Официально


Распоряжением Президиума РАН, которое подписал Владимир Фортов 22 марта, исполнение обязанностей президента Российской академии наук сроком на шесть месяцев (до 28 сентября 2017 года) возложено на вице-президента РАН академика Валерия Козлова. Документ опубликован на сайте Академии наук.



Владимир Путин подписал указ, в соответствии с которым орденами Дружбы награждены заместитель генерального конструктора, член правления ОАО «Научно-производственный комплекс «Научно-исследовательский институт дальней радиосвязи» Виктор Собчук и заместитель директора по науке Института географии РАН Владимир Колосов.



Дмитрий Медведев распорядился дополнить перечень федеральных государственных унитарных предприятий, имеющих существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан РФ, обороноспособности и безопасности государства, еще одним пунктом. Глава правительства включил в этот список Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ».






Новости № 12(2017)

Регионы


Команда Дальневосточного федерального университета и Института проблем морских технологий Дальневосточного отделения РАН выиграла открытый Чемпионат Азии по подводной робототехнике Singapore AUV Challenge.

В Ивановском государственном энергетическом университете появилась лаборатория “Региональный центр технологий ООО “Мицубиси Электрик (РУС)”. Ее открыли ректор ИГЭУ Сергей Тарарыкин и гендиректор ООО “Мицубиси Электрик (РУС)” Фурута Хироси.

Российский экономический университет им. Г.В.Плеханова наращивает связи с компаниями - лидерами рынка. Очередной проект вуз реализовал с известным брендом электроники Lenovo и одним из главных производителей компьютерных компонентов Intel.

СНГ


Интердайджест






















Исправление расширением. Гуманитарному образованию вернули право на развитие.
Образование
№ 5(2017)

03.02.2017





Чем наполнить содержание образовательного стандарта, чтобы он стал отвечать требованиям профессионального, при условии, что второго не существует? До 1 июля 2017 года, согласно ФЗ “Об образовании в РФ”, все ФГОС должны быть приведены в соответствие с действующими профстандартами. Между тем для ряда профессий, включая специалистов-историков, таких стандартов на сегодняшний день нет. Эту и другие проблемы, беспокоящие сегодня вузы, в которых реализуются программы исторического профиля, глава Минобрнауки Ольга Васильева в течение трех часов обсуждала с участниками Всероссийского совещания деканов и заведующих кафедрами исторических факультетов российских университетов “Современное состояние и перспективы развития исторического образования в вузах РФ”. Министр подчеркнула: как профессиональному историку, тема разговора ей особенно близка. 
При поддержке Минобр­науки РФ мероприятие проводили Институт всеобщей истории РАН (ИВИ РАН) и Федеральное учебно-методическое объединение по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки 46.00.00 “История и археология”, которое возглавляет научный руководитель ИВИ РАН академик Александр Чубарьян. На площадке Президиума РАН собрались представители высших учебных заведений, расположенных в 70 регионах страны. Программа совещания включала пленум УМО “Историческое образование в высшей школе России: пути обновления”. 
 - В число приоритетных направлений работы Минобрнауки сегодня входит и развитие гуманитарных направлений обу­чения в вузах, - сообщила Ольга Васильева, с выступления которой началось совещание. - Речь идет не только об историках, антропологах, филологах и т.д., но и об усилении общей подготовки всех студентов по этим направлениям, включая будущих инженеров, врачей, “естественников” и др. Задача министерства - возобновить в полном объеме деятельность кафедр истории и филологии. 
Что касается учащихся исторических факультетов, то, по данным О.Васильевой, в этом учебном году по направлению “История и археология” вузы готовят порядка 24,5 тысячи человек, 18,9% из них учатся в магистратуре, 62% от общего числа (15 тысяч) - на бюджетной основе. Объем контрольных цифр приема, выделенных на эти специальности в текущем году, - а это порядка 4,6 тысячи мест - министр считает недостаточным. “В 2018 году мы решили увеличить его на четверть”, - сказала она. 
Затем руководитель министерства перешла к вопросу об актуальности содержания стандартов, по которым ведется обучение будущих историков, и приведения их в соответствие с требованиями профессионального сообщества к молодым специалистам. Проблему, уже упомянутую выше, О.Васильева предложила решать по примеру коллег из учебно-методических объединений - юристов, экономистов, политологов и др.:
- Чтобы переломить ситуацию, они обратились к экспертному сообществу. Именно эксперты должны подсказать, что должно быть “на выходе”, как соотнести компетенции выпускников с профессиональными. Наверное, в этом есть рациональное зерно, и нам придется использовать такую возможность. Будем обсуждать, и вам принимать решение - как и чему учить наших студентов, и не только на гуманитарных направлениях. Для того чтобы история и культура речи были освоены теми, кто обучается на естественных и технических факультетах, нужны специально подготовленные курсы. 
В своем выступлении министр предложила обсудить и вопрос о необходимости расширения специализации выпускников исторических факультетов, которые, как показывает многолетняя практика, реализуют себя не только как преподаватели и ученые, но и в музейных, архивных и других смежных профессиях. 
Еще одна задача, которую отраслевому сообществу предстоит решить в ближайшее время, - обеспечение доступности содержания образовательных стандартов.
- Огромные тома ФГОС ни один профессор читать не будет. Важно прописать требуемые результаты обучения в примерных программах, потому что их в вузах читают, они написаны нормальным человеческим языком и позволяют легко понять, чему и как следует учить, - отметила О.Васильева, добавив, что одновременно с примерными программами необходимо создавать комплекс методических документов как по всеобщей истории, так и по истории России. 
- Задача очень важная. Надеюсь, что мы сможем разработать единый подход к ее решению, применимый не только в нашей гуманитарной области, но и в других сферах высшего образования, - заключила глава Минобр­науки.
Ректоры выразили свою удовлетворенность тем, что чиновники видят реальную ситуацию и намерены ее улучшить. 
- Хорошо, что в министерстве осо­знали проблему и пытаются ее исправить, - отметил декан исторического факультета МГУ Иван Тучков, говоря об уменьшении бюджетных мест для студентов-историков. Он также напомнил, что переход на трехуровневое образование сопровождался целым рядом издержек для высшего исторического образования. 
- Не всегда общемировой опыт подходит для стран с собственными традициями, причем очень длительными и успешными. Чтобы не уронить качество обучения, сохранить преподавательский состав и существующие научные школы, мы дополнили программы бакалавров тем, что всегда осваивали специалисты. Однако при этом не была осо­знана суть магистратуры, куда приходят люди уже с другими кругозором и жизненным опытом. Магистерские программы должны давать новые знания на ином уровне преподавания, с учетом взросления и формирования студентов, желающих получить более глубокие знания - знания, с которыми поступают в аспирантуру, чтобы стать ученым, исследователем, и это нужно обязательно отразить в стандарте. 
Еще одна проблема: мы лишаем аспирантов выбора, навязывая им дисциплины. Необходимо теснее связать стандарты аспирантуры и магистратуры и освободить аспирантуру от излишних “уз”, чтобы каждый мог выбирать дополнительные курсы, важные именно для его направления. Для настоящей научной работы у аспирантов должна быть возможность работать в архивах и библиотеках, ездить на стажировки и т.д. Сегодня большую работу по стандартизации проводит ИВИ, привлекая к ней специалистов широкого гуманитарного профиля. Это залог нашего успеха, общими усилиями мы сможем выработать сбалансированную позицию. 
Региональная проблематика университетского исторического образования прозвучала в выступлении ректора Омского государственного университета им. Ф.М.Достоевского (ОмГУ) Алексея Якуба, почти 20 лет руководившего истфаком ОмГУ. Благодаря заботливому отношению администрации вуза, в трудное время реорганизации на факультете смогли сохранить и даже приумножить спектр дисциплин, сберечь “старую гвардию” преподавателей, не растерять средневозрастного звена и вырастить достойную научную молодежь, представители которой сегодня получают президентские гранты. 
Ректор обратил внимание на особую роль исторического образования в регионах, которые, как и Омская область, стали приграничными вследствие изменения геополитической обстановки. В местные университеты поступает все больше абитуриентов, окончивших школы в бывших республиках СССР и, как правило, не имеющих современных знаний по истории. От того, как эти знания будут исправлены и дополнены, во многом зависит общее представление о нашей стране, с которым студенты-иностранцы вернутся домой, а в конечном итоге и развитие диалога культур на постсоветском пространстве.
Приветствуя новость об увеличении объема контрольных цифр приема будущих историков, Алексей Якуб выразил пожелание: эту “добавку” должны почувствовать не только статусные - федеральные и опорные, но и те классические университеты, “которые являются системообразующими с точки зрения концентрации и формирования социально-гуманитарной составляющей своих регионов”. Напомнил он и о проблеме сокращения бюджетных мест в аспирантуре. 
- Стоимость платного обучения для аспирантов высока, что ведет к потере контингента и создает угрозу сохранению научных школ и преемственности, - констатировал ректор ОмГУ. 
В выступлениях участников совещания прозвучало множество предложений по совершенствованию содержания, структуры и использования потенциала высшего исторического образования. С одной стороны, это показывает, что волнует вузовских историков, а с другой - говорит о наличии большого внутриотраслевого ресурса для решения проблем и реализации идей. Алексей Якуб, например, предложил создать общероссийскую базу данных, которая позволила бы систематизировать и упорядочить процесс повышения квалификации преподавателей вузов, вернуть советскую практику популяризации исторического образования в офицерской среде, когда диплом историка классического университета приравнивался к документу об окончании военно-политической академии. Кроме того, ректор ОмГУ призвал коллег сформировать историческую дисциплину для студентов учреждений СПО, создать единый учебник по истории для мигрантов, внести гуманитарную составляющую в подготовку выпускников университетских военных кафедр и запустить проект по изданию научно-популярной исторической литературы для школьников. Несколько инициатив Алексея Якуба сразу после его выступления поддержал академик Александр Чубарьян. 
Татьяна Возовикова
Фото Николая Степаненкова
На первом фото: Ольга Васильева
На втором фото: Александр Чубарьян
На третьем фото: Иван Тучков
На четвертом фото: Алексей Якуб


 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Спасибо конкуренции! Проект 5-100 впечатлил экспертов.
На очередном заседании Совета по повышению конкурентоспособности ведущих университетов РФ среди ведущих мировых научно-образовательных центров, состоявшемся недавно в Москве, вузы-участники отчитались о достигнутом. Вели заседание председатель Совета вице-премьер Ольга Голодец и заместитель председателя Ольга Васильева, министр образования и науки РФ. В перерыве эксперты - члены Совета поделились с журналистами своим мнением о ходе Проекта 5-100. /№ 12(2017)
Прогрессом по агрессии. От информационных угроз защитит всеобщая медиаграмотность.
Российские эксперты в сфере медиаобразования с 2007 года проводят конференции, посвященные изучению влияния СМИ на человека. Продолжил эту традицию состоявшийся недавно в Москве международный форум “Медиаобразование в педагогической сфере: опыт и новые подходы к управлению”. Одной из ключевых его тем стала проблема негативного воздействия информационных потоков на формирование личности. /№ 12(2017)
Советы ответственным. Минобрнауки поможет ректорам в распоряжении финансами.
“Поэтапное решение всех задач “дорожной карты” по увеличению зарплаты преподавателей - фундаментальная основа стабилизации экономики каждого вуза”, - заявила глава Минобрнауки РФ Ольга Васильева, открывая семинар-совещание, посвященный повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности образовательных организаций. Мероприятие состоялось на площадке Российского университета дружбы народов, где собрались порядка 800 ректоров и руководителей финансовых служб университетов, а также представителей различных министерств. /№ 11(2017)

Новости


Рособрнадзор сообщил, что досрочная сдача ЕГЭ в этом году пройдет с 23 марта по 14 апреля (основной период - с 29 мая по 1 июля 2017 года). В 2017 году раньше решили сдать экзамен 44 тысячи человек, из них 2 тысячи - выпускники текущего года, 210 участников с ограниченными возможностями здоровья.



МГУ им. М.В.Ломоносова приглашает на День открытых дверей, который будет проходить в Главном здании университета 26 марта. В 10.00 состоится открытие выставок-презентаций всех факультетов МГУ в фойе Актового зала Главного здания университета.



На сайте Московского образовательного интернет-телеканала дан старт пятому сезону проекта “Вопросы, важные для всех”, в рамках которого любой житель столицы может задать волнующий его вопрос о развитии образования руководителю Департамента образования города Москвы Исааку Калине.

В 2016 году чистая прибыль предприятий сельскохозяйственного профиля, подведомственных ФАНО, составила 1,552 млрд рублей (в 2013-м - 421 млн). Таким образом, за три года динамика чистой прибыли опытных производств в сельском хозяйстве превысила 350%.

Количество бюджетных мест в МГУ им. М.В.Ломоносова увеличится на три тысячи. Об этом на пресс-конференции в ТАСС заявил ректор вуза Виктор Садовничий.

Конференции


Международная конференция “Modern Trends in Dendrimer Chemistry and Applications” предоставляет уникальную возможность узнать о новых разработках как в России, так и за рубежом в области синтеза и применения дендримеров. Конференция будет проходить в Москве, с 1 по 4 октября 2017 года, на базе ИНЭОС РАН.

Перечень научных конференций, симпозиумов, съездов, семинаров и школ, проводимых подведомственными ФАНО России организациями в 2017 году.

Перечень научных конференций, симпозиумов, съездов, семинаров и школ, проводимых подведомственными ФАНО России организациями в 2017 году.

Текущие конкурсы


Российский научный фонд начал прием заявок по первым трем конкурсам Президентской программы исследовательских проектов, реализуемых ведущими, в том числе молодыми, учеными, которая была разработана в соответствии с поручением главы государства. Научные исследования в рамках этой программы должны быть направлены на решение конкретных задач по приоритетным направлениям, обозначенным в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации.

О конкурсе на соискание золотой медали имени Е.М.Примакова, проводимом Российской академией наук в 2017 году Российская академия наук объявляет конкурс на соискание золотой медали имени Е.М.Примакова, присуждаемой отечественным ученым за выдающиеся научные достижения в области мировой экономики и международных отношений.

Конкурс 2018 года проектов фундаментальных научных исследований, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” совместно с Министерством по науке и технологиям Тайваня.

Фонд развития теоретической физики “БАЗИС” объявляет прием заявок в рамках Программы индивидуальных грантов - 2017 для поддержки ведущих ученых и талантливых молодых исследователей, проводящих теоретические исследования в области фундаментальной физики.

Фонд изучения глобальных рисков (The Global Challenges Foundation) запустил международный конкурс (с призовым фондом в 5 миллионов долларов), который определит перспективные модели международного сотрудничества для преодоления значимых угроз человечеству, среди которых: изменение климата, применение оружия массового поражения и крайняя бедность.

Вакансии


17.03.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт океанологии им. П.П.Ширшова Российской академии наук объявляет конкурс на замещение вакантных должностей...

17.03.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Научный центр волоконной оптики Российской академии наук объявляет конкурс на замещение вакантной должности...

17.02.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН) объявляет конкурс на замещение вакантных должностей...





опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии