Официально


На интернет-портале правовой информации опубликован текст постановления правительства «Об осуществлении федеральным государственным бюджетным учреждением «Российская академия наук» научного и научно-методического руководства научной и научно-технической деятельностью научных организаций и образовательных организаций высшего образования, а также экспертизы научных и научно-технических результатов, полученных этими организациями, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ».



На заседании Комитета Госдумы по образованию и науке депутаты утвердили план его работы на весеннюю сессию 2019 года.



Премией имени Д.С.Лихачева 2018 года Президиум РАН решил наградить доктора филологических наук Елену Юхименко (Государственный исторический музей). Она отмечена за монографию «Старообрядчество: история и культура».

За цикл работ «Структурная биология макромолекул, значимых для биотехнологии и медицины» премия имени Е.С.Федорова 2018 года присуждена члену-корреспонденту Владимиру Попову, доктору химических наук Инне Курановой и кандидату физико-математических наук Валерии Сaмыгиной.




Новости № 1-2(2019)

Регионы


СНГ


Интердайджест
















По всем параметрам. В России создается национальный рейтинг вузов.
Образование
№ 22(2012)

01.06.2012


Зарубежные эксперты в области рейтингования высшего образования, приехавшие в Москву на Международную конференцию “Императивы интернационализации”, вместе с российскими коллегами приняли участие в обсуждении вопросов разработки новой методологии рейтингования вузов РФ. По заданию Минобрнауки этот проект выполняется Центром международных сопоставительных исследований Института международных организаций и международного сотрудничества Национального исследовательского университета “Высшая школа экономики” совместно с Национальным фондом подготовки кадров (НФПК). Период его реализации - 2011-2013 годы. К работе было привлечено более 60 отечественных экспертов. В апробации новой методологии уже участвуют 100 вузов страны, в которых проводится анкетирование, но вопросов, по признанию исполнительного директора НФПК Ирины Аржановой, ведущей круглого стола “Разработка методологии многомерного ранжирования российских университетов”, остается немало. Как отметила ведущая, разработчики с самого начала ориентировались на международный опыт рейтингования (в глобальном мире, по ее словам, “придумывать перпендикулярные методологии было бы неправильно”). Налажены контакты с международной экспертной группой по ранжированию (IREG). Участникам круглого стола наработанные материалы были переданы для ознакомления заранее.
Как известно, в ведущих зарубежных рейтингах российские вузы не представлены (единичные исключения лишь подтверждают общее правило). Но кроме сравнения деятельности университетов на глобальном уровне необходимо ранжировать их и на уровне национальном, причем вовсе не для того, чтобы противопоставить национальный рейтинг глобальным. Ранжирование может использоваться для разных целей: для выявления лучших практик и понимания, на какие университеты равняться, создания полной базы данных о вузах, помощи абитуриентам и их родителям, которым легко интерпретируемая информация поможет ориентироваться в широком разнообразии высших учебных заведений и предлагаемых ими услуг. И конечно, новая методология должна вносить вклад в повышение конкурентоспособности вузов, содействовать их интеграции в глобальное образовательное и исследовательское пространство.
Руководитель международных программ НФПК Марина Ларионова, представлявшая результаты этого проекта на круглом столе, сформулировала миссию модельной методологии рейтингования: предоставление надежной и объективной информации о деятельности российских вузов на основе многомерного ранжирования для удовлетворения информационных потребностей различных групп пользователей услуг высшего образования с учетом разнообразия системы высшего профобразования страны. Многомерное ранжирование, в отличие от одномерного, не стремится соединить оценку образовательной и исследовательской деятельности вузов в одном общем показателе и учитывает неоднородность российской системы высшего образования. Оно ориентировано на разнообразные потребности многих категорий пользователей. Одной из целей создаваемой методологии стало формирование базы данных о состоянии и развитии системы высшего профобразования с учетом его специфики, с возможностью построения ранжирований и рейтингов вузов по отдельно заданным параметрам.
Предлагается оценивать вузы по пяти направлениям деятельности: научно-исследовательская, преподавательская, международная, трансфер знаний, взаимодействие с регионом. Показатели обсуждаются, их использование апробируется в ходе исполнения проекта НФПК.
Коллегиальным решением экспертной группы для апробации было отобрано 10% от числа российских вузов - 148 учебных заведений. В их числе ведущие вузы, федеральные университеты и НИУ, а также вузы - победители конкурса программ стратегического развития и еще ряд высших учебных заведений, с тем чтобы были представлены и различные категории университетов (технические, педагогические, сельскохозяйственные и т.д.), и различные регионы. В выборку вошли также негосударственные вузы.
Ян Садлак, президент Международной экспертной группы по ранжированию (IREG), Франция, шутливо заметил, что зарубежные эксперты, получив приглашение от НФПК, обсуждали, стоит ли консультировать российских коллег: “Это колоссальная ответственность, вас будут критиковать, а вы сошлетесь на нас”. Перейдя на серьезный тон, объяснил, почему они все же согласились: “Ваша методология уже сейчас отвечает основным стандартам”. И добавил: “Российская система высшего образования ставит большие задачи, в ней происходят большие трансформации, и наша социальная ответственность - включиться в эту работу вместе с вами”. Эксперт работу коллег похвалил: “Мнение не только личное, но всей группы: впервые увидели так много “домашней работы” до проведения рейтинга”. Но и покритиковал: “Уходите в детали... Гетерогенная система, огромная страна... Есть поговорка: хотите удовлетворить всех - никого не удовлетворите”.
Геро Федеркайл, ведущий специалист Центра по развитию высшего образования Германии (CHE), предложил определить целевую аудиторию будущего рейтинга и включить ее основных представителей в рабочую группу.
Шолпан Каланова, научный руководитель Независимого казахстанского агентства по обеспечению качества в образовании, подняла вопрос соотношения цены и качества: “Если взять все эти индикаторы, рейтинг будет многомерным, многообразным, но очень долгим и дорогим”.
Ирина Аржанова, отвечая на замечания, напомнила, что в России уже сегодня существует много рейтингов, и еще раз подчеркнула, что речь не идет о том, что НФПК разрабатывает новый: “По заказу Министерства образования и науки в рамках госконтракта мы разрабатываем методологию, которая будет использована для проведения национального рейтинга. Каким он будет, во многом зависит от того, насколько государство готово в него вкладываться. Так что это вопрос к государству”. А руководитель Центра международных сопоставительных исследований Института международных организаций и международного сотрудничества НИУ ВШЭ Ольга Перфильева пояснила, что к перечню индикаторов следует относиться как к рабочему, качественный и количественный состав которого после апробации может измениться.
...Когда-нибудь любой пользователь сможет зайти на сайт национального ранжирования, задать интересующий его параметр и построить выборку вузов. Инструментарий, позволяющий это сделать, обеспечит системе максимальную гибкость и возможность удовлетворить спрос представителя любой целевой группы - будь то абитуриент или работник министерства.
Впрочем, сайт - это уже следующий шаг.


Наталия БУЛГАКОВА
Фото Татьяны ЧЕРНОВОЙ


 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Требуется воля. Как бороться с бюрократизацией высшей школы.
Чтобы освободиться от бюрократической тягомотины, возможно, надо создать рабочую группу по дебюрократизации во главе с министром, но включить в нее первым делом не директоров департаментов, которые будут держаться за каждую бумажку, а, наоборот, представителей высших учебных заведений. /№ 1-2(2019)
Задел в пакете. Нацпроект объединяет томичей.
В Томске создадут Научно-образовательный центр по качеству жизни (НОЦ), куда войдут все топовые вузы региона, исследовательские институты, а также органы местной власти и представители бизнеса. /№ 52(2018)
Главные фигуры. Преподаватели заслуживают праздника.
В Санкт-Петербургском государственном электротехническом университете “ЛЭТИ” состоялся вечер-концерт, посвященный учреждению в вузе Дня преподавателя. /№ 52(2018)

Новости


Росатом завершил первый этап контрольной сборки уникального Многоцелевого исследовательского реактора на быстрых нейтронах (МБИР), который строится в Димитровграде на площадке ГНЦ - НИИ атомных реакторов и станет самым мощным из действующих, сооружаемых и проектируемых исследовательских реакторов в мире.



Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил сведения о средней заработной плате научных сотрудников в России, начисленной за первые три квартала 2018 года. За первые девять месяцев 2018 года зарплата увеличилась в 1,9 раза и составила 93,7 тысячи рублей.



Проводить обучение по программам дополнительного профессионального образования следует в университетах, заявила в ходе Гайдаровского форума заместитель министра науки и высшего образования Марина Боровская.



Минобрнауки планирует увеличить число обучающихся в вузах России иностранных студентов до 425 тысяч. Привлечь их планируется за счет внедрения новых форматов обучения. Об этом заявил на Гайдаровском форуме первый заместитель министра образования и науки Григорий Трубников.



Новая дата поездки делегации Российской академии наук в США, которая была первоначально намечена на конец прошлого года, пока не определена, сообщил ТАСС президент РАН Александр Сергеев.



Ректор МГУ им. М.В.Ломоносова Виктор Садовничий и президент Университета Сорбонна профессор Жан Шамбаз подписали соглашение об открытии совместных программ магистратуры, предусматривающих выдачу двух дипломов в области филологии, философии и истории.



Одиннадцать вузов в ТОП-100, одна позиция в пятерке, 35 участников в публикуемой части и четвертое место по их количеству среди 43 стран - таковы результаты России в новом глобальном рейтинге университетов стран с активно развивающейся экономикой (Emerging Economies University Rankings 2019), подготовленном британским агентством Times Higher Education (THE).

Конференции


Центр научно-информационных исследований по науке, образованию и технологиям ИНИОН РАН совместно с Институтом экономических стратегий проводят 22 января 2019 года МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СЕМИНАР ПО НАУКОВЕДЕНИЮ И НАУКОМЕТРИИ

22 ноября ИСП РАН им. В.П. Иванникова в рамках своей Открытой конференции, посвященной 70-летию отечественного ИТ-сектора, заключил соглашение с АО «НПО РусБИТех» о продаже лицензии на статический анализатор Svace и динамический анализатор Crusher. Сделка позволит предприятию-разработчику отечественной сертифицированной операционной системы Astra Linux обнаруживать ошибки кода на ранних стадиях и повысить доверие к безопасности своей платформы, используемой в государственных и коммерческих информационных системах, в том числе в критически важных секторах экономики.

22-23 ноября в здании Президиума Российской академии наук прошла Открытая конференция ИСП РАН им. В.П.Иванникова, посвященная 70-летию российского ИТ-сектора. На ней обсудили проекты и технологии, имеющие глобальное значение.

Текущие конкурсы


ФГБУН Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН) объявляет конкурс на замещение вакантных должностей

Вы молоды, талантливы и увлечены наукой о катализе? Тогда обращайтесь к нам!

Pегиональный конкурс проектов фундаментальных научных исследований

Региональный конкурс проектов фундаментальных научных исследований, выполняемых молодыми учеными

Конкурс на лучшие научные проекты фундаментальных исследований

Вакансии


14.09.2018
ФГБУН Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН)объявляет конкурс на замещение вакантных должностей

13.04.2018
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования “Московский физико-технический институт (государственный университет)” объявляет конкурс на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу

02.03.2018
объявляет конкурс на замещение вакантных должностей:


опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии