Официально


Подписано постановление Президиума РАН «О совершенствовании системы аспирантуры в Российской Федерации».



Департамент образования города Москвы преобразован в Департамент образования и науки.

Дмитрий Медведев подписал распоряжение о присуждении премий Правительства России в области образования за 2018 год.

Департамент образования города Москвы утвердил перечень организаций-получателей грантов из числа федеральных государственных вузов и научных учреждений.




Новости № 49(2018)

Регионы


Московский педагогический государственный университет открыл серию методических семинаров для учителей русского языка в ряде государств Ближнего Востока и Западной Европы.

Белгородский государственный технологический университет и Ферганский политехнический институт откроют российско-узбекский факультет. Он будет сформирован на базе обоих вузов

В Московском авиационном институте подведены итоги участия вуза в проекте “Университетские субботы”, который реализуется при поддержке Департамента образования города Москвы.

СНГ


Интердайджест


Пауки-скакуны вскармливают потомство “молоком”. Без этого чудодейственного секрета паучата погибают в первые десять дней жизни.

В преддверии II Международного саммита по вопросам генного редактирования человека, который недавно открылся в Гонконге, китайский ученый вызвал переполох, объявив о том, что ему удалось изменить геномы двух родившихся в ноябре девочек таким образом, что модификация перейдет к следующим поколениям.

Радиоуглеродный анализ ДНК “сибирского единорога” показал, что он вымер почти одновременно с заселением мест своего обитания людьми, но люди к этому не причастны.


Сообщают, что на оружейном заводе розыгрыш галош происходил между всеми рабочими, не выключая тех, кто выиграл галоши летом. Таким образом, один мог выиграть галоши и летом и теперь, а другой - ни тогда, ни теперь. Надо на следующие разы исключать тех, кто получил галоши в прежние розыгрыши, чтобы не было обидно оставшимся без галош.














В стадии роста. Физтех нацелен на перспективу.
Образование
№ 23(2017)

09.06.2017

За последние годы кампус Московского физико-технического института (государственного университета) преобразился: появились новые корпуса общежитий, на глазах растут инжиниринговые центры. Но перемены не только внешние.

- Такого количества изменений, как за последние годы, я за свою бытность на Физтехе не припоминаю, - говорит ректор МФТИ Николай КУДРЯВЦЕВ. - Пожалуй, основное то, что у нас теперь есть шесть Физтех-школ: пять образовались на базе двух родственных факультетов каждая, одна примерно тождественна факультету. Это было сделано в первую очередь для того, чтобы сосредоточить критическую массу ведущих сотрудников для решения прорывных задач. Кроме того, создание школ для нас диктовалось тем, что наука на Физтехе развивается быстро и лабораторий становится все больше. Когда их было пять, мы спокойно могли ими управлять из этого коридора (то есть из ректората). Сейчас это уже невозможно: за последние семь лет их количество выросло до 64. Каждая школа объединяет и выпускающие факультетские кафедры, и научные лаборатории. Мы реализуем великие идеи, заложенные при основании Физтеха: чтобы образование и наука были бок о бок. 

Еще одна причина для создания школ - факультеты на Физтехе не имели четких границ по тематике. На нынешнем этапе это минус. Для общественности, для абитуриентов, которые к нам поступают, тематика должна быть определена четко - и в соответствии с глобальными вызовами и программами развития, принятыми государством.

- Почему школ именно шесть? И какая теперь у них тематика?

- Если вспомнить историю Физтеха... В 1953 году было открыто четыре факультета: радиотехники и кибернетики, общей и прикладной физики, аэрофизики и космических исследований, молекулярной и химической физики. Они были созданы для решения прикладных задач, прежде всего связанных с обеспечением обороны, и развития фундаментальных исследований, сопровождающих эти задачи. Факультет радиотехники и кибернетики - это радиосвязь, локация; факультет общей и прикладной физики и факультет молекулярной и химической физики - это сама бомба; аэрофизики и космических исследований - это средства доставки той самой бомбы. 

Сейчас к этим четырем направлениям добавилось еще два: биотехнологии и информационные технологии - то, что появилось уже позже, таким образом у нас создано шесть школ. Мы как бы пришли к истокам Физтеха. На современном этапе факультеты у нас остаются. Но теперь сама школа решает, как ей двигаться. У нее есть все полномочия для этого. Одни школы тут же создали свою дирекцию. В других пока по-прежнему функционируют два факультета, они осторожно начинают совместные программы и видят общую выгоду работать вместе. Мы эти процессы не форсируем. Для выпускников, конечно, очень важно, чтобы бренды факультетов сохранялись, и мы этому будем способствовать. Главное - что в школах удалось собрать большую критическую массу компетентных ученых.

- Подобная реструктуризация, как правило, не проходит легко. Как отнеслись к этой идее сотрудники вуза?

- Конечно, такое объединение нельзя создать бумажным способом. Люди должны захотеть объединяться, понять свою выгоду. Все прошлое лето у нас постоянно шли встречи. Как это обычно на Физтехе бывает: все высказываемся, температура дискуссии поднимается, потом размышляем - и наконец выкристаллизовывается какой-то хороший сухой остаток. В конце августа я подписал приказ. Недавно на заседании Ученого совета две школы отчитывались. Еще далеко не все идеально, конечно, но прогресс виден! Выстраивается довольно хорошая система управления. Ведь 11 факультетами управлять довольно сложно, особенно когда нет четких границ по тематике. 

Добавлю, что реструктуризация - тема не только российская. Нас к созданию школ подтолкнул Проект 5-100. Он поставил перед вузами-участниками задачу создать стратегические академические единицы, САЕ. Наши школы и есть эти самые САЕ. За рубежом подобную реструктуризацию провели практически все ведущие вузы. Мы у них много неформальных идей почерпнули. 

- МФТИ долго был закрытым вузом. А потом стал участником проекта международной конкурентоспособности. Как вы преодолевали этот разрыв - от закрытости к открытости?

- Честно говоря, это проблема! Город Долгопрудный был закрытым до 1991 года, но не из-за МФТИ, а из-за наших соседей. Закрытость во многом была излишней, и это являлось препятствием для развития науки и образования в МФТИ, но, с другой стороны, способствовало развитию инфраструктуры. В советские годы в подчинении Минобразования СССР находилось всего 20 вузов, они и считались ведущими. Физтех до девяностых был подведомственен Минобразования РСФСР, и научная часть тут относилась только ко второй категории. Но основные инвестиции в Физтех делались не Минобразования РСФСР, а девятью министерствами, связанными с реальным производством, гражданским и военным. И это давало мощный ресурс для развития вуза.

Сейчас нам помогает то, что у Физтеха очень большое международное реноме. В девяностые и нулевые годы большую известность вузу принесли его выпускники, которые разъехались по всему миру, потому что здесь сложно было реализовать себя. И все увидели, что МФТИ дает прекрасных выпускников, а значит, тут хорошо учат. 

В наш международный совет собраны представители лучших вузов, из мировой двадцатки. Именно в международной кооперации мы видим перспективы Физтеха. И если в советское время государство стремилось вести научные исследования по всему фронту, то сейчас ни одна страна, даже богатейшая Америка, себе такого позволить не может. А это однозначно приводит к усилению роли международной кооперации. Потому что, если вы в кооперации, вы имеете доступ к тому, что делают ваши коллеги в других странах, смежники, и вам не надо двигаться по всему научному фронту. Вы можете работать на своем участке, но вы знаете, что происходит у коллег вокруг. Это позволяет нам очень эффективно преодолевать разрывы, возникшие в научном знании за последние десятилетия российской истории. 

- В РАН также происходят большие изменения. Сказывается ли это на вашем с ней взаимодействии?

- РАН была и остается единственным системным партнером МФТИ, она очень много для нас сделала. Говоря прагматично, чем сильнее академия, тем лучше Физтеху. Но взаимоотношения наши тоже меняются. Если мы раньше работали с академическими институтами, то сейчас - с лабораториями этих институтов, которые доказали свою эффективность, жизнестойкость, нашли себя сейчас, имеют гранты. Конечно, это более сложная и многоплановая работа. 

- А что происходит с академическими кафедрами МФТИ?

- Их по-прежнему около 40% от общего числа - потому и называем РАН системным партнером. Многие кафедры не только сохранились, но и приобрели новое качество в наше время. Некоторые пришлось реструктуризировать. Но мы это и раньше делали - заканчивали развивать направления, которые себя исчерпали.

- И что в перспективе?

- Мы планируем расширять сотрудничество с академией, в первую очередь с тем, чтобы были представлены новые тематики. Прежде всего, я имею в виду институты химического направления. Химия на Физтехе исторически была на хорошем среднем университетском уровне, не то что физика. А нам нужен уровень очень высокий. И сейчас мы об этом серьезно думаем. Темы, связанные с добычей полезных ископаемых, требуют исследований в области геофизики, петрофизики и т.д. Сейчас эти направления на Физтехе в виде базовых кафедр представлены слабо, и мы думаем, как эту ситуацию изменить, прорабатываем варианты. 

- То есть количество базовых кафедр МФТИ в академических институтах будет увеличиваться?

- Продумываем новую организацию. Вот, к примеру, сейчас звонил директор НИИ скорой помощи им. Н.В.Склифосовского. Там у нас есть базовая кафедра. Она работает по принципу хаба - в ней организуется начальная специальная подготовка, после чего студенты идут в десятки других медучреждений, которым нужна не целая группа, а один-два человека в год. Лучше, когда специальные лекции слушают минимум 15 студентов. В коммуникации их друг с другом - добрая половина успеха обучения. Да и преподаватели признают, что не испытывают особого драйва, читая лекцию пяти студентам. Думаю, сейчас мы будем создавать базовые кафедры по этому принципу. Академическая кафедра в одном институте, а вокруг нее еще пяток организаций, связанных с близкими тематиками.

- В выступлениях с трибуны руководители министерства любят говорить, что по количеству публикаций вузы обогнали академические институты. Многие объясняют это тем, что, поскольку вузам начали давать больше денег, им стало проще привлекать “умные головы” и из академических структур сотрудники начали переходить в университеты. Вы согласны с таким объяснением? В МФТИ такое происходит? 

 - Если сотрудник работает и в институте РАН, и в вузе, он может указывать обе организации под своими работами, тут нет проблемы. Конечно, борьба за светлые умы идет, и университеты стремятся привлекать лучших. Но мы в этом смысле консервативны. Нам даже предпочтительнее, если у нас работает совместитель, а не штатный ученый. У совместителя, я считаю, кругозор шире - он еще что-то приносит оттуда, где работает, благодаря чему и мы начинаем шире смотреть на мир. 

Проблема академии, по-моему, состоит в другом. Я, конечно, могу ошибаться... Но как обычно происходит? Возникает новое направление. Условно, первый десяток лет идет бурный рост. Потом - плато. А затем начинается медленный спад. На мой взгляд, в РАН много лабораторий, которые давно находятся не в стадии роста. В свое время это были актуальнейшие направления, а сейчас идет работа больше для себя, по инерции. Нет амбиций перестраиваться, осваивать новое. И уровень статей это отражает. А Физтех как раз на новое заточен. Повторяю, это моя точка зрения. 

- Как вам удается так быстро продвигаться в предметных международных рейтингах? Поделитесь секретом!

- Здесь ситуация для нас более чем понятная. МФТИ вошел в первую сотню двух ведущих предметных рейтингов по физике, Times и QS. В QS даже в первые 50 вошли, причем, действительно, достаточно быстро. Почему? Потому что на самом деле мы начали эту работу лет десять назад. Тогда академик Александр Андреев, председатель нашего Координационного совета, выступил на собрании профессорско-преподавательского состава: как же, мол, так, наши преподаватели - совместители на Физтехе, студенты и аспиранты вуза делают научную работу, почему же мы МФТИ не указываем в наших аффилиациях? Мы плавно с того момента и начали это делать.

Для нас наукометрия - не есть полная картина происходящего, но какую-то ее часть она дает точно. Мы стали отбирать преподавателей по этому принципу, с высокими наукометрическими показателями. Сложность в том, что на Физтехе одни ученые пишут много качественных статей, другие - выполняют множество прикладных проектов, что пополняет университетский бюджет. Физтех с самого начала - союз двух этих категорий ученых. То есть на наши рейтинги в плане публикаций работает не весь Физтех. Мы видим перспективу в том, чтобы и “прикладников” сподвигнуть публиковать статьи. А у них, поверьте, есть о чем писать. 

- Вы и дальше планируете продвигаться в рейтингах столь же стремительно? Какую тут планку перед собой ставите?

- Цель - попасть в первую сотню общего рейтинга. Это сложнее, чем в предметный по физике. В международных рейтингах до 70% оценки зависит от качества публикаций и от репутации - научной и образовательной. А зарубежные эксперты-гуманитарии, которые должны за нас проголосовать, МФТИ не знают, как правило. Мы за ориентир взяли Эколь Политекник из Парижа. Тоже технический вуз, хотя и более “широкий”, чем мы, там есть политические науки, например. Он в свое время действовал следующим образом: стремился в предметных рейтингах попасть даже не в сотню, а в двадцатку. Когда попал, за него начали голосовать и гуманитарии. И он вошел в сотню общих рейтингов. Мы копируем эту стратегию. Ставим себе задачу за год-два войти в первые 25 по физике, а также поднять смежные направления - инженерные науки, био- и ИT-технологии, математику, химию. Чтобы к 2020 году оказаться в первой сотне общего рейтинга.

Беседовала Наталия БУЛГАКОВА

Фото Николая Степаненкова

 


 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

С видом на расцвет. Как развиваться университетским городам.
В XXI веке изменения молниеносны, а вызовы глобальны. Сможет ли такая консервативная отрасль, как высшее образование, устоять на ветру перемен, а университетский город - удержаться под напором студентификации? /№ 49(2018)
Внимание: тренд! Время растить инженеров-новаторов.
Университеты и работодатели бьют тревогу: Болонская система образования в России приводит к дефициту инженерных специальностей. Если ничего не менять, со временем кадровый голод будет только возрастать. /№ 49(2018)
Про завтра и вчера. Фундаментальность - основа высшего образования.
В конце ноября математики собрались в РУДН на 5-ю Международную конференцию “Функциональные пространства. Дифференциальные операторы. Проблемы математического образования”, посвященную 95-летию со дня рождения члена-корреспондента РАН Л.Д.Кудрявцева, академика Европейской академии наук. /№ 49(2018)

Новости


Вице-президент РАН Алексей Хохлов сообщил о том, что состоялась его встреча с руководителем московского Департамента образования и науки Исааком Калиной. «Мы договорились о преемственности и активизации работы по основным направлениям сотрудничества Правительства Москвы и Российской академии наук, определенных соглашением, подписанным в апреле этого года С.Собяниным и А.Сергеевым», - написал на своей странице в Facebook академик.



Сформированный недавно федеральный перечень школьных учебников может привести к снижению качества образования, поскольку по большей части составлен из прошлогодних изданий. Сам процесс формирования вызывает опасения, поскольку повлечет за собой дальнейшую монополизацию рынка, заявила ТАСС пресс-служба корпорации «Российский учебник».



Руководители профильных министерств России и Германии подписали «Дорожную карту сотрудничества в области образования, науки, научных исследований и инноваций» в ходе рабочего визита министра образования и научных исследований Германии Ани Карличек в Россию, сообщает пресс-служба Минобрнауки.



Российская академия наук в три раза сократила количество исследовательских тем по итогам оценки отчетов о выполнении планов научных исследований за 2017 год, сообщил министр науки и высшего образования Михаил Котюков в интервью телеканалу НТВ.



Студенты, преподаватели и управленцы оценили эффективность применения информационных технологий в образовательной, научной и административной деятельности вузов. Социологическое исследование было проведено в рамках проекта федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса».

Российская наука и образование нуждаются в большем финансировании, а аспирантуре необходимо вернуть престиж, заявил председатель Комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов на дискуссионной площадке «Качество жизни» съезда «Единой России», сообщает пресс-служба профильного комитета ГД.

Улучшение качества российских научных журналов будет способствовать повышению активности публикаций на их страницах и росту престижа эти изданий в мире, заявил ТАСС президент РАН Александр Сергеев, принимающий участие в неделе Нобелевских торжеств в Стокгольме по приглашению нобелевского лауреата по физике Жерара Муру.

Конференции


22 ноября ИСП РАН им. В.П. Иванникова в рамках своей Открытой конференции, посвященной 70-летию отечественного ИТ-сектора, заключил соглашение с АО «НПО РусБИТех» о продаже лицензии на статический анализатор Svace и динамический анализатор Crusher. Сделка позволит предприятию-разработчику отечественной сертифицированной операционной системы Astra Linux обнаруживать ошибки кода на ранних стадиях и повысить доверие к безопасности своей платформы, используемой в государственных и коммерческих информационных системах, в том числе в критически важных секторах экономики.

22-23 ноября в здании Президиума Российской академии наук прошла Открытая конференция ИСП РАН им. В.П.Иванникова, посвященная 70-летию российского ИТ-сектора. На ней обсудили проекты и технологии, имеющие глобальное значение.

Международная научная конференция ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 2-4 апреля 2019 года, Калининград, Балтийский федеральный университет

Текущие конкурсы


Pегиональный конкурс проектов фундаментальных научных исследований

Региональный конкурс проектов фундаментальных научных исследований, выполняемых молодыми учеными

Конкурс на лучшие научные проекты фундаментальных исследований

Конкурс работ, представляемых на соискание премий Правительства Российской Федерации 2019 года в области науки и техники для молодых ученых.

Конкурс работ, представляемых на соискание премий Правительства Российской Федерации 2019 года в области науки и техники.

Вакансии


14.09.2018
ФГБУН Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН)объявляет конкурс на замещение вакантных должностей

13.04.2018
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования “Московский физико-технический институт (государственный университет)” объявляет конкурс на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу

02.03.2018
объявляет конкурс на замещение вакантных должностей:


опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии