкурентного потенциала следует в первую очередь оценивать миграцию научно-технической интеллигенции из страны, делать все возможное для закрепления квалифицированных специалистов, более того для их привлечения из других стран.


Беседу вела
Елизавета ПОНАРИНА
Фото автора


 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Не дадут запутаться? Студентов хотят оградить от вредных веяний.
В Пятигорском госуниверситете прошел Всероссийский научно-практический форум “Информационная безопасность в науке и образовании”. В нем приняли участие более 200 человек из 44 городов - представители Минобрнауки, ФСБ, МВД, МЧС, ФСТЭК, Роскомнадзора, а также ведущих вузов страны. Речь шла о задачах учебных заведений в сфере информационной безопасности и профилактики распространения противоправного контента в молодежной среде. /№ 1-2(2017)
На принципе включенности. Вузам предлагают роль драйверов развития регионов.
Руководители сибирских вузов собрались в Томском госуниверситете на первое совещание, посвященное Приоритетному национальному проекту “Вузы как центры пространства создания инноваций”. Согласно паспорту проекта, в 2017 году на базе ведущих российских университетов появятся 40 центров инновационного, технологического и социального развития регионов. К 2025 году их количество должно увеличиться до ста. /№ 51(2016)
В спорах о сроках. Профстандарт педагога ждет своего часа.
Профессиональный стандарт педагога, введение которого еще не так давно ожидалось с 1 января 2017 года, продолжает оставаться предметом дискуссий как в рядах широкой общественности, так и в профессиональной среде. В связи с этим случившийся в конце лета очередной перенос срока внедрения на 2019 год сегодня видится логичным, однако, как выясняется, и сейчас так считают далеко не все эксперты. /№ 51(2016)

Новости


В ФАНО недавно состоялось первое заседание Межведомственного совета по вопросам, связанным с формированием и реализацией комплексного плана научных исследований «Перспективные материалы с многоуровневой иерархической структурой для новых технологий и надежных конструкций» (КПНИ).



Минобрнауки проводит проверку по факту утечки в Интернет заданий Всероссийской олимпиады, сообщили РИА Новости в пресс-службе министерства. Ранее «Коммерсантъ» сообщал о нескольких случаях попадания в Интернет олимпиадных заданий.



Министр культуры Владимир Мединский готов к публичной дискуссии по поводу своей диссертации, сообщает ТАСС. «Я абсолютно уверен в своей позиции, и любые нападки под предлогом рассмотрения научной диссертации будут мною публично высмеяны», - заявил он журналистам.



В рамках Проекта 5-100 запущена версия сайта StudyinRussia.ru для испаноговорящих абитуриентов, это позволит значительно расширить аудиторию ресурса, основной целью которого является привлечение иностранных абитуриентов в российские вузы.

Минобрнауки запустило портал «Бюджет для граждан», предоставляющий доступ к полной информации о развитии и финансировании системы образования и науки в России. Вся информация на портале представлена в интерактивном формате в виде инфографики, диаграмм, интерактивных карт и видеороликов.

Конференции


Центр научно-информационных исследований по науке, образованию и технологиям ИНИОН РАН проводит ежемесячный Московский городской семинар по науковедению (научный руководитель - профессор А.И.Ракитов).

В Пермском национальном исследовательском политехническом университете 5-8 декабря 2016 года пройдет XII Всероссийская (с международным участием) конференция “Биомеханика-2016”.

14 и 15 декабря 2016 года в рамках деловой программы IV Национальной выставки “ВУЗПРОМ­ЭКСПО-2016” Минобрнауки России проведет III Всероссийскую научно-практическую конференцию “Исследования и разработки - 2016”.

Текущие конкурсы


Российская академия наук объявляет конкурс на соискание премии имени И.С.Шкловского, присуждаемой отечественным ученым за выдающиеся работы в области астрофизики.

Темы 701, 702, 703, 704 и 705 Конкурса 2017 года проектов ориентированных фундаментальных междисциплинарных исследований, проводимого федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” совместно с открытым акционерным обществом “Российские железные дороги”.

Конкурсы проектов фундаментальных научных исследований, проводимые федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и субъектами Российской Федерации.

Региональные конкурсы проектов организации российских и международных научных мероприятий 2017 года, проводимые Федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и субъектами Российской Федерации.

Региональный конкурс 2017 года проектов фундаментальных научных исследований, выполняемых молодыми учеными, проводимый Федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и Правительством Новосибирской области.

Вакансии


23.12.2016
Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования и науки Санкт-Петербургский национальный исследовательский Академический университет Российской академии наук объявляет конкурс на замещение следующих вакантных должностей...

16.12.2016
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт океанологии им. П.П.Ширшова Российской академии наук объявляет конкурс на замещение вакантных должностей...

02.12.2016
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт океанологии им. П.П.Ширшова Российской академии наук объявляет конкурс на замещение вакантных должностей...





опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии