Официально


Специальная парламентская комиссия по выработке новой редакции ранее отклоненного Президентом России закона о создании в РФ федеральной и региональной информационных систем «Контингент обучающихся» единогласно приняла решение прекратить работу над документом, так как не удалось согласовать позиции по новому тексту законопроекта, сообщает пресс-служба Комитета Госдумы по образованию и науке.

Федеральное агентство научных организаций представило результаты своей деятельности в рамках государственных программ Российской Федерации в 2017 году. Они опубликованы на сайте ФАНО в разделе «Документы».

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки проведет мониторинг судебной практики по случаям подачи исковых заявлений со стороны участников ГИА и их родителей (законных представителей) на решения Государственной экзаменационной комиссии и конфликтной комиссии в досрочный и основной период проведения ГИА в 2018 году.

Комитет Госдумы по образованию и науке рекомендовал нижней палате парламента принять во втором чтении законопроект, регламентирующий деятельность Российской академии наук, сообщает Агентство городских новостей «Москва».




Новости № 18-19(2018)

Регионы


В Азербайджанском государственном университете нефти и промышленности состоялась церемония вручения президенту Национальной академии наук Азербайджана академику Акифу Ализаде диплома почетного профессора университета.

СНГ


Интердайджест


Открытие, которое бросает вызов существующим представлениям о формировании звезд, сделано на одном из самых мощных радиотелескопов в мире. Понимание причин, по которым звезды возникают с изначально разными массами, - ключевой вопрос звездной астрофизики, потому что масса звезды напрямую связана с ее цветом, яркостью и эволюцией.

NASA запустило на Марс новую миссию. Речь идет о спускаемом аппарате InSight, который будет изучать недра Красной планеты.

Сегодняшнее животное царство - это миллионы видов, которые плавают, роют подземные ходы, скачут и летают по всей планете, и все это разнообразие - от божьих коровок до китов-убийц - эволюционировало от общего предка, жившего более 650 миллионов лет назад.


Положение Совета национальных комиссаров становится с каждым днем более затруднительным ввиду разрастающейся оппозиции как справа, так и слева. Оппозиция слева ведется крайними большевиками, упрекающими правительство за уступки буржуазии. Оппозиция справа ведется меньшевиками, требующими прекращения опасных опытов и установления политики, более согласованной с нуждами страны. Кроме того, начинается борьба зa власть между Советом национальных комиссаров и Центр. исп. комитетом Советов...
















С поправкой на сингулярность. Ректоры сверили курсы движения.
Образование
№ 18-19(2018)

11.05.2018

Программа прошедшего в Санкт-Петербурге XI съезда Российского союза ректоров (РСР) “Университеты в эпоху больших вызовов” уместилась в один день. Но до чего же он был насыщенным для 600 руководителей российских и зарубежных университетов! Сначала - секционные заседания по направлениям, отражающим роль университетов в создании единого образовательного пространства, в научно-технологическом развитии страны, во взаимодействии со школой и обществом, их международную деятельность. В каждой секции - с десяток ключевых вопросов для обсуждения. Затем - пленарное заседание: для него гостеприимные хозяева Политехнического университета Петра Великого предоставили исторический Белый зал, который помнит времена основателя вуза, министра финансов российского правительства Сергея Витте и первого директора, инженера, изобретателя князя Андрея Гагарина. Недаром, открывая “пленарку”, Президент России Владимир Путин привел слова Витте о том, что правильно поставленный университет есть лучший механизм для научного развития. 

Особенность нынешней эпохи в ее сингулярности, как выразился президент РСР, ректор Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова академик Виктор Садовничий - и Владимир Путин подхватил этот термин - все более ускоряющихся и все менее предсказуемых изменениях технологической и социальной реальности. Ныне к большим вызовам, обозначенным в Стратегии научно-технологического развития России, добавились внешние геополитические факторы: финансовые санкции со стороны Запада дополняются технологическими - это настоящая проверка страны на жизнеспособность. 
Ситуация заставляет с предельной объективностью взглянуть на уже достигнутое, оценить, являются ли наши университеты подлинными локомотивами инновационного развития регионов и отраслей, насколько отлажена их взаимосвязь с индустрией и бизнесом, справляются ли они со своей главной задачей - подготовкой кадров высокой квалификации для цифровой экономики XXI века. Ведь, как заметил ректор Московского государственного технического университета имени Н.Э.Баумана Анатолий Александров, знания без инженера технологиями не станут.
И, что интересно, выявляя болевые точки, участники заседаний нередко приходили к выводу, что новое, к которому мы стремимся, - это хорошо забытое и исправно работавшее старое. Были, например, федеральные целевые программы интеграции университетской и академической науки -  полезно бы их возродить в обновленном виде, с привлечением крупного бизнеса, снять межведомственные барьеры. Так, среди национальных исследовательских университетов нет ни одного аграрного вуза - вероятно, потому, что они относятся не к Минобрнауки, а к Минсельхозу. 
У нас создано ядро ведущих вузов, в субъектах Федерации формируется сеть опорных университетов, призванных сгладить дисбаланс в развитии регионов, который негативно сказывается и на высшей школе. Для этого им не хватает интеллектуальных и материальных ресурсов, творческого потенциала. Между тем раньше у каждого ведущего университета были подшефные (тоже слово из подзабытого лексикона) учебные заведения в регионах. Почему бы нынешним вузам-лидерам не возглавить профильные научно-образовательные консорциумы? 
Например, МГУ, СПбГУ, один из федеральных или национальных исследовательских университетов берут обязательства по тематике, актуальной для конкретного региона, помогают организовать в его опорном вузе необходимые кафедры, лаборатории. И уже совместно ведущий и региональный члены консорциума создают научную среду, руководят аспирантами, готовят хайтековские проекты, укрепляют связи с промышленностью, формируют элементы инновационной инфраструктуры, привлекая инвестиции со стороны местного бизнеса. Такой подход позволит не только поднять уровень региональных вузов, но и построить индивидуальные траектории для их выпускников, которые смогут самореализоваться там, где получили диплом, особенно если в начале образовательной цепочки будет региональный ресурсный центр по работе с одаренной молодежью типа сочинского “Сириуса”.
Представивший эту программу Виктор Садовничий предложил назвать ее в честь академика Вернадского, который создавал научные школы в разных университетах страны, и она была поддержана съездом. Как бы порадовался этому ректор Санкт-Петербургского университета сервиса и экономики Александр Викторов, по инициативе которого еще несколько лет назад был учрежден первый консорциум данного профиля! Хочется верить, теперь его опыт будет востребован.
В нынешних условиях профессиональная мобильность - палка о двух концах: толковые ребята из глубинки, поступившие в столичную магистратуру, домой, как правило, не возвращаются, что развитию регионов не способствует. Была высказана идея привлекать студентов не в магистратуру топовых вузов, а раньше, на 2-3 курсах, когда закладываются основы фундаментальных знаний, а потом возвращать доучиваться в региональные университеты. В рамках программы “Вернадский” такие сюжеты вполне реалистичны. 
Забота о подготовке кадров начинается, как минимум, со школьной скамьи. Поэтому ректорское сообщество берет на себя ответственность за сближение образовательных ступеней, создание учебных кластеров “школа - колледж - вуз”, чтобы одаренный школьник мог творить рядом и наравне со студентом и аспирантом, как повелось в Санкт-Петербургском академическом университете под крылом нобелевского лауреата Жореса Алферова. Президент Союза ректоров Виктор Садовничий прочертил и другие пути, по которым “университеты должны прийти в школу”. Это подготовка педагогов для отдаленных сельских школ, опека талантливой молодежи, включая проведение проектных конкурсов и олимпиад, создание форматов для ранней профориентации, таких, как предуниверсарии, выпускные классы школ, в которых профильные предметы преподают сотрудники вузов.
Помнится, на недавней всероссийской конференции “Путь к успеху: стратегии поддержки одаренных детей и молодежи” в образовательном центре “Сириус” продвинутые старшеклассники рассказывали о своих попытках пройти практику в компаниях, сетуя, что никто их всерьез не воспринимал. Кто, как не университетские шефы, эту тенденцию должны поломать!
Для современного, цитируя Витте, “правильно поставленного университета” поддержка непрерывности и преемственности образования должна быть системной. Она становится одним из критериев оценки вузов по методологии Московского международного рейтинга “Три миссии университета” (образование, наука и общество), созданного РСР при участии авторитетных международных организаций. В ТОП-200 пилотной версии нового рейтинга вошли вузы из 39 стран, в том числе 13 российских университетов, три из них - в первую сотню: значит, наша система высшего образования в числе передовых. Но есть к чему стремиться. Принятие своих, признаваемых в мире правил игры не означает отказа от сотрудничества с другими рейтинговыми агентствами. По такому же принципу ректоры намерены относиться к престижным зарубежным научным изданиям: поощрять публикационную активность наших ученых и в то же время подтягивать российские академические, вузовские журналы до мирового уровня. 
Участники выразили тревогу о состоянии аспирантуры: лишь 14% аспирантов защищаются в отведенные сроки, снизилось качество их подготовки. Во многом это связано с тем, что из научной купели, в которой закалялись кадры, выполнявшие сложные самостоятельные исследования, она превратилась в третью ступень образования. Конечно, есть и более прозаическая причина того, что не все соискатели научной степени достигают финишной прямой. Прошли те времена, когда на 90 рублей в месяц можно было жить и семью кормить. Нынешняя аспирантская зарплата мизерна, а гранты добыть удается далеко не всем. На одной из секций предлагалось даже уменьшить число аспирантов, увеличив им зарплату. Дискуссия продолжилась на пленарном заседании, и, к счастью, возобладала другая точка зрения: аспирантуру следует вернуть в научное русло, численность аспирантов ни в коем случае не сокращать. Причем (это из постановления съезда) просить Правительство РФ повысить им базовую стипендию до уровня прожиточного минимума, исходя из важности подготовки кадров высшей научной квалификации. 
Ахиллесовой пятой остается внедрение научных разработок. Сохраняется привычный статус-кво: бизнес ждет от ученых “упакованной” технологии, а те готовы поделиться открытием, в лучшем случае оформленным как патент, о чем, в частности, говорил такой авторитетный эксперт, как вице-президент НИУ “Высшая школа экономики” Игорь Агамирзян. Разрешить эту коллизию можно единственным способом: если рынок равнодушен к инновациям, именно университеты как интеграторы фундаментальной, прикладной науки и высокотехнологичных производств должны пробудить интерес к ним. Пример “Бауманки” и Санкт-Петербургского политехнического, где инженерные центры встроены в технологические циклы предприятий-партнеров и ежегодно производят инновационной продукции на миллиарды рублей, служит тому подтверждением.
Президент РАН академик Александр Сергеев назвал сразу несколько направлений, в которых лидерство российской науки не трансформировалось в коммерческие результаты. Упущен рынок ядерной лучевой медицины. Та же судьба может постигнуть рынок информации, полученной благодаря дистанционному зондированию Земли, если не поставить и не реализовать задачу по созданию единой динамической электронной карты страны.
Характерно, что Владимир Путин также упрекнул крупные компании в некоторой косности: им легче разработку за границей купить. Правда, сейчас санкции вынуждают их переориентироваться на российский рынок, “приходится мозги включать”. Но и разработчикам глава государства пожелал большей гибкости: сделали что-то - внедряйте, настаивает бизнес на изменениях конструкции, технологии - не становитесь в позу, вносите. Отметив значение малых инновационных предприятий, отпочковавшихся от университетов, он призвал активнее привлекать для продвижения стартапов на нашей территории финансовые ресурсы стран, не имеющих высоких технологий, но тяготеющих к ним, используя в том числе выпускников российских вузов из этих стран (а число иностранных студентов у нас неуклонно растет).
Глава государства призвал ректоров “думать за горизонт”, совместно с коллегами из академических институтов и наукоемких компаний готовить почву для технологических прорывов. Один из таких плацдармов - принятый в прошлом году при активном участии Союза ректоров Федеральный закон “Об инновационном научно-технологическом развитии образовательных и научных организаций”, позволяющий университетам создавать инновационные научно-технологические центры на территориях регионов на приоритетных направлениях развития. Его уже окрестили законом “о технологических долинах”. 
В перерыве пленарного заседания глава государства посетил новый научно-исследовательский корпус Санкт-Петербургского политехнического университета, осмотрел макет создаваемой на его базе технологической долины, ознакомился с передовыми разработками. Он даже не исключил, что лично протестирует скоростной солнечный электромобиль SOL, созданный командой Polytech Solar Team в молодежном конструкторско-технологическом бюро СПбПУ, на предстоящих соревнованиях в Сочи. А в качестве “аванса” расписался на корпусе машины, сделанном из отечественных композитных материалов, и пожелал удачи разработчикам. С напутствием Президента России, с расчетом на природоподобные технологии дорога в будущее открыта.
Аркадий СОСНОВ
Фото: пресс-служба СПбПУ Петра Великого

 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Почемучкам навстречу. Образование выходит за границы школ и вузов.
Чему и как учить современных школьников и студентов? Какими знаниями, навыками и компетенциями они должны обладать по окончании обучения? Как утверждают авторы электронного издания “Образование для сложного общества”, чтобы соответствовать запросам своего времени, мировые образовательные системы в ближайшие десятилетия должны измениться. /№ 18-19(2018)
В тренде трудно. Российское образование выруливает на глобальный курс.
Пятый Московский международный салон образования (ММСО), завершивший на днях свою работу на площадке одного из павильонов ВДНХ, стал в этом году местом “выяснения отношений” между всеми участниками образовательного процесса: преподавателями школ и вузов, представителями органов власти, бизнеса, школьниками и их родителями, студентами. /№ 17(2018)
Звездное лето. Молодых астрофизиков зовут в школу.
В начале июля на базе МФТИ пройдет 14-я летняя Школа современной астрофизики (ШСА), ориентированная на старшекурсников, аспирантов и молодых ученых. Как и в прошлом году, лекции и практические занятия проведут ученые из ведущих зарубежных научных центров. /№ 17(2018)

Новости


Михаил Котюков возглавит Министерство науки и высшего образования, а Ольга Васильева – Министерство просвещения. Решение об этом Владимир Путин принял после встречи с представившим кандидатов Дмитрием Медведевым.



Владимир Путин подписал указ о структуре нового правительства. В соответствии с этим документом Минобрнауки преобразовано в Министерство просвещения и Министерство науки и высшего образования. Таким образом, глава государства принял предложение премьера Д.Медведева, высказанное на встрече, предшествовавшей подписанию указа.



Объем финансирования грантового конкурса молодежных инициатив в 2018 году увеличился в 10 раз по сравнению с 2017 годом, сообщил на заседании коллегии Федерального агентства по делам молодежи руководитель этого ведомства Алексей Бугаев.



Клуб «1 июля» приветствует решение руководства России о ликвидации Федерального агентства научных организаций. В выпущенном в связи с трансформацией правительства заявлении ученые предлагают передать Российской академии наук функцию учредителя институтов РАН, наделив ее необходимыми для этого полномочиями в новом законе о РАН и обеспечив устойчивое финансирование фундаментальных исследований.



Реорганизация Минобрнауки, в результате которой начнут работу два отдельных ведомства, продлится до 2019 года, сообщила ТАСС заместитель министра образования и науки Ирина Потехина.



Комитет Госдумы по образованию и науке поддержал семь из десяти поступивших ко второму чтению поправок к законопроекту о внесении изменений в закон «О Российской академии наук» (ФЗ-253) в части расширения целей деятельности, основных задач и полномочий РАН, сообщает ТАСС.

К концу 2018 года ученые НИЦ «Курчатовский институт» соберут гибридный реактор, который может в перспективе заменить АЭС. Физический пуск установки запланирован на 2020 год, сообщил ТАСС научный руководитель Курчатовского комплекса термоядерной энергетики и плазменных технологий Петр Хвостенко.

Конференции


II Всероссийская научно-практическая конференция “Совершенствование системы взаимодействия Российского фонда фундаментальных исследований и субъектов Российской Федерации в вопросах проведения региональных и молодежных конкурсов”

Пятая конференция разработчиков российских операционных платформ «OS DAY. Надежность» состоится 17-18 мая 2018 г. в Москве, в главном здании Российской академии наук. Основной темой для обсуждения среди теоретиков и практиков системного программирования и разработки ОС станет вопрос надежности. Участники рассмотрят методы проектирования и разработки надежных платформ, инструментальные средства обеспечения надежности программно-аппаратных систем как на этапе разработки, так и на этапе эксплуатации.

Центр научно-информационных исследований по науке, образованию и технологиям ИНИОН РАН совместно с Институтом экономических стратегий проводят МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СЕМИНАР ПО НАУКОВЕДЕНИЮ И НАУКОМЕТРИИ

Текущие конкурсы


Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии рудных месторождений, петрографии минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН) объявляет конкурс на замещение вакантной должности

Конкурс 2018 года на лучшие научные проекты междисциплинарных фундаментальных исследований по теме “Фундаментальные проблемы создания композиционных материалов и технологий для аэрокосмической отрасли” (“мк”)

Конкурс 2018 года на лучшие научные проекты междисциплинарных фундаментальных исследований по теме “Углеродные наноструктурированные материалы” (“мк”)

Конкурс 2018 года на лучшие научные проекты междисциплинарных фундаментальных исследований по теме “Современные проблемы фотоники инфракрасного диапазона” (“мк”)

Конкурс 2018 года на лучшие научные проекты междисциплинарных фундаментальных исследований по теме “Междисциплинарные проблемы моделирования, синтеза, формирования, модификации, исследования и прогнозирования структуры и свойств натуральных, искусственных, синтетических и природоподобных волокон” (“мк”)

Вакансии


13.04.2018
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования “Московский физико-технический институт (государственный университет)” объявляет конкурс на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу

02.03.2018
объявляет конкурс на замещение вакантных должностей:

17.11.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии рудных месторождений, петрографии минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН) объявляет конкурс на замещение вакантной должности...




опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии