Официально


Минобрнауки утвердило контрольные цифры приема аспирантов на бюджетные места в научные организации, подведомственные ФАНО, на 2019/20 учебный год, сообщает пресс-служба агентства.



Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки прекратила действие лицензии Московского областного гуманитарного института.



Президент России подписал закон «О внесении изменений в ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ», который уточняет правовой статус студенческих спортивных лиг и Российского студенческого спортивного союза.



Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение об обеспечении деятельности Российской Антарктической экспедиции на 2018-2022 годы. Оно опубликовано на сайте правительства и доступно по ссылке.






Новости № 16(2018)

Регионы


СНГ


Интердайджест


















Налечь на селекцию! Отбор одаренной молодежи объявлен делом государственной важности.
Образование
№ 05(2012)

03.02.2012

Без хороших специалистов инновационной экономики не построишь, а стать настоящими профессионалами своего дела в первую очередь обещают молодые люди, обладающие теми или иными талантами. Следуя этой логике, государство решило умножить и упорядочить усилия по выявлению и поддержке тех, кого называют одаренными. На недавней коллегии Минобрнауки ректор НИУ “Высшая школа экономики” Ярослав Кузьминов прокомментировал работу над проектом “Концепции интеграции эффективных механизмов поиска и поддержки талантливых детей и молодежи в общенациональную систему”, подготовленным специально организованной рабочей группой под руководством помощника президента Аркадия Дворковича. Текст документа размещен в открытом доступе на сайте министерства.
Согласно определению, содержащемуся в концепции, одаренными предлагается считать “ребенка, подростка, молодого человека, выделяющегося яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеющего внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде”. Как подчеркнул Ярослав Кузьминов, особое значение для развития способностей имеют условия, в которых проявляется собственная активность талантливых индивидуумов. Миссия государства, по его словам, заключается в обеспечении для таких молодых людей равных возможностей получения поддержки “вне зависимости от сферы их одаренности, социального и имущественного положения семей”.
В проекте концепции обозначены возрастные границы одаренной молодежи. К ней в сфере искусства отнесены люди в возрасте до 30 лет, в науке и образовании - до 35 лет, в спорте - до 21 года, поэтому речь идет об одаренности детской и профессиональной. Поддержка предусмотрена и при переходе от одного вида к другому путем отбора на специальные профессиональные программы. Системно и целенаправленно уделять особое внимание предполагается как перспективным школьникам, так и абитуриентам, студентам и молодым специалистам на этапе выхода из учебного заведения и закрепления в экономике.
В своем докладе Я.Кузь­минов отметил, что ряд форм и механизмов культивирования одаренности в нашей системе образования уже сложился, причем многие из них приносят реальные плоды. Например, специализированные школы и лицеи, учреждения дополнительного образования, олимпиады и конкурсы с участием школьников и студентов и т.п. Вместе с тем, констатировал ректор НИУ ВШЭ, необходимо принять комплекс мер по поддержке таланта со школьной скамьи до рабочего места.
При выстраивании системной работы с молодыми дарованиями необходимо заполнить немало пробелов. К ним Я.Кузьминов, в частности, отнес отсутствие четкой методологии раннего распознавания одаренности ребенка, субъективизм оценок детских талантов педагогами, низкую психологическую и педагогическую компетентность и мотивацию учителей и администраторов, отсутствие системной работы в этом направлении в школах и вузах на региональном и федеральном уровнях. Предпрофессиональная ориентация школьников поставлена слабо, система их профильного обучения практически не реализована, а ЕГЭ выявлению одаренности никак не способствует. Есть претензии и к олимпиадам. По словам Ярослава Кузьминова, они в большой степени ориентированы на внеконкурсный прием в вузы, объективность проведения первых туров (на региональном уровне) порой небесспорна.
Еще одна проблема - недостаток ресурсов. Главная его причина кроется в финансировании дополнительного образования только из местных бюджетов, в связи с чем условия поддержки одаренной молодежи зависят от политики и ресурсного потенциала муниципальных образований.
Особое внимание в своем докладе ректор обратил на слабые организационные и кадровые возможности вузов для должной заботы об интеллектуально одаренных студентах младших курсов. В большинстве учреждений ВПО эти возможности вообще отсутствуют: научные коллективы существуют лишь в 15-20% вузов, нет студенческих научных кружков, лабораторий, проектов, ориентированных на участие младшекурсников, в результате чего интерес к профессиональному развитию у большинства из них угасает. Нет условий и для стимулирования творческого и карьерного роста молодых специалистов в организациях, не создана “эффективная система знаков профессионального признания” для большинства интеллектуальных профессий, а именно профэкзаменов, степеней и наград.
Что предлагают разработчики концепции? Среди мер на уровне выявления и поддержки детской одаренности - введение в курсы “Педагогика” и “Психология” раздела “Одаренные дети”, обеспечение школы соответствующими методическими пособиями, подготовка учителей для специализированных средних учебных заведений, систематическое изучение зарубежного опыта. Стандарты нового поколения должны закрепить наличие деятельностной образовательной среды и реализацию предпрофессиональных программ в школьном курсе обучения.
Одна из предлагаемых форм селекции одаренных школьников - финансирование на конкурсной основе их профильного обучения. Это может быть реализовано через гранты и стипендии, выплачиваемые из федерального и региональных бюджетов. На этих же уровнях бюджетной системы должны быть преду­смотрены и средства для персональной грантовой поддержки студентов, аспирантов и молодых специалистов, показавших выдающиеся результаты. Для стимула профессиональной одаренности предлагается также повысить стипендии аспирантам, увеличить срок учебы в очной аспирантуре до четырех лет с одновременным сокращением набора ради повышения качества отбора обучающихся. Еще одна организационная форма, названная в проекте, - общественно-государственный фонд поддержки профессиональных проектов молодых. Для консолидации всей работы с одаренной молодежью предполагается создать при Правительстве РФ Координационный совет поиска и поддержки талантов, а при нем - специальный фонд.
В проекте концепции содержится целый перечень предложений по совершенствованию олимпиадных и конкурсных соревнований школьников и студентов. В своем докладе Ярослав Кузьминов сделал акцент на то, что необходимо расширить тематику интеллектуальных состязаний за пределы программы образовательной школы: “Олимпиады не должны дублировать ЕГЭ, им следует больше ориентироваться на предстоящую профессиональную деятельность и на систему дополнительного образования, чем на школьную программу”. Еще одна из идей проекта - поручить методическое обеспечение и проведение заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников ведущим университетам России, отбираемым для выполнения этой задачи на конкурсной основе сроком на пять лет.
Замечания и предложения по содержанию предварительной версии концепции уже представили Министерство культуры, Министерство спорта, туризма и молодежной политики, некоторые вузы. Отзывы поступили в общей сложности из 49 субъектов РФ. В ближайшее время рабочей группе предстоит доработать проект с учетом результатов обсуждения и направить его в администрацию президента.


Татьяна ВОЗОВИКОВА




 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Смета на мечты. Развитие образования обойдется недешево.
Экспертов образовательного сообщества страны, собравшихся, чтобы обсудить доклад на тему “Двенадцать решений для нового образования” и выделить наиболее актуальные из предлагаемых в нем проектов, помощник Президента России, экс-министр образования и науки Андрей Фурсенко напутствовал такими словами: “Резать надо по живому, иначе это будут делать другие, и не факт, что столь же квалифицированно”. /№ 16(2018)
Волна захватила. Тотальный диктант писали всем миром.
“Каждое утро, еще при свете звезд, Якоб Иванович Бах просыпался и, лежа под толстой стеганой периной утиного пуха, слушал мир” - эту строку узнают теперь более двухсот тысяч человек из разных стран мира: с нее начинался текст “Тотального диктанта” во Владивостоке, нынешней столице ежегодной образовательной акции. /№ 16(2018)
Что мешает и снижает… Ректоры Прикамья сосредоточились на болевых точках вузовской науки.
О том, как обстоят дела с наукой в вузах, шла речь на недавнем заседании Совета ректоров Пермского края. Председатель секции проректоров по научной работе, проректор Пермского национального исследовательского политехнического университета Владимир Коротаев представил характеризующие ситуацию тенденции и отметил ряд факторов, отрицательно на нее влияющих. /№ 15(2018)

Новости


Совет по науке при Минобрнауки выступил с заявлением, в котором выражена глубокая обеспокоенность в связи с внесением в Госдуму законопроекта «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия США и (или) иных иностранных государств». Члены совета считают, что предложенные в законопроекте меры могут нанести существенный ущерб развитию российской науки и технологий.



Россия должна привлекать на работу лучших ученых и продолжать взаимодействие с международными научными организациями. На решение этих задач направлены поручения Владимира Путина, которые он дал по итогам заседания Совета при Президенте РФ по науке и образованию и встречи с учеными Сибирского отделения РАН, прошедших в феврале 2018 года.



Российские студенты завоевали Кубок мира и четыре медали из 13 на престижном мировом чемпионате по программированию ICPC, финал которого прошел в Пекине. Отличились команды из МГУ им. М.В.Ломоносова, МФТИ, ИТМО и Уральского федерального университета, информирует ТАСС.



Глава Минобрнауки Ольга Васильева провела рабочих встреч с министрами профильных ведомств на Московском международном салоне образования. По итогам встреч были подписаны меморандумы о сотрудничестве в сфере высшего образования РФ с Республикой Бурунди и Государством Палестина.



Работодатели и образовательные организации могут проверять подлинность свидетельств о признании иностранного образования или квалификации иностранных работников и абитуриентов через электронный сервис «Реестр выданных свидетельств», размещенный на сайте Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.



Федеральное агентство научных организаций продолжает выдачу государственных жилищных сертификатов молодым ученым подведомственных организаций, сообщает пресс-служба ведомства. Работа проводится в рамках государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ».



Совет Межрегионального общества научных работников обратился с заявлением к председателю Госдумы Вячеславу Володину.

Конференции


Пятая конференция разработчиков российских операционных платформ «OS DAY. Надежность» состоится 17-18 мая 2018 г. в Москве, в главном здании Российской академии наук. Основной темой для обсуждения среди теоретиков и практиков системного программирования и разработки ОС станет вопрос надежности. Участники рассмотрят методы проектирования и разработки надежных платформ, инструментальные средства обеспечения надежности программно-аппаратных систем как на этапе разработки, так и на этапе эксплуатации.

Центр научно-информационных исследований по науке, образованию и технологиям ИНИОН РАН совместно с Институтом экономических стратегий проводят МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СЕМИНАР ПО НАУКОВЕДЕНИЮ И НАУКОМЕТРИИ

Центр научно-информационных исследований по науке, образованию и технологиям ИНИОН РАН совместно с Институтом экономических стратегий проводят Московский семинар по науковедению и наукометрии.

Текущие конкурсы


Российский научный фонд объявляет о начале приема заявок на инфраструктурный конкурс Президентской программы исследовательских проектов

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования “Московский физико-технический институт (государственный университет)” объявляет конкурс на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу

Конкурс 2018 года на лучшие научные проекты междисциплинарных фундаментальных исследований по теме “Большие данные в постгеномную эру” (“мк”)

Конкурс 2018 года на лучшие научные проекты междисциплинарных фундаментальных исследований по теме “Правовое регулирование геномных исследований” (“мк”)

Конкурс 2018 года на лучшие научные проекты междисциплинарных фундаментальных исследований по теме “Модели правового регулирования международного научно-технического сотрудничества и международной интеграции России” (“мк”)

Вакансии


02.03.2018
объявляет конкурс на замещение вакантных должностей:

17.11.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии рудных месторождений, петрографии минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН) объявляет конкурс на замещение вакантной должности...

03.11.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования и науки Санкт-Петербургский национальный исследовательский академический университет Российской академии наук объявляет конкурс на замещение следующих вакантных должностей...




опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии