Официально


В Минобрнауки состоялась встреча заместителя министра образования и науки Павла Зеньковича с президентом фонда «Альянс Франсез» Жеромом Клеманом. В ходе переговоров обсуждались вопросы популяризации русского языка во Франции и французского - в России, а также перспективы сотрудничества в области образования и молодежных обменов.



Премьер-министр Дмитрий Медведев назначил Дениса Бриля заместителем руководителя ФАНО. Новый заместитель главы ФАНО - кандидат экономических наук, академик РАЕН, член-корреспондент Международной академии информационных технологий.



На очередном заседании Правительства РФ была затронута тема участия российских университетов в Проекте 5-100. «Цель остается прежней: чтобы как минимум пять российских университетов вошли в мировой топ. В этом году субсидии получит 21 университет», - сказал премьер Дмитрий Медведев.






Новости № 7(2017)

Регионы


Дальневосточный федеральный университет и Фонд “Сколково” заключили соглашение о сотрудничестве. Документ подписали проректор по развитию ДВФУ Дмитрий Земцов и вице-президент фонда по региональному и международному развитию Юрий Сапрыкин на полях Open Innovations Startup Tour в Хабаровске.

Делегация Самарского университета приняла участие в заседании научного и технического подкомитета Комитета по мирному использованию космического пространства Генеральной Ассамблеи ООН. Встреча прошла в Вене.

“Наука и техника в Якутии” - единственный на Дальнем Востоке научно-популярный журнал - отмечает 15-летие. В издании, выпускаемом учеными-энтузиастами, опубликовано более 1000 научно-популярных статей. Оно стало путеводителем в мире современной якутской науки.

СНГ


Интердайджест


Генно-инженерная бактерия, разрушающая клетки раковой опухоли, испытана на мышах. Об этом сообщает журнал Science Translational Medicine.

Генная терапия с использованием синтетического вектора излечила мышей от глухоты. Подробности - в Medical News Today.

Предложение рассмотреть идею отправки на спутник Юпитера Европу посадочного модуля поступило в НАСА. С подробностями - SpaceDaily.


Воспитанники 5 класса Тобольской духовной семинарии по окончании нынешнего учебного года все без исключения выходят из семинарии, так что в будущем 1917/1918 учебном году в Тобольской семинарии выпускного 6 класса не будет. Это явление в жизни семинарии неслыханное.




















Исправление расширением. Гуманитарному образованию вернули право на развитие.
Образование
№ 5(2017)

03.02.2017





Чем наполнить содержание образовательного стандарта, чтобы он стал отвечать требованиям профессионального, при условии, что второго не существует? До 1 июля 2017 года, согласно ФЗ “Об образовании в РФ”, все ФГОС должны быть приведены в соответствие с действующими профстандартами. Между тем для ряда профессий, включая специалистов-историков, таких стандартов на сегодняшний день нет. Эту и другие проблемы, беспокоящие сегодня вузы, в которых реализуются программы исторического профиля, глава Минобрнауки Ольга Васильева в течение трех часов обсуждала с участниками Всероссийского совещания деканов и заведующих кафедрами исторических факультетов российских университетов “Современное состояние и перспективы развития исторического образования в вузах РФ”. Министр подчеркнула: как профессиональному историку, тема разговора ей особенно близка. 
При поддержке Минобр­науки РФ мероприятие проводили Институт всеобщей истории РАН (ИВИ РАН) и Федеральное учебно-методическое объединение по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки 46.00.00 “История и археология”, которое возглавляет научный руководитель ИВИ РАН академик Александр Чубарьян. На площадке Президиума РАН собрались представители высших учебных заведений, расположенных в 70 регионах страны. Программа совещания включала пленум УМО “Историческое образование в высшей школе России: пути обновления”. 
 - В число приоритетных направлений работы Минобрнауки сегодня входит и развитие гуманитарных направлений обу­чения в вузах, - сообщила Ольга Васильева, с выступления которой началось совещание. - Речь идет не только об историках, антропологах, филологах и т.д., но и об усилении общей подготовки всех студентов по этим направлениям, включая будущих инженеров, врачей, “естественников” и др. Задача министерства - возобновить в полном объеме деятельность кафедр истории и филологии. 
Что касается учащихся исторических факультетов, то, по данным О.Васильевой, в этом учебном году по направлению “История и археология” вузы готовят порядка 24,5 тысячи человек, 18,9% из них учатся в магистратуре, 62% от общего числа (15 тысяч) - на бюджетной основе. Объем контрольных цифр приема, выделенных на эти специальности в текущем году, - а это порядка 4,6 тысячи мест - министр считает недостаточным. “В 2018 году мы решили увеличить его на четверть”, - сказала она. 
Затем руководитель министерства перешла к вопросу об актуальности содержания стандартов, по которым ведется обучение будущих историков, и приведения их в соответствие с требованиями профессионального сообщества к молодым специалистам. Проблему, уже упомянутую выше, О.Васильева предложила решать по примеру коллег из учебно-методических объединений - юристов, экономистов, политологов и др.:
- Чтобы переломить ситуацию, они обратились к экспертному сообществу. Именно эксперты должны подсказать, что должно быть “на выходе”, как соотнести компетенции выпускников с профессиональными. Наверное, в этом есть рациональное зерно, и нам придется использовать такую возможность. Будем обсуждать, и вам принимать решение - как и чему учить наших студентов, и не только на гуманитарных направлениях. Для того чтобы история и культура речи были освоены теми, кто обучается на естественных и технических факультетах, нужны специально подготовленные курсы. 
В своем выступлении министр предложила обсудить и вопрос о необходимости расширения специализации выпускников исторических факультетов, которые, как показывает многолетняя практика, реализуют себя не только как преподаватели и ученые, но и в музейных, архивных и других смежных профессиях. 
Еще одна задача, которую отраслевому сообществу предстоит решить в ближайшее время, - обеспечение доступности содержания образовательных стандартов.
- Огромные тома ФГОС ни один профессор читать не будет. Важно прописать требуемые результаты обучения в примерных программах, потому что их в вузах читают, они написаны нормальным человеческим языком и позволяют легко понять, чему и как следует учить, - отметила О.Васильева, добавив, что одновременно с примерными программами необходимо создавать комплекс методических документов как по всеобщей истории, так и по истории России. 
- Задача очень важная. Надеюсь, что мы сможем разработать единый подход к ее решению, применимый не только в нашей гуманитарной области, но и в других сферах высшего образования, - заключила глава Минобр­науки.
Ректоры выразили свою удовлетворенность тем, что чиновники видят реальную ситуацию и намерены ее улучшить. 
- Хорошо, что в министерстве осо­знали проблему и пытаются ее исправить, - отметил декан исторического факультета МГУ Иван Тучков, говоря об уменьшении бюджетных мест для студентов-историков. Он также напомнил, что переход на трехуровневое образование сопровождался целым рядом издержек для высшего исторического образования. 
- Не всегда общемировой опыт подходит для стран с собственными традициями, причем очень длительными и успешными. Чтобы не уронить качество обучения, сохранить преподавательский состав и существующие научные школы, мы дополнили программы бакалавров тем, что всегда осваивали специалисты. Однако при этом не была осо­знана суть магистратуры, куда приходят люди уже с другими кругозором и жизненным опытом. Магистерские программы должны давать новые знания на ином уровне преподавания, с учетом взросления и формирования студентов, желающих получить более глубокие знания - знания, с которыми поступают в аспирантуру, чтобы стать ученым, исследователем, и это нужно обязательно отразить в стандарте. 
Еще одна проблема: мы лишаем аспирантов выбора, навязывая им дисциплины. Необходимо теснее связать стандарты аспирантуры и магистратуры и освободить аспирантуру от излишних “уз”, чтобы каждый мог выбирать дополнительные курсы, важные именно для его направления. Для настоящей научной работы у аспирантов должна быть возможность работать в архивах и библиотеках, ездить на стажировки и т.д. Сегодня большую работу по стандартизации проводит ИВИ, привлекая к ней специалистов широкого гуманитарного профиля. Это залог нашего успеха, общими усилиями мы сможем выработать сбалансированную позицию. 
Региональная проблематика университетского исторического образования прозвучала в выступлении ректора Омского государственного университета им. Ф.М.Достоевского (ОмГУ) Алексея Якуба, почти 20 лет руководившего истфаком ОмГУ. Благодаря заботливому отношению администрации вуза, в трудное время реорганизации на факультете смогли сохранить и даже приумножить спектр дисциплин, сберечь “старую гвардию” преподавателей, не растерять средневозрастного звена и вырастить достойную научную молодежь, представители которой сегодня получают президентские гранты. 
Ректор обратил внимание на особую роль исторического образования в регионах, которые, как и Омская область, стали приграничными вследствие изменения геополитической обстановки. В местные университеты поступает все больше абитуриентов, окончивших школы в бывших республиках СССР и, как правило, не имеющих современных знаний по истории. От того, как эти знания будут исправлены и дополнены, во многом зависит общее представление о нашей стране, с которым студенты-иностранцы вернутся домой, а в конечном итоге и развитие диалога культур на постсоветском пространстве.
Приветствуя новость об увеличении объема контрольных цифр приема будущих историков, Алексей Якуб выразил пожелание: эту “добавку” должны почувствовать не только статусные - федеральные и опорные, но и те классические университеты, “которые являются системообразующими с точки зрения концентрации и формирования социально-гуманитарной составляющей своих регионов”. Напомнил он и о проблеме сокращения бюджетных мест в аспирантуре. 
- Стоимость платного обучения для аспирантов высока, что ведет к потере контингента и создает угрозу сохранению научных школ и преемственности, - констатировал ректор ОмГУ. 
В выступлениях участников совещания прозвучало множество предложений по совершенствованию содержания, структуры и использования потенциала высшего исторического образования. С одной стороны, это показывает, что волнует вузовских историков, а с другой - говорит о наличии большого внутриотраслевого ресурса для решения проблем и реализации идей. Алексей Якуб, например, предложил создать общероссийскую базу данных, которая позволила бы систематизировать и упорядочить процесс повышения квалификации преподавателей вузов, вернуть советскую практику популяризации исторического образования в офицерской среде, когда диплом историка классического университета приравнивался к документу об окончании военно-политической академии. Кроме того, ректор ОмГУ призвал коллег сформировать историческую дисциплину для студентов учреждений СПО, создать единый учебник по истории для мигрантов, внести гуманитарную составляющую в подготовку выпускников университетских военных кафедр и запустить проект по изданию научно-популярной исторической литературы для школьников. Несколько инициатив Алексея Якуба сразу после его выступления поддержал академик Александр Чубарьян. 
Татьяна Возовикова
Фото Николая Степаненкова
На первом фото: Ольга Васильева
На втором фото: Александр Чубарьян
На третьем фото: Иван Тучков
На четвертом фото: Алексей Якуб


 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Дивергентом быть обязан. Вуз моделирует инженеров новой формации.
Миссия этого вуза неизменна с момента создания. Вот уже 118 лет Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ) занимается подготовкой инженерной элиты для отечественной экономики. Мало того, инициирует в обществе дискуссию о том, каким должен быть инженер на каждом отрезке научно-технологического развития... /№ 7(2017)
От трендов к бренду. РУДН меняет стратегию.
Один из крупнейших российских университетов решился на ребрендинг. Российский университет дружбы народов серьезно нацелился на повышение своего престижа в мире и пошел на большие перемены. О том, что изменилось и какова новая стратегия вуза, на пресс-конференции в МИА “Россия сегодня” рассказал ректор РУДН Владимир Филиппов. /№ 7(2017)
Чисто по-честному. Студенты рассказали всю правду о своих вузах.
В сеть выложен рейтинг российских вузов, основанный на анонимных студенческих отзывах в Интернете о своих учебных заведениях. Рейтинг подготовлен в рамках проекта “Социальный навигатор” МИА “Россия сегодня” при участии портала “Типичный абитуриент”. Были проанализированы 600 студенческих “сливов” - анонимных отзывов о 85 крупнейших российских вузах. /№ 7(2017)

Новости


В день рождения российских студенческих отрядов в Министерстве образования и науки состоялся круглый стол, посвященный перспективам развития РСО. В дискуссии приняли участие вице-премьер Правительства РФ по спорту Виталий Мутко и глава Минобрнауки Ольга Васильева.



Жилищная комиссия ФАНО утвердила список молодых ученых - получателей социальной выплаты на приобретение жилых помещений в 2017 году. Первые 26 человек стали участниками мероприятия по обеспечению жильем молодых ученых подпрограммы «Обеспечение жильем отдельных категорий граждан» ФЦП «Жилище» на 2015-2020 годы.



Правление РНФ утвердило результаты «первой волны» отчетной кампании фонда за 2016 год. На суд экспертных советов поступило более 1300 отчетов по проектам, поддержанным в рамках конкурсов 2015 и 2016 годов, и 16 отчетов по программам конкурса 2014 года, сообщает пресс-служба Российского научного фонда.



Глава ФАНО Михаил Котюков принял участие в губернаторском приеме в честь Дня российской науки в Кемерове, основной темой которого стала интеграция образования, науки и производства в регионе, сообщает сайт федерального агентства.



На сайте мэра Москвы - mos.ru - в разделе «Услуги и сервисы» появилась возможность подавать заявление на государственную аккредитацию образовательной деятельности в электронном виде. Больше не нужно очно обращаться в орган, осуществляющий аккредитацию образовательной деятельности: теперь это можно сделать онлайн в любое удобное время.

Конференции


Перечень научных конференций, симпозиумов, съездов, семинаров и школ, проводимых подведомственными ФАНО России организациями в 2017 году и перечень совещаний, конференций, съездов, симпозиумов, семинаров и школ, регулярно проводимых Российской академией наук в 2017 году.

Центр научно-информационных исследований по науке, образованию и технологиям ИНИОН РАН проводит Ежемесячный московский городской семинар по науковедению (научный руководитель - профессор А.И.Ракитов).

Перечень научных конференций, симпозиумов, съездов, семинаров и школ, проводимых подведомственными ФАНО России организациями в 2017 году.

Текущие конкурсы


Фонд изучения глобальных рисков (The Global Challenges Foundation) запустил международный конкурс (с призовым фондом в 5 миллионов долларов), который определит перспективные модели международного сотрудничества для преодоления значимых угроз человечеству, среди которых: изменение климата, применение оружия массового поражения и крайняя бедность.

Новые темы конкурса 2017 года проектов ориентированных фундаментальных научных исследований по актуальным междисциплинарным темам.

Конкурс проектов фундаментальных научных исследований, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” совместно с Немецким научно-исследовательским сообществом (Германия).

Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований, проводимый Российским фондом фундаментальных исследований совместно с организациями - участниками Совместной исследовательской программы “Научное и инновационное пространство восточной Азии”.

Российская академия наук объявляет конкурс на соискание премии имени И.С.Шкловского, присуждаемой отечественным ученым за выдающиеся работы в области астрофизики.

Вакансии


17.02.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН) объявляет конкурс на замещение вакантных должностей...

23.12.2016
Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования и науки Санкт-Петербургский национальный исследовательский Академический университет Российской академии наук объявляет конкурс на замещение следующих вакантных должностей...

16.12.2016
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт океанологии им. П.П.Ширшова Российской академии наук объявляет конкурс на замещение вакантных должностей...





опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии