Официально


На интернет-портале правовой информации опубликован текст постановления правительства «Об осуществлении федеральным государственным бюджетным учреждением «Российская академия наук» научного и научно-методического руководства научной и научно-технической деятельностью научных организаций и образовательных организаций высшего образования, а также экспертизы научных и научно-технических результатов, полученных этими организациями, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ».



На заседании Комитета Госдумы по образованию и науке депутаты утвердили план его работы на весеннюю сессию 2019 года.



Премией имени Д.С.Лихачева 2018 года Президиум РАН решил наградить доктора филологических наук Елену Юхименко (Государственный исторический музей). Она отмечена за монографию «Старообрядчество: история и культура».

За цикл работ «Структурная биология макромолекул, значимых для биотехнологии и медицины» премия имени Е.С.Федорова 2018 года присуждена члену-корреспонденту Владимиру Попову, доктору химических наук Инне Курановой и кандидату физико-математических наук Валерии Сaмыгиной.




Новости № 1-2(2019)

Регионы


СНГ


Интердайджест
















Путь в предприниматели. Студентов экономического вуза увлекают бизнесом.
Образование
№ 21(2018)

25.05.2018


 

Накануне открытия конференции “Инновационные подходы к обеспечению устойчивого развития социо-эколого-экономических систем”, штудируя одну из книг по экологическому образованию, наткнулся на главу “Зачем экономистам экология?”. Среди авторов издания - профессор Габибулла ХАСАЕВ, и.о. ректора Самарского государственного экономического университета (СГЭУ), одного из организаторов конференции. При первой же встрече я поинтересовался, как получилось, что экономический вуз тесно связан с учеными-экологами? 
- Причин тому много, назову лишь главные, - откликнулся Габибулла Рабаданович. - Практически все страны мира признали, что устойчивому развитию цивилизации нет альтернативы, а оно требует сбалансированного экономического, социального и экологического взаимодействия государств. Однако фундаментальные законы экологии едва прописаны в экономическом образовании, слабо востребованы в управленческой практике, и это ведет к неэффективному использованию природных ресурсов, ухудшению качества жизни населения. Не учитывается природоемкость валового внутреннего продукта (ВВП), так как на некоторые природные ресурсы и услуги нет цены. Мы миримся с низкой энергоэффективностью ВВП, с тем, что не разрабатываются отчетные и прогнозные балансы топливно-энергетических ресурсов и т.д.
Между тем устойчивого развития невозможно достичь без перехода к “зеленой” экономике, “зеленым” или ресурсосберегающим технологиям. Любой крупный проект сегодня надо начинать, предварительно просчитав его последствия для экологии, проще говоря, оценив ущерб для природы, иначе со временем это выльется в тяжелые экономические и социальные проблемы. Подобные примеры есть, наверное, во всех регионах страны. В Москве, скажем, это свалки. В Самарской области - последствия создания на Волге каскада ГЭС. Поэтому междисциплинарному подходу в подготовке кадров наш университет придает очень большое значение, предоставляя студентам необходимые знания системного управления экономикой. Как без этого стать профессионалом? Еще Джон Мейнард Кейнс, известный английский ученый и политический деятель, писал, что экономист должен обладать редким сочетанием талантов, огромным объемом знаний в самых разных областях, т.е. одновременно быть математиком, историком, государственным деятелем и философом. Признавая возрастающую значимость экологического знания в образовании, университет открыл кафедру “Экология и безопасность жизнедеятельности”. За короткое время ее сотрудники выпустили ряд оригинальных учебных пособий и монографий. В подготовке экономистов особое внимание уделяем воспитанию чувства убежденности экологической ответственности при принятии управленческих решений. Наши усилия дают плоды: шесть лет подряд университет становился победителем областного конкурса “Эколидер” в номинации “Образование”. А сейчас открываем пятую международную научно-практическую конференцию эколого-экономической направленности. Наши форумы получили признание не только научного сообщества, но и практиков: руководителей экологических служб предприятий, специалистов региональных министерств, муниципальных образований, студентов многих вузов страны.
- Ваш региональный вуз не входит ни в одну программу поддержки университетов. Как в этих условиях развивается СГЭУ?
- Категорически не согласен с определением “региональный вуз”. Региональный он лишь по своему географическому положению. При современных образовательных технологиях, средствах коммуникаций, платформах онлайн-образования, знании студентами иностранных языков и академической мобильности университет сегодня - часть мирового образовательного пространства. Это значит, что студенты и преподаватели должны иметь доступ ко всему многообразию образовательных ресурсов окружающего мира. И СГЭУ такую возможность им предоставляет.
Конечно, нам сложно конкурировать с федеральными, национально-исследовательскими и опорными университетами в привлечении абитуриентов и инвестиций, в борьбе за гранты, создании мегалабораторий и, безусловно, за внимание министерства. К тому же мешает, на мой взгляд, глубокое заблуждение об избыточности подготовки экономистов, управленцев, юристов.
- Но спрос на них упал?
- Судя по конкурсам, в наш университет он, наоборот, повышается. В прошлом году у нас был самый большой прием за последние 15 лет: на каждое бюджетное место претендовали более 8 абитуриентов. По качеству приема, которое измеряется средним баллом ЕГЭ в РФ, мы заняли 33-е место. По-моему, совсем не плохо. Учтем и то, что в технических вузах больше бюджетных мест и поступают на них с меньшим количеством баллов. А у нас их пороговое значение выше установленных Рособрнадзором. Например, по математике достаточно 24 баллов, а мы требуем 30. Та же картина по обществознанию и русскому языку. А все потому, что к нам идут лучшие абитуриенты.
- Среди них есть и “платники”?
- Конечно. Если бюджетников у нас около 600 человек, то “платников” в разы больше. На самом деле, считаю, у нас избыток не профессионалов-экономистов, а их дипломов. В 90-е годы, если вспомнить, их только что не раздавали (за деньги, естественно). Отличный был бизнес-проект! Не перечесть, сколько тогда в Самаре было вузов и филиалов заезжих университетов, - места всем не хватало. Условий для занятий - никаких, зато касса работала отлично. Мало того, многие технические вузы взялись тогда готовить непрофильных для них экономистов. Отголоски той бизнес-практики и формируют ложное представление об избыточности экономистов.
- Известно, как выпускники СГЭУ находят работу?
- По данным Минобрнауки, СГЭУ - на 8-м месте в РФ по трудоустройству выпускников среди социально-экономических и экономических вузов. Что мы для этого делаем? Университет перешел на практико-ориентированную систему обучения. Это значит, что к экспертизе наших образовательных программ, работе экзаменационных комиссий мы привлекаем специалистов ведущих предприятий и организаций, с которыми у нас заключены договоры о стратегическом партнерстве. Они же читают лекции с тудентам. Признаюсь, мне оказалось легче наладить такие связи потому, что много лет работал министром экономического развития Самарской области, а сейчас являюсь вице-президентом Союза работодателей нашей области. Вуз организует ярмарки вакансий. Нередко сами предприятия обращаются к нам с заявками: им, скажем, нужен специалист по инвестиционному анализу, международным стандартам, финансовой отчетности, проектному управлению. Руководители предприятий понимают: время массовой подготовки кадров прошло, сегодня есть нужда в персонифицированном образовании, учитывающем все современные требования и перспективные проекты предприятия. Но делать из этого практические выводы, вкладывать средства в подготовку кадров пока, к сожалению, готовы редкие работодатели.
- Удается вузу находить дополнительные источники финансирования?
- Да. Мы, например, создали Фонд целевого капитала (эндаумент-фонд). В основном из наших выпускников. На собранные средства ремонтируем учебные корпуса, общежития, приобретаем компьютеры. Наш университет - консалтинговый центр правительства Самарской области. По заказу губернатора, министерств, муниципальных образований проводим научные исследования, готовим аналитические записки, доклады, организуем различные форумы. А правительство области нас активно поддерживает: построили, например, физкультурно-оздоровительный комплекс СГЭУ с плавательным бассейном. Половину средств дало Минобрнауки, половину - областной бюджет, а это ни много ни мало 80 миллионов рублей. Еще открыли всесезонную универсальную спортивную площадку.
В СГЭУ создана современная система дополнительного образования: Международная школа бизнеса, Высшая школа менедж-мента, Центр делового образования, Центр корпоративного развития, Приволжский центр переподготовки военнослужащих. И все это тоже приносит доход.
- У СГЭУ тесные контакты с зарубежными вузами. Как удалось их установить?
- Надежные и результативные академические связи с рядом иностранных университетов - результат долгой работы. Сегодня мы сотрудничаем более чем с 20 зарубежными вузами. Реализуем, например, программы двойных дипломов (Германия, Франция, Финляндия), включенного обучения, стажировки студентов и преподавателей. Ведем совместные научные исследования и готовим публикации (Чехия, Португалия и вузы упомянутых стран). Правда, иностранные студенты приезжают к нам редко. Причина - отсутствие конкурентных жилищно-бытовых условий. 
- Есть разница в подготовке наших ребят и зарубежных?
- По моему мнению, студенты СГЭУ ни в чем не уступают западным. И даже имеют некоторые преимущества благодаря широкому профилю подготовки. За счет большего количества базовых дисциплин (например, философии, истории экономической мысли, истории государства и права и др.) они получают фундаментальное образование. Помню, еще когда сам учился в институте, шла оживленная дискуссия: специалисты должны быть широкого профиля или узкого? Спорили горячо, но сторонников широкого профиля образования было больше. Один из веских доводов: при смене работы выпускникам легче адаптироваться к изменившимся условиям.
- Каким вы хотите видеть университет в ближайшие годы?
- Моя мечта - добиться, чтобы СГЭУ стал университетом предпринимательского типа. Для этого мы открыли первый в регионе университетский коворкинг-центр и Центр молодежного предпринимательства за счет гранта правительства области и средств бизнеса. Университет частично финансируется за счет проекта “Глобальное и локальное предпринимательство”. В последние два года он был “привязан” к предстоящему Чемпионату мира по футболу. Студенты разрабатывали, а потом публично защищали реальные проекты по развитию гостиничного бизнеса, ресторанного дела, туризма, рекламы, а затем и использованию наследия ЧМ-2018. Большинство ребят приглашены работать в соответствующие компании. Узнав о нашем проекте через сайт СГЭУ, к нам приехали магистранты из индийского штата Бангалор. В мае ждем новую группу из Индии.
Совместно с нашими партнерами - промышленными предприятиями - реализуем программу “Проектно-процессное управление в организации”. В процессе обучения учим ребят работать в команде, уметь налаживать коммуникации. Как прототип реально действующих создаем для практики учебные фирмы. Экономисты, юристы, менеджеры моделируют деятельность предприятий различного профиля. Разбираем типичные ситуации взаимоотношений с налоговыми службами, банками, правоохранительными органами. Используем для этих целей разного рода симуляторы, модели, интерактивные ресурсы. Хотим, чтобы, занявшись бизнесом, наши студенты были во всеоружии и еще в университете приобрели определенный опыт анализа больших данных, применения цифровых технологий, креативного мышления и системного управления. Хотим, чтобы каждый выпускник СГЭУ мог открыть собственное дело, нашел свое место в проектах и программах социально-экономического развития региона и России. 
Юрий ДРИЗЕ
Фотоснимки предоставлены СГЭУ

 


 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Требуется воля. Как бороться с бюрократизацией высшей школы.
Чтобы освободиться от бюрократической тягомотины, возможно, надо создать рабочую группу по дебюрократизации во главе с министром, но включить в нее первым делом не директоров департаментов, которые будут держаться за каждую бумажку, а, наоборот, представителей высших учебных заведений. /№ 1-2(2019)
Перспективный эталон. МЭИ закрепляет лидерство.
Под председательством министра энергетики РФ Александра Новака состоялось ежегодное заседание Попечительского совета Национального исследовательского университета “Московский энергетический институт”, на котором были подведены итоги 2017/2018 учебного года, поставлены задачи и определены планы на год следующий. /№ 1-2(2019)
Задел в пакете. Нацпроект объединяет томичей.
В Томске создадут Научно-образовательный центр по качеству жизни (НОЦ), куда войдут все топовые вузы региона, исследовательские институты, а также органы местной власти и представители бизнеса. /№ 52(2018)

Новости


В ходе официального визита Президента РФ Владимира Путина в Республику Сербия были подписаны более двух десятков различных документов.



Российские ученые завершили разработку первого в стране специализированного суперкомпьютера «Жорес» для решения задач в сфере искусственного интеллекта. По мощности - около 1 петафлопса - он стал шестым в России и СНГ, сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу фонда «Сколково».



Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко переизбрана на должность председателя Наблюдательного совета Российского университета дружбы народов, сообщает пресс-служба верхней палаты парламента.



Министерство науки и высшего образования сформировало государственные задания подведомственным учреждениям, изменив подход к установлению показателя, характеризующего качество работы по выполнению фундаментальных научных исследований. Пересмотрены требования к количеству публикаций в престижных международных научных журналах, сообщает пресс-служба министерства.



Росатом завершил первый этап контрольной сборки уникального Многоцелевого исследовательского реактора на быстрых нейтронах (МБИР), который строится в Димитровграде на площадке ГНЦ - НИИ атомных реакторов и станет самым мощным из действующих, сооружаемых и проектируемых исследовательских реакторов в мире.



Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил сведения о средней заработной плате научных сотрудников в России, начисленной за первые три квартала 2018 года. За первые девять месяцев 2018 года зарплата увеличилась в 1,9 раза и составила 93,7 тысячи рублей.



Проводить обучение по программам дополнительного профессионального образования следует в университетах, заявила в ходе Гайдаровского форума заместитель министра науки и высшего образования Марина Боровская.



Конференции


Центр научно-информационных исследований по науке, образованию и технологиям ИНИОН РАН совместно с Институтом экономических стратегий проводят 22 января 2019 года МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СЕМИНАР ПО НАУКОВЕДЕНИЮ И НАУКОМЕТРИИ

22 ноября ИСП РАН им. В.П. Иванникова в рамках своей Открытой конференции, посвященной 70-летию отечественного ИТ-сектора, заключил соглашение с АО «НПО РусБИТех» о продаже лицензии на статический анализатор Svace и динамический анализатор Crusher. Сделка позволит предприятию-разработчику отечественной сертифицированной операционной системы Astra Linux обнаруживать ошибки кода на ранних стадиях и повысить доверие к безопасности своей платформы, используемой в государственных и коммерческих информационных системах, в том числе в критически важных секторах экономики.

22-23 ноября в здании Президиума Российской академии наук прошла Открытая конференция ИСП РАН им. В.П.Иванникова, посвященная 70-летию российского ИТ-сектора. На ней обсудили проекты и технологии, имеющие глобальное значение.

Текущие конкурсы


ФГБУН Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН) объявляет конкурс на замещение вакантных должностей

Вы молоды, талантливы и увлечены наукой о катализе? Тогда обращайтесь к нам!

Pегиональный конкурс проектов фундаментальных научных исследований

Региональный конкурс проектов фундаментальных научных исследований, выполняемых молодыми учеными

Конкурс на лучшие научные проекты фундаментальных исследований

Вакансии


14.09.2018
ФГБУН Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН)объявляет конкурс на замещение вакантных должностей

13.04.2018
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования “Московский физико-технический институт (государственный университет)” объявляет конкурс на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу

02.03.2018
объявляет конкурс на замещение вакантных должностей:


опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии