Официально


Кабинету министров вместе с Президиумом Совета при Президенте РФ по науке и образованию поручено к концу ноября разработать и утвердить меры по созданию и эксплуатации уникальной научной установки класса мегасайенс на острове Русский.



Заместителем министра просвещения РФ назначен Андрей Николаев. Распоряжение об этом подписал премьер Дмитрий Медведев.

Рособрнадзор запретил прием в Вятский государственный университет. Санкция применена за «неисполнение предписания в установленный срок».

Два опорных селекционно-семеноводческих центра в области сахарной свеклы будут созданы на базе ВНИИ сахарной свеклы и сахара им. А.Л.Мазлумова (Воронежская область) и Первомайской селекционно-опытной станции сахарной свеклы (Краснодарский край). Такое решение одобрил Межведомственный совет при Министерстве науки и высшего образования по вопросам, связанным с реализацией подпрограммы «Развитие селекции и семеноводства сахарной свеклы в РФ».




Новости № 41(2018)

Регионы


Первый МГМУ им. И.М.Сеченова открыл новое направление подготовки - “Промышленная фармация”. Вуз предложил учащимся два уникальных профиля этой магистерской программы - “Обеспечение качества лекарственных средств” и “Управление разработкой лекарственных средств”.

Ярославский госуниверситет подписал трехстороннее соглашение с ярославским филиалом Физико-технологического института РАН и “Ростовским оптико-механическим заводом”.

Губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров ознакомился с ходом строительства нового учебно-лабораторного корпуса Аграрного университета.

СНГ


Интердайджест


Телескоп “Хаббл” обнаружил объект размером с Нептун - потенциальный спутник далекой планеты. С подробностями - Sciencemag.org.

В конце сентября экспертный совет при Министерстве здравоохранения и науки Японии представил рекомендации относительно использования инструментов генного редактирования в эмбрионах человека.

Спутниковые лазерно-радарные исследования выявили ранее недооценные размеры и сложную устроенность поселений древней цивилизации майя в период ее расцвета и даже раньше.


В Совете народного хозяйства представлен проект инженера Константинова о производстве сливок и молока из подсолнухов и орехов. Проект представляет большой интерес ввиду того, что в случае удачи он очень упростит и удешевит производство молочных продуктов. Ввиду большого затруднения с приобретением машин для массовой очистки семян решено использовать в случае пригодности машины для очистки семян какао и бобов, имеющиеся на конфетно-шоколадных фабриках.
















Место карьеры. Лучшие выпускники МФТИ должны оставаться в науке.
Образование
№ 43(2017)

27.10.2017

По фойе у университетской раздевалки, скучая, слонялся монстр - толстый, одноглазый, острозубый. Он охотно вступал в переговоры со смеющимися студентами. Оказалось, это не кто иной, как... “компьютерный вирус” - таким образом привлекает на свой спецкурс потенциальных работников фирма Касперского. Физтех - он такой: его питомцы уже со студенческой скамьи идут нарасхват у самых высокотехнологичных фирм. Ребят привлекает, конечно, не мультяшное чудовище, а творческая работа, достойная зарплата и хорошие карьерные перспективы.

А как агитировать студентов посвятить свою жизнь науке? МФТИ исторически готовил физиков для работы не только на производстве, но и в академических институтах. Карьера же ученого в России складывается в постсоветское время не очень легко. 
Сегодня главная кузница научных кадров в МФТИ - Физтех-школа фундаментальной и прикладной физики. Она возникла примерно полтора года назад при интеграции двух родственных структур университета: факультета общей и прикладной физики, созданного еще по инициативе Петра Капицы, и факультета проблем физики и энергетики - он был открыт позднее, с подачи Евгения Велихова: проблемы термоядерного синтеза, которыми занимался академик, потребовали для своего решения ученых высокого уровня. Что изменилось благодаря объединению факультетов? Как руководство школы борется за то, чтобы ее выпускники оставались работать в российской науке? На вопросы “Поиска” отвечает директор Физтех-школы фундаментальной и прикладной физики профессор Валерий КИСЕЛЕВ.
- На сегодняшний день в нашей школе учатся 1300 человек, из них 150 аспирантов. И львиная доля - студенты бакалавриата, - рассказывает В.Киселев, сам выпускник МФТИ, физик-теоретик, занявший административную должность сравнительно недавно. - Специфика школы определяется тем, что вошедший в нее факультет общей и прикладной физики многие годы является абсолютным лидером в стране по привлечению самых талантливых школьников постсоветского пространства, которым интересна наука физика. Подавляющее большинство наших первокурсников - победители и призеры всероссийских олимпиад школьников, московской олимпиады, собственной олимпиады МФТИ, сохраняющей традиции советского вступительного экзамена на Физтех. Стандарты поступления в школу очень высокие! 
- Многие вузы жалуются, что уровень подготовки абитуриентов падает с каждым годом. А вы это замечаете?
- Могу с гордостью сказать, что природа как рождала талантливых людей, которым интересна физика, так и продолжает рождать. Интеллектуально - и это говорят все преподаватели - наши студенты по-прежнему очень сильно выделяются. Может, даже сильнее, чем студенты прошлых поколений. Но вместе с тем у них преобладает клиповое мышление и довольно смутные представления о специфике современной физики. Мы стараемся дать ребятам универсальное базовое физическое образование и перестроить их мышление - научить углубляться в проблемы. 
Наука не стоит на месте. И мы совершенствуем образовательные программы, модернизируем спецкурсы, включаем в них изучение новейших методов, практикуемых в научных исследованиях. Усложняются программы по высшей математике, теоретической механике... Порог вхождения в науку в наше время очень высокий по знаниям. А еще ведь нужно, чтобы ребята, преодолев его, не потеряли интерес именно к научным исследованиям. В каждодневном решении рутинных задач нужно иметь свет в конце туннеля, который бы манил. Мы эту задачу тоже решаем. Начиная уже с первого курса к студентам приходят ведущие в своем научном направлении ученые, посвящают их в свои исследования.
- Лет десять назад, говорят, выпускники МФТИ уезжали на Запад чуть ли не целыми группами. А как сейчас?
- Сейчас уезжают уже не так массово. Но не потому, что остаются в науке в России, как считают многие на Западе. Увы, причина в другом - вообще уменьшился процент молодых людей, решающих посвятить себя науке. В основном наши студенты сейчас выбирают индустриальную карьеру. Они востребованы высокотехнологичными компаниями, банками - словом, там, где требуется умение анализировать. А оно воспитывается как раз научными исследованиями. 
Я вижу миссию нашей школы в том, чтобы создать творческую атмосферу для развития самых талантливых молодых людей в стране, обеспечить им такие условия, чтобы они могли прямо здесь, в МФТИ, строить свою карьеру не хуже, чем ученые на Западе. Система МФТИ, как известно, с самого начала была основана на тесном взаимодействии с институтами РАН. После включения в программу международной конкурентоспособности российских вузов (Проект 5-100) МФТИ взял курс на создание собственных лабораторий. А ребята начинают понимать, что Россия предоставляет больше свободы в выборе научного направления. На Западе студента прикрепляют к определенному профессору, ограничивающему тему исследований и круг решаемых задач.
В МФТИ еще пару лет назад тоже было достаточно жестко: человек поступал на первый курс, и его сразу определяли на конкретную базовую кафедру. Перевестись на другую, в принципе, можно было, но понятно, что выскочить из проложенной колеи всегда сложно. Сейчас же первокурсникам сначала предлагают послушать презентации всех кафедр, лабораторий, организаций - партнеров МФТИ, спецкурсы по желанию и только потом, к третьему курсу, определиться с выбором научного направления. Базовым организациям теперь приходится конкурировать за студента. 
- А можно поподробнее о собственных лабораториях МФТИ?
- В одной только нашей школе их 19. Все они заточены на международное сотрудничество, что позволяет ученым, аспирантам, студентам ездить в ведущие научные центры за рубежом, работать на самом современном исследовательском оборудовании. Возможность академической мобильности очень сильно привлекает молодежь.
Шесть лабораторий составляют Центр исследований молекулярных механизмов старения и возрастных заболеваний. Ученые физическими методами исследуют свойства биологических объектов, тесно взаимодействуют с медицинскими компаниями и биологическими центрами со всего мира.
Недавно открылась лаборатория фундаментальных и прикладных исследований релятивистских объектов Вселенной. Ее возглавил член-корреспондент РАН Юрий Ковалев, руководитель международного проекта “Радиоастрон”, координируемого Астрокосмическим центром ФИАН. У российских ученых появился исследовательский инструмент, какого нет у их западных коллег, - радиотелескоп на орбитальном космическом аппарате. Зато у тех есть большие радиотелескопы на Земле. Связывание всех телескопов в единую систему позволит еще больше узнать о нашей Вселенной, так что все исследователи - и наши, и западные - очень заинтересованы в сотрудничестве. После выступления Ю.Ковалева первокурсники буквально облепили его со всех сторон, забросали вопросами. Это не значит, конечно, что все они станут астрофизиками, но показывает, что мы на верном пути: такие встречи очень полезны для привлечения студентов к научным исследованиям, для успешной конкуренции за талантливую молодежь с индустрией. 
Четыре лаборатории объединены в Центр фотоники и двумерных материалов. Это очень перспективное направление в России развито недостаточно. Кстати, Андрей Гейм и Константин Новоселов, получившие Нобелевскую премию за исследования первого двумерного материала графена, - выпускники МФТИ, причем А.Гейм окончил наш факультет общей и прикладной физики. Сейчас известно уже множество других двумерных материалов. В Манчестере, где живут А.Гейм и К.Новоселов, создан Национальный институт графена. В России исследовательского центра такого уровня нет, но есть эти лаборатории. Мой заместитель по науке Алексей Арсенин продвигает идею усиления взаимодействия с нашими нобелиатами. 
Несколько лабораторий связаны общей идеей создания квантового компьютера. Буквально пару недель назад я присутствовал на процедуре отчета лаборатории квантовой теории информации о выполнении технического задания по гранту Фонда перспективных исследований. Стояла конкретная задача - создание квантового бита с определенными свойствами, и наши ученые продемонстрировали, что она выполнена, а где-то даже перевыполнена, причем на самом современном уровне. 
Еще две лаборатории нацелены на работу с ЦЕРН и другими международными мегасайнс-установками, связанными с изу­чением физики частиц. 
- Как вы относитесь к мнению, что в России нужно создавать в вузах и академических институтах позиции для зарубежных исследователей? У МФТИ, судя по всему, с международным сотрудничеством все хорошо?
- Международные связи у нас действительно большие, но их развитие сильно ограничивается недостатком площадей и средств. Недавний пример: коллеги из Японии и Южной Кореи, познакомившись с МФТИ, предложили проводить у нас мини-воркшопы по специальной программе, но дальше дело пока не пошло: нужны особые помещения и финансирование, хотя перспективы вполне оптимистические.
Любой более-менее приличный западный университет периодически объявляет конкурс вакансий для постдоков, профессоров и т.д. Предложения идут со всего мира, конкуренция до 200 человек на место. Если мы хотим, чтобы наша наука была на переднем крае, и нам надо действовать подобным образом. Вуз должен иметь такую программу и находить возможности для ее реализации. Количество вакансий, конечно, зависит от финансирования, но сама процедура должна быть отработана так же четко, как на Западе. В принципе, вузам, участвующим в Проекте 5-100, это по силам: надо перегруппировать средства, поставив новую цель. Только тогда у нас будут и показатели, соответствующие мировым университетам. Ведь эти показатели - следствие внутренней организации жизни вуза. 
С этого учебного года в МФТИ запустили систему визит-профессоров. Из поступивших 30 с лишним заявлений отобрали 17 - от активных, с хорошей цитируемостью ученых. Их коллеги в МФТИ будут привлекать студентов и аспирантов, для которых визит-профессор мог бы стать научным руководителем. То есть в принципе таким образом финансируется не столько приезд профессора (для знакомства с научной молодежью, постановки научных задач), сколько программа мобильности студентов и аспирантов, которые, начав работу под руководством визит-профессоров, будут ездить на стажировки в зарубежные научные центры к своим научным руководителям. Сейчас мы ожидаем приезда пяти профессоров в нашу Физтех-школу - а надо бы двадцать пять! Так что конкурса вакансий система визит-профессоров не заменяет. 
Такой конкурс имел бы огромное значение не только с точки зрения привлечения талантливых ученых из-за рубежа. Он показал бы нашим студентам, что возможности для научной карьеры есть и в России. Сейчас же что происходит: один студент МФТИ решает сложные задачи по теории поля, другой в это время программирует в “Яндексе”. Первый в результате своих нелегких трудов получит в лучшем случае научную публикацию, второй - десятки тысяч рублей в месяц. Не должно быть такой колоссальной разницы между теми, кто посвящает себя науке, и теми, кто идет в наукоемкие компании!
Сейчас для получения от государства финансирования ученый должен назвать своего индустриального партнера. Я думаю, что для тех, кто занимается фундаментальными исследованиями, таким партнером является само государство. 
- В Стратегии научно-технологического развития вроде что-то похожее есть, там написано, что поддержка фундаментальной науки - первоочередная задача государства.
- Но пока что это не мешает чиновникам требовать наличия индустриального партнера у ученых, изучающих, скажем, законы образования черных дыр. 
Поступая в нашу Физтех-школу, человек попадает в очень плотную интеллектуальную среду. Мы собираем “звездочек”, причем не только из России: в этом году, например, к нам поступили семеро лауреатов международных олимпиад по физике с Украины, из Армении, Казахстана и Белоруссии... Научиться программировать можно и в колледже - МФТИ учит думать и ставить задачи. 
Мы обязаны создать нашим студентам возможности для достойной академической карьеры здесь, чтобы они остались работать в науке, в России, в МФТИ.
Наталия БУЛГАКОВА
Фото Николая Степаненкова

 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

С расчетом на ведущих. От лидеров высшей школы ждут особых усилий.
Задачу вхождения российских вузов в мировые рейтинги, поставленную Президентом РФ в 2012 году, можно считать во многом решенной. Что дальше? /№ 41(2018)
К вопросу о спросе. Как НГТУ попал в международный рейтинг трудоустройства выпускников.
В конце 2017 года Новосибирский государственный технический университет показал высокий уровень трудоустройства выпускников в рейтинге востребованности инженерных вузов России (по версии МИА “Россия сегодня”). /№ 41(2018)
Чтобы не было дыр. Зачем нужен экономический диктант?
“Сильная экономика - процветающая Россия” - такова была тема состоявшегося недавно Всероссийского экономического диктанта, в котором приняли участие более ста тысяч человек. /№ 41(2018)

Новости


Около 100 делегатов из разных регионов России стали участниками IX Всероссийского съезда советов молодых ученых в Сочи. Мероприятие проходило в рамках саммита молодых ученых и инженеров «Большие вызовы для общества, государства и науки», для участия в котором были отобраны более 250 студентов из 78 университетов более чем 20 регионов России.



Состоялся IV Форум ректоров университетов Российской Федерации и Республики Куба.



Почти треть российских вузов, обращавшихся за получением государственной аккредитации в 2018 году, воспользовалась электронной формой подачи документов, сообщает пресс-служба Рособрнадзора.



В преддверии 60-летия Государственной публичной научно-технической библиотеки России ее генеральный директор Яков Шрайберг рассказал о том, как будет развиваться ГПНТБ в ближайшем будущем. Текст его выступления размещен на сайте библиотеки.

Томские вузы планируют создать «Сибирский научно-образовательный центр (НОЦ) новой технологической революции», объединившись с промышленными партнерами. Об этом рассказал ТАСС в кулуарах форума U-NOVUS ректор Томского государственного университета Эдуард Галажинский.

Сотни тысяч человек стали гостями и участниками фестиваля NAUKA 0+, тема которого в этом году звучала так: «Мегасайенс: Россия в мире - Россия для мира».

Дистанционные образовательные курсы нужны, но они никогда не заменят очных лекций, заявил ректор МГУ им. М.В.Ломоносова Виктор Садовничий на III Форуме ректоров иберо-американских и российских университетов.

Конференции


С 3-го по 7 сентября 2018 года на базе ФГБНУ “Северо-Кавказский федеральный научный центр садоводства, виноградарства, виноделия” под патронажем Министерства науки и высшего образования РФ, Российской академии наук будет проводиться Международный научно-практический форум “Перспективные технологии и сортименты в садоводстве, виноградарстве, виноделии”

XIV Андриановская конференция прошла в июне в ИНЭОС РАН

II Всероссийская научно-практическая конференция “Совершенствование системы взаимодействия Российского фонда фундаментальных исследований и субъектов Российской Федерации в вопросах проведения региональных и молодежных конкурсов”

Текущие конкурсы


“Сколково” и “Химпром” продолжают искать проекты малотоннажной химии

До 29 октября 2018 года идёт прием заявок на участие в конкурсе на соискание премий Правительства Москвы молодым ученым, присуждаемых ежегодно с 2013 года.

Конкурс на лучшие научные проекты фундаментальных исследований, проводимый совместно федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и Фондом “Дом наук о человеке” Франции

Конкурс на лучшие научные проекты фундаментальных исследований, проводимый совместно федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и Вьетнамской академией общественных наук

Конкурс на лучшие научные проекты фундаментальных исследований, проводимый совместно федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и Министерством образования и науки Республики Южная Осетия

Вакансии


14.09.2018
ФГБУН Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН)объявляет конкурс на замещение вакантных должностей

13.04.2018
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования “Московский физико-технический институт (государственный университет)” объявляет конкурс на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу

02.03.2018
объявляет конкурс на замещение вакантных должностей:




опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии