Официально


Минобрнауки объявило открытый конкурс на предоставление в 2018 году грантов для реализации мероприятия «Субсидии на поддержку проектов, связанных с инновациями в образовании». Гранты получат юридические лица в форме субсидий из федерального бюджета, сообщает пресс-служба министерства.



Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в части совершенствования целевого обучения» направлен на рассмотрение Госдумы, которая разрабатывала документ для совершенствования механизмов целевого обучения по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования.

Правительство РФ изменило Правила разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и внесения в них изменений.

К Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования присоединен Государственный НИИ информационных технологий и телекоммуникаций (ГНИИ ИТТ «Информика») в качестве структурного подразделения.




Новости № 3(2018)

Регионы


СНГ


Интердайджест




















Трансфер атмосферы. Университеты готовы задавать тон жизни в регионах.
Образование
№ 25(2017)

23.06.2017

- Все три миссии университетов - образовательная, научная и социальная - связаны между собой, и было бы странно их разделять, а в будущем они будут сливаться еще теснее, - предсказал ректор Национального исследовательского университета “Высшая школа экономики” (НИУ ВШЭ) Ярослав Кузьминов на пленарной дискуссии, состоявшейся в рамках V Международного форума ведущих вузов России. Речь шла преимущественно о третьей - социальной - миссии, которая, по словам ректора НИУ ВШЭ, лет через пять может стать одной из первых. “Начнется новый этап развития вузов как “гнезд инноваций” в регионах и локальных сообществах. В России этой тенденции отвечает программа по созданию опорных университетов, которые группируют вокруг себя инновационные кластеры города или региона”, - отметил Я.Кузьминов.

Ректор МГУ Виктор Садовничий напомнил, что университеты влияли на жизнь общества “с начала начал”, с момента своего основания - будь то в России или в другой стране мира:
- Это признанный международным сообществом факт. Идея оценивать социальную роль вузов при ранжировании была позитивно воспринята на всех встречах, которые мы провели в ходе подготовки рейтинга “Три миссии университета”. А таких мероприятий было несколько десятков, в том числе с участием многих зарубежных коллег и экспертов. 
Помимо россиян, в состав Международного экспертного совета нового московского международного рейтинга вузов входят представители США, Великобритании, Бразилии, Китая, Индии, ЮАР, Ирана, Италии, Бельгии и Турции. Виктор Садовничий выразил уверенность, что российский международный рейтинг, учитывающий социальное влияние вузов, “лучше раскроет все стороны нашей уникальной системы образования”. Его поддержал вице-президент IREG Observatory on Academic Ranking and Excellence Вальдемар Сивински:
- Первая волна международных рейтингов привлекла внимание к исследовательской миссии университетов. Многие годы мы восхищались количеством цитирований и публикаций, но оказалось, что индекс Хирша определяет не все и у университетов есть много других задач. 
Эксперт сообщил, что в среднем в мире ежегодно появляются один международный, два региональных и три национальных рейтинга. Среди них вполне может быть и рейтинг, учитывающий третью миссию вузов. Однако вопрос о том, как ее объективно измерить, все еще остается открытым. По словам В.Сивински, разработка критериев оценки этой стороны деятельности университетов пока находится на начальной стадии. “Если мы верно определим, какие факторы надо брать во внимание, и найдем правильные показатели, то это, наверное, поможет развитию образования и в глобальном масштабе”, - отметил он. 
Как показала дискуссия, у руководителей наших ведущих вузов много общего в понимании того, как каждый университет должен реализовать свою общественную функцию. При этом участники разговора не упустили из вида отраслевую специфику деятельности учебных заведений.
- Каждый университет несет свою третью миссию так, как это позволяют его компетенции, - считает ректор Московского физико-технического института (государственного университета) (МФТИ) Николай Кудрявцев. - В этом смысле одна из целей Физтеха - повышать общий уровень знаний школьников по математике, физике и информатике. Заочной школе МФТИ более 50 лет, ежегодно ее оканчивают 8 тысяч человек. Тысяча из них затем приходит в Физтех, остальные - в другие университеты. Кроме того, нас постоянно привлекают к работе в различных экспертных комиссиях. Наша миссия - прививать высокий класс естественно-научного образования и распространять компетенции, которые позволяют делать это образование в России выше мирового уровня. 
Трансфер знаний и интеллектуальных продуктов, вырабатываемых в университетах, создание инфраструктуры, экосферы территорий и страны в целом - все это и не только, по мнению ректора Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н.Ельцина (УрФУ) Виктора Кокшарова, дает обществу высшая школа. А участие специалистов вузов в принятии решений на властном уровне может стать одним из критериев оценки деятельности университетов, связанной с их третьей миссией. 
- Если вуз присутствует в стратегических документах развития региона, города, страны - он успешен. Если его представители входят в экспертные советы органов власти, в советы директоров компаний, активны в некоммерческом секторе - это тоже показатель эффективности, - уверен В.Кокшаров. - Можно попытаться оцифровать и критерий влияния университетов на развитие городской среды. Исторически сложилось так, что они возникали именно в ней, и сегодня без современного вуза невозможно представить динамически развивающийся город России или Европы. 
Ректор Национального исследовательского Томского политехнического университета (ТПУ) Петр Чубик предложил выделить такой показатель выполнения третьей миссии, - как “бескорыстное служение обществу”. Этот критерий, как полагает ректор, должен учитывать не только экспертную роль вуза, но и волонтерскую деятельность, а также качество университетской инфраструктуры - кампуса, библиотеки, музея, спортивных объектов и т.д.
- Оценить университет можно и с учетом глобальных предложений по развитию общества, которые он формирует, если эти идеи реализуются, - добавил со своей стороны ректор Финансового университета при Правительстве РФ Михаил Эскиндаров. Он также предложил принять во внимание объединяющую атмосферу университетской среды, где зарождаются дружба, многолетнее сотрудничество выпускников и появляются новые семьи.  
Одним из главных событий форума стала презентация итогов очередного, VI ежегодного рейтинга ведущих вузов России, подготовленного агентством RAEX (“Эксперт РА”). В качестве ключевой его авторы рассматривают образовательную миссию университета, оценивая, прежде всего, способность вузов дать своим выпускникам высокое качество знаний и компетенций с учетом результатов их применения. Рейтинг основан на статистических данных и опросах студентов и выпускников, представителей академического и научного сообществ, работодателей (в общей сложности 30 тысяч респондентов). Деятельность вузов анализировалась по трем основным критериям: условия для получения качественного образования, уровень востребованности молодых специалистов на рынке труда и научно-исследовательская работа. Лучшим по первому и второму стал МГУ, традиционно возглавивший общий рейтинг, в который вошли 100 университетов (всего было ранжировано 144). А вот по востребованности выпускников флагман нашей высшей школы уступил место лидера Московскому государственному техническому университету им. Н.Э.Баумана, занявшему в общем списке седьмую позицию. (Как и в прошлом году, на втором и третьем местах рейтинга - Московский физико-технический институт (государственный университет) и Национальный исследовательский ядерный университет “МИФИ”). Вузы, вошедшие в тройку лидеров, а также еще шесть высших учебных заведений были дополнительно награждены по итогам рейтинга в девяти номинациях. МГУ отметили за ответственное лидерство, МФТИ - за качество образования, НИЯУ МИФИ - за высокий уровень научно-исследовательской деятельности. Сохранивший за собой шестое место НИУ ВШЭ отличился высокой репутацией в академических кругах, Финансовый университет при Правительстве РФ, сменивший 14-ю строчку рейтинга на 13-ю, - высоким качеством карьеры выпускников. Лучший уровень международной интеграции продемонстрировал ТПУ (8-е место в общем рейтинге), наиболее заметный рост востребованности научных публикаций - Национальный исследовательский технологический университет “МИСиС” (17-е место). Награда за эффективность коммуникаций с выпускниками досталась УрФУ (12-е место), а за развитие инфраструктуры для научных исследований - Национальному исследовательскому Нижегородскому государственному университету им. Н.И.Лобачевского (28-е место).
Исследование показало, что за прошедший год количество публикаций в индексируемых изданиях на одного университетского сотрудника увеличилось в среднем на 44%, а число цитирований - на 66%. Согласно оценке экспертов, это наиболее заметное достижение российских вузов за означенный период. 
Еще один вывод аналитиков касается устойчивой динамики продвижения вузов, готовящих экономистов и менеджеров. Спрос абитуриентов на программы данного профиля не падает на протяжении многих лет, и средний балл ЕГЭ реализующих их ведущих вузов остается очень высоким. Авторы рейтинга объясняют это так: уровень доходов выпускников экономических университетов из топ-30 рейтинга “Эксперт РА” в среднем на 28% выше, чем у других участников из этой группы, - 66,3 тысячи и 51,7 тысячи рублей соответственно. Еще одна причина стабильного продвижения вузов с данным направлением подготовки - повышение уровня профильного образования, опирающегося на современную экономическую науку, которая сформировалась в России после 1990-х годов.
Не осталось без внимания исследователей и снижение показателей сильных университетов после присоединения к ним менее успешных. Наиболее яркий пример этой тенденции - группа опорных вузов, призванных объединить образовательно-научный потенциал своих регионов и противостоять оттоку из них сильных абитуриентов и высококвалифицированных специалистов, то есть выступить авангардом развития третьей миссии университетов в стране. Только шесть университетов из “первой волны” опорных вошли в рейтинг. Причем большинство из них отступили со своих прошлогодних позиций: сказалось влияние более слабой материально-технической базы и кадрового обеспечения присоединенных вузов. Тем не менее, как считают эксперты, в будущем эти университеты имеют все шансы повысить свою конкурентоспособность - в том числе и потому, что государство обязательно будет их поддерживать как центры инновационного и социального развития регионов. 
На форуме “Эксперт РА” также представил Рейтинг вузов по количеству выпускников в составе правления крупнейших компаний России, подготовленный агентством впервые. В его первую пятерку вошли МГУ, Финансовый университет при Правительстве РФ, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Российский экономический университет им. Г.В.Плеханова и Московский государственный институт международных отношений (университет). В рейтинг попали и восемь инженерно-технических вузов, в числе которых оказались МГТУ, Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Национальный исследовательский университет “МЭИ”, МФТИ и др. 
Татьяна ВОЗОВИКОВА
Изображение с сайта http://raexpert.ru

 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Умерять амбиции не намерен. МГУ верен своим традициям.
Традиционное празднование Дня российского студенчества ректор МГУ Виктор Садовничий открыл пресс-конференцией в МИА “Россия сегодня” 12 января. По старому стилю именно в этот день (25 января по-новому) в 1755 году студенты Московского университета начали широко отмечать день рождения вуза. /№ 3(2018)
Карта врастания. Крымские вузы осваиваются в высшей школе России.
С первых дней возвращения Крыма в Россию наряду с интеграцией самого молодого региона страны в ее правовое, политическое, культурное пространство идет непростой процесс его “врастания” и в образовательную систему. Площадкой, на которой обсуждались связанные с этим вопросы, недавно стал Пятигорский государственный университет. /№ 3(2018)
Меняйся или уходи. Цифровое образование бросает вызов преподавателям вузов.
В конце года на пресс-конференции в МИА “Россия сегодня” журналистам рассказали о предварительных итогах реализации первого этапа приоритетного проекта “Современная цифровая образовательная среда в РФ” (СЦОС). Было объявлено, что в тестовом режиме заработал интернет-портал, обеспечивающий доступ к онлайн-курсам по принципу “одного окна”. Этот информационный ресурс объединил более десятка существующих платформ онлайн-обучения, предложил единую систему аутенфикации пользователей. /№ 1-2(2018)

Новости


Российский научный фонд назвал несколько самых ярких и важных отечественных научных результатов уходящего года. Их выбрали, изучив работы более чем 35 тысяч российских ученых, которые проводят фундаментальные исследования при поддержке РНФ.



В 2018 году в Калуге начнется строительство Калужского инновационного кампуса филиала Московского государственного технического университета имени Н.Э.Баумана стоимостью около 7 миллиардов рублей, сообщает ТАСС.



Минобрнауки, Минфин и Минэкономразвития, а также другие федеральные органы власти, имеющие подведомственные высшие учебные заведения, должны до 28 февраля представить в правительство предложения о мерах по приведению вузовских зданий «в соответствие с требованиями к их эксплуатации» и представить предложения об объемах и источниках финансового обеспечения этих мер.



Национальная академия наук Белоруссии и Фонд поддержки образования и науки (Алферовский фонд) назвали победителей конкурса для молодых ученых 2017 года, сообщает пресс-служба НАНБ.

Заместитель министра образования и науки Григорий Трубников назвал обвинения в плагиате, связанные с его диссертацией, не имеющими под собой оснований.

Председатель Высшей аттестационной комиссии Владимир Филиппов рассказал газете «Известия», что количество защит в РФ кандидатских и докторских диссертаций за пять лет сократилось почти вдвое. При этом число диссертационных советов за последние пять лет уменьшилось на 30%.

Депутат Госдумы от ЛДПР Василий Власов обратился к министру образования и науки Ольге Васильевой с запросом, в котором идет речь о необходимости на законодательном уровне установить пятидневную учебную неделю и исключить возможность привлечения школьников и студентов на занятия по субботам. Копия документа парламентария имеется в распоряжении ТАСС.

Конференции


В повестке дня очередного 176-го заседания - доклад профессора Московского института стали и сплавов, действительного члена Академии проблем качества, члена ASQ и ENBIS, члена Международной гильдии профессионалов качества Ю.П.Адлера “Зачем научным организациям менеджмент и как с ним бороться”.

На территории национального парка “Бузулукский бор” в Оренбургской области прошла XXI совместная сессия Объединенного научного совета по фундаментальным географическим проблемам при Международной ассоциации академий наук и научного совета РАН по фундаментальным географическим проблемам, посвященная Году экологии в России и 100-летию отечественного заповедного дела.

Наша страна обладает крупнейшей в мире территорией и занимает четвертое место по площади пахотных земель. Казалось бы, области огромные, однако сельское хозяйство России сконцентрировано на ограниченной площади - с благоприятными климатическими условиями - и нагрузки на плодородные почвы настолько велики, что приводят к их деградации. Причина - в водной и ветровой эрозии, потерях гумуса и элементов питания, переуплотнении посевов и загрязнении.

Текущие конкурсы


Конкурс проектов 2019 года фундаментальных научных исследований, проводимый совместно федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и Немецким научно-исследовательским сообществом

Программа аспирантских стипендий Топсе приглашает аспирантов, работающих в области гетерогенного катализа и смежных областях материаловедения, принять участие в ежегодном конкурсе на предоставление стипендии Топсе.

Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” совместно с субъектами Российской Федерации

Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований, выполняемых молодыми учеными, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” совместно с субъектами Российской Федерации

Конкурс проектов 2018 года организации российских и международных научных мероприятий, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” совместно с субъектами Российской Федерации

Вакансии


17.11.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии рудных месторождений, петрографии минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН) объявляет конкурс на замещение вакантной должности...

03.11.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования и науки Санкт-Петербургский национальный исследовательский академический университет Российской академии наук объявляет конкурс на замещение следующих вакантных должностей...

27.10.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН) объявляет конкурс на замещение вакантных должностей...





опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии