Официально


Вышел приказ Рособрнадзора о предоставлении лицензии на осуществление образовательной деятельности Европейскому университету в Санкт-Петербурге. Решение принято на основании заявления ректора ЕУ, акта документарной проверки и акта проверки вуза в сфере образования и науки, прошедшей в начале августа.

До 1 сентября продлена работа горячей линии Рособрнадзора по вопросам приема в вузы инвалидов и лиц с ОВЗ, информирует пресс-служба ведомства.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки отказала в государственной аккредитации Кубанскому институту информзащиты и Тульскому университету (ТИЭИ).

Указом Президента РФ за заслуги в развитии науки и многолетнюю добросовестную работу орденом Александра Невского награжден научный руководитель Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений им. Е.М.Примакова РАН Александр Дынкин.




Новости № 31-32(2018)

Регионы


В Саратовском областном краеведческом музее открылась выставка, посвященная ученому-энциклопедисту, профессору Исааку Мустафину (1908-1968).

Дальневосточный федеральный университет инициировал создание Морской ассоциации федеральных университетов России.

АлтГУ продолжает развивать программу поддержки талантливой молодежи, которая реализуется в вузе на протяжении многих лет.

СНГ


Интердайджест


Молодые звезды математики, занимающиеся теорией игр, уравнениями с бесконечным множеством решений и динамическими системами, а также преобразованием арифметики, получили самые престижные награды в области математики и теоретической информатики - медали Филдса и премию Неванлинны...

Первое клиническое испытание метода лечения болезни Паркинсона перепрограммированными клетками начинается в Японии.

Две группы ученых, применив метод генного редактирования CRISPR, собрали весь генетический материал дрожжей, распределенный по 16 хромосомам, всего в одну или две хромосомы.


Во многих домах столицы происходит своеобразная “химическая” горячка. Интеллигенты, лишившиеся обычных занятий и не решающиеся взяться за “простонародный” труд, изобретают способы существовать посредством домашней фабрикации всякого рода предметов и продуктов. Разные мыла, ваксы, мази домашнего производства - все это понемножку переходит в продажу. Но по преимуществу эти “химики” - только мечтатели. Впрочем, они учатся ведь при этом химии! Это все же лучше, чем убивать время в хандре и вздохах.














Путь в предприниматели. Студентов экономического вуза увлекают бизнесом.
Образование
№ 21(2018)

25.05.2018


 

Накануне открытия конференции “Инновационные подходы к обеспечению устойчивого развития социо-эколого-экономических систем”, штудируя одну из книг по экологическому образованию, наткнулся на главу “Зачем экономистам экология?”. Среди авторов издания - профессор Габибулла ХАСАЕВ, и.о. ректора Самарского государственного экономического университета (СГЭУ), одного из организаторов конференции. При первой же встрече я поинтересовался, как получилось, что экономический вуз тесно связан с учеными-экологами? 
- Причин тому много, назову лишь главные, - откликнулся Габибулла Рабаданович. - Практически все страны мира признали, что устойчивому развитию цивилизации нет альтернативы, а оно требует сбалансированного экономического, социального и экологического взаимодействия государств. Однако фундаментальные законы экологии едва прописаны в экономическом образовании, слабо востребованы в управленческой практике, и это ведет к неэффективному использованию природных ресурсов, ухудшению качества жизни населения. Не учитывается природоемкость валового внутреннего продукта (ВВП), так как на некоторые природные ресурсы и услуги нет цены. Мы миримся с низкой энергоэффективностью ВВП, с тем, что не разрабатываются отчетные и прогнозные балансы топливно-энергетических ресурсов и т.д.
Между тем устойчивого развития невозможно достичь без перехода к “зеленой” экономике, “зеленым” или ресурсосберегающим технологиям. Любой крупный проект сегодня надо начинать, предварительно просчитав его последствия для экологии, проще говоря, оценив ущерб для природы, иначе со временем это выльется в тяжелые экономические и социальные проблемы. Подобные примеры есть, наверное, во всех регионах страны. В Москве, скажем, это свалки. В Самарской области - последствия создания на Волге каскада ГЭС. Поэтому междисциплинарному подходу в подготовке кадров наш университет придает очень большое значение, предоставляя студентам необходимые знания системного управления экономикой. Как без этого стать профессионалом? Еще Джон Мейнард Кейнс, известный английский ученый и политический деятель, писал, что экономист должен обладать редким сочетанием талантов, огромным объемом знаний в самых разных областях, т.е. одновременно быть математиком, историком, государственным деятелем и философом. Признавая возрастающую значимость экологического знания в образовании, университет открыл кафедру “Экология и безопасность жизнедеятельности”. За короткое время ее сотрудники выпустили ряд оригинальных учебных пособий и монографий. В подготовке экономистов особое внимание уделяем воспитанию чувства убежденности экологической ответственности при принятии управленческих решений. Наши усилия дают плоды: шесть лет подряд университет становился победителем областного конкурса “Эколидер” в номинации “Образование”. А сейчас открываем пятую международную научно-практическую конференцию эколого-экономической направленности. Наши форумы получили признание не только научного сообщества, но и практиков: руководителей экологических служб предприятий, специалистов региональных министерств, муниципальных образований, студентов многих вузов страны.
- Ваш региональный вуз не входит ни в одну программу поддержки университетов. Как в этих условиях развивается СГЭУ?
- Категорически не согласен с определением “региональный вуз”. Региональный он лишь по своему географическому положению. При современных образовательных технологиях, средствах коммуникаций, платформах онлайн-образования, знании студентами иностранных языков и академической мобильности университет сегодня - часть мирового образовательного пространства. Это значит, что студенты и преподаватели должны иметь доступ ко всему многообразию образовательных ресурсов окружающего мира. И СГЭУ такую возможность им предоставляет.
Конечно, нам сложно конкурировать с федеральными, национально-исследовательскими и опорными университетами в привлечении абитуриентов и инвестиций, в борьбе за гранты, создании мегалабораторий и, безусловно, за внимание министерства. К тому же мешает, на мой взгляд, глубокое заблуждение об избыточности подготовки экономистов, управленцев, юристов.
- Но спрос на них упал?
- Судя по конкурсам, в наш университет он, наоборот, повышается. В прошлом году у нас был самый большой прием за последние 15 лет: на каждое бюджетное место претендовали более 8 абитуриентов. По качеству приема, которое измеряется средним баллом ЕГЭ в РФ, мы заняли 33-е место. По-моему, совсем не плохо. Учтем и то, что в технических вузах больше бюджетных мест и поступают на них с меньшим количеством баллов. А у нас их пороговое значение выше установленных Рособрнадзором. Например, по математике достаточно 24 баллов, а мы требуем 30. Та же картина по обществознанию и русскому языку. А все потому, что к нам идут лучшие абитуриенты.
- Среди них есть и “платники”?
- Конечно. Если бюджетников у нас около 600 человек, то “платников” в разы больше. На самом деле, считаю, у нас избыток не профессионалов-экономистов, а их дипломов. В 90-е годы, если вспомнить, их только что не раздавали (за деньги, естественно). Отличный был бизнес-проект! Не перечесть, сколько тогда в Самаре было вузов и филиалов заезжих университетов, - места всем не хватало. Условий для занятий - никаких, зато касса работала отлично. Мало того, многие технические вузы взялись тогда готовить непрофильных для них экономистов. Отголоски той бизнес-практики и формируют ложное представление об избыточности экономистов.
- Известно, как выпускники СГЭУ находят работу?
- По данным Минобрнауки, СГЭУ - на 8-м месте в РФ по трудоустройству выпускников среди социально-экономических и экономических вузов. Что мы для этого делаем? Университет перешел на практико-ориентированную систему обучения. Это значит, что к экспертизе наших образовательных программ, работе экзаменационных комиссий мы привлекаем специалистов ведущих предприятий и организаций, с которыми у нас заключены договоры о стратегическом партнерстве. Они же читают лекции с тудентам. Признаюсь, мне оказалось легче наладить такие связи потому, что много лет работал министром экономического развития Самарской области, а сейчас являюсь вице-президентом Союза работодателей нашей области. Вуз организует ярмарки вакансий. Нередко сами предприятия обращаются к нам с заявками: им, скажем, нужен специалист по инвестиционному анализу, международным стандартам, финансовой отчетности, проектному управлению. Руководители предприятий понимают: время массовой подготовки кадров прошло, сегодня есть нужда в персонифицированном образовании, учитывающем все современные требования и перспективные проекты предприятия. Но делать из этого практические выводы, вкладывать средства в подготовку кадров пока, к сожалению, готовы редкие работодатели.
- Удается вузу находить дополнительные источники финансирования?
- Да. Мы, например, создали Фонд целевого капитала (эндаумент-фонд). В основном из наших выпускников. На собранные средства ремонтируем учебные корпуса, общежития, приобретаем компьютеры. Наш университет - консалтинговый центр правительства Самарской области. По заказу губернатора, министерств, муниципальных образований проводим научные исследования, готовим аналитические записки, доклады, организуем различные форумы. А правительство области нас активно поддерживает: построили, например, физкультурно-оздоровительный комплекс СГЭУ с плавательным бассейном. Половину средств дало Минобрнауки, половину - областной бюджет, а это ни много ни мало 80 миллионов рублей. Еще открыли всесезонную универсальную спортивную площадку.
В СГЭУ создана современная система дополнительного образования: Международная школа бизнеса, Высшая школа менедж-мента, Центр делового образования, Центр корпоративного развития, Приволжский центр переподготовки военнослужащих. И все это тоже приносит доход.
- У СГЭУ тесные контакты с зарубежными вузами. Как удалось их установить?
- Надежные и результативные академические связи с рядом иностранных университетов - результат долгой работы. Сегодня мы сотрудничаем более чем с 20 зарубежными вузами. Реализуем, например, программы двойных дипломов (Германия, Франция, Финляндия), включенного обучения, стажировки студентов и преподавателей. Ведем совместные научные исследования и готовим публикации (Чехия, Португалия и вузы упомянутых стран). Правда, иностранные студенты приезжают к нам редко. Причина - отсутствие конкурентных жилищно-бытовых условий. 
- Есть разница в подготовке наших ребят и зарубежных?
- По моему мнению, студенты СГЭУ ни в чем не уступают западным. И даже имеют некоторые преимущества благодаря широкому профилю подготовки. За счет большего количества базовых дисциплин (например, философии, истории экономической мысли, истории государства и права и др.) они получают фундаментальное образование. Помню, еще когда сам учился в институте, шла оживленная дискуссия: специалисты должны быть широкого профиля или узкого? Спорили горячо, но сторонников широкого профиля образования было больше. Один из веских доводов: при смене работы выпускникам легче адаптироваться к изменившимся условиям.
- Каким вы хотите видеть университет в ближайшие годы?
- Моя мечта - добиться, чтобы СГЭУ стал университетом предпринимательского типа. Для этого мы открыли первый в регионе университетский коворкинг-центр и Центр молодежного предпринимательства за счет гранта правительства области и средств бизнеса. Университет частично финансируется за счет проекта “Глобальное и локальное предпринимательство”. В последние два года он был “привязан” к предстоящему Чемпионату мира по футболу. Студенты разрабатывали, а потом публично защищали реальные проекты по развитию гостиничного бизнеса, ресторанного дела, туризма, рекламы, а затем и использованию наследия ЧМ-2018. Большинство ребят приглашены работать в соответствующие компании. Узнав о нашем проекте через сайт СГЭУ, к нам приехали магистранты из индийского штата Бангалор. В мае ждем новую группу из Индии.
Совместно с нашими партнерами - промышленными предприятиями - реализуем программу “Проектно-процессное управление в организации”. В процессе обучения учим ребят работать в команде, уметь налаживать коммуникации. Как прототип реально действующих создаем для практики учебные фирмы. Экономисты, юристы, менеджеры моделируют деятельность предприятий различного профиля. Разбираем типичные ситуации взаимоотношений с налоговыми службами, банками, правоохранительными органами. Используем для этих целей разного рода симуляторы, модели, интерактивные ресурсы. Хотим, чтобы, занявшись бизнесом, наши студенты были во всеоружии и еще в университете приобрели определенный опыт анализа больших данных, применения цифровых технологий, креативного мышления и системного управления. Хотим, чтобы каждый выпускник СГЭУ мог открыть собственное дело, нашел свое место в проектах и программах социально-экономического развития региона и России. 
Юрий ДРИЗЕ
Фотоснимки предоставлены СГЭУ

 


 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Дороже денег. Качество образования становится важнее его стоимости.
О том, куда сегодня идут учиться молодые люди, каким был проходной балл и чем отличается нынешняя приемная кампания от предыдущей, рассказали на пресс-конференции в ТАСС ректоры трех топовых столичных вузов... /№ 31-32(2018)
Ключевое подключение. Ректоры приложат руку к нацпроекту "Образование".
В указе Президента РФ от 7 мая этого года “О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.” обозначены горизонты, к которым система образования должна двигаться в ближайшие годы. /№ 29-30(2018)
Диплом не роскошь. Университетское образование остается социальной нормой.
Пять лет назад началось обновление концептуальных основ национального образования России. Как зафиксировано в ежегодном докладе Правительства РФ Федеральному Собранию о реализации государственной политики в этой сфере за 2017 год, сегодня уже действуют три предметных концепции... /№ 29-30(2018)

Новости


Российский научный фонд объявил о начале приема заявок на вторую волну конкурса по поддержке лабораторий мирового уровня Президентской программы исследовательских проектов.



Компания Shanghai Ranking представила результаты Academic Ranking of World Universities (ARWU) - 2018, известного также как Шанхайский рейтинг. Самую высокую позицию среди наших вузов в свежем рейтинге занимает МГУ им. М.В.Ломоносова - он на 86-м месте.



Санкт-Петербургский союз ученых обратился к Владимиру Путину с просьбой вмешаться в ситуацию с научным сотрудником ЦНИИмаш Виктором Кудрявцевым, обвиненным в госизмене. Об этом рассказал «Коммерсантъ».



Европейское физическое общество (EPS) совместно с Российской академией наук учредило премию имени Владилена Летохова - советского и российского физика-теоретика, одного из пионеров лазерной физики. EPS Vladilen Letokhov award будет вручаться за исключительные достижения в области взаимодействия лазерного излучения с веществом.



Мэр Москвы Сергей Собянин посетил Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт», где встретился с учеными и обсудил с президентом НИЦ Михаилом Ковальчуком планы дальнейшего сотрудничества.



Компания ООО «Интеграция: образование и наука» вместе с ООО «И-ПК» разработала и открыла для использования новую онлайн-платформу, обеспечивающую полный цикл подготовки, рецензирования, редактирования, публикации, распространения и индексирования научных статей. Об этом сообщается на сайте Российской академии наук.

Российский фонд фундаментальных исследований и правительство Ульяновской области в 2018 году поддержат 85 научных проектов, разрабатываемых в регионе, на общую сумму 100 млн рублей.

Конференции


С 3-го по 7 сентября 2018 года на базе ФГБНУ “Северо-Кавказский федеральный научный центр садоводства, виноградарства, виноделия” под патронажем Министерства науки и высшего образования РФ, Российской академии наук будет проводиться Международный научно-практический форум “Перспективные технологии и сортименты в садоводстве, виноградарстве, виноделии”

XIV Андриановская конференция прошла в июне в ИНЭОС РАН

II Всероссийская научно-практическая конференция “Совершенствование системы взаимодействия Российского фонда фундаментальных исследований и субъектов Российской Федерации в вопросах проведения региональных и молодежных конкурсов”

Текущие конкурсы


Конкурс на издание лучших научных трудов

Конкурс на издание лучших научно-популярных трудов

Конкурс научных проектов фундаментальных исследований, проводимый совместно федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и Правительством Москвы

Российская академия наук объявляет конкурс на соискание медалей РАН с премиями для молодых ученых России и для студентов высших учебных заведений России за лучшие научные работы

Конкурс 2018 года на лучшие научные проекты фундаментальных научных исследований, проводимый совместно федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и Академией наук Абхазии

Вакансии


13.04.2018
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования “Московский физико-технический институт (государственный университет)” объявляет конкурс на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу

02.03.2018
объявляет конкурс на замещение вакантных должностей:

17.11.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии рудных месторождений, петрографии минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН) объявляет конкурс на замещение вакантной должности...




опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии