Официально


В Совете Федерации прошел круглый стол на тему «Нормативно-правовое обеспечение деятельности студенческих отрядов». В его работе приняли участие представители Совета Федерации, Госдумы, Палаты молодых законодателей при Совете Федерации, региональных органов власти, студенческих отрядов.



В Минобрнауки Чечни состоялось совещание с участием руководителя Рособрнадзора Сергея Кравцова, директора Федерального центра тестирования Юлии Егоровой, министра образования и науки Чеченской Республики Исмаила Байханова, руководителей пунктов проведения экзамена и предметных комиссий республики. Совещание было посвящено проведению государственной итоговой аттестации в 2017 году.



Президиум РАН принял постановление о программе работы Общего собрания РАН, в ходе которого пройдут выборы руководства академии. Сессия запланирована на 25, 26 и 28 сентября 2017 года.




Новости № 20(2017)

Регионы


Аким Актюбинской области Казахстана Бердибек Сапарбаев нанес визит в Оренбургский госуниверситет. Вместе с пригласившим его губернатором Оренбургской области Юрием Бергом он встретился со студентами, в том числе казахстанскими, которые учатся в местных вузах.

На V Международном научно-инновационном форуме “Неделя науки в Самарском государственном экономическом университете” прошла презентация интерактивного Атласа туристских рекреационных и экологических маршрутов и достопримечательностей регионов Приволжского федерального округа.

Новосибирский госуниверситет запускает уникальный для Сибири проект - англоязычные летние школы для иностранных студентов. Уже сейчас можно записаться на один из десяти специально разработанных курсов.

СНГ


Прошла отчетная сессия Общего собрания Национальной академии наук Украины. С докладом о деятельности НАНУ в 2016 году выступил ее президент 98-летний Борис Патон. Он отметил, что “в науке, как и в остальных сферах общественной жизни, ощутимо отразились непростые социально-экономические условия, которые сложились в результате цепочки внутренних и внешних причин”.

Если изучить ситуацию с академиями наук на постсоветском пространстве, то выяснится, что судьба РАН, которую взялось реформировать государство, отнюдь не уникальна. После распада СССР бывшие его республики начали трансформацию некогда единой и мощной системы организации науки, приспосабливая ее к новым реалиям. Во многих независимых государствах власть показала, что хочет получать от ученых бóльшую практическую отдачу.

Интердайджест


Новые останки ископаемого человека Homo naledi найдены в Южной Африке, они могут принадлежать современнику нашего вида. С подробностями - The Scientist.

Международный эксперимент GERDA, в котором участвуют и российские физики, достиг показателей, необходимых для обнаружения редчайшего радиоактивного распада. Результаты эксперимента опубликованы в журнале Nature.

Получены новые свидетельства в пользу гипотезы о возникновении жизни “в теплом маленьком пруду”. Об этом сообщает Smithsonian.com.


Сегодня, в 6 часов утра, при температуре 0° над Москвой пронесся ураган такой силы, что с некоторых домов были сорваны даже большие железные вывески. Так, на М. Никитской улице с крыши дома Черникова сорвана вывеска приблизительно около двух саженей в длину, вывеска была отнесена ветром к Никитским воротам. На окраинах города поломано много заборов, все бульвары засыпаны оторванными от деревьев ветками.




















Исправление расширением. Гуманитарному образованию вернули право на развитие.
Образование
№ 5(2017)

03.02.2017





Чем наполнить содержание образовательного стандарта, чтобы он стал отвечать требованиям профессионального, при условии, что второго не существует? До 1 июля 2017 года, согласно ФЗ “Об образовании в РФ”, все ФГОС должны быть приведены в соответствие с действующими профстандартами. Между тем для ряда профессий, включая специалистов-историков, таких стандартов на сегодняшний день нет. Эту и другие проблемы, беспокоящие сегодня вузы, в которых реализуются программы исторического профиля, глава Минобрнауки Ольга Васильева в течение трех часов обсуждала с участниками Всероссийского совещания деканов и заведующих кафедрами исторических факультетов российских университетов “Современное состояние и перспективы развития исторического образования в вузах РФ”. Министр подчеркнула: как профессиональному историку, тема разговора ей особенно близка. 
При поддержке Минобр­науки РФ мероприятие проводили Институт всеобщей истории РАН (ИВИ РАН) и Федеральное учебно-методическое объединение по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки 46.00.00 “История и археология”, которое возглавляет научный руководитель ИВИ РАН академик Александр Чубарьян. На площадке Президиума РАН собрались представители высших учебных заведений, расположенных в 70 регионах страны. Программа совещания включала пленум УМО “Историческое образование в высшей школе России: пути обновления”. 
 - В число приоритетных направлений работы Минобрнауки сегодня входит и развитие гуманитарных направлений обу­чения в вузах, - сообщила Ольга Васильева, с выступления которой началось совещание. - Речь идет не только об историках, антропологах, филологах и т.д., но и об усилении общей подготовки всех студентов по этим направлениям, включая будущих инженеров, врачей, “естественников” и др. Задача министерства - возобновить в полном объеме деятельность кафедр истории и филологии. 
Что касается учащихся исторических факультетов, то, по данным О.Васильевой, в этом учебном году по направлению “История и археология” вузы готовят порядка 24,5 тысячи человек, 18,9% из них учатся в магистратуре, 62% от общего числа (15 тысяч) - на бюджетной основе. Объем контрольных цифр приема, выделенных на эти специальности в текущем году, - а это порядка 4,6 тысячи мест - министр считает недостаточным. “В 2018 году мы решили увеличить его на четверть”, - сказала она. 
Затем руководитель министерства перешла к вопросу об актуальности содержания стандартов, по которым ведется обучение будущих историков, и приведения их в соответствие с требованиями профессионального сообщества к молодым специалистам. Проблему, уже упомянутую выше, О.Васильева предложила решать по примеру коллег из учебно-методических объединений - юристов, экономистов, политологов и др.:
- Чтобы переломить ситуацию, они обратились к экспертному сообществу. Именно эксперты должны подсказать, что должно быть “на выходе”, как соотнести компетенции выпускников с профессиональными. Наверное, в этом есть рациональное зерно, и нам придется использовать такую возможность. Будем обсуждать, и вам принимать решение - как и чему учить наших студентов, и не только на гуманитарных направлениях. Для того чтобы история и культура речи были освоены теми, кто обучается на естественных и технических факультетах, нужны специально подготовленные курсы. 
В своем выступлении министр предложила обсудить и вопрос о необходимости расширения специализации выпускников исторических факультетов, которые, как показывает многолетняя практика, реализуют себя не только как преподаватели и ученые, но и в музейных, архивных и других смежных профессиях. 
Еще одна задача, которую отраслевому сообществу предстоит решить в ближайшее время, - обеспечение доступности содержания образовательных стандартов.
- Огромные тома ФГОС ни один профессор читать не будет. Важно прописать требуемые результаты обучения в примерных программах, потому что их в вузах читают, они написаны нормальным человеческим языком и позволяют легко понять, чему и как следует учить, - отметила О.Васильева, добавив, что одновременно с примерными программами необходимо создавать комплекс методических документов как по всеобщей истории, так и по истории России. 
- Задача очень важная. Надеюсь, что мы сможем разработать единый подход к ее решению, применимый не только в нашей гуманитарной области, но и в других сферах высшего образования, - заключила глава Минобр­науки.
Ректоры выразили свою удовлетворенность тем, что чиновники видят реальную ситуацию и намерены ее улучшить. 
- Хорошо, что в министерстве осо­знали проблему и пытаются ее исправить, - отметил декан исторического факультета МГУ Иван Тучков, говоря об уменьшении бюджетных мест для студентов-историков. Он также напомнил, что переход на трехуровневое образование сопровождался целым рядом издержек для высшего исторического образования. 
- Не всегда общемировой опыт подходит для стран с собственными традициями, причем очень длительными и успешными. Чтобы не уронить качество обучения, сохранить преподавательский состав и существующие научные школы, мы дополнили программы бакалавров тем, что всегда осваивали специалисты. Однако при этом не была осо­знана суть магистратуры, куда приходят люди уже с другими кругозором и жизненным опытом. Магистерские программы должны давать новые знания на ином уровне преподавания, с учетом взросления и формирования студентов, желающих получить более глубокие знания - знания, с которыми поступают в аспирантуру, чтобы стать ученым, исследователем, и это нужно обязательно отразить в стандарте. 
Еще одна проблема: мы лишаем аспирантов выбора, навязывая им дисциплины. Необходимо теснее связать стандарты аспирантуры и магистратуры и освободить аспирантуру от излишних “уз”, чтобы каждый мог выбирать дополнительные курсы, важные именно для его направления. Для настоящей научной работы у аспирантов должна быть возможность работать в архивах и библиотеках, ездить на стажировки и т.д. Сегодня большую работу по стандартизации проводит ИВИ, привлекая к ней специалистов широкого гуманитарного профиля. Это залог нашего успеха, общими усилиями мы сможем выработать сбалансированную позицию. 
Региональная проблематика университетского исторического образования прозвучала в выступлении ректора Омского государственного университета им. Ф.М.Достоевского (ОмГУ) Алексея Якуба, почти 20 лет руководившего истфаком ОмГУ. Благодаря заботливому отношению администрации вуза, в трудное время реорганизации на факультете смогли сохранить и даже приумножить спектр дисциплин, сберечь “старую гвардию” преподавателей, не растерять средневозрастного звена и вырастить достойную научную молодежь, представители которой сегодня получают президентские гранты. 
Ректор обратил внимание на особую роль исторического образования в регионах, которые, как и Омская область, стали приграничными вследствие изменения геополитической обстановки. В местные университеты поступает все больше абитуриентов, окончивших школы в бывших республиках СССР и, как правило, не имеющих современных знаний по истории. От того, как эти знания будут исправлены и дополнены, во многом зависит общее представление о нашей стране, с которым студенты-иностранцы вернутся домой, а в конечном итоге и развитие диалога культур на постсоветском пространстве.
Приветствуя новость об увеличении объема контрольных цифр приема будущих историков, Алексей Якуб выразил пожелание: эту “добавку” должны почувствовать не только статусные - федеральные и опорные, но и те классические университеты, “которые являются системообразующими с точки зрения концентрации и формирования социально-гуманитарной составляющей своих регионов”. Напомнил он и о проблеме сокращения бюджетных мест в аспирантуре. 
- Стоимость платного обучения для аспирантов высока, что ведет к потере контингента и создает угрозу сохранению научных школ и преемственности, - констатировал ректор ОмГУ. 
В выступлениях участников совещания прозвучало множество предложений по совершенствованию содержания, структуры и использования потенциала высшего исторического образования. С одной стороны, это показывает, что волнует вузовских историков, а с другой - говорит о наличии большого внутриотраслевого ресурса для решения проблем и реализации идей. Алексей Якуб, например, предложил создать общероссийскую базу данных, которая позволила бы систематизировать и упорядочить процесс повышения квалификации преподавателей вузов, вернуть советскую практику популяризации исторического образования в офицерской среде, когда диплом историка классического университета приравнивался к документу об окончании военно-политической академии. Кроме того, ректор ОмГУ призвал коллег сформировать историческую дисциплину для студентов учреждений СПО, создать единый учебник по истории для мигрантов, внести гуманитарную составляющую в подготовку выпускников университетских военных кафедр и запустить проект по изданию научно-популярной исторической литературы для школьников. Несколько инициатив Алексея Якуба сразу после его выступления поддержал академик Александр Чубарьян. 
Татьяна Возовикова
Фото Николая Степаненкова
На первом фото: Ольга Васильева
На втором фото: Александр Чубарьян
На третьем фото: Иван Тучков
На четвертом фото: Алексей Якуб


 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Целительный акцент. Профобразование лечат практикой.
- Наше внимание приковано сегодня к многопрофильным организациям СПО, поскольку именно они реализуют подготовку кадров по новым профессиям из перечня топ-50 по стандартам WorldSkills, - заявила заместитель министра образования и науки РФ Людмила Огородова на пресс-конференции в МИА “Россия сегодня”, посвященной теме “Кадры новой России: как готовят востребованных для экономики специалистов”. /№ 20(2017)
Как большие. Предприятия среднего бизнеса подключаются к кадровой политике.
В конце апреля Минобрнауки подвело итоги конкурса на распределение контрольных цифр приема в вузы на 2018/2019 учебный год. Согласно действующим правилам, эти результаты, в первую очередь, зависят от потребностей основных отраслевых работодателей (Союз машиностроителей России, РОСНАНО, “Росатом”, “Роскосмос” и др.) и прогнозов регионов. Между тем средний высокотехнологичный бизнес, которому сегодня отводится роль драйвера роста отечественной экономики, также нуждается в квалифицированных специалистах, причем нередко наиболее дефицитных. /№ 18-19(2017)
Кем быть или как жить? Молодежь выбирает образ жизни, а не профессию.
Для успешной карьеры и, соответственно, стабильного и “квалитетного” (качественного) образа жизни молодежь выдвигает как непременное условие три основных ресурса, которые являются основой заявки на “успешность и стабильность”... /№ 18-19(2017)

Новости


К Ставропольскому НИИ сельского хозяйства присоединены Всероссийский НИИ овцеводства и козоводства, Ставропольский ботанический сад им. В.В.Скрипчинского, Ставропольская опытная станция по садоводству Северо-Кавказского зонального НИИ садоводства и виноградарства и Научно-исследовательская станция шелководства. Вместе они станут Северо-Кавказским федеральным научным аграрным центром.



Ректором Московского педагогического государственного университета избран Алексей Лубков. Предыдущего руководителя вуза Алексея Семенова министр образования и науки Ольга Васильева освободила от должности 17 октября 2016 года.



Свыше 200 молодых ученых и уникальных специалистов подали заявки на участие в программе социальной ипотеки в Московской области в 2017 году, сообщает пресс-служба областного Министерства инвестиций и инноваций.



Ученые Национального научного центра морской биологии ДВО РАН создали первый в России банк глубоководных организмов, сообщает пресс-служба ФАНО. В биобанке находится уникальный биологический материал, ценный для биохимиков, молекулярных биологов, генетиков.



В Рапид-Сити (США) прошел финал Чемпионата мира по программированию ACM ICPC-2017. Абсолютным чемпионом стала команда Университета ИТМО.



Конференции


Перечень научных конференций, симпозиумов, съездов, семинаров и школ, проводимых подведомственными ФАНО России организациями в 2017 году.

Перечень научных конференций, симпозиумов, съездов, семинаров и школ, проводимых подведомственными ФАНО России организациями в 2017 году.

Перечень научных конференций, симпозиумов, съездов, семинаров и школ, проводимых подведомственными ФАНО России организациями в 2017 году.

Текущие конкурсы


Минобрнауки объявило о проведении шестого конкурса на получение мегагрантов. Размер каждого гранта правительства на проведение научных исследований в 2018-2020 годах составит до 90 миллионов рублей каждый.

Продолжается прием работ на конкурс на соискание Премии имени А.Ф.Иоффе, присуждаемой за выдающиеся работы в области физики.

Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований, проводимый совместно с федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и Государственным комитетом по науке Министерства образования и науки Республики Армения.

Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” совместно с организациями-участниками Евразийской ассоциации поддержки научных исследований (ЕАПИ).

Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” совместно с организациями-участниками программы “ERA.Net RUS plus”.

Вакансии


14.04.2017
Всероссийский селекционно-технологический институт садоводства и питомниководства объявляет выборы на должности...

14.04.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт океанологии им. П.П.Ширшова Российской академии наук объявляет конкурс на замещение вакантных должностей...

31.03.2017
НИЦ “Курчатовский институт” объявляет весенний прием в аспирантуру по следующим направлениям подготовки...





опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии