Официально


Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки на основании решения Арбитражного суда прекратила действие лицензии Томского экономико-юридического института.



Минобрнауки ликвидировало филиал Санкт-Петербургского государственного экономического университета в Анадыре.



Утверждена дорожная карта ФАНО - комплекс мер нормативного и организационного характера, которые направлены на решение задач, обозначенных в плане первого этапа Стратегии научно-технологического развития РФ.



Правительство утвердило план реализации Стратегии обеспечения единства измерений в России. Документ, в частности, предусматривает повышение уровня метрологического обеспечения приоритетных направлений науки, технологий и техники, обеспечение преимущественного использования отечественных технологий и приборной базы.




Новости № 46(2017)

Регионы


В Университете им. Юрая Добрилы (Пула, Хорватия) состоялось торжественное открытие Центра русского языка и культуры “Институт Пушкина”. Он создан при участии Пятигорского госуниверситета и финансовой поддержке Минобрнауки РФ в рамках ФЦП “Русский язык”, Миссия центра - продвижение образования на русском языке.

Ректор Тульского государственного университета Михаил Грязев провёл встречу со студентами, входящими в сборные команды вуза по различным видам спорта. Михаил Васильевич поздравил студентов и их тренеров с успешными выступлениями на различных соревнованиях, в том числе всероссийских.

В Ульяновском государственном техническом университете прошел День открытых дверей для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений и системы среднего профессионального образования. Мероприятие посетили 1150 человек.

СНГ


Интердайджест
























Сократить дистанцию. Вузам рекомендовано прислушаться к работодателям.
Образование
№ 42(2016)

14.10.2016

Проблематика современного инженерного образования была сформирована порядка десяти лет назад, однако до сих пор механизмы его развития и совершенствования не сложились в систему, а многие вопросы, поставленные на повестку дня в середине двухтысячных, все еще не сняты. За эти годы государство приняло ряд мер, направленных на повышение качества подготовки кадров для отраслей, нуждающихся в специалистах с техническим и технологическим образованием, созданы условия для его системной и эффективной оценки. В вузах выросло число бюджетных мест на соответствующие специальности, в 2014 году появился Национальный совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям (НСПК), и сегодня действуют более 20 созданных им отраслевых советов. Работодатели все активнее участвуют в формировании программ колледжей и университетов, в подготовке молодых специалистов и оценке компетенций выпускников. Но все ли сделало государство и только ли от него зависит коренное изменение ситуации на рынке труда? Об этом говорили участники круглого стола “Общественная оценка эффективности инженерного образования России”, состоявшегося на днях на площадке информационного агентства “Интерфакс”.
Без широкого включения работодателей в процесс обучения студентов колледжей и вузов, реализующих программы инженерного профиля, спрос на компетентных специалистов вряд ли может быть удовлетворен в полной мере. С этим давно согласились все стороны рынка труда. Как заметил вице-президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства “ОПОРА России” Юрий Песоцкий, особенно “чувствительны” к качеству подготовки выпускников средние и малые предприятия, поскольку крупные имеют возможность самостоятельно доучивать выпускников “под себя”. По-прежнему хлопотно и накладно передавать оборудование в профильные учебные заведения, но налоговые преференции, которые могли бы решить этот вопрос, как и проблему организации производственной практики студентов, все еще не введены. При этом, по словам вице-президента, именно подписание договора о практике нередко так и остается единственным реальным шагом к взаимодействию образовательного учреждения и работодателя.
Юрий Песоцкий напомнил также о том, что Федеральный закон “Об инженерной (инжиниринговой) деятельности в РФ” все еще остается неутвержденным проектом и нормативно закрепленной стратегии подготовки инженерных кадров у страны нет. Что же предпринимает в существующих условиях “ОПОРА России” - солидное сообщество представителей оте­чественного бизнеса? Как рассказал вице-президент “ОПОРЫ России”, ее сотрудничество с учебными заведениями началось с организации конкурсов. Например, на лучший студенческий бизнес-проект или бизнес-план. Такого рода деятельность позволяет сделать имидж учебных заведений технического профиля более привлекательным и повысить интерес к предпринимательской деятельности среди учащихся. 
Востребованным как среди работодателей, так и в образовательной сфере стал проект по профессионально-общественной аккредитации образовательных программ высшего, среднего и дополнительного профессионального образования. Эту работу “ОПОРА России” проводит в течение пяти лет, а недавно по ее результатам был составлен рэнкинг (таблица) аккредитованных программ. Он обобщил итоги исследования качества образования в России, проводившегося в 2014-2016 годах. В рэнкинге представлена информация о наиболее востребованных в различных отраслях экономики образовательных программах, а также сведения о реализующих их организациях. Ресурс разделен на пять групп: “Инженерное дело, технологии и технические науки”, “Науки об обществе”, “Математические и естественные науки”, “Медицинские и сельскохозяйственные науки”, “Педагогические и гуманитарные науки, искусство и культура”. Внутри разделов программы распределены по рангам в соответствии с результатами заключения экспертов от работодателей.
Сегодня определенным эталоном для программ учреждений профессионального образования становятся профессиональные стандарты. Насколько подготовка выпускника университета или колледжа должна соответствовать критериям профессиональной квалификации? По данным генерального директора Национального агентства развития квалификаций Александра Лейбовича, примерно на 70%. “Чем дальше то или иное учебное заведение продвинется к тому, чтобы его выпускники в наибольшей степени отвечали требованиям работодателей, тем лучше, - считает гендиректор. - Разумеется, этот принцип следует соблюдать не в ущерб общей подготовке, от которой также зависит качество квалификации... Было бы ошибкой думать, что работодатели заинтересованы только в узких компетенциях под конкретное рабочее место. Любые опросы, которые мы проводим, показывают, что их требования всегда шире узкопрофильных компетенций. Эти противоречия иногда искусственно создаются, чтобы объяснить неудачи и ошибки в образовательном процессе конкретных организаций”. 
Александр Лейбович считает риторическим вопрос о вовлечении работодателя в процесс улучшения качества образования, поскольку такое вовлечение уже состоялось. Он сообщил, что НСПК включил в список аккредитующих организаций порядка 10 крупных отраслевых ассоциаций. В их числе - Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий, РОСНАНО, “Росатом”, Федерация рестораторов и отельеров РФ и др. При этом преобразующее воздействие бизнеса на качество подготовки молодых специалистов, по мнению А.Лейбовича, чересчур опосредованно, забюрократизировано, “обременено большим количеством формальных промежуточных этапов и документов”. Дистанция, в начале которой находится профстандарт, фиксирующий потребности работодателей, а в конце - оценка качества подготовки выпускника через аттестацию или независимую оценку квалификации, должна быть сокращена, а процедуры на промежуточных этапах (изменение образовательного стандарта, совершенствование программ обучения и т.д.) необходимо упростить. 
Принятый в 2016 году Федеральный закон “О независимой оценке квалификации” позволяет, в частности, дать выпускникам дополнительную профессиональную оценку, повысив тем самым их капитализацию на рынке труда. Александр Лейбович уверен: для того чтобы этот и вышеперечисленные механизмы повышения качества подготовки инженерных кадров заработали эффективно, необходим постоянный диалог между сторонами данного процесса. 
По мнению заместителя руководителя Центра профессионального образования Федерального института развития образования (ФИРО) Аллы Факторович, взаимопонимания не хватает и для более широкого применения такого инструмента совершенствования инженерного образования, как профессионально-общественная аккредитация образовательных программ. Вузы, на ее взгляд, все еще довольно сдержанно относятся к такому способу получения оценки качества их “продукта” со стороны непосредственных потребителей. 
Представитель ФИРО напомнила, что появление НСПК и отраслевых советов позволило снять проблемы выбора аккредитующих организаций, подтверждения компетенции экспертов и формирования методологии профессионально-общественной аккредитации: “Советы стали выразителями консолидированной позиции бизнес-сообщества. От имени своих отраслей они выражают мнение работодателя и оценивают профильные программы подготовки по определенным квалификациям”. Эксперт считает, что образовательным организациям необходимо понять: получение такой оценки подвигает их к самосовершенствованию, развитию, способствует повышению конкурентоспособности, а в конечном итоге и выживаемости.
Татьяна ВОЗОВИКОВА 


 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Меняясь и меняя. Как развиваться университетам.
Традиционно в октябре НИУ ВШЭ собирает ученых, которые изучают процессы, происходящие в университетах России и других стран. Каждый раз в фокусе внимания участников оказывается одна из актуальных тем, связанных с развитием высшей школы. “Университеты, меняющие себя и мир” - так называлась прошедшая недавно VIII Международная конференция исследователей высшего образования. /№ 44-45(2017)
Стабильность и самореализация. Что предлагает Москва молодым преподавателям?
Возможность реализовать свой потенциал и получить опыт работы в инновационном вузе молодым преподавателям предлагает Московский финансово-юридический университет МФЮА. Вуз ждет на работу кандидатов наук, молодых ученых, преподавателей экономического, управленческого, гуманитарного, естественно-научного, правового, финансового, ИT блоков дисциплин, а также учителей школ, преподавателей и мастеров производственного обучения в колледж МФЮА. /№ 44-45(2017)
Место карьеры. Лучшие выпускники МФТИ должны оставаться в науке.
По фойе у университетской раздевалки, скучая, слонялся монстр - толстый, одноглазый, острозубый. Он охотно вступал в переговоры со смеющимися студентами. Оказалось, это не кто иной, как... “компьютерный вирус” - таким образом привлекает на свой спецкурс потенциальных работников фирма Касперского. Физтех - он такой: его питомцы уже со студенческой скамьи идут нарасхват у самых высокотехнологичных фирм. /№ 43(2017)

Новости


Программа образовательных кредитов продолжится с осени 2018 года, сообщила глава Минобрнауки Ольга Васильева, отвечая на вопросы студентов НИТУ «МИСиС». Министр напомнила о том, что в рамках программы по выдаче кредитов на образование в России, действующей с 2010 года, было получено свыше 10 тысяч кредитов.



На VI Санкт-Петербургском международном культурном форуме киностудия «Союзмультфильм» и Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения заключили соглашение о сотрудничестве, информирует ТАСС.



Ольга Васильева сообщила, что формы отчетов по ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» будут существенно сокращены, а патентная защита - ускорена. По ее словам достигнута договоренность с Роспатентом о том, что все результаты, полученные в рамках программы, будут рассматриваться патентным органом в срок до 4-6 месяцев.



Директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки Александр Соболев провел совещание с руководителями ресурсных учебно-методических центров (РУМЦ) по обучению лиц с инвалидностью, созданных на базе вузов. В совещании приняли участие ректоры или проректоры, курирующие это направление, а также руководители РУМЦ, которые являются самостоятельным структурным подразделением вуза.



Участники первого Всероссийского съезда преподавателей истории в вузах России предложили с 2018 года ввести во всех российских вузах обязательную дисциплину «История России». Как сообщает РИА Новости, эта идея нашла отражение в проекте резолюции съезда.



Министр образования и науки Ольга Васильева, председатель Центральной избирательной комиссии Элла Памфилова и председатель Российского союза молодёжи Павел Красноруцкий подписали соглашение о сотрудничестве между возглавляемыми ими структурами. Стороны вместе займутся повышением культуры молодежи в области избирательного права и избирательного процесса.



Количество малых инновационных предприятий, созданных на базе научных организаций, подведомственных ФАНО, за год выросло на 4%: с 313 в 2015 году до 326 в 2016-м. Кроме того, в прошлом году увеличилось и количество результатов интеллектуальной деятельности - с 2979 до 3369.



Конференции


Международная научная конференция ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 2-6 апреля 2018 года.

Перечень научных конференций, симпозиумов, съездов, семинаров и школ, проводимых подведомственными ФАНО России организациями в 2017 году.

Вторая научно-практическая Открытая конференция Института системного программирования РАН имени Виктора Иванникова ISPRAS Open пройдет с 30 ноября по 1 Декабря 2017 г. в главном здании Российской академии наук. Ключевые темы – безопасность программного кода и технологии анализа массивов данных.

Текущие конкурсы


Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований, проводимый совместно федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и Японским фондом медицинских исследований.

Объявление об открытом публичном конкурсе на получение грантов Российского научного фонда по приоритетному направлению деятельности Российского научного фонда “Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами”.

Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований, проводимый Российским фондом фундаментальных исследований совместно с организациями - участниками Рамочной программы БРИКС в сфере науки, технологий и инноваций.

Конкурс проектов 2018 года организации российских и международных научных мероприятий, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований”.

Обзор стипендиальных программ DAAD для учебы и научных исследований в Германии на 2018/2019 учебный год.

Вакансии


17.11.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии рудных месторождений, петрографии минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН) объявляет конкурс на замещение вакантной должности...

03.11.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования и науки Санкт-Петербургский национальный исследовательский академический университет Российской академии наук объявляет конкурс на замещение следующих вакантных должностей...

27.10.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН) объявляет конкурс на замещение вакантных должностей...





опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии