Официально


Минобрнауки объявило открытый конкурс на предоставление в 2018 году грантов для реализации мероприятия «Субсидии на поддержку проектов, связанных с инновациями в образовании». Гранты получат юридические лица в форме субсидий из федерального бюджета, сообщает пресс-служба министерства.



Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в части совершенствования целевого обучения» направлен на рассмотрение Госдумы, которая разрабатывала документ для совершенствования механизмов целевого обучения по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования.

Правительство РФ изменило Правила разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и внесения в них изменений.

К Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования присоединен Государственный НИИ информационных технологий и телекоммуникаций (ГНИИ ИТТ «Информика») в качестве структурного подразделения.




Новости № 1-2(2018)

Регионы


Недавно в Екатеринбурге и Новоуральске прошел фестиваль науки “Кстати”, организованный региональным информационным центром по атомной энергии. В течение четырех дней на тридцати площадках были проведены более пятидесяти открытых лекций, семинаров, мастер-классов и научно-популярных ток-шоу. По словам организаторов, фестиваль посетили более четырех тысяч человек.

Общие темы появились у Пермского государственного национального исследовательского университета (ПГНИУ) и Пермской художественной галереи. Соглашение о сотрудничестве, в котором они зафиксированы, подписали ректор вуза Игорь Макарихин и директор галереи Юлия Тавризян.

Ректор Томского государственного архитектурно-строительного университета (ТГАСУ) Виктор Власов и и.о. ректора Новгородского госуниверситета (НовГУ) Юрий Боровиков подписали договор о сотрудничестве между двумя вузами. Церемония прошла в рамках недавнего визита в Томск делегации Новгородской области.

СНГ


Около 500 представителей академической, вузовской и отраслевой науки приняли участие в сессии Общего собрания Национальной академии наук Белоруссии, которая прошла в декабре. В повестке дня был один вопрос: выборы действительных членов НАНБ, а также иностранных и почетных членов Академии наук.

В Армении принят закон, фактически отменяющий отсрочку от службы в армии в связи с учебой. До этого, в 1997-м и 2004-2005 годах, правительство дважды инициировало такой документ, но парламент голосовал против.

Министерство образования и науки Украины вновь несколько изменило правила приема в высшие учебные заведения. Поступающим в 2018 году можно будет подать сразу 7 заявлений на 4 специальности на места государственного и регионального заказа. При этом количество заявлений на контракт ограничиваться не будет.

Интердайджест


Первый в истории астрономических наблюдений “межзвездный объект”, пролетевший через Солнечную систему, оказался замаскированной кометой. Об том сообщает Science News.

События, ожидаемые в мире физики в 2018 году, представил портал физического сообщества Physics World. С достаточной уверенностью редакция портала заявляет о запуске миссии Европейского космического агентства (European Space Agency) BepiColombo к Меркурию в октябре наступившего года и намерении Китая запустить первый космический аппарат “Чанъэ-4” (Chang’e 4) к обратной стороне Луны.

NASA собирается запустить зонд к экзопланете в 2069 году. С подробностями - ExtremeTech. Несколько лет назад зонд “Вояджер” после десятилетий полета в пределах Солнечной системы пересек межзвездное пространство. После нескольких гравитационных маневров он продолжал двигаться с впечатляющей скоростью...


Большевики ведут активную пропаганду в разных странах. Ленин вызвал в Петроград румынского социалиста Раковского для ведения пропаганды против монархии и буржуазии в Румынии. В Финляндии большевистские войска отказываются очистить страну, несмотря на объявление ее независимости, и помогают крайним социалистам в их борьбе против Сейма. В Норвегии создаются рабочие Советы, наподобие русских. В Христиании движение направлено против умеренных социалистов, которых крайние социалисты упрекают в недостатке революционного духа.


















Всё у них получится! В Сочи подводят итоги Всероссийского конкурса исследовательских работ школьников.
Образование
№ 27-28(2017)

14.07.2017


Собственноручно собрать уникальный летательный аппарат, создать интерактивную систему управления домом или разработать механизм автономного транспортного модуля для диагностики газовых трубопроводов вполне может школьник. Четыреста юных изобретателей из разных уголков страны с 1 по 15 июля принимают участие в проектно-технологической образовательной программе Образовательного центра “Сириус”.

Пробуй - получится!
Необычность этого конкурса в том, что он помог в разных регионах страны найти подростков, которые уже в школьном возрасте проявляют себя лидерами командной работы, способными находить нестандартные решения. Скажем, если в 14 лет человек знает, как оптимизировать расчет индукционного отопления, то инновационные технологии будущего для него переходят из области фантастики в реальность. 
Влад Белкин и Николай Свиридов учатся в школе села Жилино Орловской области, на конкурс они предложили инженерное решение для теплицы с крышей, открывающейся в зависимости от изменения атмосферного давления и температуры окружающего воздуха. Жюри признало разработку ноу-хау и рекомендовало ее в финал всероссийского конкурса по направлению “Агропромышленные и биотехнологии”.
Автором совсем иного предложения стал Антон Кадыров, придумавший прибор нового поколения - наручные часы, способные, кроме течения времени, отслеживать изменения пульса, артериального давления, уровня сахара в крови. Антон подавал заявку на направление “Персонализированная медицина” и был отобран для участия в июльской образовательной программе “Сириуса”.
Саму эту программу по просьбе “Сириуса” готовили более 50 ведущих российских корпораций и научных коллективов. В их числе - РОСНАНО, “Рос-атом”, “Россети”, “Северсталь”, “Лукойл”, “Роскосмос”, РКК “Энергия”, БИОКАД, “Сколково”, НИИ “Курчатовский институт”, ведущие вузы страны - МГУ им. М.В.Ломоносова, МФТИ, Московский политехнический университет, СПбПУ Петра Великого, СПбГУ, Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И.Пирогова и многие другие. Именно их профессура предложила темы проектных работ, опираясь на Стратегию научно-технологического развития РФ и свое видение “больших вызовов”, которые возникли перед современной цивилизацией. 
Особенностью июльской образовательной программы в “Сириусе” станут создание компактных проектных команд и их работа над практическими задачами (исследовательскими, технологическими, инженерными). Команды соберут из ранее незнакомых друг с другом ребят, приехавших из разных городов и сел страны. По окончании образовательной программы они смогут продолжить развивать свой проект, если потребуется, получить профессиональную экспертизу и найти для его реализации организационную и финансовую поддержку.
- Идея научно-технологической образовательной программы - дать школьникам шанс применить на практике знания, полученные в рамках изучения разных предметов, для решения конкретной проектной задачи, будь то научное исследование или создание нового устройства. Работают школьники командами, плюс “Сириус” дает им возможность общения с яркими представителями университетских, научно-исследовательских и технологических компаний, - рассказывает руководитель Фонда “Талант и успех” Елена Шмелева. 
Работа над проектами происходит в Парке науки и искусства “Сириус”, организованном в здании бывшего Главного медиацентра Олимпиады. Здесь на площади более 20 000 кв. м оборудованы современные лаборатории для научно-исследовательского и проектного творчества, мастерские, учебные аудитории, совсем непохожие на стандартные школьные кабинеты. Например, специально к началу июльской образовательной программы в сотрудничестве с компанией “Россети” “Сириус” откроет новую лабораторию “Современная энергетика”, где будут заниматься проектные группы одноименного направления. 
В распоряжении команд есть 24 дня и все условия для того, чтобы, реализуя проект, найти практическое инновационное решение в рамках одного из направлений конкурса. В финале участников ждет яркий фестиваль, на котором они, представив свои работы на экспертизу, получат обратную связь - оценку настоящими учеными и отраслевыми экспертами сделанного.
В масштабах страны 
Всего на конкурсе было представлено 13 направлений проектной деятельности: все они связаны с поиском ответов на “большие вызовы”. В числе заявленных - персонализированная медицина, микромир и спектроскопия, новые материалы, большие данные, спутники и пилотируемая космонавтика, агропромышленные и биотехнологии, современная энергетика, освоение Мирового океана, беспилотный транспорт и логистические системы, когнитивные исследования.
Регионы, чьи школьники принимали участие в конкурсе, выбирали пять-шесть приоритетных направлений с учетом специфики своей промышленности, а темы проектных кейсов предлагали представители региональных технологических структур и научных институтов. В каждом крае или области в три этапа прошли конкурсы: стартовый, муниципальный и региональный. На первых двух участники решали проектные задачи и писали эссе, а на региональном защищали уже полноценные научно-технические проекты.
- Главное, чтобы эти работы не были оторваны от реальности. Для этого наши партнеры тщательно прорабатывали кейсы заданий и постарались, чтобы их ставили школьникам первые лица компаний, институтов, фирм - люди харизматичные и успешные. Это помогает подросткам найти свое место в будущем, определиться с тематикой и направлением дальнейшего развития, - поясняет руководитель фонда Елена Шмелева. 
“Сириус” считает, что главная цель конкурса - создать широкую региональную сеть мероприятий, популяризующих научно-исследовательскую и проектную деятельность среди старшеклассников. Всероссийский конкурс проектных работ уже выполнил много важных структурных задач. Одна из них - предоставить ребятам из регионов шанс включиться в новом качестве в совместную проектную деятельность под руководством наставников и тьюторов из региональных вузов и отраслевых компаний, получить доступ к банку конкретных задач, в конце концов, помочь в сознательном выборе дальнейшей траектории профессионального развития.
Именно так получилось у 16-летней Марины Медковой из деревни Большое Нагаткино Ульяновской области. Одиннадцатиклассница не вышла в финал конкурса, но тема проектной работы по медицинским исследованиям познакомила ее с наставником - Дилярой Ксейко, кандидатом медицинских наук, доцентом кафедры физиологии и патофизиологии Института медицины, экологии и физической культуры Ульяновского государственного университета. На региональном этапе конкурса за разработку темы “Применение методики направленного транспорта лекарственных препаратов. Эритроцитарные контейнеры” Марина получила плюс 5 баллов к ЕГЭ и приглашение поступать на престижный медицинский факультет УлГУ, что само по себе считает победой.
Эссе о проблемах и неделя кейсов 
Всероссийский конкурс проектов проводился одновременно в 13 пилотных регионах для школьников 8-10 классов, имеющих достижения в естественнонаучных областях и опыт самостоятельной проектной деятельности. 
Ульяновская область стала одной из этих 13 площадок. По словам помощника губернатора Галины Пазековой, координатора и организатора муниципального и регионального этапов конкурса, в области до этого не практиковался комплексный подход к проектной и научно-исследовательской работе школьников. “Нашей задачей было найти в регионе талантливых и мотивированных детей, которые питают интерес к науке и техническому творчеству, - заметила она. - Важно, чтобы ребенок мог самостоятельно рассмотреть задачу, предложить и обосновать ее решение. А достигнув успеха, увидеть траекторию личного развития, понять, что может в конкретных условиях сделать в своей стране, в родном регионе”. 
Для этих целей на первом, самом массовом этапе конкурса участникам предложили написать мотивационное эссе на тему экологии, экономики, социальной политики региона. Подростки отвечали на вопросы: “А что я, юный житель Ульяновской области, думаю об этой проблеме? Какие проектные решения могу предложить?”. 
Так, из эссе 16-летней Любови Лазаревой родился проект внедрения микротурбинных установок в котельных города Ульяновска для создания новой модели генерации энергии. 
Второй тур прошел в формате недели решения задач кейсов. Организаторы обеспечивали школьникам доступ в научно-изобретательские центры, на передовые предприятия региона. Юных изобретателей приглашали на площадки Регионального центра трансфера технологий (известного как Наноцентр), лаборатории “Мицубиси Электрик Рус”, Научно-исследовательского технологического института им. С.П.Капицы Ульяновского госуниверситета, электрофизиологической лаборатории Института медицины, экологии и физической культуры этого же вуза, лаборатории микробиологии Ульяновского государственного аграрного университета.
Откуда какие лидеры
Образовательный центр “Сириус”, курируя региональные конкурсы, выступил организатором дополнительного межрегионального отбора работ школьников из всех регионов Российской Федерации. Тут участники направляли заявки на сайт Образовательного центра по тем же 12 проектным направлениям. Примечательно, что по количеству заявок долгое время лидировал Санкт-Петербург. За Северной столицей следовали Москва и Казань, затем Свердловская и Московская области. То есть в лидерах оказались высокотехнологичные регионы с четкими ориентирами развития.
Эволюция конкурса предполагает включение новых регионов в число организаторов, для чего “Сириус” проводит семинары, направленные на повышение квалификации и способствующие передаче опыта успешных регионов тем субъектам Федерации, которые только начинают организовывать проектно-технологическое движение.
В Екатеринбурге один из этапов Всероссийского конкурса научно-исследовательских проектных работ прошел совместно с областным Фестивалем изобретений, робототехники и инженерных технологий “ТехноРегион”, который проводился на Урале в декабре 2016 года для 1500 школьников, увлеченных техническим творчеством. 
- На региональном этапе школьники получали практико-ориентированные кейсы-задания, которые для них разработали партнеры - производственные предприятия региона, - рассказывает о порядке проведения Конкурса на территории Свердловской области заместитель директора по организации образовательного процесса областного Дворца молодежи Юлия Маевская. - Разбором кейсов по предложенным темам ребята занимались в рамках специальной образовательной сессии, которую мы провели в период зимних каникул 2017 года.
На Урале в числе приоритетных направлений оказались космические технологии, беспилотные летательные аппараты, современные технологии в АПК, персонализированная медицина, информационные технологии и автономный транспорт. 
Уральские школьники чаще обычного предлагали вниманию жюри модели всевозможных инженерных устройств - дирижабля для перевозки пресной воды, самолета-разведчика (который можно использовать для обнаружения очагов пожара), космического корабля “Луноход-НТ”, оптического спектрографа и магнитохода на дистанционном управлении. 
Победителем, набравшим наибольшее количество баллов на региональном этапе конкурса, стал проект микрофермы Романа Дудорова и Даниила Новика из Екатеринбурга. Около трети всех конкурсных заявок пришлось на “Современные технологии АПК”.
Самые популярные темы в большинстве регионов - это агропромышленные технологии, беспилотный транспорт и персонализированная медицина. Однако были и исключения. Так, в Орловской области с первого дня конкурса лидировали космос и нанотехнологии. По словам Юрия Хрипунова, менеджера проектного офиса по созданию Регионального модельного центра дополнительного образования при Орловском государственном университете, это объясняется тем, что два года подряд ОГУ, располагающий собственной научной обсерваторией, становился площадкой для проведения финала Всероссийской олимпиады школьников по астрономии. Соответственно, в регионе сформировались исследовательская база, научный запрос и, что самое важное, интерес школьников к перспективной отрасли исследований. Нанотехнологии, в свою очередь, набрали рейтинг благодаря успешно работающей при университете Школе нанотехнологий и нанохимии. Начало этой инновационной деятельности положил класс зондовой микроскопии, несколько лет назад открытый на средства гранта Министерства образования и науки РФ. Каждый год специализированная площадка привлекает десятки школьников к исследованию прочности нанопроволок и нанотрубок, температуры плавления металлических нанообъектов и квантовых явлений в наномире.
Приглашаем проявить талант!
В регионах отмечают, что, несмотря на пока еще очень примерное понимание основ научно-технологической деятельности, инновационных проектов школьников становится больше, постепенно повышается уровень их сложности и научной зрелости. Эксперты выделяют одну из важных черт этого процесса - появление в проектах подростков так называемого духа технического предпринимательства. Практика проведения проектно-технологических конкурсов доказывает, что школьники особенно восприимчивы ко всему новому. 
- Поэтому так важно уже сейчас включать современное поколение старшеклассников в российский рынок высоких технологий, - считает заместитель руководителя научно-методического Центра Фонда “Талант и успех” Юрий Молодых. - Наш конкурс выполняет одновременно две задачи: включение максимального количества молодых людей (даже не имеющих предыдущего опыта проектной работы) в научно-техническое проектирование и предоставление возможностей погружения в актуальные для региона научно-технические задачи, что особенно важно для мотивированных школьников с высоким уровнем академических способностей, но не имеющих четкого понимания дальнейшей профессиональной траектории.
Всероссийский конкурс научно-исследовательских и проектных работ, объединивший 23 тысячи российских школьников, еще раз подтвердил, что подрастающее поколение вполне готово к решению актуальных технологических задач и к тому, чтобы созданные ими проекты вырастали в серьезные изобретения. 
Конкурс будет проводиться и в 2017/2018 учебном году. Уже сейчас письма-приглашения направлены в 30 регионов. В перспективе в нем сможет участвовать любой регион, который готов обеспечить должный уровень организации и сопровождения проектных разработок, пригласить партнеров из числа технологических компаний и научных институтов, привлечь к участию школьников 8-10 классов. Важно еще вести совместно с “Сириусом”, который обеспечивает полную методическую и экспертную поддержку на каждом этапе подготовки и проведения конкурса, популяризацию проектной деятельности среди школьников. 
Денис Рычка
Фотоснимки предоставлены образовательным центром “Сириус”

 


 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Меняйся или уходи. Цифровое образование бросает вызов преподавателям вузов.
В конце года на пресс-конференции в МИА “Россия сегодня” журналистам рассказали о предварительных итогах реализации первого этапа приоритетного проекта “Современная цифровая образовательная среда в РФ” (СЦОС). Было объявлено, что в тестовом режиме заработал интернет-портал, обеспечивающий доступ к онлайн-курсам по принципу “одного окна”. Этот информационный ресурс объединил более десятка существующих платформ онлайн-обучения, предложил единую систему аутенфикации пользователей. /№ 1-2(2018)
По дороге к Луне. Какие школьники рискуют выбирать такие маршруты?
Про “Космический урок” мы заговорили первый раз, рассказывая о Томском государственном педагогическом университете (“Поиск” №48, 2017 г.). На самом деле эта инициатива родилась на год раньше, когда еще в сентябре 2016 года директор Института физики прочности и материаловедения СО РАН Сергей Псахье и советник генерального директора РКК “Энергия” Александр Чернявский встретились в старинном корпусе Томского государственного педагогического университета с ректором этого вуза Валерием Обуховым... /№ 52(2017)
Из студентов – в профессионалы. О новых возможностях построения карьеры.
Завершился отборочный этап олимпиады “Я - профессионал” - нового проекта в сфере высшего образования, позволяющего студентам из всех регионов России поступить в магистратуру и аспирантуру ведущих вузов практически без экзаменов, а также пройти стажировки в престижных компаниях - с перспективой последующего трудоустройства. /№ 52(2017)

Новости


Российский научный фонд назвал несколько самых ярких и важных отечественных научных результатов уходящего года. Их выбрали, изучив работы более чем 35 тысяч российских ученых, которые проводят фундаментальные исследования при поддержке РНФ.



В 2018 году в Калуге начнется строительство Калужского инновационного кампуса филиала Московского государственного технического университета имени Н.Э.Баумана стоимостью около 7 миллиардов рублей, сообщает ТАСС.



Минобрнауки, Минфин и Минэкономразвития, а также другие федеральные органы власти, имеющие подведомственные высшие учебные заведения, должны до 28 февраля представить в правительство предложения о мерах по приведению вузовских зданий «в соответствие с требованиями к их эксплуатации» и представить предложения об объемах и источниках финансового обеспечения этих мер.



Национальная академия наук Белоруссии и Фонд поддержки образования и науки (Алферовский фонд) назвали победителей конкурса для молодых ученых 2017 года, сообщает пресс-служба НАНБ.

Заместитель министра образования и науки Григорий Трубников назвал обвинения в плагиате, связанные с его диссертацией, не имеющими под собой оснований.

Председатель Высшей аттестационной комиссии Владимир Филиппов рассказал газете «Известия», что количество защит в РФ кандидатских и докторских диссертаций за пять лет сократилось почти вдвое. При этом число диссертационных советов за последние пять лет уменьшилось на 30%.

Депутат Госдумы от ЛДПР Василий Власов обратился к министру образования и науки Ольге Васильевой с запросом, в котором идет речь о необходимости на законодательном уровне установить пятидневную учебную неделю и исключить возможность привлечения школьников и студентов на занятия по субботам. Копия документа парламентария имеется в распоряжении ТАСС.

Конференции


В повестке дня очередного 176-го заседания - доклад профессора Московского института стали и сплавов, действительного члена Академии проблем качества, члена ASQ и ENBIS, члена Международной гильдии профессионалов качества Ю.П.Адлера “Зачем научным организациям менеджмент и как с ним бороться”.

На территории национального парка “Бузулукский бор” в Оренбургской области прошла XXI совместная сессия Объединенного научного совета по фундаментальным географическим проблемам при Международной ассоциации академий наук и научного совета РАН по фундаментальным географическим проблемам, посвященная Году экологии в России и 100-летию отечественного заповедного дела.

Наша страна обладает крупнейшей в мире территорией и занимает четвертое место по площади пахотных земель. Казалось бы, области огромные, однако сельское хозяйство России сконцентрировано на ограниченной площади - с благоприятными климатическими условиями - и нагрузки на плодородные почвы настолько велики, что приводят к их деградации. Причина - в водной и ветровой эрозии, потерях гумуса и элементов питания, переуплотнении посевов и загрязнении.

Текущие конкурсы


Конкурс проектов 2019 года фундаментальных научных исследований, проводимый совместно федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и Немецким научно-исследовательским сообществом

Программа аспирантских стипендий Топсе приглашает аспирантов, работающих в области гетерогенного катализа и смежных областях материаловедения, принять участие в ежегодном конкурсе на предоставление стипендии Топсе.

Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” совместно с субъектами Российской Федерации

Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований, выполняемых молодыми учеными, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” совместно с субъектами Российской Федерации

Конкурс проектов 2018 года организации российских и международных научных мероприятий, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” совместно с субъектами Российской Федерации

Вакансии


17.11.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии рудных месторождений, петрографии минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН) объявляет конкурс на замещение вакантной должности...

03.11.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования и науки Санкт-Петербургский национальный исследовательский академический университет Российской академии наук объявляет конкурс на замещение следующих вакантных должностей...

27.10.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН) объявляет конкурс на замещение вакантных должностей...





опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии