Официально


Минобрнауки объявило открытый конкурс на предоставление в 2018 году грантов для реализации мероприятия «Субсидии на поддержку проектов, связанных с инновациями в образовании». Гранты получат юридические лица в форме субсидий из федерального бюджета, сообщает пресс-служба министерства.



Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в части совершенствования целевого обучения» направлен на рассмотрение Госдумы, которая разрабатывала документ для совершенствования механизмов целевого обучения по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования.

Правительство РФ изменило Правила разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и внесения в них изменений.

К Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования присоединен Государственный НИИ информационных технологий и телекоммуникаций (ГНИИ ИТТ «Информика») в качестве структурного подразделения.




Новости № 1-2(2018)

Регионы


Недавно в Екатеринбурге и Новоуральске прошел фестиваль науки “Кстати”, организованный региональным информационным центром по атомной энергии. В течение четырех дней на тридцати площадках были проведены более пятидесяти открытых лекций, семинаров, мастер-классов и научно-популярных ток-шоу. По словам организаторов, фестиваль посетили более четырех тысяч человек.

Общие темы появились у Пермского государственного национального исследовательского университета (ПГНИУ) и Пермской художественной галереи. Соглашение о сотрудничестве, в котором они зафиксированы, подписали ректор вуза Игорь Макарихин и директор галереи Юлия Тавризян.

Ректор Томского государственного архитектурно-строительного университета (ТГАСУ) Виктор Власов и и.о. ректора Новгородского госуниверситета (НовГУ) Юрий Боровиков подписали договор о сотрудничестве между двумя вузами. Церемония прошла в рамках недавнего визита в Томск делегации Новгородской области.

СНГ


Около 500 представителей академической, вузовской и отраслевой науки приняли участие в сессии Общего собрания Национальной академии наук Белоруссии, которая прошла в декабре. В повестке дня был один вопрос: выборы действительных членов НАНБ, а также иностранных и почетных членов Академии наук.

В Армении принят закон, фактически отменяющий отсрочку от службы в армии в связи с учебой. До этого, в 1997-м и 2004-2005 годах, правительство дважды инициировало такой документ, но парламент голосовал против.

Министерство образования и науки Украины вновь несколько изменило правила приема в высшие учебные заведения. Поступающим в 2018 году можно будет подать сразу 7 заявлений на 4 специальности на места государственного и регионального заказа. При этом количество заявлений на контракт ограничиваться не будет.

Интердайджест


Первый в истории астрономических наблюдений “межзвездный объект”, пролетевший через Солнечную систему, оказался замаскированной кометой. Об том сообщает Science News.

События, ожидаемые в мире физики в 2018 году, представил портал физического сообщества Physics World. С достаточной уверенностью редакция портала заявляет о запуске миссии Европейского космического агентства (European Space Agency) BepiColombo к Меркурию в октябре наступившего года и намерении Китая запустить первый космический аппарат “Чанъэ-4” (Chang’e 4) к обратной стороне Луны.

NASA собирается запустить зонд к экзопланете в 2069 году. С подробностями - ExtremeTech. Несколько лет назад зонд “Вояджер” после десятилетий полета в пределах Солнечной системы пересек межзвездное пространство. После нескольких гравитационных маневров он продолжал двигаться с впечатляющей скоростью...


Большевики ведут активную пропаганду в разных странах. Ленин вызвал в Петроград румынского социалиста Раковского для ведения пропаганды против монархии и буржуазии в Румынии. В Финляндии большевистские войска отказываются очистить страну, несмотря на объявление ее независимости, и помогают крайним социалистам в их борьбе против Сейма. В Норвегии создаются рабочие Советы, наподобие русских. В Христиании движение направлено против умеренных социалистов, которых крайние социалисты упрекают в недостатке революционного духа.


















Революций не ожидается. Форменная деформация. На случаи жизни.
Образование
№ 33-34(2017)

25.08.2017


Закончилась очередная приемная страда... В этом году Единый государственный экзамен страна сдавала уже девятый раз. Что изменилось? 

 

Революций не ожидается

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки завершила анализ предложений по совершенствованию Единого государственного экзамена (ЕГЭ), поступивших от граждан. 

Замечания и пожелания по улучшению ЕГЭ Рособрнадзор ежегодно собирает после завершения основного периода экзаменационной кампании. В этом году предложения принимались до 11 августа. Обращений поступило в два раза меньше, чем в прошлом году (около 200), и в десять раз меньше, чем в 2014-м (около 1000). 

Большинство предложений 2017 года носило организационный характер. 

Среди наиболее популярных были предложения по корректировке расписания ЕГЭ, совершенствованию процедуры рассмотрения апелляций, поданных участниками ЕГЭ. Также поступили предложения фиксировать время выходов участников ЕГЭ из аудитории, увеличить список дополнительных материалов, которые можно использовать на экзамене, например, добавить в их число циркуль, изменить шрифт контрольных измерительных материалов и ряд других. 

Многие как позитивный факт отметили сокращение сроков проверки экзаменационных работ и выдачи результатов участникам ЕГЭ и высказали пожелания сохранить такой порядок впоследствии и еще сократить сроки. Как и в прошлом году, поступили также предложения больше ничего не менять в организации ЕГЭ, сохранив действующий порядок проведения экзаменов. 

“Все поступившие предложения внимательно изучены специалистами Рособрнадзора и будут учтены нами в дальнейшей работе. Последние два года предложения граждан по корректировке ЕГЭ не носят революционный характер и касаются в основном незначительных уточнений процедуры. Это говорит о том, что система ЕГЭ устоялась и в обществе отсутствует запрос на внесение в нее радикальных изменений”, - отметил руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов.

По материалам сайта http://obrnadzor.gov.ru/ru 

Форменная деформация

Переход к Единому государственному экзамену в основном завершен. Проделана огромная работа, вложены значительные средства. Что мы приобрели в итоге? Свою точку зрения на ситуацию высказывает ректор Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, заместитель председателя Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга член-корреспондент РАН Александр ЗАПЕСОЦКИЙ.

За то время, что действует ЕГЭ (напомним, он стал единственной формой выпускных экзаменов в школе и основной - приема вузы в 2009 году), старшеклассники и их родители смирились с его неизбежностью и, выйдя из шокового состояния, начали воспринимать его как данность. 

Считается, что благодаря новой системе приема увеличилась доступность образования в ведущих вузах страны для молодежи из регионов. К примеру, в Петербурге доля иногородних первокурсников в общем наборе увеличилась практически вдвое: примерно с 30 до 66-68%. Увы, это не связано с реформой. Доля иногородних увеличивалась на 1,5-2% много лет ежегодно. И при введении ЕГЭ какого-то особого всплеска не зафиксировано. К тому же эту проблему можно было решить и совсем иными методами. У нас в университете доля иногородних последние 25 лет и без ЕГЭ составляет 66-68%.

Вместе с тем система ЕГЭ практически разрушила профориентационные связи вуза со школой. Раньше лучшие вузы стремились выявить и подготовить своего абитуриента. Заключали договоры со школами, создавали специализированные классы, ориентировали педагогов, детей, родителей на подготовку по своим требованиям. Теперь все это - в прошлом. 

Сейчас дети из регионов могут выбирать вузы по Интернету. Чиновники считают, что это замечательно. Экономятся расходы на поездки. Но в итоге люди выбирают не вузы, а их сайты, которые, увы, дают неполное (мягко говоря) представление об образовательных учреждениях. Получив информацию с экрана монитора, абитуриенты приезжают - и для них совершенно неожиданным становится многое из того, что они видят в вузе. Где-то сюрпризы оказываются радостными, где-то - совсем нет. Считаю, что, в конечном счете, система ЕГЭ нанесла сильнейший удар по поиску молодежью своей профессии, своего вуза, своего образа жизни и места в ней. 

За это время разработчики ЕГЭ предприняли огромные усилия по совершенствованию тестовых заданий, учли многие претензии педагогической общественности. Но качественного улучшения ситуации не произошло. Сегодня очевидно, что превращение образования в подготовку к сдаче ЕГЭ в любом случае приводит к его катастрофическим деформациям. 

В прежней системе старшеклассник, взращиваемый как творческая личность, впитывал знания под влиянием интереса к предмету, творчески отбирал и присваивал их, оперировал ими, комплектуя в итоге собственную картину мира. Эта картина в вузе дополнялась, обретала больший объем и глубину, становясь фундаментом овладения специальностью. 

Натаскивание же, воцарившееся в сегодняшней школе, побуждает ребенка тащить знания в память, как на склад, чтобы потом успешно пройти тестирование. В итоге выученное оказывается и скверным способом усвоенной информацией, и не складывается в картину мира. А без полноценной картины мира качественное высшее образование невозможно.

В последние годы нашему вузу, видимо, достаются сливки из общей массы выпускников. Средний конкурс - около 40 человек на место. По отдельным специальностям - свыше 120. Разумеется, с баллом ЕГЭ у первокурсников все в порядке. При этом сегодняшний школьный выпускник-отличник, на наш взгляд, подготовлен примерно на уровне хорошиста десятилетней давности. Хорошист - на уровне троечника. Существенно упала креативность старшеклассников, их умение оперировать информацией, работать в группе. Резкое ухудшение качества обучения в школе после введения ЕГЭ, пожалуй, очевидно уже всему российскому обществу. 

И наконец, по-моему, самое главное. В ходе образования ценности передаются учащимся совсем иначе, чем знания. Передаются в ходе целесообразно организованной деятельности школьника. 

Нам следует понимать, что натаскивание на сдачу ЕГЭ - дефективный способ включения обучаемого в деятельность, не вызывающий у него нравственных и эстетических переживаний. Натаскиванием не сформируешь культурную идентичность, гражданственность, любовь к Родине, патриотизм. Стремление к добру и неприятие зла, чувство прекрасного, почтение к старшим, уважение к закону, ценности, выработанные тысячелетиями развития отечественной культуры, при подготовке к сдаче ЕГЭ также не формируются. Иными словами, школа перестает формировать полноценную личность. Не выполняется важнейшая ее функция. Такое “образование” нам не нужно. Нужно совсем иное.

Чиновникам придется признать, что благие намерения, лежащие в основе внедрения нынешней системы, привели к плачевным результатам. И существенному улучшению созданная система, увы, не подлежит. Лучше это признать как можно раньше, но исправлять ситуацию не спеша. Ведь образование в силу своей специфики инерционно, не терпит резких перемен. Государственная политика в данной сфере должна быть изменена продуманно, выверенно и планомерно, без создания излишней нервозности в обществе. Надо извлекать уроки из ошибок.

На случаи жизни. Портал “Госуслуги” подскажет путь к образованию.

Под занавес приемной кампании в вузы Единый портал “Госуслуги” пополнился шестнадцатым разделом - “Получение образования”. Впрочем, информация и услуги, которые предлагаются здесь гражданам, касаются не только абитуриентов. Раздел адресован всем, кто интересуется любым из сегментов российской образовательной системы, и дает подробное представление о каждом уровне образования, от дошкольного до высшего, включая аспирантуру (адъюнктуру), ординатуру и ассистентуру-стажировку (магистратуру или специалитет в области культуры). Чтобы познакомиться с перечнем услуг, предоставляемых государственными ведомствами в этой сфере, необходимо обратиться в раздел “Жизненные ситуации”, а затем выбрать соответствующую категорию в каталоге. 

Портал подскажет, как записать ребенка в первый класс в своем регионе, а после поступления следить за его успеваемостью в режиме реального времени посредством “электронного дневника”. Выпускникам школ здесь предлагается, не приходя в школу, получать сведения о результатах сдачи ЕГЭ. Услуга бесплатная, необходимо лишь авторизоваться и отправить электронную заявку. Раздел “Частые вопросы” позволяет абитуриенту уточнить, какие формы обучения предоставляют сегодня наши университеты (включая сетевую), получить краткую консультацию об условиях реализации права на отсрочку от службы в армии на время учебы, а также узнать, какие категории поступающих могут на данный момент рассчитывать на льготы при приеме в вуз. 

Тем, кто нуждается в признании образования или квалификации, полученных за рубежом, предоставляется возможность с помощью нового ресурса стать обладателем необходимого свидетельства от Рособрнадзора. Это платная электронная услуга (6,5 тысячи рублей), и на ее оказание отводится 45 дней. Есть полезная информация и о том, как получить дубликат такого документа, но делать это придется уже не в электронном формате. Через портал можно также заказать услугу по подтверждению в России своего статуса специалиста в области медицины: установить эквивалентность иностранных документов об образовании и с соответствующим направлением отправиться на сдачу специального экзамена, а затем получить сертификат в Рособрнадзоре. Этот вид помощи оказывается бесплатно. Отметим, что желающие получить такую услугу предварительно предупреждаются об основаниях для отказа в приеме заявления и документов. Его можно получить, к примеру, в том случае, если иностранная образовательная программа, указанная в документе об образовании, не соответствует профильным программам, реализуемым в РФ.

Через активные ссылки на полезные ресурсы из образовательного раздела “Госуслуг” пользователь напрямую попадает на сайты Минобрнауки РФ, Рособрнадзора, Официальный информационный портал государственной итоговой аттестации и сайт для иностранцев “Обучение в России”. Кстати, по последнему из перечисленных адресов есть информация и о том, как подготовить российские документы об образовании к признанию за рубежом, куда обращаться и в каких случаях такая легализация не нужна.

Портал обеспечивает контакт через личный кабинет и все необходимые оповещения тем или иным электронным способом (включая мобильное приложение). Пользователям также предлагается обращаться на ресурс со всеми претензиями по оказанию услуг (отказ, нарушение сроков, требование дополнительных документов и т.д.), и для этого есть специальная опция. Таким же образом можно получить ответ на любой вопрос по теме образования, выбрав нужную ссылку на страничке службы поддержки и добавив к сообщению контактные данные. 

Татьяна Возовикова 


 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Меняйся или уходи. Цифровое образование бросает вызов преподавателям вузов.
В конце года на пресс-конференции в МИА “Россия сегодня” журналистам рассказали о предварительных итогах реализации первого этапа приоритетного проекта “Современная цифровая образовательная среда в РФ” (СЦОС). Было объявлено, что в тестовом режиме заработал интернет-портал, обеспечивающий доступ к онлайн-курсам по принципу “одного окна”. Этот информационный ресурс объединил более десятка существующих платформ онлайн-обучения, предложил единую систему аутенфикации пользователей. /№ 1-2(2018)
По дороге к Луне. Какие школьники рискуют выбирать такие маршруты?
Про “Космический урок” мы заговорили первый раз, рассказывая о Томском государственном педагогическом университете (“Поиск” №48, 2017 г.). На самом деле эта инициатива родилась на год раньше, когда еще в сентябре 2016 года директор Института физики прочности и материаловедения СО РАН Сергей Псахье и советник генерального директора РКК “Энергия” Александр Чернявский встретились в старинном корпусе Томского государственного педагогического университета с ректором этого вуза Валерием Обуховым... /№ 52(2017)
Из студентов – в профессионалы. О новых возможностях построения карьеры.
Завершился отборочный этап олимпиады “Я - профессионал” - нового проекта в сфере высшего образования, позволяющего студентам из всех регионов России поступить в магистратуру и аспирантуру ведущих вузов практически без экзаменов, а также пройти стажировки в престижных компаниях - с перспективой последующего трудоустройства. /№ 52(2017)

Новости


Российский научный фонд назвал несколько самых ярких и важных отечественных научных результатов уходящего года. Их выбрали, изучив работы более чем 35 тысяч российских ученых, которые проводят фундаментальные исследования при поддержке РНФ.



В 2018 году в Калуге начнется строительство Калужского инновационного кампуса филиала Московского государственного технического университета имени Н.Э.Баумана стоимостью около 7 миллиардов рублей, сообщает ТАСС.



Минобрнауки, Минфин и Минэкономразвития, а также другие федеральные органы власти, имеющие подведомственные высшие учебные заведения, должны до 28 февраля представить в правительство предложения о мерах по приведению вузовских зданий «в соответствие с требованиями к их эксплуатации» и представить предложения об объемах и источниках финансового обеспечения этих мер.



Национальная академия наук Белоруссии и Фонд поддержки образования и науки (Алферовский фонд) назвали победителей конкурса для молодых ученых 2017 года, сообщает пресс-служба НАНБ.

Заместитель министра образования и науки Григорий Трубников назвал обвинения в плагиате, связанные с его диссертацией, не имеющими под собой оснований.

Председатель Высшей аттестационной комиссии Владимир Филиппов рассказал газете «Известия», что количество защит в РФ кандидатских и докторских диссертаций за пять лет сократилось почти вдвое. При этом число диссертационных советов за последние пять лет уменьшилось на 30%.

Депутат Госдумы от ЛДПР Василий Власов обратился к министру образования и науки Ольге Васильевой с запросом, в котором идет речь о необходимости на законодательном уровне установить пятидневную учебную неделю и исключить возможность привлечения школьников и студентов на занятия по субботам. Копия документа парламентария имеется в распоряжении ТАСС.

Конференции


В повестке дня очередного 176-го заседания - доклад профессора Московского института стали и сплавов, действительного члена Академии проблем качества, члена ASQ и ENBIS, члена Международной гильдии профессионалов качества Ю.П.Адлера “Зачем научным организациям менеджмент и как с ним бороться”.

На территории национального парка “Бузулукский бор” в Оренбургской области прошла XXI совместная сессия Объединенного научного совета по фундаментальным географическим проблемам при Международной ассоциации академий наук и научного совета РАН по фундаментальным географическим проблемам, посвященная Году экологии в России и 100-летию отечественного заповедного дела.

Наша страна обладает крупнейшей в мире территорией и занимает четвертое место по площади пахотных земель. Казалось бы, области огромные, однако сельское хозяйство России сконцентрировано на ограниченной площади - с благоприятными климатическими условиями - и нагрузки на плодородные почвы настолько велики, что приводят к их деградации. Причина - в водной и ветровой эрозии, потерях гумуса и элементов питания, переуплотнении посевов и загрязнении.

Текущие конкурсы


Конкурс проектов 2019 года фундаментальных научных исследований, проводимый совместно федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и Немецким научно-исследовательским сообществом

Программа аспирантских стипендий Топсе приглашает аспирантов, работающих в области гетерогенного катализа и смежных областях материаловедения, принять участие в ежегодном конкурсе на предоставление стипендии Топсе.

Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” совместно с субъектами Российской Федерации

Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований, выполняемых молодыми учеными, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” совместно с субъектами Российской Федерации

Конкурс проектов 2018 года организации российских и международных научных мероприятий, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” совместно с субъектами Российской Федерации

Вакансии


17.11.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии рудных месторождений, петрографии минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН) объявляет конкурс на замещение вакантной должности...

03.11.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования и науки Санкт-Петербургский национальный исследовательский академический университет Российской академии наук объявляет конкурс на замещение следующих вакантных должностей...

27.10.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН) объявляет конкурс на замещение вакантных должностей...





опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии