Официально


Вышел приказ Рособрнадзора о предоставлении лицензии на осуществление образовательной деятельности Европейскому университету в Санкт-Петербурге. Решение принято на основании заявления ректора ЕУ, акта документарной проверки и акта проверки вуза в сфере образования и науки, прошедшей в начале августа.

До 1 сентября продлена работа горячей линии Рособрнадзора по вопросам приема в вузы инвалидов и лиц с ОВЗ, информирует пресс-служба ведомства.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки отказала в государственной аккредитации Кубанскому институту информзащиты и Тульскому университету (ТИЭИ).

Указом Президента РФ за заслуги в развитии науки и многолетнюю добросовестную работу орденом Александра Невского награжден научный руководитель Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений им. Е.М.Примакова РАН Александр Дынкин.




Новости № 31-32(2018)

Регионы


В Саратовском областном краеведческом музее открылась выставка, посвященная ученому-энциклопедисту, профессору Исааку Мустафину (1908-1968).

Дальневосточный федеральный университет инициировал создание Морской ассоциации федеральных университетов России.

АлтГУ продолжает развивать программу поддержки талантливой молодежи, которая реализуется в вузе на протяжении многих лет.

СНГ


Интердайджест


Молодые звезды математики, занимающиеся теорией игр, уравнениями с бесконечным множеством решений и динамическими системами, а также преобразованием арифметики, получили самые престижные награды в области математики и теоретической информатики - медали Филдса и премию Неванлинны...

Первое клиническое испытание метода лечения болезни Паркинсона перепрограммированными клетками начинается в Японии.

Две группы ученых, применив метод генного редактирования CRISPR, собрали весь генетический материал дрожжей, распределенный по 16 хромосомам, всего в одну или две хромосомы.


Во многих домах столицы происходит своеобразная “химическая” горячка. Интеллигенты, лишившиеся обычных занятий и не решающиеся взяться за “простонародный” труд, изобретают способы существовать посредством домашней фабрикации всякого рода предметов и продуктов. Разные мыла, ваксы, мази домашнего производства - все это понемножку переходит в продажу. Но по преимуществу эти “химики” - только мечтатели. Впрочем, они учатся ведь при этом химии! Это все же лучше, чем убивать время в хандре и вздохах.














Как стать нужными? Задача - привлечь зарубежную молодежь в российские вузы.
Образование
№ 41(2017)

13.10.2017


В конце мая президиум Совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным проектам утвердил паспорт приоритетного проекта “Развитие экспортного потенциала российской системы образования”. Цель - к концу 2025 года резко увеличить несырьевой экспорт Российской Федерации путем роста привлекательности и конкурентоспособности нашего образования на международном рынке. Иначе говоря, если сейчас в российских вузах учатся 220 тысяч иностранцев, то к моменту завершения проекта их должно быть порядка 710 тысяч. 
Планировалось, что первыми опробуют новые модели привлечения молодежи из-за рубежа в российскую высшую школу всего 20 вузов, а в 2021 году их опыт распространят на все университеты и академии нашего Отечества. Однако желающих оказалось больше, чем думали, и летом Минобрнауки РФ отобрало 39 организаций высшего образования, которые объединятся в Консорциум опорных университетов - экспортеров высшего образования. Решили, что Положение о консорциуме и его “дорожную карту” к 
1 ноября подготовит Владимир Филиппов, ректор Российского университета дружбы народов, созданного еще в советское время для обучения зарубежных студентов. Плюс в рамках проекта организован Центр компетенций по подготовке, переподготовке и повышению квалификации сотрудников международных служб российских образовательных организаций. Что ему вменено в обязанности? Какие задачи поставлены перед его командой? На эти вопросы сегодня отвечают постоянные авторы “Поиска” - директор Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Татьяна КЛЯЧКО и ее заместитель, исполнительный директор Центра компетенций Елена ­ПОЛУШКИНА.
- Прежде всего, почему проект ведет не Минобрнауки России? Ведь основная работа - подготовка студентов - происходит в вузах?
Т.Клячко: - Потому что задачи проекта - не просто привлечь больше иностранных студентов, а сделать так, чтобы им было интересно и выгодно приезжать к нам. Выгодно - это не снизить цену обучения, а получить признанное в мире образование и по окончании вуза - получить здесь, в России, и странах - ее партнерах хорошую для себя работу. Поэтому проект реализуется не по линии Министерства образования и науки, а в рамках расширения внешнеэкономической деятельности России. Курирует его заместитель председателя Правительства РФ Ольга Голодец. Привлекая сюда иностранных студентов, мы должны увеличить объем доходов России и повысить ее роль на международной арене. 
- При нынешнем отношении к России, наверное, сложно это сделать?
Т.Клячко: - Смотря на какие страны ориентироваться. Уверена, что студенты из Китая, Индии, стран Африки, СНГ (80% потока иностранных студентов у нас сейчас оттуда) - наш контингент. Индия сейчас, например, один из самых растущих рынков образования, ей, как и Китаю, своих мощностей не хватает, и она заинтересована в расширении связей с Россией. Если мы предложим интересные курсы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры, а также разные программы дополнительного постдипломного образования, повышения квалификации для преподавателей вузов - народ приедет. Кто на семестр, пару месяцев, а кто - на два или пять лет. И выиграют от этого не одни вузы, потому что иностранному студенту в любом государстве нужно питание, место, где жить, где покупать товары, нужны транспорт, поликлиники, музеи, театры и т.д. Этот проект задуман для того, чтобы на сопровождении иностранных студентов в России выросла новая экономическая инфраструктура их обслуживания. 
Но еще важнее, когда мы говорим о студентах из СНГ, чтобы, окончив вуз, они могли остаться работать в пространстве Евразийского экономического союза. Прежде всего, у нас. Этот проект должен помочь нам подготовить кадры для нашей экономики в условиях очень серьезного демографического спада. Надо привлечь в Россию не неквалифицированных мигрантов, а дипломированных, встроенных в российские реалии специалистов. Это та квалифицированная рабочая сила, знающая русский и другие иностранные языки, которая нужна экономике России, чтобы повернуть ее на путь высокотехнологичного развития.
- А могут наши вузы через 8 лет в 3,5 раза больше принять студентов?
Т.Клячко: - В нынешнем состоянии - нет, но, чтобы подготовить международные службы вузов к этой большой работе, и создается в рамках проекта Центр компетенций, задача которого - разработать новую модель функционирования международных служб российских образовательных организаций. И тут важно осознать, что привлекать все большее число зарубежных студентов будет не только Россия. Сейчас на планете рынок иностранных студентов равен примерно 5,5 миллиона человек. Ожидается, что к 2024 году он вырастет до 8-10 миллионов. Есть откуда взять те 0,5 миллиона, на которые мы рассчитываем. Но чуть промедлим - и упустим свой шанс. Европа, Великобритания зевать не будут, их знаменитым университетам тоже нужна зарубежная молодежь.
- Думаете, им мигрантов мало?
Т.Клячко: - Мигрантов из Африки еще надо социализировать, а поток абитуриентов из Индии, Малайзии уже готов к учебе по языку и менталитету. А Китай? Общий настрой на хорошее образование. Вузов им не хватает, но мы уже столкнулись с тем, что китайцы перетягивают наших студентов с Дальнего Востока к себе. Нам надо развернуть этот поток обратно. Надо предлагать качественное образование, хорошие условия для его получения и новые рабочие места по окончании вузов. 
- А чему хотят учиться? Судя по списку участников консорциума, Минобрнауки решил никого не обидеть: там и технические, и классические, и отраслевые университеты, и творческие - типа Гнесинки, академии балета, консерватории.
Е.Полушкина: - А также медицинские. Плюс широка география - Дальний Восток, Сибирь, юг и центр России. Учитывали и то, что интересным для иностранца может быть не весь университет, а отдельные факультеты и кафедры. Все втянутые в орбиту программы вузы получат некий объем финансирования для активизации работы по аналитике, обучению, структуре, маркетинговым исследованиям, создание привлекательного для студентов имиджа России за рубежом - скажем, на выставочную деятельность...
- Извините, разве раньше этого не было? Да посмотрите на Проект 5-100... Те же намерения привлечь, поднять, умножить...
Т.Клячко: - Раньше не рассматривали эту работу как очень важное направление внешнеэкономической деятельности. А сейчас это сделано, и посему проект интересен не только Минобрнауки, но еще и министерствам экономического развития, здравоохранения, культуры, труда, сельского хозяйства, финансов, внутренних дел и ряду других ведомств и структур. У проекта очень много бенефициаров, которые заинтересованы в его реализации.
- Заинтересованных много, а трудиться больше всех придется вузам? Кто не знает, какая морока возиться с иностранными студентами - работать с нашими миграционными службами, создавать условия в кампусах, вписывать чужестранцев в реалии нашего быта... 
Е.Полушкина: - Вот именно - в реалии наших городов. Последние два года мы смотрели развитие территорий в зависимости от числа студентов, обитающих в общежитиях или на съемных квартирах, где они больше, чем у мамы дома, нуждаются в определенных товарах, транспорте, средствах коммуникации. Все это заставляет создавать дополнительные рабочие места в регионе, причем как в производстве, так и в сфере услуг, в том же образовании. Все это приносит в бюджет города, территории деньги. Поэтому нам надо с цифрами в руках доказать региону, почему ему есть смысл помогать вузу привлекать зарубежных студентов. 
Т.Клячко: - И вузы должны быть заинтересованы обучить весь свой персонал новым подходам. Не только заставить преподавателей вести курсы на английском, но и обучить иностранному языку службы по приему студентов, по их медобслуживанию, по их адаптации к учебному процессу и городской среде. В психологии людей - стараться минимизировать любые усилия, но здесь придется думать, как стать конкурентоспособными на мировом уровне. Мало хорошо учить профессии, надо еще найти работодателя, который готов иностранца пустить к себе на практику, а потом еще и на квалифицированную работу.
- Вы далеко загадываете, сначала надо студента где-то поселить, а у нас общежитий неприхотливым россиянам не хватает...
Т.Клячко: - Общежития для иностранцев - вещь понятная, а вот то, что едут люди в другую страну, чтобы изменить свою жизнь к лучшему, пока мало кто осознал. Почему США, Великобритания, ЕС, Австралия так привлекательны для обучения? Получив тамошний диплом, есть шанс остаться там работать и жить. У Китая, кстати, даже не каждый второй выучившийся за рубежом возвращается, хотя им создают для этого замечательные условия, но оставшиеся выступают той мягкой силой, которая всегда на стороне интересов Поднебесной. Болонский процесс в Европе решил вопросы передвижения на рынке труда. Когда мы в него входили, надеялись на тот же эффект, но, увы, ничего не получили потому, что нас в ЕС не пускают. Значит, надо в ЕАЭС создавать возможность миграции трудовых ресурсов. Проект очень современный, ориентированный на долгосрочный процесс и дальнее видение. Если мы сопоставим объем средств, которые государство сейчас собирается в проект вложить, и тот результат, который страна сможет получить за счет увеличения зарубежных студенческих контингентов, то увидим, что отдача, если проект хорошо реализовать, будет впечатляющая.
- Вы воспринимаете консорциум как своих соратников?
Т.Клячко: - Конечно. Это все вузы, имеющие некий опыт, который им поможет решить тот или иной блок задач проекта. В нем 13 направлений, вполне конкретных: изменение нормативно-правовой базы взаимодействия с зарубежным контингентом; продвижение российских программ дополнительного образования для иностранных студентов; разработка документации, регламентирующей пребывание зарубежных студентов; выставочная деятельность и т.д. Каждый блок будет встроен в содержательный процесс обучения, материалы пройдут экспертную оценку всех участников процесса и только потом, в законченном виде, поступят к нам в Центр для внедрения наработок в учебный процесс при повышении квалификации сотрудников международных служб вузов, а также преподавателей... Вуз в этом деле должен функционировать как единый организм. Известно, с нашей миграционной службой общаться - занятие непростое, даже работники вузов сдаются, не то что студенты и аспиранты, значит, надо совершенствовать правила размещения иностранных студентов. Надо, чтобы иностранный студент в большей степени был приравнен к студенту-россиянину очной формы обучения.
- Вашему Центру придется поднимать вопросы изменения законодательства?
Е.Полушкина: - Не думаю, но нам точно придется заниматься аналитикой, доносить ее выводы по необходимости изменений в правовой сфере до руководящих работников министерств, регионов и консорциума вузов, чтобы те могли выступать инициаторами перемен. В университетах же обучать придется все подразделения, занятые в сопровождении зарубежных студентов. Сотрудники разных вузовских служб должны, с одной стороны, наработать новые навыки общения, а с другой - взять на себя ответственность за результат привлечения иностранных студентов в вуз, и здесь работа не только международных отделов. И одно дело решать это в столице, а другое - в Тамбове или Якутии. Понимаете, мы вступаем в гонку за будущее. Чем дальше, тем чаще работодатели будут менять неквалифицированных сотрудников на роботов - им не надо платить, с профсоюзом не надо торговаться: сломался - вынес на свалку. Никаких пособий, больничных, судов. Выжить в таких условиях, адаптироваться к ним, приспособиться, задействовав какие-то из своих компетенций, сможет только хорошо обученный человек. Чаще всего - получивший высшее образование, знающий несколько языков, психически и физически устойчивый. У нас идет четвертая революция образования, когда обязательным становится высшее... Обратите внимание, что сегодня в Южной Корее 66% населения с высшим образованием, в Финляндии - 91%, в Канаде - 89%, в Израиле - 84%, во Франции - 90%... Вот когда об этих цифрах задумываешься, понимаешь, что высшее образование имеет огромное значение для уровня жизни населения.
Елизавета ПОНАРИНА
Фото Николая СТЕПАНЕНКОВА


 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Дороже денег. Качество образования становится важнее его стоимости.
О том, куда сегодня идут учиться молодые люди, каким был проходной балл и чем отличается нынешняя приемная кампания от предыдущей, рассказали на пресс-конференции в ТАСС ректоры трех топовых столичных вузов... /№ 31-32(2018)
Ключевое подключение. Ректоры приложат руку к нацпроекту "Образование".
В указе Президента РФ от 7 мая этого года “О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.” обозначены горизонты, к которым система образования должна двигаться в ближайшие годы. /№ 29-30(2018)
Диплом не роскошь. Университетское образование остается социальной нормой.
Пять лет назад началось обновление концептуальных основ национального образования России. Как зафиксировано в ежегодном докладе Правительства РФ Федеральному Собранию о реализации государственной политики в этой сфере за 2017 год, сегодня уже действуют три предметных концепции... /№ 29-30(2018)

Новости


Российский научный фонд объявил о начале приема заявок на вторую волну конкурса по поддержке лабораторий мирового уровня Президентской программы исследовательских проектов.



Компания Shanghai Ranking представила результаты Academic Ranking of World Universities (ARWU) - 2018, известного также как Шанхайский рейтинг. Самую высокую позицию среди наших вузов в свежем рейтинге занимает МГУ им. М.В.Ломоносова - он на 86-м месте.



Санкт-Петербургский союз ученых обратился к Владимиру Путину с просьбой вмешаться в ситуацию с научным сотрудником ЦНИИмаш Виктором Кудрявцевым, обвиненным в госизмене. Об этом рассказал «Коммерсантъ».



Европейское физическое общество (EPS) совместно с Российской академией наук учредило премию имени Владилена Летохова - советского и российского физика-теоретика, одного из пионеров лазерной физики. EPS Vladilen Letokhov award будет вручаться за исключительные достижения в области взаимодействия лазерного излучения с веществом.



Мэр Москвы Сергей Собянин посетил Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт», где встретился с учеными и обсудил с президентом НИЦ Михаилом Ковальчуком планы дальнейшего сотрудничества.



Компания ООО «Интеграция: образование и наука» вместе с ООО «И-ПК» разработала и открыла для использования новую онлайн-платформу, обеспечивающую полный цикл подготовки, рецензирования, редактирования, публикации, распространения и индексирования научных статей. Об этом сообщается на сайте Российской академии наук.

Российский фонд фундаментальных исследований и правительство Ульяновской области в 2018 году поддержат 85 научных проектов, разрабатываемых в регионе, на общую сумму 100 млн рублей.

Конференции


С 3-го по 7 сентября 2018 года на базе ФГБНУ “Северо-Кавказский федеральный научный центр садоводства, виноградарства, виноделия” под патронажем Министерства науки и высшего образования РФ, Российской академии наук будет проводиться Международный научно-практический форум “Перспективные технологии и сортименты в садоводстве, виноградарстве, виноделии”

XIV Андриановская конференция прошла в июне в ИНЭОС РАН

II Всероссийская научно-практическая конференция “Совершенствование системы взаимодействия Российского фонда фундаментальных исследований и субъектов Российской Федерации в вопросах проведения региональных и молодежных конкурсов”

Текущие конкурсы


Конкурс на издание лучших научных трудов

Конкурс на издание лучших научно-популярных трудов

Конкурс научных проектов фундаментальных исследований, проводимый совместно федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и Правительством Москвы

Российская академия наук объявляет конкурс на соискание медалей РАН с премиями для молодых ученых России и для студентов высших учебных заведений России за лучшие научные работы

Конкурс 2018 года на лучшие научные проекты фундаментальных научных исследований, проводимый совместно федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и Академией наук Абхазии

Вакансии


13.04.2018
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования “Московский физико-технический институт (государственный университет)” объявляет конкурс на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу

02.03.2018
объявляет конкурс на замещение вакантных должностей:

17.11.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии рудных месторождений, петрографии минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН) объявляет конкурс на замещение вакантной должности...




опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии