Официально


Рособрнадзор опубликовал информационное письмо о проведении «Федеральным центром тестирования» видеоконференции для органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих госуправление в сфере образования. Мероприятие состоится 23 мая 2017 года в 11.00 (по московскому времени).



В результате объединения Института социально-экономического развития территорий РАН и Северо-Западного НИИ молочного и лугопастбищного хозяйства будет создан Вологодский научный центр РАН. Приказ об этом подписал руководитель ФАНО Михаил Котюков.



Кабинет министров утвердил Положение о порядке формирования перечня научных организаций и образовательных организаций высшего образования, которым предоставляется право самостоятельно присуждать ученые степени. Таким правом смогут воспользоваться около 45 образовательных и 20 научных организаций.






Новости № 20(2017)

Регионы


Аким Актюбинской области Казахстана Бердибек Сапарбаев нанес визит в Оренбургский госуниверситет. Вместе с пригласившим его губернатором Оренбургской области Юрием Бергом он встретился со студентами, в том числе казахстанскими, которые учатся в местных вузах.

На V Международном научно-инновационном форуме “Неделя науки в Самарском государственном экономическом университете” прошла презентация интерактивного Атласа туристских рекреационных и экологических маршрутов и достопримечательностей регионов Приволжского федерального округа.

Новосибирский госуниверситет запускает уникальный для Сибири проект - англоязычные летние школы для иностранных студентов. Уже сейчас можно записаться на один из десяти специально разработанных курсов.

СНГ


Прошла отчетная сессия Общего собрания Национальной академии наук Украины. С докладом о деятельности НАНУ в 2016 году выступил ее президент 98-летний Борис Патон. Он отметил, что “в науке, как и в остальных сферах общественной жизни, ощутимо отразились непростые социально-экономические условия, которые сложились в результате цепочки внутренних и внешних причин”.

Если изучить ситуацию с академиями наук на постсоветском пространстве, то выяснится, что судьба РАН, которую взялось реформировать государство, отнюдь не уникальна. После распада СССР бывшие его республики начали трансформацию некогда единой и мощной системы организации науки, приспосабливая ее к новым реалиям. Во многих независимых государствах власть показала, что хочет получать от ученых бóльшую практическую отдачу.

Интердайджест


Новые останки ископаемого человека Homo naledi найдены в Южной Африке, они могут принадлежать современнику нашего вида. С подробностями - The Scientist.

Международный эксперимент GERDA, в котором участвуют и российские физики, достиг показателей, необходимых для обнаружения редчайшего радиоактивного распада. Результаты эксперимента опубликованы в журнале Nature.

Получены новые свидетельства в пользу гипотезы о возникновении жизни “в теплом маленьком пруду”. Об этом сообщает Smithsonian.com.


Сегодня, в 6 часов утра, при температуре 0° над Москвой пронесся ураган такой силы, что с некоторых домов были сорваны даже большие железные вывески. Так, на М. Никитской улице с крыши дома Черникова сорвана вывеска приблизительно около двух саженей в длину, вывеска была отнесена ветром к Никитским воротам. На окраинах города поломано много заборов, все бульвары засыпаны оторванными от деревьев ветками.




















Формулы реформ. В Высшей школе экономики проанализировали изменения в российском образовании.
Образование
№ 17(2017)

28.04.2017


Образование - отрасль консервативная. Но нам и нашим детям выпало жить в эпоху больших перемен. Изучение зарубежного опыта показывает, что и Россия, и мир пытаются решить схожие проблемы - сделать образование доступным и качественным. Но способы решения могут быть разными, и здесь необходимы постоянный мониторинг качества и оценка результатов проводимых реформ. Так, в 2000 году в Германии неожиданно низкие результаты теста PISA (Programme for International Student Assessment) среди 15-летних школьников показали, что немецкая система образования скорее усугубляет, чем смягчает социальное расслоение: 10-летние дети из зажиточных семей сразу зачисляются в престижные школы, их менее обеспеченных сверстников готовят к поступлению в менее престижные профессиональные училища. За 16 последующих лет Германия, по мнению автора теста, директора Департамента образования и профессиональной подготовки ОЭСР Андреаса Шляйхера, существенно повысила качество образования и исправила ситуацию в сфере обеспечения равенства. 
В 2016 году тест впервые проводился в школах Москвы, и 15-летние москвичи показали хорошие результаты - вошли в топ-10 рейтинга PISA.
Андреас Шляйхер и еще 200 иностранных экспертов приняли участие в XVIII Апрельской Международной конференции по проблемам развития экономики и общества, организованной Национальным исследовательским университетом “Высшая школа экономики”, где в рамках сессии “Оценка эффектов в трансформациях образования” как раз и анализировались результаты российских и зарубежных реформ в этой отрасли. Аналитики ВШЭ отметили, что за последние годы в России сокращается разрыв в результатах тестов у учащихся из крупных городов и небольших населенных пунктов. Ложку дегтя в красивые показатели добавил профессор Стэнфордского университета Мартин Карной, отметив, что Россия, как и США, - федеративное государство, регион региону рознь, “среднюю температуру” по школе измерять нельзя. Но если в Соединенных Штатах на основании анализа статистики хотя бы можно прийти к выводам, что в штате Массачусетс общее образование лучше, чем у соседей, и понять направление реформ, то в России региональная статистика - в частности, по результатам ЕГЭ - попросту недоступна для исследователей. 
Существенно продвинуться удалось россиянам в улучшении системы вознаграждения педагогов. Но, как отметил автор сравнительного исследования по оценке эффективности образовательных учреждений в различных странах, профессор школы менеджмента Миланского политехнического университета Томмазо Агазисти, хотя в условиях недостаточного финансирования система образования работает плохо, деньги не всегда обеспечивают скачок в развитии. Его поддержал Андреас Шляйхер, отметив, что лишь 23% учителей знают об инновациях в образовании и используют их. В сфере мотивации педагогов можно взять на вооружение опыт Китая, где учитель каждый год проходит тест на знание не только своего предмета, но и детской психологии и новых методик. Китай использует в реформах “проверенные образцы”, постепенно внедряя их в свою систему образования. Но всегда ли оправдано прокрустово ложе чужого опыта? Так, недавние результаты совместного исследования ученых НИУ ВШЭ, Стэнфордского и Мичиганского университетов показали, что упор на “чистую математику” в старших классах, характерный еще для советских школ, дает прекрасные результаты - школьники, изучившие формулы и алгоритмы, легко справляются с любыми заданиями из области точных наук. Так что приоритеты в российской школьной программе по математике расставлены верно.
Не оставили без внимания участники конференции и трансформацию высшего образования. Руководитель лаборатории “Развитие университетов” НИУ ВШЭ Дмитрий Семенов отметил, что программа повышения конкурентоспособности российских вузов - Проект 5-100 - приносит результаты. Так, не дожидаясь наступления “отчетного” 2020 года, пять российских университетов уже попали в топ-100 международных рейтингов - пока предметных. Это МГУ, НИУ ВШЭ, МИФИ, МИСиС и НГУ. Правда, последний - единственный вуз за пределами МКАД - господин Семенов вспомнил не сразу. Но, сверившись с данными исследования, подчеркнул, что именно Новосибирский государственный университет существенно повысил показатели, попав в 2017 году сразу в девять предметных рейтингов (в 2016-м вуз присутствовал в пяти). Словом, несмотря на легкий фетишизм в отношении рейтингов, программа повышения конкурентоспособности привела к трансформации университета классического образца в корпорацию. Теперь нужно тщательно анализировать плюсы и минусы такого превращения.
Уже в последние минуты дискуссии глобальный вопрос о качестве высшего образования поставил представитель МИФИ, подчеркнув, что в областях знаний, преподаваемых в этом вузе, - нанотехнологии, ИT, прикладная физика - происходят постоянные революции, а классическое университетское образование за ними не успевает. Необходима совместная работа организаций науки и высшего образования по подготовке достойного ответа на вызовы инновационного развития. Более опытные участники конференции тут же вспомнили, что совещание по такой тематике с участием представителей университетов, научных центров и инновационного бизнеса проводилось 15 лет назад в Томске. Увы, ответ пока не подготовлен.
Ольга КОЛЕСОВА
Фото с сайта https://ioe.hse.ru


 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Целительный акцент. Профобразование лечат практикой.
- Наше внимание приковано сегодня к многопрофильным организациям СПО, поскольку именно они реализуют подготовку кадров по новым профессиям из перечня топ-50 по стандартам WorldSkills, - заявила заместитель министра образования и науки РФ Людмила Огородова на пресс-конференции в МИА “Россия сегодня”, посвященной теме “Кадры новой России: как готовят востребованных для экономики специалистов”. /№ 20(2017)
Как большие. Предприятия среднего бизнеса подключаются к кадровой политике.
В конце апреля Минобрнауки подвело итоги конкурса на распределение контрольных цифр приема в вузы на 2018/2019 учебный год. Согласно действующим правилам, эти результаты, в первую очередь, зависят от потребностей основных отраслевых работодателей (Союз машиностроителей России, РОСНАНО, “Росатом”, “Роскосмос” и др.) и прогнозов регионов. Между тем средний высокотехнологичный бизнес, которому сегодня отводится роль драйвера роста отечественной экономики, также нуждается в квалифицированных специалистах, причем нередко наиболее дефицитных. /№ 18-19(2017)
Кем быть или как жить? Молодежь выбирает образ жизни, а не профессию.
Для успешной карьеры и, соответственно, стабильного и “квалитетного” (качественного) образа жизни молодежь выдвигает как непременное условие три основных ресурса, которые являются основой заявки на “успешность и стабильность”... /№ 18-19(2017)

Новости


Минобрнауки объявило о проведении шестого конкурса на получение мегагрантов. Размер каждого гранта правительства на проведение научных исследований в 2018-2020 годах составит до 90 миллионов рублей каждый.



Заместитель министра образования и науки Людмила Огородова отметила негативную динамику в промежуточных результатах Программы повышения конкурентоспособности российских университетов среди мировых научно-образовательных центров 5-100. "У нас не только с продвижением по рейтингам не очень хорошо, у нас есть негативная динамика", - сказала она, выступая на XX семинаре-конференции Проекта 5-100 в РУДН.



Ректор МГУ им. М.В.Ломоносова, президент Российского союза ректоров академик Виктор Садовничий провел встречу с генеральным секретарем Ассоциации арабских университетов профессором Султаном Абуораби и с делегацией Университета короля Сауда (Саудовская Аравия), возглавляемой ректором профессором Бадран Аль-Омаром. Речь шла о перспективах сотрудничества вузов России и арабского мира.



Министерство инвестиций и инноваций Московской области объявило об окончании приема заявок на получение грантов подмосковного правительства в сфере науки, технологий, техники и инноваций в 2017 году. На этот раз на конкурс поступило 59 заявок, а общая сумма грантов составит 50 миллионов рублей.



Бюро Отделения физических наук Российской академии наук выдвинуло своего кандидата для участия в выборах президента РАН. Представителем ОФН стал специалист в области лазерной физики, фемтосекундной оптики, физики плазмы, биофотоники академик Александр Сергеев. Его кандидатура была единственной, и Бюро проголосовало за нее очень дружно - 24 голоса “за” из 27 возможных.

Конференции


Перечень научных конференций, симпозиумов, съездов, семинаров и школ, проводимых подведомственными ФАНО России организациями в 2017 году.

Перечень научных конференций, симпозиумов, съездов, семинаров и школ, проводимых подведомственными ФАНО России организациями в 2017 году.

Перечень научных конференций, симпозиумов, съездов, семинаров и школ, проводимых подведомственными ФАНО России организациями в 2017 году.

Текущие конкурсы


Минобрнауки объявило о проведении шестого конкурса на получение мегагрантов. Размер каждого гранта правительства на проведение научных исследований в 2018-2020 годах составит до 90 миллионов рублей каждый.



Продолжается прием работ на конкурс на соискание Премии имени А.Ф.Иоффе, присуждаемой за выдающиеся работы в области физики.

Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований, проводимый совместно с федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и Государственным комитетом по науке Министерства образования и науки Республики Армения.

Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” совместно с организациями-участниками Евразийской ассоциации поддержки научных исследований (ЕАПИ).

Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” совместно с организациями-участниками программы “ERA.Net RUS plus”.

Вакансии


14.04.2017
Всероссийский селекционно-технологический институт садоводства и питомниководства объявляет выборы на должности...

14.04.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт океанологии им. П.П.Ширшова Российской академии наук объявляет конкурс на замещение вакантных должностей...

31.03.2017
НИЦ “Курчатовский институт” объявляет весенний прием в аспирантуру по следующим направлениям подготовки...





опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии