Официально


Владимир Путин утвердил своим указом новый состав Совета при Президенте РФ по науке и образованию.



Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки на основании решения Арбитражного суда прекратила действие лицензии Томского экономико-юридического института.

Минобрнауки ликвидировало филиал Санкт-Петербургского государственного экономического университета в Анадыре.

Утверждена дорожная карта ФАНО - комплекс мер нормативного и организационного характера, которые направлены на решение задач, обозначенных в плане первого этапа Стратегии научно-технологического развития РФ.




Новости № 46(2017)

Регионы


В Университете им. Юрая Добрилы (Пула, Хорватия) состоялось торжественное открытие Центра русского языка и культуры “Институт Пушкина”. Он создан при участии Пятигорского госуниверситета и финансовой поддержке Минобрнауки РФ в рамках ФЦП “Русский язык”, Миссия центра - продвижение образования на русском языке.

Ректор Тульского государственного университета Михаил Грязев провёл встречу со студентами, входящими в сборные команды вуза по различным видам спорта. Михаил Васильевич поздравил студентов и их тренеров с успешными выступлениями на различных соревнованиях, в том числе всероссийских.

В Ульяновском государственном техническом университете прошел День открытых дверей для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений и системы среднего профессионального образования. Мероприятие посетили 1150 человек.

СНГ


Интердайджест


Астробиологам предложили новую стратегию поиска потенциально обитаемых миров. Об этом сообщает NASA News Release. Исследователи из NASA опубликовали в журнале Nature Scientific Reports новую модель поиска признаков внеземной жизни в атмосфере планет вне Солнечной системы.

Физики обнаружили внутри пирамиды Хеопса большую полость. С подробностями - New York Times.

Болезнь Альцгеймера может возникать в организме за пределами головного мозга. С подробностями - Genetic Engineering & Biotechnology News. Возникнув где-то в периферических тканях, болезнь Альцгеймера может распространяться подобно раковому заболеванию, перемещаясь с места на место, пока не угнездится в головном мозге.


Большевики вызвали к себе управляющего государственным банком Шипова и потребовали у него ассигновки в 15 миллионов рублей. Он ответил, что по существующим законам такая ассигновка может быть выдана лишь по требованию, подписанному министром-председателем и министром финансов. Но таковых в настоящее время не существует, а Совет народных комиссаров российскими законами не предусмотрен. Поэтому никакой ассигновки он, Шипов, делать не намерен. В ответ на это мужественное заявление большевики арестовали г-на Шипова в Смольном.






















Меняясь и меняя. Как развиваться университетам.
Образование
№ 44-45(2017)

03.11.2017

Традиционно в октябре НИУ ВШЭ собирает ученых, которые изучают процессы, происходящие в университетах России и других стран. Каждый раз в фокусе внимания участников оказывается одна из актуальных тем, связанных с развитием высшей школы. “Университеты, меняющие себя и мир” - так называлась прошедшая недавно VIII Международная конференция исследователей высшего образования.

Ключевые доклады и дискуссии были посвящены кругу вопросов, связанных с изменениями, происходящими в высшей школе: взаимодействию университетов с внешней средой, новым формам высшего образования, интеграции современных образовательных технологий в учебный процесс, восприятию студентами последствий различных трансформаций... Тон дискуссиям задавали пленарные доклады ведущих зарубежных исследователей в области высшего образования из США, Великобритании, Мексики, Австрии, Норвегии. Они не только давали глубокий анализ той или иной стороны жизни университета, той или иной проблемы высшей школы, но и предлагали вопросы, требующие дальнейшего изучения, что особенно важно для молодых ученых. А их на конференции было достаточно много.
- Проведение международной конференции на такую тему в Москве - признание того, что в России сформировалась достаточно большая группа исследователей университетов и рынков высшего образования, исследователей, работающих в рамках существующих в мире больших научных программ, - отметил ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов, открывая первое пленарное заседание. Коротко охарактеризовав особенности российской высшей школы - например, самая большая в мире доля студентов-заочников, сильное недофинансирование, серьезные проблемы с качеством образования, неудовлетворенность студентов, очень высокая специализация вузов, в советское время обслуживающих конкретные отрасли, подготовка специалистов для конкретных рабочих мест и т.д. - ректор подчеркнул, что все это накладывает отпечаток на академический рынок в стране. “Сегодня технологии меняются очень быстро, и, хотя существуют общественные группы, привязанные к старой системе, объективное развитие высшей школы идет по тем же линиям, тем же закономерностям, что и во всем мире”, - подчеркнул Я.Кузьминов. 
На конференцию приехали более 300 участников из 13 стран и 30 российских регионов. В этом году, по словам проректора НИУ ВШЭ Марины Юдкевич, было больше, чем раньше, докладов, основанных на реальных эмпирических исследованиях. Часть выступлений была посвящена сопоставительным исследованиям, сравнению университетов между собой. “Чтобы лучше понять свою систему образования, надо познакомиться с системами образования других стран”, - заметила проректор. Отбор состоялся довольно серьезный: на конференции в общей сложности прозвучало около 80 докладов, однако заявок было подано более 400. Научный руководитель Института развития образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин поздравил тех, чьи доклады были приняты, и предложил всем участникам вступать в недавно созданную в России Ассоциацию исследователей образования. Предыдущие семь конференций назывались конференциями Российской ассоциации исследователей высшего образования, но она была неформальной. Примерно полгода назад началась работа над созданием Ассоциации исследователей образования, и вот недавно она была зарегистрирована. Эта организация видит своей главной задачей налаживание научной коммуникации и помощь молодым ученым. Так что, возможно, в следующем году в Москве пройдет конференция исследователей уже не только высшего образования, но и школьного, а также дополнительного образования детей. 
Живой кейс
Первая тема пленарки имела “инновационный формат” - это был разбор “живого кейса” о НИУ ВШЭ в виде интервью, которое И.Фрумин провел с отцами-основателями “Вышки” - ректором Ярославом Кузьминовым и научным руководителем Евгением Ясиным. 
НИУ ВШЭ, которой в ноябре исполняется 25 лет, - государственный вуз, он возник почти с нуля, но за несколько лет стал одним из лучших российских университетов. Как ему это удалось? За счет каких ресурсов, какой стратегии? На примере НИУ ВШЭ было показано, как формировалась идентичность быстро развивающегося российского вуза. ВШЭ была создана, как написано в постановлении правительства, “на основе использования зарубежного опыта и результатов новейших исследований в области российской экономики”. Социальные науки в то время, по словам Я.Кузьминова, напоминали скорее теологию: на их основе рыночную экономику было строить невозможно, и в обществе существовал огромный спрос на людей, которые понимали бы законы ее развития. Е.Ясин заметил, что, создавая университет, они хотели “начать с начала - не забивая головы студентам марксизмом-ленинизмом, дать им знание современной зарубежной экономической науки”. 
В ходе “триалога” его участники называли слагаемые успешности ВШЭ. Проект университета был разработан группой ученых, по их внутреннему велению, а не по заказу (“то есть это была предпринимательская инициатива”, прокомментировал И.Фрумин). Реализацией проекта занимались ученые и политики внутри университета. ВШЭ никогда не решала узкоуниверситетских задач. “Мы рассматривали ВШЭ как инструмент развития страны, в которой живем, - заметил ректор. - Развивались как часть команды реформаторов в 1990-е, а в 2000-е стали крупнейшим мозговым центром”. 
- Таким образом, ВШЭ не вписывается в существующие рамки: его стратегия связана с трансформацией внешней среды, миссия организации лежит за пределами организации, - обобщил И.Фрумин.
Университет работал с властью, с широким кругом мыслящих людей. Его ресурс - сильные ученые и сильные студенты. Он не накапливал средства, а инвестировал в развитие. Сравнение показателей первых лет “Вышки” с нынешними выглядело весьма впечатляюще и убедительно.
Тема оказалась столь всеобъемлющей, что за отведенное время удалось ответить только на часть поставленных вопросов. И.Фрумин пообещал продолжить обсуждение этого кейса позже, уже вне рамок конференции, на специальном семинаре. 
Миссия выполнима
Взаимодействию университета и внешней среды был посвящен и следующий пленарный доклад. Атилла Пауситс из Австрии, занимающий должность директора Центра менеджмента образования и развития высшего образования Дунайского университета, назвал свое выступление “На пути к третьей миссии - университеты в переходный период”. Третья миссия связана с социальной активностью вуза. Проанализировав возможности взаимодействия университета с обществом и взгляды исследователей на это взаимодействие, ученый вышел на проблему, ждущую своего решения. Третья миссия приобретает все большее значение, она становится инструментом перемен, важным фактором диверсификации университетов (диверсификация - стратегическая ориентация на разнообразие и разностороннее развитие деятельности). Между тем единой концепции того, что это такое, не выработано. Анализ стратегий австрийских университетов показал, что нет даже общей терминологии - для обозначения одного и того же вида деятельности в рамках третьей миссии вузы используют разные слова. Существуют проблемы со сбором данных, со сравнимостью активности вузов... “Третья миссия” практически не учитывается в международных рейтингах. Наконец, в этой сфере нет контроля качества - “никто даже не говорит об этом”, заметил А.Пауситц. 
В России ситуация, кажется, немного другая, чем в Австрии: так, летом были объявлены результаты первого Национального рейтинга “Три миссии университетов”, где кроме традиционных образования и науки оценивалось также такое направление, как “Университет и общество”. Ведущие вузы отчитываются перед министерством по критериям, связанным с социальным взаимодействием. Но вопросов для исследователей все равно достаточно. Как записала потом одна из участниц конференции в “Фейсбуке”, “доклад профессора Пауситса заставил меня задуматься о многих непрямых эффектах университета, его влиянии на социально-экономическое развитие регионов и страны, а также на жизни его выпускников - мы не можем не то что измерить эти эффекты, но и назвать их полный список”. 
Горе одному?
Бьорн Стенсакер, профессор Департамента образования Университета Осло, продолжил тему того, как университеты реагируют на изменение окружения. “Среда заставляет университеты меняться. Мой тезис - университеты должны управлять средой”, - заявил профессор. Он проанализировал существующие сегодня объединения университетов, назвав эти объединения “динамичной средой для повышения потенциала, контроля и продуктивности”. В мире появляются новые рынки, все более сложные и рисковые, чем прежде, информации о них не хватает - неудивительно, что с усложнением среды университеты начали сопрягать усилия. Профессор выделил три этапа развития сотрудничества вузов: на первом - “коллаборация снизу”, когда сотрудничают ученые, на втором - университеты подписывают соглашение, но оно остается на бумаге. И только на третьей стадии вузы переходят к совместной практике. По словам Б.Стенсакера, это самое трудное, потому что у каждого университета свои традиции, которые не всегда согласуются с ценностями, заявленными в соглашении. Ассоциации университетов существуют как на национальном уровне, так и на международном. Объединение позволяет университетам не только успешнее справляться с вызовами быстро меняющейся среды, но и эффективнее воздействовать на нее самим. Профессор привел впечатляющий пример: Лига европейских исследовательских университетов (League of European Research Universities, LERU) существенно влияет на научную политику в Евросоюзе, на принятие решений в ЕС. Сейчас LERU получает 60-70% средств, выделяемых Евросоюзом на исследования. 
Учение в Сети
Значительная часть выступлений на конференции была посвящена развитию платформ электронного образования, в частности MOOC. Ключевой установочный доклад делал молодой ученый из США Рене Кизильчич. Он занимается исследованиями в Стэнфорде и на сегодняшний день является одним из ведущих аналитиков онлайн-образования в мире: результаты его исследований представлены в ведущих научных журналах, включая Science. А это огромная редкость для научных статей в сфере образования, как отметил И.Фрумин, представляя его участникам конференции. Он призвал молодых ученых на примере этого докладчика учиться находить объект для изучения и не бояться больших проблем и необычной постановки вопросов.
Как проходят онлайн-курсы люди из разных стран, как отличаются их результаты? Доклад Р.Кизильчича назывался “Как сделать онлайн-обучение доступным для всех”. Начал он с напоминания о том, что к 2030 году четыре из десяти профессий будут потеряны. И многие из оставшихся без работы людей пойдут получать онлайн-образование. Барьером на пути к успеху станут низкие навыки саморегулирования. Стратегии, приводящие к хорошим результатам, - целеполагание, планирование... Но недостаточно просто сообщить об этом обучаемым - нужно помочь им выработать соответствующие когнитивные стратегии. Ученый проанализировал факторы, влияющие на конечный результат онлайн-обучения. Если коротко, то формула успешности от Кизильчича звучит элементарно: доступ плюс поддержка. Но то и другое имеют множество вариантов и зависят от разных обстоятельств, что и дает темы для исследования. 
Сейчас большая часть онлайн-курсов разрабатывается в США. Большинство из них не идут в зачет образовательных кредитов (то есть не засчитываются вузами как прохождение соответствующего курса), но успешно освоивший их может получить сертификат. Крупные фирмы уже признают наличие таких сертификатов наряду с документами об образовании. Более того, в США, даже без аттестата об окончании школы, но имея сертификаты об окончании онлайн-курсов, можно пойти учиться дальше. 
Словом, для вузов наступило очень интересное время, считает Р.Кизильчич. Ведь развитие онлайн-платформ приводит к перестройке образования.
Наталия БУЛГАКОВА
Фото предоставлено оргкомитетом конференции 

 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Стабильность и самореализация. Что предлагает Москва молодым преподавателям?
Возможность реализовать свой потенциал и получить опыт работы в инновационном вузе молодым преподавателям предлагает Московский финансово-юридический университет МФЮА. Вуз ждет на работу кандидатов наук, молодых ученых, преподавателей экономического, управленческого, гуманитарного, естественно-научного, правового, финансового, ИT блоков дисциплин, а также учителей школ, преподавателей и мастеров производственного обучения в колледж МФЮА. /№ 44-45(2017)
Место карьеры. Лучшие выпускники МФТИ должны оставаться в науке.
По фойе у университетской раздевалки, скучая, слонялся монстр - толстый, одноглазый, острозубый. Он охотно вступал в переговоры со смеющимися студентами. Оказалось, это не кто иной, как... “компьютерный вирус” - таким образом привлекает на свой спецкурс потенциальных работников фирма Касперского. Физтех - он такой: его питомцы уже со студенческой скамьи идут нарасхват у самых высокотехнологичных фирм. /№ 43(2017)
Первые среди сравнимых. Российским вузам комфортно в евразийском рейтинге QS.
На двух первых строчках - ведущие российские вузы, треть университетов, вошедших в публикуемую часть итогов ранжирования, - наши, и при этом 23 из них фигурируют в топ-100. Возможно ли, что когда-нибудь мы увидим подобную картину в одном из мировых институциональных рейтингов? Сегодня, согласно версии британской компании Quacquarelli Symonds (QS), такой результат отражает высокую конкурентоспособность вузов России только на евразийском пространстве. /№ 43(2017)

Новости


По версии британского журнала Times Higher Education (THE), основанной на опросе работодателей из 33 стран, достойным войти в число лучших вузов мира по показателю трудоустройства выпускников (Global University Employability Ranking) в этом году оказался только один российский университет - МГУ.



Итоги работы Уральского территориального управления ФАНО были подведены на заседании в Екатеринбурге. Встреча прошла с участием главы ФАНО Михаила Котюкова.



Минобрнауки планирует в ближайший год разработать проект закона о науке, а также заняться решением вопросов аттестации научных кадров. Об этом журналистам сообщил председатель Совета по науке при министерстве Юрий Ковалев. По его словам, в результате общественных обсуждений уже получены около полутора тысяч комментариев и предложений к проекту закона.



Избранный в сентябре 2017 года на должность председателя Сибирского отделения РАН академик Валентин Пармон возглавит Научный совет по проблемам озера Байкал.



Объявлены победители всероссийского конкурса «Студент года-2017». В финал, который проходил в Крымском федеральном университете, попали около 200 участников из 62 субъектов РФ, сообщает пресс-служба Минобрнауки.



Денис Минкин назначен директором Национального исследовательского центра «Курчатовский институт». Согласно распоряжению главы правительства он будет работать на этом посту в течение пяти лет.



Программа образовательных кредитов продолжится с осени 2018 года, сообщила глава Минобрнауки Ольга Васильева, отвечая на вопросы студентов НИТУ «МИСиС». Министр напомнила о том, что в рамках программы по выдаче кредитов на образование в России, действующей с 2010 года, было получено свыше 10 тысяч кредитов.

Конференции


Международная научная конференция ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 2-6 апреля 2018 года.

Перечень научных конференций, симпозиумов, съездов, семинаров и школ, проводимых подведомственными ФАНО России организациями в 2017 году.

Вторая научно-практическая Открытая конференция Института системного программирования РАН имени Виктора Иванникова ISPRAS Open пройдет с 30 ноября по 1 Декабря 2017 г. в главном здании Российской академии наук. Ключевые темы – безопасность программного кода и технологии анализа массивов данных.

Текущие конкурсы


Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований, проводимый совместно федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и Японским фондом медицинских исследований.

Объявление об открытом публичном конкурсе на получение грантов Российского научного фонда по приоритетному направлению деятельности Российского научного фонда “Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами”.

Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований, проводимый Российским фондом фундаментальных исследований совместно с организациями - участниками Рамочной программы БРИКС в сфере науки, технологий и инноваций.

Конкурс проектов 2018 года организации российских и международных научных мероприятий, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований”.

Обзор стипендиальных программ DAAD для учебы и научных исследований в Германии на 2018/2019 учебный год.

Вакансии


17.11.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии рудных месторождений, петрографии минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН) объявляет конкурс на замещение вакантной должности...

03.11.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования и науки Санкт-Петербургский национальный исследовательский академический университет Российской академии наук объявляет конкурс на замещение следующих вакантных должностей...

27.10.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН) объявляет конкурс на замещение вакантных должностей...





опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии