Официально


За многолетний труд на благо сельскохозяйственной науки, большой вклад в развитие отечественной аграрной науки и в связи с юбилеем Президиум РАН наградил Почетной грамотой Российской академии наук академика Эльмиру Крылатых. Почетной грамоты Российской академии наук также удостоен коллектив лбщественной организации «Центр-Клуб земляков-оренбуржцев в Москве». Они отмечены за совместное плодотворное сотрудничество с Российской академией наук и большую научно-поисковую и патриотическую работу.



Минобрнауки начало прием заявлений о включении в перечень научных организаций и образовательных организаций высшего образования, которым предоставляются права самостоятельного присуждения ученых степеней. Подробности можно узнать посылке.



Законопроект об обязательном распределении выпускников в госкомпании после окончания учебы в вузах внесен на рассмотрение Госдумы. Документ размещен в базе законопроектов на сайте ГД, его автором выступил депутат «Единой России» Сергей Вострецов.



По итогам заседания президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам правительство поручило Минобрнауки и Минфину вместе с заинтересованными органами власти до 1 августа проработать и представить предложения по внесению изменений в ФЗ «Об образовании в РФ» и иные законодательные акты.




Новости № 15(2018)

Регионы


Студенты факультета радиоэлектроники и автоматики Чувашского госуниверситета теперь смогут осваивать профессию с помощью самого современного оборудования. Недавно в вузе открылась научно-исследовательская лаборатория “Электро-, радио- и оптические измерения”.

Ректор Дальневосточного федерального университета Никита Анисимов и президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский подписали соглашение о размещении текстов квалификационных работ выпускников ДВФУ в открытом доступе.

В НИУ “БелГУ” прошла рабочая встреча ректора Олега Полухина с послом Индии в России Панкаджем Сараном, представителями посольства и крупных индийских компаний.

СНГ


Интердайджест


Новые исследования ископаемого примата Арди подтвердили идею о его способности как ходить, так и лазать. С подробностями - Science News.

Человеческий мозг продолжает производить нервные клетки в преклонном возрасте, новые данные в некотором смысле расходятся с одним недавним открытием. Об этом рассказал Science News.

В центре нашей галактики может скрываться рой маленьких черных дыр. Об этом сообщает Sciencemag.org.


Особым декретом Совета народных комиссаров за подписью Ленина и Луначарского упраздняется Академия художеств как государственное учреждение. Высшее художественное училище отделяется с соответственными кредитами и капиталами от Академии художеств и реорганизуется в свободную художественную школу. Музей Академии художеств поступает в ведение Комиссариата по народному просвещению. Все капиталы и все имущество академии поступают в собственность Советской Республики как фонд, предназначенный для специальных нужд художественной культуры.
















Исправление расширением. Гуманитарному образованию вернули право на развитие.
Образование
№ 5(2017)

03.02.2017





Чем наполнить содержание образовательного стандарта, чтобы он стал отвечать требованиям профессионального, при условии, что второго не существует? До 1 июля 2017 года, согласно ФЗ “Об образовании в РФ”, все ФГОС должны быть приведены в соответствие с действующими профстандартами. Между тем для ряда профессий, включая специалистов-историков, таких стандартов на сегодняшний день нет. Эту и другие проблемы, беспокоящие сегодня вузы, в которых реализуются программы исторического профиля, глава Минобрнауки Ольга Васильева в течение трех часов обсуждала с участниками Всероссийского совещания деканов и заведующих кафедрами исторических факультетов российских университетов “Современное состояние и перспективы развития исторического образования в вузах РФ”. Министр подчеркнула: как профессиональному историку, тема разговора ей особенно близка. 
При поддержке Минобр­науки РФ мероприятие проводили Институт всеобщей истории РАН (ИВИ РАН) и Федеральное учебно-методическое объединение по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки 46.00.00 “История и археология”, которое возглавляет научный руководитель ИВИ РАН академик Александр Чубарьян. На площадке Президиума РАН собрались представители высших учебных заведений, расположенных в 70 регионах страны. Программа совещания включала пленум УМО “Историческое образование в высшей школе России: пути обновления”. 
 - В число приоритетных направлений работы Минобрнауки сегодня входит и развитие гуманитарных направлений обу­чения в вузах, - сообщила Ольга Васильева, с выступления которой началось совещание. - Речь идет не только об историках, антропологах, филологах и т.д., но и об усилении общей подготовки всех студентов по этим направлениям, включая будущих инженеров, врачей, “естественников” и др. Задача министерства - возобновить в полном объеме деятельность кафедр истории и филологии. 
Что касается учащихся исторических факультетов, то, по данным О.Васильевой, в этом учебном году по направлению “История и археология” вузы готовят порядка 24,5 тысячи человек, 18,9% из них учатся в магистратуре, 62% от общего числа (15 тысяч) - на бюджетной основе. Объем контрольных цифр приема, выделенных на эти специальности в текущем году, - а это порядка 4,6 тысячи мест - министр считает недостаточным. “В 2018 году мы решили увеличить его на четверть”, - сказала она. 
Затем руководитель министерства перешла к вопросу об актуальности содержания стандартов, по которым ведется обучение будущих историков, и приведения их в соответствие с требованиями профессионального сообщества к молодым специалистам. Проблему, уже упомянутую выше, О.Васильева предложила решать по примеру коллег из учебно-методических объединений - юристов, экономистов, политологов и др.:
- Чтобы переломить ситуацию, они обратились к экспертному сообществу. Именно эксперты должны подсказать, что должно быть “на выходе”, как соотнести компетенции выпускников с профессиональными. Наверное, в этом есть рациональное зерно, и нам придется использовать такую возможность. Будем обсуждать, и вам принимать решение - как и чему учить наших студентов, и не только на гуманитарных направлениях. Для того чтобы история и культура речи были освоены теми, кто обучается на естественных и технических факультетах, нужны специально подготовленные курсы. 
В своем выступлении министр предложила обсудить и вопрос о необходимости расширения специализации выпускников исторических факультетов, которые, как показывает многолетняя практика, реализуют себя не только как преподаватели и ученые, но и в музейных, архивных и других смежных профессиях. 
Еще одна задача, которую отраслевому сообществу предстоит решить в ближайшее время, - обеспечение доступности содержания образовательных стандартов.
- Огромные тома ФГОС ни один профессор читать не будет. Важно прописать требуемые результаты обучения в примерных программах, потому что их в вузах читают, они написаны нормальным человеческим языком и позволяют легко понять, чему и как следует учить, - отметила О.Васильева, добавив, что одновременно с примерными программами необходимо создавать комплекс методических документов как по всеобщей истории, так и по истории России. 
- Задача очень важная. Надеюсь, что мы сможем разработать единый подход к ее решению, применимый не только в нашей гуманитарной области, но и в других сферах высшего образования, - заключила глава Минобр­науки.
Ректоры выразили свою удовлетворенность тем, что чиновники видят реальную ситуацию и намерены ее улучшить. 
- Хорошо, что в министерстве осо­знали проблему и пытаются ее исправить, - отметил декан исторического факультета МГУ Иван Тучков, говоря об уменьшении бюджетных мест для студентов-историков. Он также напомнил, что переход на трехуровневое образование сопровождался целым рядом издержек для высшего исторического образования. 
- Не всегда общемировой опыт подходит для стран с собственными традициями, причем очень длительными и успешными. Чтобы не уронить качество обучения, сохранить преподавательский состав и существующие научные школы, мы дополнили программы бакалавров тем, что всегда осваивали специалисты. Однако при этом не была осо­знана суть магистратуры, куда приходят люди уже с другими кругозором и жизненным опытом. Магистерские программы должны давать новые знания на ином уровне преподавания, с учетом взросления и формирования студентов, желающих получить более глубокие знания - знания, с которыми поступают в аспирантуру, чтобы стать ученым, исследователем, и это нужно обязательно отразить в стандарте. 
Еще одна проблема: мы лишаем аспирантов выбора, навязывая им дисциплины. Необходимо теснее связать стандарты аспирантуры и магистратуры и освободить аспирантуру от излишних “уз”, чтобы каждый мог выбирать дополнительные курсы, важные именно для его направления. Для настоящей научной работы у аспирантов должна быть возможность работать в архивах и библиотеках, ездить на стажировки и т.д. Сегодня большую работу по стандартизации проводит ИВИ, привлекая к ней специалистов широкого гуманитарного профиля. Это залог нашего успеха, общими усилиями мы сможем выработать сбалансированную позицию. 
Региональная проблематика университетского исторического образования прозвучала в выступлении ректора Омского государственного университета им. Ф.М.Достоевского (ОмГУ) Алексея Якуба, почти 20 лет руководившего истфаком ОмГУ. Благодаря заботливому отношению администрации вуза, в трудное время реорганизации на факультете смогли сохранить и даже приумножить спектр дисциплин, сберечь “старую гвардию” преподавателей, не растерять средневозрастного звена и вырастить достойную научную молодежь, представители которой сегодня получают президентские гранты. 
Ректор обратил внимание на особую роль исторического образования в регионах, которые, как и Омская область, стали приграничными вследствие изменения геополитической обстановки. В местные университеты поступает все больше абитуриентов, окончивших школы в бывших республиках СССР и, как правило, не имеющих современных знаний по истории. От того, как эти знания будут исправлены и дополнены, во многом зависит общее представление о нашей стране, с которым студенты-иностранцы вернутся домой, а в конечном итоге и развитие диалога культур на постсоветском пространстве.
Приветствуя новость об увеличении объема контрольных цифр приема будущих историков, Алексей Якуб выразил пожелание: эту “добавку” должны почувствовать не только статусные - федеральные и опорные, но и те классические университеты, “которые являются системообразующими с точки зрения концентрации и формирования социально-гуманитарной составляющей своих регионов”. Напомнил он и о проблеме сокращения бюджетных мест в аспирантуре. 
- Стоимость платного обучения для аспирантов высока, что ведет к потере контингента и создает угрозу сохранению научных школ и преемственности, - констатировал ректор ОмГУ. 
В выступлениях участников совещания прозвучало множество предложений по совершенствованию содержания, структуры и использования потенциала высшего исторического образования. С одной стороны, это показывает, что волнует вузовских историков, а с другой - говорит о наличии большого внутриотраслевого ресурса для решения проблем и реализации идей. Алексей Якуб, например, предложил создать общероссийскую базу данных, которая позволила бы систематизировать и упорядочить процесс повышения квалификации преподавателей вузов, вернуть советскую практику популяризации исторического образования в офицерской среде, когда диплом историка классического университета приравнивался к документу об окончании военно-политической академии. Кроме того, ректор ОмГУ призвал коллег сформировать историческую дисциплину для студентов учреждений СПО, создать единый учебник по истории для мигрантов, внести гуманитарную составляющую в подготовку выпускников университетских военных кафедр и запустить проект по изданию научно-популярной исторической литературы для школьников. Несколько инициатив Алексея Якуба сразу после его выступления поддержал академик Александр Чубарьян. 
Татьяна Возовикова
Фото Николая Степаненкова
На первом фото: Ольга Васильева
На втором фото: Александр Чубарьян
На третьем фото: Иван Тучков
На четвертом фото: Алексей Якуб


 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Что мешает и снижает… Ректоры Прикамья сосредоточились на болевых точках вузовской науки.
О том, как обстоят дела с наукой в вузах, шла речь на недавнем заседании Совета ректоров Пермского края. Председатель секции проректоров по научной работе, проректор Пермского национального исследовательского политехнического университета Владимир Коротаев представил характеризующие ситуацию тенденции и отметил ряд факторов, отрицательно на нее влияющих. /№ 15(2018)
Небо непаханое. Российская авиация требует новых идей.
/№ 15(2018)
Чемпионы хакатона. Крупный бизнес положил глаз на программистов.
В Москве, на площадке НИТУ “МИСиС”, прошел второй хакатон из серии AI.Hack. Перед участниками состязания была поставлена задача создать прототипы в области искусственного интеллекта, компьютерного зрения и машинного обучения в интересах высокотехнологичных компаний. /№ 14(2018)

Новости


Совет Межрегионального общества научных работников обратился с заявлением к председателю Госдумы Вячеславу Володину.



Команда проекта «Социальный навигатор» представила журналистам в МИА «Россия сегодня» обновленную версию ресурса «Вузы России: навигатор абитуриента», подготовленный при поддержке Минобрнауки РФ. Этот навигатор дает возможность выпускникам школ познакомиться с условиями зачисления в 483 государственных и 116 негосударственных вузов, сориентироваться на вступительные баллы первокурсников прошлого года по интересующим специальностям и выбрать подходящие для себя университеты.



Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Геннадий Онищенко заявил ТАСС, что сворачивание российско-американского сотрудничества в области науки и образования на фоне новых санкций США в отношении России не планируется и совместные программы в этих сферах будут развиваться.



Сразу две команды студентов Московского университета вошли в число призеров российского финала международного технологического конкурса Imagine Cup, проводимого компанией Microsoft для поддержки студенческих проектов, сообщает пресс-служба МГУ имени М.В.Ломоносова.



Президент Российской академии наук Александр Сергеев считает несправедливым то, что зарплаты ученых в Москве и Санкт-Петербурге в результате исполнения «майских указов» выросли больше, чем в регионах. Об этом он в очередной раз заявил во время интервью телеканалу НТВ.



С 2010-го по 2016 годы доля обучающихся по программам магистратуры и аспирантуры в федеральных университетах возросла в четыре раза, и их удельный вес достиг 21,6%. Об этом на прошедшей в Казани конференции «Пространство магистратуры: глобальное в локальном», сообщила исполнительный директор Национального фонда подготовки кадров Ирина Аржанова.

Саммит Глобального исследовательского совета, в котором примут участие представители научных фондов всего мира, впервые пройдет в Москве. В рамках форума, который состоится 14-15 мая 2018 года, будут обсуждаться проблемы научной дипломатии и развития совместных научных исследований, в том числе на базе объектов мегасайенс.

Конференции


Центр научно-информационных исследований по науке, образованию и технологиям ИНИОН РАН совместно с Институтом экономических стратегий проводят МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СЕМИНАР ПО НАУКОВЕДЕНИЮ И НАУКОМЕТРИИ

Центр научно-информационных исследований по науке, образованию и технологиям ИНИОН РАН совместно с Институтом экономических стратегий проводят Московский семинар по науковедению и наукометрии.

Центр научно-информационных исследований по науке, образованию и технологиям ИНИОН РАН совместно с Институтом экономических стратегий проводят Московский городской семинар по науковедению и наукометрии.

Текущие конкурсы


Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования “Московский физико-технический институт (государственный университет)” объявляет конкурс на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу

Конкурс 2018 года на лучшие научные проекты междисциплинарных фундаментальных исследований по теме “Большие данные в постгеномную эру” (“мк”)

Конкурс 2018 года на лучшие научные проекты междисциплинарных фундаментальных исследований по теме “Правовое регулирование геномных исследований” (“мк”)

Конкурс 2018 года на лучшие научные проекты междисциплинарных фундаментальных исследований по теме “Модели правового регулирования международного научно-технического сотрудничества и международной интеграции России” (“мк”)

Конкурс 2018 года на лучшие научные проекты междисциплинарных фундаментальных исследований по теме “Трансформация права в условиях развития цифровых технологий” (“мк”)

Вакансии


02.03.2018
объявляет конкурс на замещение вакантных должностей:

17.11.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии рудных месторождений, петрографии минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН) объявляет конкурс на замещение вакантной должности...

03.11.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования и науки Санкт-Петербургский национальный исследовательский академический университет Российской академии наук объявляет конкурс на замещение следующих вакантных должностей...




опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии