Официально


На Федеральном портале проектов нормативных правовых актов размещена документация Государственной программы РФ «Научно-технологическое развитие РФ» на период до 2025 года. Министерство образования и науки предлагает ее утвердить. Это явствует из опубликованного там же проекта постановления правительства.



Столичный Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства объявил конкурс на соискание премии Правительства Москвы молодым ученым. В нем могут принять участие молодые ученые - граждане РФ: научные работники, научно-педагогические работники, аспиранты, докторанты и специалисты, ведущие научную и научно-техническую деятельность в расположенных на территории Москвы научных организациях и вузах, а также специалисты столичных организаций экономической и социальной сферы, занимающиеся экспериментальными разработками.



Российская академия наук и Минобрнауки заключили Соглашение о сотрудничестве. Документ скрепили своими подписями министр образования и науки РФ Ольга Васильева и исполняющий обязанности президента РАН Валерий Козлов. В торжественной церемонии принял участие заместитель министра Григорий Трубников.



Правительство внесло в Госдуму проект изменений в ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» в части совершенствования деятельности государственных научных центров РФ.






Новости № 38(2017)

Регионы


СНГ


Интердайджест


Космический телескоп “Хаббл” обнаружил черную как смоль экзопланету, по размерам она в разы больше любой из планет Солнечной системы. С подробностями - Hubblesite.org.

Популярный метод геномного редактирования CRISPR впервые применили в цветоводстве, с его помощью кардинально изменен цвет лепестков декоративного растения. Об этом сообщает Science Alert.

Искусственный интеллект способен обнаружить изменения в головном мозге за несколько лет до проявления симптомов болезни Альцгеймера. Подробности - в New Scientist.


Кому-то нужно создать в Петрограде панику. И вот вчера по городу был пущен слух о том, что немецкий отряд высадился на берегу Финского залива - столица заволновалась. Бегство увеличилось. После наведения точных справок выяснилось, что немцы нигде не высаживались, да и вряд ли рискнут сделать это.


















Налечь на селекцию! Отбор одаренной молодежи объявлен делом государственной важности.
Образование
№ 05(2012)

03.02.2012

Без хороших специалистов инновационной экономики не построишь, а стать настоящими профессионалами своего дела в первую очередь обещают молодые люди, обладающие теми или иными талантами. Следуя этой логике, государство решило умножить и упорядочить усилия по выявлению и поддержке тех, кого называют одаренными. На недавней коллегии Минобрнауки ректор НИУ “Высшая школа экономики” Ярослав Кузьминов прокомментировал работу над проектом “Концепции интеграции эффективных механизмов поиска и поддержки талантливых детей и молодежи в общенациональную систему”, подготовленным специально организованной рабочей группой под руководством помощника президента Аркадия Дворковича. Текст документа размещен в открытом доступе на сайте министерства.
Согласно определению, содержащемуся в концепции, одаренными предлагается считать “ребенка, подростка, молодого человека, выделяющегося яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеющего внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде”. Как подчеркнул Ярослав Кузьминов, особое значение для развития способностей имеют условия, в которых проявляется собственная активность талантливых индивидуумов. Миссия государства, по его словам, заключается в обеспечении для таких молодых людей равных возможностей получения поддержки “вне зависимости от сферы их одаренности, социального и имущественного положения семей”.
В проекте концепции обозначены возрастные границы одаренной молодежи. К ней в сфере искусства отнесены люди в возрасте до 30 лет, в науке и образовании - до 35 лет, в спорте - до 21 года, поэтому речь идет об одаренности детской и профессиональной. Поддержка предусмотрена и при переходе от одного вида к другому путем отбора на специальные профессиональные программы. Системно и целенаправленно уделять особое внимание предполагается как перспективным школьникам, так и абитуриентам, студентам и молодым специалистам на этапе выхода из учебного заведения и закрепления в экономике.
В своем докладе Я.Кузь­минов отметил, что ряд форм и механизмов культивирования одаренности в нашей системе образования уже сложился, причем многие из них приносят реальные плоды. Например, специализированные школы и лицеи, учреждения дополнительного образования, олимпиады и конкурсы с участием школьников и студентов и т.п. Вместе с тем, констатировал ректор НИУ ВШЭ, необходимо принять комплекс мер по поддержке таланта со школьной скамьи до рабочего места.
При выстраивании системной работы с молодыми дарованиями необходимо заполнить немало пробелов. К ним Я.Кузьминов, в частности, отнес отсутствие четкой методологии раннего распознавания одаренности ребенка, субъективизм оценок детских талантов педагогами, низкую психологическую и педагогическую компетентность и мотивацию учителей и администраторов, отсутствие системной работы в этом направлении в школах и вузах на региональном и федеральном уровнях. Предпрофессиональная ориентация школьников поставлена слабо, система их профильного обучения практически не реализована, а ЕГЭ выявлению одаренности никак не способствует. Есть претензии и к олимпиадам. По словам Ярослава Кузьминова, они в большой степени ориентированы на внеконкурсный прием в вузы, объективность проведения первых туров (на региональном уровне) порой небесспорна.
Еще одна проблема - недостаток ресурсов. Главная его причина кроется в финансировании дополнительного образования только из местных бюджетов, в связи с чем условия поддержки одаренной молодежи зависят от политики и ресурсного потенциала муниципальных образований.
Особое внимание в своем докладе ректор обратил на слабые организационные и кадровые возможности вузов для должной заботы об интеллектуально одаренных студентах младших курсов. В большинстве учреждений ВПО эти возможности вообще отсутствуют: научные коллективы существуют лишь в 15-20% вузов, нет студенческих научных кружков, лабораторий, проектов, ориентированных на участие младшекурсников, в результате чего интерес к профессиональному развитию у большинства из них угасает. Нет условий и для стимулирования творческого и карьерного роста молодых специалистов в организациях, не создана “эффективная система знаков профессионального признания” для большинства интеллектуальных профессий, а именно профэкзаменов, степеней и наград.
Что предлагают разработчики концепции? Среди мер на уровне выявления и поддержки детской одаренности - введение в курсы “Педагогика” и “Психология” раздела “Одаренные дети”, обеспечение школы соответствующими методическими пособиями, подготовка учителей для специализированных средних учебных заведений, систематическое изучение зарубежного опыта. Стандарты нового поколения должны закрепить наличие деятельностной образовательной среды и реализацию предпрофессиональных программ в школьном курсе обучения.
Одна из предлагаемых форм селекции одаренных школьников - финансирование на конкурсной основе их профильного обучения. Это может быть реализовано через гранты и стипендии, выплачиваемые из федерального и региональных бюджетов. На этих же уровнях бюджетной системы должны быть преду­смотрены и средства для персональной грантовой поддержки студентов, аспирантов и молодых специалистов, показавших выдающиеся результаты. Для стимула профессиональной одаренности предлагается также повысить стипендии аспирантам, увеличить срок учебы в очной аспирантуре до четырех лет с одновременным сокращением набора ради повышения качества отбора обучающихся. Еще одна организационная форма, названная в проекте, - общественно-государственный фонд поддержки профессиональных проектов молодых. Для консолидации всей работы с одаренной молодежью предполагается создать при Правительстве РФ Координационный совет поиска и поддержки талантов, а при нем - специальный фонд.
В проекте концепции содержится целый перечень предложений по совершенствованию олимпиадных и конкурсных соревнований школьников и студентов. В своем докладе Ярослав Кузьминов сделал акцент на то, что необходимо расширить тематику интеллектуальных состязаний за пределы программы образовательной школы: “Олимпиады не должны дублировать ЕГЭ, им следует больше ориентироваться на предстоящую профессиональную деятельность и на систему дополнительного образования, чем на школьную программу”. Еще одна из идей проекта - поручить методическое обеспечение и проведение заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников ведущим университетам России, отбираемым для выполнения этой задачи на конкурсной основе сроком на пять лет.
Замечания и предложения по содержанию предварительной версии концепции уже представили Министерство культуры, Министерство спорта, туризма и молодежной политики, некоторые вузы. Отзывы поступили в общей сложности из 49 субъектов РФ. В ближайшее время рабочей группе предстоит доработать проект с учетом результатов обсуждения и направить его в администрацию президента.


Татьяна ВОЗОВИКОВА




 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Вдохновляя одаренных. ТГУ раскрывает таланты.
В начале сентября Благотворительный фонд Владимира Потанина назвал Томский государственный университет лидером среди российских вузов по работе с талантами. Этот рейтинг публикуется ежегодно начиная с 2004 года и является одной из наиболее авторитетных независимых оценок качества обучения в российских вузах. Он оценивает работу вуза с талантливыми студентами на основе показателей всех конкурсов фонда. /№ 38(2017)
В зависимости от независимой. Вузам придется работать с оглядкой на внешнюю оценку.
За три года проведения мероприятий по независимой оценке качества образования (НОКО) (в 2015-2017 годах) в общей сложности была проанализирована деятельность 903 государственных и негосударственных вузов и филиалов. Оператор исследования - команда “Социального навигатора” МИА “Россия сегодня”, при поддержке Минобрнауки РФ. Результаты были озвучены на площадке информационного агентства руководителям вузов, представителям общественных организаций и СМИ. /№ 38(2017)
Дорога из школы. Где лучше всего готовят к вузу?
К началу нового учебного года рейтинговое агентство RAEX (РАЭКС-Аналитика) обнародовало третий ежегодный рейтинг 200 лучших школ России. Он составляется для того, чтобы определить, какие средние учебные заведения готовят наибольшее количество студентов для лучших вузов России - университетов из топ-20 рейтинга RAEX. /№ 37(2017)

Новости


Члены Клуба «1 июля» обратились к участникам выборов президента РАН. Документ опубликован на сайте неформального научного сообщества.



Руководитель ФАНО Михаил Котюков, министр по делам Северного Кавказа Лев Кузнецов и глава Республики Северная Осетия-Алания Вячеслав Битаров обсудили перспективы развития подведомственного агентству Владикавказского научного центра. Как информирует пресс-служба ФАНО, на встрече шел разговор в том числе об организации на базе ВНЦ селекционно-генетического центра федерального значения.



В Санкт-Петербургском горном университете заседал 2-й Международный совет ректоров вузов, имеющих горнотехнический профиль образования. Его участниками стали руководители 120 высших учебных заведений 60 стран мира.



Комитет Госдумы по образованию и науке подвел итоги парламентских слушаний о совершенствовании механизмов финансирования отраслевых вузов. Депутаты приняли за основу проект рекомендаций, которые будут направлены Правительству РФ, Минобрнауки, Минфину, отраслевым министерствам, а также органам власти субъектов РФ.



В Минобрнауки открылась выставка Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета. Экспозиция рассказывает об истории создания вуза, крупных научных проектах, реализуемых коллективом МАДИ.



Министр образования и науки Ольга Васильева провела прием граждан, рассмотрев обращения из Петрозаводска, Москвы, Балашихи, Электростали, Мытищ и Красногорска. Общение прошло в приемной Правительства РФ.



В расширившемся со 100 до 400 позиций предметном рейтинге Times Higher Education по направлению “Искусство и гуманитарные науки” (Arts and Humanities) теперь присутствуют пять российских вузов.

Конференции


Перечень научных конференций, симпозиумов, съездов, семинаров и школ, проводимых подведомственными ФАНО России организациями в 2017 году.

Перечень научных конференций, симпозиумов, съездов, семинаров и школ, проводимых подведомственными ФАНО России организациями в 2017 году.

Перечень научных конференций, симпозиумов, съездов, семинаров и школ, проводимых подведомственными ФАНО России организациями в 2017 году.

Текущие конкурсы


Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований, проводимый Российским фондом фундаментальных исследований совместно с организациями - участниками Рамочной программы БРИКС в сфере науки, технологий и инноваций.

Конкурс проектов 2018 года организации российских и международных научных мероприятий, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований”.

Обзор стипендиальных программ DAAD для учебы и научных исследований в Германии на 2018/2019 учебный год.

Совет при Президенте Российской Федерации по науке и образованию начинает прием документов на соискание Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологий за 2017 год.

Министерство образования и науки Российской Федерации совместно с Советом по грантам Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых и по государственной поддержке ведущих научных школ Российской Федерации объявляет конкурсы 2018 года на право получения грантов Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов наук и молодых российских ученых - докторов наук. Организатором конкурсов является Минобрнауки России.

Вакансии


15.09.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт океанологии им. П.П.Ширшова Российской академии наук объявляет конкурс на замещение вакантной должности...

15.09.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт океанологии им. П.П.Ширшова Российской академии наук и Южное отделение ИО РАН объявляет конкурс на замещение вакантных должностей...

11.08.2017
Южный научный центр РАН (Ростов-на-Дону) приглашает на работу ихтиолога (кандидата / доктора наук), имеющего высокий индекс цитирования по РИНЦ и WoS, стабильную публикационную активность в рейтинговых отечественных и зарубежных журналах.





опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии