Официально


На интернет-портале правовой информации опубликован текст постановления правительства «Об осуществлении федеральным государственным бюджетным учреждением «Российская академия наук» научного и научно-методического руководства научной и научно-технической деятельностью научных организаций и образовательных организаций высшего образования, а также экспертизы научных и научно-технических результатов, полученных этими организациями, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ».



На заседании Комитета Госдумы по образованию и науке депутаты утвердили план его работы на весеннюю сессию 2019 года.



Премией имени Д.С.Лихачева 2018 года Президиум РАН решил наградить доктора филологических наук Елену Юхименко (Государственный исторический музей). Она отмечена за монографию «Старообрядчество: история и культура».

За цикл работ «Структурная биология макромолекул, значимых для биотехнологии и медицины» премия имени Е.С.Федорова 2018 года присуждена члену-корреспонденту Владимиру Попову, доктору химических наук Инне Курановой и кандидату физико-математических наук Валерии Сaмыгиной.




Новости № 1-2(2019)

Регионы


СНГ


Интердайджест
















Сигнал к перехвату. Студенческая мобильность обострит конкуренцию между вузами.
Образование
№ 20(2018)

18.05.2018

Повышение качества подготовки специалистов, востребованных регионами (в первую очередь, Сибири и Дальнего Востока), расширение возможностей студентов, выстраивающих траектории своего обучения, рост эффективности взаимосвязей и конкуренции между вузами - на это и не только направлен подготовленный Минобрнауки проект по развитию академической мобильности. О том, что министерство вносит документ на рассмотрение в Правительство РФ, стало известно в ходе Московского международного салона образования (ММСО). На одном из круглых столов, прошедшем в рамках деловой программы форума, ректоры и представители властных структур обсудили перспективы проекта и риски, связанные с его реализацией. Дискуссия на тему “Ключевые аспекты взаимодействия вузов, бизнеса и власти при использовании студентами механизма академической мобильности” была организована Департаментом финансов, организации бюджетного процесса, методологии и экономики образования и науки Минобрнауки РФ. Говоря о преимуществах, которые дает применение этого инструмента (обеспечение подготовки кадров с актуальными компетенциями, возможность для учащихся выбирать лучшие курсы и модули в ходе обучения и т.д.), директор департамента Андрей Зарубин отметил, что участники предложенной Минобрнауки программы (студенты и университеты) будут включаться в нее на конкурсной основе, а деньги - “следовать за студентом из вуза в вуз”. 
- Невозможно реализовать крупный проект силами одного коллектива. В науке это мировой тренд. Максимум внимания мы будем уделять механизму “живого” перемещения учащихся, - пообещал он. Тем не менее участники круглого стола немало времени посвятили и обсуждению дистанционной формы обучения, применяемой в рамках академической мобильности. По мнению ректора Российского экономического университета им. Г.В.Плеханова (РЭУ) Виктора Гришина, онлайн-мобильность имеет целый ряд преимуществ и будет все более востребована в условиях цифровой экономики. Она исключает такие проблемы, как затраты на переезд к месту учебы и проживание, опасения родителей об обустройстве студента вдали от дома, несовпадение графиков учебного процесса и т.д. В числе достоинств дистанционного обучения ректор также упомянул оперативность получения информации, возможность объединить несколько удаленных друг от друга аудиторий в единую и привлекать к работе лучших преподавателей вне зависимости от места, в котором они находятся. Вместе с тем ректор РЭУ обозначил и сложности, связанные с внедрением онлайн-курсов.
- В этом году группа исследователей Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н.Ельцина и НИУ “Высшая школа экономики” по заказу Минобрнауки оценила эффективность массовых открытых онлайн-курсов как альтернативы традиционным лекциям в трех российских вузах, - рассказал он. - Студенты, обучавшиеся в онлайн-формате, оказались в меньшей степени удовлетворенными и предпочли бы традиционные или смешанные формы подготовки. Следует учитывать также, что не все курсы можно реализовать удаленно и достаточно непросто контролировать процесс обучения без постоянного контакта с преподавателем. На наш взгляд, такого рода учебная среда пока недостаточно развита, однако с появлением новых технологий многое в части онлайн-образования будет модернизировано.
Ректор Дальневосточного федерального университета Никита Анисимов выразил сомнение в том, что решить одну из ключевых задач высшей школы - “формирование целостной личности” - а также наладить экспорт образования можно без реального контакта со студентом. 
- Скоро должно выйти постановление Правительства РФ о совместных проектах ведущих российских вузов с дальневосточными, и мы рассчитываем, что студенты будут приезжать на Дальний Восток и оставаться там, - сказал ректор. 
О причинах актуальности программ обучения с применением механизма академической мобильности и ее развитии в среднесрочной перспективе говорил на круглом столе директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки Александр Соболев. Он назвал факторы, которые могут способствовать такому развитию. В их числе - появление в России примерно 100 вузов с мировой конкурентоспособностью, вхождение 11 из них в ТОП-100 глобальных предметных рейтингов и порядка 20 - в ТОП-200. В этих университетах есть центры новых компетенций в области наноматериалов, ядерной медицины и т.д., где студенты, выстраивающие персональную образовательную траекторию, могут дополнить свою программу обучения актуальными курсами. 
- Система образования - это набор сервисов, которые мотивированный человек “стягивает” на себя, чтобы быть востребованным в современном мире, - заметил Александр Соболев. По его мнению, таких студентов сегодня около 5-7%, и их число будет расти. 
Развитию академической мобильности должны способствовать новый механизм ее финансового обеспечения, который пройдет апробацию в 2018-2021 гг. (Минобрнауки обещает, что дополнительных бюджетных ассигнований на реализацию этого проекта не потребуется), а также модульные программы обучения и совершенствование подходов к аккредитации.
- Скорее всего, зона эксперимента ограничится магистратурой и вузами особого класса, поэтому ведущими университетам надо уже сейчас рассмотреть ближайшие тактические шаги в этом направлении, - предупредил директор департамента. - Решение поставленных сегодня задач будет гигантским шагом вперед к повышению качества и эффективности российской системы образования.
Заместитель Министра РФ по развитию Дальнего Востока (Минвостокразвития) Сергей Качаев отметил, что в регионе проект по развитию академической мобильности расценивают, прежде всего, как инструмент реализации государственной политики. 
- Для нас этот своевременно разработанный механизм - возможность привлечь молодые талантливые кадры в отрасли, которые сейчас формируются на Дальнем Востоке (еще три года назад некоторых из них там не было вообще). Хорошо зная потребности региональной экономики, мы готовы помочь министерству в формировании перечня образовательных организаций, готовых участвовать в эксперименте, а также в составлении списка специальностей и направлений подготовки для программы академической мобильности. До 2025 года у нас должны быть созданы порядка 120 тыс. новых рабочих мест. Около трети от этой потребности мы сможем удовлетворить за счет дальневосточного рынка труда, а остальную часть - с помощью людей, которые будут приезжать работать на создаваемые предприятия формирующихся отраслей. 
Сергей Качаев обратил внимание на то, что проект по развитию академической мобильности позволяет своевременно обеспечить потребность региона в качественных кадрах через целевое обучение. Он сообщил, что Минвостокразвития и Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке готовы организовать процесс заключения соответствующих договоров, и заверил: практически все ведущие работодатели в этой части страны возьмут на себя обязательства по трудоустройству выпускников при условии успешного освоения ими программ, компенсировать часть затрат на проживание в период обучения или практик, стажировок, включая зарубежные, а также обеспечить их прохождение у себя и выделить наставников для каждого студента.
- Предлагаем начать пилотный проект с нашего региона. Можете рассчитывать на Минвостокразвития как на помощника в реализации этой программы, - сказал замминистра. 
Татьяна ВОЗОВИКОВА
Фото с сайта РАНХиГС


 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Требуется воля. Как бороться с бюрократизацией высшей школы.
Чтобы освободиться от бюрократической тягомотины, возможно, надо создать рабочую группу по дебюрократизации во главе с министром, но включить в нее первым делом не директоров департаментов, которые будут держаться за каждую бумажку, а, наоборот, представителей высших учебных заведений. /№ 1-2(2019)
Перспективный эталон. МЭИ закрепляет лидерство.
Под председательством министра энергетики РФ Александра Новака состоялось ежегодное заседание Попечительского совета Национального исследовательского университета “Московский энергетический институт”, на котором были подведены итоги 2017/2018 учебного года, поставлены задачи и определены планы на год следующий. /№ 1-2(2019)
Задел в пакете. Нацпроект объединяет томичей.
В Томске создадут Научно-образовательный центр по качеству жизни (НОЦ), куда войдут все топовые вузы региона, исследовательские институты, а также органы местной власти и представители бизнеса. /№ 52(2018)

Новости


В ходе официального визита Президента РФ Владимира Путина в Республику Сербия были подписаны более двух десятков различных документов.



Российские ученые завершили разработку первого в стране специализированного суперкомпьютера «Жорес» для решения задач в сфере искусственного интеллекта. По мощности - около 1 петафлопса - он стал шестым в России и СНГ, сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу фонда «Сколково».



Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко переизбрана на должность председателя Наблюдательного совета Российского университета дружбы народов, сообщает пресс-служба верхней палаты парламента.



Министерство науки и высшего образования сформировало государственные задания подведомственным учреждениям, изменив подход к установлению показателя, характеризующего качество работы по выполнению фундаментальных научных исследований. Пересмотрены требования к количеству публикаций в престижных международных научных журналах, сообщает пресс-служба министерства.



Росатом завершил первый этап контрольной сборки уникального Многоцелевого исследовательского реактора на быстрых нейтронах (МБИР), который строится в Димитровграде на площадке ГНЦ - НИИ атомных реакторов и станет самым мощным из действующих, сооружаемых и проектируемых исследовательских реакторов в мире.



Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил сведения о средней заработной плате научных сотрудников в России, начисленной за первые три квартала 2018 года. За первые девять месяцев 2018 года зарплата увеличилась в 1,9 раза и составила 93,7 тысячи рублей.



Проводить обучение по программам дополнительного профессионального образования следует в университетах, заявила в ходе Гайдаровского форума заместитель министра науки и высшего образования Марина Боровская.



Конференции


Центр научно-информационных исследований по науке, образованию и технологиям ИНИОН РАН совместно с Институтом экономических стратегий проводят 22 января 2019 года МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СЕМИНАР ПО НАУКОВЕДЕНИЮ И НАУКОМЕТРИИ

22 ноября ИСП РАН им. В.П. Иванникова в рамках своей Открытой конференции, посвященной 70-летию отечественного ИТ-сектора, заключил соглашение с АО «НПО РусБИТех» о продаже лицензии на статический анализатор Svace и динамический анализатор Crusher. Сделка позволит предприятию-разработчику отечественной сертифицированной операционной системы Astra Linux обнаруживать ошибки кода на ранних стадиях и повысить доверие к безопасности своей платформы, используемой в государственных и коммерческих информационных системах, в том числе в критически важных секторах экономики.

22-23 ноября в здании Президиума Российской академии наук прошла Открытая конференция ИСП РАН им. В.П.Иванникова, посвященная 70-летию российского ИТ-сектора. На ней обсудили проекты и технологии, имеющие глобальное значение.

Текущие конкурсы


ФГБУН Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН) объявляет конкурс на замещение вакантных должностей

Вы молоды, талантливы и увлечены наукой о катализе? Тогда обращайтесь к нам!

Pегиональный конкурс проектов фундаментальных научных исследований

Региональный конкурс проектов фундаментальных научных исследований, выполняемых молодыми учеными

Конкурс на лучшие научные проекты фундаментальных исследований

Вакансии


14.09.2018
ФГБУН Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН)объявляет конкурс на замещение вакантных должностей

13.04.2018
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования “Московский физико-технический институт (государственный университет)” объявляет конкурс на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу

02.03.2018
объявляет конкурс на замещение вакантных должностей:


опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии