Официально


Депутаты Госдумы приняли во втором чтении законопроект о расширении круга образовательных организаций, которые могут быть инициаторами проекта по созданию инновационных научно-технологических центров (ИНТЦ), сообщает пресс-служба думского Комитета по образованию и науке.



Специальная парламентская комиссия по выработке новой редакции ранее отклоненного Президентом России закона о создании в РФ федеральной и региональной информационных систем «Контингент обучающихся» единогласно приняла решение прекратить работу над документом, так как не удалось согласовать позиции по новому тексту законопроекта, сообщает пресс-служба Комитета Госдумы по образованию и науке.

Федеральное агентство научных организаций представило результаты своей деятельности в рамках государственных программ Российской Федерации в 2017 году. Они опубликованы на сайте ФАНО в разделе «Документы».

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки проведет мониторинг судебной практики по случаям подачи исковых заявлений со стороны участников ГИА и их родителей (законных представителей) на решения Государственной экзаменационной комиссии и конфликтной комиссии в досрочный и основной период проведения ГИА в 2018 году.




Новости № 20(2018)

Регионы


Кабардино-Балкарский научный центр РАН займется разработкой интеллектуальных интегрированных информационно-управляющих систем принятия решений и управления для Сбербанка. Это предусмотрено соглашением о научно-техническом сотрудничестве, которое в ходе робототехнического форума Skolkovo Robotics подписали врио председателя КБНЦ РАН Залимхан Нагоев и заместитель председателя правления Сбербанка Станислав Кузнецов.

В этом году традиционная “Ночь музеев” пройдет в четырех научных учреждениях, расположенных на Стрелке Васильевского острова, и в каждом разработана своя программа в русле общей темы - метаморфозы.

Ректор Пермского национального исследовательского политехнического университета Анатолий Ташкинов стал лауреатом Строгановской премии в номинации “За высокие достижения в науке и технике”.

СНГ


Инициатором “бархатной революции” в Армении стала молодежь, в первую очередь, студенты, недавние выпускники вузов, и старшеклассники.

Интердайджест


Холдинг Johnson&Johnson, выпускающий лекарственные препараты, санитарно-гигиенические товары и медицинское оборудование, объявил о готовности приобрести за один миллиард долларов компанию, которая производит онколитические вирусы, сообщает Nature News.

По меньшей мере, 4500 лет сопровождает человека вирус гепатита В. Это гораздо дольше, чем показывают геномные исследования современного вируса.

Астрономы нашли богатый углеродом астероид, известный как 2004 EW95, в поясе Койпера, районе малых ледяных тел за Нептуном. Такой астроид за условными границами внутренней области Солнечной системы обнаружен впервые.


Сегодня на московском аэродроме - праздник больших полетов. Сбор от него поступит в пользу пострадавших работников авиации. Во время полетов будут показаны всевозможные бои в воздухе между аэропланами и аэростатами. Желающие из публики могут полетать на самых быстроходных аппаратах с лучшими летчиками России. Право полетов будет разыгрываться в американской лотерее с первоначальной ценой в 5 руб. Любители сильных ощущений могут кроме того прыгать на парашюте с аэростата. В общем, предполагается поднятие в воздух 50 аппаратов.
















Гонки по горизонтали. Куда расти учителю?
Образование
№ 35(2017)

01.09.2017

Накануне начала нового учебного года был дан старт широкому общественному обсуждению модели Национальной системы учительского роста (НСУР). Участники мультимедийного круглого стола, прошедшего в формате видеомоста Москва - Казань в РИА “Россия сегодня”, говорили о том, как оценивать квалификацию педагогических работников в рамках НСУР, каковы тут риски и перспективы. 

Открывая мероприятие, министр образования и науки РФ Ольга Васильева напомнила, что проект модели НСУР был разработан в соответствии с поручением Президента РФ, по итогам заседания Госсовета РФ 23 декабря 2015 года. “Но это не столько поручение, сколько вызов нашей профессиональной жизни, - отметила она. - Это ответ на вопросы, которые поставила нам система образования”. 

Министр подчеркнула, что профессиональный рост учителя зависит от его базового образования - среднего и высшего, от его научно-исследовательской работы. “Но важно и другое: знать, куда двигаться дальше, чтобы не было выгорания, растерянности, разочарования в специальности”, - добавила она.

В этом году, по словам О.Васильевой, в 50 регионах страны отмечен “очень значимый приток” молодых учителей в школы - от 5 до 10%. Заметно вырос конкурс в педагогические вузы. Что нужно сделать для того, чтобы каждый педагог постоянно стремился к повышению своей квалификации? К инструментам, направленным на поддержку этого стремления, министр отнесла административную вертикаль (совершенствуя свое мастерство, учитель может занять более высокую позицию в системе образования) и педагогическую аттестацию. Однако система профессионального роста, заявила О.Васильева, будет не только вертикальной, но и горизонтальной, что откроет большие перспективы для молодых. 

Подробнее о “горизонтали” рассказал Евгений Ямбург, директор школы №109 и президент Педагогической ассоциации “Педагог XXI века”. По его словам, разработчики модели НСУР отталкивались от нового профессионального стандарта педагога, разработанного в 2013 году и принятого в 2014-м. “Сегодня в одном и том же классе сидят разные дети: одаренные и не очень, с проблемами здоровья, с синдромом дефицита внимания... Современный учитель, кроме знания своего предмета, должен обладать особыми профессиональными компетенциями. Поэтому и потребовался новый стандарт. Проект Национальной системы учительского роста разрабатывался с учетом его требований”, - объяснил Е.Ямбург. 

Он подчеркнул, что внедряемая система, какой бы она ни была, не должна привести к потере уже существующих преференций для учителя. Новые перспективы роста для молодых появляются благодаря введению нескольких градаций: учитель, старший учитель, ведущий учитель... Если вертикальный рост означает повышение в должности (но тут возможностей не так много), то горизонтальный предполагает, что учитель остается в той же должности, но признается рост его педагогического мастерства.

Главный вопрос тут: “а судьи кто?”. Сейчас существует педагогическая аттестация, и во многих регионах для подтверждения своей квалификации учителю приходится собирать огромное количество бумаг - “50 кг портфолио”, по выражению Е.Ямбурга. “Пока решает чиновник, доверия к системе не будет”, - предостерег он. 

За разработку НСУР отвечает педагогическая ассоциация “Педагог XXI века” (создана в октябре 2016 года “в целях содействия в применении профессионального стандарта педагога силами самого педагогического сообщества”).  Выбор форм и методов оценки труда учителя - вопрос очень болезненный. Их надо разработать, апробировать в регионах, нормативно закрепить - и только потом распространять на всю страну. “Не должно быть немедленного внедрения - тут надо действовать по принципу “семь раз примерь, один отрежь”, - подчеркнул Е.Ямбург.

Между тем есть в России регион, уже “примеряющий” на себе систему учительского роста, - это Татарстан. Опытом поделился заместитель министра образования и науки республики Тимирхан Алишев. Заметив, что “качество образования зависит от квалификации преподавателей” и что “внедрение НСУР - ювелирная, кропотливая работа, эта система не должна ухудшить положение учителей”, он рассказал о проекте, который республика реализует совместно с Московским государственным психолого-педагогическим университетом (МГППУ). В РТ организована добровольная сертификация выпускников педагогических вузов и факультетов. В 2016 году в ней приняли участие 140 человек. Оценивались, в частности, видео-фрагменты уроков и решение кейсовых задач. Сертификацию прошли, получив соответствующий документ, чуть больше половины участников (55%). Методика и материалы процедуры были усовершенствованы, в этом году число участников выросло до 240 (это 95% тех, кто впервые придет работать в школу), а сертификаты получили уже 77%.

Организаторы нашли хороший “крючок” для привлечения молодых специалистов к добровольному участию в сертификации: попадание по рейтингу в первую сотню означает для них, кроме морального удовлетворения, надбавку к зарплате 10 тысяч рублей. 

Благодаря этому проекту была получена достоверная информация для педвузов (на что надо обратить внимание в обучении будущих учителей) и для наставников молодых специалистов. С января в Татарстане заработает программа профессиональной поддержки учителей. “Мы продолжим апробирование этой модели”, - пообещал Т.Алишев. 

Национальная система учительского роста должна быть подготовлена к 2020 году.

- Главное - чтобы все учительство воспринимало внедрение этой системы как возможность сделать что-то полезное для себя, а не как очередную карательную меру, как воспринимает сейчас, - заявила председатель Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации Галина Меркулова. В августе, по ее словам, утверждена “дорожная карта” проведения диагностики (тестирования) знаний учителя. “Но пока этот инструмент не закреплен в законодательстве, нельзя обязать использовать его при аттестации”, - предупредила Г.Меркулова. Татарстан, по ее выражению, “опережает события”, а в России в целом с
1 сентября начинается тестирование учителей математики и русского языка - также на добровольной основе. Впрочем, его результаты могут учесть при аттестации, но лишь при условии, что учитель сам этого захочет. Если же кто-то получит неудовлетворительные результаты, директору сообщат только, что такому-то учителю нужна помощь в таком-то направлении. Г.Меркулова подчеркнула, что о влиянии итогов диагностики на зарплату говорить преждевременно. К 2020 году должна измениться профессиональная подготовка учителя, на общенациональном уровне будут усовершенствованы подходы к оплате труда. Также она выразила надежду на то, что станет меньше требований по отчетности, педагогам не придется заполнять столько бумаг. Решить последнюю задачу силами только Минобр-науки и профсоюза невозможно, тут нужна координация министерства с другими ведомствами, поэтому при правительстве создана специальная межведомственная комиссия. Г.Меркулова призвала педагогов не волноваться по поводу НСУР: новая система будет внедряться “не резко, не сразу”. Заключила она свое выступление категоричным: “Но если не будет серьезных инвестиций в систему образования, мы вряд ли сможем что-то сделать”. 

Ректор Московского педагогического государственного университета (МПГУ) Алексей Лубков также отметил существенное улучшение качества приема на первый курс (например, на специальность “учитель русского языка и литературы” в МПГУ проходной балл в этом году вырос на 20 пунктов и достиг 92). Как серьезную проблему ректор обозначил “нестыковку векторов”, задаваемых высшим и послевузовским педагогическим образованием в институтах повышения квалификации - не только в административном плане, но и в содержании. Он поддержал идею создания федеральных центров непрерывного педагогического образования, цель которых - системно выстраивать отношения между высшей педагогической школой и дополнительным профессиональным образованием. “По сути, национальная система учительского роста - это и есть наше непрерывное педагогическое образование, которое, безусловно, нуждается сегодня в определенных настройках. Думаю, у нас есть все основания для того, чтобы эту национальную модель запустить”, - сказал он. 

Ректор Московского педагогического государственного университета Виталий Рубцов напомнил, что в доработке профстандарта активно участвовало педагогическое сообщество. Уже в самом этом стандарте заложена система уровней профессионализма, и это дает основания полагать, что сообщество примет модель НСУР и включится в ее обсуждение. НСУР, по сути,  “дорожная карта” повышения квалификации и развития профессиональной деятельности учителя. Еще одно основание для уверенности в том, что НСУР будет сообществом принята, - на последнем заседании федерального УМО утверждены примерные образовательные программы, разработанные с учетом требований профстандарта. Это значит, что новые поколения педагогов будут готовиться по современным требованиям, двигаться в направлении, которое задает Национальная система учительского роста.

Комментируя опыт Татарстана, ректор отметил, что в рамках совместного проекта университета и республики, с привлечением учителей года, различных специалистов, даже родителей, был найден образец системы оценки качества подготовки выпускников образовательных программ. Теперь надо понять, как строить систему комплексной оценки качества учительского труда в целом, как оценивать профессиональную квалификацию учителя. На этот сложный вопрос должно ответить само педагогическое сообщество.

Министр образования и науки согласилась: “Я целиком и полностью убеждена, что решать, как подходить к оценке учителя, должно профессиональное сообщество. Мы будем помогать по всем направлениям, но здесь не может быть чиновничьей оценки”.  

Наталия БУЛГАКОВА

 

 


 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Охота к переменам. Ректоры затеяли революцию в аккредитации.
Качество подготовки студентов - не главный объект процедур государственной аккредитации вузов. Их проводят плохо подготовленные эксперты, не вникающие в особенности деятельности конкретного университета и уделяющие основное внимание техническому обеспечению его работы... /№ 20(2018)
Первые новые. В ДВФУ подготовят лидеров изменений.
Расширить технические горизонты за одиннадцать дней - именно в таком темпе собираются готовить молодых людей к вызовам, которые бросает мировая экономика. Первой “тренировкой” станет интенсив "Остров 10-21" на острове Русский. /№ 20(2018)
Один не воин. Университеты ставят на партнерство.
Разделение высшего образования на бакалавриат и магистратуру сегодня практически не вызывает дискуссий на тему, зачем это нужно, - двухуровневая система стала нормой. Фокус внимания сместился на другое: в чем особенность современных магистерских программ, что именно делает их успешными, какова роль работодателей в разработке курсов для магистратуры? /№ 20(2018)

Новости


В Саппоро прошло первое заседание Японско-российской ассоциации университетов, сообщает агентство Kyodo.



Назначение Михаила Котюкова на пост министра науки и высшего образования благоприятно скажется на развитии академической науки, заявил ТАСС президент Российской академии наук Александр Сергеев.



Разделение Минобрнауки на два отдельных ведомства позволит конкретизировать задачи и зоны ответственности, считает вице-президент Российской академии образования Юрий Зинченко.



Вице-премьер правительства Татьяна Голикова представила министра просвещения Ольгу Васильеву и министра науки и высшего образования Михаила Котюкова коллективам ведомств, руководителям которых они назначены. Об этом сообщает ТАСС.



Команда исследователей Ассоциации коммуникаторов в сфере образования и науки вместе с Российской венчурной компанией проанализировала информацию более чем о двух тысячах организаций и выявила 163 научных и образовательных учреждения «с активной функцией внешних коммуникаций».



Глава Российского фонда фундаментальных исследований академик Владислав Панченко приступил к исполнению обязанностей председателя Глобального исследовательского совета, сообщает пресс-служба РФФИ.



Министр просвещения Ольга Васильева заявила о том, что во время реорганизации Минобрнауки будет сделано все возможное для недопущения «социальных сбоев» при выплате зарплат сотрудникам вузов, информирует ТАСС.



Конференции


II Всероссийская научно-практическая конференция “Совершенствование системы взаимодействия Российского фонда фундаментальных исследований и субъектов Российской Федерации в вопросах проведения региональных и молодежных конкурсов”

Пятая конференция разработчиков российских операционных платформ «OS DAY. Надежность» состоится 17-18 мая 2018 г. в Москве, в главном здании Российской академии наук. Основной темой для обсуждения среди теоретиков и практиков системного программирования и разработки ОС станет вопрос надежности. Участники рассмотрят методы проектирования и разработки надежных платформ, инструментальные средства обеспечения надежности программно-аппаратных систем как на этапе разработки, так и на этапе эксплуатации.

Центр научно-информационных исследований по науке, образованию и технологиям ИНИОН РАН совместно с Институтом экономических стратегий проводят МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СЕМИНАР ПО НАУКОВЕДЕНИЮ И НАУКОМЕТРИИ

Текущие конкурсы


Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии рудных месторождений, петрографии минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН) объявляет конкурс на замещение вакантной должности

Конкурс 2018 года на лучшие научные проекты междисциплинарных фундаментальных исследований по теме “Фундаментальные проблемы создания композиционных материалов и технологий для аэрокосмической отрасли” (“мк”)

Конкурс 2018 года на лучшие научные проекты междисциплинарных фундаментальных исследований по теме “Углеродные наноструктурированные материалы” (“мк”)

Конкурс 2018 года на лучшие научные проекты междисциплинарных фундаментальных исследований по теме “Современные проблемы фотоники инфракрасного диапазона” (“мк”)

Конкурс 2018 года на лучшие научные проекты междисциплинарных фундаментальных исследований по теме “Междисциплинарные проблемы моделирования, синтеза, формирования, модификации, исследования и прогнозирования структуры и свойств натуральных, искусственных, синтетических и природоподобных волокон” (“мк”)

Вакансии


13.04.2018
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования “Московский физико-технический институт (государственный университет)” объявляет конкурс на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу

02.03.2018
объявляет конкурс на замещение вакантных должностей:

17.11.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии рудных месторождений, петрографии минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН) объявляет конкурс на замещение вакантной должности...




опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии