Официально


Подписано постановление Президиума РАН «О совершенствовании системы аспирантуры в Российской Федерации».



Департамент образования города Москвы преобразован в Департамент образования и науки.

Дмитрий Медведев подписал распоряжение о присуждении премий Правительства России в области образования за 2018 год.

Департамент образования города Москвы утвердил перечень организаций-получателей грантов из числа федеральных государственных вузов и научных учреждений.




Новости № 49(2018)

Регионы


Московский педагогический государственный университет открыл серию методических семинаров для учителей русского языка в ряде государств Ближнего Востока и Западной Европы.

Белгородский государственный технологический университет и Ферганский политехнический институт откроют российско-узбекский факультет. Он будет сформирован на базе обоих вузов

В Московском авиационном институте подведены итоги участия вуза в проекте “Университетские субботы”, который реализуется при поддержке Департамента образования города Москвы.

СНГ


Интердайджест


Пауки-скакуны вскармливают потомство “молоком”. Без этого чудодейственного секрета паучата погибают в первые десять дней жизни.

В преддверии II Международного саммита по вопросам генного редактирования человека, который недавно открылся в Гонконге, китайский ученый вызвал переполох, объявив о том, что ему удалось изменить геномы двух родившихся в ноябре девочек таким образом, что модификация перейдет к следующим поколениям.

Радиоуглеродный анализ ДНК “сибирского единорога” показал, что он вымер почти одновременно с заселением мест своего обитания людьми, но люди к этому не причастны.


Сообщают, что на оружейном заводе розыгрыш галош происходил между всеми рабочими, не выключая тех, кто выиграл галоши летом. Таким образом, один мог выиграть галоши и летом и теперь, а другой - ни тогда, ни теперь. Надо на следующие разы исключать тех, кто получил галоши в прежние розыгрыши, чтобы не было обидно оставшимся без галош.














По дороге к Луне. Какие школьники рискуют выбирать такие маршруты?
Образование
№ 52(2017)

29.12.2017




Про “Космический урок” мы заговорили первый раз, рассказывая о Томском государственном педагогическом университете (“Поиск” №48, 2017 г.). На самом деле эта инициатива родилась на год раньше, когда еще в сентябре 2016 года директор Института физики прочности и материаловедения СО РАН Сергей Псахье и советник генерального директора РКК “Энергия” Александр Чернявский встретились в старинном корпусе Томского государственного педагогического университета с ректором этого вуза Валерием Обуховым. Сергей Григорьевич как член Попечительского совета ТГПУ, хорошо зная уникальный потенциал и творческие возможности вуза, выразил уверенность в том, что именно этому коллективу будет под силу реализовать идеи РКК “Энергия” по привлечению внимания подрастающего поколения к истории, настоящему и перспективам развития космической отрасли. В ходе обсуждения участники дискуссии решили выйти за сложившиеся в космических державах мира традиционные рамки общения с детской аудиторией. Договорились разработать долгосрочную программу комплексных мероприятий, опирающихся на престиж российской космонавтики, направленную на осознание подрастающим поколением ключевой роли отечественного образования, науки и техники в современной цивилизации. 

Сформировали штаб инициативы, в состав которого вошли помимо участников встречи директор Департамента науки и высшего образования Томский области Николай Минаев, первый проректор ТГПУ Андрей Макаренко, руководитель ГТРК “Томск” Александр Деркунский, а также старший редактор отдела спецпроектов ГТРК “Томск” Петр Кондаков. На этапе становления нового дела его инициаторы регулярно (Александр Чернявский - дистанционно)  - до двух раз в неделю - встречались в “штаб-квартире”, кабинете ректора ТГПУ, вырабатывая концепцию инициативы, предлагая и обсуждая темы и план мероприятий, формулируя задания для рабочих групп. За реализацию заданий штаба по содержанию уроков, технологий их проведения и работу с детьми отвечает ТГПУ, за разработку сценария мероприятий - ГТРК, общий контроль и координацию осуществляет штаб. 
Инициатива, которую было решено назвать “Космический урок”, официально поддержана губернатором Томской области Сергеем Жвачкиным, генеральным директором РКК “Энергия” Владимиром Солнцевым, руководством “Роскосмоса”, ФАНО и СО РАН.
Почему урок? Это наиболее известная и общепринятая форма работы с детьми, которых хотят обучить и воспитать. Почему “космический”? Потому что используются возможности орбитальных космических станций. Но в отличие от аналогичных форм, распространенных в России и за рубежом, этот “Космический урок” не является частью какой-либо образовательной программы, а носит познавательный и воспитательный характер. За 2017 год проведено несколько таких уроков  на разных площадках страны, каждый - с участием космонавтов,  работающих на МКС.  Они общаются с детьми в режиме online (желающие могут посмотреть трансляции на сайтах www.energia.ru и www.cosmos.tspu.edu.ru). 
Очередной, пятый по счету, урок провели под Новый год в Королёве, в музее Космонавтики РКК “Энергия”. Впервые попав в мир уникальных подлинных спутников, космических аппаратов и орбитальных станций, спускаемых капсул и скафандров, хочется, забыв обо всем, долго ходить по огромному помещению, трогая все эти невероятные экспонаты, читая живо написанные подробные сопроводительные таблички к ним. Тем более возле приборов - предостережения:  “Кнопки не нажимать”,  значит, не макеты. Мы с коллегой даже удивились, почему присутствующая ребятня не разбежалась по просторному залу?! Ответ был: “Да это же в основном наши, из аэрокосмической школы города Королёв, они здесь все сто раз облазили”. 
Пятый урок начала ведущая ГТРК “Томск” Татьяна Клименко, первым делом представив всех участников. Ведь кроме собравшихся в Королёве москвичей на уроке в режиме телеконференции традиционно присутствовали ученики Томска и Томской области, а также смена образовательного центра “Сириус” (г. Сочи) и работающие  на МКС космонавты Александр Мисуркин и Антон Шкаплеров (на снимке). Урок вели сотрудники ТГПУ  Рустам Кононенко и Алексей Аржаник. В разработке урока принимала участие руководитель рабочей группы педагогов ТГПУ Юлия Богданова, которая также на нем присутствовала. Действуя согласованно, эта команда вместе с экспертами из РКК “Энергия” играючи разобрала тему “Электромагнитная среда обитания. Космическая связь” - с примерами, экспериментами, картинками и комментариями - так, что, посетив такой урок, ребенок наверняка запомнит и принципы действия современной системы телекоммуникаций, и роль в ее создании ученых и инженеров СССР и России.  Глубоко символично, что этот урок состоялся именно в Музее космонавтики. 60 лет назад благодаря достижениям наших соотечественников - великого конструктора Сергея Павловича Королёва и его коллег - началась космическая эра человечества - был запущен первый искусственный спутник Земли.
Я бы на месте учеников или их родителей от урока к уроку себе выписки делала, когда и какой вклад в нынешнюю цивилизацию совершили мои соотечественники, - полезная табличка бы появилась. Но и без нее дети вспомнили, когда А.Попов впервые продемонстрировал прибор для приема электромагнитных сигналов (1895 год), когда был запущен первый в мире спутник связи “Молния-1”, с помощью которого организовали, по сути, антенну-ретранслятор на расстоянии 35 тысяч километров от поверхности Земли. Потом спутники вошли в единую систему связи с приемно-передающими устройствами на Земле. У граждан нашей страны появилась возможность смотреть Центральное телевидение и использовать телефонию. Присутствующий на уроке эксперт,  советник генерального директора РКК “Энергия” Александр Чернявский, уточнил, что уже в 1964 году нашими учеными и инженерами (во главе с его отцом Григорием Чернявским, которым сын гордится) была создана первая в мире система персональной непосредственной спутниковой связи со спутниками “Стрела-1”. С помощью этой системы индивидуальные пользователи получали телеграфию на переносные приемники. И только через 20 лет в Международном реестре связи появился термин “мобильная связь”. А в 1967-м в стране возникла сеть спутникового телевидения “Орбита”. Это была так называемая региональная связь. Впервые она была опробована между Москвой и Дальним Востоком. Так что не с Запада пришли к нам эти достижения, а достались от советской космонавтики. 
Почему об этом надо рассказывать детям, а взрослым - напоминать? Вот как говорит об этом один из зачинателей “космических уроков”, членкор РАН Сергей Псахье, директор ИФПМ. 
- Напоминать надо потому, что, к сожалению, в мире сейчас стараются забыть, что сегодняшняя цивилизация сформирована в значительной степени советской, российской инженерной и научной школами. Это нисколько не умаляет заслуг ученых из других стран, но про своих надо знать. В Америке о своих все время напоминают, а мы? То ли не знаем, то ли стесняемся. А на каких примерах воспитывать у детей гордость за предков, желание быть их достойными потомками? Подобные уроки помогают еще и понять, где наше место в нынешней гонке технологий. За несколько лет происходят изменения, на которые раньше уходили столетия. Надо, чтобы наши дети в лицо знали не звезд шоу-бизнеса, а ученых, конструкторов и космонавтов, по полгода обитающих вдали от семей на МКС, - уверен С.Псахье.
Поразительно, но организаторам удалось сделать так, чтобы каждый урок вбирал в себя минимум двадцатиминутную связь с МКС. Казалось бы, у экипажа там тьма задач, порой домой с орбиты позвонить некогда (а можно, ибо есть та самая спутниковая связь), но космонавты выделяют время для общения с детьми! Проводят эксперименты, которые запоминаются навсегда, -  например, игра в пинг-понг шариком воды, отжимание в невесомости мокрой тряпки - отвечают на вопросы, как применить умные материалы в космосе, рассказывают о близящемся международном конкурсе “Сфера” студенческих команд по дистанционному управлению шарообразными роботами внутри МКС, посвящают ребят в детали проекта “Пробой”, что помогает бороться с метеоритной опасностью, то есть приглашают детей в соратники,  соучастники освоения космоса. Послушать эти разговоры учеников, космонавтов, экспертов - так человечество всерьез готовиться к освоению Луны, Марса, созданию поселений на других планетах.
Школьники прямо спрашивают главного специалиста по управлению полетами Виктора Благова: как будет выглядеть спутник будущего? А он, прежде чем ответить, уточняет про настоящее, про то, какую роль система глобальной связи имеет для космонавтики в целом. Вспоминает, какое значение имела для ее создания станция “Мир”, кивая головой в сторону зала, где она громоздится. 
- Такая связь появилась, когда на геостационарной орбите разместили три спутника (на высоте 36 000 км над Землей), и вращались они с той же угловой скоростью, что и планета. До этого у космонавтов на борту станции связь с Землей была 20 минут из полуторачасового витка вокруг планеты. В остальное время никакой информации нельзя было передать ни экипажу, ни от него нам, - вспоминает Виктор Дмитриевич. - Случись что - нельзя ни посоветоваться, ни прийти на помощь, взяв, допустим, управление на себя. А с 1986 года, когда система вошла в строй, у ЦУП  - круглосуточная связь с космонавтами. Длительность сеансов осталась та же -  что людей зря дергать, но возможность экстренных контактов здорово облегчила взаимодействие. А в будущем спутники станут более унифицированными, с широкими возможностями. И у нас такие проекты разрабатывались на так называемой универсальной  космической платформе. Прототип нашей организацией был создан, но не полетел. В 90-е годы стало не до него, да и вообще не до космоса -  мы с трудом выживали. К счастью, выжили и теперь можем заниматься тем, что стране требуется.
Вот эта горькая правда о судьбе российской космонавтики тоже нужна ребятам. Им надо понимать, что путь к настоящим звездам всегда состоит из многих шагов и тернист. В этом их убедил и рассказ Героя России, летчика-космонавта, руководителя летного Центра РКК “Энергия” Александра Калери. Он вспомнил, как рождался (из уважения к труду конструкторов, ученых, рабочих, инженеров) музей, в котором идет урок, что с 1963-го по 1996 годы это была совершенно закрытая экспозиция, а сейчас сюда могут прийти подростки и увидеть то, что составляет гордость их страны.
Удивительно, как много единомышленников всего за год привлекла идея “космических уроков”, лишь только инициаторы перешли от слов к поступкам, совместному труду. Знатоки своего дела, они и к детям открыты, и одновременно грамотно позиционируют космическую программу в обществе. У инициативы все больше сторонников и в Новосибирске, и в Сочи, и в столице - профессионалам хочется участвовать в благом действе. Не в бизнесе, а в деле - образовании и обучении детей. В зависимости от тематики к урокам охотно подключаются сотрудники институтов Сибирского отделения РАН, порой сообщая подросткам о самых последних своих работах. Благодаря ГТРК “Томск”, RT уроки через Интернет транслируют в социальные сети в реальном времени, смотреть можно по всему миру, хочешь -  сам задавай вопросы. Конечно, вести такой сетевой урок трудно -  есть задержки с передачей сигнала - но благодаря профессионализму команды справляются, и дети не теряют внимание. Более того, готовятся к уроку, стараясь быть на нем не просто “губкой” для информации. Например, на пятом уроке несколько групп учащихся предложили на суд экспертов и товарищей свои проекты. 
Мне запомнились ребята из гимназии №11 города Королёв, прошедшие образовательную “космическую” смену “Большие вызовы” в Сочи. Они теперь с гордостью, как в форму космонавта, облачаются в толстовки с надписью “Сириус”. Представляли свою разработку  - планетоход с шагающей системой передвижения для поверхности Марса - по очереди. Ученик гимназии Павел Семёнов рассказал, чем ценен транспортный модуль - портативность, высокая проходимость - а ученица Алиса Короткова объяснила, почему предпочли именно 8 опор (меньше - нет устойчивости, больше - управлять трудно, плюс распределение веса на восемь опор меньше травмирует грунт планеты). 
Эксперты прокомментировали: схема сложная, много элементов, и каждый способен отказывать. Насколько они ремонтопригодны? Явно надо тщательно отработать каждый, дистанционное управление всеми узлами, приводами с учетом того, что на Марсе низкое давление, обильная пыль. Но в целом идея интересная - дерзайте!
- Кстати, а как вы решаете вопрос стабилизации кабины, как в ней будет себя чувствовать экипаж? Укачать может людей, - конкретно озадачил ребят летчик-космонавт №73 Александр Калери. - И еще, вы задумывались, с чем мы придем в другие миры? Не просто за полезными ископаемыми, а с чем? Если с добром, любовью и хорошими намерениями, то сама природа должна способствовать нашему проникновению туда. А если с агрессией, то кому мы там нужны?
А эксперт Александр Чернявский, назвав ребят “коллегами” (“мы работаем на одном направлении, значит, коллеги”), настоятельно советовал прорабатывать следующие этапы - какие будут действия по отдельным элементам, по прототипу - и попросил не останавливаться на эскизном проекте.
Рядом с “сириусцами” оказались и ребята из той же 11-й гимназии Королёва, которые были в одной команде с ребятами из Томска, - совсем недавно они вернулись из Таиланда, где успешно участвовали в первом Чемпионате по робототехнике RoboCup Азиатско-Тихоокеанского региона. Там, кстати, россияне (студенты и школьники) очень хорошо себя проявили. Транспорт, макет которого был в руках одного из мальчишек, имеет полный привод, может ехать по линии, преодолевать сложную трассу - с горками, ямами, препятствиями - может принимать на борт условных жертв и отправлять их в зону эвакуации. 
Еще один проект представляли Андрей Дмитриев и Анастасия Игнатьева из аэрокосмического класса, который опекает РКК “Энергия”. Вместе со своим научным руководителем инженером летного центра РКК “Энергия” Ильёй Овчинниковым они занимаются доработкой передвижной лунной станции “Луна-25”. Цель - создание автоматического зонда для комплексных исследований на поверхности Луны в околополярной области. Пока “Луна-25” не имеет способности вернуться на Землю, а также у нее короткий срок действия. Конкретно Андрей разрабатывает для станции научную аппаратуру для контроля освещенности и давления, а Анастасия пытается, добавив станции дополнительные топливные баки и шасси, повысить ее маневренность и “научить” собирать лунный грунт для исследований. Провести свой эксперимент ребята намерены на южном полюсе Луны, в кратере Богуславского, поскольку он имеет наибольшее количество полезных ископаемых и располагает большими световыми точками, что позволяет планировать автономное получение энергии, а не только работать на запасенном с Земли топливе. 
А.Чернявский снова сказал, что пора переходить к материальной части, отработкам экспериментов, а В.Благов внес нотку скепсиса и одновременно надежды, напомнив, что из всех образцов, доставленных американцами на Землю с Луны и нашими автоматическими станциями, не удалось обнаружить никаких новых элементов. Так что, вероятно, ни с чем неожиданным столкнуться не удастся, хотя исключением может стать гелий-3. Спорный элемент, но если наладить его доставку на Землю и освоить термояд, что еще не сделано, миру обеспечено светлое будущее: считается, что одна тонна гелия-3 на год “закроет” энергопотребление всей России. 
- Так что дерзайте, учитесь и приходите: ваши работы нам пригодятся уже потому, что Ракетно-космическая корпорация уделяет много внимания созданию сложных робототехнических систем - сказал В.Благов. 
- А еще нам нужны кадры, причем, не только инженерные, но и рабочие, - дополнил коллегу заместитель генерального директора РКК “Энергия” по персоналу Михаил Комаров. - Но рабочие, техники не обычные, а хорошо подготовленные, умеющие управлять роботизированными комплексами.
Закончился урок классически: дети получили домашнее задание на период после каникул. Мол, отдохните, а потом...
- После 15 января приходите на известные вам сайты (https//:www.energia.ru и https//:www.cosmos.tspu.edu.ru), где появится баннер для школьников, пригласил всех А.Чернявский. - Это путь к вашей мечте - космическому эксперименту на МКС! Кликнув на этот баннер, вы прочтете, как к такому эксперименту следует готовиться. Подготовитесь - присылайте свои заявки и предложения. Будем ждать, а пока с наступающим Новым годом, коллеги! 
 Елизавета ПОНАРИНА
Фото Николая СТЕПАНЕНКОВА
На снимках: Алексндр Чернявский  и Рустам Кононенко, Виктор Благов, космонавты Александр Мисуркин и Антон Шкаплеров.

 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

С видом на расцвет. Как развиваться университетским городам.
В XXI веке изменения молниеносны, а вызовы глобальны. Сможет ли такая консервативная отрасль, как высшее образование, устоять на ветру перемен, а университетский город - удержаться под напором студентификации? /№ 49(2018)
Внимание: тренд! Время растить инженеров-новаторов.
Университеты и работодатели бьют тревогу: Болонская система образования в России приводит к дефициту инженерных специальностей. Если ничего не менять, со временем кадровый голод будет только возрастать. /№ 49(2018)
Про завтра и вчера. Фундаментальность - основа высшего образования.
В конце ноября математики собрались в РУДН на 5-ю Международную конференцию “Функциональные пространства. Дифференциальные операторы. Проблемы математического образования”, посвященную 95-летию со дня рождения члена-корреспондента РАН Л.Д.Кудрявцева, академика Европейской академии наук. /№ 49(2018)

Новости


Вице-президент РАН Алексей Хохлов сообщил о том, что состоялась его встреча с руководителем московского Департамента образования и науки Исааком Калиной. «Мы договорились о преемственности и активизации работы по основным направлениям сотрудничества Правительства Москвы и Российской академии наук, определенных соглашением, подписанным в апреле этого года С.Собяниным и А.Сергеевым», - написал на своей странице в Facebook академик.



Сформированный недавно федеральный перечень школьных учебников может привести к снижению качества образования, поскольку по большей части составлен из прошлогодних изданий. Сам процесс формирования вызывает опасения, поскольку повлечет за собой дальнейшую монополизацию рынка, заявила ТАСС пресс-служба корпорации «Российский учебник».



Руководители профильных министерств России и Германии подписали «Дорожную карту сотрудничества в области образования, науки, научных исследований и инноваций» в ходе рабочего визита министра образования и научных исследований Германии Ани Карличек в Россию, сообщает пресс-служба Минобрнауки.



Российская академия наук в три раза сократила количество исследовательских тем по итогам оценки отчетов о выполнении планов научных исследований за 2017 год, сообщил министр науки и высшего образования Михаил Котюков в интервью телеканалу НТВ.



Студенты, преподаватели и управленцы оценили эффективность применения информационных технологий в образовательной, научной и административной деятельности вузов. Социологическое исследование было проведено в рамках проекта федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса».

Российская наука и образование нуждаются в большем финансировании, а аспирантуре необходимо вернуть престиж, заявил председатель Комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов на дискуссионной площадке «Качество жизни» съезда «Единой России», сообщает пресс-служба профильного комитета ГД.

Улучшение качества российских научных журналов будет способствовать повышению активности публикаций на их страницах и росту престижа эти изданий в мире, заявил ТАСС президент РАН Александр Сергеев, принимающий участие в неделе Нобелевских торжеств в Стокгольме по приглашению нобелевского лауреата по физике Жерара Муру.

Конференции


22 ноября ИСП РАН им. В.П. Иванникова в рамках своей Открытой конференции, посвященной 70-летию отечественного ИТ-сектора, заключил соглашение с АО «НПО РусБИТех» о продаже лицензии на статический анализатор Svace и динамический анализатор Crusher. Сделка позволит предприятию-разработчику отечественной сертифицированной операционной системы Astra Linux обнаруживать ошибки кода на ранних стадиях и повысить доверие к безопасности своей платформы, используемой в государственных и коммерческих информационных системах, в том числе в критически важных секторах экономики.

22-23 ноября в здании Президиума Российской академии наук прошла Открытая конференция ИСП РАН им. В.П.Иванникова, посвященная 70-летию российского ИТ-сектора. На ней обсудили проекты и технологии, имеющие глобальное значение.

Международная научная конференция ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 2-4 апреля 2019 года, Калининград, Балтийский федеральный университет

Текущие конкурсы


Pегиональный конкурс проектов фундаментальных научных исследований

Региональный конкурс проектов фундаментальных научных исследований, выполняемых молодыми учеными

Конкурс на лучшие научные проекты фундаментальных исследований

Конкурс работ, представляемых на соискание премий Правительства Российской Федерации 2019 года в области науки и техники для молодых ученых.

Конкурс работ, представляемых на соискание премий Правительства Российской Федерации 2019 года в области науки и техники.

Вакансии


14.09.2018
ФГБУН Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН)объявляет конкурс на замещение вакантных должностей

13.04.2018
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования “Московский физико-технический институт (государственный университет)” объявляет конкурс на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу

02.03.2018
объявляет конкурс на замещение вакантных должностей:


опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии