Официально


Рособрнадзор запретил прием в Смоленский государственный институт искусств. Информация об этом опубликована на сайте ведомства.

Правительство упрощает порядок направления сведений для государственного учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения. Согласно постановлению, которое подписал премьер Д.Медведев, министерство разработает и утвердит требования к направлению форм сведений об означенных работах для их учета в единой государственной информационной системе.

Минобрнауки начало отбор вузов, на подготовительных отделениях которых осуществляется обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, на 2019/2020 учебный год. С условиями участия в конкурсе можно ознакомиться на сайте ведомства.

Утверждены общие объемы контрольных цифр приема по специальностями и направлениям для обучения в вузах за счет бюджетных ассигнований на 2019/20 учебный год.




Новости № 7(2018)

Регионы


В День российской науки в Санкт-Петербурге, в Доме ученых на Дворцовой набережной, состоялись очередные, уже 22-е по счету, Нобелевские чтения. Цель этих встреч - рассказать научной общественности о лауреатах Нобелевской премии за предыдущий год, сверить их результаты с достижениями российских ученых.

Московский педагогический государственный университет и Российская шахматная федерация договорились об обучении учителей школ технологиям преподавания шахмат. В церемонии подписания документа участвовали ректор МПГУ Алексей Лубков и президент Российской шахматной федерации Андрей Филатов.

В Белгородской государственной филармонии впервые прошла церемония вручения премии имени В.Г.Шухова. Лауреатов поздравил губернатор Евгений Савченко.

СНГ


Интердайджест


Крупнейшее в мире месторождение ртути обнаружено под вечной мерзлотой Арктики, и оно может обнажиться с изменением климата. С подробностями - Tech Times.

Пять основных психических заболеваний имеют общую генную активность в головном мозге. Новые данные получены в очередном масштабном исследовании. Об этом сообщает Sciencemag.org.

Витаминные и минеральные добавки стали неотъемлемой частью рациона половины взрослого населения США и других западных стран. В связи с этим встает вопрос, те ли добавки люди принимают, что им необходимы на самом деле, и необходимы ли они вообще?


Киев. 26 января убит и ограблен в покоях Киево-Печерской лавры Киевский митрополит Владимир. По имеющимся сведениям, к убийству причастны два монаха, пререкавшиеся с покойным митрополитом по поводу передачи всего имущества избранному всеми хозяйственному комитету лавры. Эти монахи привели хулиганов и сами обагрили свои руки в крови.
















Меняясь и меняя. Как развиваться университетам.
Образование
№ 44-45(2017)

03.11.2017

Традиционно в октябре НИУ ВШЭ собирает ученых, которые изучают процессы, происходящие в университетах России и других стран. Каждый раз в фокусе внимания участников оказывается одна из актуальных тем, связанных с развитием высшей школы. “Университеты, меняющие себя и мир” - так называлась прошедшая недавно VIII Международная конференция исследователей высшего образования.

Ключевые доклады и дискуссии были посвящены кругу вопросов, связанных с изменениями, происходящими в высшей школе: взаимодействию университетов с внешней средой, новым формам высшего образования, интеграции современных образовательных технологий в учебный процесс, восприятию студентами последствий различных трансформаций... Тон дискуссиям задавали пленарные доклады ведущих зарубежных исследователей в области высшего образования из США, Великобритании, Мексики, Австрии, Норвегии. Они не только давали глубокий анализ той или иной стороны жизни университета, той или иной проблемы высшей школы, но и предлагали вопросы, требующие дальнейшего изучения, что особенно важно для молодых ученых. А их на конференции было достаточно много.
- Проведение международной конференции на такую тему в Москве - признание того, что в России сформировалась достаточно большая группа исследователей университетов и рынков высшего образования, исследователей, работающих в рамках существующих в мире больших научных программ, - отметил ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов, открывая первое пленарное заседание. Коротко охарактеризовав особенности российской высшей школы - например, самая большая в мире доля студентов-заочников, сильное недофинансирование, серьезные проблемы с качеством образования, неудовлетворенность студентов, очень высокая специализация вузов, в советское время обслуживающих конкретные отрасли, подготовка специалистов для конкретных рабочих мест и т.д. - ректор подчеркнул, что все это накладывает отпечаток на академический рынок в стране. “Сегодня технологии меняются очень быстро, и, хотя существуют общественные группы, привязанные к старой системе, объективное развитие высшей школы идет по тем же линиям, тем же закономерностям, что и во всем мире”, - подчеркнул Я.Кузьминов. 
На конференцию приехали более 300 участников из 13 стран и 30 российских регионов. В этом году, по словам проректора НИУ ВШЭ Марины Юдкевич, было больше, чем раньше, докладов, основанных на реальных эмпирических исследованиях. Часть выступлений была посвящена сопоставительным исследованиям, сравнению университетов между собой. “Чтобы лучше понять свою систему образования, надо познакомиться с системами образования других стран”, - заметила проректор. Отбор состоялся довольно серьезный: на конференции в общей сложности прозвучало около 80 докладов, однако заявок было подано более 400. Научный руководитель Института развития образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин поздравил тех, чьи доклады были приняты, и предложил всем участникам вступать в недавно созданную в России Ассоциацию исследователей образования. Предыдущие семь конференций назывались конференциями Российской ассоциации исследователей высшего образования, но она была неформальной. Примерно полгода назад началась работа над созданием Ассоциации исследователей образования, и вот недавно она была зарегистрирована. Эта организация видит своей главной задачей налаживание научной коммуникации и помощь молодым ученым. Так что, возможно, в следующем году в Москве пройдет конференция исследователей уже не только высшего образования, но и школьного, а также дополнительного образования детей. 
Живой кейс
Первая тема пленарки имела “инновационный формат” - это был разбор “живого кейса” о НИУ ВШЭ в виде интервью, которое И.Фрумин провел с отцами-основателями “Вышки” - ректором Ярославом Кузьминовым и научным руководителем Евгением Ясиным. 
НИУ ВШЭ, которой в ноябре исполняется 25 лет, - государственный вуз, он возник почти с нуля, но за несколько лет стал одним из лучших российских университетов. Как ему это удалось? За счет каких ресурсов, какой стратегии? На примере НИУ ВШЭ было показано, как формировалась идентичность быстро развивающегося российского вуза. ВШЭ была создана, как написано в постановлении правительства, “на основе использования зарубежного опыта и результатов новейших исследований в области российской экономики”. Социальные науки в то время, по словам Я.Кузьминова, напоминали скорее теологию: на их основе рыночную экономику было строить невозможно, и в обществе существовал огромный спрос на людей, которые понимали бы законы ее развития. Е.Ясин заметил, что, создавая университет, они хотели “начать с начала - не забивая головы студентам марксизмом-ленинизмом, дать им знание современной зарубежной экономической науки”. 
В ходе “триалога” его участники называли слагаемые успешности ВШЭ. Проект университета был разработан группой ученых, по их внутреннему велению, а не по заказу (“то есть это была предпринимательская инициатива”, прокомментировал И.Фрумин). Реализацией проекта занимались ученые и политики внутри университета. ВШЭ никогда не решала узкоуниверситетских задач. “Мы рассматривали ВШЭ как инструмент развития страны, в которой живем, - заметил ректор. - Развивались как часть команды реформаторов в 1990-е, а в 2000-е стали крупнейшим мозговым центром”. 
- Таким образом, ВШЭ не вписывается в существующие рамки: его стратегия связана с трансформацией внешней среды, миссия организации лежит за пределами организации, - обобщил И.Фрумин.
Университет работал с властью, с широким кругом мыслящих людей. Его ресурс - сильные ученые и сильные студенты. Он не накапливал средства, а инвестировал в развитие. Сравнение показателей первых лет “Вышки” с нынешними выглядело весьма впечатляюще и убедительно.
Тема оказалась столь всеобъемлющей, что за отведенное время удалось ответить только на часть поставленных вопросов. И.Фрумин пообещал продолжить обсуждение этого кейса позже, уже вне рамок конференции, на специальном семинаре. 
Миссия выполнима
Взаимодействию университета и внешней среды был посвящен и следующий пленарный доклад. Атилла Пауситс из Австрии, занимающий должность директора Центра менеджмента образования и развития высшего образования Дунайского университета, назвал свое выступление “На пути к третьей миссии - университеты в переходный период”. Третья миссия связана с социальной активностью вуза. Проанализировав возможности взаимодействия университета с обществом и взгляды исследователей на это взаимодействие, ученый вышел на проблему, ждущую своего решения. Третья миссия приобретает все большее значение, она становится инструментом перемен, важным фактором диверсификации университетов (диверсификация - стратегическая ориентация на разнообразие и разностороннее развитие деятельности). Между тем единой концепции того, что это такое, не выработано. Анализ стратегий австрийских университетов показал, что нет даже общей терминологии - для обозначения одного и того же вида деятельности в рамках третьей миссии вузы используют разные слова. Существуют проблемы со сбором данных, со сравнимостью активности вузов... “Третья миссия” практически не учитывается в международных рейтингах. Наконец, в этой сфере нет контроля качества - “никто даже не говорит об этом”, заметил А.Пауситц. 
В России ситуация, кажется, немного другая, чем в Австрии: так, летом были объявлены результаты первого Национального рейтинга “Три миссии университетов”, где кроме традиционных образования и науки оценивалось также такое направление, как “Университет и общество”. Ведущие вузы отчитываются перед министерством по критериям, связанным с социальным взаимодействием. Но вопросов для исследователей все равно достаточно. Как записала потом одна из участниц конференции в “Фейсбуке”, “доклад профессора Пауситса заставил меня задуматься о многих непрямых эффектах университета, его влиянии на социально-экономическое развитие регионов и страны, а также на жизни его выпускников - мы не можем не то что измерить эти эффекты, но и назвать их полный список”. 
Горе одному?
Бьорн Стенсакер, профессор Департамента образования Университета Осло, продолжил тему того, как университеты реагируют на изменение окружения. “Среда заставляет университеты меняться. Мой тезис - университеты должны управлять средой”, - заявил профессор. Он проанализировал существующие сегодня объединения университетов, назвав эти объединения “динамичной средой для повышения потенциала, контроля и продуктивности”. В мире появляются новые рынки, все более сложные и рисковые, чем прежде, информации о них не хватает - неудивительно, что с усложнением среды университеты начали сопрягать усилия. Профессор выделил три этапа развития сотрудничества вузов: на первом - “коллаборация снизу”, когда сотрудничают ученые, на втором - университеты подписывают соглашение, но оно остается на бумаге. И только на третьей стадии вузы переходят к совместной практике. По словам Б.Стенсакера, это самое трудное, потому что у каждого университета свои традиции, которые не всегда согласуются с ценностями, заявленными в соглашении. Ассоциации университетов существуют как на национальном уровне, так и на международном. Объединение позволяет университетам не только успешнее справляться с вызовами быстро меняющейся среды, но и эффективнее воздействовать на нее самим. Профессор привел впечатляющий пример: Лига европейских исследовательских университетов (League of European Research Universities, LERU) существенно влияет на научную политику в Евросоюзе, на принятие решений в ЕС. Сейчас LERU получает 60-70% средств, выделяемых Евросоюзом на исследования. 
Учение в Сети
Значительная часть выступлений на конференции была посвящена развитию платформ электронного образования, в частности MOOC. Ключевой установочный доклад делал молодой ученый из США Рене Кизильчич. Он занимается исследованиями в Стэнфорде и на сегодняшний день является одним из ведущих аналитиков онлайн-образования в мире: результаты его исследований представлены в ведущих научных журналах, включая Science. А это огромная редкость для научных статей в сфере образования, как отметил И.Фрумин, представляя его участникам конференции. Он призвал молодых ученых на примере этого докладчика учиться находить объект для изучения и не бояться больших проблем и необычной постановки вопросов.
Как проходят онлайн-курсы люди из разных стран, как отличаются их результаты? Доклад Р.Кизильчича назывался “Как сделать онлайн-обучение доступным для всех”. Начал он с напоминания о том, что к 2030 году четыре из десяти профессий будут потеряны. И многие из оставшихся без работы людей пойдут получать онлайн-образование. Барьером на пути к успеху станут низкие навыки саморегулирования. Стратегии, приводящие к хорошим результатам, - целеполагание, планирование... Но недостаточно просто сообщить об этом обучаемым - нужно помочь им выработать соответствующие когнитивные стратегии. Ученый проанализировал факторы, влияющие на конечный результат онлайн-обучения. Если коротко, то формула успешности от Кизильчича звучит элементарно: доступ плюс поддержка. Но то и другое имеют множество вариантов и зависят от разных обстоятельств, что и дает темы для исследования. 
Сейчас большая часть онлайн-курсов разрабатывается в США. Большинство из них не идут в зачет образовательных кредитов (то есть не засчитываются вузами как прохождение соответствующего курса), но успешно освоивший их может получить сертификат. Крупные фирмы уже признают наличие таких сертификатов наряду с документами об образовании. Более того, в США, даже без аттестата об окончании школы, но имея сертификаты об окончании онлайн-курсов, можно пойти учиться дальше. 
Словом, для вузов наступило очень интересное время, считает Р.Кизильчич. Ведь развитие онлайн-платформ приводит к перестройке образования.
Наталия БУЛГАКОВА
Фото предоставлено оргкомитетом конференции 

 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Игры разумов. РНФ подключился к борьбе за научную грамотность.
“Не знать что-то не стыдно, стыдно не хотеть что-то знать”, - такими словами ведущий российский теоретик-кристаллограф Артем Оганов напутствовал москвичей, собравшихся в историческом особняке на Солянке, где находится Российский научный фонд (РНФ), чтобы проверить научность своих представлений о мире на “Открытой лабораторной”. /№ 7(2018)
Негатив в позитиве. Переход на эффективный контракт приносит нежданные плоды.
В 2012 году, как свидетельствует статистика, большинство россиян были согласны с тем, что качество образовательных и медицинских услуг, а также продуктивность научных исследований напрямую зависят от уровня заработной платы педагогов, врачей и ученых. Для его повышения ради общей пользы эксперты разработали модель эффективного контракта - нового трудового договора с этими специалистами... /№ 6(2018)
Новые одаренные. “Сириус” высвечивает таланты.
“Ребята умные, раскованные, позитивные, стремящиеся жить лучше здесь и сейчас”, - помощник Президента РФ, один из попечителей образовательного центра “Сириус” (Сочи) Андрей Фурсенко не жалел эпитетов, рисуя портрет продвинутых молодых современников. /№ 6(2018)

Новости


Клуб «1 июля» прокомментировал ответ Министерства образования и науки на «Письмо 400».



Первый форум Федерации российских и арабских университетов открылся 19 февраля в Бейруте под патронатом премьер-министра Ливана Саада Харири. Российскую делегацию возглавили министр образования и науки Ольга Васильева и президент Союза ректоров России, ректор МГУ имени М.В.Ломоносова Виктор Садовничий.



Участие студентов в различных формах аккредитации образовательной деятельности обсудили члены Общественного совета при Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, сообщает пресс-служба ведомства.



Заместитель министра образования и науки РФ Григорий Трубников посетил с визитом Париж, где принял участие в серии мероприятий, связанных с деятельностью Объединенного института ядерных исследований, Организации экономического сотрудничества и развития и ЮНЕСКО.



В стране отметили День российских студенческих отрядов. Во многих городах состоялись торжественные и массовые мероприятия: флешмобы, встречи членов студенческих отрядов с главами регионов, ветеранами движения, спортивные соревнования.



Комитет Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления поддержал проект ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в РФ» (в части совершенствования целевого обучения), внесенный правительством.

Госдума приняла в первом чтении проект закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» в части совершенствования деятельности государственных научных центров Российской Федерации». О том, как проходила процедура, рассказала пресс-служба думского комитета по образованию и науке.

Конференции


На территории национального парка “Бузулукский бор” в Оренбургской области прошла XXI совместная сессия Объединенного научного совета по фундаментальным географическим проблемам при Международной ассоциации академий наук и научного совета РАН по фундаментальным географическим проблемам, посвященная Году экологии в России и 100-летию отечественного заповедного дела.

Наша страна обладает крупнейшей в мире территорией и занимает четвертое место по площади пахотных земель. Казалось бы, области огромные, однако сельское хозяйство России сконцентрировано на ограниченной площади - с благоприятными климатическими условиями - и нагрузки на плодородные почвы настолько велики, что приводят к их деградации. Причина - в водной и ветровой эрозии, потерях гумуса и элементов питания, переуплотнении посевов и загрязнении.

Открытая конференция ИСП РАН имени В. П. Иванникова, ISPRAS Open 2017, обещает стать одним из самых познавательных событий осени в области системного программирования. Среди ключевых тем основной программы, заявленных ранее, - безопасность программного кода и технологии анализа массивов данных. Помимо этого в программе запланирован ряд отдельных докладов и встреч с зарубежными представителями ИТ-отрасли. Конференция пройдет с 30 ноября по 1 декабря 2017 г. в Москве.

Текущие конкурсы


Конкурс 2018 года на лучшие научные проекты по теме “Фундаментальные проблемы изучения и освоения Российской Арктики: природная и социальная среда” (“Арктика”)

извещает о проведении открытого конкурса на получение грантов СПбГМТУ

Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и городом Севастополь.

Конкурс проектов 2019 года фундаментальных научных исследований, проводимый совместно федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и Немецким научно-исследовательским сообществом

Программа аспирантских стипендий Топсе приглашает аспирантов, работающих в области гетерогенного катализа и смежных областях материаловедения, принять участие в ежегодном конкурсе на предоставление стипендии Топсе.

Вакансии


17.11.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии рудных месторождений, петрографии минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН) объявляет конкурс на замещение вакантной должности...

03.11.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования и науки Санкт-Петербургский национальный исследовательский академический университет Российской академии наук объявляет конкурс на замещение следующих вакантных должностей...

27.10.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН) объявляет конкурс на замещение вакантных должностей...





опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии