Официально


Минобрнауки объявило открытый конкурс на предоставление в 2018 году грантов для реализации мероприятия «Субсидии на поддержку проектов, связанных с инновациями в образовании». Гранты получат юридические лица в форме субсидий из федерального бюджета, сообщает пресс-служба министерства.



Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в части совершенствования целевого обучения» направлен на рассмотрение Госдумы, которая разрабатывала документ для совершенствования механизмов целевого обучения по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования.

Правительство РФ изменило Правила разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и внесения в них изменений.

К Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования присоединен Государственный НИИ информационных технологий и телекоммуникаций (ГНИИ ИТТ «Информика») в качестве структурного подразделения.




Новости № 1-2(2018)

Регионы


Недавно в Екатеринбурге и Новоуральске прошел фестиваль науки “Кстати”, организованный региональным информационным центром по атомной энергии. В течение четырех дней на тридцати площадках были проведены более пятидесяти открытых лекций, семинаров, мастер-классов и научно-популярных ток-шоу. По словам организаторов, фестиваль посетили более четырех тысяч человек.

Общие темы появились у Пермского государственного национального исследовательского университета (ПГНИУ) и Пермской художественной галереи. Соглашение о сотрудничестве, в котором они зафиксированы, подписали ректор вуза Игорь Макарихин и директор галереи Юлия Тавризян.

Ректор Томского государственного архитектурно-строительного университета (ТГАСУ) Виктор Власов и и.о. ректора Новгородского госуниверситета (НовГУ) Юрий Боровиков подписали договор о сотрудничестве между двумя вузами. Церемония прошла в рамках недавнего визита в Томск делегации Новгородской области.

СНГ


Около 500 представителей академической, вузовской и отраслевой науки приняли участие в сессии Общего собрания Национальной академии наук Белоруссии, которая прошла в декабре. В повестке дня был один вопрос: выборы действительных членов НАНБ, а также иностранных и почетных членов Академии наук.

В Армении принят закон, фактически отменяющий отсрочку от службы в армии в связи с учебой. До этого, в 1997-м и 2004-2005 годах, правительство дважды инициировало такой документ, но парламент голосовал против.

Министерство образования и науки Украины вновь несколько изменило правила приема в высшие учебные заведения. Поступающим в 2018 году можно будет подать сразу 7 заявлений на 4 специальности на места государственного и регионального заказа. При этом количество заявлений на контракт ограничиваться не будет.

Интердайджест


Первый в истории астрономических наблюдений “межзвездный объект”, пролетевший через Солнечную систему, оказался замаскированной кометой. Об том сообщает Science News.

События, ожидаемые в мире физики в 2018 году, представил портал физического сообщества Physics World. С достаточной уверенностью редакция портала заявляет о запуске миссии Европейского космического агентства (European Space Agency) BepiColombo к Меркурию в октябре наступившего года и намерении Китая запустить первый космический аппарат “Чанъэ-4” (Chang’e 4) к обратной стороне Луны.

NASA собирается запустить зонд к экзопланете в 2069 году. С подробностями - ExtremeTech. Несколько лет назад зонд “Вояджер” после десятилетий полета в пределах Солнечной системы пересек межзвездное пространство. После нескольких гравитационных маневров он продолжал двигаться с впечатляющей скоростью...


Большевики ведут активную пропаганду в разных странах. Ленин вызвал в Петроград румынского социалиста Раковского для ведения пропаганды против монархии и буржуазии в Румынии. В Финляндии большевистские войска отказываются очистить страну, несмотря на объявление ее независимости, и помогают крайним социалистам в их борьбе против Сейма. В Норвегии создаются рабочие Советы, наподобие русских. В Христиании движение направлено против умеренных социалистов, которых крайние социалисты упрекают в недостатке революционного духа.


















Гонки по горизонтали. Куда расти учителю?
Образование
№ 35(2017)

01.09.2017

Накануне начала нового учебного года был дан старт широкому общественному обсуждению модели Национальной системы учительского роста (НСУР). Участники мультимедийного круглого стола, прошедшего в формате видеомоста Москва - Казань в РИА “Россия сегодня”, говорили о том, как оценивать квалификацию педагогических работников в рамках НСУР, каковы тут риски и перспективы. 

Открывая мероприятие, министр образования и науки РФ Ольга Васильева напомнила, что проект модели НСУР был разработан в соответствии с поручением Президента РФ, по итогам заседания Госсовета РФ 23 декабря 2015 года. “Но это не столько поручение, сколько вызов нашей профессиональной жизни, - отметила она. - Это ответ на вопросы, которые поставила нам система образования”. 

Министр подчеркнула, что профессиональный рост учителя зависит от его базового образования - среднего и высшего, от его научно-исследовательской работы. “Но важно и другое: знать, куда двигаться дальше, чтобы не было выгорания, растерянности, разочарования в специальности”, - добавила она.

В этом году, по словам О.Васильевой, в 50 регионах страны отмечен “очень значимый приток” молодых учителей в школы - от 5 до 10%. Заметно вырос конкурс в педагогические вузы. Что нужно сделать для того, чтобы каждый педагог постоянно стремился к повышению своей квалификации? К инструментам, направленным на поддержку этого стремления, министр отнесла административную вертикаль (совершенствуя свое мастерство, учитель может занять более высокую позицию в системе образования) и педагогическую аттестацию. Однако система профессионального роста, заявила О.Васильева, будет не только вертикальной, но и горизонтальной, что откроет большие перспективы для молодых. 

Подробнее о “горизонтали” рассказал Евгений Ямбург, директор школы №109 и президент Педагогической ассоциации “Педагог XXI века”. По его словам, разработчики модели НСУР отталкивались от нового профессионального стандарта педагога, разработанного в 2013 году и принятого в 2014-м. “Сегодня в одном и том же классе сидят разные дети: одаренные и не очень, с проблемами здоровья, с синдромом дефицита внимания... Современный учитель, кроме знания своего предмета, должен обладать особыми профессиональными компетенциями. Поэтому и потребовался новый стандарт. Проект Национальной системы учительского роста разрабатывался с учетом его требований”, - объяснил Е.Ямбург. 

Он подчеркнул, что внедряемая система, какой бы она ни была, не должна привести к потере уже существующих преференций для учителя. Новые перспективы роста для молодых появляются благодаря введению нескольких градаций: учитель, старший учитель, ведущий учитель... Если вертикальный рост означает повышение в должности (но тут возможностей не так много), то горизонтальный предполагает, что учитель остается в той же должности, но признается рост его педагогического мастерства.

Главный вопрос тут: “а судьи кто?”. Сейчас существует педагогическая аттестация, и во многих регионах для подтверждения своей квалификации учителю приходится собирать огромное количество бумаг - “50 кг портфолио”, по выражению Е.Ямбурга. “Пока решает чиновник, доверия к системе не будет”, - предостерег он. 

За разработку НСУР отвечает педагогическая ассоциация “Педагог XXI века” (создана в октябре 2016 года “в целях содействия в применении профессионального стандарта педагога силами самого педагогического сообщества”).  Выбор форм и методов оценки труда учителя - вопрос очень болезненный. Их надо разработать, апробировать в регионах, нормативно закрепить - и только потом распространять на всю страну. “Не должно быть немедленного внедрения - тут надо действовать по принципу “семь раз примерь, один отрежь”, - подчеркнул Е.Ямбург.

Между тем есть в России регион, уже “примеряющий” на себе систему учительского роста, - это Татарстан. Опытом поделился заместитель министра образования и науки республики Тимирхан Алишев. Заметив, что “качество образования зависит от квалификации преподавателей” и что “внедрение НСУР - ювелирная, кропотливая работа, эта система не должна ухудшить положение учителей”, он рассказал о проекте, который республика реализует совместно с Московским государственным психолого-педагогическим университетом (МГППУ). В РТ организована добровольная сертификация выпускников педагогических вузов и факультетов. В 2016 году в ней приняли участие 140 человек. Оценивались, в частности, видео-фрагменты уроков и решение кейсовых задач. Сертификацию прошли, получив соответствующий документ, чуть больше половины участников (55%). Методика и материалы процедуры были усовершенствованы, в этом году число участников выросло до 240 (это 95% тех, кто впервые придет работать в школу), а сертификаты получили уже 77%.

Организаторы нашли хороший “крючок” для привлечения молодых специалистов к добровольному участию в сертификации: попадание по рейтингу в первую сотню означает для них, кроме морального удовлетворения, надбавку к зарплате 10 тысяч рублей. 

Благодаря этому проекту была получена достоверная информация для педвузов (на что надо обратить внимание в обучении будущих учителей) и для наставников молодых специалистов. С января в Татарстане заработает программа профессиональной поддержки учителей. “Мы продолжим апробирование этой модели”, - пообещал Т.Алишев. 

Национальная система учительского роста должна быть подготовлена к 2020 году.

- Главное - чтобы все учительство воспринимало внедрение этой системы как возможность сделать что-то полезное для себя, а не как очередную карательную меру, как воспринимает сейчас, - заявила председатель Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации Галина Меркулова. В августе, по ее словам, утверждена “дорожная карта” проведения диагностики (тестирования) знаний учителя. “Но пока этот инструмент не закреплен в законодательстве, нельзя обязать использовать его при аттестации”, - предупредила Г.Меркулова. Татарстан, по ее выражению, “опережает события”, а в России в целом с
1 сентября начинается тестирование учителей математики и русского языка - также на добровольной основе. Впрочем, его результаты могут учесть при аттестации, но лишь при условии, что учитель сам этого захочет. Если же кто-то получит неудовлетворительные результаты, директору сообщат только, что такому-то учителю нужна помощь в таком-то направлении. Г.Меркулова подчеркнула, что о влиянии итогов диагностики на зарплату говорить преждевременно. К 2020 году должна измениться профессиональная подготовка учителя, на общенациональном уровне будут усовершенствованы подходы к оплате труда. Также она выразила надежду на то, что станет меньше требований по отчетности, педагогам не придется заполнять столько бумаг. Решить последнюю задачу силами только Минобр-науки и профсоюза невозможно, тут нужна координация министерства с другими ведомствами, поэтому при правительстве создана специальная межведомственная комиссия. Г.Меркулова призвала педагогов не волноваться по поводу НСУР: новая система будет внедряться “не резко, не сразу”. Заключила она свое выступление категоричным: “Но если не будет серьезных инвестиций в систему образования, мы вряд ли сможем что-то сделать”. 

Ректор Московского педагогического государственного университета (МПГУ) Алексей Лубков также отметил существенное улучшение качества приема на первый курс (например, на специальность “учитель русского языка и литературы” в МПГУ проходной балл в этом году вырос на 20 пунктов и достиг 92). Как серьезную проблему ректор обозначил “нестыковку векторов”, задаваемых высшим и послевузовским педагогическим образованием в институтах повышения квалификации - не только в административном плане, но и в содержании. Он поддержал идею создания федеральных центров непрерывного педагогического образования, цель которых - системно выстраивать отношения между высшей педагогической школой и дополнительным профессиональным образованием. “По сути, национальная система учительского роста - это и есть наше непрерывное педагогическое образование, которое, безусловно, нуждается сегодня в определенных настройках. Думаю, у нас есть все основания для того, чтобы эту национальную модель запустить”, - сказал он. 

Ректор Московского педагогического государственного университета Виталий Рубцов напомнил, что в доработке профстандарта активно участвовало педагогическое сообщество. Уже в самом этом стандарте заложена система уровней профессионализма, и это дает основания полагать, что сообщество примет модель НСУР и включится в ее обсуждение. НСУР, по сути,  “дорожная карта” повышения квалификации и развития профессиональной деятельности учителя. Еще одно основание для уверенности в том, что НСУР будет сообществом принята, - на последнем заседании федерального УМО утверждены примерные образовательные программы, разработанные с учетом требований профстандарта. Это значит, что новые поколения педагогов будут готовиться по современным требованиям, двигаться в направлении, которое задает Национальная система учительского роста.

Комментируя опыт Татарстана, ректор отметил, что в рамках совместного проекта университета и республики, с привлечением учителей года, различных специалистов, даже родителей, был найден образец системы оценки качества подготовки выпускников образовательных программ. Теперь надо понять, как строить систему комплексной оценки качества учительского труда в целом, как оценивать профессиональную квалификацию учителя. На этот сложный вопрос должно ответить само педагогическое сообщество.

Министр образования и науки согласилась: “Я целиком и полностью убеждена, что решать, как подходить к оценке учителя, должно профессиональное сообщество. Мы будем помогать по всем направлениям, но здесь не может быть чиновничьей оценки”.  

Наталия БУЛГАКОВА

 

 


 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Меняйся или уходи. Цифровое образование бросает вызов преподавателям вузов.
В конце года на пресс-конференции в МИА “Россия сегодня” журналистам рассказали о предварительных итогах реализации первого этапа приоритетного проекта “Современная цифровая образовательная среда в РФ” (СЦОС). Было объявлено, что в тестовом режиме заработал интернет-портал, обеспечивающий доступ к онлайн-курсам по принципу “одного окна”. Этот информационный ресурс объединил более десятка существующих платформ онлайн-обучения, предложил единую систему аутенфикации пользователей. /№ 1-2(2018)
По дороге к Луне. Какие школьники рискуют выбирать такие маршруты?
Про “Космический урок” мы заговорили первый раз, рассказывая о Томском государственном педагогическом университете (“Поиск” №48, 2017 г.). На самом деле эта инициатива родилась на год раньше, когда еще в сентябре 2016 года директор Института физики прочности и материаловедения СО РАН Сергей Псахье и советник генерального директора РКК “Энергия” Александр Чернявский встретились в старинном корпусе Томского государственного педагогического университета с ректором этого вуза Валерием Обуховым... /№ 52(2017)
Из студентов – в профессионалы. О новых возможностях построения карьеры.
Завершился отборочный этап олимпиады “Я - профессионал” - нового проекта в сфере высшего образования, позволяющего студентам из всех регионов России поступить в магистратуру и аспирантуру ведущих вузов практически без экзаменов, а также пройти стажировки в престижных компаниях - с перспективой последующего трудоустройства. /№ 52(2017)

Новости


Российский научный фонд назвал несколько самых ярких и важных отечественных научных результатов уходящего года. Их выбрали, изучив работы более чем 35 тысяч российских ученых, которые проводят фундаментальные исследования при поддержке РНФ.



В 2018 году в Калуге начнется строительство Калужского инновационного кампуса филиала Московского государственного технического университета имени Н.Э.Баумана стоимостью около 7 миллиардов рублей, сообщает ТАСС.



Минобрнауки, Минфин и Минэкономразвития, а также другие федеральные органы власти, имеющие подведомственные высшие учебные заведения, должны до 28 февраля представить в правительство предложения о мерах по приведению вузовских зданий «в соответствие с требованиями к их эксплуатации» и представить предложения об объемах и источниках финансового обеспечения этих мер.



Национальная академия наук Белоруссии и Фонд поддержки образования и науки (Алферовский фонд) назвали победителей конкурса для молодых ученых 2017 года, сообщает пресс-служба НАНБ.

Заместитель министра образования и науки Григорий Трубников назвал обвинения в плагиате, связанные с его диссертацией, не имеющими под собой оснований.

Председатель Высшей аттестационной комиссии Владимир Филиппов рассказал газете «Известия», что количество защит в РФ кандидатских и докторских диссертаций за пять лет сократилось почти вдвое. При этом число диссертационных советов за последние пять лет уменьшилось на 30%.

Депутат Госдумы от ЛДПР Василий Власов обратился к министру образования и науки Ольге Васильевой с запросом, в котором идет речь о необходимости на законодательном уровне установить пятидневную учебную неделю и исключить возможность привлечения школьников и студентов на занятия по субботам. Копия документа парламентария имеется в распоряжении ТАСС.

Конференции


В повестке дня очередного 176-го заседания - доклад профессора Московского института стали и сплавов, действительного члена Академии проблем качества, члена ASQ и ENBIS, члена Международной гильдии профессионалов качества Ю.П.Адлера “Зачем научным организациям менеджмент и как с ним бороться”.

На территории национального парка “Бузулукский бор” в Оренбургской области прошла XXI совместная сессия Объединенного научного совета по фундаментальным географическим проблемам при Международной ассоциации академий наук и научного совета РАН по фундаментальным географическим проблемам, посвященная Году экологии в России и 100-летию отечественного заповедного дела.

Наша страна обладает крупнейшей в мире территорией и занимает четвертое место по площади пахотных земель. Казалось бы, области огромные, однако сельское хозяйство России сконцентрировано на ограниченной площади - с благоприятными климатическими условиями - и нагрузки на плодородные почвы настолько велики, что приводят к их деградации. Причина - в водной и ветровой эрозии, потерях гумуса и элементов питания, переуплотнении посевов и загрязнении.

Текущие конкурсы


Конкурс проектов 2019 года фундаментальных научных исследований, проводимый совместно федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и Немецким научно-исследовательским сообществом

Программа аспирантских стипендий Топсе приглашает аспирантов, работающих в области гетерогенного катализа и смежных областях материаловедения, принять участие в ежегодном конкурсе на предоставление стипендии Топсе.

Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” совместно с субъектами Российской Федерации

Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований, выполняемых молодыми учеными, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” совместно с субъектами Российской Федерации

Конкурс проектов 2018 года организации российских и международных научных мероприятий, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” совместно с субъектами Российской Федерации

Вакансии


17.11.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии рудных месторождений, петрографии минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН) объявляет конкурс на замещение вакантной должности...

03.11.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования и науки Санкт-Петербургский национальный исследовательский академический университет Российской академии наук объявляет конкурс на замещение следующих вакантных должностей...

27.10.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН) объявляет конкурс на замещение вакантных должностей...





опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии