Официально


Минобрнауки утвердило контрольные цифры приема аспирантов на бюджетные места в научные организации, подведомственные ФАНО, на 2019/20 учебный год, сообщает пресс-служба агентства.



Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки прекратила действие лицензии Московского областного гуманитарного института.



Президент России подписал закон «О внесении изменений в ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ», который уточняет правовой статус студенческих спортивных лиг и Российского студенческого спортивного союза.



Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение об обеспечении деятельности Российской Антарктической экспедиции на 2018-2022 годы. Оно опубликовано на сайте правительства и доступно по ссылке.






Новости № 16(2018)

Регионы


СНГ


Интердайджест


















Физический смысл. Российские учителя, побывавшие в ЦЕРН, откроют ученикам передовую науку.
Образование
№ 01-2(2012)

13.01.2012

Как привлечь подрастающее поколение школьников, студенческую молодежь в большую науку? Один из самых эффективных путей - через популяризацию передовых направлений этой самой науки. Способ многократно опробован и широко используется ведущими мировыми научными центрами,  в том числе Европейской организацией ядерных исследований (ЦЕРН).
Ничего удивительного в этом нет: организация создавалась под эгидой ЮНЕСКО и с самого начала была сформулирована одна из главных ее задач - сделать доступными обществу передовые научные результаты и знания, которые в ней получают.  
Более десятка лет в ЦЕРН развиваются многочисленные  образовательные проекты, ориентированные на самую разную аудиторию. Особое место среди них занимают программы для школьных учителей, которые проводятся уже более 10 лет. Однако  организаторы подобных программ уверены, что конечными получателями знаний в области физики высоких энергий становятся не столько приезжающие в ЦЕРН преподаватели, сколько их ученики. Учителя же выступают в роли “трансляторов” или популяризаторов этих знаний.
Ежегодно ЦЕРН посещают около 1000 преподавателей из разных стран мира. Некоторые из них становятся участниками летних школ, которые проводятся для многонациональной учительской аудитории на английском языке, но большинство приезжают в рамках стартовавших в 2006 году Национальных программ для школьных учителей физики, адаптированных для педагогов из конкретных стран.
В 2009 году первая группа из 45 российских школьных учителей физики побывала в ЦЕРН. Эта поездка была организована Объединенным институтом ядерных исследований  в сотрудничестве с ЦЕРН и финансировалась ФЦП “Научные и научно-педагогические кадры инновационной России”. В 2010 году научная школа для 44 учителей из России была организована ЦЕРН и ОИЯИ при поддержке муниципальных органов образования. Спустя  год третья группа преподавателей - физиков из России смогла пройти подготовку в Европейской организации ядерных исследований. Участниками программы, которая прошла в ЦЕРН с 30 октября по 5 ноября 2011 года, стали 48 школьных учителей из разных уголков России. Организационно-техническим обеспечением ее проведения в рамках  мероприятия 2.1 ФЦП “Научные и научно-педагогические кадры инновационной России” (шифр 2011-2.1-208-250) вновь занимался ОИЯИ.  
Программа обучения  включала следующие лекции: “Знакомство с ЦЕРН”, “Введение в физику частиц”, “Космология”, “Эксперименты на Большом адронном коллайдере”, “Ускорители частиц”, “Использование физики частиц в медицине”, “Сеть ГРИД” и другие. Их читали работающие в ЦЕРН российские и зарубежные ученые, которые, помимо прочего, владеют искусством  популярного изложения самых сложных научных тем. Программа школы также предусматривала  посещение экспериментальных установок ЦЕРН, встречи с учеными-физиками в рабочей и неформальной обстановке, экскурсии.
Какого же эффекта можно ожидать от интереснейшего обучающего мероприятия, каким стала поездка в ЦЕРН для российских учителей? Без сомнения, недельный церновский опыт и информация, полученная в Европейской организации ядерных исследований, будут донесены до учащихся в рамках курса школьной физики. Однако российские педагоги не ограничиваются ожидаемым эффектом. Как показала первая программа для российских школьных учителей, прошедшая в ЦЕРН в 2009 году, многие из ее участников  проявили себя настоящими подвижниками и энтузиастами своего дела. Продолжением церновской школы стала организованная по их инициативе  серия видеоконференций “на местах” с участием российских школьников и находящихся в Женеве сотрудников ЦЕРН. По словам координатора проекта, директора Учебно-научного центра ОИЯИ Станислава Пакуляка,  видеоконференции  собирали по 200-300 школьников, а всего около 2000 российских учащихся смогли получить ответы на свои вопросы в ходе этих мероприятий в 2009-2011 годах. Как распорядятся полученными знаниями учителя, посетившие ЦЕРН в 2011 году, покажет время. Но даже первые отзывы, присланные в адрес организаторов программы, говорят о том, что преподаватели смогут по-новому рассказывать своим ученикам о достижениях современной науки.
Вот лишь некоторые из откликов:
“Участие в Школе учителей физики в ЦЕРН стало лично для меня чрезвычайно важным. Познакомился с самыми современными исследованиями в области физики элементарных частиц, астрофизики, ускорителей, методов детектирования, компьютерных технологий и самой организации научных исследований на высшем мировом уровне. Удалось увидеть сам процесс научного творчества в огромном интернациональном коллективе и на громадных сложнейших установках. Я получил исчерпывающие ответы на вопросы,  с которыми ехал в ЦЕРН, и на еще большее количество вопросов, появившихся там. Кстати, уже провел один урок по материалам ЦЕРН в 11-м физико-математическом классе”.
Николай Кучер, учитель физики, директор лицея Троицка.
“На пять дней мы погрузились в мир высоких энергий и элементарных частиц, работали и жили в многоязыкой,  дружеской атмосфере.
О многом хочется теперь рассказать своим ученикам, в том числе и о прикладном значении фундаментальной науки. Трудно, например, представить сегодня современную медицинскую диагностику без позитронно-эмиссионной томографии, которая была бы невозможна без создания ускорителей.
Такие научные школы, на мой взгляд, являются инновацией в современной системе образования. Непосредственное общение ученых и учителей дает ощущение сопричастности к процессу познания природы на самом ее передовом крае, подчеркивает значимость нашего труда для общества”.
Инна Вихрова, учитель физики МОУ “Лицей №8”, Ленинградская область, Тихвин.
“Я работаю в Новгородской области, в сельской школе, в которой всего 84  ученика. Я очень благодарна организаторам Научной школы для учителей в ЦЕРН. Было интересно, познавательно и увлекательно узнать много нового о физике высоких энергий из уст ведущих ученых, побывать на экспериментальных установках и познакомиться с замечательными людьми.  Это было незабываемо! Очень приятно, что нас воспринимают в хорошем смысле “миссионерами”, и мы выступаем теперь для своих учеников в роли посланников большой науки.
Когда я вернулась домой, в первую очередь рассказала о своих впечатлениях детям. Вы бы видели, как у них горели глаза, сколько вопросов было задано, как они просили рассказывать еще и еще! Ведь в отличие от школьников больших городов многие дети из села никуда не выезжали дальше районного центра, у большинства нет дома Интернета, не у всех благополучные семьи. И моя поездка для них - это тоже глоток свежего воздуха”.
Ольга Трофимова, учитель школы деревни Большие Боры Старорусского района Новгородской области.
Своими впечатлениями и опытом участники школы делятся на специально созданном год назад сайте http://teachers.jinr.ru/. Он задумывался как своего рода социальная сеть педагогов-физиков, интересующихся проблемами, которыми занимаются в ЦЕРН. Здесь же выложены видеолекции ученых, которые вполне могут лечь в основу школьных курсов по современной физике.

 

ПОЛНОСТЬЮ СПЕЦВЫПУСК ДОСТУПЕН В ФОРМАТЕ PDF

Фото Виктора Жильцова

Спецвыпуск подготовили
Светлана БЕЛЯЕВА, Василий ЯНЧИЛИН


 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Смета на мечты. Развитие образования обойдется недешево.
Экспертов образовательного сообщества страны, собравшихся, чтобы обсудить доклад на тему “Двенадцать решений для нового образования” и выделить наиболее актуальные из предлагаемых в нем проектов, помощник Президента России, экс-министр образования и науки Андрей Фурсенко напутствовал такими словами: “Резать надо по живому, иначе это будут делать другие, и не факт, что столь же квалифицированно”. /№ 16(2018)
Волна захватила. Тотальный диктант писали всем миром.
“Каждое утро, еще при свете звезд, Якоб Иванович Бах просыпался и, лежа под толстой стеганой периной утиного пуха, слушал мир” - эту строку узнают теперь более двухсот тысяч человек из разных стран мира: с нее начинался текст “Тотального диктанта” во Владивостоке, нынешней столице ежегодной образовательной акции. /№ 16(2018)
Что мешает и снижает… Ректоры Прикамья сосредоточились на болевых точках вузовской науки.
О том, как обстоят дела с наукой в вузах, шла речь на недавнем заседании Совета ректоров Пермского края. Председатель секции проректоров по научной работе, проректор Пермского национального исследовательского политехнического университета Владимир Коротаев представил характеризующие ситуацию тенденции и отметил ряд факторов, отрицательно на нее влияющих. /№ 15(2018)

Новости


Совет по науке при Минобрнауки выступил с заявлением, в котором выражена глубокая обеспокоенность в связи с внесением в Госдуму законопроекта «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия США и (или) иных иностранных государств». Члены совета считают, что предложенные в законопроекте меры могут нанести существенный ущерб развитию российской науки и технологий.



Россия должна привлекать на работу лучших ученых и продолжать взаимодействие с международными научными организациями. На решение этих задач направлены поручения Владимира Путина, которые он дал по итогам заседания Совета при Президенте РФ по науке и образованию и встречи с учеными Сибирского отделения РАН, прошедших в феврале 2018 года.



Российские студенты завоевали Кубок мира и четыре медали из 13 на престижном мировом чемпионате по программированию ICPC, финал которого прошел в Пекине. Отличились команды из МГУ им. М.В.Ломоносова, МФТИ, ИТМО и Уральского федерального университета, информирует ТАСС.



Глава Минобрнауки Ольга Васильева провела рабочих встреч с министрами профильных ведомств на Московском международном салоне образования. По итогам встреч были подписаны меморандумы о сотрудничестве в сфере высшего образования РФ с Республикой Бурунди и Государством Палестина.



Работодатели и образовательные организации могут проверять подлинность свидетельств о признании иностранного образования или квалификации иностранных работников и абитуриентов через электронный сервис «Реестр выданных свидетельств», размещенный на сайте Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.



Федеральное агентство научных организаций продолжает выдачу государственных жилищных сертификатов молодым ученым подведомственных организаций, сообщает пресс-служба ведомства. Работа проводится в рамках государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ».



Совет Межрегионального общества научных работников обратился с заявлением к председателю Госдумы Вячеславу Володину.

Конференции


Пятая конференция разработчиков российских операционных платформ «OS DAY. Надежность» состоится 17-18 мая 2018 г. в Москве, в главном здании Российской академии наук. Основной темой для обсуждения среди теоретиков и практиков системного программирования и разработки ОС станет вопрос надежности. Участники рассмотрят методы проектирования и разработки надежных платформ, инструментальные средства обеспечения надежности программно-аппаратных систем как на этапе разработки, так и на этапе эксплуатации.

Центр научно-информационных исследований по науке, образованию и технологиям ИНИОН РАН совместно с Институтом экономических стратегий проводят МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СЕМИНАР ПО НАУКОВЕДЕНИЮ И НАУКОМЕТРИИ

Центр научно-информационных исследований по науке, образованию и технологиям ИНИОН РАН совместно с Институтом экономических стратегий проводят Московский семинар по науковедению и наукометрии.

Текущие конкурсы


Российский научный фонд объявляет о начале приема заявок на инфраструктурный конкурс Президентской программы исследовательских проектов

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования “Московский физико-технический институт (государственный университет)” объявляет конкурс на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу

Конкурс 2018 года на лучшие научные проекты междисциплинарных фундаментальных исследований по теме “Большие данные в постгеномную эру” (“мк”)

Конкурс 2018 года на лучшие научные проекты междисциплинарных фундаментальных исследований по теме “Правовое регулирование геномных исследований” (“мк”)

Конкурс 2018 года на лучшие научные проекты междисциплинарных фундаментальных исследований по теме “Модели правового регулирования международного научно-технического сотрудничества и международной интеграции России” (“мк”)

Вакансии


02.03.2018
объявляет конкурс на замещение вакантных должностей:

17.11.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии рудных месторождений, петрографии минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН) объявляет конкурс на замещение вакантной должности...

03.11.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования и науки Санкт-Петербургский национальный исследовательский академический университет Российской академии наук объявляет конкурс на замещение следующих вакантных должностей...




опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии