Официально


Федеральный институт промышленной собственности и Президентская библиотека заключили договор, согласно которому последняя оцифрует материалы Государственного патентного фонда. Как информирует портал «Российское образование», среди документов, которые будут оцифрованы, патенты на многие известные изобретения, такие как приемник депеш, посылаемых с помощью электромагнитных волн, Александра Попова.

Приказом Минобрнауки ликвидирован филиал Московского педагогического государственного университета в городе Новосибирске.

Конкурсная комиссия Минобрнауки отобрала вузовские проекты по совершенствованию технологий целевого обучения студентов в интересах оборонно-промышленного комплекса. Были рассмотрены 64 представленные заявки, их оценка проводилась по 11 параметрам. Победителями признаны 63 заявителя.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки прекратила действие лицензии Международной академии оценки и консалтинга, Института экономики бизнеса и Сочинского института экономики и информационных технологий. За неисполнение предписаний в установленные сроки Рособрнадзор также запретил прием в Самарскую гуманитарную академию и в филиал Воронежского экономико-правового института в Липецке.




Новости № 42(2017)

Регионы


Объем активов Фонда Дальневосточного федерального университета достиг 420 миллионов рублей. На прошедшем недавно Восточном экономическом форуме команда фонда провела ряд встреч и переговоров с представителями крупнейших российских и зарубежных компаний. Договоренности позволят увеличить поступления в эндаумент и запустить новые совместные научные и образовательные проекты.

Санкт-Петербургский госуниверситет посетила делегация во главе с принцессой Таиланда Махой Чакри Сириндон. Визит Ее Королевского Высочества в Россию связан со 120-летием установления дипломатических отношений между двумя странами. Гостья изучила принцип работы Научного парка СПбГУ и выразила заинтересованность в развитии сотрудничества с университетом.

Ульяновский государственный технический университет отметил свое 60-летие. Торжественное мероприятие началось с парада факультетов УлГТУ, возглавляемых их деканами. После того как прозвучал гимн вуза, прошло вручение наград ветеранам, преподавателям и сотрудникам университета.

СНГ


Интердайджест


Новый геном неандертальца выявил больше признаков, унаследованных современными людьми от вымерших. Об это сообщает Science. Все современные люди за исключением тех, кто имеет африканское происхождение, несут в своем геноме то или иное небольшое количество неандертальской ДНК. В предыдущих исследованиях было показано, что это наследие может сказываться на здоровье человека.

Метод редактирования генов CRISPR позволил излечить от глаукомы мышей. С подробностями - Genome Web. Исследователи из Университета Айовы (University of Iowa) применили систему CRISPR/Cas9 для исправления генетической мутации, вызывающей глаукому, на живых мышах, а также в культуре клеток сетчатой ткани глаза под названием “трабекулярная сеть”.


В Одессе, по сообщению “Одесского листка”, на заседании революционного комитета комендант сообщил, что раскрыта многочисленная организация, решившая организовать погром. Вошли в организацию группа жителей пригородов, часть солдат и матросов.


















Формулы реформ. В Высшей школе экономики проанализировали изменения в российском образовании.
Образование
№ 17(2017)

28.04.2017


Образование - отрасль консервативная. Но нам и нашим детям выпало жить в эпоху больших перемен. Изучение зарубежного опыта показывает, что и Россия, и мир пытаются решить схожие проблемы - сделать образование доступным и качественным. Но способы решения могут быть разными, и здесь необходимы постоянный мониторинг качества и оценка результатов проводимых реформ. Так, в 2000 году в Германии неожиданно низкие результаты теста PISA (Programme for International Student Assessment) среди 15-летних школьников показали, что немецкая система образования скорее усугубляет, чем смягчает социальное расслоение: 10-летние дети из зажиточных семей сразу зачисляются в престижные школы, их менее обеспеченных сверстников готовят к поступлению в менее престижные профессиональные училища. За 16 последующих лет Германия, по мнению автора теста, директора Департамента образования и профессиональной подготовки ОЭСР Андреаса Шляйхера, существенно повысила качество образования и исправила ситуацию в сфере обеспечения равенства. 
В 2016 году тест впервые проводился в школах Москвы, и 15-летние москвичи показали хорошие результаты - вошли в топ-10 рейтинга PISA.
Андреас Шляйхер и еще 200 иностранных экспертов приняли участие в XVIII Апрельской Международной конференции по проблемам развития экономики и общества, организованной Национальным исследовательским университетом “Высшая школа экономики”, где в рамках сессии “Оценка эффектов в трансформациях образования” как раз и анализировались результаты российских и зарубежных реформ в этой отрасли. Аналитики ВШЭ отметили, что за последние годы в России сокращается разрыв в результатах тестов у учащихся из крупных городов и небольших населенных пунктов. Ложку дегтя в красивые показатели добавил профессор Стэнфордского университета Мартин Карной, отметив, что Россия, как и США, - федеративное государство, регион региону рознь, “среднюю температуру” по школе измерять нельзя. Но если в Соединенных Штатах на основании анализа статистики хотя бы можно прийти к выводам, что в штате Массачусетс общее образование лучше, чем у соседей, и понять направление реформ, то в России региональная статистика - в частности, по результатам ЕГЭ - попросту недоступна для исследователей. 
Существенно продвинуться удалось россиянам в улучшении системы вознаграждения педагогов. Но, как отметил автор сравнительного исследования по оценке эффективности образовательных учреждений в различных странах, профессор школы менеджмента Миланского политехнического университета Томмазо Агазисти, хотя в условиях недостаточного финансирования система образования работает плохо, деньги не всегда обеспечивают скачок в развитии. Его поддержал Андреас Шляйхер, отметив, что лишь 23% учителей знают об инновациях в образовании и используют их. В сфере мотивации педагогов можно взять на вооружение опыт Китая, где учитель каждый год проходит тест на знание не только своего предмета, но и детской психологии и новых методик. Китай использует в реформах “проверенные образцы”, постепенно внедряя их в свою систему образования. Но всегда ли оправдано прокрустово ложе чужого опыта? Так, недавние результаты совместного исследования ученых НИУ ВШЭ, Стэнфордского и Мичиганского университетов показали, что упор на “чистую математику” в старших классах, характерный еще для советских школ, дает прекрасные результаты - школьники, изучившие формулы и алгоритмы, легко справляются с любыми заданиями из области точных наук. Так что приоритеты в российской школьной программе по математике расставлены верно.
Не оставили без внимания участники конференции и трансформацию высшего образования. Руководитель лаборатории “Развитие университетов” НИУ ВШЭ Дмитрий Семенов отметил, что программа повышения конкурентоспособности российских вузов - Проект 5-100 - приносит результаты. Так, не дожидаясь наступления “отчетного” 2020 года, пять российских университетов уже попали в топ-100 международных рейтингов - пока предметных. Это МГУ, НИУ ВШЭ, МИФИ, МИСиС и НГУ. Правда, последний - единственный вуз за пределами МКАД - господин Семенов вспомнил не сразу. Но, сверившись с данными исследования, подчеркнул, что именно Новосибирский государственный университет существенно повысил показатели, попав в 2017 году сразу в девять предметных рейтингов (в 2016-м вуз присутствовал в пяти). Словом, несмотря на легкий фетишизм в отношении рейтингов, программа повышения конкурентоспособности привела к трансформации университета классического образца в корпорацию. Теперь нужно тщательно анализировать плюсы и минусы такого превращения.
Уже в последние минуты дискуссии глобальный вопрос о качестве высшего образования поставил представитель МИФИ, подчеркнув, что в областях знаний, преподаваемых в этом вузе, - нанотехнологии, ИT, прикладная физика - происходят постоянные революции, а классическое университетское образование за ними не успевает. Необходима совместная работа организаций науки и высшего образования по подготовке достойного ответа на вызовы инновационного развития. Более опытные участники конференции тут же вспомнили, что совещание по такой тематике с участием представителей университетов, научных центров и инновационного бизнеса проводилось 15 лет назад в Томске. Увы, ответ пока не подготовлен.
Ольга КОЛЕСОВА
Фото с сайта https://ioe.hse.ru


 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Паровоз для машиниста. ФЗ “Об образовании в РФ” назвали законом для управленцев.
- Нынешний ФЗ “Об образовании в РФ” - это закон о распределении полномочий между различными уровнями управления, некий “паровоз для машиниста”. Студенты, преподаватели и родители не найдут там ничего о себе, зато управленцы теперь понимают, кто из них и чем должен заниматься, - заявил на пресс-конференции в МИА “Россия сегодня” первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по образованию и науке Олег Смолин. /№ 42(2017)
Видят сдвиг. Аналитики отмечают рост качества приема в вузы.
Более половины абитуриентов, поступивших в этом году на бюджетные места в 151 вуз России, - отличники, с баллами ЕГЭ выше 70. В прошлом году таких вузов было на 16 меньше. Результаты 8-го ежегодного мониторинга качества студентов, зачисленных в российские вузы по результатам ЕГЭ и олимпиад в 2017 году, были представлены на пресс-конференции в пресс-центре МИА “Россия сегодня”. /№ 42(2017)
Вдохновленные познанием. Фестиваль науки - праздник для всей страны.
Это был масштабный праздник с увлекательными лекциями блестящих российских и зарубежных ученых и популяризаторов науки, умеющих о сложном рассказывать так, чтобы это было понятно и интересно любому школьнику. Традиционно главное научно-просветительское событие года организует в столице Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова при поддержке Минобрнауки РФ и Правительства Москвы. /№ 41(2017)

Новости


Ректор МГУ им. М.В.Ломоносова Виктор Садовничий принял казахскую делегацию во главе с первым заместителем секретаря Совета безопасности Республики Казахстан профессором Маратом Шайхутдиновым. На встрече также присутствовал заместитель председателя Совета директоров Международного научного комплекса «Астана», управляющий директор МНК Серик Ирсалиев.



Проект присуждения мегагрантов ученым продолжится. Об этом Владимир Путин сообщил на встрече с участниками Всемирного фестиваля молодежи и студентов.



Владимир Мединский не обладает базовыми профессиональными навыками историка - таков один из выводов членов экспертного совета ВАК по истории при Минобрнауки, выступивших с заявлением по поводу ситуации вокруг диссертации министра культуры.



Министр обороны России Сергей Шойгу распорядился увеличить практику приема девушек в армейские, флотские и летные училища, сообщило Федеральное агентство новостей. На совещании в военном ведомстве министр отметил, что в начале октября впервые в новейшей истории 16 девушек, обойдя пару сотен соперниц-кандидаток, были приняты в Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков.

ФАНО сообщает, что в 2017 году научно-исследовательские суда выполнят 32 морские экспедиции общей продолжительностью 755 судосуток. Их география стала шире по сравнению с предыдущими годами, в частности, выполнена большая комплексная экспедиция в Индийском океане, активизированы работы в Черном море, традиционно большое внимание было уделено Арктическому региону - значительно расширены работы в прибрежных водах архипелага Шпицберген.

Глава Минобрнауки Ольга Васильева выступила с докладом на «Правительственном часе» в Совете Федерации, сообщила пресс-служба министерства. В своем выступлении она проинформировала сенаторов о приоритетных направлениях развития образования.

Главной задачей нового руководства РАН, по мнению Клуба «1 июля», является «трансформация положительной атмосферы, сложившейся вокруг Академии, в принципиальные решения». Об этом говорится в заявлении, опубликованном на сайте сообщества.

Конференции


Перечень научных конференций, симпозиумов, съездов, семинаров и школ, проводимых подведомственными ФАНО России организациями в 2017 году.

Школа состоится 16-18 октября 2017 года в МГТУ им. Н.Э.Баумана при поддержке Российского научного фонда.

Перечень научных конференций, симпозиумов, съездов, семинаров и школ, проводимых подведомственными ФАНО России организациями в 2017 году.

Текущие конкурсы


Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований, проводимый Российским фондом фундаментальных исследований совместно с организациями - участниками Рамочной программы БРИКС в сфере науки, технологий и инноваций.

Конкурс проектов 2018 года организации российских и международных научных мероприятий, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований”.

Обзор стипендиальных программ DAAD для учебы и научных исследований в Германии на 2018/2019 учебный год.

Совет при Президенте Российской Федерации по науке и образованию начинает прием документов на соискание Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологий за 2017 год.

Министерство образования и науки Российской Федерации совместно с Советом по грантам Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых и по государственной поддержке ведущих научных школ Российской Федерации объявляет конкурсы 2018 года на право получения грантов Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов наук и молодых российских ученых - докторов наук. Организатором конкурсов является Минобрнауки России.

Вакансии


13.10.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Научный и издательский центр “Наука” РАН объявляет конкурс на замещение вакантных должностей научных работников

06.10.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт океанологии им. П.П.Ширшова Российской академии наук объявляет конкурс на замещение вакантной должности научного сотрудника Лаборатории морской турбулентности по специальности “Океанология”.

06.10.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт океанологии им. П.П.Ширшова Российской академии наук объявляет конкурс на замещение вакантной должности младшего научного сотрудника (2 вакансии) Лаборатории геологии Атлантики по специальности “Океанология”.





опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии