Официально


Правительство снизило объем средств, которые будут направлены из бюджета на повышение конкурентоспособности ведущих российских вузов в 2018-2020 годах. Постановление об этом опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации.



Госдума приняла в первом чтении внесенный Правительством РФ законопроект об унификации структур по военной подготовке в вузах. Он предусматривает, что в вузах будет один вид структурных подразделений военной подготовки - военные учебные центры.



Госдума рассмотрела в первом чтении проект федерального закона «О внесении изменений в статью 87 ФЗ «Об образовании в РФ» и статью 19 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» в части совершенствования правового статуса духовных образовательных организаций.



Рособрнадзор запретил прием в Институт «Верхневолжье» - за неисполнение предписаний в установленные сроки.






Новости № 27-28(2018)

Регионы


Томский госуниверситет вместе с IT-компанией Rubius приступают к реализации масштабного digital-проекта - “Виртуальный университет 4.0”.

В Совете Федерации прошли Дни Ярославской области. Участие в выставке, организованной в верхней палате принял в том числе Ярославский госуниверситет.

Студенты Воронежского госуниверситета стали победителями международного конкурса IT-Challenge. Его организовала французская корпорация Atos, специализирующаяся на IT-консалтинге, аутсорсинге бизнес-процессов, производстве серверов.

СНГ


Интердайджест


Группа австралийских политиков опубликовала “дорожную карту” для законодательного закрепления возможности искусственного оплодотворения с донорством митохондрий, сообщает Nature News.

Жизнеспособные эмбрионы исчезающего северного белого носорога получены в лаборатории. С подробностями - The Scientist.


Председатель ВЦИК тов. Свердлов оглашает только что полученное по прямому проводу сообщение от Уральского областного совета о расстреле бывшего царя Николая Романова. В последние дни столице “красного” Урала Екатеринбургу серьезно угрожала опасность приближения чехословацких банд. В то же время был раскрыт новый заговор контрреволюционеров, имевший целью вырватъ из рук советской власти коронованного палача. Ввиду всех этих обстоятельств Президиум Уральского областного совета постановил расстрелять Николая Романова, что и было приведено в исполнение 16 июля...














Физический смысл. Российские учителя, побывавшие в ЦЕРН, откроют ученикам передовую науку.
Образование
№ 01-2(2012)

13.01.2012

Как привлечь подрастающее поколение школьников, студенческую молодежь в большую науку? Один из самых эффективных путей - через популяризацию передовых направлений этой самой науки. Способ многократно опробован и широко используется ведущими мировыми научными центрами,  в том числе Европейской организацией ядерных исследований (ЦЕРН).
Ничего удивительного в этом нет: организация создавалась под эгидой ЮНЕСКО и с самого начала была сформулирована одна из главных ее задач - сделать доступными обществу передовые научные результаты и знания, которые в ней получают.  
Более десятка лет в ЦЕРН развиваются многочисленные  образовательные проекты, ориентированные на самую разную аудиторию. Особое место среди них занимают программы для школьных учителей, которые проводятся уже более 10 лет. Однако  организаторы подобных программ уверены, что конечными получателями знаний в области физики высоких энергий становятся не столько приезжающие в ЦЕРН преподаватели, сколько их ученики. Учителя же выступают в роли “трансляторов” или популяризаторов этих знаний.
Ежегодно ЦЕРН посещают около 1000 преподавателей из разных стран мира. Некоторые из них становятся участниками летних школ, которые проводятся для многонациональной учительской аудитории на английском языке, но большинство приезжают в рамках стартовавших в 2006 году Национальных программ для школьных учителей физики, адаптированных для педагогов из конкретных стран.
В 2009 году первая группа из 45 российских школьных учителей физики побывала в ЦЕРН. Эта поездка была организована Объединенным институтом ядерных исследований  в сотрудничестве с ЦЕРН и финансировалась ФЦП “Научные и научно-педагогические кадры инновационной России”. В 2010 году научная школа для 44 учителей из России была организована ЦЕРН и ОИЯИ при поддержке муниципальных органов образования. Спустя  год третья группа преподавателей - физиков из России смогла пройти подготовку в Европейской организации ядерных исследований. Участниками программы, которая прошла в ЦЕРН с 30 октября по 5 ноября 2011 года, стали 48 школьных учителей из разных уголков России. Организационно-техническим обеспечением ее проведения в рамках  мероприятия 2.1 ФЦП “Научные и научно-педагогические кадры инновационной России” (шифр 2011-2.1-208-250) вновь занимался ОИЯИ.  
Программа обучения  включала следующие лекции: “Знакомство с ЦЕРН”, “Введение в физику частиц”, “Космология”, “Эксперименты на Большом адронном коллайдере”, “Ускорители частиц”, “Использование физики частиц в медицине”, “Сеть ГРИД” и другие. Их читали работающие в ЦЕРН российские и зарубежные ученые, которые, помимо прочего, владеют искусством  популярного изложения самых сложных научных тем. Программа школы также предусматривала  посещение экспериментальных установок ЦЕРН, встречи с учеными-физиками в рабочей и неформальной обстановке, экскурсии.
Какого же эффекта можно ожидать от интереснейшего обучающего мероприятия, каким стала поездка в ЦЕРН для российских учителей? Без сомнения, недельный церновский опыт и информация, полученная в Европейской организации ядерных исследований, будут донесены до учащихся в рамках курса школьной физики. Однако российские педагоги не ограничиваются ожидаемым эффектом. Как показала первая программа для российских школьных учителей, прошедшая в ЦЕРН в 2009 году, многие из ее участников  проявили себя настоящими подвижниками и энтузиастами своего дела. Продолжением церновской школы стала организованная по их инициативе  серия видеоконференций “на местах” с участием российских школьников и находящихся в Женеве сотрудников ЦЕРН. По словам координатора проекта, директора Учебно-научного центра ОИЯИ Станислава Пакуляка,  видеоконференции  собирали по 200-300 школьников, а всего около 2000 российских учащихся смогли получить ответы на свои вопросы в ходе этих мероприятий в 2009-2011 годах. Как распорядятся полученными знаниями учителя, посетившие ЦЕРН в 2011 году, покажет время. Но даже первые отзывы, присланные в адрес организаторов программы, говорят о том, что преподаватели смогут по-новому рассказывать своим ученикам о достижениях современной науки.
Вот лишь некоторые из откликов:
“Участие в Школе учителей физики в ЦЕРН стало лично для меня чрезвычайно важным. Познакомился с самыми современными исследованиями в области физики элементарных частиц, астрофизики, ускорителей, методов детектирования, компьютерных технологий и самой организации научных исследований на высшем мировом уровне. Удалось увидеть сам процесс научного творчества в огромном интернациональном коллективе и на громадных сложнейших установках. Я получил исчерпывающие ответы на вопросы,  с которыми ехал в ЦЕРН, и на еще большее количество вопросов, появившихся там. Кстати, уже провел один урок по материалам ЦЕРН в 11-м физико-математическом классе”.
Николай Кучер, учитель физики, директор лицея Троицка.
“На пять дней мы погрузились в мир высоких энергий и элементарных частиц, работали и жили в многоязыкой,  дружеской атмосфере.
О многом хочется теперь рассказать своим ученикам, в том числе и о прикладном значении фундаментальной науки. Трудно, например, представить сегодня современную медицинскую диагностику без позитронно-эмиссионной томографии, которая была бы невозможна без создания ускорителей.
Такие научные школы, на мой взгляд, являются инновацией в современной системе образования. Непосредственное общение ученых и учителей дает ощущение сопричастности к процессу познания природы на самом ее передовом крае, подчеркивает значимость нашего труда для общества”.
Инна Вихрова, учитель физики МОУ “Лицей №8”, Ленинградская область, Тихвин.
“Я работаю в Новгородской области, в сельской школе, в которой всего 84  ученика. Я очень благодарна организаторам Научной школы для учителей в ЦЕРН. Было интересно, познавательно и увлекательно узнать много нового о физике высоких энергий из уст ведущих ученых, побывать на экспериментальных установках и познакомиться с замечательными людьми.  Это было незабываемо! Очень приятно, что нас воспринимают в хорошем смысле “миссионерами”, и мы выступаем теперь для своих учеников в роли посланников большой науки.
Когда я вернулась домой, в первую очередь рассказала о своих впечатлениях детям. Вы бы видели, как у них горели глаза, сколько вопросов было задано, как они просили рассказывать еще и еще! Ведь в отличие от школьников больших городов многие дети из села никуда не выезжали дальше районного центра, у большинства нет дома Интернета, не у всех благополучные семьи. И моя поездка для них - это тоже глоток свежего воздуха”.
Ольга Трофимова, учитель школы деревни Большие Боры Старорусского района Новгородской области.
Своими впечатлениями и опытом участники школы делятся на специально созданном год назад сайте http://teachers.jinr.ru/. Он задумывался как своего рода социальная сеть педагогов-физиков, интересующихся проблемами, которыми занимаются в ЦЕРН. Здесь же выложены видеолекции ученых, которые вполне могут лечь в основу школьных курсов по современной физике.

 

ПОЛНОСТЬЮ СПЕЦВЫПУСК ДОСТУПЕН В ФОРМАТЕ PDF

Фото Виктора Жильцова

Спецвыпуск подготовили
Светлана БЕЛЯЕВА, Василий ЯНЧИЛИН


 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Укротители Ниагары. Ректоры пытаются сдержать каток аккредитации.
Недавнее письмо ректоров ведущих университетов В.В Путину с предложением кардинально изменить систему государственной аккредитации вузов - “высказывание” в продолжение старой дискуссии. /№ 27-28(2018)
Проблема - в пробелах. Как оживить инновационную деятельность вузов?
Иркутский национальный исследовательский технический университет (ИРНИТУ) выступил с законотворческими инициативами по развитию инновационной и предпринимательской деятельности российских вузов. Об этом рассказал ректор ИРНИТУ Михаил Корняков, выступая на III Ректорском симпозиуме в Томске, где обсуждалась программа развития высшей школы. /№ 27-28(2018)
Когда критерий - практика. Почему востребованы выпускники УрГЭУ.
Важнейший показатель эффективности работы высшего учебного заведения - востребованность его выпускников. В Уральском государственном экономическом университете, недавно прошедшем государственную аккредитацию, этот показатель традиционно на высоте. /№ 26(2018)

Новости


Около 674 млрд рублей планируется выделить из федерального бюджета на реализацию национального проекта «Образование», заявила вице-премьер Татьяна Голикова на заседании совета Российского союза ректоров. Она напомнила, что реализация нацпроектов рассчитана на шесть лет - до 2024 года.



Полномочия Рособрнадзора фактически остались прежними, сообщил руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов в интервью газете «Коммерсант». Ничего принципиально, по его словам, не меняется и в вопросе проверок институтов.



Ректор МГУ Виктор Садовничий провел первое заседание Центральной приемной комиссии МГУ. Общий конкурс в этом году составил примерно 7,6 человека на место - это чуть больше, чем в 2017 году, сообщил Виктор Антонович.



Самым возрастным участником экзаменационной кампании стал 77-летний мужчина, который сдавал ЕГЭ по математике профильного уровня и физике. Об этом сообщили ТАСС в пресс-службе Рособрнадзора.



Ученые высокого уровня продолжают уезжать из России - таков один из выводов авторов очередного Национального доклада об инновациях в России.

Все вузы должны иметь возможность проводить свое дополнительное вступительное испытание, заявил ректор МГИМО Анатолий Торкунов в эфире телеканала «Спас».

Более 1 миллиона человек стали выпускниками российских вузов в 2018 году, сообщила вице-премьер Татьяна Голикова на церемонии вручения красных дипломов выпускникам Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Из них 455 тыс. человек учились на бюджетных местах.

Конференции


II Всероссийская научно-практическая конференция “Совершенствование системы взаимодействия Российского фонда фундаментальных исследований и субъектов Российской Федерации в вопросах проведения региональных и молодежных конкурсов”

Пятая конференция разработчиков российских операционных платформ «OS DAY. Надежность» состоится 17-18 мая 2018 г. в Москве, в главном здании Российской академии наук. Основной темой для обсуждения среди теоретиков и практиков системного программирования и разработки ОС станет вопрос надежности. Участники рассмотрят методы проектирования и разработки надежных платформ, инструментальные средства обеспечения надежности программно-аппаратных систем как на этапе разработки, так и на этапе эксплуатации.

Центр научно-информационных исследований по науке, образованию и технологиям ИНИОН РАН совместно с Институтом экономических стратегий проводят МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СЕМИНАР ПО НАУКОВЕДЕНИЮ И НАУКОМЕТРИИ

Текущие конкурсы


Российская академия наук (РАН) и Национальная академия наук Беларуси (НАН Беларуси) объявляют конкурс на соискание трех премий за выдающиеся научные результаты, полученные российскими и белорусскими учеными при проведении совместных работ в области естественных, технических, гуманитарных и социальных наук и имеющие важное научное и практическое значение.

Конкурс на лучшие научные проекты, выполняемые молодыми учеными под руководством кандидатов и докторов наук в научных организациях Российской Федерации (“Мобильность”)

Конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований

Конкурс на лучшие проекты, выполняемые молодыми учеными (Эврика! Идея)

Международный научный фонд экономических исследований академика Н.П.Федоренко (МНФЭИ) объявляет конкурсы 2018 года

Вакансии


13.04.2018
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования “Московский физико-технический институт (государственный университет)” объявляет конкурс на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу

02.03.2018
объявляет конкурс на замещение вакантных должностей:

17.11.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии рудных месторождений, петрографии минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН) объявляет конкурс на замещение вакантной должности...




опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии