Официально


При Президиуме РАН создана Комиссия по экспертизе федеральных государственных образовательных стандартов и учебников. Ее председателем назначен вице-президент Академии наук Алексей Хохлов.



Золотая медаль имени А.А.Полякова 2019 года присуждена академику Василию Дорожкину за серию работ по созданию эффективных и безопасных лекарственных средств для лечения и профилактики заболеваний животных.



Премию имени И.Г.Петровского 2019 года в размере 50 тысяч рублей Президиум РАН присудил академику Виктору Васильеву за цикл работ «Лакуны гиперболических операторов и ветвление интегралов».



Утверждены Правила установления образовательными организациями контрольных цифр приема по профессиям, специальностям и направлениям подготовки для обучения по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.




Новости № 10-11(2019)

Регионы


В этом учебном году победители конкурса «Start-up СПбГУ-2019», а также других стартап-состязаний смогут представить свои проекты как выпускные квалификационные работы.

По инициативе НИУ «МЭИ» создана евразийская технологическая платформа «Энергетика и электрификация».

Отныне выпускники Дагестанского государственного медицинского университета могут получать два диплома - родного вуза и Андижанского государственного медицинского института (Узбекистан).

СНГ


Стратегический успех Белоруссии и ее национальной экономики будет определяться цифровизацией и проведенной с ее использованием новой индустриализацией.

Экс-президент АНМ и его жена, бывший ректор Университета Академии наук, проходят по делу о превышении служебных полномочий...

Власти Туркмении начали постепенное сокращение финансирования Академии наук из госбюджета. В течение трех лет оно должно быть полностью прекращено.

Интердайджест


Музейные останки древних млекопитающих, извлеченные из чрева крокодилов, оказались ранее неизвестными видами. Об этом сообщает EurekAlert!

Стало известно о втором случае, возможно, полного излечения от ВИЧ после трансплантации стволовых клеток. Об этом рассказал Sciencemag.org.

Япония отложила решение по строительству следующего - самого большого - коллайдера в мире. C подробностями - Physicsworld.com; Nature News.


Управление городских железных дорог продолжает разработку вопроса о постройке в Петербурге метрополитена. С этой целью предполагается произвести ряд съемок и бурений и командировать особую комиссию из 8 лиц за границу для изучения вопроса о постройке метрополитена. В общей сложности на все эти предварительные шаги по сооружению в столице метрополитена испрашивается у комиссариата городского хозяйства сумма в 8 миллиона рублей.






















Физический смысл. Российские учителя, побывавшие в ЦЕРН, откроют ученикам передовую науку.
Образование
№ 01-2(2012)

13.01.2012

Как привлечь подрастающее поколение школьников, студенческую молодежь в большую науку? Один из самых эффективных путей - через популяризацию передовых направлений этой самой науки. Способ многократно опробован и широко используется ведущими мировыми научными центрами,  в том числе Европейской организацией ядерных исследований (ЦЕРН).
Ничего удивительного в этом нет: организация создавалась под эгидой ЮНЕСКО и с самого начала была сформулирована одна из главных ее задач - сделать доступными обществу передовые научные результаты и знания, которые в ней получают.  
Более десятка лет в ЦЕРН развиваются многочисленные  образовательные проекты, ориентированные на самую разную аудиторию. Особое место среди них занимают программы для школьных учителей, которые проводятся уже более 10 лет. Однако  организаторы подобных программ уверены, что конечными получателями знаний в области физики высоких энергий становятся не столько приезжающие в ЦЕРН преподаватели, сколько их ученики. Учителя же выступают в роли “трансляторов” или популяризаторов этих знаний.
Ежегодно ЦЕРН посещают около 1000 преподавателей из разных стран мира. Некоторые из них становятся участниками летних школ, которые проводятся для многонациональной учительской аудитории на английском языке, но большинство приезжают в рамках стартовавших в 2006 году Национальных программ для школьных учителей физики, адаптированных для педагогов из конкретных стран.
В 2009 году первая группа из 45 российских школьных учителей физики побывала в ЦЕРН. Эта поездка была организована Объединенным институтом ядерных исследований  в сотрудничестве с ЦЕРН и финансировалась ФЦП “Научные и научно-педагогические кадры инновационной России”. В 2010 году научная школа для 44 учителей из России была организована ЦЕРН и ОИЯИ при поддержке муниципальных органов образования. Спустя  год третья группа преподавателей - физиков из России смогла пройти подготовку в Европейской организации ядерных исследований. Участниками программы, которая прошла в ЦЕРН с 30 октября по 5 ноября 2011 года, стали 48 школьных учителей из разных уголков России. Организационно-техническим обеспечением ее проведения в рамках  мероприятия 2.1 ФЦП “Научные и научно-педагогические кадры инновационной России” (шифр 2011-2.1-208-250) вновь занимался ОИЯИ.  
Программа обучения  включала следующие лекции: “Знакомство с ЦЕРН”, “Введение в физику частиц”, “Космология”, “Эксперименты на Большом адронном коллайдере”, “Ускорители частиц”, “Использование физики частиц в медицине”, “Сеть ГРИД” и другие. Их читали работающие в ЦЕРН российские и зарубежные ученые, которые, помимо прочего, владеют искусством  популярного изложения самых сложных научных тем. Программа школы также предусматривала  посещение экспериментальных установок ЦЕРН, встречи с учеными-физиками в рабочей и неформальной обстановке, экскурсии.
Какого же эффекта можно ожидать от интереснейшего обучающего мероприятия, каким стала поездка в ЦЕРН для российских учителей? Без сомнения, недельный церновский опыт и информация, полученная в Европейской организации ядерных исследований, будут донесены до учащихся в рамках курса школьной физики. Однако российские педагоги не ограничиваются ожидаемым эффектом. Как показала первая программа для российских школьных учителей, прошедшая в ЦЕРН в 2009 году, многие из ее участников  проявили себя настоящими подвижниками и энтузиастами своего дела. Продолжением церновской школы стала организованная по их инициативе  серия видеоконференций “на местах” с участием российских школьников и находящихся в Женеве сотрудников ЦЕРН. По словам координатора проекта, директора Учебно-научного центра ОИЯИ Станислава Пакуляка,  видеоконференции  собирали по 200-300 школьников, а всего около 2000 российских учащихся смогли получить ответы на свои вопросы в ходе этих мероприятий в 2009-2011 годах. Как распорядятся полученными знаниями учителя, посетившие ЦЕРН в 2011 году, покажет время. Но даже первые отзывы, присланные в адрес организаторов программы, говорят о том, что преподаватели смогут по-новому рассказывать своим ученикам о достижениях современной науки.
Вот лишь некоторые из откликов:
“Участие в Школе учителей физики в ЦЕРН стало лично для меня чрезвычайно важным. Познакомился с самыми современными исследованиями в области физики элементарных частиц, астрофизики, ускорителей, методов детектирования, компьютерных технологий и самой организации научных исследований на высшем мировом уровне. Удалось увидеть сам процесс научного творчества в огромном интернациональном коллективе и на громадных сложнейших установках. Я получил исчерпывающие ответы на вопросы,  с которыми ехал в ЦЕРН, и на еще большее количество вопросов, появившихся там. Кстати, уже провел один урок по материалам ЦЕРН в 11-м физико-математическом классе”.
Николай Кучер, учитель физики, директор лицея Троицка.
“На пять дней мы погрузились в мир высоких энергий и элементарных частиц, работали и жили в многоязыкой,  дружеской атмосфере.
О многом хочется теперь рассказать своим ученикам, в том числе и о прикладном значении фундаментальной науки. Трудно, например, представить сегодня современную медицинскую диагностику без позитронно-эмиссионной томографии, которая была бы невозможна без создания ускорителей.
Такие научные школы, на мой взгляд, являются инновацией в современной системе образования. Непосредственное общение ученых и учителей дает ощущение сопричастности к процессу познания природы на самом ее передовом крае, подчеркивает значимость нашего труда для общества”.
Инна Вихрова, учитель физики МОУ “Лицей №8”, Ленинградская область, Тихвин.
“Я работаю в Новгородской области, в сельской школе, в которой всего 84  ученика. Я очень благодарна организаторам Научной школы для учителей в ЦЕРН. Было интересно, познавательно и увлекательно узнать много нового о физике высоких энергий из уст ведущих ученых, побывать на экспериментальных установках и познакомиться с замечательными людьми.  Это было незабываемо! Очень приятно, что нас воспринимают в хорошем смысле “миссионерами”, и мы выступаем теперь для своих учеников в роли посланников большой науки.
Когда я вернулась домой, в первую очередь рассказала о своих впечатлениях детям. Вы бы видели, как у них горели глаза, сколько вопросов было задано, как они просили рассказывать еще и еще! Ведь в отличие от школьников больших городов многие дети из села никуда не выезжали дальше районного центра, у большинства нет дома Интернета, не у всех благополучные семьи. И моя поездка для них - это тоже глоток свежего воздуха”.
Ольга Трофимова, учитель школы деревни Большие Боры Старорусского района Новгородской области.
Своими впечатлениями и опытом участники школы делятся на специально созданном год назад сайте http://teachers.jinr.ru/. Он задумывался как своего рода социальная сеть педагогов-физиков, интересующихся проблемами, которыми занимаются в ЦЕРН. Здесь же выложены видеолекции ученых, которые вполне могут лечь в основу школьных курсов по современной физике.

 

ПОЛНОСТЬЮ СПЕЦВЫПУСК ДОСТУПЕН В ФОРМАТЕ PDF

Фото Виктора Жильцова

Спецвыпуск подготовили
Светлана БЕЛЯЕВА, Василий ЯНЧИЛИН


 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Сокращая разрыв. «Вышка» идет в регионы и зовет за собой.
Высшая школа экономики предложила свою программу поддержки ученых, работающих в региональных вузах. /№ 12(2019)
С новым брендом! НГТУ меняет коммуникационную стратегию.
Вузу предлагается вернуть широко известное в 1950-1980-х годах имя НЭТИ. Правда, расшифровка теперь будет другая... /№ 10-11(2019)
Программистом быть обязан. Умение создавать софт пригодится каждому.
Разработка свободного программного обеспечения - как раз та сфера, которая предоставляет студентам, обучающимся по направлению IT, перспективу принять участие в конкретных проектах, результаты которых будут востребованы. /№ 10-11(2019)

Новости


Президиум Российской академии наук поддержал предложение о создании Межведомственного совета РАН по научному обоснованию и сопровождению лекарственной политики РФ. Этот совещательный научно-консультативный орган РАН будет заниматься научным обоснование, анализом и мониторингом лекарственной политики в РФ.



Лазерная ассоциация (ЛАС) подвела итоги конкурса выпускных квалификационных работ 2018 года.

На «недостаточное участие частного бизнеса в инвестировании в российские научные исследования на ранних этапах» обратил внимание в интервью корреспонденту ТАСС президент РАН Александр Сергеев. По его мнению, бизнесу в России требуется прививать культуру инвестиций в научные исследования с высокими рисками.

Президент РАН Александр Сергеев рассказал корреспонденту ТАСС об итогах визита в США.

На 90-м году жизни скончался декан исторического факультета с 1971-го по 1995 годы, доктор исторических наук, Заслуженный профессор МГУ им. М.В.Ломоносова академик Юрий Кукушкин. Об этом сообщил деканат исторического факультета МГУ.

VIII Саммит «Глобальная энергия» пройдет 10 апреля в Технологическом институте Карлсруэ (Германия). Ведущие мировые эксперты в области энергетики, политики и бизнеса из 13 стран обсудят самые актуальные вопросы энергетической повестки, сообщает пресс-служба «ГЭ».

Власти Севастополя намерены обратиться в Правительство РФ с просьбой создать на базе Севастопольского госуниверситета один из 15 научно-образовательных центров, которые будут учреждены в рамках нацпроекта «Наука». Об этом сообщил губернатор Дмитрий Овсянников на совместном с депутатами Госдумы и общественностью заседании.

Конференции


С 28 по 30 мая 2019 года в Центральном институте авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ, входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского) состоится Всероссийская научно-техническая конференция молодых ученых и специалистов «Авиационные двигатели и силовые установки».

Центр научно-информационных исследований по науке, образованию и технологиям ИНИОН РАН совместно с Институтом экономических стратегий проводят МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СЕМИНАР ПО НАУКОВЕДЕНИЮ И НАУКОМЕТРИИ

С 22 по 28 мая 2019 года в Архангельске проводится ежегодная 21-я Неделя арктической науки (Arctic Science Summit Week), учрежденная Международным арктическим научным комитетом (МАНК/IASC). Тематическая направленность саммита в 2019 году – «Изменения климата и обеспечение жизнедеятельности населения Арктики».

Текущие конкурсы


ФГБУН Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии РАН (ИГЕМ РАН) объявляет конкурс на замещение вакантных должностей

Российский научный фонд объявляет о начале приема заявок на «молодежные» конкурсы Президентской программы исследовательских проектов. Конкурсы проводятся по всем областям знания, предусмотренным классификатором РНФ, однако, научные исследования должны быть направлены на решение конкретных задач в рамках одного из определенных в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации приоритетов.

Конкурс на лучшие научные проекты междисциплинарных фундаментальных исследований

Конкурс на лучшие проекты организации российских и международных научных мероприятий, проводимых в марте - декабре 2019 года на территории Российской Федерации

Конкурсы 2019 года на лучшие научные проекты фундаментальных исследований, проводимые совместно РФФИ и АНО ЭИСИ

Вакансии


08.02.2019
объявляет о проведении выборов на должность заведующего академической кафедрой истории и философии науки.

14.09.2018
ФГБУН Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН)объявляет конкурс на замещение вакантных должностей

13.04.2018
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования “Московский физико-технический институт (государственный университет)” объявляет конкурс на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу


опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии