Официально


Владимир Путин утвердил своим указом новый состав Совета при Президенте РФ по науке и образованию.



Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки на основании решения Арбитражного суда прекратила действие лицензии Томского экономико-юридического института.

Минобрнауки ликвидировало филиал Санкт-Петербургского государственного экономического университета в Анадыре.

Утверждена дорожная карта ФАНО - комплекс мер нормативного и организационного характера, которые направлены на решение задач, обозначенных в плане первого этапа Стратегии научно-технологического развития РФ.




Новости № 46(2017)

Регионы


В Университете им. Юрая Добрилы (Пула, Хорватия) состоялось торжественное открытие Центра русского языка и культуры “Институт Пушкина”. Он создан при участии Пятигорского госуниверситета и финансовой поддержке Минобрнауки РФ в рамках ФЦП “Русский язык”, Миссия центра - продвижение образования на русском языке.

Ректор Тульского государственного университета Михаил Грязев провёл встречу со студентами, входящими в сборные команды вуза по различным видам спорта. Михаил Васильевич поздравил студентов и их тренеров с успешными выступлениями на различных соревнованиях, в том числе всероссийских.

В Ульяновском государственном техническом университете прошел День открытых дверей для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений и системы среднего профессионального образования. Мероприятие посетили 1150 человек.

СНГ


Интердайджест


Астробиологам предложили новую стратегию поиска потенциально обитаемых миров. Об этом сообщает NASA News Release. Исследователи из NASA опубликовали в журнале Nature Scientific Reports новую модель поиска признаков внеземной жизни в атмосфере планет вне Солнечной системы.

Физики обнаружили внутри пирамиды Хеопса большую полость. С подробностями - New York Times.

Болезнь Альцгеймера может возникать в организме за пределами головного мозга. С подробностями - Genetic Engineering & Biotechnology News. Возникнув где-то в периферических тканях, болезнь Альцгеймера может распространяться подобно раковому заболеванию, перемещаясь с места на место, пока не угнездится в головном мозге.


Большевики вызвали к себе управляющего государственным банком Шипова и потребовали у него ассигновки в 15 миллионов рублей. Он ответил, что по существующим законам такая ассигновка может быть выдана лишь по требованию, подписанному министром-председателем и министром финансов. Но таковых в настоящее время не существует, а Совет народных комиссаров российскими законами не предусмотрен. Поэтому никакой ассигновки он, Шипов, делать не намерен. В ответ на это мужественное заявление большевики арестовали г-на Шипова в Смольном.






















Физический смысл. Российские учителя, побывавшие в ЦЕРН, откроют ученикам передовую науку.
Образование
№ 01-2(2012)

13.01.2012

Как привлечь подрастающее поколение школьников, студенческую молодежь в большую науку? Один из самых эффективных путей - через популяризацию передовых направлений этой самой науки. Способ многократно опробован и широко используется ведущими мировыми научными центрами,  в том числе Европейской организацией ядерных исследований (ЦЕРН).
Ничего удивительного в этом нет: организация создавалась под эгидой ЮНЕСКО и с самого начала была сформулирована одна из главных ее задач - сделать доступными обществу передовые научные результаты и знания, которые в ней получают.  
Более десятка лет в ЦЕРН развиваются многочисленные  образовательные проекты, ориентированные на самую разную аудиторию. Особое место среди них занимают программы для школьных учителей, которые проводятся уже более 10 лет. Однако  организаторы подобных программ уверены, что конечными получателями знаний в области физики высоких энергий становятся не столько приезжающие в ЦЕРН преподаватели, сколько их ученики. Учителя же выступают в роли “трансляторов” или популяризаторов этих знаний.
Ежегодно ЦЕРН посещают около 1000 преподавателей из разных стран мира. Некоторые из них становятся участниками летних школ, которые проводятся для многонациональной учительской аудитории на английском языке, но большинство приезжают в рамках стартовавших в 2006 году Национальных программ для школьных учителей физики, адаптированных для педагогов из конкретных стран.
В 2009 году первая группа из 45 российских школьных учителей физики побывала в ЦЕРН. Эта поездка была организована Объединенным институтом ядерных исследований  в сотрудничестве с ЦЕРН и финансировалась ФЦП “Научные и научно-педагогические кадры инновационной России”. В 2010 году научная школа для 44 учителей из России была организована ЦЕРН и ОИЯИ при поддержке муниципальных органов образования. Спустя  год третья группа преподавателей - физиков из России смогла пройти подготовку в Европейской организации ядерных исследований. Участниками программы, которая прошла в ЦЕРН с 30 октября по 5 ноября 2011 года, стали 48 школьных учителей из разных уголков России. Организационно-техническим обеспечением ее проведения в рамках  мероприятия 2.1 ФЦП “Научные и научно-педагогические кадры инновационной России” (шифр 2011-2.1-208-250) вновь занимался ОИЯИ.  
Программа обучения  включала следующие лекции: “Знакомство с ЦЕРН”, “Введение в физику частиц”, “Космология”, “Эксперименты на Большом адронном коллайдере”, “Ускорители частиц”, “Использование физики частиц в медицине”, “Сеть ГРИД” и другие. Их читали работающие в ЦЕРН российские и зарубежные ученые, которые, помимо прочего, владеют искусством  популярного изложения самых сложных научных тем. Программа школы также предусматривала  посещение экспериментальных установок ЦЕРН, встречи с учеными-физиками в рабочей и неформальной обстановке, экскурсии.
Какого же эффекта можно ожидать от интереснейшего обучающего мероприятия, каким стала поездка в ЦЕРН для российских учителей? Без сомнения, недельный церновский опыт и информация, полученная в Европейской организации ядерных исследований, будут донесены до учащихся в рамках курса школьной физики. Однако российские педагоги не ограничиваются ожидаемым эффектом. Как показала первая программа для российских школьных учителей, прошедшая в ЦЕРН в 2009 году, многие из ее участников  проявили себя настоящими подвижниками и энтузиастами своего дела. Продолжением церновской школы стала организованная по их инициативе  серия видеоконференций “на местах” с участием российских школьников и находящихся в Женеве сотрудников ЦЕРН. По словам координатора проекта, директора Учебно-научного центра ОИЯИ Станислава Пакуляка,  видеоконференции  собирали по 200-300 школьников, а всего около 2000 российских учащихся смогли получить ответы на свои вопросы в ходе этих мероприятий в 2009-2011 годах. Как распорядятся полученными знаниями учителя, посетившие ЦЕРН в 2011 году, покажет время. Но даже первые отзывы, присланные в адрес организаторов программы, говорят о том, что преподаватели смогут по-новому рассказывать своим ученикам о достижениях современной науки.
Вот лишь некоторые из откликов:
“Участие в Школе учителей физики в ЦЕРН стало лично для меня чрезвычайно важным. Познакомился с самыми современными исследованиями в области физики элементарных частиц, астрофизики, ускорителей, методов детектирования, компьютерных технологий и самой организации научных исследований на высшем мировом уровне. Удалось увидеть сам процесс научного творчества в огромном интернациональном коллективе и на громадных сложнейших установках. Я получил исчерпывающие ответы на вопросы,  с которыми ехал в ЦЕРН, и на еще большее количество вопросов, появившихся там. Кстати, уже провел один урок по материалам ЦЕРН в 11-м физико-математическом классе”.
Николай Кучер, учитель физики, директор лицея Троицка.
“На пять дней мы погрузились в мир высоких энергий и элементарных частиц, работали и жили в многоязыкой,  дружеской атмосфере.
О многом хочется теперь рассказать своим ученикам, в том числе и о прикладном значении фундаментальной науки. Трудно, например, представить сегодня современную медицинскую диагностику без позитронно-эмиссионной томографии, которая была бы невозможна без создания ускорителей.
Такие научные школы, на мой взгляд, являются инновацией в современной системе образования. Непосредственное общение ученых и учителей дает ощущение сопричастности к процессу познания природы на самом ее передовом крае, подчеркивает значимость нашего труда для общества”.
Инна Вихрова, учитель физики МОУ “Лицей №8”, Ленинградская область, Тихвин.
“Я работаю в Новгородской области, в сельской школе, в которой всего 84  ученика. Я очень благодарна организаторам Научной школы для учителей в ЦЕРН. Было интересно, познавательно и увлекательно узнать много нового о физике высоких энергий из уст ведущих ученых, побывать на экспериментальных установках и познакомиться с замечательными людьми.  Это было незабываемо! Очень приятно, что нас воспринимают в хорошем смысле “миссионерами”, и мы выступаем теперь для своих учеников в роли посланников большой науки.
Когда я вернулась домой, в первую очередь рассказала о своих впечатлениях детям. Вы бы видели, как у них горели глаза, сколько вопросов было задано, как они просили рассказывать еще и еще! Ведь в отличие от школьников больших городов многие дети из села никуда не выезжали дальше районного центра, у большинства нет дома Интернета, не у всех благополучные семьи. И моя поездка для них - это тоже глоток свежего воздуха”.
Ольга Трофимова, учитель школы деревни Большие Боры Старорусского района Новгородской области.
Своими впечатлениями и опытом участники школы делятся на специально созданном год назад сайте http://teachers.jinr.ru/. Он задумывался как своего рода социальная сеть педагогов-физиков, интересующихся проблемами, которыми занимаются в ЦЕРН. Здесь же выложены видеолекции ученых, которые вполне могут лечь в основу школьных курсов по современной физике.

 

ПОЛНОСТЬЮ СПЕЦВЫПУСК ДОСТУПЕН В ФОРМАТЕ PDF

Фото Виктора Жильцова

Спецвыпуск подготовили
Светлана БЕЛЯЕВА, Василий ЯНЧИЛИН


 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Меняясь и меняя. Как развиваться университетам.
Традиционно в октябре НИУ ВШЭ собирает ученых, которые изучают процессы, происходящие в университетах России и других стран. Каждый раз в фокусе внимания участников оказывается одна из актуальных тем, связанных с развитием высшей школы. “Университеты, меняющие себя и мир” - так называлась прошедшая недавно VIII Международная конференция исследователей высшего образования. /№ 44-45(2017)
Стабильность и самореализация. Что предлагает Москва молодым преподавателям?
Возможность реализовать свой потенциал и получить опыт работы в инновационном вузе молодым преподавателям предлагает Московский финансово-юридический университет МФЮА. Вуз ждет на работу кандидатов наук, молодых ученых, преподавателей экономического, управленческого, гуманитарного, естественно-научного, правового, финансового, ИT блоков дисциплин, а также учителей школ, преподавателей и мастеров производственного обучения в колледж МФЮА. /№ 44-45(2017)
Место карьеры. Лучшие выпускники МФТИ должны оставаться в науке.
По фойе у университетской раздевалки, скучая, слонялся монстр - толстый, одноглазый, острозубый. Он охотно вступал в переговоры со смеющимися студентами. Оказалось, это не кто иной, как... “компьютерный вирус” - таким образом привлекает на свой спецкурс потенциальных работников фирма Касперского. Физтех - он такой: его питомцы уже со студенческой скамьи идут нарасхват у самых высокотехнологичных фирм. /№ 43(2017)

Новости


По версии британского журнала Times Higher Education (THE), основанной на опросе работодателей из 33 стран, достойным войти в число лучших вузов мира по показателю трудоустройства выпускников (Global University Employability Ranking) в этом году оказался только один российский университет - МГУ.



Итоги работы Уральского территориального управления ФАНО были подведены на заседании в Екатеринбурге. Встреча прошла с участием главы ФАНО Михаила Котюкова.



Минобрнауки планирует в ближайший год разработать проект закона о науке, а также заняться решением вопросов аттестации научных кадров. Об этом журналистам сообщил председатель Совета по науке при министерстве Юрий Ковалев. По его словам, в результате общественных обсуждений уже получены около полутора тысяч комментариев и предложений к проекту закона.



Избранный в сентябре 2017 года на должность председателя Сибирского отделения РАН академик Валентин Пармон возглавит Научный совет по проблемам озера Байкал.



Объявлены победители всероссийского конкурса «Студент года-2017». В финал, который проходил в Крымском федеральном университете, попали около 200 участников из 62 субъектов РФ, сообщает пресс-служба Минобрнауки.



Денис Минкин назначен директором Национального исследовательского центра «Курчатовский институт». Согласно распоряжению главы правительства он будет работать на этом посту в течение пяти лет.



Программа образовательных кредитов продолжится с осени 2018 года, сообщила глава Минобрнауки Ольга Васильева, отвечая на вопросы студентов НИТУ «МИСиС». Министр напомнила о том, что в рамках программы по выдаче кредитов на образование в России, действующей с 2010 года, было получено свыше 10 тысяч кредитов.

Конференции


Международная научная конференция ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 2-6 апреля 2018 года.

Перечень научных конференций, симпозиумов, съездов, семинаров и школ, проводимых подведомственными ФАНО России организациями в 2017 году.

Вторая научно-практическая Открытая конференция Института системного программирования РАН имени Виктора Иванникова ISPRAS Open пройдет с 30 ноября по 1 Декабря 2017 г. в главном здании Российской академии наук. Ключевые темы – безопасность программного кода и технологии анализа массивов данных.

Текущие конкурсы


Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований, проводимый совместно федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и Японским фондом медицинских исследований.

Объявление об открытом публичном конкурсе на получение грантов Российского научного фонда по приоритетному направлению деятельности Российского научного фонда “Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами”.

Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований, проводимый Российским фондом фундаментальных исследований совместно с организациями - участниками Рамочной программы БРИКС в сфере науки, технологий и инноваций.

Конкурс проектов 2018 года организации российских и международных научных мероприятий, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований”.

Обзор стипендиальных программ DAAD для учебы и научных исследований в Германии на 2018/2019 учебный год.

Вакансии


17.11.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии рудных месторождений, петрографии минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН) объявляет конкурс на замещение вакантной должности...

03.11.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования и науки Санкт-Петербургский национальный исследовательский академический университет Российской академии наук объявляет конкурс на замещение следующих вакантных должностей...

27.10.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН) объявляет конкурс на замещение вакантных должностей...





опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии