Официально


В третьем чтении Госдума приняла законопроект, которым на год продлевается переходный период работы диссертационных советов Московского и Санкт-Петербургского госуниверситетов.



Госдума приняла во втором чтении законопроект о создании инновационных научно-технологических центров, сообщает пресс-служба Комитета Госдумы по образованию и науке. По словам председателя комитета Вячеслава Никонова, «этот законопроект распространяет «сколковский режим» на все научные инновационные центры, которые могут создаваться учебными заведениями и крупнейшими научными центрами».



Минобрнауки опубликовало приказ «Об установлении первой и высшей квалификационных категорий педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Министерства образования и науки РФ и Правительства РФ». Текст документа доступен по ссылке.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки продолжает сбор предложений по совершенствованию единого государственного экзамена (ЕГЭ). Предложения принимаются до 11 августа по электронной почте.




Новости № 27-28(2017)

Регионы


В новом корпусе Института экономики и менеджмента ТГУ торжественно открыли бизнес-библиотеку, оборудованную в соответствии с новейшими smart-технологиями.

В Москве впервые прошла Кембриджско-Сеченовская летняя школа по онкоурологии и реконструктивной хирургии мочеполового тракта.

Четырехкратный олимпийский чемпион, одиннадцатикратный чемпион мира, всемирно известный биатлонист Александр Тихонов приезжал в Ижевский государственный технический университет. Там он вручил дипломы выпускникам Института физической культуры и спорта, названного его именем.

СНГ


Интердайджест


Токсичные вещества на поверхности Марса уменьшают вероятность обнаружения жизни на этой планете. С подробностями - Science Alert.

Опубликованы результаты двух ограниченных клинических испытаний индивидуализированных противораковых вакцин. Подробности - в Nature News.

Найденные археологами видоизмененные человеческие черепа из мегалитического комплекса Гебекли-Тепе свидетельствуют о существовании прежде неизвестной формы неолитического культа. Об этом сообщает Science News.


Редкий день проходит без того, чтобы у трамвайных остановок или в вагонах трамвая не поймали вора, запустившего руку в чужой карман. В таких случаях вокруг пойманного моментально собирается огромная толпа и начинается дикая сцена самосуда. Воришку избивают иногда до бесчувствия.




















Исправление расширением. Гуманитарному образованию вернули право на развитие.
Образование
№ 5(2017)

03.02.2017





Чем наполнить содержание образовательного стандарта, чтобы он стал отвечать требованиям профессионального, при условии, что второго не существует? До 1 июля 2017 года, согласно ФЗ “Об образовании в РФ”, все ФГОС должны быть приведены в соответствие с действующими профстандартами. Между тем для ряда профессий, включая специалистов-историков, таких стандартов на сегодняшний день нет. Эту и другие проблемы, беспокоящие сегодня вузы, в которых реализуются программы исторического профиля, глава Минобрнауки Ольга Васильева в течение трех часов обсуждала с участниками Всероссийского совещания деканов и заведующих кафедрами исторических факультетов российских университетов “Современное состояние и перспективы развития исторического образования в вузах РФ”. Министр подчеркнула: как профессиональному историку, тема разговора ей особенно близка. 
При поддержке Минобр­науки РФ мероприятие проводили Институт всеобщей истории РАН (ИВИ РАН) и Федеральное учебно-методическое объединение по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки 46.00.00 “История и археология”, которое возглавляет научный руководитель ИВИ РАН академик Александр Чубарьян. На площадке Президиума РАН собрались представители высших учебных заведений, расположенных в 70 регионах страны. Программа совещания включала пленум УМО “Историческое образование в высшей школе России: пути обновления”. 
 - В число приоритетных направлений работы Минобрнауки сегодня входит и развитие гуманитарных направлений обу­чения в вузах, - сообщила Ольга Васильева, с выступления которой началось совещание. - Речь идет не только об историках, антропологах, филологах и т.д., но и об усилении общей подготовки всех студентов по этим направлениям, включая будущих инженеров, врачей, “естественников” и др. Задача министерства - возобновить в полном объеме деятельность кафедр истории и филологии. 
Что касается учащихся исторических факультетов, то, по данным О.Васильевой, в этом учебном году по направлению “История и археология” вузы готовят порядка 24,5 тысячи человек, 18,9% из них учатся в магистратуре, 62% от общего числа (15 тысяч) - на бюджетной основе. Объем контрольных цифр приема, выделенных на эти специальности в текущем году, - а это порядка 4,6 тысячи мест - министр считает недостаточным. “В 2018 году мы решили увеличить его на четверть”, - сказала она. 
Затем руководитель министерства перешла к вопросу об актуальности содержания стандартов, по которым ведется обучение будущих историков, и приведения их в соответствие с требованиями профессионального сообщества к молодым специалистам. Проблему, уже упомянутую выше, О.Васильева предложила решать по примеру коллег из учебно-методических объединений - юристов, экономистов, политологов и др.:
- Чтобы переломить ситуацию, они обратились к экспертному сообществу. Именно эксперты должны подсказать, что должно быть “на выходе”, как соотнести компетенции выпускников с профессиональными. Наверное, в этом есть рациональное зерно, и нам придется использовать такую возможность. Будем обсуждать, и вам принимать решение - как и чему учить наших студентов, и не только на гуманитарных направлениях. Для того чтобы история и культура речи были освоены теми, кто обучается на естественных и технических факультетах, нужны специально подготовленные курсы. 
В своем выступлении министр предложила обсудить и вопрос о необходимости расширения специализации выпускников исторических факультетов, которые, как показывает многолетняя практика, реализуют себя не только как преподаватели и ученые, но и в музейных, архивных и других смежных профессиях. 
Еще одна задача, которую отраслевому сообществу предстоит решить в ближайшее время, - обеспечение доступности содержания образовательных стандартов.
- Огромные тома ФГОС ни один профессор читать не будет. Важно прописать требуемые результаты обучения в примерных программах, потому что их в вузах читают, они написаны нормальным человеческим языком и позволяют легко понять, чему и как следует учить, - отметила О.Васильева, добавив, что одновременно с примерными программами необходимо создавать комплекс методических документов как по всеобщей истории, так и по истории России. 
- Задача очень важная. Надеюсь, что мы сможем разработать единый подход к ее решению, применимый не только в нашей гуманитарной области, но и в других сферах высшего образования, - заключила глава Минобр­науки.
Ректоры выразили свою удовлетворенность тем, что чиновники видят реальную ситуацию и намерены ее улучшить. 
- Хорошо, что в министерстве осо­знали проблему и пытаются ее исправить, - отметил декан исторического факультета МГУ Иван Тучков, говоря об уменьшении бюджетных мест для студентов-историков. Он также напомнил, что переход на трехуровневое образование сопровождался целым рядом издержек для высшего исторического образования. 
- Не всегда общемировой опыт подходит для стран с собственными традициями, причем очень длительными и успешными. Чтобы не уронить качество обучения, сохранить преподавательский состав и существующие научные школы, мы дополнили программы бакалавров тем, что всегда осваивали специалисты. Однако при этом не была осо­знана суть магистратуры, куда приходят люди уже с другими кругозором и жизненным опытом. Магистерские программы должны давать новые знания на ином уровне преподавания, с учетом взросления и формирования студентов, желающих получить более глубокие знания - знания, с которыми поступают в аспирантуру, чтобы стать ученым, исследователем, и это нужно обязательно отразить в стандарте. 
Еще одна проблема: мы лишаем аспирантов выбора, навязывая им дисциплины. Необходимо теснее связать стандарты аспирантуры и магистратуры и освободить аспирантуру от излишних “уз”, чтобы каждый мог выбирать дополнительные курсы, важные именно для его направления. Для настоящей научной работы у аспирантов должна быть возможность работать в архивах и библиотеках, ездить на стажировки и т.д. Сегодня большую работу по стандартизации проводит ИВИ, привлекая к ней специалистов широкого гуманитарного профиля. Это залог нашего успеха, общими усилиями мы сможем выработать сбалансированную позицию. 
Региональная проблематика университетского исторического образования прозвучала в выступлении ректора Омского государственного университета им. Ф.М.Достоевского (ОмГУ) Алексея Якуба, почти 20 лет руководившего истфаком ОмГУ. Благодаря заботливому отношению администрации вуза, в трудное время реорганизации на факультете смогли сохранить и даже приумножить спектр дисциплин, сберечь “старую гвардию” преподавателей, не растерять средневозрастного звена и вырастить достойную научную молодежь, представители которой сегодня получают президентские гранты. 
Ректор обратил внимание на особую роль исторического образования в регионах, которые, как и Омская область, стали приграничными вследствие изменения геополитической обстановки. В местные университеты поступает все больше абитуриентов, окончивших школы в бывших республиках СССР и, как правило, не имеющих современных знаний по истории. От того, как эти знания будут исправлены и дополнены, во многом зависит общее представление о нашей стране, с которым студенты-иностранцы вернутся домой, а в конечном итоге и развитие диалога культур на постсоветском пространстве.
Приветствуя новость об увеличении объема контрольных цифр приема будущих историков, Алексей Якуб выразил пожелание: эту “добавку” должны почувствовать не только статусные - федеральные и опорные, но и те классические университеты, “которые являются системообразующими с точки зрения концентрации и формирования социально-гуманитарной составляющей своих регионов”. Напомнил он и о проблеме сокращения бюджетных мест в аспирантуре. 
- Стоимость платного обучения для аспирантов высока, что ведет к потере контингента и создает угрозу сохранению научных школ и преемственности, - констатировал ректор ОмГУ. 
В выступлениях участников совещания прозвучало множество предложений по совершенствованию содержания, структуры и использования потенциала высшего исторического образования. С одной стороны, это показывает, что волнует вузовских историков, а с другой - говорит о наличии большого внутриотраслевого ресурса для решения проблем и реализации идей. Алексей Якуб, например, предложил создать общероссийскую базу данных, которая позволила бы систематизировать и упорядочить процесс повышения квалификации преподавателей вузов, вернуть советскую практику популяризации исторического образования в офицерской среде, когда диплом историка классического университета приравнивался к документу об окончании военно-политической академии. Кроме того, ректор ОмГУ призвал коллег сформировать историческую дисциплину для студентов учреждений СПО, создать единый учебник по истории для мигрантов, внести гуманитарную составляющую в подготовку выпускников университетских военных кафедр и запустить проект по изданию научно-популярной исторической литературы для школьников. Несколько инициатив Алексея Якуба сразу после его выступления поддержал академик Александр Чубарьян. 
Татьяна Возовикова
Фото Николая Степаненкова
На первом фото: Ольга Васильева
На втором фото: Александр Чубарьян
На третьем фото: Иван Тучков
На четвертом фото: Алексей Якуб


 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Природа не отдыхает. Тесты “Всероссийской лабораторной” школьники прошли лучше кандидатов наук.
Школьники лучше представляют общенаучную картину мира, чем кандидаты и доктора наук, женщины менее склонны верить околонаучным мемам, чем мужчины, а общество в целом при тестировании чаще выдает ложные идеи за научное знание, чем это делал бы генератор случайных чисел. К таким парадоксальным выводам пришли организаторы “Всероссийской лабораторной” после подведения итогов образовательно-просветительской акции про устройство мира. /№ 27-28(2017)
Исчезающий вид? Учителям придется побороться за существование.
Две сотни учителей из 39 регионов России предложили свое видение новых моделей образования для детей - в Москве прошел конкурс “Школа навыков XXI века”. /№ 27-28(2017)
Всё у них получится! В Сочи подводят итоги Всероссийского конкурса исследовательских работ школьников.
Собственноручно собрать уникальный летательный аппарат, создать интерактивную систему управления домом или разработать механизм автономного транспортного модуля для диагностики газовых трубопроводов вполне может школьник. Четыреста юных изобретателей из разных уголков страны с 1 по 15 июля принимают участие в проектно-технологической образовательной программе Образовательного центра “Сириус”. /№ 27-28(2017)

Новости


Госдума приняла в третьем, окончательном, чтении законопроект об изменении порядка выборов президента РАН.



Уголовное дело возбуждено в отношении Сергея Богданова, и.о. ректора Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. Его обвиняют в злоупотреблении служебными полномочиями в 2014-2016 годах в бытность проректором Санкт-Петербургского госуниверситета, отвечающим за образовательные программы и научную деятельность по направлениям востоковедение, африканистика, искусства и филология.



Фонд социальной помощи «СтудФонд» разработал методичку для студентов, сталкивающихся со случаями коррупции во время сдачи экзаменов и приемной кампании в вузах.



В Государственной Думе состоялись парламентские слушания «Совершенствование механизмов финансирования отраслевых вузов». В мероприятии приняла участие первый заместитель министра образования и науки Валентина Переверзева.



На заседании президиума Совета при Президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию России утверждена очередная «дорожная карта» Национальной технологической инициативы - план мероприятий по развитию школьного сообщества технологических энтузиастов, решающих высокотехнологичные задачи.



Президиум Дальневосточного отделения РАН выдвинул генерального директора НИИ молекулярной электроники (Зеленоград) академика РАН Геннадия Красникова на пост президента Российской академии наук.

В Федеральном агентстве научных организаций состоялось рабочее совещание с участием представителей отделений РАН. Речь шла о проведении оценки результативности деятельности научных организаций, подведомственных ФАНО.

Конференции


Перечень научных конференций, симпозиумов, съездов, семинаров и школ, проводимых подведомственными ФАНО России организациями в 2017 году.

Перечень научных конференций, симпозиумов, съездов, семинаров и школ, проводимых подведомственными ФАНО России организациями в 2017 году.

26-29 июня в здании Президиума Российской академии наук пройдет одна из ведущих международных конференций, посвященных исследованиям в таких областях информатики, как фундаментальная теория программирования, методология и технологии программирования.

Текущие конкурсы


НИЦ “Курчатовский институт” объявляет весенний прием в аспирантуру по следующим направлениям подготовки...

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт океанологии им. П.П.Ширшова Российской академии наук объявляет конкурс на замещение вакантной должности.

Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований, выполняемых молодыми учеными (Мой первый грант).

Конкурс проектов 2018 года по изданию научных трудов.

Конкурс проектов 2018 года по изданию тематических научных трудов.

Вакансии


14.04.2017
Всероссийский селекционно-технологический институт садоводства и питомниководства объявляет выборы на должности...

14.04.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт океанологии им. П.П.Ширшова Российской академии наук объявляет конкурс на замещение вакантных должностей...

31.03.2017
НИЦ “Курчатовский институт” объявляет весенний прием в аспирантуру по следующим направлениям подготовки...





опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии