Официально


Рособрнадзор запретил прием в Смоленский государственный институт искусств. Информация об этом опубликована на сайте ведомства.

Правительство упрощает порядок направления сведений для государственного учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения. Согласно постановлению, которое подписал премьер Д.Медведев, министерство разработает и утвердит требования к направлению форм сведений об означенных работах для их учета в единой государственной информационной системе.

Минобрнауки начало отбор вузов, на подготовительных отделениях которых осуществляется обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, на 2019/2020 учебный год. С условиями участия в конкурсе можно ознакомиться на сайте ведомства.

Утверждены общие объемы контрольных цифр приема по специальностями и направлениям для обучения в вузах за счет бюджетных ассигнований на 2019/20 учебный год.




Новости № 7(2018)

Регионы


В День российской науки в Санкт-Петербурге, в Доме ученых на Дворцовой набережной, состоялись очередные, уже 22-е по счету, Нобелевские чтения. Цель этих встреч - рассказать научной общественности о лауреатах Нобелевской премии за предыдущий год, сверить их результаты с достижениями российских ученых.

Московский педагогический государственный университет и Российская шахматная федерация договорились об обучении учителей школ технологиям преподавания шахмат. В церемонии подписания документа участвовали ректор МПГУ Алексей Лубков и президент Российской шахматной федерации Андрей Филатов.

В Белгородской государственной филармонии впервые прошла церемония вручения премии имени В.Г.Шухова. Лауреатов поздравил губернатор Евгений Савченко.

СНГ


Интердайджест


Крупнейшее в мире месторождение ртути обнаружено под вечной мерзлотой Арктики, и оно может обнажиться с изменением климата. С подробностями - Tech Times.

Пять основных психических заболеваний имеют общую генную активность в головном мозге. Новые данные получены в очередном масштабном исследовании. Об этом сообщает Sciencemag.org.

Витаминные и минеральные добавки стали неотъемлемой частью рациона половины взрослого населения США и других западных стран. В связи с этим встает вопрос, те ли добавки люди принимают, что им необходимы на самом деле, и необходимы ли они вообще?


Киев. 26 января убит и ограблен в покоях Киево-Печерской лавры Киевский митрополит Владимир. По имеющимся сведениям, к убийству причастны два монаха, пререкавшиеся с покойным митрополитом по поводу передачи всего имущества избранному всеми хозяйственному комитету лавры. Эти монахи привели хулиганов и сами обагрили свои руки в крови.
















Как стать нужными? Задача - привлечь зарубежную молодежь в российские вузы.
Образование
№ 41(2017)

13.10.2017


В конце мая президиум Совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным проектам утвердил паспорт приоритетного проекта “Развитие экспортного потенциала российской системы образования”. Цель - к концу 2025 года резко увеличить несырьевой экспорт Российской Федерации путем роста привлекательности и конкурентоспособности нашего образования на международном рынке. Иначе говоря, если сейчас в российских вузах учатся 220 тысяч иностранцев, то к моменту завершения проекта их должно быть порядка 710 тысяч. 
Планировалось, что первыми опробуют новые модели привлечения молодежи из-за рубежа в российскую высшую школу всего 20 вузов, а в 2021 году их опыт распространят на все университеты и академии нашего Отечества. Однако желающих оказалось больше, чем думали, и летом Минобрнауки РФ отобрало 39 организаций высшего образования, которые объединятся в Консорциум опорных университетов - экспортеров высшего образования. Решили, что Положение о консорциуме и его “дорожную карту” к 
1 ноября подготовит Владимир Филиппов, ректор Российского университета дружбы народов, созданного еще в советское время для обучения зарубежных студентов. Плюс в рамках проекта организован Центр компетенций по подготовке, переподготовке и повышению квалификации сотрудников международных служб российских образовательных организаций. Что ему вменено в обязанности? Какие задачи поставлены перед его командой? На эти вопросы сегодня отвечают постоянные авторы “Поиска” - директор Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Татьяна КЛЯЧКО и ее заместитель, исполнительный директор Центра компетенций Елена ­ПОЛУШКИНА.
- Прежде всего, почему проект ведет не Минобрнауки России? Ведь основная работа - подготовка студентов - происходит в вузах?
Т.Клячко: - Потому что задачи проекта - не просто привлечь больше иностранных студентов, а сделать так, чтобы им было интересно и выгодно приезжать к нам. Выгодно - это не снизить цену обучения, а получить признанное в мире образование и по окончании вуза - получить здесь, в России, и странах - ее партнерах хорошую для себя работу. Поэтому проект реализуется не по линии Министерства образования и науки, а в рамках расширения внешнеэкономической деятельности России. Курирует его заместитель председателя Правительства РФ Ольга Голодец. Привлекая сюда иностранных студентов, мы должны увеличить объем доходов России и повысить ее роль на международной арене. 
- При нынешнем отношении к России, наверное, сложно это сделать?
Т.Клячко: - Смотря на какие страны ориентироваться. Уверена, что студенты из Китая, Индии, стран Африки, СНГ (80% потока иностранных студентов у нас сейчас оттуда) - наш контингент. Индия сейчас, например, один из самых растущих рынков образования, ей, как и Китаю, своих мощностей не хватает, и она заинтересована в расширении связей с Россией. Если мы предложим интересные курсы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры, а также разные программы дополнительного постдипломного образования, повышения квалификации для преподавателей вузов - народ приедет. Кто на семестр, пару месяцев, а кто - на два или пять лет. И выиграют от этого не одни вузы, потому что иностранному студенту в любом государстве нужно питание, место, где жить, где покупать товары, нужны транспорт, поликлиники, музеи, театры и т.д. Этот проект задуман для того, чтобы на сопровождении иностранных студентов в России выросла новая экономическая инфраструктура их обслуживания. 
Но еще важнее, когда мы говорим о студентах из СНГ, чтобы, окончив вуз, они могли остаться работать в пространстве Евразийского экономического союза. Прежде всего, у нас. Этот проект должен помочь нам подготовить кадры для нашей экономики в условиях очень серьезного демографического спада. Надо привлечь в Россию не неквалифицированных мигрантов, а дипломированных, встроенных в российские реалии специалистов. Это та квалифицированная рабочая сила, знающая русский и другие иностранные языки, которая нужна экономике России, чтобы повернуть ее на путь высокотехнологичного развития.
- А могут наши вузы через 8 лет в 3,5 раза больше принять студентов?
Т.Клячко: - В нынешнем состоянии - нет, но, чтобы подготовить международные службы вузов к этой большой работе, и создается в рамках проекта Центр компетенций, задача которого - разработать новую модель функционирования международных служб российских образовательных организаций. И тут важно осознать, что привлекать все большее число зарубежных студентов будет не только Россия. Сейчас на планете рынок иностранных студентов равен примерно 5,5 миллиона человек. Ожидается, что к 2024 году он вырастет до 8-10 миллионов. Есть откуда взять те 0,5 миллиона, на которые мы рассчитываем. Но чуть промедлим - и упустим свой шанс. Европа, Великобритания зевать не будут, их знаменитым университетам тоже нужна зарубежная молодежь.
- Думаете, им мигрантов мало?
Т.Клячко: - Мигрантов из Африки еще надо социализировать, а поток абитуриентов из Индии, Малайзии уже готов к учебе по языку и менталитету. А Китай? Общий настрой на хорошее образование. Вузов им не хватает, но мы уже столкнулись с тем, что китайцы перетягивают наших студентов с Дальнего Востока к себе. Нам надо развернуть этот поток обратно. Надо предлагать качественное образование, хорошие условия для его получения и новые рабочие места по окончании вузов. 
- А чему хотят учиться? Судя по списку участников консорциума, Минобрнауки решил никого не обидеть: там и технические, и классические, и отраслевые университеты, и творческие - типа Гнесинки, академии балета, консерватории.
Е.Полушкина: - А также медицинские. Плюс широка география - Дальний Восток, Сибирь, юг и центр России. Учитывали и то, что интересным для иностранца может быть не весь университет, а отдельные факультеты и кафедры. Все втянутые в орбиту программы вузы получат некий объем финансирования для активизации работы по аналитике, обучению, структуре, маркетинговым исследованиям, создание привлекательного для студентов имиджа России за рубежом - скажем, на выставочную деятельность...
- Извините, разве раньше этого не было? Да посмотрите на Проект 5-100... Те же намерения привлечь, поднять, умножить...
Т.Клячко: - Раньше не рассматривали эту работу как очень важное направление внешнеэкономической деятельности. А сейчас это сделано, и посему проект интересен не только Минобрнауки, но еще и министерствам экономического развития, здравоохранения, культуры, труда, сельского хозяйства, финансов, внутренних дел и ряду других ведомств и структур. У проекта очень много бенефициаров, которые заинтересованы в его реализации.
- Заинтересованных много, а трудиться больше всех придется вузам? Кто не знает, какая морока возиться с иностранными студентами - работать с нашими миграционными службами, создавать условия в кампусах, вписывать чужестранцев в реалии нашего быта... 
Е.Полушкина: - Вот именно - в реалии наших городов. Последние два года мы смотрели развитие территорий в зависимости от числа студентов, обитающих в общежитиях или на съемных квартирах, где они больше, чем у мамы дома, нуждаются в определенных товарах, транспорте, средствах коммуникации. Все это заставляет создавать дополнительные рабочие места в регионе, причем как в производстве, так и в сфере услуг, в том же образовании. Все это приносит в бюджет города, территории деньги. Поэтому нам надо с цифрами в руках доказать региону, почему ему есть смысл помогать вузу привлекать зарубежных студентов. 
Т.Клячко: - И вузы должны быть заинтересованы обучить весь свой персонал новым подходам. Не только заставить преподавателей вести курсы на английском, но и обучить иностранному языку службы по приему студентов, по их медобслуживанию, по их адаптации к учебному процессу и городской среде. В психологии людей - стараться минимизировать любые усилия, но здесь придется думать, как стать конкурентоспособными на мировом уровне. Мало хорошо учить профессии, надо еще найти работодателя, который готов иностранца пустить к себе на практику, а потом еще и на квалифицированную работу.
- Вы далеко загадываете, сначала надо студента где-то поселить, а у нас общежитий неприхотливым россиянам не хватает...
Т.Клячко: - Общежития для иностранцев - вещь понятная, а вот то, что едут люди в другую страну, чтобы изменить свою жизнь к лучшему, пока мало кто осознал. Почему США, Великобритания, ЕС, Австралия так привлекательны для обучения? Получив тамошний диплом, есть шанс остаться там работать и жить. У Китая, кстати, даже не каждый второй выучившийся за рубежом возвращается, хотя им создают для этого замечательные условия, но оставшиеся выступают той мягкой силой, которая всегда на стороне интересов Поднебесной. Болонский процесс в Европе решил вопросы передвижения на рынке труда. Когда мы в него входили, надеялись на тот же эффект, но, увы, ничего не получили потому, что нас в ЕС не пускают. Значит, надо в ЕАЭС создавать возможность миграции трудовых ресурсов. Проект очень современный, ориентированный на долгосрочный процесс и дальнее видение. Если мы сопоставим объем средств, которые государство сейчас собирается в проект вложить, и тот результат, который страна сможет получить за счет увеличения зарубежных студенческих контингентов, то увидим, что отдача, если проект хорошо реализовать, будет впечатляющая.
- Вы воспринимаете консорциум как своих соратников?
Т.Клячко: - Конечно. Это все вузы, имеющие некий опыт, который им поможет решить тот или иной блок задач проекта. В нем 13 направлений, вполне конкретных: изменение нормативно-правовой базы взаимодействия с зарубежным контингентом; продвижение российских программ дополнительного образования для иностранных студентов; разработка документации, регламентирующей пребывание зарубежных студентов; выставочная деятельность и т.д. Каждый блок будет встроен в содержательный процесс обучения, материалы пройдут экспертную оценку всех участников процесса и только потом, в законченном виде, поступят к нам в Центр для внедрения наработок в учебный процесс при повышении квалификации сотрудников международных служб вузов, а также преподавателей... Вуз в этом деле должен функционировать как единый организм. Известно, с нашей миграционной службой общаться - занятие непростое, даже работники вузов сдаются, не то что студенты и аспиранты, значит, надо совершенствовать правила размещения иностранных студентов. Надо, чтобы иностранный студент в большей степени был приравнен к студенту-россиянину очной формы обучения.
- Вашему Центру придется поднимать вопросы изменения законодательства?
Е.Полушкина: - Не думаю, но нам точно придется заниматься аналитикой, доносить ее выводы по необходимости изменений в правовой сфере до руководящих работников министерств, регионов и консорциума вузов, чтобы те могли выступать инициаторами перемен. В университетах же обучать придется все подразделения, занятые в сопровождении зарубежных студентов. Сотрудники разных вузовских служб должны, с одной стороны, наработать новые навыки общения, а с другой - взять на себя ответственность за результат привлечения иностранных студентов в вуз, и здесь работа не только международных отделов. И одно дело решать это в столице, а другое - в Тамбове или Якутии. Понимаете, мы вступаем в гонку за будущее. Чем дальше, тем чаще работодатели будут менять неквалифицированных сотрудников на роботов - им не надо платить, с профсоюзом не надо торговаться: сломался - вынес на свалку. Никаких пособий, больничных, судов. Выжить в таких условиях, адаптироваться к ним, приспособиться, задействовав какие-то из своих компетенций, сможет только хорошо обученный человек. Чаще всего - получивший высшее образование, знающий несколько языков, психически и физически устойчивый. У нас идет четвертая революция образования, когда обязательным становится высшее... Обратите внимание, что сегодня в Южной Корее 66% населения с высшим образованием, в Финляндии - 91%, в Канаде - 89%, в Израиле - 84%, во Франции - 90%... Вот когда об этих цифрах задумываешься, понимаешь, что высшее образование имеет огромное значение для уровня жизни населения.
Елизавета ПОНАРИНА
Фото Николая СТЕПАНЕНКОВА


 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Игры разумов. РНФ подключился к борьбе за научную грамотность.
“Не знать что-то не стыдно, стыдно не хотеть что-то знать”, - такими словами ведущий российский теоретик-кристаллограф Артем Оганов напутствовал москвичей, собравшихся в историческом особняке на Солянке, где находится Российский научный фонд (РНФ), чтобы проверить научность своих представлений о мире на “Открытой лабораторной”. /№ 7(2018)
Негатив в позитиве. Переход на эффективный контракт приносит нежданные плоды.
В 2012 году, как свидетельствует статистика, большинство россиян были согласны с тем, что качество образовательных и медицинских услуг, а также продуктивность научных исследований напрямую зависят от уровня заработной платы педагогов, врачей и ученых. Для его повышения ради общей пользы эксперты разработали модель эффективного контракта - нового трудового договора с этими специалистами... /№ 6(2018)
Новые одаренные. “Сириус” высвечивает таланты.
“Ребята умные, раскованные, позитивные, стремящиеся жить лучше здесь и сейчас”, - помощник Президента РФ, один из попечителей образовательного центра “Сириус” (Сочи) Андрей Фурсенко не жалел эпитетов, рисуя портрет продвинутых молодых современников. /№ 6(2018)

Новости


Клуб «1 июля» прокомментировал ответ Министерства образования и науки на «Письмо 400».



Первый форум Федерации российских и арабских университетов открылся 19 февраля в Бейруте под патронатом премьер-министра Ливана Саада Харири. Российскую делегацию возглавили министр образования и науки Ольга Васильева и президент Союза ректоров России, ректор МГУ имени М.В.Ломоносова Виктор Садовничий.



Участие студентов в различных формах аккредитации образовательной деятельности обсудили члены Общественного совета при Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, сообщает пресс-служба ведомства.



Заместитель министра образования и науки РФ Григорий Трубников посетил с визитом Париж, где принял участие в серии мероприятий, связанных с деятельностью Объединенного института ядерных исследований, Организации экономического сотрудничества и развития и ЮНЕСКО.



В стране отметили День российских студенческих отрядов. Во многих городах состоялись торжественные и массовые мероприятия: флешмобы, встречи членов студенческих отрядов с главами регионов, ветеранами движения, спортивные соревнования.



Комитет Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления поддержал проект ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в РФ» (в части совершенствования целевого обучения), внесенный правительством.

Госдума приняла в первом чтении проект закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» в части совершенствования деятельности государственных научных центров Российской Федерации». О том, как проходила процедура, рассказала пресс-служба думского комитета по образованию и науке.

Конференции


На территории национального парка “Бузулукский бор” в Оренбургской области прошла XXI совместная сессия Объединенного научного совета по фундаментальным географическим проблемам при Международной ассоциации академий наук и научного совета РАН по фундаментальным географическим проблемам, посвященная Году экологии в России и 100-летию отечественного заповедного дела.

Наша страна обладает крупнейшей в мире территорией и занимает четвертое место по площади пахотных земель. Казалось бы, области огромные, однако сельское хозяйство России сконцентрировано на ограниченной площади - с благоприятными климатическими условиями - и нагрузки на плодородные почвы настолько велики, что приводят к их деградации. Причина - в водной и ветровой эрозии, потерях гумуса и элементов питания, переуплотнении посевов и загрязнении.

Открытая конференция ИСП РАН имени В. П. Иванникова, ISPRAS Open 2017, обещает стать одним из самых познавательных событий осени в области системного программирования. Среди ключевых тем основной программы, заявленных ранее, - безопасность программного кода и технологии анализа массивов данных. Помимо этого в программе запланирован ряд отдельных докладов и встреч с зарубежными представителями ИТ-отрасли. Конференция пройдет с 30 ноября по 1 декабря 2017 г. в Москве.

Текущие конкурсы


Конкурс 2018 года на лучшие научные проекты по теме “Фундаментальные проблемы изучения и освоения Российской Арктики: природная и социальная среда” (“Арктика”)

извещает о проведении открытого конкурса на получение грантов СПбГМТУ

Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и городом Севастополь.

Конкурс проектов 2019 года фундаментальных научных исследований, проводимый совместно федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и Немецким научно-исследовательским сообществом

Программа аспирантских стипендий Топсе приглашает аспирантов, работающих в области гетерогенного катализа и смежных областях материаловедения, принять участие в ежегодном конкурсе на предоставление стипендии Топсе.

Вакансии


17.11.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии рудных месторождений, петрографии минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН) объявляет конкурс на замещение вакантной должности...

03.11.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования и науки Санкт-Петербургский национальный исследовательский академический университет Российской академии наук объявляет конкурс на замещение следующих вакантных должностей...

27.10.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН) объявляет конкурс на замещение вакантных должностей...





опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии