Официально


Правительство утвердило план реализации Стратегии обеспечения единства измерений в России. Документ, в частности, предусматривает повышение уровня метрологического обеспечения приоритетных направлений науки, технологий и техники, обеспечение преимущественного использования отечественных технологий и приборной базы.

Федеральное агентство научных организаций утвердило план-график реализации мероприятий в рамках Стратегии научно-технологического развития РФ на 2017-2019 годы (первый этап). Документ опубликован на сайте ведомства и доступен по ссылке.

Объявлен грантовый конкурс, по итогам которого будет оказана господдержка центрам Национальной технологической инициативы, создаваемым вузами и научными организациями, сообщает пресс-служба Минобрнауки.

Конкурсная комиссия Минобрнауки вскрыла конверты с заявками от вузов - участников открытого конкурса, победителям которого будет предоставлена государственная поддержка для создания и развития инжиниринговых центров. Всего в адрес министерства поступило 65 заявок.




Новости № 44-45(2017)

Регионы


Вузам нужно активнее сотрудничать со студенческим профактивом. Такой вывод сделан по итогам заседания Совета ректоров вузов Пермского края, обсудившего деятельность студенческих профсоюзных организаций.

Первый 14-этажный жилой корпус нового общежития сдан Алтайскому госуниверситету. Генподрядчик - ООО “Стройсиб” - полностью завершил работы и передал ключи от здания вузу.

Компания Samsung Electronics при поддержке Института системного программирования РАН запускает на базе Московского физико-технического института проект “IoT Академия Samsung”. В его рамках студенты вуза смогут получить практические знания об Интернете вещей и разработать собственные проекты с применением “умных” устройств.

СНГ


Интердайджест


В атмосфере Сатурна зафиксированы загадочные частицы. Подробности - в Nature News. Источником невиданных прежде частиц, которые обнаружил прекративший недавно свою миссию космический зонд НАСА “Кассини”, может быть пыль с колец Сатурна.

Вулканическая активность могла стать причиной общественных беспорядков в Древнем Египте. Об этом сообщает Sciencemag.org. Международная группа ученых установила, что извержения вулканов в древности влияли на чрезвычайно важные для земледелия ежегодные разливы Нила, поскольку уменьшали количество осадков, выпадающих в верховьях реки на Эфиопском нагорье.

Воссозданный учеными облик пернатого динозавра указал на его способность маскироваться. С подробностями - New York Times. Род “пушистого” динозавра синозавроптерикс (Sinosauropteryx) был описан в 1996 году. Это некрупный динозавр, до полуметра в длину, обитавший около 125 миллионов лет назад на территории современного Китая.


СТАВКА, 14 октября. По данным комиссаров, на румынском фронте пропаганда мира ведется неприятелем весьма настойчиво и планомерно при помощи агентов и подбрасываемой в окопы литературы, главным образом газет. Общее положение на фронте отнюдь не безнадежное. Слухи, будто части собираются в определенный день покинуть фронт, исходят исключительно от шпионов и провокаторов. Количество дезертиров уменьшается.






















Исправление расширением. Гуманитарному образованию вернули право на развитие.
Образование
№ 5(2017)

03.02.2017





Чем наполнить содержание образовательного стандарта, чтобы он стал отвечать требованиям профессионального, при условии, что второго не существует? До 1 июля 2017 года, согласно ФЗ “Об образовании в РФ”, все ФГОС должны быть приведены в соответствие с действующими профстандартами. Между тем для ряда профессий, включая специалистов-историков, таких стандартов на сегодняшний день нет. Эту и другие проблемы, беспокоящие сегодня вузы, в которых реализуются программы исторического профиля, глава Минобрнауки Ольга Васильева в течение трех часов обсуждала с участниками Всероссийского совещания деканов и заведующих кафедрами исторических факультетов российских университетов “Современное состояние и перспективы развития исторического образования в вузах РФ”. Министр подчеркнула: как профессиональному историку, тема разговора ей особенно близка. 
При поддержке Минобр­науки РФ мероприятие проводили Институт всеобщей истории РАН (ИВИ РАН) и Федеральное учебно-методическое объединение по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки 46.00.00 “История и археология”, которое возглавляет научный руководитель ИВИ РАН академик Александр Чубарьян. На площадке Президиума РАН собрались представители высших учебных заведений, расположенных в 70 регионах страны. Программа совещания включала пленум УМО “Историческое образование в высшей школе России: пути обновления”. 
 - В число приоритетных направлений работы Минобрнауки сегодня входит и развитие гуманитарных направлений обу­чения в вузах, - сообщила Ольга Васильева, с выступления которой началось совещание. - Речь идет не только об историках, антропологах, филологах и т.д., но и об усилении общей подготовки всех студентов по этим направлениям, включая будущих инженеров, врачей, “естественников” и др. Задача министерства - возобновить в полном объеме деятельность кафедр истории и филологии. 
Что касается учащихся исторических факультетов, то, по данным О.Васильевой, в этом учебном году по направлению “История и археология” вузы готовят порядка 24,5 тысячи человек, 18,9% из них учатся в магистратуре, 62% от общего числа (15 тысяч) - на бюджетной основе. Объем контрольных цифр приема, выделенных на эти специальности в текущем году, - а это порядка 4,6 тысячи мест - министр считает недостаточным. “В 2018 году мы решили увеличить его на четверть”, - сказала она. 
Затем руководитель министерства перешла к вопросу об актуальности содержания стандартов, по которым ведется обучение будущих историков, и приведения их в соответствие с требованиями профессионального сообщества к молодым специалистам. Проблему, уже упомянутую выше, О.Васильева предложила решать по примеру коллег из учебно-методических объединений - юристов, экономистов, политологов и др.:
- Чтобы переломить ситуацию, они обратились к экспертному сообществу. Именно эксперты должны подсказать, что должно быть “на выходе”, как соотнести компетенции выпускников с профессиональными. Наверное, в этом есть рациональное зерно, и нам придется использовать такую возможность. Будем обсуждать, и вам принимать решение - как и чему учить наших студентов, и не только на гуманитарных направлениях. Для того чтобы история и культура речи были освоены теми, кто обучается на естественных и технических факультетах, нужны специально подготовленные курсы. 
В своем выступлении министр предложила обсудить и вопрос о необходимости расширения специализации выпускников исторических факультетов, которые, как показывает многолетняя практика, реализуют себя не только как преподаватели и ученые, но и в музейных, архивных и других смежных профессиях. 
Еще одна задача, которую отраслевому сообществу предстоит решить в ближайшее время, - обеспечение доступности содержания образовательных стандартов.
- Огромные тома ФГОС ни один профессор читать не будет. Важно прописать требуемые результаты обучения в примерных программах, потому что их в вузах читают, они написаны нормальным человеческим языком и позволяют легко понять, чему и как следует учить, - отметила О.Васильева, добавив, что одновременно с примерными программами необходимо создавать комплекс методических документов как по всеобщей истории, так и по истории России. 
- Задача очень важная. Надеюсь, что мы сможем разработать единый подход к ее решению, применимый не только в нашей гуманитарной области, но и в других сферах высшего образования, - заключила глава Минобр­науки.
Ректоры выразили свою удовлетворенность тем, что чиновники видят реальную ситуацию и намерены ее улучшить. 
- Хорошо, что в министерстве осо­знали проблему и пытаются ее исправить, - отметил декан исторического факультета МГУ Иван Тучков, говоря об уменьшении бюджетных мест для студентов-историков. Он также напомнил, что переход на трехуровневое образование сопровождался целым рядом издержек для высшего исторического образования. 
- Не всегда общемировой опыт подходит для стран с собственными традициями, причем очень длительными и успешными. Чтобы не уронить качество обучения, сохранить преподавательский состав и существующие научные школы, мы дополнили программы бакалавров тем, что всегда осваивали специалисты. Однако при этом не была осо­знана суть магистратуры, куда приходят люди уже с другими кругозором и жизненным опытом. Магистерские программы должны давать новые знания на ином уровне преподавания, с учетом взросления и формирования студентов, желающих получить более глубокие знания - знания, с которыми поступают в аспирантуру, чтобы стать ученым, исследователем, и это нужно обязательно отразить в стандарте. 
Еще одна проблема: мы лишаем аспирантов выбора, навязывая им дисциплины. Необходимо теснее связать стандарты аспирантуры и магистратуры и освободить аспирантуру от излишних “уз”, чтобы каждый мог выбирать дополнительные курсы, важные именно для его направления. Для настоящей научной работы у аспирантов должна быть возможность работать в архивах и библиотеках, ездить на стажировки и т.д. Сегодня большую работу по стандартизации проводит ИВИ, привлекая к ней специалистов широкого гуманитарного профиля. Это залог нашего успеха, общими усилиями мы сможем выработать сбалансированную позицию. 
Региональная проблематика университетского исторического образования прозвучала в выступлении ректора Омского государственного университета им. Ф.М.Достоевского (ОмГУ) Алексея Якуба, почти 20 лет руководившего истфаком ОмГУ. Благодаря заботливому отношению администрации вуза, в трудное время реорганизации на факультете смогли сохранить и даже приумножить спектр дисциплин, сберечь “старую гвардию” преподавателей, не растерять средневозрастного звена и вырастить достойную научную молодежь, представители которой сегодня получают президентские гранты. 
Ректор обратил внимание на особую роль исторического образования в регионах, которые, как и Омская область, стали приграничными вследствие изменения геополитической обстановки. В местные университеты поступает все больше абитуриентов, окончивших школы в бывших республиках СССР и, как правило, не имеющих современных знаний по истории. От того, как эти знания будут исправлены и дополнены, во многом зависит общее представление о нашей стране, с которым студенты-иностранцы вернутся домой, а в конечном итоге и развитие диалога культур на постсоветском пространстве.
Приветствуя новость об увеличении объема контрольных цифр приема будущих историков, Алексей Якуб выразил пожелание: эту “добавку” должны почувствовать не только статусные - федеральные и опорные, но и те классические университеты, “которые являются системообразующими с точки зрения концентрации и формирования социально-гуманитарной составляющей своих регионов”. Напомнил он и о проблеме сокращения бюджетных мест в аспирантуре. 
- Стоимость платного обучения для аспирантов высока, что ведет к потере контингента и создает угрозу сохранению научных школ и преемственности, - констатировал ректор ОмГУ. 
В выступлениях участников совещания прозвучало множество предложений по совершенствованию содержания, структуры и использования потенциала высшего исторического образования. С одной стороны, это показывает, что волнует вузовских историков, а с другой - говорит о наличии большого внутриотраслевого ресурса для решения проблем и реализации идей. Алексей Якуб, например, предложил создать общероссийскую базу данных, которая позволила бы систематизировать и упорядочить процесс повышения квалификации преподавателей вузов, вернуть советскую практику популяризации исторического образования в офицерской среде, когда диплом историка классического университета приравнивался к документу об окончании военно-политической академии. Кроме того, ректор ОмГУ призвал коллег сформировать историческую дисциплину для студентов учреждений СПО, создать единый учебник по истории для мигрантов, внести гуманитарную составляющую в подготовку выпускников университетских военных кафедр и запустить проект по изданию научно-популярной исторической литературы для школьников. Несколько инициатив Алексея Якуба сразу после его выступления поддержал академик Александр Чубарьян. 
Татьяна Возовикова
Фото Николая Степаненкова
На первом фото: Ольга Васильева
На втором фото: Александр Чубарьян
На третьем фото: Иван Тучков
На четвертом фото: Алексей Якуб


 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Меняясь и меняя. Как развиваться университетам.
Традиционно в октябре НИУ ВШЭ собирает ученых, которые изучают процессы, происходящие в университетах России и других стран. Каждый раз в фокусе внимания участников оказывается одна из актуальных тем, связанных с развитием высшей школы. “Университеты, меняющие себя и мир” - так называлась прошедшая недавно VIII Международная конференция исследователей высшего образования. /№ 44-45(2017)
Стабильность и самореализация. Что предлагает Москва молодым преподавателям?
Возможность реализовать свой потенциал и получить опыт работы в инновационном вузе молодым преподавателям предлагает Московский финансово-юридический университет МФЮА. Вуз ждет на работу кандидатов наук, молодых ученых, преподавателей экономического, управленческого, гуманитарного, естественно-научного, правового, финансового, ИT блоков дисциплин, а также учителей школ, преподавателей и мастеров производственного обучения в колледж МФЮА. /№ 44-45(2017)
Место карьеры. Лучшие выпускники МФТИ должны оставаться в науке.
По фойе у университетской раздевалки, скучая, слонялся монстр - толстый, одноглазый, острозубый. Он охотно вступал в переговоры со смеющимися студентами. Оказалось, это не кто иной, как... “компьютерный вирус” - таким образом привлекает на свой спецкурс потенциальных работников фирма Касперского. Физтех - он такой: его питомцы уже со студенческой скамьи идут нарасхват у самых высокотехнологичных фирм. /№ 43(2017)

Новости


Ольга Васильева сообщила, что формы отчетов по ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» будут существенно сокращены, а патентная защита - ускорена. По ее словам достигнута договоренность с Роспатентом о том, что все результаты, полученные в рамках программы, будут рассматриваться патентным органом в срок до 4-6 месяцев.



Директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки Александр Соболев провел совещание с руководителями ресурсных учебно-методических центров (РУМЦ) по обучению лиц с инвалидностью, созданных на базе вузов. В совещании приняли участие ректоры или проректоры, курирующие это направление, а также руководители РУМЦ, которые являются самостоятельным структурным подразделением вуза.



Участники первого Всероссийского съезда преподавателей истории в вузах России предложили с 2018 года ввести во всех российских вузах обязательную дисциплину «История России». Как сообщает РИА Новости, эта идея нашла отражение в проекте резолюции съезда.



Министр образования и науки Ольга Васильева, председатель Центральной избирательной комиссии Элла Памфилова и председатель Российского союза молодёжи Павел Красноруцкий подписали соглашение о сотрудничестве между возглавляемыми ими структурами. Стороны вместе займутся повышением культуры молодежи в области избирательного права и избирательного процесса.



Количество малых инновационных предприятий, созданных на базе научных организаций, подведомственных ФАНО, за год выросло на 4%: с 313 в 2015 году до 326 в 2016-м. Кроме того, в прошлом году увеличилось и количество результатов интеллектуальной деятельности - с 2979 до 3369.



На заседании Совета при Президенте Республики Татарстан по образованию и науке, которое провел глава региона Рустам Минниханов, руководитель ФАНО Михаил Котюков заявил о завершении реорганизации ФИЦ «Казанский научный центр», который объединил 8 учреждений, подведомственных агентству.



Пять профессоров - Хизер Зар (Южная Африка), Меманн Чан (Китай), Каролин Дин (Великобритания), Эми Т. Остин (Аргентина) и Джанет Россант (Канада) - удостоены Премий L’OREAL-UNESCO «Для женщин в науке» 2018 года в области наук о жизни. Лауреаты были отобраны независимым жюри, которое в этом году возглавила лауреат премии «Для женщин в науке» 2008 года и лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине 2009 года профессор Элизабет Х.Блэкбёрн.

Конференции


Перечень научных конференций, симпозиумов, съездов, семинаров и школ, проводимых подведомственными ФАНО России организациями в 2017 году.

Вторая научно-практическая Открытая конференция Института системного программирования РАН имени Виктора Иванникова ISPRAS Open пройдет с 30 ноября по 1 Декабря 2017 г. в главном здании Российской академии наук. Ключевые темы – безопасность программного кода и технологии анализа массивов данных.

"Параллельные вычислительные технологии (ПаВТ) 2018" - международная научная конференция, двенадцатая в серии ежегодных конференций, посвященных развитию и применению параллельных вычислительных технологий в различных областях науки и техники. Главная цель конференции - предоставить возможность для обсуждения перспектив развития параллельных вычислительных технологий и представления результатов, полученных ведущими научными группами в использовании суперкомпьютерных технологий для решения задач науки и техники.

Текущие конкурсы


Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований, проводимый совместно федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и Японским фондом медицинских исследований.

Объявление об открытом публичном конкурсе на получение грантов Российского научного фонда по приоритетному направлению деятельности Российского научного фонда “Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами”.

Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований, проводимый Российским фондом фундаментальных исследований совместно с организациями - участниками Рамочной программы БРИКС в сфере науки, технологий и инноваций.

Конкурс проектов 2018 года организации российских и международных научных мероприятий, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований”.

Обзор стипендиальных программ DAAD для учебы и научных исследований в Германии на 2018/2019 учебный год.

Вакансии


03.11.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования и науки Санкт-Петербургский национальный исследовательский академический университет Российской академии наук объявляет конкурс на замещение следующих вакантных должностей...

27.10.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН) объявляет конкурс на замещение вакантных должностей...

13.10.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Научный и издательский центр “Наука” РАН объявляет конкурс на замещение вакантных должностей научных работников





опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии