Официально


Минобрнауки начало отбор вузов, на подготовительных отделениях которых осуществляется обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, на 2019/2020 учебный год. С условиями участия в конкурсе можно ознакомиться на сайте ведомства.

Утверждены общие объемы контрольных цифр приема по специальностями и направлениям для обучения в вузах за счет бюджетных ассигнований на 2019/20 учебный год.

Минобрнауки ликвидировало филиалы Московского технологического университета в Сергиевом Посаде и Серпухове.

ФАНО опубликовало приказ об утверждении перечня должностей в подведомственных организациях, при назначении на которые (и при замещении которых) работники обязаны представлять сведения о своих (а также супруги (супруга) и несовершеннолетних детей) доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.




Новости № 7(2018)

Регионы


СНГ


Интердайджест


















Сценарии с маневром. Эксперты предлагают разные пути развития образования.
Образование
№ 5(2018)

02.02.2018



“Тренды образования: вызовы, ожидания, реальность” - одна из самых интересных для научно-образовательного сообщества сессий недавно прошедшего в Москве Гайдаровского форума. Разговор шел о том, какие изменения ждут систему образования в ближайшие годы и насколько общество и государство к этому готовы.
Мы и мир
Насколько сейчас образование России соответствует международным трендам? Ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов, пройдясь по всем уровням российской образовательной системы, отметил “неплохую ситуацию” в школе, которая стремительно поднимается в международных рейтингах и за последние годы смогла существенно улучшить свое положение.
 “Зоной большого риска” эксперт назвал профессиональное образование. В среднем колледж финансируется так же, как старшая школа в регионе или даже меньше, так о каком обучении технологиям может идти речь? Есть замечательные прорывы, связанные с движением WorldSkills, но массовые программы СПО у экспертов вызывают очень серьезные опасения: здесь Россия явно отстает от стран-лидеров, особенно таких, как Франция и Германия, где этот уровень образования связан с высоким социальным статусом. Что же касается высшего профессионального образования, здесь картина очень неоднородная: ведущие вузы прогрессируют в международных рейтингах, причем, по словам ректора, “мы растем более быс-трыми темпами при меньших затратах по сравнению с Китаем, который этот путь проходил за десять лет до России”. При этом в стране практически каждый второй студент учится заочно, а заочное образование у нас финансируется в размере одной десятой от очного, то есть почти не финансируется.
Самая большая зона отставания - образование взрослых. В России в данный момент учатся 15% этой категории населения, в то время как в Швеции - 62%, в Германии - 42%. В среднем в странах-лидерах, в том числе и азиатских, получают образование порядка 40-50% взрослых. Это большая проблема для нашей страны не только в связи с быс-трым изменением технологий, которое влечет за собой необходимость постоянно учиться и переучиваться, но и в связи с увеличением продолжительности жизни и трудоспособного возраста.
Россия не очень сильно отстает по внед-рению в образование онлайн-технологий - отчасти потому, что более богатые сис-темы образования других стран сильнее сопротивляются замене традиционных курсов на электронные. Кроме того, Россия с ее большими пространствами и огромным количеством заочников представляет собой благодатное поле для использования онлайн-технологий, и они сегодня проникают всюду: где-то - быс-трее, где-то - медленнее.
Основной тренд развития образования сегодня - это, конечно же, цифровая революция (об этом на Гайдаровском форуме говорили многие, начиная с премьера Дмитрия Медведева). С обновлением рынка труда от сотрудников потребуются новые цифровые компетенции, а также навыки, необходимые для работы в тех секторах, в которых по-прежнему будут трудиться люди, а не роботы. Цифровая революция повлечет за собой и внутреннюю перестройку самого образования. “По оценкам крупнейших компаний-разработчиков - Google, Microsoft, IBM - у нас есть пять-семь лет до окончательного вытеснения бумажных учебников, так как искусственный интеллект станет доступным и сломает традиционную методику общеобразовательной школы”, - заявил Я.Кузьминов. Искусственный интеллект, напомнил он, сможет справиться с нерешаемыми сегодня проблемами, например, с индивидуализацией обучения. Колоссальные возможности для вузов и резкий подъем качества образования принесет развивающийся рынок онлайн-курсов и модулей: любому студенту станет доступен интерактив с лучшими профессорами мира. В обучении будут гораздо шире использоваться симуляторы, виртуальная реальность, обучающие компьютерные игры. Все это качественно изменит положение учителя и преподавателя.
Еще один важный тренд - глобализация: чисто российского рынка образования, по прогнозу Я.Кузьминова, не будет уже через пять лет, а через десять эта тенденция резко усилится, в частности, потому, что на рынок придет искусственный интеллект-переводчик, который будет выдавать текст, эквивалентный хорошему нехудожественному переводу. Таким образом, проблема чужого языка в освоении образовательного материала просто исчезнет. Последствия роста этой нерегулируемой части рынка даже трудно представить. Но глобализация в профессиональном образовании проявляется и сейчас, до появления такого переводчика. Каждая страна лидирует в каких-то областях и может быть одной из первых в соответствующих секторах образования. “Россия представлена в 5% научных и технологических фронтиров - все остальное мы заимствуем, - сообщил докладчик. - У более успешно развивавшихся стран эта цифра составляет 10%, 15%... У США, по разным оценкам - от 35% до 45%. Но и они что-то заимствуют”.
Все эти изменения приведут к сжиманию в образовании сектора, контролируемого государством. Рынок образования к 2030 году будет в большой степени онлайновым, частным, глобальным.
Скрытые резервы
Эксперты выделяют несколько возможностей роста экономики на базе обновления образования. Прежде всего через решение проблемы так называемых неуспешных. По данным Я.Кузьминова, сегодня четверть трудоспособного населения либо реально не работает, либо вносит слишком низкую добавленную стоимость. Подобная картина наблюдается во многих странах, но развитые снизили эту долю до 10% и даже до 7% (Финляндия).
Неуспешность на языке психологии называется “синдромом выученной беспомощности”. Он формируется у ребенка в возрасте до трех лет - из-за некомпетентности родителей. Поэтому во многих странах существует психолого-педагогический патронат, который сопровождает всех детей до трех лет и 20-30% детей с выявленными проблемами вплоть до школы. Это довольно дорого. Так, для России обеспечение всего населения таким патронатом обойдется в 100-200 млрд в год. Но оно того стоит!
Расширение человеческого капитала возможно также за счет радикального совершенствования коррекционного обучения - IT дает шанс каждому человеку независимо от физических возможностей получать образование в том же объеме (и с теми же результатами), что и его обычные сверстники.
Наконец, новые технологии позволят лучше развивать самые разнообразные таланты детей. “Наша олимпиадная система - одна из лучших в мире, но она покрывает только три сектора: академическую науку, спорт, искусство. Вне системы поиска и развития талантов и способностей остаются виды деятельности, покрывающие 90% рынка труда, - заметил Я.Кузьминов. - Если мы сможем построить систему, которая увеличит долю детей с особым выявленным талантом от 5% до 15%, это будет колоссальным ростом!”
Разрыв будет расти
Сергей Синельников-Мурылев, ректор Всероссийской академии внешней торговли, отметил еще одну тенденцию. Во всех странах высшее образование становится массовым - это вызвано не только желанием родителей, но и потребностями экономики. Следствием этого будет увеличение разрыва в качестве образования между первыми и последними. Конечно, увеличить долю людей, способных хорошо учиться, можно, если серьезно вкладываться в дошкольное образование, однако люди все равно будут отличаться своими врожденными данными, усидчивостью, способностью воспринимать знания.
Массовость образования потребует новых технологий, позволяющих обществу с разумными затратами обучить всех желающих. Причем они должны быть такими, чтобы не потерять главное в высшем образовании и в то же время обучить тех, кто не может хорошо учиться при традиционной системе лекций и семинаров.
Рост разрыва по качеству образования ставит задачу перед государством: как распределять деньги между подтягиванием худших и образованием лучших. “Это компромисс, особенно в такой большой стране, как Россия. Нужно и то, и другое”, - подчеркнул ректор.
Образование становится все более специализированным, и потому надо задуматься над тем, как не потерять формирование у детей общей мировоззренческой культуры. Наконец, массовость высшего образования требует усилий по поддержанию его качества, особенно в массовом сегменте.
Частично решить обозначенные проб-лемы можно через совершенствование системы ЕГЭ. С.Синельников-Мурылев предложил несколько конкретных шагов: расширять количество обязательных предметов ЕГЭ, чтобы не терять ту самую мировоззренческую культуру, создавать специализированные центры для сдачи экзамена в течение всего года и разрешить пересдавать в тот же год - для минимизации стресса. Может быть, учитывать наравне с баллами ЕГЭ по профильным предметам средний балл школьного аттес-тата, как это когда-то было.
Развилки и перспективы
- Деньги “говорят” очень серьезные вещи простым и наглядным языком, - заметила Татьяна Клячко, директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС. - То, что заложено в финансах, в экономике какой-то сферы, имеет более серьезные последствия, чем то, что мы себе представляем, и относится к долгосрочным или среднесрочным планам развития.
Итак, что же “говорят” нам деньги?
В бюджете страны в целом на образование шли от 3,9% ВВП в 2013 году до 3,6% в 2017-м. “Стабилизировалось финансирование систем дошкольного и общего образования, при этом падает финансирование СПО, несмотря на все разговоры в правительстве, что нужны специалисты среднего звена. Значит, на самом деле они не требуются, - заявила эксперт.
Снижается финансирование системы высшего и послевузовского профобразования: от 0,7% ВВП в 2013 году до 0,56% в 2017-м.
- Мне представляется, что это очень большая ошибка, - сказала Т.Клячко. - Мы находимся на переломе, который крайне значим. Перед ведущими американскими вузами, в которых сейчас учатся, по разным оценкам, 40-50 тысяч студентов, поставлена задача к 2023 году довести контингент студентов до миллиона человек. Это будут совершенно другие университеты! Мы переходим к транснациональной системе высшего образования. Школа пока остается национальной, но когда состоится переход на транснациональные рельсы высшей школы, она потянется следом. Мы этого не избежим, и готовиться к этому надо уже сейчас.
Эксперт представила два варианта бюджетного маневра, который экономисты предлагают государству. Первый - государство оставляет на финансирование системы образования 3,6% ВВП. При этом система образования выживает, а не развивается.
Если финансирование увеличивается на один процент ВВП (а этот вариант рассматривается), “задышит” система раннего развития детей, и это означает закладывание определенного стандарта качества человеческого капитала на будущее, до 2040 года. СПО при этом варианте не вытянуть, но предусматривается развитие прикладного бакалавриата.
- Однако это очень краткосрочный тренд, - предупредила Т.Клячко. - Если мы действительно хотим ввязываться в мировую гонку, то должны поднимать финансирование сферы образования хотя бы до 5%. В странах ОЭСР система высшего образования получает примерно 0,9% от ВВП. Если мы на этот уровень не выходим, конечно, получим ядро элитного образования, конкурентоспособное на мировом уровне. Но для системы профессионального образования в целом этого запаса прочности недостаточно.
Я.Кузьминов уточнил: “Мы просчитали минимальный вариант, который близок к тому, чтобы быть принятым, - 4,5% ВВП на образование - однако за счет этого мы сможем преобразовать только верхушку - профобразование. И понятно, почему: треть программ профобразования - имитационные. Значительная часть студентов поступает, не собираясь учиться, и общество это знает, поэтому политически этот маневр проходимый. Однако тут мы срываем вершки, а не корешки: эффекты в экономике появятся через три-пять лет, но, идя по этому пути, мы практически оставляем в стороне перспективу 2035-2040 годов. Со стратегической точки зрения вкладывать только в высшее образование будет большой ошибкой.
Второй сценарий - 5,2% ВВП - предполагает также серьезные масштабные преобразования общего образования, начиная с психолого-педагогического патроната.
И, наконец, есть третий сценарий: 6% ВВП и выше. Он означает то же самое, но чисто за государственный счет, без частных инвестиций и средств семей, и представляется, честно говоря, совсем нереальным.

Наталия БУЛГАКОВА


 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Игры разумов. РНФ подключился к борьбе за научную грамотность.
“Не знать что-то не стыдно, стыдно не хотеть что-то знать”, - такими словами ведущий российский теоретик-кристаллограф Артем Оганов напутствовал москвичей, собравшихся в историческом особняке на Солянке, где находится Российский научный фонд (РНФ), чтобы проверить научность своих представлений о мире на “Открытой лабораторной”. /№ 7(2018)
Негатив в позитиве. Переход на эффективный контракт приносит нежданные плоды.
В 2012 году, как свидетельствует статистика, большинство россиян были согласны с тем, что качество образовательных и медицинских услуг, а также продуктивность научных исследований напрямую зависят от уровня заработной платы педагогов, врачей и ученых. Для его повышения ради общей пользы эксперты разработали модель эффективного контракта - нового трудового договора с этими специалистами... /№ 6(2018)
Новые одаренные. “Сириус” высвечивает таланты.
“Ребята умные, раскованные, позитивные, стремящиеся жить лучше здесь и сейчас”, - помощник Президента РФ, один из попечителей образовательного центра “Сириус” (Сочи) Андрей Фурсенко не жалел эпитетов, рисуя портрет продвинутых молодых современников. /№ 6(2018)

Новости


Клуб «1 июля» прокомментировал ответ Министерства образования и науки на «Письмо 400».



Внешэкономбанк (ВЭБ), Фонд перспективных исследований (ФПИ), «ВЭБ-инновации», МГУ имени М.В.Ломоносова и АНО «Цифровая экономика» заключили соглашение о создании в России 50-кубитного квантового компьютера. Церемония подписания прошла в рамках Российского инвестиционного форума «Сочи-2018».



Большая часть отказов в визе иностранным студентам связана с подачей некачественных документов, заявил директор международного департамента Минобрнауки Игорь Ганьшин в ходе дискуссии на Российском инвестиционном форуме.



Законопроект о совершенствовании целевого обучения может быть принят уже весной и начнет действовать с 2019 года, заявил директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки Александр Соболев в ходе его обсуждения в Общественной палате. Он отметил, что в настоящее время почти все юридические лица имеют возможность целевого обучения. Число компаний, которые могут претендовать на схему целевого приема, насчитывает около 4 тысяч, сообщает портал «Российское образование».



В Москве состоялось вручение премии Web of Science Awards 2017, которой награждают ученых и научные организации за выдающийся вклад в развитие науки. Лауреатами названы 16 российских ученых, передает корреспондент Indicator.Ru.



Владимир Путин в курсе критики со стороны ряда ученых в адрес Федерального агентства научных организаций и постоянно держит тему реформирования российской науки на контроле, заявил журналистам пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков, комментируя обращение группы из 400 российских ученых с открытым письмом к президенту.



Протокол о взаимодействии подписан руководителями Российской государственной библиотеки, Российской национальной библиотеки и Президентской библиотеки им. Б.Н.Ельцина, информирует пресс-служба РГБ. Как оговорено в документе, три библиотеки должны активизировать сотрудничество в области организации культурно-просветительской деятельности.



Конференции


На территории национального парка “Бузулукский бор” в Оренбургской области прошла XXI совместная сессия Объединенного научного совета по фундаментальным географическим проблемам при Международной ассоциации академий наук и научного совета РАН по фундаментальным географическим проблемам, посвященная Году экологии в России и 100-летию отечественного заповедного дела.

Наша страна обладает крупнейшей в мире территорией и занимает четвертое место по площади пахотных земель. Казалось бы, области огромные, однако сельское хозяйство России сконцентрировано на ограниченной площади - с благоприятными климатическими условиями - и нагрузки на плодородные почвы настолько велики, что приводят к их деградации. Причина - в водной и ветровой эрозии, потерях гумуса и элементов питания, переуплотнении посевов и загрязнении.

Открытая конференция ИСП РАН имени В. П. Иванникова, ISPRAS Open 2017, обещает стать одним из самых познавательных событий осени в области системного программирования. Среди ключевых тем основной программы, заявленных ранее, - безопасность программного кода и технологии анализа массивов данных. Помимо этого в программе запланирован ряд отдельных докладов и встреч с зарубежными представителями ИТ-отрасли. Конференция пройдет с 30 ноября по 1 декабря 2017 г. в Москве.

Текущие конкурсы


извещает о проведении открытого конкурса на получение грантов СПбГМТУ

Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и городом Севастополь.

Конкурс проектов 2019 года фундаментальных научных исследований, проводимый совместно федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и Немецким научно-исследовательским сообществом

Программа аспирантских стипендий Топсе приглашает аспирантов, работающих в области гетерогенного катализа и смежных областях материаловедения, принять участие в ежегодном конкурсе на предоставление стипендии Топсе.

Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” совместно с субъектами Российской Федерации

Вакансии


17.11.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии рудных месторождений, петрографии минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН) объявляет конкурс на замещение вакантной должности...

03.11.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования и науки Санкт-Петербургский национальный исследовательский академический университет Российской академии наук объявляет конкурс на замещение следующих вакантных должностей...

27.10.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН) объявляет конкурс на замещение вакантных должностей...





опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии