Официально


Распоряжением правительства одобрен проект Соглашения по укреплению международного арктического научного сотрудничества, представленный МИД и согласованный с заинтересованными органами исполнительной власти и РАН. Документ предварительно был проработан с американской, датской, исландской, канадской, норвежской, шведской и финляндской сторонами.

Приказом Минобрнауки ликвидирован филиал Кемеровского госуниверситета в городе Прокопьевске.

На сайте Минобрнауки опубликован протокол заседания конкурсной комиссии министерства по проведению конкурсного отбора юридических лиц на предоставление в 2017 году грантов в форме субсидий из федерального бюджета в рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы по мероприятию «Поддержка инноваций в области развития и мониторинга системы образования».




Новости № 16(2017)

Регионы


Первый заместитель министра сельского хозяйства РФ Джамбулат Хатуов, губернатор Белгородской области Евгений Савченко и председатель Совета директоров ООО “ГК Агро-Белогорье” Владимир Зотов открыли в НИУ “БелГУ” научно-исследовательский Центр геномной селекции.

В Балтийском федеральном университете создан отдел наукометрии и публикационной активности, сотрудники которого помогут ученым вуза подобрать наиболее подходящий для публикации журнал международного уровня, а также проконсультируют по вопросам улучшения своих наукометрических показателей.

Определены победители российского этапа турнира Imagine Cup 2017. Они будут представлять нашу страну в международном финале этого соревнования.

СНГ


Интердайджест


Новые формы клеточной инженерии порождают этические вопросы - гарвардские ученые считают, что пора задуматься о проблеме синтетического эмбриона. С подробностями - New York Times.

У осьминогов и их близких родственников обнаружена генетическая странность, которой пытаются объяснить выдающуюся сообразительность этих моллюсков. Статья об этом опубликована в журнале Cell.


В одной из аудиторий Петроградского университета открылись краткосрочные курсы для подготовки лиц, уезжающих в деревню для пропаганды среди крестьянского населения. На курсы записалось много раненых солдат, признанных негодными к военной службе и возвращающихся на родину, члены Всероссийского крестьянского союза, народные учителя и учительницы и учащиеся петроградских высших учебных заведений.




















Исправление расширением. Гуманитарному образованию вернули право на развитие.
Образование
№ 5(2017)

03.02.2017





Чем наполнить содержание образовательного стандарта, чтобы он стал отвечать требованиям профессионального, при условии, что второго не существует? До 1 июля 2017 года, согласно ФЗ “Об образовании в РФ”, все ФГОС должны быть приведены в соответствие с действующими профстандартами. Между тем для ряда профессий, включая специалистов-историков, таких стандартов на сегодняшний день нет. Эту и другие проблемы, беспокоящие сегодня вузы, в которых реализуются программы исторического профиля, глава Минобрнауки Ольга Васильева в течение трех часов обсуждала с участниками Всероссийского совещания деканов и заведующих кафедрами исторических факультетов российских университетов “Современное состояние и перспективы развития исторического образования в вузах РФ”. Министр подчеркнула: как профессиональному историку, тема разговора ей особенно близка. 
При поддержке Минобр­науки РФ мероприятие проводили Институт всеобщей истории РАН (ИВИ РАН) и Федеральное учебно-методическое объединение по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки 46.00.00 “История и археология”, которое возглавляет научный руководитель ИВИ РАН академик Александр Чубарьян. На площадке Президиума РАН собрались представители высших учебных заведений, расположенных в 70 регионах страны. Программа совещания включала пленум УМО “Историческое образование в высшей школе России: пути обновления”. 
 - В число приоритетных направлений работы Минобрнауки сегодня входит и развитие гуманитарных направлений обу­чения в вузах, - сообщила Ольга Васильева, с выступления которой началось совещание. - Речь идет не только об историках, антропологах, филологах и т.д., но и об усилении общей подготовки всех студентов по этим направлениям, включая будущих инженеров, врачей, “естественников” и др. Задача министерства - возобновить в полном объеме деятельность кафедр истории и филологии. 
Что касается учащихся исторических факультетов, то, по данным О.Васильевой, в этом учебном году по направлению “История и археология” вузы готовят порядка 24,5 тысячи человек, 18,9% из них учатся в магистратуре, 62% от общего числа (15 тысяч) - на бюджетной основе. Объем контрольных цифр приема, выделенных на эти специальности в текущем году, - а это порядка 4,6 тысячи мест - министр считает недостаточным. “В 2018 году мы решили увеличить его на четверть”, - сказала она. 
Затем руководитель министерства перешла к вопросу об актуальности содержания стандартов, по которым ведется обучение будущих историков, и приведения их в соответствие с требованиями профессионального сообщества к молодым специалистам. Проблему, уже упомянутую выше, О.Васильева предложила решать по примеру коллег из учебно-методических объединений - юристов, экономистов, политологов и др.:
- Чтобы переломить ситуацию, они обратились к экспертному сообществу. Именно эксперты должны подсказать, что должно быть “на выходе”, как соотнести компетенции выпускников с профессиональными. Наверное, в этом есть рациональное зерно, и нам придется использовать такую возможность. Будем обсуждать, и вам принимать решение - как и чему учить наших студентов, и не только на гуманитарных направлениях. Для того чтобы история и культура речи были освоены теми, кто обучается на естественных и технических факультетах, нужны специально подготовленные курсы. 
В своем выступлении министр предложила обсудить и вопрос о необходимости расширения специализации выпускников исторических факультетов, которые, как показывает многолетняя практика, реализуют себя не только как преподаватели и ученые, но и в музейных, архивных и других смежных профессиях. 
Еще одна задача, которую отраслевому сообществу предстоит решить в ближайшее время, - обеспечение доступности содержания образовательных стандартов.
- Огромные тома ФГОС ни один профессор читать не будет. Важно прописать требуемые результаты обучения в примерных программах, потому что их в вузах читают, они написаны нормальным человеческим языком и позволяют легко понять, чему и как следует учить, - отметила О.Васильева, добавив, что одновременно с примерными программами необходимо создавать комплекс методических документов как по всеобщей истории, так и по истории России. 
- Задача очень важная. Надеюсь, что мы сможем разработать единый подход к ее решению, применимый не только в нашей гуманитарной области, но и в других сферах высшего образования, - заключила глава Минобр­науки.
Ректоры выразили свою удовлетворенность тем, что чиновники видят реальную ситуацию и намерены ее улучшить. 
- Хорошо, что в министерстве осо­знали проблему и пытаются ее исправить, - отметил декан исторического факультета МГУ Иван Тучков, говоря об уменьшении бюджетных мест для студентов-историков. Он также напомнил, что переход на трехуровневое образование сопровождался целым рядом издержек для высшего исторического образования. 
- Не всегда общемировой опыт подходит для стран с собственными традициями, причем очень длительными и успешными. Чтобы не уронить качество обучения, сохранить преподавательский состав и существующие научные школы, мы дополнили программы бакалавров тем, что всегда осваивали специалисты. Однако при этом не была осо­знана суть магистратуры, куда приходят люди уже с другими кругозором и жизненным опытом. Магистерские программы должны давать новые знания на ином уровне преподавания, с учетом взросления и формирования студентов, желающих получить более глубокие знания - знания, с которыми поступают в аспирантуру, чтобы стать ученым, исследователем, и это нужно обязательно отразить в стандарте. 
Еще одна проблема: мы лишаем аспирантов выбора, навязывая им дисциплины. Необходимо теснее связать стандарты аспирантуры и магистратуры и освободить аспирантуру от излишних “уз”, чтобы каждый мог выбирать дополнительные курсы, важные именно для его направления. Для настоящей научной работы у аспирантов должна быть возможность работать в архивах и библиотеках, ездить на стажировки и т.д. Сегодня большую работу по стандартизации проводит ИВИ, привлекая к ней специалистов широкого гуманитарного профиля. Это залог нашего успеха, общими усилиями мы сможем выработать сбалансированную позицию. 
Региональная проблематика университетского исторического образования прозвучала в выступлении ректора Омского государственного университета им. Ф.М.Достоевского (ОмГУ) Алексея Якуба, почти 20 лет руководившего истфаком ОмГУ. Благодаря заботливому отношению администрации вуза, в трудное время реорганизации на факультете смогли сохранить и даже приумножить спектр дисциплин, сберечь “старую гвардию” преподавателей, не растерять средневозрастного звена и вырастить достойную научную молодежь, представители которой сегодня получают президентские гранты. 
Ректор обратил внимание на особую роль исторического образования в регионах, которые, как и Омская область, стали приграничными вследствие изменения геополитической обстановки. В местные университеты поступает все больше абитуриентов, окончивших школы в бывших республиках СССР и, как правило, не имеющих современных знаний по истории. От того, как эти знания будут исправлены и дополнены, во многом зависит общее представление о нашей стране, с которым студенты-иностранцы вернутся домой, а в конечном итоге и развитие диалога культур на постсоветском пространстве.
Приветствуя новость об увеличении объема контрольных цифр приема будущих историков, Алексей Якуб выразил пожелание: эту “добавку” должны почувствовать не только статусные - федеральные и опорные, но и те классические университеты, “которые являются системообразующими с точки зрения концентрации и формирования социально-гуманитарной составляющей своих регионов”. Напомнил он и о проблеме сокращения бюджетных мест в аспирантуре. 
- Стоимость платного обучения для аспирантов высока, что ведет к потере контингента и создает угрозу сохранению научных школ и преемственности, - констатировал ректор ОмГУ. 
В выступлениях участников совещания прозвучало множество предложений по совершенствованию содержания, структуры и использования потенциала высшего исторического образования. С одной стороны, это показывает, что волнует вузовских историков, а с другой - говорит о наличии большого внутриотраслевого ресурса для решения проблем и реализации идей. Алексей Якуб, например, предложил создать общероссийскую базу данных, которая позволила бы систематизировать и упорядочить процесс повышения квалификации преподавателей вузов, вернуть советскую практику популяризации исторического образования в офицерской среде, когда диплом историка классического университета приравнивался к документу об окончании военно-политической академии. Кроме того, ректор ОмГУ призвал коллег сформировать историческую дисциплину для студентов учреждений СПО, создать единый учебник по истории для мигрантов, внести гуманитарную составляющую в подготовку выпускников университетских военных кафедр и запустить проект по изданию научно-популярной исторической литературы для школьников. Несколько инициатив Алексея Якуба сразу после его выступления поддержал академик Александр Чубарьян. 
Татьяна Возовикова
Фото Николая Степаненкова
На первом фото: Ольга Васильева
На втором фото: Александр Чубарьян
На третьем фото: Иван Тучков
На четвертом фото: Алексей Якуб


 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Тренды - по потребностям. Московский салон образования свел министров и дошкольников.
Московский международный салон образования (ММСО), ежегодно организуемый Минобрнауки РФ, этой весной в четвертый раз принял на своей площадке несколько десятков тысяч посетителей. Один из показателей возросшего интереса к форуму - удвоившееся по сравнению с прошлым годом число СМИ, освещавших события салона. /№ 16(2017)

Возможны варианты. Ректоры присмотрелись к моделям инновационных центров.
Теперь не “деньги в обмен на обязательства”, а “новые возможности за новые эффективные решения” - так предложил характеризовать запущенный недавно приоритетный проект “Вузы как центры пространства для создания инноваций” директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки РФ Александр Соболев, принявший участие в дискуссии о проблемах и вызовах, связанных с реализацией “дорожной карты” этого проекта. /№ 16(2017)
Давайте перепроверим. Каким быть новому рейтингу вузов?
В ближайшее время ожидается появление нового рейтинга вузов “Три миссии университета”. Он создается при активном участии Российского союза ректоров и Российской академии наук. Как заявляют разработчики, рейтинг “оценивает все три классические ключевые миссии университетов”, однако представленная на сайте 3missions.ru методология не дает ответа на несколько важнейших вопросов... /№ 16(2017)

Новости


Началась кампания по выдвижению кандидатов в президенты Российской академии наук. Как стало известно «Поиску», Бюро Отделения нанотехнологий и информационных технологий РАН единогласно выдвинуло в качестве своего кандидата председателя Совета Российского фонда фундаментальных исследований академика Владислава Панченко.



Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов заявил, что на досрочном этапе Единого государственного экзамена за различные нарушения были удалены 366 человек, сообщает Агентство городских новостей «Москва». По словам главы Рособрнадзора, это чуть менее 1% всех участников экзамена.

В Москве открылась выставка разработок в области информационных технологий для образования, сообщает пресс-служба Департамента образования столицы.

Архитектурный совет Москвы отложил проект восстановления здания Фундаментальной библиотеки Института научной информации по общественным наукам РАН, для того чтобы провести новые консультации с экспертами, сообщает Агентство городских новостей «Москва».

Национальная Служба Новостей опубликовала комментарий уполномоченного по правам студентов Артема Хромова о создании опорных университетов. "Вся информация о перспективах развития опорного вуза должна быть полностью опубликована," - заявил студенческий омбудсмен.

Конференции


Перечень научных конференций, симпозиумов, съездов, семинаров и школ, проводимых подведомственными ФАНО России организациями в 2017 году.

Центр научно-информационных исследований по науке, образованию и технологиям ИНИОН РАН проводит ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СЕМИНАР ПО НАУКОВЕДЕНИЮ.

Перечень научных конференций, симпозиумов, съездов, семинаров и школ, проводимых подведомственными ФАНО России организациями в 2017 году.

Текущие конкурсы


Институт передовых технологий Самсунг (Samsung Advanced Institute of Technology) объявил о начале 9-го ежегодного Международного конкурса научно-исследовательских проектов в рамках долгосрочной программы Global Research Outreach (GRO).

Организаторы международного конкурса The Global Challenges Prize 2017: A New Shape, направленного на поиск новых форм глобального сотрудничества, продлили срок подачи заявок до 30 сентября 2017 года. Это решение вызвано высоким уровнем интереса со стороны потенциальных участников, что, по мнению организаторов, связано с увеличивающимся беспокойством по поводу роста национализма и популизма во многих регионах мира.

Минобрнауки объявило конкурс по отбору команд для развития региональных научно-образовательных математических центров, сообщает пресс-служба министерства.

С 15 апреля будет открыт прием анкет для участия в конкурсе по программе “Для женщин в науке”, проводимом L’ORÉAL - UNESCO при поддержке Комиссии Российской Федерации по делам UNESCO и Российской академии наук.

Конкурс проектов 2017 года фундаментальных научных исследований, проводимый совместно Российским фондом фундаментальных исследований и Лондонским Королевским Обществом.

Вакансии


14.04.2017
Всероссийский селекционно-технологический институт садоводства и питомниководства объявляет выборы на должности...

14.04.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт океанологии им. П.П.Ширшова Российской академии наук объявляет конкурс на замещение вакантных должностей...

31.03.2017
НИЦ “Курчатовский институт” объявляет весенний прием в аспирантуру по следующим направлениям подготовки...





опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии