Официально


На сайте ФАНО опубликован приказ «Об утверждении плана-графика перехода в 2017-2018 годах и на плановый период до 2020 года Федерального агентства научных организаций на использование отечественного программного обеспечения». С документом можно ознакомиться, пройдя по ссылке.



Комитет Госдумы по образованию и науке рассмотрел и утвердил заключение на проект Федерального закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс РФ» (в части приведения терминологии Налогового кодекса Российской Федерации в соответствие с законом «Об образовании в РФ»), инициированный правительством в августе этого года.



На сайте Федерального агентства научных организаций опубликован августовский приказ об утверждении Положения о кадровом резерве ФАНО. С текстом документа можно ознакомиться по ссылке.

На базе Всероссийского НИИ мясной промышленности им. В.М.Горбатова создан Федеральный научный центр. Для этого к научно-исследовательскому институту присоединено восемь научных организаций.




Новости № 38(2017)

Регионы


СНГ


Интердайджест


Космический телескоп “Хаббл” обнаружил черную как смоль экзопланету, по размерам она в разы больше любой из планет Солнечной системы. С подробностями - Hubblesite.org.

Популярный метод геномного редактирования CRISPR впервые применили в цветоводстве, с его помощью кардинально изменен цвет лепестков декоративного растения. Об этом сообщает Science Alert.

Искусственный интеллект способен обнаружить изменения в головном мозге за несколько лет до проявления симптомов болезни Альцгеймера. Подробности - в New Scientist.


Кому-то нужно создать в Петрограде панику. И вот вчера по городу был пущен слух о том, что немецкий отряд высадился на берегу Финского залива - столица заволновалась. Бегство увеличилось. После наведения точных справок выяснилось, что немцы нигде не высаживались, да и вряд ли рискнут сделать это.


















Физический смысл. Российские учителя, побывавшие в ЦЕРН, откроют ученикам передовую науку.
Образование
№ 01-2(2012)

13.01.2012

Как привлечь подрастающее поколение школьников, студенческую молодежь в большую науку? Один из самых эффективных путей - через популяризацию передовых направлений этой самой науки. Способ многократно опробован и широко используется ведущими мировыми научными центрами,  в том числе Европейской организацией ядерных исследований (ЦЕРН).
Ничего удивительного в этом нет: организация создавалась под эгидой ЮНЕСКО и с самого начала была сформулирована одна из главных ее задач - сделать доступными обществу передовые научные результаты и знания, которые в ней получают.  
Более десятка лет в ЦЕРН развиваются многочисленные  образовательные проекты, ориентированные на самую разную аудиторию. Особое место среди них занимают программы для школьных учителей, которые проводятся уже более 10 лет. Однако  организаторы подобных программ уверены, что конечными получателями знаний в области физики высоких энергий становятся не столько приезжающие в ЦЕРН преподаватели, сколько их ученики. Учителя же выступают в роли “трансляторов” или популяризаторов этих знаний.
Ежегодно ЦЕРН посещают около 1000 преподавателей из разных стран мира. Некоторые из них становятся участниками летних школ, которые проводятся для многонациональной учительской аудитории на английском языке, но большинство приезжают в рамках стартовавших в 2006 году Национальных программ для школьных учителей физики, адаптированных для педагогов из конкретных стран.
В 2009 году первая группа из 45 российских школьных учителей физики побывала в ЦЕРН. Эта поездка была организована Объединенным институтом ядерных исследований  в сотрудничестве с ЦЕРН и финансировалась ФЦП “Научные и научно-педагогические кадры инновационной России”. В 2010 году научная школа для 44 учителей из России была организована ЦЕРН и ОИЯИ при поддержке муниципальных органов образования. Спустя  год третья группа преподавателей - физиков из России смогла пройти подготовку в Европейской организации ядерных исследований. Участниками программы, которая прошла в ЦЕРН с 30 октября по 5 ноября 2011 года, стали 48 школьных учителей из разных уголков России. Организационно-техническим обеспечением ее проведения в рамках  мероприятия 2.1 ФЦП “Научные и научно-педагогические кадры инновационной России” (шифр 2011-2.1-208-250) вновь занимался ОИЯИ.  
Программа обучения  включала следующие лекции: “Знакомство с ЦЕРН”, “Введение в физику частиц”, “Космология”, “Эксперименты на Большом адронном коллайдере”, “Ускорители частиц”, “Использование физики частиц в медицине”, “Сеть ГРИД” и другие. Их читали работающие в ЦЕРН российские и зарубежные ученые, которые, помимо прочего, владеют искусством  популярного изложения самых сложных научных тем. Программа школы также предусматривала  посещение экспериментальных установок ЦЕРН, встречи с учеными-физиками в рабочей и неформальной обстановке, экскурсии.
Какого же эффекта можно ожидать от интереснейшего обучающего мероприятия, каким стала поездка в ЦЕРН для российских учителей? Без сомнения, недельный церновский опыт и информация, полученная в Европейской организации ядерных исследований, будут донесены до учащихся в рамках курса школьной физики. Однако российские педагоги не ограничиваются ожидаемым эффектом. Как показала первая программа для российских школьных учителей, прошедшая в ЦЕРН в 2009 году, многие из ее участников  проявили себя настоящими подвижниками и энтузиастами своего дела. Продолжением церновской школы стала организованная по их инициативе  серия видеоконференций “на местах” с участием российских школьников и находящихся в Женеве сотрудников ЦЕРН. По словам координатора проекта, директора Учебно-научного центра ОИЯИ Станислава Пакуляка,  видеоконференции  собирали по 200-300 школьников, а всего около 2000 российских учащихся смогли получить ответы на свои вопросы в ходе этих мероприятий в 2009-2011 годах. Как распорядятся полученными знаниями учителя, посетившие ЦЕРН в 2011 году, покажет время. Но даже первые отзывы, присланные в адрес организаторов программы, говорят о том, что преподаватели смогут по-новому рассказывать своим ученикам о достижениях современной науки.
Вот лишь некоторые из откликов:
“Участие в Школе учителей физики в ЦЕРН стало лично для меня чрезвычайно важным. Познакомился с самыми современными исследованиями в области физики элементарных частиц, астрофизики, ускорителей, методов детектирования, компьютерных технологий и самой организации научных исследований на высшем мировом уровне. Удалось увидеть сам процесс научного творчества в огромном интернациональном коллективе и на громадных сложнейших установках. Я получил исчерпывающие ответы на вопросы,  с которыми ехал в ЦЕРН, и на еще большее количество вопросов, появившихся там. Кстати, уже провел один урок по материалам ЦЕРН в 11-м физико-математическом классе”.
Николай Кучер, учитель физики, директор лицея Троицка.
“На пять дней мы погрузились в мир высоких энергий и элементарных частиц, работали и жили в многоязыкой,  дружеской атмосфере.
О многом хочется теперь рассказать своим ученикам, в том числе и о прикладном значении фундаментальной науки. Трудно, например, представить сегодня современную медицинскую диагностику без позитронно-эмиссионной томографии, которая была бы невозможна без создания ускорителей.
Такие научные школы, на мой взгляд, являются инновацией в современной системе образования. Непосредственное общение ученых и учителей дает ощущение сопричастности к процессу познания природы на самом ее передовом крае, подчеркивает значимость нашего труда для общества”.
Инна Вихрова, учитель физики МОУ “Лицей №8”, Ленинградская область, Тихвин.
“Я работаю в Новгородской области, в сельской школе, в которой всего 84  ученика. Я очень благодарна организаторам Научной школы для учителей в ЦЕРН. Было интересно, познавательно и увлекательно узнать много нового о физике высоких энергий из уст ведущих ученых, побывать на экспериментальных установках и познакомиться с замечательными людьми.  Это было незабываемо! Очень приятно, что нас воспринимают в хорошем смысле “миссионерами”, и мы выступаем теперь для своих учеников в роли посланников большой науки.
Когда я вернулась домой, в первую очередь рассказала о своих впечатлениях детям. Вы бы видели, как у них горели глаза, сколько вопросов было задано, как они просили рассказывать еще и еще! Ведь в отличие от школьников больших городов многие дети из села никуда не выезжали дальше районного центра, у большинства нет дома Интернета, не у всех благополучные семьи. И моя поездка для них - это тоже глоток свежего воздуха”.
Ольга Трофимова, учитель школы деревни Большие Боры Старорусского района Новгородской области.
Своими впечатлениями и опытом участники школы делятся на специально созданном год назад сайте http://teachers.jinr.ru/. Он задумывался как своего рода социальная сеть педагогов-физиков, интересующихся проблемами, которыми занимаются в ЦЕРН. Здесь же выложены видеолекции ученых, которые вполне могут лечь в основу школьных курсов по современной физике.

 

ПОЛНОСТЬЮ СПЕЦВЫПУСК ДОСТУПЕН В ФОРМАТЕ PDF

Фото Виктора Жильцова

Спецвыпуск подготовили
Светлана БЕЛЯЕВА, Василий ЯНЧИЛИН


 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Вдохновляя одаренных. ТГУ раскрывает таланты.
В начале сентября Благотворительный фонд Владимира Потанина назвал Томский государственный университет лидером среди российских вузов по работе с талантами. Этот рейтинг публикуется ежегодно начиная с 2004 года и является одной из наиболее авторитетных независимых оценок качества обучения в российских вузах. Он оценивает работу вуза с талантливыми студентами на основе показателей всех конкурсов фонда. /№ 38(2017)
В зависимости от независимой. Вузам придется работать с оглядкой на внешнюю оценку.
За три года проведения мероприятий по независимой оценке качества образования (НОКО) (в 2015-2017 годах) в общей сложности была проанализирована деятельность 903 государственных и негосударственных вузов и филиалов. Оператор исследования - команда “Социального навигатора” МИА “Россия сегодня”, при поддержке Минобрнауки РФ. Результаты были озвучены на площадке информационного агентства руководителям вузов, представителям общественных организаций и СМИ. /№ 38(2017)
Дорога из школы. Где лучше всего готовят к вузу?
К началу нового учебного года рейтинговое агентство RAEX (РАЭКС-Аналитика) обнародовало третий ежегодный рейтинг 200 лучших школ России. Он составляется для того, чтобы определить, какие средние учебные заведения готовят наибольшее количество студентов для лучших вузов России - университетов из топ-20 рейтинга RAEX. /№ 37(2017)

Новости


Члены Клуба «1 июля» обратились к участникам выборов президента РАН. Документ опубликован на сайте неформального научного сообщества.



В расширившемся со 100 до 400 позиций предметном рейтинге Times Higher Education по направлению “Искусство и гуманитарные науки” (Arts and Humanities) теперь присутствуют пять российских вузов.



Отделение энергетики, машиностроения, механики и процессов управления Российской академии наук выдвинуло кандидатуру бывшего президента РАН Владимира Фортова на пост академика-секретаря. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на самого В.Фортова.



Руководитель Федерального агентства научных организаций Михаил Котюков и губернатор Воронежской области Алексей Гордеев подписали соглашение о сотрудничестве.



В Минобрнауки прошло заседание оргкомитета Всероссийского фестиваля науки «Наука 0+». Организатором фестиваля выступает Министерство образования и науки при поддержке МГУ им. М.В.Ломоносова и Правительства Москвы, региональных органов власти.



Заместитель министра образования и науки Вениамин Каганов ушел со своего поста. Как сообщил «Коммерсанту» пресс-секретарь главы Минобрнауки Андрей Емельянов, замминистра уволился «в связи с переходом на новое место работы».

Нормативно-правовое обеспечение прикладной науки стало темой совместного заседания Комитета Лиги содействия оборонным предприятиям и Союза машиностроителей России. В мероприятии приняли участие представители органов власти, ведущих предприятий, научных и общественных организаций.

Конференции


Перечень научных конференций, симпозиумов, съездов, семинаров и школ, проводимых подведомственными ФАНО России организациями в 2017 году.

Перечень научных конференций, симпозиумов, съездов, семинаров и школ, проводимых подведомственными ФАНО России организациями в 2017 году.

Перечень научных конференций, симпозиумов, съездов, семинаров и школ, проводимых подведомственными ФАНО России организациями в 2017 году.

Текущие конкурсы


Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований, проводимый Российским фондом фундаментальных исследований совместно с организациями - участниками Рамочной программы БРИКС в сфере науки, технологий и инноваций.

Конкурс проектов 2018 года организации российских и международных научных мероприятий, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований”.

Обзор стипендиальных программ DAAD для учебы и научных исследований в Германии на 2018/2019 учебный год.

Совет при Президенте Российской Федерации по науке и образованию начинает прием документов на соискание Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологий за 2017 год.

Министерство образования и науки Российской Федерации совместно с Советом по грантам Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых и по государственной поддержке ведущих научных школ Российской Федерации объявляет конкурсы 2018 года на право получения грантов Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов наук и молодых российских ученых - докторов наук. Организатором конкурсов является Минобрнауки России.

Вакансии


15.09.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт океанологии им. П.П.Ширшова Российской академии наук объявляет конкурс на замещение вакантной должности...

15.09.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт океанологии им. П.П.Ширшова Российской академии наук и Южное отделение ИО РАН объявляет конкурс на замещение вакантных должностей...

11.08.2017
Южный научный центр РАН (Ростов-на-Дону) приглашает на работу ихтиолога (кандидата / доктора наук), имеющего высокий индекс цитирования по РИНЦ и WoS, стабильную публикационную активность в рейтинговых отечественных и зарубежных журналах.





опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии