Официально


Депутаты Госдумы приняли в первом чтении законопроект о внесении изменений в ФЗ «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (в части совершенствования правового регулирования процедуры выборов президента Российской академии наук). Проект инициирован группой депутатов от «Единой России» во главе с председателем думского Комитета по образованию и науке Вячеславом Никоновым.



Член Комитета ГД по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи Василий Власов внес на рассмотрение нижней палаты законопроект о внесении изменения в статью 13 Федерального закона «Об образовании в РФ», устанавливающий общую продолжительность практики для обучающихся в вузах по программам бакалавриата.



Госдума проголосовала за принятие в первом чтении проекта закона о внесении изменений в ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ» (в части определения понятия «студенческая спортивная лига»).






Новости № 25(2017)

Регионы


“Высшее образование в социально-экономической жизни Пермского края” - с таким докладом ректор Пермского государственного национального исследовательского университета Игорь Макарихин выступил на очередном заседании Совета ректоров вузов Пермского края

В Петрозаводском госуниверситете подписано соглашение о взаимодействии между региональной общественной организацией по развитию экспедиционно-исследовательской деятельности в Арктике “Северный полюс” и Центральным спортивным клубом армии.

Школа гуманитарных наук Дальневосточного федерального университета и факультет журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова заключили договор о сотрудничестве.

СНГ


Под руководством президента Белоруссии Александра Лукашенко в Национальной академии наук недавно прошло расширенное совещание, посвященное развитию научной отрасли.

Апелляционная палата Республики Молдова отклонила жалобу президента Академии наук Георгия Дуки и его супруги на распоряжение кишиневского суда о возобновлении уголовного расследования в их отношении.

Президент Молдавии Игорь Додон принял отставку нескольких министров. Среди уволившихся по собственному желанию - глава министерства просвещения Корина Фусу.

Интердайджест


Мягкая искусственная сетчатка впервые создана в лаборатории. Подобный бионический “протез” более естественен для глаза. С подробностями - ScienceAlert.

Митохондриальный геном египетских мумий указал на большее родство древних египтян с современными ближневосточными популяциями, чем с современными египтянами. Об этом сообщает издание Genome Web.

Гравитационные волны в третий раз зарегистрированы обсерваторией LIGO, это результат слияния особой пары черных дыр. Подробности - на Physicsworld.com.


Асаха высказывает сомнение в возможности склонить Россию к продолжению войны. Временное правительство, несмотря на все заверения, явно склоняется к скорейшему прекращению войны.




















Взрослые - за парту! Силу личности и коллектива формирует конкурентоспособность.
Образование
№ 3(2016)

22.01.2016

В последнюю декаду 2015 года в Кремле состоялось заседание Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования в Российской Федерации. Казалось бы, не наша, школьная тема. Но, говоря о необходимости для общества системы повышения профессионального роста учителей, президент В.Путин подчеркнул, что в деле внедрения современных программ подготовки и повышения квалификации педагогов надо расширять участие вузов.
Каких - педагогических? “Так они и будут учить тому, что умеют, что и так преподают”, - услышала я от коллег. Иных? А почему вообще проблема повышения квалификации - забота вуза? Может, все-таки отрасли, конкретной организации?
Вроде простые вопросы, но от ответа на них сегодня зависит наша конкурентоспособность, по большому счету наше будущее, утверждает научный руководитель Тюменского государственного университета Геннадий КУЦЕВ.

- Человек, как известно, любит соперничество, только если не сомневается в своем превосходстве. Но еще В.Даль определял “соперничество или состязание в торговле и промыслах, соискательство, соревнование” словом “конкуренция”. Знаток русского языка неспроста ставил эти понятия в один ряд. Они - грани единого явления, - издалека заходит доктор философских наук. - Правда, в советское время у нас его именовали социалистическим соревнованием, а, воспитывая специалиста, о конкуренции старались не говорить, хотя она существовала и между странами, и между предприятиями, и между людьми. Карьеру ценили, но слово “карьерист” заведомо несло сугубо негативный оттенок - ведь и индивидуальная, и коллективная конкуренция были отнесены к обществу с капиталистическим укладом.
- Однако сегодня за конкуренцию ратуют, особенно те, кто способен превзойти соперника. Преимущества экономики обычно измеряют размером прибыли. Но ведь конкурентоспособность педагога, специалиста не оценивают в рублях. Должны быть и вроде есть какие-то другие мерила потенциальных возможностей человека, тем более коллектива, фирмы?
- Вы про социальный капитал - менталитет населения, здоровье, уровень общего и профессионального образования, качество социальных институтов и многое другое? Из них в конечном итоге и формируется конкурентоспособность трудовых ресурсов, инвестиционная привлекательность любой территории или коллектива. На первом плане здесь образование, в особенности профессиональное. По данным социологов, 71% предпринимателей отметили, что конкуренция реально имеет место в их сфере деятельности, воспринимается как “двигатель прогресса”. Чем масштабнее социальная общность, тем больше возможностей целенаправленно формировать конкурентные преимущества. Потому столичные центры, крупные мегаполисы всегда объективно выигрывают в соревновании за человеческие ресурсы, инвестиции. Однако в условиях глобализации не только в столицах возникают центры опережающего развития, региональные технопарки, особые экономические зоны, формируются инновационные системы.
- Но любые ресурсы, а тем более финансовые, всегда ограниченны.
- Поэтому, заботясь о повышении своих конкурентных преимуществ, важно определить те направления деятельности, организационные формы, которые при меньших затратах ресурсов дадут более эффективную отдачу. Ведь не случайно страны, лидирующие в научно-техническом развитии, направляют на образование более 10% валового национального продукта. Полагаем, что для оценки, измерения конкурентоспособности личности, социальной общности можно использовать показатели инновационной активности, которые относительно легко мониторить. Одним из значимых индикаторов здесь является тяга, интерес к достижениям науки и техники. По данным нашего исследования 2013 года, треть опрошенного экономически активного населения проявляет интерес к достижениям науки и техники, но только одна десятая часть в той или иной мере участвует в инновационной деятельности. Мы замеряли влияние на инновационную активность уровня образования, оснащенности рабочего места респондентов, личную вооруженность цифровыми устройствами, уровень и источники информирования, вплоть до влияния социально-психологических факторов. Неожиданно для социологов на первое место вышел фактор морального одобрения окружающих (63,9% опрошенных) по сравнению с фактором технической поддержки - 22,4%, финансовой поддержки - 20,5%, административной поддержки - 19%. Видимо, сказываются особенности нашего национального характера, менталитета. Причем резкий скачок интереса к инновациям наблюдается у людей, имеющих высшее образование (почти 40% уделяют внимание) и еще на 25% прибавляется такой интерес в группе опрошенных специалистов с учеными степенями. Ниже интерес к инновациям в группе населения со средним профессиональным образованием, что связано в первую очередь с характером их занятости в экономике.
Также мы проанализировали интерес к инновациям людей, проходивших повышение квалификации в различной форме и в различные сроки. Особенно отслеживают инновации или принимают участие в их продвижении те работники (41,4% опрошенных), которые прошли повышение квалификации в течение последних 5 лет. Среди тех, кто последний раз делал это более 5-10 лет назад, интерес к инновациям проявляли только 10% респондентов. А свыше 15 лет назад - лишь 1,6%. Самый малый разрыв с последним повышением профессиональной квалификации у генераторов инновационных идей. Эти данные показывают, что именно система переподготовки и повышения квалификации в большей степени, чем даже базовые учебные заведения профессионального образования, должна быть нацелена на инновационное обновление профессиональных знаний работающего населения, способствовать росту его конкурентоспособности на рынке труда.
- Пока такая система более или менее выстроена для чиновников государственной и муниципальной службы...
- Еще и для работников здравоохранения, топ-менеджеров крупного бизнеса, а надо выстраивать ее для самых разных специалистов. И делать это именно с помощью вузов, потому что там есть для этого условия, кадры и не утрачена требовательность к результатам своего труда.
Однако среди достаточно многочисленных показателей эффективности высших профессиональных учебных заведений пока нет даже упоминания о дополнительном профессиональном образовании. Надо сосредоточивать дополнительное профессиональное образование именно в самых эффективных вузах при самом принципиальном контроле качества на выходе. В нынешней социально-экономической обстановке, возможно, было бы правильно сдвинуть часть бюджетного финансирования вузов с базового образования на дополнительное профессиональное образование, на масштабное повышение квалификации по современным, конкурентоспособным компетенциям.
- Но захочет ли сесть за парту население?
- Не в этом вопрос. Категорически - надо! Институт социологии РАН утверждает, что последние два-три года в России отмечается тенденция сокращения инвестиций в дополнительное образование и квалификацию даже представителей среднего класса. Люди все меньше тратят на самообразование. Но способность к реализации инноваций, а это - самое главное в долгосрочной стратегии формирования конкурентоспособности и конкурентных преимуществ государства, невозможна без высокой инновационной активности работников. Причем самую быструю отдачу от системы образования можно получить через всемерное развитие образования взрослого работающего населения. Экономические расчеты показывают, что инвестиции в дополнительное профессиональное образование выгоднее, более предсказуемы, надежны, чем в любую другую форму образования. Не зря системой непрерывного образования охвачено в Австрии - 89,2% экономически активного населения, в Дании - 79,7%, в Финляндии - 77,3%, в Швеции - 71%, в Швейцарии - 68%, во Франции - почти 42%, в Великобритании - 37,6%. Доля экономически активного населения России, охваченного дополнительным профессиональным образованием, сегодня не выше 22,4%.
- И что же делать?
- Развивать непрерывное дополнительное профобразование, формировать и сертифицировать системы повышения профессиональной квалификации. Недостаточная развитость их - одна из причин низкой конкурентоспособности российской экономики. Не случайно об этом сказал на Госсовете по образованию В.Путин. А Д.Медведев, выступая на прошлом Гайдаровском форуме, заявил, что сейчас во всем мире инвестиции в знания растут быстрее, чем вложения в основные фонды. В России же работники, постоянно обновляющие свои знания, в меньшинстве. Нам надо добиться непрерывного дополнительного профессионального образования практически всего занятого населения, используя для этого не только личное, но и часть рабочего времени человека. А для более полной и точной оценки можно использовать количество времени, затрачиваемого в год на переподготовку и повышение квалификации на одного работающего. Уровень финансовых затрат на эти цели не дает объективной картины. Одна зарубежная стажировка топ-менеджера обычно превышает расходы на повышение квалификации десятков человек.
- Ой, как только пойдет на это мода, тут же появятся фирмы-однодневки, халтурщики...
- Мне кажется, понимая это, В.Путин и сказал, что надо расширять в этой работе участие вузов. Прежде чем выстраивать обновленную систему переподготовки и повышения квалификации населения, занятого в экономике и социальной сфере, надо отработать систему показателей, индикаторов для мониторинга этих процессов. Здесь следует поставить на первый план: периодичность такой учебы, количество рабочих дней или часов в году, использованных на повышение квалификации, объем финансовых ресурсов, направленных на эти цели. Вряд ли стоит, например, верным считать решение о снижении объема часов дополнительной профессиональной учебы с 72 до 16. Это несерьезно. Оптимальным вариантом для решения этой ключевой для наращивания конкурентных преимуществ проблемы было бы принятие Федерального закона “О дополнительном профессиональном образовании взрослого населения”. Одной статьи в ФЗ “Об образовании в РФ” явно недостаточно. Возможный выход - создание федерального фонда дополнительного профессионального образования (ДПО). А учитывая, что сейчас повышение квалификации в основном идет за счет личных средств граждан, а частные собственники объективно не заинтересованы расходовать полученную прибыль на эти цели, возможно, следует по примеру других стран ввести специальный налог на содержание и развитие дополнительного профессионального образования. Отдай налог на ДПО и за направление на профессиональную учебу своих работников, пожалуйста, получи компенсацию из фонда. Не направил - средства остаются в фонде, для фирмы - чистая потеря. А ведь соперничество за высококачественные трудовые ресурсы - это конкуренция за умы, она идет не только между странами, но и внутри государства между центром и периферией. К тому же надо иметь в виду, что самые продвинутые в научно-техническом отношении страны проводят агрессивную политику отбора и привлечения интеллектуальных ресурсов. Особенно по перспективным, прорывным направлениям развития науки и техники, начиная со студентов и аспирантов - через широко развитую систему грантов и завершая привлечением лидеров ведущих научных школ. Экономические потери стран-доноров в этом случае оцениваются в миллиарды долларов. В современных условиях именно с точки зрения конкурентного потенциала следует в первую очередь оценивать миграцию научно-технической интеллигенции из страны, делать все возможное для закрепления квалифицированных специалистов, более того для их привлечения из других стран.


Беседу вела
Елизавета ПОНАРИНА
Фото автора


 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Трансфер атмосферы. Университеты готовы задавать тон жизни в регионах.
- Все три миссии университетов - образовательная, научная и социальная - связаны между собой, и было бы странно их разделять, а в будущем они будут сливаться еще теснее, - предсказал ректор Национального исследовательского университета “Высшая школа экономики” (НИУ ВШЭ) Ярослав Кузьминов на пленарной дискуссии, состоявшейся в рамках V Международного форума ведущих вузов России. /№ 25(2017)
Вредны для системы? Ректор ВШЭ раскритиковал профстандарты.
Многие профессиональные стандарты из тех, что были разработаны и утверждены на первоначальном этапе формирования национальной системы квалификаций, могут нанести вред системе образования и никогда не будут использоваться на рынке труда. /№ 25(2017)
Уважать себя заставить. Российские вузы бьются за голоса экспертов.
Не думать о результатах и работать ради своих студентов - таков, по словам ректора МГУ Виктора Садовничего, секрет успеха руководимого им коллектива, сумевшего вернуть свой вуз в первую сотню глобального рейтинга QS World University Rankings, где наш флагман не был с 2010 года. Теперь он занимает 95-ю строчку шкалы лучших вузов мира по версии QS. Санкт-Петербургский государственный университет сохранил за собой второе место в российском зачете и занял 240-ю позицию в общемировом, перешагнув сразу 18 пунктов. /№ 24(2017)

Новости


Владимир Путин провел в Кремле закрытую встречу, в которой участвовали более двух десятков членов РАН, в том числе кандидаты на пост главы Академии наук. Обсуждались предлагаемые в закон о РАН изменения в процедуре избрания президента академии.



Профсоюз работников РАН принял решение о проведение митинга, основным требованием которого будет увеличение бюджетного финансирования науки.



Клуб «1 июля» выступил с заявлением «О проблеме реализации майских указов». Речь идет о президентских директивах, касающихся повышения уровня зарплат научных сотрудников.



Европейский университет в Санкт-Петербурге сообщил о досрочной отставке ректора университета Олега Хархордина. Общее собрание учредителей и Попечительский совет ЕУСПб приняли отставку, она вступает в силу с 1 июля 2017 года.



Руководитель Федерального агентства научных организаций Михаил Котюков выступил с докладом на пленарном заседании Международного форума технологического развития «Технопром-2017», которое прошло под лозунгом «Делай в России: индустриализация двойного назначения», информирует пресс-служба ФАНО.



Конференции


Перечень научных конференций, симпозиумов, съездов, семинаров и школ, проводимых подведомственными ФАНО России организациями в 2017 году.

26-29 июня в здании Президиума Российской академии наук пройдет одна из ведущих международных конференций, посвященных исследованиям в таких областях информатики, как фундаментальная теория программирования, методология и технологии программирования.

Перечень научных конференций, симпозиумов, съездов, семинаров и школ, проводимых подведомственными ФАНО России организациями в 2017 году.

Текущие конкурсы


Конкурс проектов 2017 года фундаментальных научных исследований, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и Советом министров Республики Крым.

Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований, проводимый совместно федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и Европейской лабораторией по молекулярной биологии.

Конкурс проектов 2018 года организации на территории России международных научных семинаров в области молекулярной биологии, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и Европейской организацией по молекулярной биологии.

Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований, проводимый совместно федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и Агентством по науке и технологиям Республики Узбекистан.

О конкурсе 2017 года на соискание медалей Российской академии наук с премиями для молодых ученых России и для студентов высших учебных заведений России за лучшие научные работы.

Вакансии


14.04.2017
Всероссийский селекционно-технологический институт садоводства и питомниководства объявляет выборы на должности...

14.04.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт океанологии им. П.П.Ширшова Российской академии наук объявляет конкурс на замещение вакантных должностей...

31.03.2017
НИЦ “Курчатовский институт” объявляет весенний прием в аспирантуру по следующим направлениям подготовки...





опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии