Официально


На Федеральном портале проектов нормативных правовых актов размещена документация Государственной программы РФ «Научно-технологическое развитие РФ» на период до 2025 года. Министерство образования и науки предлагает ее утвердить. Это явствует из опубликованного там же проекта постановления правительства.



Столичный Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства объявил конкурс на соискание премии Правительства Москвы молодым ученым. В нем могут принять участие молодые ученые - граждане РФ: научные работники, научно-педагогические работники, аспиранты, докторанты и специалисты, ведущие научную и научно-техническую деятельность в расположенных на территории Москвы научных организациях и вузах, а также специалисты столичных организаций экономической и социальной сферы, занимающиеся экспериментальными разработками.



Российская академия наук и Минобрнауки заключили Соглашение о сотрудничестве. Документ скрепили своими подписями министр образования и науки РФ Ольга Васильева и исполняющий обязанности президента РАН Валерий Козлов. В торжественной церемонии принял участие заместитель министра Григорий Трубников.



Правительство внесло в Госдуму проект изменений в ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» в части совершенствования деятельности государственных научных центров РФ.






Новости № 38(2017)

Регионы


СНГ


Интердайджест


Космический телескоп “Хаббл” обнаружил черную как смоль экзопланету, по размерам она в разы больше любой из планет Солнечной системы. С подробностями - Hubblesite.org.

Популярный метод геномного редактирования CRISPR впервые применили в цветоводстве, с его помощью кардинально изменен цвет лепестков декоративного растения. Об этом сообщает Science Alert.

Искусственный интеллект способен обнаружить изменения в головном мозге за несколько лет до проявления симптомов болезни Альцгеймера. Подробности - в New Scientist.


Кому-то нужно создать в Петрограде панику. И вот вчера по городу был пущен слух о том, что немецкий отряд высадился на берегу Финского залива - столица заволновалась. Бегство увеличилось. После наведения точных справок выяснилось, что немцы нигде не высаживались, да и вряд ли рискнут сделать это.


















Сократить дистанцию. Вузам рекомендовано прислушаться к работодателям.
Образование
№ 42(2016)

14.10.2016

Проблематика современного инженерного образования была сформирована порядка десяти лет назад, однако до сих пор механизмы его развития и совершенствования не сложились в систему, а многие вопросы, поставленные на повестку дня в середине двухтысячных, все еще не сняты. За эти годы государство приняло ряд мер, направленных на повышение качества подготовки кадров для отраслей, нуждающихся в специалистах с техническим и технологическим образованием, созданы условия для его системной и эффективной оценки. В вузах выросло число бюджетных мест на соответствующие специальности, в 2014 году появился Национальный совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям (НСПК), и сегодня действуют более 20 созданных им отраслевых советов. Работодатели все активнее участвуют в формировании программ колледжей и университетов, в подготовке молодых специалистов и оценке компетенций выпускников. Но все ли сделало государство и только ли от него зависит коренное изменение ситуации на рынке труда? Об этом говорили участники круглого стола “Общественная оценка эффективности инженерного образования России”, состоявшегося на днях на площадке информационного агентства “Интерфакс”.
Без широкого включения работодателей в процесс обучения студентов колледжей и вузов, реализующих программы инженерного профиля, спрос на компетентных специалистов вряд ли может быть удовлетворен в полной мере. С этим давно согласились все стороны рынка труда. Как заметил вице-президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства “ОПОРА России” Юрий Песоцкий, особенно “чувствительны” к качеству подготовки выпускников средние и малые предприятия, поскольку крупные имеют возможность самостоятельно доучивать выпускников “под себя”. По-прежнему хлопотно и накладно передавать оборудование в профильные учебные заведения, но налоговые преференции, которые могли бы решить этот вопрос, как и проблему организации производственной практики студентов, все еще не введены. При этом, по словам вице-президента, именно подписание договора о практике нередко так и остается единственным реальным шагом к взаимодействию образовательного учреждения и работодателя.
Юрий Песоцкий напомнил также о том, что Федеральный закон “Об инженерной (инжиниринговой) деятельности в РФ” все еще остается неутвержденным проектом и нормативно закрепленной стратегии подготовки инженерных кадров у страны нет. Что же предпринимает в существующих условиях “ОПОРА России” - солидное сообщество представителей оте­чественного бизнеса? Как рассказал вице-президент “ОПОРЫ России”, ее сотрудничество с учебными заведениями началось с организации конкурсов. Например, на лучший студенческий бизнес-проект или бизнес-план. Такого рода деятельность позволяет сделать имидж учебных заведений технического профиля более привлекательным и повысить интерес к предпринимательской деятельности среди учащихся. 
Востребованным как среди работодателей, так и в образовательной сфере стал проект по профессионально-общественной аккредитации образовательных программ высшего, среднего и дополнительного профессионального образования. Эту работу “ОПОРА России” проводит в течение пяти лет, а недавно по ее результатам был составлен рэнкинг (таблица) аккредитованных программ. Он обобщил итоги исследования качества образования в России, проводившегося в 2014-2016 годах. В рэнкинге представлена информация о наиболее востребованных в различных отраслях экономики образовательных программах, а также сведения о реализующих их организациях. Ресурс разделен на пять групп: “Инженерное дело, технологии и технические науки”, “Науки об обществе”, “Математические и естественные науки”, “Медицинские и сельскохозяйственные науки”, “Педагогические и гуманитарные науки, искусство и культура”. Внутри разделов программы распределены по рангам в соответствии с результатами заключения экспертов от работодателей.
Сегодня определенным эталоном для программ учреждений профессионального образования становятся профессиональные стандарты. Насколько подготовка выпускника университета или колледжа должна соответствовать критериям профессиональной квалификации? По данным генерального директора Национального агентства развития квалификаций Александра Лейбовича, примерно на 70%. “Чем дальше то или иное учебное заведение продвинется к тому, чтобы его выпускники в наибольшей степени отвечали требованиям работодателей, тем лучше, - считает гендиректор. - Разумеется, этот принцип следует соблюдать не в ущерб общей подготовке, от которой также зависит качество квалификации... Было бы ошибкой думать, что работодатели заинтересованы только в узких компетенциях под конкретное рабочее место. Любые опросы, которые мы проводим, показывают, что их требования всегда шире узкопрофильных компетенций. Эти противоречия иногда искусственно создаются, чтобы объяснить неудачи и ошибки в образовательном процессе конкретных организаций”. 
Александр Лейбович считает риторическим вопрос о вовлечении работодателя в процесс улучшения качества образования, поскольку такое вовлечение уже состоялось. Он сообщил, что НСПК включил в список аккредитующих организаций порядка 10 крупных отраслевых ассоциаций. В их числе - Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий, РОСНАНО, “Росатом”, Федерация рестораторов и отельеров РФ и др. При этом преобразующее воздействие бизнеса на качество подготовки молодых специалистов, по мнению А.Лейбовича, чересчур опосредованно, забюрократизировано, “обременено большим количеством формальных промежуточных этапов и документов”. Дистанция, в начале которой находится профстандарт, фиксирующий потребности работодателей, а в конце - оценка качества подготовки выпускника через аттестацию или независимую оценку квалификации, должна быть сокращена, а процедуры на промежуточных этапах (изменение образовательного стандарта, совершенствование программ обучения и т.д.) необходимо упростить. 
Принятый в 2016 году Федеральный закон “О независимой оценке квалификации” позволяет, в частности, дать выпускникам дополнительную профессиональную оценку, повысив тем самым их капитализацию на рынке труда. Александр Лейбович уверен: для того чтобы этот и вышеперечисленные механизмы повышения качества подготовки инженерных кадров заработали эффективно, необходим постоянный диалог между сторонами данного процесса. 
По мнению заместителя руководителя Центра профессионального образования Федерального института развития образования (ФИРО) Аллы Факторович, взаимопонимания не хватает и для более широкого применения такого инструмента совершенствования инженерного образования, как профессионально-общественная аккредитация образовательных программ. Вузы, на ее взгляд, все еще довольно сдержанно относятся к такому способу получения оценки качества их “продукта” со стороны непосредственных потребителей. 
Представитель ФИРО напомнила, что появление НСПК и отраслевых советов позволило снять проблемы выбора аккредитующих организаций, подтверждения компетенции экспертов и формирования методологии профессионально-общественной аккредитации: “Советы стали выразителями консолидированной позиции бизнес-сообщества. От имени своих отраслей они выражают мнение работодателя и оценивают профильные программы подготовки по определенным квалификациям”. Эксперт считает, что образовательным организациям необходимо понять: получение такой оценки подвигает их к самосовершенствованию, развитию, способствует повышению конкурентоспособности, а в конечном итоге и выживаемости.
Татьяна ВОЗОВИКОВА 


 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Вдохновляя одаренных. ТГУ раскрывает таланты.
В начале сентября Благотворительный фонд Владимира Потанина назвал Томский государственный университет лидером среди российских вузов по работе с талантами. Этот рейтинг публикуется ежегодно начиная с 2004 года и является одной из наиболее авторитетных независимых оценок качества обучения в российских вузах. Он оценивает работу вуза с талантливыми студентами на основе показателей всех конкурсов фонда. /№ 38(2017)
В зависимости от независимой. Вузам придется работать с оглядкой на внешнюю оценку.
За три года проведения мероприятий по независимой оценке качества образования (НОКО) (в 2015-2017 годах) в общей сложности была проанализирована деятельность 903 государственных и негосударственных вузов и филиалов. Оператор исследования - команда “Социального навигатора” МИА “Россия сегодня”, при поддержке Минобрнауки РФ. Результаты были озвучены на площадке информационного агентства руководителям вузов, представителям общественных организаций и СМИ. /№ 38(2017)
Дорога из школы. Где лучше всего готовят к вузу?
К началу нового учебного года рейтинговое агентство RAEX (РАЭКС-Аналитика) обнародовало третий ежегодный рейтинг 200 лучших школ России. Он составляется для того, чтобы определить, какие средние учебные заведения готовят наибольшее количество студентов для лучших вузов России - университетов из топ-20 рейтинга RAEX. /№ 37(2017)

Новости


Члены Клуба «1 июля» обратились к участникам выборов президента РАН. Документ опубликован на сайте неформального научного сообщества.



Руководитель ФАНО Михаил Котюков, министр по делам Северного Кавказа Лев Кузнецов и глава Республики Северная Осетия-Алания Вячеслав Битаров обсудили перспективы развития подведомственного агентству Владикавказского научного центра. Как информирует пресс-служба ФАНО, на встрече шел разговор в том числе об организации на базе ВНЦ селекционно-генетического центра федерального значения.



В Санкт-Петербургском горном университете заседал 2-й Международный совет ректоров вузов, имеющих горнотехнический профиль образования. Его участниками стали руководители 120 высших учебных заведений 60 стран мира.



Комитет Госдумы по образованию и науке подвел итоги парламентских слушаний о совершенствовании механизмов финансирования отраслевых вузов. Депутаты приняли за основу проект рекомендаций, которые будут направлены Правительству РФ, Минобрнауки, Минфину, отраслевым министерствам, а также органам власти субъектов РФ.



В Минобрнауки открылась выставка Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета. Экспозиция рассказывает об истории создания вуза, крупных научных проектах, реализуемых коллективом МАДИ.



Министр образования и науки Ольга Васильева провела прием граждан, рассмотрев обращения из Петрозаводска, Москвы, Балашихи, Электростали, Мытищ и Красногорска. Общение прошло в приемной Правительства РФ.



В расширившемся со 100 до 400 позиций предметном рейтинге Times Higher Education по направлению “Искусство и гуманитарные науки” (Arts and Humanities) теперь присутствуют пять российских вузов.

Конференции


Перечень научных конференций, симпозиумов, съездов, семинаров и школ, проводимых подведомственными ФАНО России организациями в 2017 году.

Перечень научных конференций, симпозиумов, съездов, семинаров и школ, проводимых подведомственными ФАНО России организациями в 2017 году.

Перечень научных конференций, симпозиумов, съездов, семинаров и школ, проводимых подведомственными ФАНО России организациями в 2017 году.

Текущие конкурсы


Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований, проводимый Российским фондом фундаментальных исследований совместно с организациями - участниками Рамочной программы БРИКС в сфере науки, технологий и инноваций.

Конкурс проектов 2018 года организации российских и международных научных мероприятий, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований”.

Обзор стипендиальных программ DAAD для учебы и научных исследований в Германии на 2018/2019 учебный год.

Совет при Президенте Российской Федерации по науке и образованию начинает прием документов на соискание Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологий за 2017 год.

Министерство образования и науки Российской Федерации совместно с Советом по грантам Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых и по государственной поддержке ведущих научных школ Российской Федерации объявляет конкурсы 2018 года на право получения грантов Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов наук и молодых российских ученых - докторов наук. Организатором конкурсов является Минобрнауки России.

Вакансии


15.09.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт океанологии им. П.П.Ширшова Российской академии наук объявляет конкурс на замещение вакантной должности...

15.09.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт океанологии им. П.П.Ширшова Российской академии наук и Южное отделение ИО РАН объявляет конкурс на замещение вакантных должностей...

11.08.2017
Южный научный центр РАН (Ростов-на-Дону) приглашает на работу ихтиолога (кандидата / доктора наук), имеющего высокий индекс цитирования по РИНЦ и WoS, стабильную публикационную активность в рейтинговых отечественных и зарубежных журналах.





опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии