Официально


Правительство утвердило план реализации Стратегии обеспечения единства измерений в России. Документ, в частности, предусматривает повышение уровня метрологического обеспечения приоритетных направлений науки, технологий и техники, обеспечение преимущественного использования отечественных технологий и приборной базы.

Федеральное агентство научных организаций утвердило план-график реализации мероприятий в рамках Стратегии научно-технологического развития РФ на 2017-2019 годы (первый этап). Документ опубликован на сайте ведомства и доступен по ссылке.

Объявлен грантовый конкурс, по итогам которого будет оказана господдержка центрам Национальной технологической инициативы, создаваемым вузами и научными организациями, сообщает пресс-служба Минобрнауки.

Конкурсная комиссия Минобрнауки вскрыла конверты с заявками от вузов - участников открытого конкурса, победителям которого будет предоставлена государственная поддержка для создания и развития инжиниринговых центров. Всего в адрес министерства поступило 65 заявок.




Новости № 44-45(2017)

Регионы


Вузам нужно активнее сотрудничать со студенческим профактивом. Такой вывод сделан по итогам заседания Совета ректоров вузов Пермского края, обсудившего деятельность студенческих профсоюзных организаций.

Первый 14-этажный жилой корпус нового общежития сдан Алтайскому госуниверситету. Генподрядчик - ООО “Стройсиб” - полностью завершил работы и передал ключи от здания вузу.

Компания Samsung Electronics при поддержке Института системного программирования РАН запускает на базе Московского физико-технического института проект “IoT Академия Samsung”. В его рамках студенты вуза смогут получить практические знания об Интернете вещей и разработать собственные проекты с применением “умных” устройств.

СНГ


Интердайджест


В атмосфере Сатурна зафиксированы загадочные частицы. Подробности - в Nature News. Источником невиданных прежде частиц, которые обнаружил прекративший недавно свою миссию космический зонд НАСА “Кассини”, может быть пыль с колец Сатурна.

Вулканическая активность могла стать причиной общественных беспорядков в Древнем Египте. Об этом сообщает Sciencemag.org. Международная группа ученых установила, что извержения вулканов в древности влияли на чрезвычайно важные для земледелия ежегодные разливы Нила, поскольку уменьшали количество осадков, выпадающих в верховьях реки на Эфиопском нагорье.

Воссозданный учеными облик пернатого динозавра указал на его способность маскироваться. С подробностями - New York Times. Род “пушистого” динозавра синозавроптерикс (Sinosauropteryx) был описан в 1996 году. Это некрупный динозавр, до полуметра в длину, обитавший около 125 миллионов лет назад на территории современного Китая.


СТАВКА, 14 октября. По данным комиссаров, на румынском фронте пропаганда мира ведется неприятелем весьма настойчиво и планомерно при помощи агентов и подбрасываемой в окопы литературы, главным образом газет. Общее положение на фронте отнюдь не безнадежное. Слухи, будто части собираются в определенный день покинуть фронт, исходят исключительно от шпионов и провокаторов. Количество дезертиров уменьшается.






















Революций не ожидается. Форменная деформация. На случаи жизни.
Образование
№ 33-34(2017)

25.08.2017


Закончилась очередная приемная страда... В этом году Единый государственный экзамен страна сдавала уже девятый раз. Что изменилось? 

 

Революций не ожидается

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки завершила анализ предложений по совершенствованию Единого государственного экзамена (ЕГЭ), поступивших от граждан. 

Замечания и пожелания по улучшению ЕГЭ Рособрнадзор ежегодно собирает после завершения основного периода экзаменационной кампании. В этом году предложения принимались до 11 августа. Обращений поступило в два раза меньше, чем в прошлом году (около 200), и в десять раз меньше, чем в 2014-м (около 1000). 

Большинство предложений 2017 года носило организационный характер. 

Среди наиболее популярных были предложения по корректировке расписания ЕГЭ, совершенствованию процедуры рассмотрения апелляций, поданных участниками ЕГЭ. Также поступили предложения фиксировать время выходов участников ЕГЭ из аудитории, увеличить список дополнительных материалов, которые можно использовать на экзамене, например, добавить в их число циркуль, изменить шрифт контрольных измерительных материалов и ряд других. 

Многие как позитивный факт отметили сокращение сроков проверки экзаменационных работ и выдачи результатов участникам ЕГЭ и высказали пожелания сохранить такой порядок впоследствии и еще сократить сроки. Как и в прошлом году, поступили также предложения больше ничего не менять в организации ЕГЭ, сохранив действующий порядок проведения экзаменов. 

“Все поступившие предложения внимательно изучены специалистами Рособрнадзора и будут учтены нами в дальнейшей работе. Последние два года предложения граждан по корректировке ЕГЭ не носят революционный характер и касаются в основном незначительных уточнений процедуры. Это говорит о том, что система ЕГЭ устоялась и в обществе отсутствует запрос на внесение в нее радикальных изменений”, - отметил руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов.

По материалам сайта http://obrnadzor.gov.ru/ru 

Форменная деформация

Переход к Единому государственному экзамену в основном завершен. Проделана огромная работа, вложены значительные средства. Что мы приобрели в итоге? Свою точку зрения на ситуацию высказывает ректор Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, заместитель председателя Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга член-корреспондент РАН Александр ЗАПЕСОЦКИЙ.

За то время, что действует ЕГЭ (напомним, он стал единственной формой выпускных экзаменов в школе и основной - приема вузы в 2009 году), старшеклассники и их родители смирились с его неизбежностью и, выйдя из шокового состояния, начали воспринимать его как данность. 

Считается, что благодаря новой системе приема увеличилась доступность образования в ведущих вузах страны для молодежи из регионов. К примеру, в Петербурге доля иногородних первокурсников в общем наборе увеличилась практически вдвое: примерно с 30 до 66-68%. Увы, это не связано с реформой. Доля иногородних увеличивалась на 1,5-2% много лет ежегодно. И при введении ЕГЭ какого-то особого всплеска не зафиксировано. К тому же эту проблему можно было решить и совсем иными методами. У нас в университете доля иногородних последние 25 лет и без ЕГЭ составляет 66-68%.

Вместе с тем система ЕГЭ практически разрушила профориентационные связи вуза со школой. Раньше лучшие вузы стремились выявить и подготовить своего абитуриента. Заключали договоры со школами, создавали специализированные классы, ориентировали педагогов, детей, родителей на подготовку по своим требованиям. Теперь все это - в прошлом. 

Сейчас дети из регионов могут выбирать вузы по Интернету. Чиновники считают, что это замечательно. Экономятся расходы на поездки. Но в итоге люди выбирают не вузы, а их сайты, которые, увы, дают неполное (мягко говоря) представление об образовательных учреждениях. Получив информацию с экрана монитора, абитуриенты приезжают - и для них совершенно неожиданным становится многое из того, что они видят в вузе. Где-то сюрпризы оказываются радостными, где-то - совсем нет. Считаю, что, в конечном счете, система ЕГЭ нанесла сильнейший удар по поиску молодежью своей профессии, своего вуза, своего образа жизни и места в ней. 

За это время разработчики ЕГЭ предприняли огромные усилия по совершенствованию тестовых заданий, учли многие претензии педагогической общественности. Но качественного улучшения ситуации не произошло. Сегодня очевидно, что превращение образования в подготовку к сдаче ЕГЭ в любом случае приводит к его катастрофическим деформациям. 

В прежней системе старшеклассник, взращиваемый как творческая личность, впитывал знания под влиянием интереса к предмету, творчески отбирал и присваивал их, оперировал ими, комплектуя в итоге собственную картину мира. Эта картина в вузе дополнялась, обретала больший объем и глубину, становясь фундаментом овладения специальностью. 

Натаскивание же, воцарившееся в сегодняшней школе, побуждает ребенка тащить знания в память, как на склад, чтобы потом успешно пройти тестирование. В итоге выученное оказывается и скверным способом усвоенной информацией, и не складывается в картину мира. А без полноценной картины мира качественное высшее образование невозможно.

В последние годы нашему вузу, видимо, достаются сливки из общей массы выпускников. Средний конкурс - около 40 человек на место. По отдельным специальностям - свыше 120. Разумеется, с баллом ЕГЭ у первокурсников все в порядке. При этом сегодняшний школьный выпускник-отличник, на наш взгляд, подготовлен примерно на уровне хорошиста десятилетней давности. Хорошист - на уровне троечника. Существенно упала креативность старшеклассников, их умение оперировать информацией, работать в группе. Резкое ухудшение качества обучения в школе после введения ЕГЭ, пожалуй, очевидно уже всему российскому обществу. 

И наконец, по-моему, самое главное. В ходе образования ценности передаются учащимся совсем иначе, чем знания. Передаются в ходе целесообразно организованной деятельности школьника. 

Нам следует понимать, что натаскивание на сдачу ЕГЭ - дефективный способ включения обучаемого в деятельность, не вызывающий у него нравственных и эстетических переживаний. Натаскиванием не сформируешь культурную идентичность, гражданственность, любовь к Родине, патриотизм. Стремление к добру и неприятие зла, чувство прекрасного, почтение к старшим, уважение к закону, ценности, выработанные тысячелетиями развития отечественной культуры, при подготовке к сдаче ЕГЭ также не формируются. Иными словами, школа перестает формировать полноценную личность. Не выполняется важнейшая ее функция. Такое “образование” нам не нужно. Нужно совсем иное.

Чиновникам придется признать, что благие намерения, лежащие в основе внедрения нынешней системы, привели к плачевным результатам. И существенному улучшению созданная система, увы, не подлежит. Лучше это признать как можно раньше, но исправлять ситуацию не спеша. Ведь образование в силу своей специфики инерционно, не терпит резких перемен. Государственная политика в данной сфере должна быть изменена продуманно, выверенно и планомерно, без создания излишней нервозности в обществе. Надо извлекать уроки из ошибок.

На случаи жизни. Портал “Госуслуги” подскажет путь к образованию.

Под занавес приемной кампании в вузы Единый портал “Госуслуги” пополнился шестнадцатым разделом - “Получение образования”. Впрочем, информация и услуги, которые предлагаются здесь гражданам, касаются не только абитуриентов. Раздел адресован всем, кто интересуется любым из сегментов российской образовательной системы, и дает подробное представление о каждом уровне образования, от дошкольного до высшего, включая аспирантуру (адъюнктуру), ординатуру и ассистентуру-стажировку (магистратуру или специалитет в области культуры). Чтобы познакомиться с перечнем услуг, предоставляемых государственными ведомствами в этой сфере, необходимо обратиться в раздел “Жизненные ситуации”, а затем выбрать соответствующую категорию в каталоге. 

Портал подскажет, как записать ребенка в первый класс в своем регионе, а после поступления следить за его успеваемостью в режиме реального времени посредством “электронного дневника”. Выпускникам школ здесь предлагается, не приходя в школу, получать сведения о результатах сдачи ЕГЭ. Услуга бесплатная, необходимо лишь авторизоваться и отправить электронную заявку. Раздел “Частые вопросы” позволяет абитуриенту уточнить, какие формы обучения предоставляют сегодня наши университеты (включая сетевую), получить краткую консультацию об условиях реализации права на отсрочку от службы в армии на время учебы, а также узнать, какие категории поступающих могут на данный момент рассчитывать на льготы при приеме в вуз. 

Тем, кто нуждается в признании образования или квалификации, полученных за рубежом, предоставляется возможность с помощью нового ресурса стать обладателем необходимого свидетельства от Рособрнадзора. Это платная электронная услуга (6,5 тысячи рублей), и на ее оказание отводится 45 дней. Есть полезная информация и о том, как получить дубликат такого документа, но делать это придется уже не в электронном формате. Через портал можно также заказать услугу по подтверждению в России своего статуса специалиста в области медицины: установить эквивалентность иностранных документов об образовании и с соответствующим направлением отправиться на сдачу специального экзамена, а затем получить сертификат в Рособрнадзоре. Этот вид помощи оказывается бесплатно. Отметим, что желающие получить такую услугу предварительно предупреждаются об основаниях для отказа в приеме заявления и документов. Его можно получить, к примеру, в том случае, если иностранная образовательная программа, указанная в документе об образовании, не соответствует профильным программам, реализуемым в РФ.

Через активные ссылки на полезные ресурсы из образовательного раздела “Госуслуг” пользователь напрямую попадает на сайты Минобрнауки РФ, Рособрнадзора, Официальный информационный портал государственной итоговой аттестации и сайт для иностранцев “Обучение в России”. Кстати, по последнему из перечисленных адресов есть информация и о том, как подготовить российские документы об образовании к признанию за рубежом, куда обращаться и в каких случаях такая легализация не нужна.

Портал обеспечивает контакт через личный кабинет и все необходимые оповещения тем или иным электронным способом (включая мобильное приложение). Пользователям также предлагается обращаться на ресурс со всеми претензиями по оказанию услуг (отказ, нарушение сроков, требование дополнительных документов и т.д.), и для этого есть специальная опция. Таким же образом можно получить ответ на любой вопрос по теме образования, выбрав нужную ссылку на страничке службы поддержки и добавив к сообщению контактные данные. 

Татьяна Возовикова 


 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Меняясь и меняя. Как развиваться университетам.
Традиционно в октябре НИУ ВШЭ собирает ученых, которые изучают процессы, происходящие в университетах России и других стран. Каждый раз в фокусе внимания участников оказывается одна из актуальных тем, связанных с развитием высшей школы. “Университеты, меняющие себя и мир” - так называлась прошедшая недавно VIII Международная конференция исследователей высшего образования. /№ 44-45(2017)
Стабильность и самореализация. Что предлагает Москва молодым преподавателям?
Возможность реализовать свой потенциал и получить опыт работы в инновационном вузе молодым преподавателям предлагает Московский финансово-юридический университет МФЮА. Вуз ждет на работу кандидатов наук, молодых ученых, преподавателей экономического, управленческого, гуманитарного, естественно-научного, правового, финансового, ИT блоков дисциплин, а также учителей школ, преподавателей и мастеров производственного обучения в колледж МФЮА. /№ 44-45(2017)
Место карьеры. Лучшие выпускники МФТИ должны оставаться в науке.
По фойе у университетской раздевалки, скучая, слонялся монстр - толстый, одноглазый, острозубый. Он охотно вступал в переговоры со смеющимися студентами. Оказалось, это не кто иной, как... “компьютерный вирус” - таким образом привлекает на свой спецкурс потенциальных работников фирма Касперского. Физтех - он такой: его питомцы уже со студенческой скамьи идут нарасхват у самых высокотехнологичных фирм. /№ 43(2017)

Новости


Ольга Васильева сообщила, что формы отчетов по ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» будут существенно сокращены, а патентная защита - ускорена. По ее словам достигнута договоренность с Роспатентом о том, что все результаты, полученные в рамках программы, будут рассматриваться патентным органом в срок до 4-6 месяцев.



Директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки Александр Соболев провел совещание с руководителями ресурсных учебно-методических центров (РУМЦ) по обучению лиц с инвалидностью, созданных на базе вузов. В совещании приняли участие ректоры или проректоры, курирующие это направление, а также руководители РУМЦ, которые являются самостоятельным структурным подразделением вуза.



Участники первого Всероссийского съезда преподавателей истории в вузах России предложили с 2018 года ввести во всех российских вузах обязательную дисциплину «История России». Как сообщает РИА Новости, эта идея нашла отражение в проекте резолюции съезда.



Министр образования и науки Ольга Васильева, председатель Центральной избирательной комиссии Элла Памфилова и председатель Российского союза молодёжи Павел Красноруцкий подписали соглашение о сотрудничестве между возглавляемыми ими структурами. Стороны вместе займутся повышением культуры молодежи в области избирательного права и избирательного процесса.



Количество малых инновационных предприятий, созданных на базе научных организаций, подведомственных ФАНО, за год выросло на 4%: с 313 в 2015 году до 326 в 2016-м. Кроме того, в прошлом году увеличилось и количество результатов интеллектуальной деятельности - с 2979 до 3369.



На заседании Совета при Президенте Республики Татарстан по образованию и науке, которое провел глава региона Рустам Минниханов, руководитель ФАНО Михаил Котюков заявил о завершении реорганизации ФИЦ «Казанский научный центр», который объединил 8 учреждений, подведомственных агентству.



Пять профессоров - Хизер Зар (Южная Африка), Меманн Чан (Китай), Каролин Дин (Великобритания), Эми Т. Остин (Аргентина) и Джанет Россант (Канада) - удостоены Премий L’OREAL-UNESCO «Для женщин в науке» 2018 года в области наук о жизни. Лауреаты были отобраны независимым жюри, которое в этом году возглавила лауреат премии «Для женщин в науке» 2008 года и лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине 2009 года профессор Элизабет Х.Блэкбёрн.

Конференции


Перечень научных конференций, симпозиумов, съездов, семинаров и школ, проводимых подведомственными ФАНО России организациями в 2017 году.

Вторая научно-практическая Открытая конференция Института системного программирования РАН имени Виктора Иванникова ISPRAS Open пройдет с 30 ноября по 1 Декабря 2017 г. в главном здании Российской академии наук. Ключевые темы – безопасность программного кода и технологии анализа массивов данных.

"Параллельные вычислительные технологии (ПаВТ) 2018" - международная научная конференция, двенадцатая в серии ежегодных конференций, посвященных развитию и применению параллельных вычислительных технологий в различных областях науки и техники. Главная цель конференции - предоставить возможность для обсуждения перспектив развития параллельных вычислительных технологий и представления результатов, полученных ведущими научными группами в использовании суперкомпьютерных технологий для решения задач науки и техники.

Текущие конкурсы


Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований, проводимый совместно федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и Японским фондом медицинских исследований.

Объявление об открытом публичном конкурсе на получение грантов Российского научного фонда по приоритетному направлению деятельности Российского научного фонда “Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами”.

Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований, проводимый Российским фондом фундаментальных исследований совместно с организациями - участниками Рамочной программы БРИКС в сфере науки, технологий и инноваций.

Конкурс проектов 2018 года организации российских и международных научных мероприятий, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований”.

Обзор стипендиальных программ DAAD для учебы и научных исследований в Германии на 2018/2019 учебный год.

Вакансии


03.11.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования и науки Санкт-Петербургский национальный исследовательский академический университет Российской академии наук объявляет конкурс на замещение следующих вакантных должностей...

27.10.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН) объявляет конкурс на замещение вакантных должностей...

13.10.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Научный и издательский центр “Наука” РАН объявляет конкурс на замещение вакантных должностей научных работников





опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии