Официально


На Федеральном портале проектов нормативных правовых актов размещена документация Государственной программы РФ «Научно-технологическое развитие РФ» на период до 2025 года. Министерство образования и науки предлагает ее утвердить. Это явствует из опубликованного там же проекта постановления правительства.



Столичный Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства объявил конкурс на соискание премии Правительства Москвы молодым ученым. В нем могут принять участие молодые ученые - граждане РФ: научные работники, научно-педагогические работники, аспиранты, докторанты и специалисты, ведущие научную и научно-техническую деятельность в расположенных на территории Москвы научных организациях и вузах, а также специалисты столичных организаций экономической и социальной сферы, занимающиеся экспериментальными разработками.



Российская академия наук и Минобрнауки заключили Соглашение о сотрудничестве. Документ скрепили своими подписями министр образования и науки РФ Ольга Васильева и исполняющий обязанности президента РАН Валерий Козлов. В торжественной церемонии принял участие заместитель министра Григорий Трубников.



Правительство внесло в Госдуму проект изменений в ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» в части совершенствования деятельности государственных научных центров РФ.






Новости № 38(2017)

Регионы


СНГ


Интердайджест


Космический телескоп “Хаббл” обнаружил черную как смоль экзопланету, по размерам она в разы больше любой из планет Солнечной системы. С подробностями - Hubblesite.org.

Популярный метод геномного редактирования CRISPR впервые применили в цветоводстве, с его помощью кардинально изменен цвет лепестков декоративного растения. Об этом сообщает Science Alert.

Искусственный интеллект способен обнаружить изменения в головном мозге за несколько лет до проявления симптомов болезни Альцгеймера. Подробности - в New Scientist.


Кому-то нужно создать в Петрограде панику. И вот вчера по городу был пущен слух о том, что немецкий отряд высадился на берегу Финского залива - столица заволновалась. Бегство увеличилось. После наведения точных справок выяснилось, что немцы нигде не высаживались, да и вряд ли рискнут сделать это.


















Гонки по горизонтали. Куда расти учителю?
Образование
№ 35(2017)

01.09.2017

Накануне начала нового учебного года был дан старт широкому общественному обсуждению модели Национальной системы учительского роста (НСУР). Участники мультимедийного круглого стола, прошедшего в формате видеомоста Москва - Казань в РИА “Россия сегодня”, говорили о том, как оценивать квалификацию педагогических работников в рамках НСУР, каковы тут риски и перспективы. 

Открывая мероприятие, министр образования и науки РФ Ольга Васильева напомнила, что проект модели НСУР был разработан в соответствии с поручением Президента РФ, по итогам заседания Госсовета РФ 23 декабря 2015 года. “Но это не столько поручение, сколько вызов нашей профессиональной жизни, - отметила она. - Это ответ на вопросы, которые поставила нам система образования”. 

Министр подчеркнула, что профессиональный рост учителя зависит от его базового образования - среднего и высшего, от его научно-исследовательской работы. “Но важно и другое: знать, куда двигаться дальше, чтобы не было выгорания, растерянности, разочарования в специальности”, - добавила она.

В этом году, по словам О.Васильевой, в 50 регионах страны отмечен “очень значимый приток” молодых учителей в школы - от 5 до 10%. Заметно вырос конкурс в педагогические вузы. Что нужно сделать для того, чтобы каждый педагог постоянно стремился к повышению своей квалификации? К инструментам, направленным на поддержку этого стремления, министр отнесла административную вертикаль (совершенствуя свое мастерство, учитель может занять более высокую позицию в системе образования) и педагогическую аттестацию. Однако система профессионального роста, заявила О.Васильева, будет не только вертикальной, но и горизонтальной, что откроет большие перспективы для молодых. 

Подробнее о “горизонтали” рассказал Евгений Ямбург, директор школы №109 и президент Педагогической ассоциации “Педагог XXI века”. По его словам, разработчики модели НСУР отталкивались от нового профессионального стандарта педагога, разработанного в 2013 году и принятого в 2014-м. “Сегодня в одном и том же классе сидят разные дети: одаренные и не очень, с проблемами здоровья, с синдромом дефицита внимания... Современный учитель, кроме знания своего предмета, должен обладать особыми профессиональными компетенциями. Поэтому и потребовался новый стандарт. Проект Национальной системы учительского роста разрабатывался с учетом его требований”, - объяснил Е.Ямбург. 

Он подчеркнул, что внедряемая система, какой бы она ни была, не должна привести к потере уже существующих преференций для учителя. Новые перспективы роста для молодых появляются благодаря введению нескольких градаций: учитель, старший учитель, ведущий учитель... Если вертикальный рост означает повышение в должности (но тут возможностей не так много), то горизонтальный предполагает, что учитель остается в той же должности, но признается рост его педагогического мастерства.

Главный вопрос тут: “а судьи кто?”. Сейчас существует педагогическая аттестация, и во многих регионах для подтверждения своей квалификации учителю приходится собирать огромное количество бумаг - “50 кг портфолио”, по выражению Е.Ямбурга. “Пока решает чиновник, доверия к системе не будет”, - предостерег он. 

За разработку НСУР отвечает педагогическая ассоциация “Педагог XXI века” (создана в октябре 2016 года “в целях содействия в применении профессионального стандарта педагога силами самого педагогического сообщества”).  Выбор форм и методов оценки труда учителя - вопрос очень болезненный. Их надо разработать, апробировать в регионах, нормативно закрепить - и только потом распространять на всю страну. “Не должно быть немедленного внедрения - тут надо действовать по принципу “семь раз примерь, один отрежь”, - подчеркнул Е.Ямбург.

Между тем есть в России регион, уже “примеряющий” на себе систему учительского роста, - это Татарстан. Опытом поделился заместитель министра образования и науки республики Тимирхан Алишев. Заметив, что “качество образования зависит от квалификации преподавателей” и что “внедрение НСУР - ювелирная, кропотливая работа, эта система не должна ухудшить положение учителей”, он рассказал о проекте, который республика реализует совместно с Московским государственным психолого-педагогическим университетом (МГППУ). В РТ организована добровольная сертификация выпускников педагогических вузов и факультетов. В 2016 году в ней приняли участие 140 человек. Оценивались, в частности, видео-фрагменты уроков и решение кейсовых задач. Сертификацию прошли, получив соответствующий документ, чуть больше половины участников (55%). Методика и материалы процедуры были усовершенствованы, в этом году число участников выросло до 240 (это 95% тех, кто впервые придет работать в школу), а сертификаты получили уже 77%.

Организаторы нашли хороший “крючок” для привлечения молодых специалистов к добровольному участию в сертификации: попадание по рейтингу в первую сотню означает для них, кроме морального удовлетворения, надбавку к зарплате 10 тысяч рублей. 

Благодаря этому проекту была получена достоверная информация для педвузов (на что надо обратить внимание в обучении будущих учителей) и для наставников молодых специалистов. С января в Татарстане заработает программа профессиональной поддержки учителей. “Мы продолжим апробирование этой модели”, - пообещал Т.Алишев. 

Национальная система учительского роста должна быть подготовлена к 2020 году.

- Главное - чтобы все учительство воспринимало внедрение этой системы как возможность сделать что-то полезное для себя, а не как очередную карательную меру, как воспринимает сейчас, - заявила председатель Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации Галина Меркулова. В августе, по ее словам, утверждена “дорожная карта” проведения диагностики (тестирования) знаний учителя. “Но пока этот инструмент не закреплен в законодательстве, нельзя обязать использовать его при аттестации”, - предупредила Г.Меркулова. Татарстан, по ее выражению, “опережает события”, а в России в целом с
1 сентября начинается тестирование учителей математики и русского языка - также на добровольной основе. Впрочем, его результаты могут учесть при аттестации, но лишь при условии, что учитель сам этого захочет. Если же кто-то получит неудовлетворительные результаты, директору сообщат только, что такому-то учителю нужна помощь в таком-то направлении. Г.Меркулова подчеркнула, что о влиянии итогов диагностики на зарплату говорить преждевременно. К 2020 году должна измениться профессиональная подготовка учителя, на общенациональном уровне будут усовершенствованы подходы к оплате труда. Также она выразила надежду на то, что станет меньше требований по отчетности, педагогам не придется заполнять столько бумаг. Решить последнюю задачу силами только Минобр-науки и профсоюза невозможно, тут нужна координация министерства с другими ведомствами, поэтому при правительстве создана специальная межведомственная комиссия. Г.Меркулова призвала педагогов не волноваться по поводу НСУР: новая система будет внедряться “не резко, не сразу”. Заключила она свое выступление категоричным: “Но если не будет серьезных инвестиций в систему образования, мы вряд ли сможем что-то сделать”. 

Ректор Московского педагогического государственного университета (МПГУ) Алексей Лубков также отметил существенное улучшение качества приема на первый курс (например, на специальность “учитель русского языка и литературы” в МПГУ проходной балл в этом году вырос на 20 пунктов и достиг 92). Как серьезную проблему ректор обозначил “нестыковку векторов”, задаваемых высшим и послевузовским педагогическим образованием в институтах повышения квалификации - не только в административном плане, но и в содержании. Он поддержал идею создания федеральных центров непрерывного педагогического образования, цель которых - системно выстраивать отношения между высшей педагогической школой и дополнительным профессиональным образованием. “По сути, национальная система учительского роста - это и есть наше непрерывное педагогическое образование, которое, безусловно, нуждается сегодня в определенных настройках. Думаю, у нас есть все основания для того, чтобы эту национальную модель запустить”, - сказал он. 

Ректор Московского педагогического государственного университета Виталий Рубцов напомнил, что в доработке профстандарта активно участвовало педагогическое сообщество. Уже в самом этом стандарте заложена система уровней профессионализма, и это дает основания полагать, что сообщество примет модель НСУР и включится в ее обсуждение. НСУР, по сути,  “дорожная карта” повышения квалификации и развития профессиональной деятельности учителя. Еще одно основание для уверенности в том, что НСУР будет сообществом принята, - на последнем заседании федерального УМО утверждены примерные образовательные программы, разработанные с учетом требований профстандарта. Это значит, что новые поколения педагогов будут готовиться по современным требованиям, двигаться в направлении, которое задает Национальная система учительского роста.

Комментируя опыт Татарстана, ректор отметил, что в рамках совместного проекта университета и республики, с привлечением учителей года, различных специалистов, даже родителей, был найден образец системы оценки качества подготовки выпускников образовательных программ. Теперь надо понять, как строить систему комплексной оценки качества учительского труда в целом, как оценивать профессиональную квалификацию учителя. На этот сложный вопрос должно ответить само педагогическое сообщество.

Министр образования и науки согласилась: “Я целиком и полностью убеждена, что решать, как подходить к оценке учителя, должно профессиональное сообщество. Мы будем помогать по всем направлениям, но здесь не может быть чиновничьей оценки”.  

Наталия БУЛГАКОВА

 

 


 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Вдохновляя одаренных. ТГУ раскрывает таланты.
В начале сентября Благотворительный фонд Владимира Потанина назвал Томский государственный университет лидером среди российских вузов по работе с талантами. Этот рейтинг публикуется ежегодно начиная с 2004 года и является одной из наиболее авторитетных независимых оценок качества обучения в российских вузах. Он оценивает работу вуза с талантливыми студентами на основе показателей всех конкурсов фонда. /№ 38(2017)
В зависимости от независимой. Вузам придется работать с оглядкой на внешнюю оценку.
За три года проведения мероприятий по независимой оценке качества образования (НОКО) (в 2015-2017 годах) в общей сложности была проанализирована деятельность 903 государственных и негосударственных вузов и филиалов. Оператор исследования - команда “Социального навигатора” МИА “Россия сегодня”, при поддержке Минобрнауки РФ. Результаты были озвучены на площадке информационного агентства руководителям вузов, представителям общественных организаций и СМИ. /№ 38(2017)
Дорога из школы. Где лучше всего готовят к вузу?
К началу нового учебного года рейтинговое агентство RAEX (РАЭКС-Аналитика) обнародовало третий ежегодный рейтинг 200 лучших школ России. Он составляется для того, чтобы определить, какие средние учебные заведения готовят наибольшее количество студентов для лучших вузов России - университетов из топ-20 рейтинга RAEX. /№ 37(2017)

Новости


Члены Клуба «1 июля» обратились к участникам выборов президента РАН. Документ опубликован на сайте неформального научного сообщества.



Руководитель ФАНО Михаил Котюков, министр по делам Северного Кавказа Лев Кузнецов и глава Республики Северная Осетия-Алания Вячеслав Битаров обсудили перспективы развития подведомственного агентству Владикавказского научного центра. Как информирует пресс-служба ФАНО, на встрече шел разговор в том числе об организации на базе ВНЦ селекционно-генетического центра федерального значения.



В Санкт-Петербургском горном университете заседал 2-й Международный совет ректоров вузов, имеющих горнотехнический профиль образования. Его участниками стали руководители 120 высших учебных заведений 60 стран мира.



Комитет Госдумы по образованию и науке подвел итоги парламентских слушаний о совершенствовании механизмов финансирования отраслевых вузов. Депутаты приняли за основу проект рекомендаций, которые будут направлены Правительству РФ, Минобрнауки, Минфину, отраслевым министерствам, а также органам власти субъектов РФ.



В Минобрнауки открылась выставка Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета. Экспозиция рассказывает об истории создания вуза, крупных научных проектах, реализуемых коллективом МАДИ.



Министр образования и науки Ольга Васильева провела прием граждан, рассмотрев обращения из Петрозаводска, Москвы, Балашихи, Электростали, Мытищ и Красногорска. Общение прошло в приемной Правительства РФ.



В расширившемся со 100 до 400 позиций предметном рейтинге Times Higher Education по направлению “Искусство и гуманитарные науки” (Arts and Humanities) теперь присутствуют пять российских вузов.

Конференции


Перечень научных конференций, симпозиумов, съездов, семинаров и школ, проводимых подведомственными ФАНО России организациями в 2017 году.

Перечень научных конференций, симпозиумов, съездов, семинаров и школ, проводимых подведомственными ФАНО России организациями в 2017 году.

Перечень научных конференций, симпозиумов, съездов, семинаров и школ, проводимых подведомственными ФАНО России организациями в 2017 году.

Текущие конкурсы


Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований, проводимый Российским фондом фундаментальных исследований совместно с организациями - участниками Рамочной программы БРИКС в сфере науки, технологий и инноваций.

Конкурс проектов 2018 года организации российских и международных научных мероприятий, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований”.

Обзор стипендиальных программ DAAD для учебы и научных исследований в Германии на 2018/2019 учебный год.

Совет при Президенте Российской Федерации по науке и образованию начинает прием документов на соискание Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологий за 2017 год.

Министерство образования и науки Российской Федерации совместно с Советом по грантам Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых и по государственной поддержке ведущих научных школ Российской Федерации объявляет конкурсы 2018 года на право получения грантов Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов наук и молодых российских ученых - докторов наук. Организатором конкурсов является Минобрнауки России.

Вакансии


15.09.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт океанологии им. П.П.Ширшова Российской академии наук объявляет конкурс на замещение вакантной должности...

15.09.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт океанологии им. П.П.Ширшова Российской академии наук и Южное отделение ИО РАН объявляет конкурс на замещение вакантных должностей...

11.08.2017
Южный научный центр РАН (Ростов-на-Дону) приглашает на работу ихтиолога (кандидата / доктора наук), имеющего высокий индекс цитирования по РИНЦ и WoS, стабильную публикационную активность в рейтинговых отечественных и зарубежных журналах.





опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии