Официально


Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки на основании решения Арбитражного суда прекратила действие лицензии Томского экономико-юридического института.



Минобрнауки ликвидировало филиал Санкт-Петербургского государственного экономического университета в Анадыре.



Утверждена дорожная карта ФАНО - комплекс мер нормативного и организационного характера, которые направлены на решение задач, обозначенных в плане первого этапа Стратегии научно-технологического развития РФ.



Правительство утвердило план реализации Стратегии обеспечения единства измерений в России. Документ, в частности, предусматривает повышение уровня метрологического обеспечения приоритетных направлений науки, технологий и техники, обеспечение преимущественного использования отечественных технологий и приборной базы.




Новости № 46(2017)

Регионы


В Университете им. Юрая Добрилы (Пула, Хорватия) состоялось торжественное открытие Центра русского языка и культуры “Институт Пушкина”. Он создан при участии Пятигорского госуниверситета и финансовой поддержке Минобрнауки РФ в рамках ФЦП “Русский язык”, Миссия центра - продвижение образования на русском языке.

Ректор Тульского государственного университета Михаил Грязев провёл встречу со студентами, входящими в сборные команды вуза по различным видам спорта. Михаил Васильевич поздравил студентов и их тренеров с успешными выступлениями на различных соревнованиях, в том числе всероссийских.

В Ульяновском государственном техническом университете прошел День открытых дверей для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений и системы среднего профессионального образования. Мероприятие посетили 1150 человек.

СНГ


Интердайджест
























Налечь на селекцию! Отбор одаренной молодежи объявлен делом государственной важности.
Образование
№ 05(2012)

03.02.2012

Без хороших специалистов инновационной экономики не построишь, а стать настоящими профессионалами своего дела в первую очередь обещают молодые люди, обладающие теми или иными талантами. Следуя этой логике, государство решило умножить и упорядочить усилия по выявлению и поддержке тех, кого называют одаренными. На недавней коллегии Минобрнауки ректор НИУ “Высшая школа экономики” Ярослав Кузьминов прокомментировал работу над проектом “Концепции интеграции эффективных механизмов поиска и поддержки талантливых детей и молодежи в общенациональную систему”, подготовленным специально организованной рабочей группой под руководством помощника президента Аркадия Дворковича. Текст документа размещен в открытом доступе на сайте министерства.
Согласно определению, содержащемуся в концепции, одаренными предлагается считать “ребенка, подростка, молодого человека, выделяющегося яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеющего внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде”. Как подчеркнул Ярослав Кузьминов, особое значение для развития способностей имеют условия, в которых проявляется собственная активность талантливых индивидуумов. Миссия государства, по его словам, заключается в обеспечении для таких молодых людей равных возможностей получения поддержки “вне зависимости от сферы их одаренности, социального и имущественного положения семей”.
В проекте концепции обозначены возрастные границы одаренной молодежи. К ней в сфере искусства отнесены люди в возрасте до 30 лет, в науке и образовании - до 35 лет, в спорте - до 21 года, поэтому речь идет об одаренности детской и профессиональной. Поддержка предусмотрена и при переходе от одного вида к другому путем отбора на специальные профессиональные программы. Системно и целенаправленно уделять особое внимание предполагается как перспективным школьникам, так и абитуриентам, студентам и молодым специалистам на этапе выхода из учебного заведения и закрепления в экономике.
В своем докладе Я.Кузь­минов отметил, что ряд форм и механизмов культивирования одаренности в нашей системе образования уже сложился, причем многие из них приносят реальные плоды. Например, специализированные школы и лицеи, учреждения дополнительного образования, олимпиады и конкурсы с участием школьников и студентов и т.п. Вместе с тем, констатировал ректор НИУ ВШЭ, необходимо принять комплекс мер по поддержке таланта со школьной скамьи до рабочего места.
При выстраивании системной работы с молодыми дарованиями необходимо заполнить немало пробелов. К ним Я.Кузьминов, в частности, отнес отсутствие четкой методологии раннего распознавания одаренности ребенка, субъективизм оценок детских талантов педагогами, низкую психологическую и педагогическую компетентность и мотивацию учителей и администраторов, отсутствие системной работы в этом направлении в школах и вузах на региональном и федеральном уровнях. Предпрофессиональная ориентация школьников поставлена слабо, система их профильного обучения практически не реализована, а ЕГЭ выявлению одаренности никак не способствует. Есть претензии и к олимпиадам. По словам Ярослава Кузьминова, они в большой степени ориентированы на внеконкурсный прием в вузы, объективность проведения первых туров (на региональном уровне) порой небесспорна.
Еще одна проблема - недостаток ресурсов. Главная его причина кроется в финансировании дополнительного образования только из местных бюджетов, в связи с чем условия поддержки одаренной молодежи зависят от политики и ресурсного потенциала муниципальных образований.
Особое внимание в своем докладе ректор обратил на слабые организационные и кадровые возможности вузов для должной заботы об интеллектуально одаренных студентах младших курсов. В большинстве учреждений ВПО эти возможности вообще отсутствуют: научные коллективы существуют лишь в 15-20% вузов, нет студенческих научных кружков, лабораторий, проектов, ориентированных на участие младшекурсников, в результате чего интерес к профессиональному развитию у большинства из них угасает. Нет условий и для стимулирования творческого и карьерного роста молодых специалистов в организациях, не создана “эффективная система знаков профессионального признания” для большинства интеллектуальных профессий, а именно профэкзаменов, степеней и наград.
Что предлагают разработчики концепции? Среди мер на уровне выявления и поддержки детской одаренности - введение в курсы “Педагогика” и “Психология” раздела “Одаренные дети”, обеспечение школы соответствующими методическими пособиями, подготовка учителей для специализированных средних учебных заведений, систематическое изучение зарубежного опыта. Стандарты нового поколения должны закрепить наличие деятельностной образовательной среды и реализацию предпрофессиональных программ в школьном курсе обучения.
Одна из предлагаемых форм селекции одаренных школьников - финансирование на конкурсной основе их профильного обучения. Это может быть реализовано через гранты и стипендии, выплачиваемые из федерального и региональных бюджетов. На этих же уровнях бюджетной системы должны быть преду­смотрены и средства для персональной грантовой поддержки студентов, аспирантов и молодых специалистов, показавших выдающиеся результаты. Для стимула профессиональной одаренности предлагается также повысить стипендии аспирантам, увеличить срок учебы в очной аспирантуре до четырех лет с одновременным сокращением набора ради повышения качества отбора обучающихся. Еще одна организационная форма, названная в проекте, - общественно-государственный фонд поддержки профессиональных проектов молодых. Для консолидации всей работы с одаренной молодежью предполагается создать при Правительстве РФ Координационный совет поиска и поддержки талантов, а при нем - специальный фонд.
В проекте концепции содержится целый перечень предложений по совершенствованию олимпиадных и конкурсных соревнований школьников и студентов. В своем докладе Ярослав Кузьминов сделал акцент на то, что необходимо расширить тематику интеллектуальных состязаний за пределы программы образовательной школы: “Олимпиады не должны дублировать ЕГЭ, им следует больше ориентироваться на предстоящую профессиональную деятельность и на систему дополнительного образования, чем на школьную программу”. Еще одна из идей проекта - поручить методическое обеспечение и проведение заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников ведущим университетам России, отбираемым для выполнения этой задачи на конкурсной основе сроком на пять лет.
Замечания и предложения по содержанию предварительной версии концепции уже представили Министерство культуры, Министерство спорта, туризма и молодежной политики, некоторые вузы. Отзывы поступили в общей сложности из 49 субъектов РФ. В ближайшее время рабочей группе предстоит доработать проект с учетом результатов обсуждения и направить его в администрацию президента.


Татьяна ВОЗОВИКОВА




 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Меняясь и меняя. Как развиваться университетам.
Традиционно в октябре НИУ ВШЭ собирает ученых, которые изучают процессы, происходящие в университетах России и других стран. Каждый раз в фокусе внимания участников оказывается одна из актуальных тем, связанных с развитием высшей школы. “Университеты, меняющие себя и мир” - так называлась прошедшая недавно VIII Международная конференция исследователей высшего образования. /№ 44-45(2017)
Стабильность и самореализация. Что предлагает Москва молодым преподавателям?
Возможность реализовать свой потенциал и получить опыт работы в инновационном вузе молодым преподавателям предлагает Московский финансово-юридический университет МФЮА. Вуз ждет на работу кандидатов наук, молодых ученых, преподавателей экономического, управленческого, гуманитарного, естественно-научного, правового, финансового, ИT блоков дисциплин, а также учителей школ, преподавателей и мастеров производственного обучения в колледж МФЮА. /№ 44-45(2017)
Место карьеры. Лучшие выпускники МФТИ должны оставаться в науке.
По фойе у университетской раздевалки, скучая, слонялся монстр - толстый, одноглазый, острозубый. Он охотно вступал в переговоры со смеющимися студентами. Оказалось, это не кто иной, как... “компьютерный вирус” - таким образом привлекает на свой спецкурс потенциальных работников фирма Касперского. Физтех - он такой: его питомцы уже со студенческой скамьи идут нарасхват у самых высокотехнологичных фирм. /№ 43(2017)

Новости


Программа образовательных кредитов продолжится с осени 2018 года, сообщила глава Минобрнауки Ольга Васильева, отвечая на вопросы студентов НИТУ «МИСиС». Министр напомнила о том, что в рамках программы по выдаче кредитов на образование в России, действующей с 2010 года, было получено свыше 10 тысяч кредитов.



На VI Санкт-Петербургском международном культурном форуме киностудия «Союзмультфильм» и Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения заключили соглашение о сотрудничестве, информирует ТАСС.



Ольга Васильева сообщила, что формы отчетов по ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» будут существенно сокращены, а патентная защита - ускорена. По ее словам достигнута договоренность с Роспатентом о том, что все результаты, полученные в рамках программы, будут рассматриваться патентным органом в срок до 4-6 месяцев.



Директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки Александр Соболев провел совещание с руководителями ресурсных учебно-методических центров (РУМЦ) по обучению лиц с инвалидностью, созданных на базе вузов. В совещании приняли участие ректоры или проректоры, курирующие это направление, а также руководители РУМЦ, которые являются самостоятельным структурным подразделением вуза.



Участники первого Всероссийского съезда преподавателей истории в вузах России предложили с 2018 года ввести во всех российских вузах обязательную дисциплину «История России». Как сообщает РИА Новости, эта идея нашла отражение в проекте резолюции съезда.



Министр образования и науки Ольга Васильева, председатель Центральной избирательной комиссии Элла Памфилова и председатель Российского союза молодёжи Павел Красноруцкий подписали соглашение о сотрудничестве между возглавляемыми ими структурами. Стороны вместе займутся повышением культуры молодежи в области избирательного права и избирательного процесса.



Количество малых инновационных предприятий, созданных на базе научных организаций, подведомственных ФАНО, за год выросло на 4%: с 313 в 2015 году до 326 в 2016-м. Кроме того, в прошлом году увеличилось и количество результатов интеллектуальной деятельности - с 2979 до 3369.



Конференции


Международная научная конференция ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 2-6 апреля 2018 года.

Перечень научных конференций, симпозиумов, съездов, семинаров и школ, проводимых подведомственными ФАНО России организациями в 2017 году.

Вторая научно-практическая Открытая конференция Института системного программирования РАН имени Виктора Иванникова ISPRAS Open пройдет с 30 ноября по 1 Декабря 2017 г. в главном здании Российской академии наук. Ключевые темы – безопасность программного кода и технологии анализа массивов данных.

Текущие конкурсы


Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований, проводимый совместно федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и Японским фондом медицинских исследований.

Объявление об открытом публичном конкурсе на получение грантов Российского научного фонда по приоритетному направлению деятельности Российского научного фонда “Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами”.

Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований, проводимый Российским фондом фундаментальных исследований совместно с организациями - участниками Рамочной программы БРИКС в сфере науки, технологий и инноваций.

Конкурс проектов 2018 года организации российских и международных научных мероприятий, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований”.

Обзор стипендиальных программ DAAD для учебы и научных исследований в Германии на 2018/2019 учебный год.

Вакансии


17.11.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии рудных месторождений, петрографии минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН) объявляет конкурс на замещение вакантной должности...

03.11.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования и науки Санкт-Петербургский национальный исследовательский академический университет Российской академии наук объявляет конкурс на замещение следующих вакантных должностей...

27.10.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН) объявляет конкурс на замещение вакантных должностей...





опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии