Официально


Минобрнауки разрешило заключение договоров о безвозмездном отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности гражданского назначения на условиях, предусмотренных пунктом 18 (1) Правил осуществления государственными заказчиками управления правами РФ на результаты интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 марта 2012 г. №233 по установленному перечню.



Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение о внесении в Госдуму законопроекта, цель которого - закрепление обязательного учета сведений о независимой оценке качества подготовки студентов при государственной аккредитации образовательной деятельности.

Рабочая группа комитета Госдумы по образованию и науке подготовила компромиссные поправки в проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в РФ» в части изучения родного языка из числа языков народов России и государственных языков республик, находящихся в составе РФ.

Правительство одобрило и внесло в Госдуму законопроект «О внесении изменения в статью 92 ФЗ «Об образовании в РФ». В случае его принятия учет сведений о независимой оценке качества подготовки студентов станет обязательным при государственной аккредитации образовательной деятельности.




Новости № 23(2018)

Регионы


Ректор Тольяттинского госуниверситета Михаил Криштал и президент Университета г. Шаосин (Китай) Цзяньли Ван подписали соглашение о создании в опорном ТГУ Академии каллиграфии “Ланьтин”.

В Северо-Кавказском горно-металлургическом институте прошел восьмой Республиканский конкурс научно-исследовательских работ студентов вузов РСО-Алания на соискание премии имени Тазарета Дедегкаева.

Состоялось совместное заседание ученых советов Воронежского госуниверситета и Воронежского государственного медицинского университета имени Н.Н.Бурденко, приуроченное к столетию вузов, в ходе которого ректоры подписали соглашение о сотрудничестве.

СНГ


Интердайджест


Исследователи из больницы Святого Михаила (St. Michael’s Hospital) и Университета Торонто (University of Toronto) в Канаде установили, что витаминные и минеральные добавки в качестве средств профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, инфаркта, инсульта и преждевременной смерти неэффективны.

Стали известны имена лауреатов престижной премии Кавли 2018 года: это семь ученых из пяти стран - астрофизики, молекулярные биологи и нейробиологи.

Японские кардиохирурги из Университета Осаки (Osaka University) отныне могут лечить людей с сердечной недостаточностью с использованием клеток, полученных авангардным методом перепрограммирования.


11 июня под руководством Вилькицкого отправляется экспедиция, организованная главным гидрографическим управлением морского комиссариата для производства новых исследований на великом северном пути. Экспедиция отправляется к берегам Малой Земли. В нее вошли суда “Вайгач”, “Калгуев” и “Харитон Лаптев”. Впервые в экспедиции примут участие воздушные аппараты “Илья Муромец” и гидроаэропланы для производства разведок. На этих аппаратах установлены радиостанции.


















По дороге к Луне. Какие школьники рискуют выбирать такие маршруты?
Образование
№ 52(2017)

29.12.2017




Про “Космический урок” мы заговорили первый раз, рассказывая о Томском государственном педагогическом университете (“Поиск” №48, 2017 г.). На самом деле эта инициатива родилась на год раньше, когда еще в сентябре 2016 года директор Института физики прочности и материаловедения СО РАН Сергей Псахье и советник генерального директора РКК “Энергия” Александр Чернявский встретились в старинном корпусе Томского государственного педагогического университета с ректором этого вуза Валерием Обуховым. Сергей Григорьевич как член Попечительского совета ТГПУ, хорошо зная уникальный потенциал и творческие возможности вуза, выразил уверенность в том, что именно этому коллективу будет под силу реализовать идеи РКК “Энергия” по привлечению внимания подрастающего поколения к истории, настоящему и перспективам развития космической отрасли. В ходе обсуждения участники дискуссии решили выйти за сложившиеся в космических державах мира традиционные рамки общения с детской аудиторией. Договорились разработать долгосрочную программу комплексных мероприятий, опирающихся на престиж российской космонавтики, направленную на осознание подрастающим поколением ключевой роли отечественного образования, науки и техники в современной цивилизации. 

Сформировали штаб инициативы, в состав которого вошли помимо участников встречи директор Департамента науки и высшего образования Томский области Николай Минаев, первый проректор ТГПУ Андрей Макаренко, руководитель ГТРК “Томск” Александр Деркунский, а также старший редактор отдела спецпроектов ГТРК “Томск” Петр Кондаков. На этапе становления нового дела его инициаторы регулярно (Александр Чернявский - дистанционно)  - до двух раз в неделю - встречались в “штаб-квартире”, кабинете ректора ТГПУ, вырабатывая концепцию инициативы, предлагая и обсуждая темы и план мероприятий, формулируя задания для рабочих групп. За реализацию заданий штаба по содержанию уроков, технологий их проведения и работу с детьми отвечает ТГПУ, за разработку сценария мероприятий - ГТРК, общий контроль и координацию осуществляет штаб. 
Инициатива, которую было решено назвать “Космический урок”, официально поддержана губернатором Томской области Сергеем Жвачкиным, генеральным директором РКК “Энергия” Владимиром Солнцевым, руководством “Роскосмоса”, ФАНО и СО РАН.
Почему урок? Это наиболее известная и общепринятая форма работы с детьми, которых хотят обучить и воспитать. Почему “космический”? Потому что используются возможности орбитальных космических станций. Но в отличие от аналогичных форм, распространенных в России и за рубежом, этот “Космический урок” не является частью какой-либо образовательной программы, а носит познавательный и воспитательный характер. За 2017 год проведено несколько таких уроков  на разных площадках страны, каждый - с участием космонавтов,  работающих на МКС.  Они общаются с детьми в режиме online (желающие могут посмотреть трансляции на сайтах www.energia.ru и www.cosmos.tspu.edu.ru). 
Очередной, пятый по счету, урок провели под Новый год в Королёве, в музее Космонавтики РКК “Энергия”. Впервые попав в мир уникальных подлинных спутников, космических аппаратов и орбитальных станций, спускаемых капсул и скафандров, хочется, забыв обо всем, долго ходить по огромному помещению, трогая все эти невероятные экспонаты, читая живо написанные подробные сопроводительные таблички к ним. Тем более возле приборов - предостережения:  “Кнопки не нажимать”,  значит, не макеты. Мы с коллегой даже удивились, почему присутствующая ребятня не разбежалась по просторному залу?! Ответ был: “Да это же в основном наши, из аэрокосмической школы города Королёв, они здесь все сто раз облазили”. 
Пятый урок начала ведущая ГТРК “Томск” Татьяна Клименко, первым делом представив всех участников. Ведь кроме собравшихся в Королёве москвичей на уроке в режиме телеконференции традиционно присутствовали ученики Томска и Томской области, а также смена образовательного центра “Сириус” (г. Сочи) и работающие  на МКС космонавты Александр Мисуркин и Антон Шкаплеров (на снимке). Урок вели сотрудники ТГПУ  Рустам Кононенко и Алексей Аржаник. В разработке урока принимала участие руководитель рабочей группы педагогов ТГПУ Юлия Богданова, которая также на нем присутствовала. Действуя согласованно, эта команда вместе с экспертами из РКК “Энергия” играючи разобрала тему “Электромагнитная среда обитания. Космическая связь” - с примерами, экспериментами, картинками и комментариями - так, что, посетив такой урок, ребенок наверняка запомнит и принципы действия современной системы телекоммуникаций, и роль в ее создании ученых и инженеров СССР и России.  Глубоко символично, что этот урок состоялся именно в Музее космонавтики. 60 лет назад благодаря достижениям наших соотечественников - великого конструктора Сергея Павловича Королёва и его коллег - началась космическая эра человечества - был запущен первый искусственный спутник Земли.
Я бы на месте учеников или их родителей от урока к уроку себе выписки делала, когда и какой вклад в нынешнюю цивилизацию совершили мои соотечественники, - полезная табличка бы появилась. Но и без нее дети вспомнили, когда А.Попов впервые продемонстрировал прибор для приема электромагнитных сигналов (1895 год), когда был запущен первый в мире спутник связи “Молния-1”, с помощью которого организовали, по сути, антенну-ретранслятор на расстоянии 35 тысяч километров от поверхности Земли. Потом спутники вошли в единую систему связи с приемно-передающими устройствами на Земле. У граждан нашей страны появилась возможность смотреть Центральное телевидение и использовать телефонию. Присутствующий на уроке эксперт,  советник генерального директора РКК “Энергия” Александр Чернявский, уточнил, что уже в 1964 году нашими учеными и инженерами (во главе с его отцом Григорием Чернявским, которым сын гордится) была создана первая в мире система персональной непосредственной спутниковой связи со спутниками “Стрела-1”. С помощью этой системы индивидуальные пользователи получали телеграфию на переносные приемники. И только через 20 лет в Международном реестре связи появился термин “мобильная связь”. А в 1967-м в стране возникла сеть спутникового телевидения “Орбита”. Это была так называемая региональная связь. Впервые она была опробована между Москвой и Дальним Востоком. Так что не с Запада пришли к нам эти достижения, а достались от советской космонавтики. 
Почему об этом надо рассказывать детям, а взрослым - напоминать? Вот как говорит об этом один из зачинателей “космических уроков”, членкор РАН Сергей Псахье, директор ИФПМ. 
- Напоминать надо потому, что, к сожалению, в мире сейчас стараются забыть, что сегодняшняя цивилизация сформирована в значительной степени советской, российской инженерной и научной школами. Это нисколько не умаляет заслуг ученых из других стран, но про своих надо знать. В Америке о своих все время напоминают, а мы? То ли не знаем, то ли стесняемся. А на каких примерах воспитывать у детей гордость за предков, желание быть их достойными потомками? Подобные уроки помогают еще и понять, где наше место в нынешней гонке технологий. За несколько лет происходят изменения, на которые раньше уходили столетия. Надо, чтобы наши дети в лицо знали не звезд шоу-бизнеса, а ученых, конструкторов и космонавтов, по полгода обитающих вдали от семей на МКС, - уверен С.Псахье.
Поразительно, но организаторам удалось сделать так, чтобы каждый урок вбирал в себя минимум двадцатиминутную связь с МКС. Казалось бы, у экипажа там тьма задач, порой домой с орбиты позвонить некогда (а можно, ибо есть та самая спутниковая связь), но космонавты выделяют время для общения с детьми! Проводят эксперименты, которые запоминаются навсегда, -  например, игра в пинг-понг шариком воды, отжимание в невесомости мокрой тряпки - отвечают на вопросы, как применить умные материалы в космосе, рассказывают о близящемся международном конкурсе “Сфера” студенческих команд по дистанционному управлению шарообразными роботами внутри МКС, посвящают ребят в детали проекта “Пробой”, что помогает бороться с метеоритной опасностью, то есть приглашают детей в соратники,  соучастники освоения космоса. Послушать эти разговоры учеников, космонавтов, экспертов - так человечество всерьез готовиться к освоению Луны, Марса, созданию поселений на других планетах.
Школьники прямо спрашивают главного специалиста по управлению полетами Виктора Благова: как будет выглядеть спутник будущего? А он, прежде чем ответить, уточняет про настоящее, про то, какую роль система глобальной связи имеет для космонавтики в целом. Вспоминает, какое значение имела для ее создания станция “Мир”, кивая головой в сторону зала, где она громоздится. 
- Такая связь появилась, когда на геостационарной орбите разместили три спутника (на высоте 36 000 км над Землей), и вращались они с той же угловой скоростью, что и планета. До этого у космонавтов на борту станции связь с Землей была 20 минут из полуторачасового витка вокруг планеты. В остальное время никакой информации нельзя было передать ни экипажу, ни от него нам, - вспоминает Виктор Дмитриевич. - Случись что - нельзя ни посоветоваться, ни прийти на помощь, взяв, допустим, управление на себя. А с 1986 года, когда система вошла в строй, у ЦУП  - круглосуточная связь с космонавтами. Длительность сеансов осталась та же -  что людей зря дергать, но возможность экстренных контактов здорово облегчила взаимодействие. А в будущем спутники станут более унифицированными, с широкими возможностями. И у нас такие проекты разрабатывались на так называемой универсальной  космической платформе. Прототип нашей организацией был создан, но не полетел. В 90-е годы стало не до него, да и вообще не до космоса -  мы с трудом выживали. К счастью, выжили и теперь можем заниматься тем, что стране требуется.
Вот эта горькая правда о судьбе российской космонавтики тоже нужна ребятам. Им надо понимать, что путь к настоящим звездам всегда состоит из многих шагов и тернист. В этом их убедил и рассказ Героя России, летчика-космонавта, руководителя летного Центра РКК “Энергия” Александра Калери. Он вспомнил, как рождался (из уважения к труду конструкторов, ученых, рабочих, инженеров) музей, в котором идет урок, что с 1963-го по 1996 годы это была совершенно закрытая экспозиция, а сейчас сюда могут прийти подростки и увидеть то, что составляет гордость их страны.
Удивительно, как много единомышленников всего за год привлекла идея “космических уроков”, лишь только инициаторы перешли от слов к поступкам, совместному труду. Знатоки своего дела, они и к детям открыты, и одновременно грамотно позиционируют космическую программу в обществе. У инициативы все больше сторонников и в Новосибирске, и в Сочи, и в столице - профессионалам хочется участвовать в благом действе. Не в бизнесе, а в деле - образовании и обучении детей. В зависимости от тематики к урокам охотно подключаются сотрудники институтов Сибирского отделения РАН, порой сообщая подросткам о самых последних своих работах. Благодаря ГТРК “Томск”, RT уроки через Интернет транслируют в социальные сети в реальном времени, смотреть можно по всему миру, хочешь -  сам задавай вопросы. Конечно, вести такой сетевой урок трудно -  есть задержки с передачей сигнала - но благодаря профессионализму команды справляются, и дети не теряют внимание. Более того, готовятся к уроку, стараясь быть на нем не просто “губкой” для информации. Например, на пятом уроке несколько групп учащихся предложили на суд экспертов и товарищей свои проекты. 
Мне запомнились ребята из гимназии №11 города Королёв, прошедшие образовательную “космическую” смену “Большие вызовы” в Сочи. Они теперь с гордостью, как в форму космонавта, облачаются в толстовки с надписью “Сириус”. Представляли свою разработку  - планетоход с шагающей системой передвижения для поверхности Марса - по очереди. Ученик гимназии Павел Семёнов рассказал, чем ценен транспортный модуль - портативность, высокая проходимость - а ученица Алиса Короткова объяснила, почему предпочли именно 8 опор (меньше - нет устойчивости, больше - управлять трудно, плюс распределение веса на восемь опор меньше травмирует грунт планеты). 
Эксперты прокомментировали: схема сложная, много элементов, и каждый способен отказывать. Насколько они ремонтопригодны? Явно надо тщательно отработать каждый, дистанционное управление всеми узлами, приводами с учетом того, что на Марсе низкое давление, обильная пыль. Но в целом идея интересная - дерзайте!
- Кстати, а как вы решаете вопрос стабилизации кабины, как в ней будет себя чувствовать экипаж? Укачать может людей, - конкретно озадачил ребят летчик-космонавт №73 Александр Калери. - И еще, вы задумывались, с чем мы придем в другие миры? Не просто за полезными ископаемыми, а с чем? Если с добром, любовью и хорошими намерениями, то сама природа должна способствовать нашему проникновению туда. А если с агрессией, то кому мы там нужны?
А эксперт Александр Чернявский, назвав ребят “коллегами” (“мы работаем на одном направлении, значит, коллеги”), настоятельно советовал прорабатывать следующие этапы - какие будут действия по отдельным элементам, по прототипу - и попросил не останавливаться на эскизном проекте.
Рядом с “сириусцами” оказались и ребята из той же 11-й гимназии Королёва, которые были в одной команде с ребятами из Томска, - совсем недавно они вернулись из Таиланда, где успешно участвовали в первом Чемпионате по робототехнике RoboCup Азиатско-Тихоокеанского региона. Там, кстати, россияне (студенты и школьники) очень хорошо себя проявили. Транспорт, макет которого был в руках одного из мальчишек, имеет полный привод, может ехать по линии, преодолевать сложную трассу - с горками, ямами, препятствиями - может принимать на борт условных жертв и отправлять их в зону эвакуации. 
Еще один проект представляли Андрей Дмитриев и Анастасия Игнатьева из аэрокосмического класса, который опекает РКК “Энергия”. Вместе со своим научным руководителем инженером летного центра РКК “Энергия” Ильёй Овчинниковым они занимаются доработкой передвижной лунной станции “Луна-25”. Цель - создание автоматического зонда для комплексных исследований на поверхности Луны в околополярной области. Пока “Луна-25” не имеет способности вернуться на Землю, а также у нее короткий срок действия. Конкретно Андрей разрабатывает для станции научную аппаратуру для контроля освещенности и давления, а Анастасия пытается, добавив станции дополнительные топливные баки и шасси, повысить ее маневренность и “научить” собирать лунный грунт для исследований. Провести свой эксперимент ребята намерены на южном полюсе Луны, в кратере Богуславского, поскольку он имеет наибольшее количество полезных ископаемых и располагает большими световыми точками, что позволяет планировать автономное получение энергии, а не только работать на запасенном с Земли топливе. 
А.Чернявский снова сказал, что пора переходить к материальной части, отработкам экспериментов, а В.Благов внес нотку скепсиса и одновременно надежды, напомнив, что из всех образцов, доставленных американцами на Землю с Луны и нашими автоматическими станциями, не удалось обнаружить никаких новых элементов. Так что, вероятно, ни с чем неожиданным столкнуться не удастся, хотя исключением может стать гелий-3. Спорный элемент, но если наладить его доставку на Землю и освоить термояд, что еще не сделано, миру обеспечено светлое будущее: считается, что одна тонна гелия-3 на год “закроет” энергопотребление всей России. 
- Так что дерзайте, учитесь и приходите: ваши работы нам пригодятся уже потому, что Ракетно-космическая корпорация уделяет много внимания созданию сложных робототехнических систем - сказал В.Благов. 
- А еще нам нужны кадры, причем, не только инженерные, но и рабочие, - дополнил коллегу заместитель генерального директора РКК “Энергия” по персоналу Михаил Комаров. - Но рабочие, техники не обычные, а хорошо подготовленные, умеющие управлять роботизированными комплексами.
Закончился урок классически: дети получили домашнее задание на период после каникул. Мол, отдохните, а потом...
- После 15 января приходите на известные вам сайты (https//:www.energia.ru и https//:www.cosmos.tspu.edu.ru), где появится баннер для школьников, пригласил всех А.Чернявский. - Это путь к вашей мечте - космическому эксперименту на МКС! Кликнув на этот баннер, вы прочтете, как к такому эксперименту следует готовиться. Подготовитесь - присылайте свои заявки и предложения. Будем ждать, а пока с наступающим Новым годом, коллеги! 
 Елизавета ПОНАРИНА
Фото Николая СТЕПАНЕНКОВА
На снимках: Алексндр Чернявский  и Рустам Кононенко, Виктор Благов, космонавты Александр Мисуркин и Антон Шкаплеров.

 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Как равные с равным. Студенты озадачили президента РАН.
Стремятся ли сегодня лучшие выпускники школ и студенты сделать карьеру исследователя? Как старшие товарищи, влияющие на научную политику в стране, могут помочь талантливым ребятам, выбравшим эту нелегкую стезю? Эти вопросы обсуждались на встрече президента Российской академии наук Александра Сергеева с представителями клуба “Российские интеллектуальные ресурсы”. /№ 23(2018)
Защитная реакция. Вузы приготовились к самостоятельному присуждению степеней.
В Санкт-Петербургском государственном университете (СПбГУ) состоялся семинар на тему “Присуждение ученых степеней по собственным правилам: модель и опыт СПбГУ”. Участие в мероприятии приняли представители более чем 20 ведущих вузов из Москвы, Томска, Казани, Новосибирска и других городов России. /№ 23(2018)
Язык доведет. Будущие русисты пройдут практику за рубежом.
Россотрудничество и Государственный институт русского языка им. А.С.Пушкина (Институт русского языка) объявили о запуске совместного проекта “Магистры русского языка”, предусматривающего углубленную подготовку и стажировку за рубежом лучших студентов вузов, обучающихся по программе “Русский язык как иностранный”. /№ 23(2018)

Новости


Российский археолог доктор исторических наук, профессор Василий Любин, который 13 января отметил 100-летие, скончался в Санкт-Петербурге, сообщила пресс-служба Института истории материальной культуры РАН, где работал ученый.



Комитет Госдумы по образованию и науке проголосовал за свою редакцию поправки к закону о РАН, предложенной правительством.



Более 50 стран станут участниками Московского международного форума «Город образования», который пройдет с 30 августа по 2 сентября на ВДНХ. В этом году Москва ожидает на его площадке 100 тысяч гостей и посетителей, 200 ведущих российских и международных экспертов, 100 компаний-экспонентов.



Президент Российской академии наук Александр Сергеев заявил, что в 2018 году РАН может открыть свое представительство во Франции. На первом этапе оно будет работать в стенах Французской академии наук, а возглавит его один из членов РАН.

Вице-премьер Татьяна Голикова встретилась с заместителем премьера Госсовета КНР Сунь Чуньлань, которая прибыла во главе китайской делегации для участия в церемонии открытия Чемпионата мира по футболу.

Модель аспирантуры необходимо усовершенствовать, заявил ректор Российского университета дружбы народов, председатель ВАК Владимир Филиппов в ходе круглого стола «Актуальное законодательство обеспечения научной и образовательной деятельности». Об этом сообщил федеральный портал «Российское образование».

В Фундаментальной библиотеке МГУ состоялась встреча студентов Московского университета с легендами мирового футбола: экс-полузащитником нашей сборной Валерием Карпиным, автором победного гола сборной Германии в финале Чемпионата мира 1990 года Андреасом Бреме и чемпионом мира 2010 года испанским вратарем Икером Касильясом.

Конференции


Шесть дней - с 29 мая по 3 июня - продлится II Международная научно-практическая конференция «Игровая культура современного детства». И если первый день пройдет в формате привычных докладов и лекций, то остальные пять станут экспериментом. На площадках интерактивного фестиваля «Да-Игра!» ученые в области детской психологии и педагогики проведут мастер-классы и открытые лекции для специалистов и родителей.

II Всероссийская научно-практическая конференция “Совершенствование системы взаимодействия Российского фонда фундаментальных исследований и субъектов Российской Федерации в вопросах проведения региональных и молодежных конкурсов”

Пятая конференция разработчиков российских операционных платформ «OS DAY. Надежность» состоится 17-18 мая 2018 г. в Москве, в главном здании Российской академии наук. Основной темой для обсуждения среди теоретиков и практиков системного программирования и разработки ОС станет вопрос надежности. Участники рассмотрят методы проектирования и разработки надежных платформ, инструментальные средства обеспечения надежности программно-аппаратных систем как на этапе разработки, так и на этапе эксплуатации.

Текущие конкурсы


Международный научный фонд экономических исследований академика Н.П.Федоренко (МНФЭИ) объявляет конкурсы 2018 года

Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” совместно с субъектами Российской Федерации

Конкурс проектов 2018 года междисциплинарных фундаментальных научных исследований, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” совместно с субъектами Российской Федерации

Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований, выполняемых молодыми учеными, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” совместно с администрацией Волгоградской области

Конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований по теме “История Евразии в материальных памятниках древности: традиции и современные подходы в археологических исследованиях” (“Древности”)

Вакансии


13.04.2018
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования “Московский физико-технический институт (государственный университет)” объявляет конкурс на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу

02.03.2018
объявляет конкурс на замещение вакантных должностей:

17.11.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии рудных месторождений, петрографии минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН) объявляет конкурс на замещение вакантной должности...




опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии