Новости № 39(2016)

Официально


Президент Российской академии наук Владимир Фортов совершил рабочую поездку в Международный институт прикладного системного анализа, расположенный в Лаксенбурге, и выступил с докладом в Австрийской академии наук.

Министр образования и науки Ольга Васильева уволила сотрудника, который внес в проект изменений в Положение о присуждении ученых степеней норму, вызвавшую бурю протестов со стороны научного сообщества.

Министр образования и науки Ольга Васильева дала программное интервью информагентству ТАСС. Она рассказала о развитии системы образования, основных направлениях и приоритетных задачах в работе.




Регионы


В рамках международного Татарского нефтегазохимического форума состоялось подписание партнерского договора между Казанским (Приволжским) федеральным университетом и Научно-производственной фирмой “Пакер”, занимающейся производством оборудования для добычи нефти.

В Саратовском государственном техническом университете прошла Международная конференция “Развитие профессионального ИКТ-образования в РФ и Казахстане на основе европейской рамки квалификаций”.

Томский политехнический университет и крупнейший за Уралом завод химического машиностроения “Кемеровохиммаш” договорились вместе создавать новые технологии переработки золошлакового материала - отходов, образующихся при сжигании угля.

СНГ


Около 55 тысяч абитуриентов стали студентами 52 белорусских вузов нынешним летом. Почти половина из них будет учиться за счет госбюджета. В то же время более 8 тысяч мест так и остались вакантными. Почти все - на платную форму обучения.

Общее собрание Национальной академии наук Республики Армения недавно переизбрало руководящий состав НАН.

Социологический опрос, организованный Институтом социологии Национальной академии наук совместно с благотворительным фондом “Интеллектуальная перспектива”, показал, что всего 30% украинских граждан выступают за предоставление русскому языку статуса второго официального, а более 55,5% эту инициативу не поддерживают.

Интердайджест


23.09.2016
Генетики установили происхождение одежды Ледяного человека Отци - оно оказалось неожиданно сложным для медного века. Об этом сообщают Smithsonian.com; National Geographic News.

23.09.2016
Первые американские поселенцы могли прибыть морским путем, а не через Аляску - об этом свидетельствуют новые данные анализа доисторической ДНК, приведенные в Science NOW.

Веб


23.09.2016
В Тюменском госуниверситете запущен внутренний корпоративный портал для студентов, аспирантов, преподавателей и сотрудников.


Статистическое отделение городской управы разработало данные, добытые им путем анкеты, о питании среднего класса московского населения.
























Взрослые - за парту! Силу личности и коллектива формирует конкурентоспособность.
Образование
№ 3(2016)

22.01.2016

В последнюю декаду 2015 года в Кремле состоялось заседание Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования в Российской Федерации. Казалось бы, не наша, школьная тема. Но, говоря о необходимости для общества системы повышения профессионального роста учителей, президент В.Путин подчеркнул, что в деле внедрения современных программ подготовки и повышения квалификации педагогов надо расширять участие вузов.
Каких - педагогических? “Так они и будут учить тому, что умеют, что и так преподают”, - услышала я от коллег. Иных? А почему вообще проблема повышения квалификации - забота вуза? Может, все-таки отрасли, конкретной организации?
Вроде простые вопросы, но от ответа на них сегодня зависит наша конкурентоспособность, по большому счету наше будущее, утверждает научный руководитель Тюменского государственного университета Геннадий КУЦЕВ.

- Человек, как известно, любит соперничество, только если не сомневается в своем превосходстве. Но еще В.Даль определял “соперничество или состязание в торговле и промыслах, соискательство, соревнование” словом “конкуренция”. Знаток русского языка неспроста ставил эти понятия в один ряд. Они - грани единого явления, - издалека заходит доктор философских наук. - Правда, в советское время у нас его именовали социалистическим соревнованием, а, воспитывая специалиста, о конкуренции старались не говорить, хотя она существовала и между странами, и между предприятиями, и между людьми. Карьеру ценили, но слово “карьерист” заведомо несло сугубо негативный оттенок - ведь и индивидуальная, и коллективная конкуренция были отнесены к обществу с капиталистическим укладом.
- Однако сегодня за конкуренцию ратуют, особенно те, кто способен превзойти соперника. Преимущества экономики обычно измеряют размером прибыли. Но ведь конкурентоспособность педагога, специалиста не оценивают в рублях. Должны быть и вроде есть какие-то другие мерила потенциальных возможностей человека, тем более коллектива, фирмы?
- Вы про социальный капитал - менталитет населения, здоровье, уровень общего и профессионального образования, качество социальных институтов и многое другое? Из них в конечном итоге и формируется конкурентоспособность трудовых ресурсов, инвестиционная привлекательность любой территории или коллектива. На первом плане здесь образование, в особенности профессиональное. По данным социологов, 71% предпринимателей отметили, что конкуренция реально имеет место в их сфере деятельности, воспринимается как “двигатель прогресса”. Чем масштабнее социальная общность, тем больше возможностей целенаправленно формировать конкурентные преимущества. Потому столичные центры, крупные мегаполисы всегда объективно выигрывают в соревновании за человеческие ресурсы, инвестиции. Однако в условиях глобализации не только в столицах возникают центры опережающего развития, региональные технопарки, особые экономические зоны, формируются инновационные системы.
- Но любые ресурсы, а тем более финансовые, всегда ограниченны.
- Поэтому, заботясь о повышении своих конкурентных преимуществ, важно определить те направления деятельности, организационные формы, которые при меньших затратах ресурсов дадут более эффективную отдачу. Ведь не случайно страны, лидирующие в научно-техническом развитии, направляют на образование более 10% валового национального продукта. Полагаем, что для оценки, измерения конкурентоспособности личности, социальной общности можно использовать показатели инновационной активности, которые относительно легко мониторить. Одним из значимых индикаторов здесь является тяга, интерес к достижениям науки и техники. По данным нашего исследования 2013 года, треть опрошенного экономически активного населения проявляет интерес к достижениям науки и техники, но только одна десятая часть в той или иной мере участвует в инновационной деятельности. Мы замеряли влияние на инновационную активность уровня образования, оснащенности рабочего места респондентов, личную вооруженность цифровыми устройствами, уровень и источники информирования, вплоть до влияния социально-психологических факторов. Неожиданно для социологов на первое место вышел фактор морального одобрения окружающих (63,9% опрошенных) по сравнению с фактором технической поддержки - 22,4%, финансовой поддержки - 20,5%, административной поддержки - 19%. Видимо, сказываются особенности нашего национального характера, менталитета. Причем резкий скачок интереса к инновациям наблюдается у людей, имеющих высшее образование (почти 40% уделяют внимание) и еще на 25% прибавляется такой интерес в группе опрошенных специалистов с учеными степенями. Ниже интерес к инновациям в группе населения со средним профессиональным образованием, что связано в первую очередь с характером их занятости в экономике.
Также мы проанализировали интерес к инновациям людей, проходивших повышение квалификации в различной форме и в различные сроки. Особенно отслеживают инновации или принимают участие в их продвижении те работники (41,4% опрошенных), которые прошли повышение квалификации в течение последних 5 лет. Среди тех, кто последний раз делал это более 5-10 лет назад, интерес к инновациям проявляли только 10% респондентов. А свыше 15 лет назад - лишь 1,6%. Самый малый разрыв с последним повышением профессиональной квалификации у генераторов инновационных идей. Эти данные показывают, что именно система переподготовки и повышения квалификации в большей степени, чем даже базовые учебные заведения профессионального образования, должна быть нацелена на инновационное обновление профессиональных знаний работающего населения, способствовать росту его конкурентоспособности на рынке труда.
- Пока такая система более или менее выстроена для чиновников государственной и муниципальной службы...
- Еще и для работников здравоохранения, топ-менеджеров крупного бизнеса, а надо выстраивать ее для самых разных специалистов. И делать это именно с помощью вузов, потому что там есть для этого условия, кадры и не утрачена требовательность к результатам своего труда.
Однако среди достаточно многочисленных показателей эффективности высших профессиональных учебных заведений пока нет даже упоминания о дополнительном профессиональном образовании. Надо сосредоточивать дополнительное профессиональное образование именно в самых эффективных вузах при самом принципиальном контроле качества на выходе. В нынешней социально-экономической обстановке, возможно, было бы правильно сдвинуть часть бюджетного финансирования вузов с базового образования на дополнительное профессиональное образование, на масштабное повышение квалификации по современным, конкурентоспособным компетенциям.
- Но захочет ли сесть за парту население?
- Не в этом вопрос. Категорически - надо! Институт социологии РАН утверждает, что последние два-три года в России отмечается тенденция сокращения инвестиций в дополнительное образование и квалификацию даже представителей среднего класса. Люди все меньше тратят на самообразование. Но способность к реализации инноваций, а это - самое главное в долгосрочной стратегии формирования конкурентоспособности и конкурентных преимуществ государства, невозможна без высокой инновационной активности работников. Причем самую быструю отдачу от системы образования можно получить через всемерное развитие образования взрослого работающего населения. Экономические расчеты показывают, что инвестиции в дополнительное профессиональное образование выгоднее, более предсказуемы, надежны, чем в любую другую форму образования. Не зря системой непрерывного образования охвачено в Австрии - 89,2% экономически активного населения, в Дании - 79,7%, в Финляндии - 77,3%, в Швеции - 71%, в Швейцарии - 68%, во Франции - почти 42%, в Великобритании - 37,6%. Доля экономически активного населения России, охваченного дополнительным профессиональным образованием, сегодня не выше 22,4%.
- И что же делать?
- Развивать непрерывное дополнительное профобразование, формировать и сертифицировать системы повышения профессиональной квалификации. Недостаточная развитость их - одна из причин низкой конкурентоспособности российской экономики. Не случайно об этом сказал на Госсовете по образованию В.Путин. А Д.Медведев, выступая на прошлом Гайдаровском форуме, заявил, что сейчас во всем мире инвестиции в знания растут быстрее, чем вложения в основные фонды. В России же работники, постоянно обновляющие свои знания, в меньшинстве. Нам надо добиться непрерывного дополнительного профессионального образования практически всего занятого населения, используя для этого не только личное, но и часть рабочего времени человека. А для более полной и точной оценки можно использовать количество времени, затрачиваемого в год на переподготовку и повышение квалификации на одного работающего. Уровень финансовых затрат на эти цели не дает объективной картины. Одна зарубежная стажировка топ-менеджера обычно превышает расходы на повышение квалификации десятков человек.
- Ой, как только пойдет на это мода, тут же появятся фирмы-однодневки, халтурщики...
- Мне кажется, понимая это, В.Путин и сказал, что надо расширять в этой работе участие вузов. Прежде чем выстраивать обновленную систему переподготовки и повышения квалификации населения, занятого в экономике и социальной сфере, надо отработать систему показателей, индикаторов для мониторинга этих процессов. Здесь следует поставить на первый план: периодичность такой учебы, количество рабочих дней или часов в году, использованных на повышение квалификации, объем финансовых ресурсов, направленных на эти цели. Вряд ли стоит, например, верным считать решение о снижении объема часов дополнительной профессиональной учебы с 72 до 16. Это несерьезно. Оптимальным вариантом для решения этой ключевой для наращивания конкурентных преимуществ проблемы было бы принятие Федерального закона “О дополнительном профессиональном образовании взрослого населения”. Одной статьи в ФЗ “Об образовании в РФ” явно недостаточно. Возможный выход - создание федерального фонда дополнительного профессионального образования (ДПО). А учитывая, что сейчас повышение квалификации в основном идет за счет личных средств граждан, а частные собственники объективно не заинтересованы расходовать полученную прибыль на эти цели, возможно, следует по примеру других стран ввести специальный налог на содержание и развитие дополнительного профессионального образования. Отдай налог на ДПО и за направление на профессиональную учебу своих работников, пожалуйста, получи компенсацию из фонда. Не направил - средства остаются в фонде, для фирмы - чистая потеря. А ведь соперничество за высококачественные трудовые ресурсы - это конкуренция за умы, она идет не только между странами, но и внутри государства между центром и периферией. К тому же надо иметь в виду, что самые продвинутые в научно-техническом отношении страны проводят агрессивную политику отбора и привлечения интеллектуальных ресурсов. Особенно по перспективным, прорывным направлениям развития науки и техники, начиная со студентов и аспирантов - через широко развитую систему грантов и завершая привлечением лидеров ведущих научных школ. Экономические потери стран-доноров в этом случае оцениваются в миллиарды долларов. В современных условиях именно с точки зрения конкурентного потенциала следует в первую очередь оценивать миграцию научно-технической интеллигенции из страны, делать все возможное для закрепления квалифицированных специалистов, более того для их привлечения из других стран.


Беседу вела
Елизавета ПОНАРИНА
Фото автора


 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Рекламная пауза. Молодежь не спешит в инженеры.
В России сократилось количество вузов с низкими проходными баллами. Об этом говорят результаты ежегодного исследования по итогам приемной кампании 2016 года, презентация которого прошла в начале сентября в пресс-центре МИА “Россия сегодня”. /№ 38(2016)
В свете брендов. Российские вузы озаботились имиджем.
Рейтинговые победы университетов - причины или следствие репутации? Дискуссии на эту тему, организованные в рамках презентации рейтинга вузов Благотворительного фонда В.Потанина, прошли в НИУ ВШЭ и в Информационном агентстве России ТАСС. /№ 38(2016)
Технология рывка. Томский госуниверситет делится секретами продвижения в рейтингах.
В рейтинг QS World University Rankings 2016/2017 вошли 22 российских вуза. В числе четырех вузов, которые сумели за год продвинуться вверх более чем на 100 пунктов, - Томский государственный университет. Проректор ТГУ по сетевой информационной деятельности Владимир Демкин рассказал, за счет чего можно сделать такой стремительный рывок. /№ 38(2016)

РЕФОРМА РАН


В Екатеринбурге прошла внеочередная сессия Общего собрания Уральского отделения РАН, посвященная предстоящим выборам в академию. Как отметил во вступительном слове вице-президент РАН, председатель УрО Валерий Чарушин, эти выборы проходят после пятилетнего перерыва, связанного с реформой, и поэтому исключительно важны для всего научного сообщества и его региональных сегментов, тем более что впервые после объединения трех академий они проводятся в новом формате.

Профсоюз Российской академии наук разместил на своем сайте план проведения кампании за увеличение финансирования науки. Для начала ученые собираются развернуть борьбу против возможного сокращения расходов на исследования в 2016 году и предстоящем трехлетии...

Ведущие российские ученые - академики, члены-корреспонденты и профессора РАН - выступили с открытым письмом Президенту РФ Владимиру Путину, в котором подвергли жесткой критике результаты научной реформы.

На заседании Бюро Научно-координационного совета при ФАНО в очередной раз решалась судьба Якутского научного центра Сибирского отделения РАН.

Завершился прием заявок на получение статуса эксперта Российской академии наук. Удалось ли РАН сформировать корпус специалистов, способных оценить результаты исследований во всех областях науки и перспективы предлагаемых к реализации государственных проектов?

Конференции


23.09.2016
Всероссийская конференция «Наука и инновации – повышение эффективности прикладной науки» состоится 12 октября в гостиничном комплексе "Президент-отель" г. Москва.

23.09.2016
Перечень научных конференций, симпозиумов, съездов, семинаров и школ, проводимых подведомственными ФАНО России организациями в 2016 году.

09.09.2016
С 20 по 23 сентября 2016 года в Казани, на базе Казанского федерального университета, состоится крупное общественное мероприятие федерального значения в сфере науки - II Международная научная конференция “Наука будущего”, освещающая опыт и результаты научных исследований, проводимых под руководством ведущих мировых ученых в российских вузах и научных организациях.

Текущие конкурсы


23.09.2016
Стартовала кампания по распределению социальных выплат (государственных жилищных сертификатов) 2017 года молодым ученым из подведомственных ФАНО организаций. Списки и документы молодых сотрудников, желающих получить сертификаты, должны быть представлены не позднее 1 ноября текущего года.

23.09.2016
Совет при Президенте РФ по науке и образованию объявляет о приеме с 15 сентября 2016 года документов на соискание Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологий за 2016 год.

23.09.2016
Изменения по конкурсу 2017 года проектов фундаментальных научных исследований, проводимому совместно федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и Национальным институтом онкологии США.

23.09.2016
Конкурс 2017 года проектов фундаментальных научных исследований, выполняемых молодыми учеными (Эврика. Идея).

23.09.2016
Российский научный фонд начал прием заявок на конкурс по поддержке международных научных коллективов. Конкурс проводится совместно с Немецким научно-исследовательским сообществом (DFG).

Вакансии


09.09.2016
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт океанологии им. П.П.Ширшова Российской академии наук объявляет конкурс на замещение вакантной должности...

12.08.2016
Институт биоорганической химии им. академиков М.М.Шемякина и Ю.А.Овчинникова РАН объявляет конкурс на замещение следующих вакантных должностей...

29.07.2016
Образовательное частное учреждение высшего образования “Академия МНЭПУ” объявляет о проведении выборов на замещение вакантных должностей...





опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  РЕФОРМА РАН