Официально


Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки прекратила действие лицензии Индустриального института и Московской академии творчества. Также за неисполнение предписаний в установленные сроки запрещен прием в Сургутский институт мировой экономики и бизнеса «Планета» и Академию туризма и международных отношений.



В Минобрнауки подвели итоги конкурса на право проведения исследований с целью формирования системы научно-технологических приоритетов ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы». По результатам конкурса отобраны семь организаций (имеющие, по мнению организаторов конкурса, наилучшие показатели по квалификации и опыту ключевых исполнителей, научно-техническому заделу и т.д. для выполнения соответствующих работ).



Правительство утвердило правила господдержки центров Национальной технологической инициативы на базе вузов и научных организаций, а также положение о проведении конкурсного отбора для предоставления соответствующих грантов.



Министерство образования и науки подготовило законопроект о внесении изменений в статью 5 ФЗ «О рекламе» и статью 59 ФЗ «Об образовании в РФ», согласно которому будет запрещена реклама оказания услуг по подготовке и написанию дипломных работ. Документ размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов.






Новости № 42(2017)

Регионы


Объем активов Фонда Дальневосточного федерального университета достиг 420 миллионов рублей. На прошедшем недавно Восточном экономическом форуме команда фонда провела ряд встреч и переговоров с представителями крупнейших российских и зарубежных компаний. Договоренности позволят увеличить поступления в эндаумент и запустить новые совместные научные и образовательные проекты.

Санкт-Петербургский госуниверситет посетила делегация во главе с принцессой Таиланда Махой Чакри Сириндон. Визит Ее Королевского Высочества в Россию связан со 120-летием установления дипломатических отношений между двумя странами. Гостья изучила принцип работы Научного парка СПбГУ и выразила заинтересованность в развитии сотрудничества с университетом.

Ульяновский государственный технический университет отметил свое 60-летие. Торжественное мероприятие началось с парада факультетов УлГТУ, возглавляемых их деканами. После того как прозвучал гимн вуза, прошло вручение наград ветеранам, преподавателям и сотрудникам университета.

СНГ


Интердайджест


Новый геном неандертальца выявил больше признаков, унаследованных современными людьми от вымерших. Об это сообщает Science. Все современные люди за исключением тех, кто имеет африканское происхождение, несут в своем геноме то или иное небольшое количество неандертальской ДНК. В предыдущих исследованиях было показано, что это наследие может сказываться на здоровье человека.

Метод редактирования генов CRISPR позволил излечить от глаукомы мышей. С подробностями - Genome Web. Исследователи из Университета Айовы (University of Iowa) применили систему CRISPR/Cas9 для исправления генетической мутации, вызывающей глаукому, на живых мышах, а также в культуре клеток сетчатой ткани глаза под названием “трабекулярная сеть”.


В Одессе, по сообщению “Одесского листка”, на заседании революционного комитета комендант сообщил, что раскрыта многочисленная организация, решившая организовать погром. Вошли в организацию группа жителей пригородов, часть солдат и матросов.


















Дано предугадать? Лингвисты-когнитологи берут под контроль силу слова.
Образование
№ 4(2016)

29.01.2016


Как получается, что люди, говорящие на одном языке, вдруг перестают друг друга понимать? Можно ли добиться максимальной достоверности информации, которой люди обмениваются через перевод с одного языка на другой? Как уберечь сознание в пылу информационных войн? Почему одни становятся жертвами сектантской пропаганды, а другим удается этого избежать? Поиском научно обоснованных ответов на целый ряд такого рода вопросов - отнюдь не праздных в наши дни - заняты лингвисты-когнитологи.
Мы выбираем
Фундаментальное исследование, в фокусе которого находятся особенности человеческого сознания, отражение этих особенностей в языке, который, в свою очередь, влияет на процессы познания, ведется сегодня в Тамбовском государственном университете им. Г.Р.Державина с участием представителей одной из ведущих российских школ когнитивной лингвистики, широко признанной и за пределами нашей страны. Проект на тему “Исследование антропоцентрической природы языка в когнитивном контексте” в этом году был поддержан грантом Российского научного фонда (РНФ). Результаты его выполнения обещают стать прорывными для целого ряда гуманитарных дисциплин, включая лингвистику, психологию и теорию коммуникации.
Главная цель тамбовских исследователей - разработать основы антропоцентрической (раскрывающей центральную роль человека) теории языка. Все, что человек произносит, пишет и говорит, напрямую связано с содержанием его багажа знаний о мире, который каждый из нас накапливает индивидуально, а также от личного уровня владения языком, то есть способности не только правильно выражать и передавать с его помощью свои мысли, но и получать новые знания. Коротко и приближенно это, по словам руководителя проекта, доктора филологических наук, профессора Николая Болдырева, можно сформулировать и так: “Человек сам выбирает, что узнать, как узнать, что сказать и как это сказать”.
Антропоцентрическая сущность языка проявляется в его интерпретирующей функции, которую авторы проекта намерены описать и выделить наряду с когнитивной (познавательной) и коммуникативной. Решение данной задачи станет объединяющей и систематизирующей основой общей работы по созданию теории. До сих пор отдельные аспекты этой проблемы частично изучались в рамках разных теоретических подходов (структурного, коммуникативного, культурологического, когнитивного и др.). Актуальность и новизна идеи тамбовских ученых заключается в разработке единой теоретико-методологической базы для решения этой проблемы в рамках одного, в данном случае когнитивного, подхода. Отвечая на вопросы корреспондента “Поиска” о содержании проекта и перспективах применения его результатов, Николай Николаевич пояснил:
- Миссия современной гуманитарной науки видится в осмыслении феномена человека как “существа разумного”, и значительную роль в этом играет язык. Исследуя язык как процесс и результат познавательной и речевой деятельности, мы можем понять, как работает наше сознание, как оно устроено, как мы получаем и храним знания, форматируем и структурируем их, обмениваемся ими и какие из них стоят за теми или иными языковыми выражениями. Выявить через изу-
чение языка специфику структуры личности, узнать, как она формируется и влияет на всю жизнедеятельность человека, и означает исследовать его ведущую роль в познавательно-языковой деятельности, феномен его “разумности”. Участникам проекта предстоит не только систематизировать то, что уже наработано в этой области, но и получить новые фундаментальные знания о зависимости результатов языковой и других видов деятельности от человека, а человека - от языка, внеся, таким образом, свой вклад в развитие языкознания и гуманитарной науки в целом. Мы покажем теорию в ее различных аспектах, на разных языках и разных языковых уровнях. Основные языки исследования - русский, английский, немецкий и французский. Мы планируем уточнить существующие в мировой науке представления о структуре языковых функций и способах их реализации, дать системное представление о конкретных взаимосвязях языка и познавательных процессов со структурой личности и видами деятельности человека.
С точки зрения общественной значимости итоги исследования помогут лучше понять роль человека и его познавательно-языковой деятельности в развитии разных областей знания. Есть возможность практического применения ожидаемых результатов в экономике и социальной сфере - при принятии и реализации решений, формировании поведенческих моделей в сфере управления и т.д., а также в медицине (например, диагностика различных нарушений речевой и мыслительной деятельности и их коррекция с помощью языка) и психологии, включая диагностику и профилактику различных видов когнитивной зависимости. К примеру, интернет-зависимость напрямую связана с усвоением интернет-сленга, поскольку любые полученные знания требуют своего применения.
Итоги проекта будут востребованы в теории информации и искусственного интеллекта (автоматическая обработка данных), при совершенствовании методики обучения, в педагогике, социологии, философии, политологии - да практически в каждой из наук, поскольку все они пользуются языком для получения и передачи знаний, их систематизации и хранения. А риск искажения информации при коммуникации носителей разных языков? В определенных ситуациях недопонимание может вообще привести к глобальным проблемам.
Когнитивный унисон
Преобладающая часть участников проекта (шесть из десяти, включая аспиранта и магистранта) - молодые ученые из разных регионов страны, а остальные регулярно приезжают в Тамбовский госуниверситет, чтобы “сверить” имеющиеся наработки или, к примеру, воспользоваться возможностями уникальной библиотеки, сформированной в университетском Научно-образовательном центре когнитивных исследований. Работа по проекту организована так, что каждый участник трудится в своей области и вместе они “перекрывают” всю проблематику темы в целом, охватывая разные уровни языка.
Возможность встретиться в Тамбове одновременно со всеми участниками исследования представилась корреспонденту “Поиска” на двухнедельном Всероссийском научно-практическом семинаре “Проблемы когнитивной лингвистики” по программе повышения квалификации, состоявшемся в ТГУ им. Р.Г.Державина в конце прошлого года. Это ежегодное для университета мероприятие проходило вне рамок проекта, однако ученые приняли в нем непосредственное участие, воспользовавшись возможностью поделиться со слушателями из других регионов России и ближнего зарубежья новыми знаниями. Отметим также, что все эти знания непосредственно используются в учебном процессе: в лекциях и на семинарах, становятся достоянием студентов и аспирантов.
Сотрудничая в проектной группе, исследователи из Тюмени, Оренбурга, Смоленска, Пятигорска и Тамбова одновременно решают общую задачу и готовят задел для собственного профессионального продвижения в избранном каждым из них направлении научной деятельности. Как отметил профессор Болдырев, конкурс “Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований с привлечением молодых исследователей”, по итогам которого был поддержан проект тамбовских лингвистов, дал шанс региональным научным школам: заявки от образовательно-научных организаций обеих столиц, согласно условиям, не рассматривались изначально. Такая поддержка сегодня имеет особый вес также и в свете сокращения бюджетных мест для студентов и аспирантов по гуманитарным специальностям.
- Проект предоставил мне прекрасную возможность приобщиться к одной из лучших в России школ когнитивной лингвистики. Исследования, связанные с переводческой проблематикой, сегодня очень популярны за рубежом, я бы сказала, они на пике актуальности. Наше исследование открывает новые перспективы применения того, что разработано в русле общей теории языка Николаем Николаевичем Болдыревым и его учениками, - уверена Ксения Леонтьева, кандидат филологических наук из Смоленска. - В проекте я занимаюсь исследованием интерпретирующей природы перевода. Антропоцентрическая теория прекрасно вписывается в общую теорию перевода, но вступает в противоречие с подходами последнего времени. Исследователи пытаются опираться на базу - текст, говоря о передаче его смысла, но смысл текста - у нас в сознании, и переводчик всегда передаст его субъективно. Чтобы максимально приблизиться к оригиналу, он должен в идеале владеть двумя языковыми культурами, понимать, какие смыслы присутствуют в каждой из них.
Ждите ответов
- Почему на Западе хорошо знают прозаиков Чехова, Толстого, Достоевского и плохо - поэта Пушкина, в то время как мы знаем и любим Бернса и Шекспира? Потому что у нас были Маршак, Пастернак и другие гениальные переводчики, которые в стихотворной форме адаптировали для понимания в рамках нашей культуры и нашего языка шекспировские сюжеты, а на Западе таких мастеров для русскоязычной поэзии не нашлось, - добавляет профессор Болдырев.
Проект стартовал около полугода назад, а члены исследовательской команды уже успели выступить на нескольких научных конференциях в России и за рубежом, опубликовали первые (в рамках проекта) статьи в рецензируемых журналах, включая индексируемые в Scopus. Алексей Раздуев из Пятигорска за несколько месяцев успел побывать на шести конференциях и подготовить семь научных публикаций. Молодой кандидат наук надеется, что венцом его работы в проекте станет докторская диссертация. Алексей, как и другие участники исследования, - член Российской ассоциации лингвистов-когнитологов, в которую он вступил еще аспирантом в 2011 году. Изучая в рамках проекта принципы формирования нанотехнологической терминологии, молодой ученый увидел возможность для расширения своей темы за счет исследования терминологических систем других наук, к примеру биотехнологии.
В портфолио молодых кандидатов наук, приглашенных в проект, в общей сложности около 100 научных публикаций, а за плечами у них есть высоко оцененный старшими коллегами опыт исследовательской работы. Реализация проекта, по мнению экспертов, должна укрепить позиции отечественной лингвистической школы в целом и существенно обогатить наши представления о механизмах познания мира посредством языка.

Татьяна Возовикова
Фото Ирины ТОЛМАЧЕВОЙ


 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Паровоз для машиниста. ФЗ “Об образовании в РФ” назвали законом для управленцев.
- Нынешний ФЗ “Об образовании в РФ” - это закон о распределении полномочий между различными уровнями управления, некий “паровоз для машиниста”. Студенты, преподаватели и родители не найдут там ничего о себе, зато управленцы теперь понимают, кто из них и чем должен заниматься, - заявил на пресс-конференции в МИА “Россия сегодня” первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по образованию и науке Олег Смолин. /№ 42(2017)
Видят сдвиг. Аналитики отмечают рост качества приема в вузы.
Более половины абитуриентов, поступивших в этом году на бюджетные места в 151 вуз России, - отличники, с баллами ЕГЭ выше 70. В прошлом году таких вузов было на 16 меньше. Результаты 8-го ежегодного мониторинга качества студентов, зачисленных в российские вузы по результатам ЕГЭ и олимпиад в 2017 году, были представлены на пресс-конференции в пресс-центре МИА “Россия сегодня”. /№ 42(2017)
Вдохновленные познанием. Фестиваль науки - праздник для всей страны.
Это был масштабный праздник с увлекательными лекциями блестящих российских и зарубежных ученых и популяризаторов науки, умеющих о сложном рассказывать так, чтобы это было понятно и интересно любому школьнику. Традиционно главное научно-просветительское событие года организует в столице Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова при поддержке Минобрнауки РФ и Правительства Москвы. /№ 41(2017)

Новости


На сайте Клуба «1 июля» опубликовано заявление в связи с решением Президиума ВАК оставить за В.Мединским степень доктора исторических наук. Члены клуба призвали реформировать ВАК, сделав ее независимой от Минобрнауки.



Президиум Высшей аттестационной комиссии на закрытом заседании рекомендовал сохранить степень доктора исторических наук министру культуры РФ Владимиру Мединскому, несмотря на то что ранее Экспертный совет ВАК по истории счел диссертацию министра ненаучной и содержащей грубые фактические и методологические ошибки.



В Правительстве РФ состоялось заседание президиума Совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным проектам. В нем приняла участие министр образования и науки Ольга Васильева.



В связи с 30-летием Уральского отделения РАН и 85-летием академической науки Урала руководитель ФАНО Михаил Котюков поздравил всех, кто работал во благо развития науки на Урале.



Клуб «1 июля» призвал Федеральное Собрание отложить рассмотрение закона о науке до принятия закона о РАН и добиться концептуального согласования этих законодательных актов.



Процедура получения гражданства РФ для иностранных граждан, которые с отличием окончили российский вуз и готовы остаться работать в России, будет упрощена. Об этом заявил во вторник статс-секретарь - замглавы Минобрнауки Павел Зенькович на ток-шоу «Сделано в России! Продвижение российских вузов за рубежом», состоявшемся в рамках Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Сочи.



Создан Федеральный научный центр по пчеловодству. Он сформирован на базе НИИ пчеловодства путем присоединения к нему Краснополянской опытной станции пчеловодства.



Конференции


Перечень научных конференций, симпозиумов, съездов, семинаров и школ, проводимых подведомственными ФАНО России организациями в 2017 году.

Школа состоится 16-18 октября 2017 года в МГТУ им. Н.Э.Баумана при поддержке Российского научного фонда.

Перечень научных конференций, симпозиумов, съездов, семинаров и школ, проводимых подведомственными ФАНО России организациями в 2017 году.

Текущие конкурсы


Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований, проводимый Российским фондом фундаментальных исследований совместно с организациями - участниками Рамочной программы БРИКС в сфере науки, технологий и инноваций.

Конкурс проектов 2018 года организации российских и международных научных мероприятий, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований”.

Обзор стипендиальных программ DAAD для учебы и научных исследований в Германии на 2018/2019 учебный год.

Совет при Президенте Российской Федерации по науке и образованию начинает прием документов на соискание Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологий за 2017 год.

Министерство образования и науки Российской Федерации совместно с Советом по грантам Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых и по государственной поддержке ведущих научных школ Российской Федерации объявляет конкурсы 2018 года на право получения грантов Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов наук и молодых российских ученых - докторов наук. Организатором конкурсов является Минобрнауки России.

Вакансии


13.10.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Научный и издательский центр “Наука” РАН объявляет конкурс на замещение вакантных должностей научных работников

06.10.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт океанологии им. П.П.Ширшова Российской академии наук объявляет конкурс на замещение вакантной должности научного сотрудника Лаборатории морской турбулентности по специальности “Океанология”.

06.10.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт океанологии им. П.П.Ширшова Российской академии наук объявляет конкурс на замещение вакантной должности младшего научного сотрудника (2 вакансии) Лаборатории геологии Атлантики по специальности “Океанология”.





опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии