Официально


Депутаты Госдумы приняли во втором чтении законопроект о расширении круга образовательных организаций, которые могут быть инициаторами проекта по созданию инновационных научно-технологических центров (ИНТЦ), сообщает пресс-служба думского Комитета по образованию и науке.

Специальная парламентская комиссия по выработке новой редакции ранее отклоненного Президентом России закона о создании в РФ федеральной и региональной информационных систем «Контингент обучающихся» единогласно приняла решение прекратить работу над документом, так как не удалось согласовать позиции по новому тексту законопроекта, сообщает пресс-служба Комитета Госдумы по образованию и науке.

Федеральное агентство научных организаций представило результаты своей деятельности в рамках государственных программ Российской Федерации в 2017 году. Они опубликованы на сайте ФАНО в разделе «Документы».

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки проведет мониторинг судебной практики по случаям подачи исковых заявлений со стороны участников ГИА и их родителей (законных представителей) на решения Государственной экзаменационной комиссии и конфликтной комиссии в досрочный и основной период проведения ГИА в 2018 году.




Новости № 20(2018)

Регионы


Кабардино-Балкарский научный центр РАН займется разработкой интеллектуальных интегрированных информационно-управляющих систем принятия решений и управления для Сбербанка. Это предусмотрено соглашением о научно-техническом сотрудничестве, которое в ходе робототехнического форума Skolkovo Robotics подписали врио председателя КБНЦ РАН Залимхан Нагоев и заместитель председателя правления Сбербанка Станислав Кузнецов.

В этом году традиционная “Ночь музеев” пройдет в четырех научных учреждениях, расположенных на Стрелке Васильевского острова, и в каждом разработана своя программа в русле общей темы - метаморфозы.

Ректор Пермского национального исследовательского политехнического университета Анатолий Ташкинов стал лауреатом Строгановской премии в номинации “За высокие достижения в науке и технике”.

СНГ


Инициатором “бархатной революции” в Армении стала молодежь, в первую очередь, студенты, недавние выпускники вузов, и старшеклассники.

Интердайджест


Холдинг Johnson&Johnson, выпускающий лекарственные препараты, санитарно-гигиенические товары и медицинское оборудование, объявил о готовности приобрести за один миллиард долларов компанию, которая производит онколитические вирусы, сообщает Nature News.

По меньшей мере, 4500 лет сопровождает человека вирус гепатита В. Это гораздо дольше, чем показывают геномные исследования современного вируса.

Астрономы нашли богатый углеродом астероид, известный как 2004 EW95, в поясе Койпера, районе малых ледяных тел за Нептуном. Такой астроид за условными границами внутренней области Солнечной системы обнаружен впервые.


Сегодня на московском аэродроме - праздник больших полетов. Сбор от него поступит в пользу пострадавших работников авиации. Во время полетов будут показаны всевозможные бои в воздухе между аэропланами и аэростатами. Желающие из публики могут полетать на самых быстроходных аппаратах с лучшими летчиками России. Право полетов будет разыгрываться в американской лотерее с первоначальной ценой в 5 руб. Любители сильных ощущений могут кроме того прыгать на парашюте с аэростата. В общем, предполагается поднятие в воздух 50 аппаратов.
















Как стать нужными? Задача - привлечь зарубежную молодежь в российские вузы.
Образование
№ 41(2017)

13.10.2017


В конце мая президиум Совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным проектам утвердил паспорт приоритетного проекта “Развитие экспортного потенциала российской системы образования”. Цель - к концу 2025 года резко увеличить несырьевой экспорт Российской Федерации путем роста привлекательности и конкурентоспособности нашего образования на международном рынке. Иначе говоря, если сейчас в российских вузах учатся 220 тысяч иностранцев, то к моменту завершения проекта их должно быть порядка 710 тысяч. 
Планировалось, что первыми опробуют новые модели привлечения молодежи из-за рубежа в российскую высшую школу всего 20 вузов, а в 2021 году их опыт распространят на все университеты и академии нашего Отечества. Однако желающих оказалось больше, чем думали, и летом Минобрнауки РФ отобрало 39 организаций высшего образования, которые объединятся в Консорциум опорных университетов - экспортеров высшего образования. Решили, что Положение о консорциуме и его “дорожную карту” к 
1 ноября подготовит Владимир Филиппов, ректор Российского университета дружбы народов, созданного еще в советское время для обучения зарубежных студентов. Плюс в рамках проекта организован Центр компетенций по подготовке, переподготовке и повышению квалификации сотрудников международных служб российских образовательных организаций. Что ему вменено в обязанности? Какие задачи поставлены перед его командой? На эти вопросы сегодня отвечают постоянные авторы “Поиска” - директор Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Татьяна КЛЯЧКО и ее заместитель, исполнительный директор Центра компетенций Елена ­ПОЛУШКИНА.
- Прежде всего, почему проект ведет не Минобрнауки России? Ведь основная работа - подготовка студентов - происходит в вузах?
Т.Клячко: - Потому что задачи проекта - не просто привлечь больше иностранных студентов, а сделать так, чтобы им было интересно и выгодно приезжать к нам. Выгодно - это не снизить цену обучения, а получить признанное в мире образование и по окончании вуза - получить здесь, в России, и странах - ее партнерах хорошую для себя работу. Поэтому проект реализуется не по линии Министерства образования и науки, а в рамках расширения внешнеэкономической деятельности России. Курирует его заместитель председателя Правительства РФ Ольга Голодец. Привлекая сюда иностранных студентов, мы должны увеличить объем доходов России и повысить ее роль на международной арене. 
- При нынешнем отношении к России, наверное, сложно это сделать?
Т.Клячко: - Смотря на какие страны ориентироваться. Уверена, что студенты из Китая, Индии, стран Африки, СНГ (80% потока иностранных студентов у нас сейчас оттуда) - наш контингент. Индия сейчас, например, один из самых растущих рынков образования, ей, как и Китаю, своих мощностей не хватает, и она заинтересована в расширении связей с Россией. Если мы предложим интересные курсы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры, а также разные программы дополнительного постдипломного образования, повышения квалификации для преподавателей вузов - народ приедет. Кто на семестр, пару месяцев, а кто - на два или пять лет. И выиграют от этого не одни вузы, потому что иностранному студенту в любом государстве нужно питание, место, где жить, где покупать товары, нужны транспорт, поликлиники, музеи, театры и т.д. Этот проект задуман для того, чтобы на сопровождении иностранных студентов в России выросла новая экономическая инфраструктура их обслуживания. 
Но еще важнее, когда мы говорим о студентах из СНГ, чтобы, окончив вуз, они могли остаться работать в пространстве Евразийского экономического союза. Прежде всего, у нас. Этот проект должен помочь нам подготовить кадры для нашей экономики в условиях очень серьезного демографического спада. Надо привлечь в Россию не неквалифицированных мигрантов, а дипломированных, встроенных в российские реалии специалистов. Это та квалифицированная рабочая сила, знающая русский и другие иностранные языки, которая нужна экономике России, чтобы повернуть ее на путь высокотехнологичного развития.
- А могут наши вузы через 8 лет в 3,5 раза больше принять студентов?
Т.Клячко: - В нынешнем состоянии - нет, но, чтобы подготовить международные службы вузов к этой большой работе, и создается в рамках проекта Центр компетенций, задача которого - разработать новую модель функционирования международных служб российских образовательных организаций. И тут важно осознать, что привлекать все большее число зарубежных студентов будет не только Россия. Сейчас на планете рынок иностранных студентов равен примерно 5,5 миллиона человек. Ожидается, что к 2024 году он вырастет до 8-10 миллионов. Есть откуда взять те 0,5 миллиона, на которые мы рассчитываем. Но чуть промедлим - и упустим свой шанс. Европа, Великобритания зевать не будут, их знаменитым университетам тоже нужна зарубежная молодежь.
- Думаете, им мигрантов мало?
Т.Клячко: - Мигрантов из Африки еще надо социализировать, а поток абитуриентов из Индии, Малайзии уже готов к учебе по языку и менталитету. А Китай? Общий настрой на хорошее образование. Вузов им не хватает, но мы уже столкнулись с тем, что китайцы перетягивают наших студентов с Дальнего Востока к себе. Нам надо развернуть этот поток обратно. Надо предлагать качественное образование, хорошие условия для его получения и новые рабочие места по окончании вузов. 
- А чему хотят учиться? Судя по списку участников консорциума, Минобрнауки решил никого не обидеть: там и технические, и классические, и отраслевые университеты, и творческие - типа Гнесинки, академии балета, консерватории.
Е.Полушкина: - А также медицинские. Плюс широка география - Дальний Восток, Сибирь, юг и центр России. Учитывали и то, что интересным для иностранца может быть не весь университет, а отдельные факультеты и кафедры. Все втянутые в орбиту программы вузы получат некий объем финансирования для активизации работы по аналитике, обучению, структуре, маркетинговым исследованиям, создание привлекательного для студентов имиджа России за рубежом - скажем, на выставочную деятельность...
- Извините, разве раньше этого не было? Да посмотрите на Проект 5-100... Те же намерения привлечь, поднять, умножить...
Т.Клячко: - Раньше не рассматривали эту работу как очень важное направление внешнеэкономической деятельности. А сейчас это сделано, и посему проект интересен не только Минобрнауки, но еще и министерствам экономического развития, здравоохранения, культуры, труда, сельского хозяйства, финансов, внутренних дел и ряду других ведомств и структур. У проекта очень много бенефициаров, которые заинтересованы в его реализации.
- Заинтересованных много, а трудиться больше всех придется вузам? Кто не знает, какая морока возиться с иностранными студентами - работать с нашими миграционными службами, создавать условия в кампусах, вписывать чужестранцев в реалии нашего быта... 
Е.Полушкина: - Вот именно - в реалии наших городов. Последние два года мы смотрели развитие территорий в зависимости от числа студентов, обитающих в общежитиях или на съемных квартирах, где они больше, чем у мамы дома, нуждаются в определенных товарах, транспорте, средствах коммуникации. Все это заставляет создавать дополнительные рабочие места в регионе, причем как в производстве, так и в сфере услуг, в том же образовании. Все это приносит в бюджет города, территории деньги. Поэтому нам надо с цифрами в руках доказать региону, почему ему есть смысл помогать вузу привлекать зарубежных студентов. 
Т.Клячко: - И вузы должны быть заинтересованы обучить весь свой персонал новым подходам. Не только заставить преподавателей вести курсы на английском, но и обучить иностранному языку службы по приему студентов, по их медобслуживанию, по их адаптации к учебному процессу и городской среде. В психологии людей - стараться минимизировать любые усилия, но здесь придется думать, как стать конкурентоспособными на мировом уровне. Мало хорошо учить профессии, надо еще найти работодателя, который готов иностранца пустить к себе на практику, а потом еще и на квалифицированную работу.
- Вы далеко загадываете, сначала надо студента где-то поселить, а у нас общежитий неприхотливым россиянам не хватает...
Т.Клячко: - Общежития для иностранцев - вещь понятная, а вот то, что едут люди в другую страну, чтобы изменить свою жизнь к лучшему, пока мало кто осознал. Почему США, Великобритания, ЕС, Австралия так привлекательны для обучения? Получив тамошний диплом, есть шанс остаться там работать и жить. У Китая, кстати, даже не каждый второй выучившийся за рубежом возвращается, хотя им создают для этого замечательные условия, но оставшиеся выступают той мягкой силой, которая всегда на стороне интересов Поднебесной. Болонский процесс в Европе решил вопросы передвижения на рынке труда. Когда мы в него входили, надеялись на тот же эффект, но, увы, ничего не получили потому, что нас в ЕС не пускают. Значит, надо в ЕАЭС создавать возможность миграции трудовых ресурсов. Проект очень современный, ориентированный на долгосрочный процесс и дальнее видение. Если мы сопоставим объем средств, которые государство сейчас собирается в проект вложить, и тот результат, который страна сможет получить за счет увеличения зарубежных студенческих контингентов, то увидим, что отдача, если проект хорошо реализовать, будет впечатляющая.
- Вы воспринимаете консорциум как своих соратников?
Т.Клячко: - Конечно. Это все вузы, имеющие некий опыт, который им поможет решить тот или иной блок задач проекта. В нем 13 направлений, вполне конкретных: изменение нормативно-правовой базы взаимодействия с зарубежным контингентом; продвижение российских программ дополнительного образования для иностранных студентов; разработка документации, регламентирующей пребывание зарубежных студентов; выставочная деятельность и т.д. Каждый блок будет встроен в содержательный процесс обучения, материалы пройдут экспертную оценку всех участников процесса и только потом, в законченном виде, поступят к нам в Центр для внедрения наработок в учебный процесс при повышении квалификации сотрудников международных служб вузов, а также преподавателей... Вуз в этом деле должен функционировать как единый организм. Известно, с нашей миграционной службой общаться - занятие непростое, даже работники вузов сдаются, не то что студенты и аспиранты, значит, надо совершенствовать правила размещения иностранных студентов. Надо, чтобы иностранный студент в большей степени был приравнен к студенту-россиянину очной формы обучения.
- Вашему Центру придется поднимать вопросы изменения законодательства?
Е.Полушкина: - Не думаю, но нам точно придется заниматься аналитикой, доносить ее выводы по необходимости изменений в правовой сфере до руководящих работников министерств, регионов и консорциума вузов, чтобы те могли выступать инициаторами перемен. В университетах же обучать придется все подразделения, занятые в сопровождении зарубежных студентов. Сотрудники разных вузовских служб должны, с одной стороны, наработать новые навыки общения, а с другой - взять на себя ответственность за результат привлечения иностранных студентов в вуз, и здесь работа не только международных отделов. И одно дело решать это в столице, а другое - в Тамбове или Якутии. Понимаете, мы вступаем в гонку за будущее. Чем дальше, тем чаще работодатели будут менять неквалифицированных сотрудников на роботов - им не надо платить, с профсоюзом не надо торговаться: сломался - вынес на свалку. Никаких пособий, больничных, судов. Выжить в таких условиях, адаптироваться к ним, приспособиться, задействовав какие-то из своих компетенций, сможет только хорошо обученный человек. Чаще всего - получивший высшее образование, знающий несколько языков, психически и физически устойчивый. У нас идет четвертая революция образования, когда обязательным становится высшее... Обратите внимание, что сегодня в Южной Корее 66% населения с высшим образованием, в Финляндии - 91%, в Канаде - 89%, в Израиле - 84%, во Франции - 90%... Вот когда об этих цифрах задумываешься, понимаешь, что высшее образование имеет огромное значение для уровня жизни населения.
Елизавета ПОНАРИНА
Фото Николая СТЕПАНЕНКОВА


 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Охота к переменам. Ректоры затеяли революцию в аккредитации.
Качество подготовки студентов - не главный объект процедур государственной аккредитации вузов. Их проводят плохо подготовленные эксперты, не вникающие в особенности деятельности конкретного университета и уделяющие основное внимание техническому обеспечению его работы... /№ 20(2018)
Первые новые. В ДВФУ подготовят лидеров изменений.
Расширить технические горизонты за одиннадцать дней - именно в таком темпе собираются готовить молодых людей к вызовам, которые бросает мировая экономика. Первой “тренировкой” станет интенсив "Остров 10-21" на острове Русский. /№ 20(2018)
Один не воин. Университеты ставят на партнерство.
Разделение высшего образования на бакалавриат и магистратуру сегодня практически не вызывает дискуссий на тему, зачем это нужно, - двухуровневая система стала нормой. Фокус внимания сместился на другое: в чем особенность современных магистерских программ, что именно делает их успешными, какова роль работодателей в разработке курсов для магистратуры? /№ 20(2018)

Новости


Россия должна войти в десятку мировых лидеров по качеству образования, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев на конференции «Единой России» «Направление-2026».



Назначения на посты в новые министерства - просвещения, а также науки и высшего образования - пока не обсуждаются, сотрудники продолжают выполнять текущие обязательства, сообщил ТАСС заместитель главы Минобрнауки Григорий Трубников.



Интересные археологические проекты способны привлечь в Крым ученых со всего мира, несмотря на политические барьеры, сказал журналистам на брифинге в Симферополе президент РАН Александр Сергеев.



Лауреатами премии им. Исаака Померанчука, которую ежегодно НИЦ «Курчатовский институт» присуждает двум физикам-теоретикам (одному российскому и одному зарубежному), стали профессор итальянского Университета Сапиенца Джоржио Паризи и академик Лев Питаевский из Института физических проблем РАН, сообщает пресс-служба НИЦ.



МГУ имени М.В.Ломоносова будет координировать работу специальных комитетов по вопросам образования, которые созданы при Ассоциации вузов России и Японии. Об этом сообщил ТАСС ректор МГУ Виктор Садовничий, принимавший участие в первом заседании ассоциации в Саппоро (Япония).



В Ставрополе завершился XXVI Всероссийский фестиваль «Российская студенческая весна». В этом году, как сообщает пресс-служба Минобрнауки, свои таланты на фестивале показали 2700 человек из 80 регионов страны.



В Саппоро прошло первое заседание Японско-российской ассоциации университетов, сообщает агентство Kyodo.

Конференции


II Всероссийская научно-практическая конференция “Совершенствование системы взаимодействия Российского фонда фундаментальных исследований и субъектов Российской Федерации в вопросах проведения региональных и молодежных конкурсов”

Пятая конференция разработчиков российских операционных платформ «OS DAY. Надежность» состоится 17-18 мая 2018 г. в Москве, в главном здании Российской академии наук. Основной темой для обсуждения среди теоретиков и практиков системного программирования и разработки ОС станет вопрос надежности. Участники рассмотрят методы проектирования и разработки надежных платформ, инструментальные средства обеспечения надежности программно-аппаратных систем как на этапе разработки, так и на этапе эксплуатации.

Центр научно-информационных исследований по науке, образованию и технологиям ИНИОН РАН совместно с Институтом экономических стратегий проводят МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СЕМИНАР ПО НАУКОВЕДЕНИЮ И НАУКОМЕТРИИ

Текущие конкурсы


Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии рудных месторождений, петрографии минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН) объявляет конкурс на замещение вакантной должности

Конкурс 2018 года на лучшие научные проекты междисциплинарных фундаментальных исследований по теме “Фундаментальные проблемы создания композиционных материалов и технологий для аэрокосмической отрасли” (“мк”)

Конкурс 2018 года на лучшие научные проекты междисциплинарных фундаментальных исследований по теме “Углеродные наноструктурированные материалы” (“мк”)

Конкурс 2018 года на лучшие научные проекты междисциплинарных фундаментальных исследований по теме “Современные проблемы фотоники инфракрасного диапазона” (“мк”)

Конкурс 2018 года на лучшие научные проекты междисциплинарных фундаментальных исследований по теме “Междисциплинарные проблемы моделирования, синтеза, формирования, модификации, исследования и прогнозирования структуры и свойств натуральных, искусственных, синтетических и природоподобных волокон” (“мк”)

Вакансии


13.04.2018
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования “Московский физико-технический институт (государственный университет)” объявляет конкурс на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу

02.03.2018
объявляет конкурс на замещение вакантных должностей:

17.11.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии рудных месторождений, петрографии минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН) объявляет конкурс на замещение вакантной должности...




опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии