Официально


Правительственным постановлением утверждено Положение о Министерстве науки и высшего образования, определены его функции и полномочия.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки запретила прием в Евроазиатскую богословскую семинарию Ассоциации христиан веры евангельской «Церковь Божия». Санкция введена за неисполнение предписаний в установленные сроки.

Минобрнауки разрешило заключение договоров о безвозмездном отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности гражданского назначения на условиях, предусмотренных пунктом 18 (1) Правил осуществления государственными заказчиками управления правами РФ на результаты интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 марта 2012 г. №233 по установленному перечню.

Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение о внесении в Госдуму законопроекта, цель которого - закрепление обязательного учета сведений о независимой оценке качества подготовки студентов при государственной аккредитации образовательной деятельности.




Новости № 24-25(2018)

Регионы


СНГ


- У нас в республике порядка 39 тысяч ученых, из них только треть работает в Национальной академии наук Азербайджана (НАНА), но именно эти люди - авторы более 50 процентов статей, вышедших в высокорейтинговых зарубежных научных журналах от имени нашей страны. За последние пять лет публикационная активность азербайджанских исследователей возросла более чем вдвое.

Интердайджест
















Налечь на селекцию! Отбор одаренной молодежи объявлен делом государственной важности.
Образование
№ 05(2012)

03.02.2012

Без хороших специалистов инновационной экономики не построишь, а стать настоящими профессионалами своего дела в первую очередь обещают молодые люди, обладающие теми или иными талантами. Следуя этой логике, государство решило умножить и упорядочить усилия по выявлению и поддержке тех, кого называют одаренными. На недавней коллегии Минобрнауки ректор НИУ “Высшая школа экономики” Ярослав Кузьминов прокомментировал работу над проектом “Концепции интеграции эффективных механизмов поиска и поддержки талантливых детей и молодежи в общенациональную систему”, подготовленным специально организованной рабочей группой под руководством помощника президента Аркадия Дворковича. Текст документа размещен в открытом доступе на сайте министерства.
Согласно определению, содержащемуся в концепции, одаренными предлагается считать “ребенка, подростка, молодого человека, выделяющегося яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеющего внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде”. Как подчеркнул Ярослав Кузьминов, особое значение для развития способностей имеют условия, в которых проявляется собственная активность талантливых индивидуумов. Миссия государства, по его словам, заключается в обеспечении для таких молодых людей равных возможностей получения поддержки “вне зависимости от сферы их одаренности, социального и имущественного положения семей”.
В проекте концепции обозначены возрастные границы одаренной молодежи. К ней в сфере искусства отнесены люди в возрасте до 30 лет, в науке и образовании - до 35 лет, в спорте - до 21 года, поэтому речь идет об одаренности детской и профессиональной. Поддержка предусмотрена и при переходе от одного вида к другому путем отбора на специальные профессиональные программы. Системно и целенаправленно уделять особое внимание предполагается как перспективным школьникам, так и абитуриентам, студентам и молодым специалистам на этапе выхода из учебного заведения и закрепления в экономике.
В своем докладе Я.Кузь­минов отметил, что ряд форм и механизмов культивирования одаренности в нашей системе образования уже сложился, причем многие из них приносят реальные плоды. Например, специализированные школы и лицеи, учреждения дополнительного образования, олимпиады и конкурсы с участием школьников и студентов и т.п. Вместе с тем, констатировал ректор НИУ ВШЭ, необходимо принять комплекс мер по поддержке таланта со школьной скамьи до рабочего места.
При выстраивании системной работы с молодыми дарованиями необходимо заполнить немало пробелов. К ним Я.Кузьминов, в частности, отнес отсутствие четкой методологии раннего распознавания одаренности ребенка, субъективизм оценок детских талантов педагогами, низкую психологическую и педагогическую компетентность и мотивацию учителей и администраторов, отсутствие системной работы в этом направлении в школах и вузах на региональном и федеральном уровнях. Предпрофессиональная ориентация школьников поставлена слабо, система их профильного обучения практически не реализована, а ЕГЭ выявлению одаренности никак не способствует. Есть претензии и к олимпиадам. По словам Ярослава Кузьминова, они в большой степени ориентированы на внеконкурсный прием в вузы, объективность проведения первых туров (на региональном уровне) порой небесспорна.
Еще одна проблема - недостаток ресурсов. Главная его причина кроется в финансировании дополнительного образования только из местных бюджетов, в связи с чем условия поддержки одаренной молодежи зависят от политики и ресурсного потенциала муниципальных образований.
Особое внимание в своем докладе ректор обратил на слабые организационные и кадровые возможности вузов для должной заботы об интеллектуально одаренных студентах младших курсов. В большинстве учреждений ВПО эти возможности вообще отсутствуют: научные коллективы существуют лишь в 15-20% вузов, нет студенческих научных кружков, лабораторий, проектов, ориентированных на участие младшекурсников, в результате чего интерес к профессиональному развитию у большинства из них угасает. Нет условий и для стимулирования творческого и карьерного роста молодых специалистов в организациях, не создана “эффективная система знаков профессионального признания” для большинства интеллектуальных профессий, а именно профэкзаменов, степеней и наград.
Что предлагают разработчики концепции? Среди мер на уровне выявления и поддержки детской одаренности - введение в курсы “Педагогика” и “Психология” раздела “Одаренные дети”, обеспечение школы соответствующими методическими пособиями, подготовка учителей для специализированных средних учебных заведений, систематическое изучение зарубежного опыта. Стандарты нового поколения должны закрепить наличие деятельностной образовательной среды и реализацию предпрофессиональных программ в школьном курсе обучения.
Одна из предлагаемых форм селекции одаренных школьников - финансирование на конкурсной основе их профильного обучения. Это может быть реализовано через гранты и стипендии, выплачиваемые из федерального и региональных бюджетов. На этих же уровнях бюджетной системы должны быть преду­смотрены и средства для персональной грантовой поддержки студентов, аспирантов и молодых специалистов, показавших выдающиеся результаты. Для стимула профессиональной одаренности предлагается также повысить стипендии аспирантам, увеличить срок учебы в очной аспирантуре до четырех лет с одновременным сокращением набора ради повышения качества отбора обучающихся. Еще одна организационная форма, названная в проекте, - общественно-государственный фонд поддержки профессиональных проектов молодых. Для консолидации всей работы с одаренной молодежью предполагается создать при Правительстве РФ Координационный совет поиска и поддержки талантов, а при нем - специальный фонд.
В проекте концепции содержится целый перечень предложений по совершенствованию олимпиадных и конкурсных соревнований школьников и студентов. В своем докладе Ярослав Кузьминов сделал акцент на то, что необходимо расширить тематику интеллектуальных состязаний за пределы программы образовательной школы: “Олимпиады не должны дублировать ЕГЭ, им следует больше ориентироваться на предстоящую профессиональную деятельность и на систему дополнительного образования, чем на школьную программу”. Еще одна из идей проекта - поручить методическое обеспечение и проведение заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников ведущим университетам России, отбираемым для выполнения этой задачи на конкурсной основе сроком на пять лет.
Замечания и предложения по содержанию предварительной версии концепции уже представили Министерство культуры, Министерство спорта, туризма и молодежной политики, некоторые вузы. Отзывы поступили в общей сложности из 49 субъектов РФ. В ближайшее время рабочей группе предстоит доработать проект с учетом результатов обсуждения и направить его в администрацию президента.


Татьяна ВОЗОВИКОВА




 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Глобальное включение. В наблюдательный совет мирового рейтинга позвали российских ректоров.
В июле свое 15-летие отметил один из наиболее влиятельных глобальных рейтингов университетов мира - QS World University Rankings (QS). /№ 24-25(2018)
Цена концентрации. Лучшие абитуриенты страны достаются нескольким регионам.
Тематику дискуссий VI Международного форума вузов, ежегодно организуемого рейтинговым агентством RAEX (“РАЭКС-Аналитика”), определили проблемы состояния всей системы российского образования, влияющие на решение кадровых и социальных задач, а также на конкурентоспособность вузов разного уровня в регионах, стране и мире. /№ 24-25(2018)
Время трансформаций. Опорные вузы сверили часы.
Выстраивание диалога с властью и бизнесом - одна из основных задач, стоящих сегодня перед высшей школой. Поэтому опорные вузы должны не конкурировать, а искать пути взаимодействия для выполнения заказов от своих партнеров. /№ 24-25(2018)

Новости


Комитет Госдумы по образованию и науке провел в Российской академии наук круглый стол «Правовое обеспечение научной и научно-технологической деятельности в Российской Федерации: состояние, проблемы, перспективы развития». В его работе приняли участие депутаты Госдумы, представители РАН, Министерства науки и высшего образования, руководители научных и образовательных организаций, эксперты.



Треть выпускников МГУ им. М.В.Ломоносова получит в этом году диплом с отличием, сообщил журналистам ректор вуза Виктор Садовничий.



Бюро Отделения физических наук РАН выступило с заявлением, в котором «с удовлетворением отмечает возвращение Государственной Думы к рассмотрению президентских поправок и рассчитывает на их скорейшее принятие».



Рособрнадзор лишил Московскую высшую школу социальных и экономических наук (ее также называют «Шанинка») государственной аккредитации. Приказ опубликован на сайте службы.



Правительство РФ не будет менять порядок назначения руководителей научных организаций, сообщает ТАСС со ссылкой на заявление вице-премьера Татьяны Голиковой.

Президиум Межведомственного совета по присуждению премий Правительства РФ в области образования, рассмотрев проекты работ, представленных на соискание премий 2018 года, рекомендовал к присуждению премий пять из них, сообщает пресс-служба Минобрнауки.

В Общественной палате РФ состоялось заседание круглого стола на тему «Актуальное законодательное обеспечение научной и образовательной деятельности», сообщает пресс-служба РАН.

Конференции


Шесть дней - с 29 мая по 3 июня - продлится II Международная научно-практическая конференция «Игровая культура современного детства». И если первый день пройдет в формате привычных докладов и лекций, то остальные пять станут экспериментом. На площадках интерактивного фестиваля «Да-Игра!» ученые в области детской психологии и педагогики проведут мастер-классы и открытые лекции для специалистов и родителей.

II Всероссийская научно-практическая конференция “Совершенствование системы взаимодействия Российского фонда фундаментальных исследований и субъектов Российской Федерации в вопросах проведения региональных и молодежных конкурсов”

Пятая конференция разработчиков российских операционных платформ «OS DAY. Надежность» состоится 17-18 мая 2018 г. в Москве, в главном здании Российской академии наук. Основной темой для обсуждения среди теоретиков и практиков системного программирования и разработки ОС станет вопрос надежности. Участники рассмотрят методы проектирования и разработки надежных платформ, инструментальные средства обеспечения надежности программно-аппаратных систем как на этапе разработки, так и на этапе эксплуатации.

Текущие конкурсы


Международный научный фонд экономических исследований академика Н.П.Федоренко (МНФЭИ) объявляет конкурсы 2018 года

Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” совместно с субъектами Российской Федерации

Конкурс проектов 2018 года междисциплинарных фундаментальных научных исследований, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” совместно с субъектами Российской Федерации

Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований, выполняемых молодыми учеными, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” совместно с администрацией Волгоградской области

Конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований по теме “История Евразии в материальных памятниках древности: традиции и современные подходы в археологических исследованиях” (“Древности”)

Вакансии


13.04.2018
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования “Московский физико-технический институт (государственный университет)” объявляет конкурс на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу

02.03.2018
объявляет конкурс на замещение вакантных должностей:

17.11.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии рудных месторождений, петрографии минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН) объявляет конкурс на замещение вакантной должности...




опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии