Официально


Распоряжением правительства одобрен проект Соглашения по укреплению международного арктического научного сотрудничества, представленный МИД и согласованный с заинтересованными органами исполнительной власти и РАН. Документ предварительно был проработан с американской, датской, исландской, канадской, норвежской, шведской и финляндской сторонами.

Приказом Минобрнауки ликвидирован филиал Кемеровского госуниверситета в городе Прокопьевске.

На сайте Минобрнауки опубликован протокол заседания конкурсной комиссии министерства по проведению конкурсного отбора юридических лиц на предоставление в 2017 году грантов в форме субсидий из федерального бюджета в рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы по мероприятию «Поддержка инноваций в области развития и мониторинга системы образования».




Новости № 16(2017)

Регионы


Первый заместитель министра сельского хозяйства РФ Джамбулат Хатуов, губернатор Белгородской области Евгений Савченко и председатель Совета директоров ООО “ГК Агро-Белогорье” Владимир Зотов открыли в НИУ “БелГУ” научно-исследовательский Центр геномной селекции.

В Балтийском федеральном университете создан отдел наукометрии и публикационной активности, сотрудники которого помогут ученым вуза подобрать наиболее подходящий для публикации журнал международного уровня, а также проконсультируют по вопросам улучшения своих наукометрических показателей.

Определены победители российского этапа турнира Imagine Cup 2017. Они будут представлять нашу страну в международном финале этого соревнования.

СНГ


Интердайджест


Новые формы клеточной инженерии порождают этические вопросы - гарвардские ученые считают, что пора задуматься о проблеме синтетического эмбриона. С подробностями - New York Times.

У осьминогов и их близких родственников обнаружена генетическая странность, которой пытаются объяснить выдающуюся сообразительность этих моллюсков. Статья об этом опубликована в журнале Cell.


В одной из аудиторий Петроградского университета открылись краткосрочные курсы для подготовки лиц, уезжающих в деревню для пропаганды среди крестьянского населения. На курсы записалось много раненых солдат, признанных негодными к военной службе и возвращающихся на родину, члены Всероссийского крестьянского союза, народные учителя и учительницы и учащиеся петроградских высших учебных заведений.




















Дано предугадать? Лингвисты-когнитологи берут под контроль силу слова.
Образование
№ 4(2016)

29.01.2016


Как получается, что люди, говорящие на одном языке, вдруг перестают друг друга понимать? Можно ли добиться максимальной достоверности информации, которой люди обмениваются через перевод с одного языка на другой? Как уберечь сознание в пылу информационных войн? Почему одни становятся жертвами сектантской пропаганды, а другим удается этого избежать? Поиском научно обоснованных ответов на целый ряд такого рода вопросов - отнюдь не праздных в наши дни - заняты лингвисты-когнитологи.
Мы выбираем
Фундаментальное исследование, в фокусе которого находятся особенности человеческого сознания, отражение этих особенностей в языке, который, в свою очередь, влияет на процессы познания, ведется сегодня в Тамбовском государственном университете им. Г.Р.Державина с участием представителей одной из ведущих российских школ когнитивной лингвистики, широко признанной и за пределами нашей страны. Проект на тему “Исследование антропоцентрической природы языка в когнитивном контексте” в этом году был поддержан грантом Российского научного фонда (РНФ). Результаты его выполнения обещают стать прорывными для целого ряда гуманитарных дисциплин, включая лингвистику, психологию и теорию коммуникации.
Главная цель тамбовских исследователей - разработать основы антропоцентрической (раскрывающей центральную роль человека) теории языка. Все, что человек произносит, пишет и говорит, напрямую связано с содержанием его багажа знаний о мире, который каждый из нас накапливает индивидуально, а также от личного уровня владения языком, то есть способности не только правильно выражать и передавать с его помощью свои мысли, но и получать новые знания. Коротко и приближенно это, по словам руководителя проекта, доктора филологических наук, профессора Николая Болдырева, можно сформулировать и так: “Человек сам выбирает, что узнать, как узнать, что сказать и как это сказать”.
Антропоцентрическая сущность языка проявляется в его интерпретирующей функции, которую авторы проекта намерены описать и выделить наряду с когнитивной (познавательной) и коммуникативной. Решение данной задачи станет объединяющей и систематизирующей основой общей работы по созданию теории. До сих пор отдельные аспекты этой проблемы частично изучались в рамках разных теоретических подходов (структурного, коммуникативного, культурологического, когнитивного и др.). Актуальность и новизна идеи тамбовских ученых заключается в разработке единой теоретико-методологической базы для решения этой проблемы в рамках одного, в данном случае когнитивного, подхода. Отвечая на вопросы корреспондента “Поиска” о содержании проекта и перспективах применения его результатов, Николай Николаевич пояснил:
- Миссия современной гуманитарной науки видится в осмыслении феномена человека как “существа разумного”, и значительную роль в этом играет язык. Исследуя язык как процесс и результат познавательной и речевой деятельности, мы можем понять, как работает наше сознание, как оно устроено, как мы получаем и храним знания, форматируем и структурируем их, обмениваемся ими и какие из них стоят за теми или иными языковыми выражениями. Выявить через изу-
чение языка специфику структуры личности, узнать, как она формируется и влияет на всю жизнедеятельность человека, и означает исследовать его ведущую роль в познавательно-языковой деятельности, феномен его “разумности”. Участникам проекта предстоит не только систематизировать то, что уже наработано в этой области, но и получить новые фундаментальные знания о зависимости результатов языковой и других видов деятельности от человека, а человека - от языка, внеся, таким образом, свой вклад в развитие языкознания и гуманитарной науки в целом. Мы покажем теорию в ее различных аспектах, на разных языках и разных языковых уровнях. Основные языки исследования - русский, английский, немецкий и французский. Мы планируем уточнить существующие в мировой науке представления о структуре языковых функций и способах их реализации, дать системное представление о конкретных взаимосвязях языка и познавательных процессов со структурой личности и видами деятельности человека.
С точки зрения общественной значимости итоги исследования помогут лучше понять роль человека и его познавательно-языковой деятельности в развитии разных областей знания. Есть возможность практического применения ожидаемых результатов в экономике и социальной сфере - при принятии и реализации решений, формировании поведенческих моделей в сфере управления и т.д., а также в медицине (например, диагностика различных нарушений речевой и мыслительной деятельности и их коррекция с помощью языка) и психологии, включая диагностику и профилактику различных видов когнитивной зависимости. К примеру, интернет-зависимость напрямую связана с усвоением интернет-сленга, поскольку любые полученные знания требуют своего применения.
Итоги проекта будут востребованы в теории информации и искусственного интеллекта (автоматическая обработка данных), при совершенствовании методики обучения, в педагогике, социологии, философии, политологии - да практически в каждой из наук, поскольку все они пользуются языком для получения и передачи знаний, их систематизации и хранения. А риск искажения информации при коммуникации носителей разных языков? В определенных ситуациях недопонимание может вообще привести к глобальным проблемам.
Когнитивный унисон
Преобладающая часть участников проекта (шесть из десяти, включая аспиранта и магистранта) - молодые ученые из разных регионов страны, а остальные регулярно приезжают в Тамбовский госуниверситет, чтобы “сверить” имеющиеся наработки или, к примеру, воспользоваться возможностями уникальной библиотеки, сформированной в университетском Научно-образовательном центре когнитивных исследований. Работа по проекту организована так, что каждый участник трудится в своей области и вместе они “перекрывают” всю проблематику темы в целом, охватывая разные уровни языка.
Возможность встретиться в Тамбове одновременно со всеми участниками исследования представилась корреспонденту “Поиска” на двухнедельном Всероссийском научно-практическом семинаре “Проблемы когнитивной лингвистики” по программе повышения квалификации, состоявшемся в ТГУ им. Р.Г.Державина в конце прошлого года. Это ежегодное для университета мероприятие проходило вне рамок проекта, однако ученые приняли в нем непосредственное участие, воспользовавшись возможностью поделиться со слушателями из других регионов России и ближнего зарубежья новыми знаниями. Отметим также, что все эти знания непосредственно используются в учебном процессе: в лекциях и на семинарах, становятся достоянием студентов и аспирантов.
Сотрудничая в проектной группе, исследователи из Тюмени, Оренбурга, Смоленска, Пятигорска и Тамбова одновременно решают общую задачу и готовят задел для собственного профессионального продвижения в избранном каждым из них направлении научной деятельности. Как отметил профессор Болдырев, конкурс “Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований с привлечением молодых исследователей”, по итогам которого был поддержан проект тамбовских лингвистов, дал шанс региональным научным школам: заявки от образовательно-научных организаций обеих столиц, согласно условиям, не рассматривались изначально. Такая поддержка сегодня имеет особый вес также и в свете сокращения бюджетных мест для студентов и аспирантов по гуманитарным специальностям.
- Проект предоставил мне прекрасную возможность приобщиться к одной из лучших в России школ когнитивной лингвистики. Исследования, связанные с переводческой проблематикой, сегодня очень популярны за рубежом, я бы сказала, они на пике актуальности. Наше исследование открывает новые перспективы применения того, что разработано в русле общей теории языка Николаем Николаевичем Болдыревым и его учениками, - уверена Ксения Леонтьева, кандидат филологических наук из Смоленска. - В проекте я занимаюсь исследованием интерпретирующей природы перевода. Антропоцентрическая теория прекрасно вписывается в общую теорию перевода, но вступает в противоречие с подходами последнего времени. Исследователи пытаются опираться на базу - текст, говоря о передаче его смысла, но смысл текста - у нас в сознании, и переводчик всегда передаст его субъективно. Чтобы максимально приблизиться к оригиналу, он должен в идеале владеть двумя языковыми культурами, понимать, какие смыслы присутствуют в каждой из них.
Ждите ответов
- Почему на Западе хорошо знают прозаиков Чехова, Толстого, Достоевского и плохо - поэта Пушкина, в то время как мы знаем и любим Бернса и Шекспира? Потому что у нас были Маршак, Пастернак и другие гениальные переводчики, которые в стихотворной форме адаптировали для понимания в рамках нашей культуры и нашего языка шекспировские сюжеты, а на Западе таких мастеров для русскоязычной поэзии не нашлось, - добавляет профессор Болдырев.
Проект стартовал около полугода назад, а члены исследовательской команды уже успели выступить на нескольких научных конференциях в России и за рубежом, опубликовали первые (в рамках проекта) статьи в рецензируемых журналах, включая индексируемые в Scopus. Алексей Раздуев из Пятигорска за несколько месяцев успел побывать на шести конференциях и подготовить семь научных публикаций. Молодой кандидат наук надеется, что венцом его работы в проекте станет докторская диссертация. Алексей, как и другие участники исследования, - член Российской ассоциации лингвистов-когнитологов, в которую он вступил еще аспирантом в 2011 году. Изучая в рамках проекта принципы формирования нанотехнологической терминологии, молодой ученый увидел возможность для расширения своей темы за счет исследования терминологических систем других наук, к примеру биотехнологии.
В портфолио молодых кандидатов наук, приглашенных в проект, в общей сложности около 100 научных публикаций, а за плечами у них есть высоко оцененный старшими коллегами опыт исследовательской работы. Реализация проекта, по мнению экспертов, должна укрепить позиции отечественной лингвистической школы в целом и существенно обогатить наши представления о механизмах познания мира посредством языка.

Татьяна Возовикова
Фото Ирины ТОЛМАЧЕВОЙ


 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Тренды - по потребностям. Московский салон образования свел министров и дошкольников.
Московский международный салон образования (ММСО), ежегодно организуемый Минобрнауки РФ, этой весной в четвертый раз принял на своей площадке несколько десятков тысяч посетителей. Один из показателей возросшего интереса к форуму - удвоившееся по сравнению с прошлым годом число СМИ, освещавших события салона. /№ 16(2017)

Возможны варианты. Ректоры присмотрелись к моделям инновационных центров.
Теперь не “деньги в обмен на обязательства”, а “новые возможности за новые эффективные решения” - так предложил характеризовать запущенный недавно приоритетный проект “Вузы как центры пространства для создания инноваций” директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки РФ Александр Соболев, принявший участие в дискуссии о проблемах и вызовах, связанных с реализацией “дорожной карты” этого проекта. /№ 16(2017)
Давайте перепроверим. Каким быть новому рейтингу вузов?
В ближайшее время ожидается появление нового рейтинга вузов “Три миссии университета”. Он создается при активном участии Российского союза ректоров и Российской академии наук. Как заявляют разработчики, рейтинг “оценивает все три классические ключевые миссии университетов”, однако представленная на сайте 3missions.ru методология не дает ответа на несколько важнейших вопросов... /№ 16(2017)

Новости


Началась кампания по выдвижению кандидатов в президенты Российской академии наук. Как стало известно «Поиску», Бюро Отделения нанотехнологий и информационных технологий РАН единогласно выдвинуло в качестве своего кандидата председателя Совета Российского фонда фундаментальных исследований академика Владислава Панченко.



Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов заявил, что на досрочном этапе Единого государственного экзамена за различные нарушения были удалены 366 человек, сообщает Агентство городских новостей «Москва». По словам главы Рособрнадзора, это чуть менее 1% всех участников экзамена.

В Москве открылась выставка разработок в области информационных технологий для образования, сообщает пресс-служба Департамента образования столицы.

Архитектурный совет Москвы отложил проект восстановления здания Фундаментальной библиотеки Института научной информации по общественным наукам РАН, для того чтобы провести новые консультации с экспертами, сообщает Агентство городских новостей «Москва».

Национальная Служба Новостей опубликовала комментарий уполномоченного по правам студентов Артема Хромова о создании опорных университетов. "Вся информация о перспективах развития опорного вуза должна быть полностью опубликована," - заявил студенческий омбудсмен.

Конференции


Перечень научных конференций, симпозиумов, съездов, семинаров и школ, проводимых подведомственными ФАНО России организациями в 2017 году.

Центр научно-информационных исследований по науке, образованию и технологиям ИНИОН РАН проводит ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СЕМИНАР ПО НАУКОВЕДЕНИЮ.

Перечень научных конференций, симпозиумов, съездов, семинаров и школ, проводимых подведомственными ФАНО России организациями в 2017 году.

Текущие конкурсы


Институт передовых технологий Самсунг (Samsung Advanced Institute of Technology) объявил о начале 9-го ежегодного Международного конкурса научно-исследовательских проектов в рамках долгосрочной программы Global Research Outreach (GRO).

Организаторы международного конкурса The Global Challenges Prize 2017: A New Shape, направленного на поиск новых форм глобального сотрудничества, продлили срок подачи заявок до 30 сентября 2017 года. Это решение вызвано высоким уровнем интереса со стороны потенциальных участников, что, по мнению организаторов, связано с увеличивающимся беспокойством по поводу роста национализма и популизма во многих регионах мира.

Минобрнауки объявило конкурс по отбору команд для развития региональных научно-образовательных математических центров, сообщает пресс-служба министерства.

С 15 апреля будет открыт прием анкет для участия в конкурсе по программе “Для женщин в науке”, проводимом L’ORÉAL - UNESCO при поддержке Комиссии Российской Федерации по делам UNESCO и Российской академии наук.

Конкурс проектов 2017 года фундаментальных научных исследований, проводимый совместно Российским фондом фундаментальных исследований и Лондонским Королевским Обществом.

Вакансии


14.04.2017
Всероссийский селекционно-технологический институт садоводства и питомниководства объявляет выборы на должности...

14.04.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт океанологии им. П.П.Ширшова Российской академии наук объявляет конкурс на замещение вакантных должностей...

31.03.2017
НИЦ “Курчатовский институт” объявляет весенний прием в аспирантуру по следующим направлениям подготовки...





опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии