Официально


Минобрнауки объявило открытый конкурс на предоставление в 2018 году грантов для реализации мероприятия «Субсидии на поддержку проектов, связанных с инновациями в образовании». Гранты получат юридические лица в форме субсидий из федерального бюджета, сообщает пресс-служба министерства.



Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в части совершенствования целевого обучения» направлен на рассмотрение Госдумы, которая разрабатывала документ для совершенствования механизмов целевого обучения по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования.

Правительство РФ изменило Правила разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и внесения в них изменений.

К Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования присоединен Государственный НИИ информационных технологий и телекоммуникаций (ГНИИ ИТТ «Информика») в качестве структурного подразделения.




Новости № 1-2(2018)

Регионы


Недавно в Екатеринбурге и Новоуральске прошел фестиваль науки “Кстати”, организованный региональным информационным центром по атомной энергии. В течение четырех дней на тридцати площадках были проведены более пятидесяти открытых лекций, семинаров, мастер-классов и научно-популярных ток-шоу. По словам организаторов, фестиваль посетили более четырех тысяч человек.

Общие темы появились у Пермского государственного национального исследовательского университета (ПГНИУ) и Пермской художественной галереи. Соглашение о сотрудничестве, в котором они зафиксированы, подписали ректор вуза Игорь Макарихин и директор галереи Юлия Тавризян.

Ректор Томского государственного архитектурно-строительного университета (ТГАСУ) Виктор Власов и и.о. ректора Новгородского госуниверситета (НовГУ) Юрий Боровиков подписали договор о сотрудничестве между двумя вузами. Церемония прошла в рамках недавнего визита в Томск делегации Новгородской области.

СНГ


Около 500 представителей академической, вузовской и отраслевой науки приняли участие в сессии Общего собрания Национальной академии наук Белоруссии, которая прошла в декабре. В повестке дня был один вопрос: выборы действительных членов НАНБ, а также иностранных и почетных членов Академии наук.

В Армении принят закон, фактически отменяющий отсрочку от службы в армии в связи с учебой. До этого, в 1997-м и 2004-2005 годах, правительство дважды инициировало такой документ, но парламент голосовал против.

Министерство образования и науки Украины вновь несколько изменило правила приема в высшие учебные заведения. Поступающим в 2018 году можно будет подать сразу 7 заявлений на 4 специальности на места государственного и регионального заказа. При этом количество заявлений на контракт ограничиваться не будет.

Интердайджест


Первый в истории астрономических наблюдений “межзвездный объект”, пролетевший через Солнечную систему, оказался замаскированной кометой. Об том сообщает Science News.

События, ожидаемые в мире физики в 2018 году, представил портал физического сообщества Physics World. С достаточной уверенностью редакция портала заявляет о запуске миссии Европейского космического агентства (European Space Agency) BepiColombo к Меркурию в октябре наступившего года и намерении Китая запустить первый космический аппарат “Чанъэ-4” (Chang’e 4) к обратной стороне Луны.

NASA собирается запустить зонд к экзопланете в 2069 году. С подробностями - ExtremeTech. Несколько лет назад зонд “Вояджер” после десятилетий полета в пределах Солнечной системы пересек межзвездное пространство. После нескольких гравитационных маневров он продолжал двигаться с впечатляющей скоростью...


Большевики ведут активную пропаганду в разных странах. Ленин вызвал в Петроград румынского социалиста Раковского для ведения пропаганды против монархии и буржуазии в Румынии. В Финляндии большевистские войска отказываются очистить страну, несмотря на объявление ее независимости, и помогают крайним социалистам в их борьбе против Сейма. В Норвегии создаются рабочие Советы, наподобие русских. В Христиании движение направлено против умеренных социалистов, которых крайние социалисты упрекают в недостатке революционного духа.


















Исправление расширением. Гуманитарному образованию вернули право на развитие.
Образование
№ 5(2017)

03.02.2017





Чем наполнить содержание образовательного стандарта, чтобы он стал отвечать требованиям профессионального, при условии, что второго не существует? До 1 июля 2017 года, согласно ФЗ “Об образовании в РФ”, все ФГОС должны быть приведены в соответствие с действующими профстандартами. Между тем для ряда профессий, включая специалистов-историков, таких стандартов на сегодняшний день нет. Эту и другие проблемы, беспокоящие сегодня вузы, в которых реализуются программы исторического профиля, глава Минобрнауки Ольга Васильева в течение трех часов обсуждала с участниками Всероссийского совещания деканов и заведующих кафедрами исторических факультетов российских университетов “Современное состояние и перспективы развития исторического образования в вузах РФ”. Министр подчеркнула: как профессиональному историку, тема разговора ей особенно близка. 
При поддержке Минобр­науки РФ мероприятие проводили Институт всеобщей истории РАН (ИВИ РАН) и Федеральное учебно-методическое объединение по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки 46.00.00 “История и археология”, которое возглавляет научный руководитель ИВИ РАН академик Александр Чубарьян. На площадке Президиума РАН собрались представители высших учебных заведений, расположенных в 70 регионах страны. Программа совещания включала пленум УМО “Историческое образование в высшей школе России: пути обновления”. 
 - В число приоритетных направлений работы Минобрнауки сегодня входит и развитие гуманитарных направлений обу­чения в вузах, - сообщила Ольга Васильева, с выступления которой началось совещание. - Речь идет не только об историках, антропологах, филологах и т.д., но и об усилении общей подготовки всех студентов по этим направлениям, включая будущих инженеров, врачей, “естественников” и др. Задача министерства - возобновить в полном объеме деятельность кафедр истории и филологии. 
Что касается учащихся исторических факультетов, то, по данным О.Васильевой, в этом учебном году по направлению “История и археология” вузы готовят порядка 24,5 тысячи человек, 18,9% из них учатся в магистратуре, 62% от общего числа (15 тысяч) - на бюджетной основе. Объем контрольных цифр приема, выделенных на эти специальности в текущем году, - а это порядка 4,6 тысячи мест - министр считает недостаточным. “В 2018 году мы решили увеличить его на четверть”, - сказала она. 
Затем руководитель министерства перешла к вопросу об актуальности содержания стандартов, по которым ведется обучение будущих историков, и приведения их в соответствие с требованиями профессионального сообщества к молодым специалистам. Проблему, уже упомянутую выше, О.Васильева предложила решать по примеру коллег из учебно-методических объединений - юристов, экономистов, политологов и др.:
- Чтобы переломить ситуацию, они обратились к экспертному сообществу. Именно эксперты должны подсказать, что должно быть “на выходе”, как соотнести компетенции выпускников с профессиональными. Наверное, в этом есть рациональное зерно, и нам придется использовать такую возможность. Будем обсуждать, и вам принимать решение - как и чему учить наших студентов, и не только на гуманитарных направлениях. Для того чтобы история и культура речи были освоены теми, кто обучается на естественных и технических факультетах, нужны специально подготовленные курсы. 
В своем выступлении министр предложила обсудить и вопрос о необходимости расширения специализации выпускников исторических факультетов, которые, как показывает многолетняя практика, реализуют себя не только как преподаватели и ученые, но и в музейных, архивных и других смежных профессиях. 
Еще одна задача, которую отраслевому сообществу предстоит решить в ближайшее время, - обеспечение доступности содержания образовательных стандартов.
- Огромные тома ФГОС ни один профессор читать не будет. Важно прописать требуемые результаты обучения в примерных программах, потому что их в вузах читают, они написаны нормальным человеческим языком и позволяют легко понять, чему и как следует учить, - отметила О.Васильева, добавив, что одновременно с примерными программами необходимо создавать комплекс методических документов как по всеобщей истории, так и по истории России. 
- Задача очень важная. Надеюсь, что мы сможем разработать единый подход к ее решению, применимый не только в нашей гуманитарной области, но и в других сферах высшего образования, - заключила глава Минобр­науки.
Ректоры выразили свою удовлетворенность тем, что чиновники видят реальную ситуацию и намерены ее улучшить. 
- Хорошо, что в министерстве осо­знали проблему и пытаются ее исправить, - отметил декан исторического факультета МГУ Иван Тучков, говоря об уменьшении бюджетных мест для студентов-историков. Он также напомнил, что переход на трехуровневое образование сопровождался целым рядом издержек для высшего исторического образования. 
- Не всегда общемировой опыт подходит для стран с собственными традициями, причем очень длительными и успешными. Чтобы не уронить качество обучения, сохранить преподавательский состав и существующие научные школы, мы дополнили программы бакалавров тем, что всегда осваивали специалисты. Однако при этом не была осо­знана суть магистратуры, куда приходят люди уже с другими кругозором и жизненным опытом. Магистерские программы должны давать новые знания на ином уровне преподавания, с учетом взросления и формирования студентов, желающих получить более глубокие знания - знания, с которыми поступают в аспирантуру, чтобы стать ученым, исследователем, и это нужно обязательно отразить в стандарте. 
Еще одна проблема: мы лишаем аспирантов выбора, навязывая им дисциплины. Необходимо теснее связать стандарты аспирантуры и магистратуры и освободить аспирантуру от излишних “уз”, чтобы каждый мог выбирать дополнительные курсы, важные именно для его направления. Для настоящей научной работы у аспирантов должна быть возможность работать в архивах и библиотеках, ездить на стажировки и т.д. Сегодня большую работу по стандартизации проводит ИВИ, привлекая к ней специалистов широкого гуманитарного профиля. Это залог нашего успеха, общими усилиями мы сможем выработать сбалансированную позицию. 
Региональная проблематика университетского исторического образования прозвучала в выступлении ректора Омского государственного университета им. Ф.М.Достоевского (ОмГУ) Алексея Якуба, почти 20 лет руководившего истфаком ОмГУ. Благодаря заботливому отношению администрации вуза, в трудное время реорганизации на факультете смогли сохранить и даже приумножить спектр дисциплин, сберечь “старую гвардию” преподавателей, не растерять средневозрастного звена и вырастить достойную научную молодежь, представители которой сегодня получают президентские гранты. 
Ректор обратил внимание на особую роль исторического образования в регионах, которые, как и Омская область, стали приграничными вследствие изменения геополитической обстановки. В местные университеты поступает все больше абитуриентов, окончивших школы в бывших республиках СССР и, как правило, не имеющих современных знаний по истории. От того, как эти знания будут исправлены и дополнены, во многом зависит общее представление о нашей стране, с которым студенты-иностранцы вернутся домой, а в конечном итоге и развитие диалога культур на постсоветском пространстве.
Приветствуя новость об увеличении объема контрольных цифр приема будущих историков, Алексей Якуб выразил пожелание: эту “добавку” должны почувствовать не только статусные - федеральные и опорные, но и те классические университеты, “которые являются системообразующими с точки зрения концентрации и формирования социально-гуманитарной составляющей своих регионов”. Напомнил он и о проблеме сокращения бюджетных мест в аспирантуре. 
- Стоимость платного обучения для аспирантов высока, что ведет к потере контингента и создает угрозу сохранению научных школ и преемственности, - констатировал ректор ОмГУ. 
В выступлениях участников совещания прозвучало множество предложений по совершенствованию содержания, структуры и использования потенциала высшего исторического образования. С одной стороны, это показывает, что волнует вузовских историков, а с другой - говорит о наличии большого внутриотраслевого ресурса для решения проблем и реализации идей. Алексей Якуб, например, предложил создать общероссийскую базу данных, которая позволила бы систематизировать и упорядочить процесс повышения квалификации преподавателей вузов, вернуть советскую практику популяризации исторического образования в офицерской среде, когда диплом историка классического университета приравнивался к документу об окончании военно-политической академии. Кроме того, ректор ОмГУ призвал коллег сформировать историческую дисциплину для студентов учреждений СПО, создать единый учебник по истории для мигрантов, внести гуманитарную составляющую в подготовку выпускников университетских военных кафедр и запустить проект по изданию научно-популярной исторической литературы для школьников. Несколько инициатив Алексея Якуба сразу после его выступления поддержал академик Александр Чубарьян. 
Татьяна Возовикова
Фото Николая Степаненкова
На первом фото: Ольга Васильева
На втором фото: Александр Чубарьян
На третьем фото: Иван Тучков
На четвертом фото: Алексей Якуб


 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Меняйся или уходи. Цифровое образование бросает вызов преподавателям вузов.
В конце года на пресс-конференции в МИА “Россия сегодня” журналистам рассказали о предварительных итогах реализации первого этапа приоритетного проекта “Современная цифровая образовательная среда в РФ” (СЦОС). Было объявлено, что в тестовом режиме заработал интернет-портал, обеспечивающий доступ к онлайн-курсам по принципу “одного окна”. Этот информационный ресурс объединил более десятка существующих платформ онлайн-обучения, предложил единую систему аутенфикации пользователей. /№ 1-2(2018)
По дороге к Луне. Какие школьники рискуют выбирать такие маршруты?
Про “Космический урок” мы заговорили первый раз, рассказывая о Томском государственном педагогическом университете (“Поиск” №48, 2017 г.). На самом деле эта инициатива родилась на год раньше, когда еще в сентябре 2016 года директор Института физики прочности и материаловедения СО РАН Сергей Псахье и советник генерального директора РКК “Энергия” Александр Чернявский встретились в старинном корпусе Томского государственного педагогического университета с ректором этого вуза Валерием Обуховым... /№ 52(2017)
Из студентов – в профессионалы. О новых возможностях построения карьеры.
Завершился отборочный этап олимпиады “Я - профессионал” - нового проекта в сфере высшего образования, позволяющего студентам из всех регионов России поступить в магистратуру и аспирантуру ведущих вузов практически без экзаменов, а также пройти стажировки в престижных компаниях - с перспективой последующего трудоустройства. /№ 52(2017)

Новости


Российский научный фонд назвал несколько самых ярких и важных отечественных научных результатов уходящего года. Их выбрали, изучив работы более чем 35 тысяч российских ученых, которые проводят фундаментальные исследования при поддержке РНФ.



В 2018 году в Калуге начнется строительство Калужского инновационного кампуса филиала Московского государственного технического университета имени Н.Э.Баумана стоимостью около 7 миллиардов рублей, сообщает ТАСС.



Минобрнауки, Минфин и Минэкономразвития, а также другие федеральные органы власти, имеющие подведомственные высшие учебные заведения, должны до 28 февраля представить в правительство предложения о мерах по приведению вузовских зданий «в соответствие с требованиями к их эксплуатации» и представить предложения об объемах и источниках финансового обеспечения этих мер.



Национальная академия наук Белоруссии и Фонд поддержки образования и науки (Алферовский фонд) назвали победителей конкурса для молодых ученых 2017 года, сообщает пресс-служба НАНБ.

Заместитель министра образования и науки Григорий Трубников назвал обвинения в плагиате, связанные с его диссертацией, не имеющими под собой оснований.

Председатель Высшей аттестационной комиссии Владимир Филиппов рассказал газете «Известия», что количество защит в РФ кандидатских и докторских диссертаций за пять лет сократилось почти вдвое. При этом число диссертационных советов за последние пять лет уменьшилось на 30%.

Депутат Госдумы от ЛДПР Василий Власов обратился к министру образования и науки Ольге Васильевой с запросом, в котором идет речь о необходимости на законодательном уровне установить пятидневную учебную неделю и исключить возможность привлечения школьников и студентов на занятия по субботам. Копия документа парламентария имеется в распоряжении ТАСС.

Конференции


В повестке дня очередного 176-го заседания - доклад профессора Московского института стали и сплавов, действительного члена Академии проблем качества, члена ASQ и ENBIS, члена Международной гильдии профессионалов качества Ю.П.Адлера “Зачем научным организациям менеджмент и как с ним бороться”.

На территории национального парка “Бузулукский бор” в Оренбургской области прошла XXI совместная сессия Объединенного научного совета по фундаментальным географическим проблемам при Международной ассоциации академий наук и научного совета РАН по фундаментальным географическим проблемам, посвященная Году экологии в России и 100-летию отечественного заповедного дела.

Наша страна обладает крупнейшей в мире территорией и занимает четвертое место по площади пахотных земель. Казалось бы, области огромные, однако сельское хозяйство России сконцентрировано на ограниченной площади - с благоприятными климатическими условиями - и нагрузки на плодородные почвы настолько велики, что приводят к их деградации. Причина - в водной и ветровой эрозии, потерях гумуса и элементов питания, переуплотнении посевов и загрязнении.

Текущие конкурсы


Конкурс проектов 2019 года фундаментальных научных исследований, проводимый совместно федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и Немецким научно-исследовательским сообществом

Программа аспирантских стипендий Топсе приглашает аспирантов, работающих в области гетерогенного катализа и смежных областях материаловедения, принять участие в ежегодном конкурсе на предоставление стипендии Топсе.

Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” совместно с субъектами Российской Федерации

Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований, выполняемых молодыми учеными, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” совместно с субъектами Российской Федерации

Конкурс проектов 2018 года организации российских и международных научных мероприятий, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” совместно с субъектами Российской Федерации

Вакансии


17.11.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии рудных месторождений, петрографии минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН) объявляет конкурс на замещение вакантной должности...

03.11.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования и науки Санкт-Петербургский национальный исследовательский академический университет Российской академии наук объявляет конкурс на замещение следующих вакантных должностей...

27.10.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН) объявляет конкурс на замещение вакантных должностей...





опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии