Официально


Федеральный институт промышленной собственности и Президентская библиотека заключили договор, согласно которому последняя оцифрует материалы Государственного патентного фонда. Как информирует портал «Российское образование», среди документов, которые будут оцифрованы, патенты на многие известные изобретения, такие как приемник депеш, посылаемых с помощью электромагнитных волн, Александра Попова.

Приказом Минобрнауки ликвидирован филиал Московского педагогического государственного университета в городе Новосибирске.

Конкурсная комиссия Минобрнауки отобрала вузовские проекты по совершенствованию технологий целевого обучения студентов в интересах оборонно-промышленного комплекса. Были рассмотрены 64 представленные заявки, их оценка проводилась по 11 параметрам. Победителями признаны 63 заявителя.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки прекратила действие лицензии Международной академии оценки и консалтинга, Института экономики бизнеса и Сочинского института экономики и информационных технологий. За неисполнение предписаний в установленные сроки Рособрнадзор также запретил прием в Самарскую гуманитарную академию и в филиал Воронежского экономико-правового института в Липецке.




Новости № 41(2017)

Регионы


Ученые Дальневосточного федерального университета приступили к подготовке рекомендаций для создания российского рынка углерода. Эксперты изучают, как экономические механизмы в разных странах влияют на масштаб выбросов парниковых газов и изменение климата.

Ученые Томского госуниверситета поставят в Китай несколько робототехнических комплексов. Два из них предназначены для обучения и экологического мониторинга, еще один будет использоваться китайскими промышленниками для контроля качества производственных процессов. Заказчиком РК выступает один из крупнейших научно-технических парков Поднебесной - TusPark (Шэньян).

Учебный процесс в Тольяттинском госуниверситете перестраивается. Теперь студенты параллельно с теоретическими знаниями получают и практические навыки работы над реализацией конкретных проектов. Причем практика имеет приоритет.

СНГ


Интердайджест


Китай и Вена провели сеанс защищенной видео­связи посредством квантовой криптографии. Об этом сообщает Physicsworld.com. Квантовое распределение ключа, в котором состоит суть квантовой криптографии, позволило связать по защищенному коммуникационному каналу президентов Китайской и Австрийской академий наук (Chinese Academy of Sciences, Austrian Academy of Sciences).

Сменщик “Хаббла” Космический телескоп “Джеймс Уэбб” будет запущен весной 2019 года. Об этом решении сообщило американское аэрокосмическое агентство НАСА. Оценив объем оставшихся работ по сборке и наземным испытаниям самого мощного в ближайшем будущем Космического телескопа “Джеймс Уэбб” (James Webb Space Telescope), НАСА объявило о том, что запуск должен состояться с космодрома во Французской Гвиане в период между мартом и июнем 2019 года.

Бронзовая рука от статуи I века до н.э. обнаружена на месте Антикитерского кораблекрушения. Подробности - в Live Science.


На днях наша флотилия Северного Ледовитого океана увеличилась еще одной боевой единицей - подводной лодкой “Св. Георгий”, самостоятельно прибывшей в Архангельск из Италии. Этот блестящий, исключительный по условиям плавания переход лодки малого водоизмещения в осеннее время свыше 5000 миль через целый ряд зон расположения германских подводных лодок, минных заграждений и т.п. наглядно доказывает, что офицерам и матросам, сплоченным взаимным уважением и преданным своему делу, не страшны не только поставленные врагами всевозможные преграждения, но и самая стихия.


















Риски на развилке. Вузам предписана смелость.
Образование
№ 39(2017)

29.09.2017



“Трансформация университетов в современных условиях” - так назывался очередной, XXI семинар-конференция Проекта 5-100. Представителей ведущих вузов страны от Калининграда до Владивостока принимал на этот раз Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта.

В каком-то смысле символично, что серьезный разговор об изменениях, через которые необходимо пройти вузам, чтобы не отстать от быстро меняющейся жизни, состоялся в Калининграде. Во-первых, потому, что этот город за свою историю сам пережил серьезнейшую трансформацию. Во-вторых, здесь жил и работал философ И.Кант, и одно из основных научных направлений университета, носящего имя великого философа, - прикладная философия. А базовые законы философии, как было замечено в ходе дискуссии, сильнее административных указаний, и об этом не стоит забывать.
Изменения в российских вузах уже идут - особенно заметны они в ведущих университетах. В БФУ, например, как отметил в своем приветствии врио заместителя председателя Правительства Калининградской области И.Баринов, благодаря Проекту 5-100, вырос уровень цитируемости ученых университета и увеличился приток абитуриентов из других регионов: сегодня каждый четвертый студент БФУ - иногородний.
Но ведущих университетов в стране - 48, а всего высших учебных заведений - почти полторы тысячи. Эти цифры привела заместитель министра образования и науки Людмила Огородова, напомнив, что министерство ждет от ведущих вузов влияния на региональные - через развитие сетевых форматов обучения, академической мобильности, других инструментов, которые должны повлиять на систему в целом. “Иначе мы можем опоздать с темпами развития высшей школы”, - сказала она.
По словам замминистра, правительство меняет подходы к управлению системой образования: от программного переходит к проектному. Л.Огородова подчеркнула, что сегодня “важно не просто готовить кадры для рынка, а стать его драйвером”. Трансформация университета, по ее словам, должна происходить как ответ на выбранную цель.
“Практически все университеты Проекта 5-100 улучшают свои позиции, но мы говорим о скорости бега”, - заметила замминистра.
Александр Соболев, директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки РФ, пригласил университеты 5-100 активно участвовать в конкурсе нового Приоритетного проекта “Вузы как центры производства инноваций” и пояснил, чем этот проект отличается от того же Проекта 5-100: он предполагает “другое целеполагание и другие индикаторы измерения достижения цели”. По прикидкам министерства, в конкурсе примут участие 150-170 университетов, и уже к 1 декабря будут названы 40 победителей.
Достаточно ли всего этого?
Дмитрий Песков, руководитель направления “Молодые профессионалы” Агентства стратегических инициатив, считает, что нет. Будущее, заявил он, не создается проектами по определению - оно создается в процессе экспериментов.
И это будущее, по его словам, накатывает столь стремительно, что вещи, “которые еще недавно казались фантастическими, вдруг оказываются довольно консервативными”. Программы, которые были приняты в последние годы, - и повышения конкурентоспособности российских университетов, и программа мегагрантов, и другие - ориентированы на догоняющее развитие. Их смысл - взять лучшие мировые практики и определить, что можно сделать, чтобы им соответствовать. “Это хорошо работает, когда вы живете в стабильном мире, с заданными условиями функционирования, и вы уверены, что сможете в нем прожить лет 10-15, - заметил Д.Песков. - Но это время закончилось. Мы стоим на развилке и должны определиться с тем, чего мы хотим: догонять - или научиться создавать новое не хуже, чем это делают наши мировые партнеры и конкуренты”.
Если мы нацеливаемся на второе, то должны принять во внимание, что при создании нового не может быть стандартов, “кроме заложенных в протоколы коммуникации”, и “любая государственная политика, основанная на использовании стандартов, нового не создает”. А также помнить, что, как уже было сказано выше, будущее в принципе не может быть создано методом проектного управления. “В этом плане в программу стратегических проектов, которые реализует Правительство РФ, заложена базовая методологическая ошибка: эта программа не приведет к достижению тех целей, которые в них заложены. В данном случае я выступаю как член методической группы правительства по реализации этих стратегических проектов”, - заявил Д.Песков.
Пока несколько ошарашенные слушатели укладывали в голове услышанное, Дмитрий Николаевич перешел непосредственно к трансформации университетов. Как вузам выстраивать свою политику, исходя из характеристик будущего, которое уже буквально на пороге? Они должны иметь доступ к сквозным технологиям (“благодаря которым 15-летний мальчишка создает систему, перестраивающую все финансовые потоки в мире”), они должны поощрять культуру риска (“сегодня построение академической карьеры основано на минимизации рисков - необходимо на 180 градусов развернуть эту ситуацию, строить систему обучения как систему, поощряющую риск”). Определенные шаги на этом пути уже сделаны - “первой ласточкой” Д.Песков назвал разрешение делать дипломные работы в виде стартапов (соответствующая инициатива содержится в документах программы “Цифровая экономика РФ”, в некоторых вузам это уже практикуется,  в частности, в БФУ им. И.Канта в сентябре стартовала программа “Высокие технологии, инновационные бизнес-системы”, где свой стартап - обязательное условие для выпускника).
Мир будущего - это мир больших данных и искусственного интеллекта (ИИ), и если в университете не изучают ИИ и не учат студентов с его помощью - это не университет. Мир будущего - это также мир людей, способных к мышлению, умеющих отделять важное, а сегодня культура мышления шаблонна у выпускников практически всех вузов, за исключением единичных.
- Чтобы выиграть, вам нужно пересмотреть все - от академической культуры до социальной структуры, до роли преподавателя и роли студента, - заявил Д.Песков.
Он сообщил, что в рамках НТИ в Санкт-Петербурге скоро откроется “Университет-2035” - пилотная площадка для отработки функций университета будущего. Предполагается также выделение средств для создания центров компетенций на базе ведущих вузов.
От захватывающих перспектив слушателей вернул в день сегодняшний ректор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Андрей Рудской. Он напомнил, что задачи, которые сейчас стоят перед высшей школой, связаны с вызовами, обозначенными в Стратегии научно-технологического развития, с программой НТИ, программой “Цифровая экономика РФ”. Причем от вузов ждут не только подготовки кадров, но и активного участия ученых, преподавателей, сотрудников в реализации этих программ. Вуз, отдельные подразделения которого обладают ресурсами и людьми, достаточными для того, чтобы справиться с задачами, которые сегодня не решает промышленность, ректор назвал “университетом 4.0”. Он напомнил и о предыдущих “версиях”: “университет 1.0” предлагает только образовательные программы, “университет 2.0” - это образование плюс наука, то есть гумбольдтовская модель, “университет 3.0” - предпринимательский университет, вуз как экосистема инноваций. Похоже, российские вузы охватывают весь спектр названных моделей.
Примеры, приведенные ректором СПбПУ, свидетельствовали о том, что его вуз соответствует модели “университет 4.0”.
Екатерина Бабелюк, первый проректор по учебной, внеучебной и методической работе СПбГУ, рассказала, как отвечает на стоящие перед высшей школой вызовы СПбГУ. Например, почти во все образовательные программы университета будут включены дисциплины, связанные с цифровой экономикой. Каждая четвертая программа может быть отнесена к междисциплинарным - “благодаря тому, что мы можем разрабатывать собственные стандарты”, - пояснила проректор. Междисциплинарным является и подход к студенческой практике - так называемое “клиническое обучение”. Профили клиник различны: социальный центр переводов, психологическая клиника, юридическая, архивная, экономическая, ИT-клиника... Все клиники взаимосвязаны. Общее то, что в них студенты работают над проектами по задачам, поставленным клиентом.
Проректор НИУ ВШЭ Алексей Новосельцев ключевым фактором трансформации университета назвал развитие его кадрового потенциала. “Мы должны быть участниками мирового рынка труда - и работодателями на нем”, - заявил он. Иностранные специалисты, считает проректор, должны составлять от 12 до 20% основного профессорско-преподавательского состава. Для привлечения лучших необходимо создавать стимулы и условия. В НИУ ВШЭ это сделать удалось. Так, благодаря введению академических надбавок научная производительность в вузе возросла в четыре раза, средняя цитируемость - в 11 раз. При этом общая численность ученых и преподавателей не изменилась. “Удалось удержаться от имитации: менее 1% фейковых публикаций, с ними работает комиссия по этике”, - добавил А.Новосельцев.
Но тут возник вопрос: а что будет с сотнями “не ведущих” российских университетов? Какое будущее ждет их? Преподавателей высокого уровня, тем более иностранных, на всех не хватит. Из модели “университет 1.0” в модель “университет 3.0” одним рывком не перескочить.
По словам Л.Огородовой, поднять уровень образования в регионах способны технологии онлайн-обучения. Очень важно, что уже создается механизм получения зачета образовательных онлайн-программ. Университетам надо предоставить возможность развивать и использовать эти механизмы. Хотя, конечно, не исключен и современный луддизм (преподаватели выступают против новых образовательных технологий, потому что они лишают их работы).
- Большую часть действующих в образовании процессов можно проводить онлайн, но это сильно меняет распределение финансовых потоков: региональные и слабые вузы при этом сразу теряют большую часть своих доходов, - отозвался Д.Песков. - Но тут еще и другая проблема: мотивация. Наша система образования построена на принуждении детей учиться. Высокомотивированные студенты, конечно, есть, их можно смело переводить на онлайн-обу­чение, но что делать с остальными? А их - подавляющее большинство!
Ключевая задача системы образования, считает Д.Песков, - научиться повышать мотивацию детей и молодежи к самостоятельному обучению, к культуре риска. Остальное - само наладится.
- Согласна полностью! - отозвалась заместитель министра и добавила: - Научные школы по стране распределены неравномерно. Но они есть и в регионах! Нужно определить, что именно может “вытащить” университет. От трансформаций не уйти. Будущее наступает так быстро, что если не будем меняться - для некоторых оно не наступит никогда.
 
Наталия БУЛГАКОВА
Фото с сайта http://5top100.kantiana.ru
 

 


 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Вдохновленные познанием. Фестиваль науки - праздник для всей страны.
Это был масштабный праздник с увлекательными лекциями блестящих российских и зарубежных ученых и популяризаторов науки, умеющих о сложном рассказывать так, чтобы это было понятно и интересно любому школьнику. Традиционно главное научно-просветительское событие года организует в столице Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова при поддержке Минобрнауки РФ и Правительства Москвы. /№ 41(2017)
Остальным отчитаться? Пребывание ряда вузов в Проекте 5-100 поставлено под вопрос.
В конце октября в Екатеринбурге состоится заседание международного Совета по повышению конкурентоспособности ведущих университетов РФ среди мировых научно-образовательных центров. Напомним, что эта структура - главный управляющий орган Проекта 5-100. Входящие в его состав российские и иностранные представители профессионального сообщества, функционеры, ответственные за образовательные реформы, и эксперты в области проблем высшего образования рассматривают отчеты вузов-участников проекта по реализации их “дорожных карт” и дают свои рекомендации по планам предусмотренных в этих программах мероприятий, а также по дальнейшему финансированию университетов. /№ 41(2017)
История с признанием. Наука о прошлом нужна всем студентам.
В ноябре преподаватели истории высших учебных заведений страны соберутся в Москве на свой Первый Всероссийский съезд - ожидается, что от каждого вуза приедут по два делегата. Организатором его выступает Межвузовский центр по историческому образованию в технических вузах России, при поддержке Министерства образования и науки РФ. /№ 41(2017)

Новости


Ректор МГУ им. М.В.Ломоносова Виктор Садовничий принял казахскую делегацию во главе с первым заместителем секретаря Совета безопасности Республики Казахстан профессором Маратом Шайхутдиновым. На встрече также присутствовал заместитель председателя Совета директоров Международного научного комплекса «Астана», управляющий директор МНК Серик Ирсалиев.



Проект присуждения мегагрантов ученым продолжится. Об этом Владимир Путин сообщил на встрече с участниками Всемирного фестиваля молодежи и студентов.



Владимир Мединский не обладает базовыми профессиональными навыками историка - таков один из выводов членов экспертного совета ВАК по истории при Минобрнауки, выступивших с заявлением по поводу ситуации вокруг диссертации министра культуры.



Министр обороны России Сергей Шойгу распорядился увеличить практику приема девушек в армейские, флотские и летные училища, сообщило Федеральное агентство новостей. На совещании в военном ведомстве министр отметил, что в начале октября впервые в новейшей истории 16 девушек, обойдя пару сотен соперниц-кандидаток, были приняты в Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков.

ФАНО сообщает, что в 2017 году научно-исследовательские суда выполнят 32 морские экспедиции общей продолжительностью 755 судосуток. Их география стала шире по сравнению с предыдущими годами, в частности, выполнена большая комплексная экспедиция в Индийском океане, активизированы работы в Черном море, традиционно большое внимание было уделено Арктическому региону - значительно расширены работы в прибрежных водах архипелага Шпицберген.

Глава Минобрнауки Ольга Васильева выступила с докладом на «Правительственном часе» в Совете Федерации, сообщила пресс-служба министерства. В своем выступлении она проинформировала сенаторов о приоритетных направлениях развития образования.

Главной задачей нового руководства РАН, по мнению Клуба «1 июля», является «трансформация положительной атмосферы, сложившейся вокруг Академии, в принципиальные решения». Об этом говорится в заявлении, опубликованном на сайте сообщества.

Конференции


Перечень научных конференций, симпозиумов, съездов, семинаров и школ, проводимых подведомственными ФАНО России организациями в 2017 году.

Школа состоится 16-18 октября 2017 года в МГТУ им. Н.Э.Баумана при поддержке Российского научного фонда.

Перечень научных конференций, симпозиумов, съездов, семинаров и школ, проводимых подведомственными ФАНО России организациями в 2017 году.

Текущие конкурсы


Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований, проводимый Российским фондом фундаментальных исследований совместно с организациями - участниками Рамочной программы БРИКС в сфере науки, технологий и инноваций.

Конкурс проектов 2018 года организации российских и международных научных мероприятий, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований”.

Обзор стипендиальных программ DAAD для учебы и научных исследований в Германии на 2018/2019 учебный год.

Совет при Президенте Российской Федерации по науке и образованию начинает прием документов на соискание Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологий за 2017 год.

Министерство образования и науки Российской Федерации совместно с Советом по грантам Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых и по государственной поддержке ведущих научных школ Российской Федерации объявляет конкурсы 2018 года на право получения грантов Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов наук и молодых российских ученых - докторов наук. Организатором конкурсов является Минобрнауки России.

Вакансии


13.10.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Научный и издательский центр “Наука” РАН объявляет конкурс на замещение вакантных должностей научных работников

06.10.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт океанологии им. П.П.Ширшова Российской академии наук объявляет конкурс на замещение вакантной должности научного сотрудника Лаборатории морской турбулентности по специальности “Океанология”.

06.10.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт океанологии им. П.П.Ширшова Российской академии наук объявляет конкурс на замещение вакантной должности младшего научного сотрудника (2 вакансии) Лаборатории геологии Атлантики по специальности “Океанология”.





опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии