Официально


Комитет Госдумы по образованию и науке, рассмотрев вопрос об отклонении Владимиром Путиным Федерального закона «О внесении изменений в статьи 15 и 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и ФЗ «Об образовании в РФ», предложил ГД согласиться на создание специальной комиссии для доработки этого документа.



Минобрнауки России утвердило новые федеральные государственные образовательные стандарты СПО по 50 наиболее востребованным на рынке труда профессиям и специальностям. Они разрабатывались министерством совместно с федеральными учебно-методическими объединениями в системе среднего профессионального образования при непосредственном участии работодателей и экспертов, в том числе WorldSkills.



На официальном сайте Кремля опубликован перечень поручений Президента РФ по итогам заседания Совета по науке и образованию, состоявшегося 23 ноября прошлого года. Владимир Путин считает возможным улучшить меры поддержки молодых отечественных ученых.




Новости № 1-2(2017)

Регионы


В Тольяттинском госуниверситете прошли “Научные бои” - серия научно-популярных лекций, в ходе которых студенты рассказали о своих проектах в простой и понятной форме.

Соглашение о сотрудничестве по созданию Альянса трансляционной медицины (АТМ) подписано в НИЯУ МИФИ. Перед объединением поставлена задача ускорить внедрение самых передовых достижений фундаментальной науки в практическое здравоохранение.

В Северном (Арктическом) федеральном университете прошло заседание Совета ректоров вузов Архангельской области. На повестке дня в числе прочего были итоги приемной кампании 2016 года. Обсуждая результаты приема, участники обратили внимание на невысокую заинтересованность молодежи в изучении физики.

СНГ


Интердайджест


Прошедший год был отмечен значимыми археологическими открытиями, крупнейшие из них выделил портал Live Science.

Портал Sciencemag.org напомнил о важных научных открытиях 2016 года, ускользнувших от внимания других научно-популярных изданий.

Журнал Forbes написал о тенденциях в биотехнологии, заслуживающих особого внимания в 2017 году.


С начала декабря в Англии действует закон о сокращении меню обедов и завтраков. Закон касается только ресторанов, клубов и т.п. учреждений. На завтрак разрешается подавать не более двух блюд. Правда, десерты из сырых или сушеных фруктов не считаются блюдами. Хлеб, сыр и масло подаются в неограниченном количестве.




















Дано предугадать? Лингвисты-когнитологи берут под контроль силу слова.
Образование
№ 4(2016)

29.01.2016


Как получается, что люди, говорящие на одном языке, вдруг перестают друг друга понимать? Можно ли добиться максимальной достоверности информации, которой люди обмениваются через перевод с одного языка на другой? Как уберечь сознание в пылу информационных войн? Почему одни становятся жертвами сектантской пропаганды, а другим удается этого избежать? Поиском научно обоснованных ответов на целый ряд такого рода вопросов - отнюдь не праздных в наши дни - заняты лингвисты-когнитологи.
Мы выбираем
Фундаментальное исследование, в фокусе которого находятся особенности человеческого сознания, отражение этих особенностей в языке, который, в свою очередь, влияет на процессы познания, ведется сегодня в Тамбовском государственном университете им. Г.Р.Державина с участием представителей одной из ведущих российских школ когнитивной лингвистики, широко признанной и за пределами нашей страны. Проект на тему “Исследование антропоцентрической природы языка в когнитивном контексте” в этом году был поддержан грантом Российского научного фонда (РНФ). Результаты его выполнения обещают стать прорывными для целого ряда гуманитарных дисциплин, включая лингвистику, психологию и теорию коммуникации.
Главная цель тамбовских исследователей - разработать основы антропоцентрической (раскрывающей центральную роль человека) теории языка. Все, что человек произносит, пишет и говорит, напрямую связано с содержанием его багажа знаний о мире, который каждый из нас накапливает индивидуально, а также от личного уровня владения языком, то есть способности не только правильно выражать и передавать с его помощью свои мысли, но и получать новые знания. Коротко и приближенно это, по словам руководителя проекта, доктора филологических наук, профессора Николая Болдырева, можно сформулировать и так: “Человек сам выбирает, что узнать, как узнать, что сказать и как это сказать”.
Антропоцентрическая сущность языка проявляется в его интерпретирующей функции, которую авторы проекта намерены описать и выделить наряду с когнитивной (познавательной) и коммуникативной. Решение данной задачи станет объединяющей и систематизирующей основой общей работы по созданию теории. До сих пор отдельные аспекты этой проблемы частично изучались в рамках разных теоретических подходов (структурного, коммуникативного, культурологического, когнитивного и др.). Актуальность и новизна идеи тамбовских ученых заключается в разработке единой теоретико-методологической базы для решения этой проблемы в рамках одного, в данном случае когнитивного, подхода. Отвечая на вопросы корреспондента “Поиска” о содержании проекта и перспективах применения его результатов, Николай Николаевич пояснил:
- Миссия современной гуманитарной науки видится в осмыслении феномена человека как “существа разумного”, и значительную роль в этом играет язык. Исследуя язык как процесс и результат познавательной и речевой деятельности, мы можем понять, как работает наше сознание, как оно устроено, как мы получаем и храним знания, форматируем и структурируем их, обмениваемся ими и какие из них стоят за теми или иными языковыми выражениями. Выявить через изу-
чение языка специфику структуры личности, узнать, как она формируется и влияет на всю жизнедеятельность человека, и означает исследовать его ведущую роль в познавательно-языковой деятельности, феномен его “разумности”. Участникам проекта предстоит не только систематизировать то, что уже наработано в этой области, но и получить новые фундаментальные знания о зависимости результатов языковой и других видов деятельности от человека, а человека - от языка, внеся, таким образом, свой вклад в развитие языкознания и гуманитарной науки в целом. Мы покажем теорию в ее различных аспектах, на разных языках и разных языковых уровнях. Основные языки исследования - русский, английский, немецкий и французский. Мы планируем уточнить существующие в мировой науке представления о структуре языковых функций и способах их реализации, дать системное представление о конкретных взаимосвязях языка и познавательных процессов со структурой личности и видами деятельности человека.
С точки зрения общественной значимости итоги исследования помогут лучше понять роль человека и его познавательно-языковой деятельности в развитии разных областей знания. Есть возможность практического применения ожидаемых результатов в экономике и социальной сфере - при принятии и реализации решений, формировании поведенческих моделей в сфере управления и т.д., а также в медицине (например, диагностика различных нарушений речевой и мыслительной деятельности и их коррекция с помощью языка) и психологии, включая диагностику и профилактику различных видов когнитивной зависимости. К примеру, интернет-зависимость напрямую связана с усвоением интернет-сленга, поскольку любые полученные знания требуют своего применения.
Итоги проекта будут востребованы в теории информации и искусственного интеллекта (автоматическая обработка данных), при совершенствовании методики обучения, в педагогике, социологии, философии, политологии - да практически в каждой из наук, поскольку все они пользуются языком для получения и передачи знаний, их систематизации и хранения. А риск искажения информации при коммуникации носителей разных языков? В определенных ситуациях недопонимание может вообще привести к глобальным проблемам.
Когнитивный унисон
Преобладающая часть участников проекта (шесть из десяти, включая аспиранта и магистранта) - молодые ученые из разных регионов страны, а остальные регулярно приезжают в Тамбовский госуниверситет, чтобы “сверить” имеющиеся наработки или, к примеру, воспользоваться возможностями уникальной библиотеки, сформированной в университетском Научно-образовательном центре когнитивных исследований. Работа по проекту организована так, что каждый участник трудится в своей области и вместе они “перекрывают” всю проблематику темы в целом, охватывая разные уровни языка.
Возможность встретиться в Тамбове одновременно со всеми участниками исследования представилась корреспонденту “Поиска” на двухнедельном Всероссийском научно-практическом семинаре “Проблемы когнитивной лингвистики” по программе повышения квалификации, состоявшемся в ТГУ им. Р.Г.Державина в конце прошлого года. Это ежегодное для университета мероприятие проходило вне рамок проекта, однако ученые приняли в нем непосредственное участие, воспользовавшись возможностью поделиться со слушателями из других регионов России и ближнего зарубежья новыми знаниями. Отметим также, что все эти знания непосредственно используются в учебном процессе: в лекциях и на семинарах, становятся достоянием студентов и аспирантов.
Сотрудничая в проектной группе, исследователи из Тюмени, Оренбурга, Смоленска, Пятигорска и Тамбова одновременно решают общую задачу и готовят задел для собственного профессионального продвижения в избранном каждым из них направлении научной деятельности. Как отметил профессор Болдырев, конкурс “Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований с привлечением молодых исследователей”, по итогам которого был поддержан проект тамбовских лингвистов, дал шанс региональным научным школам: заявки от образовательно-научных организаций обеих столиц, согласно условиям, не рассматривались изначально. Такая поддержка сегодня имеет особый вес также и в свете сокращения бюджетных мест для студентов и аспирантов по гуманитарным специальностям.
- Проект предоставил мне прекрасную возможность приобщиться к одной из лучших в России школ когнитивной лингвистики. Исследования, связанные с переводческой проблематикой, сегодня очень популярны за рубежом, я бы сказала, они на пике актуальности. Наше исследование открывает новые перспективы применения того, что разработано в русле общей теории языка Николаем Николаевичем Болдыревым и его учениками, - уверена Ксения Леонтьева, кандидат филологических наук из Смоленска. - В проекте я занимаюсь исследованием интерпретирующей природы перевода. Антропоцентрическая теория прекрасно вписывается в общую теорию перевода, но вступает в противоречие с подходами последнего времени. Исследователи пытаются опираться на базу - текст, говоря о передаче его смысла, но смысл текста - у нас в сознании, и переводчик всегда передаст его субъективно. Чтобы максимально приблизиться к оригиналу, он должен в идеале владеть двумя языковыми культурами, понимать, какие смыслы присутствуют в каждой из них.
Ждите ответов
- Почему на Западе хорошо знают прозаиков Чехова, Толстого, Достоевского и плохо - поэта Пушкина, в то время как мы знаем и любим Бернса и Шекспира? Потому что у нас были Маршак, Пастернак и другие гениальные переводчики, которые в стихотворной форме адаптировали для понимания в рамках нашей культуры и нашего языка шекспировские сюжеты, а на Западе таких мастеров для русскоязычной поэзии не нашлось, - добавляет профессор Болдырев.
Проект стартовал около полугода назад, а члены исследовательской команды уже успели выступить на нескольких научных конференциях в России и за рубежом, опубликовали первые (в рамках проекта) статьи в рецензируемых журналах, включая индексируемые в Scopus. Алексей Раздуев из Пятигорска за несколько месяцев успел побывать на шести конференциях и подготовить семь научных публикаций. Молодой кандидат наук надеется, что венцом его работы в проекте станет докторская диссертация. Алексей, как и другие участники исследования, - член Российской ассоциации лингвистов-когнитологов, в которую он вступил еще аспирантом в 2011 году. Изучая в рамках проекта принципы формирования нанотехнологической терминологии, молодой ученый увидел возможность для расширения своей темы за счет исследования терминологических систем других наук, к примеру биотехнологии.
В портфолио молодых кандидатов наук, приглашенных в проект, в общей сложности около 100 научных публикаций, а за плечами у них есть высоко оцененный старшими коллегами опыт исследовательской работы. Реализация проекта, по мнению экспертов, должна укрепить позиции отечественной лингвистической школы в целом и существенно обогатить наши представления о механизмах познания мира посредством языка.

Татьяна Возовикова
Фото Ирины ТОЛМАЧЕВОЙ


 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Не дадут запутаться? Студентов хотят оградить от вредных веяний.
В Пятигорском госуниверситете прошел Всероссийский научно-практический форум “Информационная безопасность в науке и образовании”. В нем приняли участие более 200 человек из 44 городов - представители Минобрнауки, ФСБ, МВД, МЧС, ФСТЭК, Роскомнадзора, а также ведущих вузов страны. Речь шла о задачах учебных заведений в сфере информационной безопасности и профилактики распространения противоправного контента в молодежной среде. /№ 1-2(2017)
На принципе включенности. Вузам предлагают роль драйверов развития регионов.
Руководители сибирских вузов собрались в Томском госуниверситете на первое совещание, посвященное Приоритетному национальному проекту “Вузы как центры пространства создания инноваций”. Согласно паспорту проекта, в 2017 году на базе ведущих российских университетов появятся 40 центров инновационного, технологического и социального развития регионов. К 2025 году их количество должно увеличиться до ста. /№ 51(2016)
В спорах о сроках. Профстандарт педагога ждет своего часа.
Профессиональный стандарт педагога, введение которого еще не так давно ожидалось с 1 января 2017 года, продолжает оставаться предметом дискуссий как в рядах широкой общественности, так и в профессиональной среде. В связи с этим случившийся в конце лета очередной перенос срока внедрения на 2019 год сегодня видится логичным, однако, как выясняется, и сейчас так считают далеко не все эксперты. /№ 51(2016)

Новости


Прием заявок от кандидатов в Общественный совет при Минобрнауки РФ начнется 23 января и закончится 10 февраля 2017 года. Заявления принимают Общественная палата РФ и Экспертный совет при Правительстве России.



Министр образования и науки Ольга Васильева распоряжением правительства включена в состав организационного комитета по подготовке и проведению мирового чемпионата по профессиональному мастерству по стандартам WorldSkills. Она будет заместителем председателя оргкомитета.



Министерство культуры России утвердило положение о Четвертом Всероссийском конкурсе молодых ученых в области искусств и культуры. В состязании могут принять участие студенты и аспиранты образовательных и научных организаций, обучающиеся по специальностям высшего образования в сфере культуры и искусства.



Уполномоченный по правам студентов Артем Хромов проводит проверку студенческих общежитий. Обо всех нарушениях температурного режима в общежитиях он просит сообщать через контактную форму, размещенную на сайте омбудсмена.



Индонезийский университет представил седьмой UI Green Metric World University Ranking - международный экологический рейтинг вузов. Список возглавил Калифорнийский университет в Дейвисе (США).

Конференции


В Пермском национальном исследовательском политехническом университете 5-8 декабря 2016 года пройдет XII Всероссийская (с международным участием) конференция “Биомеханика-2016”.

14 и 15 декабря 2016 года в рамках деловой программы IV Национальной выставки “ВУЗПРОМ­ЭКСПО-2016” Минобрнауки России проведет III Всероссийскую научно-практическую конференцию “Исследования и разработки - 2016”.

Перечень научных конференций, симпозиумов, съездов, семинаров и школ, проводимых подведомственными ФАНО России организациями в 2016 году.

Текущие конкурсы


Российская академия наук объявляет конкурс на соискание премии имени И.С.Шкловского, присуждаемой отечественным ученым за выдающиеся работы в области астрофизики.

Темы 701, 702, 703, 704 и 705 Конкурса 2017 года проектов ориентированных фундаментальных междисциплинарных исследований, проводимого федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” совместно с открытым акционерным обществом “Российские железные дороги”.

Конкурсы проектов фундаментальных научных исследований, проводимые федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и субъектами Российской Федерации.

Региональные конкурсы проектов организации российских и международных научных мероприятий 2017 года, проводимые Федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и субъектами Российской Федерации.

Региональный конкурс 2017 года проектов фундаментальных научных исследований, выполняемых молодыми учеными, проводимый Федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и Правительством Новосибирской области.

Вакансии


23.12.2016
Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования и науки Санкт-Петербургский национальный исследовательский Академический университет Российской академии наук объявляет конкурс на замещение следующих вакантных должностей...

16.12.2016
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт океанологии им. П.П.Ширшова Российской академии наук объявляет конкурс на замещение вакантных должностей...

02.12.2016
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт океанологии им. П.П.Ширшова Российской академии наук объявляет конкурс на замещение вакантных должностей...





опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии