Официально


Подписано постановление Президиума РАН «О совершенствовании системы аспирантуры в Российской Федерации».



Департамент образования города Москвы преобразован в Департамент образования и науки.

Дмитрий Медведев подписал распоряжение о присуждении премий Правительства России в области образования за 2018 год.

Департамент образования города Москвы утвердил перечень организаций-получателей грантов из числа федеральных государственных вузов и научных учреждений.




Новости № 49(2018)

Регионы


Московский педагогический государственный университет открыл серию методических семинаров для учителей русского языка в ряде государств Ближнего Востока и Западной Европы.

Белгородский государственный технологический университет и Ферганский политехнический институт откроют российско-узбекский факультет. Он будет сформирован на базе обоих вузов

В Московском авиационном институте подведены итоги участия вуза в проекте “Университетские субботы”, который реализуется при поддержке Департамента образования города Москвы.

СНГ


Интердайджест


Пауки-скакуны вскармливают потомство “молоком”. Без этого чудодейственного секрета паучата погибают в первые десять дней жизни.

В преддверии II Международного саммита по вопросам генного редактирования человека, который недавно открылся в Гонконге, китайский ученый вызвал переполох, объявив о том, что ему удалось изменить геномы двух родившихся в ноябре девочек таким образом, что модификация перейдет к следующим поколениям.

Радиоуглеродный анализ ДНК “сибирского единорога” показал, что он вымер почти одновременно с заселением мест своего обитания людьми, но люди к этому не причастны.


Сообщают, что на оружейном заводе розыгрыш галош происходил между всеми рабочими, не выключая тех, кто выиграл галоши летом. Таким образом, один мог выиграть галоши и летом и теперь, а другой - ни тогда, ни теперь. Надо на следующие разы исключать тех, кто получил галоши в прежние розыгрыши, чтобы не было обидно оставшимся без галош.














Из сейфа - в лифт. Вузам придется менять социальную функцию.
Образование
№ 22(2018)

01.06.2018

Обмен опытом повышения конкурентоспособности, распространение лучших практик, повышение квалификации сотрудников вузов, укрепление и развитие взаимодействия между университетами - такие темы определили программу XXIII семинара-конференции Проекта 5-100. Очередной ежеквартальный форум представителей вузов-участников проекта прошел на площадке Российского университета дружбы народов. Там обсуждались не только критерии и требования для учебных заведений, которые стремятся к продвижению в мировых рейтингах, их показатели и динамика, но и изменения в ключевых направлениях деятельности. 
В ходе пленарного совещания, которое называлось “Практический опыт трансформации университетов Проекта 5-100 в вузы мирового класса”, заместитель председателя Совета по повышению конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации среди ведущих мировых научно-образовательных центров Андрей Волков (на снимке) поделился с ректорами и специалистами вузов своей оценкой текущей ситуации и видением перспективы. По мнению эксперта, мировое высшее образование переживает сегодня “организационную революцию”, подобно тому, как это происходило в 60-х гг. прошлого столетия, в период ядерной и космической гонки. Сегодня, как подчеркнул спикер, в мире идет “гонка” за талантливыми людьми:
- Многие государства сознательно проводят политику выведения на мировую орбиту групп своих университетов. Таких стран порядка 30. К примеру, Китай начал это делать 28 лет назад, Германия - с 2006 года, а мы подключились в 2012-м.
Участие в данном процессе требует наличия соответствующих средств, причем эффективность таких вложений не сразу становится очевидной. С этим, в частности, связана напряженность дискуссии о продолжении Проекта 5-100 после 2022 года. 
- Решение о расширении этой программы либо о выбывании из нее тех, кто медленно двигается, будут приниматься новым правительством и администрацией президента. Считаю, что России логично было бы продолжать проект, ориентируясь на опыт стран, реализующих подобные инициативы, - сказал эксперт.
Он обозначил ряд наиболее важных изменений, произошедшие в вузах-участниках программы 5-100 с момента ее запуска. Структурные подразделения “были объявлены стратегическими академическими единицами, объединяющими науку, образование и инновации”. Внутри университетов появились зоны для эксперимента - территории развития, которые начали жить по своим правилам и серьезно осложнили управленческие задачи ректоров.
- Это многообещающий процесс, очень компромиссный, но перспективный, - считает А.Волков.
Меняется и подход к организации исследовательской деятельности в ведущих вузах. Все чаще там относятся к ней “не как к придатку образовательной, не как к источнику кандидатских и докторских диссертаций, а как к “ядерному” процессу в университете”. Заметно увеличилось количество образовательных программ на английском языке. По данным эксперта, за пять лет у участников Проекта 5-100 вдвое вырос такой показатель, как интернационализация. 
- Некоторые университеты начинают играть очень важную региональную роль, и их воспринимают уже не как социальное учреждение, а как одно из лидирующих предприятий региона. Есть и примеры серьезной региональной финансовой поддержки, превышающей бюджетное финансирование вуза, - сообщил спикер. 
Он согласился с выводом представителей команд ведущих мировых рейтингов о том, что наши ведущие университеты продвигаются в них в среднем более быстрыми темпами, чем вузы других стран. Особенно это заметно в предметных рейтингах. Причина тому - узкая специализация большинства институтов советского периода. Но, как считает Андрей Волков, этот рост может затормозиться, а то и вовсе упереться в некий “стеклянный потолок” возможностей, если не осознавать необходимость трансформации и не создавать модель своей организации на средне- и долгосрочную перспективу. При оценке развития вузов Совет по повышению конкурентоспособности ведущих университетов РФ придает большое значение наличию хотя бы видения этой модели. 
По словам его представителя, сегодня у нас складывается группа трансформирующихся вузов - это участники Проекта 5-100, а также отчасти отраслевые, федеральные и региональные высшие учебные заведения. Иллюстрируя эту информацию примерами, А.Волков, в частности, упомянул Тюменский государственный университет, где в прошлом году запущен эксперимент по внедрению индивидуальных образовательных траекторий. 
- Надеюсь, это будет первая “экспериментальная лаборатория”, которая покажет другим вузам, что их ждет, если они пойдут таким же путем. Уверен, что данная перспектива неизбежна: сегодня появляются студенты, которые хотят в той или иной степени управлять своим образованием, и востребованность такого режима обучения будет только нарастать. Вузы, которые видят в учащемся “не объект, а субъект образовательного процесса”, идут навстречу такой потребности, и некоторые даже искусственно стимулируют персонализацию траекторий обучения. Как заметил спикер, в Гарварде “нельзя закончить магистратуру, если вы не берете семестр за пределами национальной системы образования”.
Не всем вузам суждено стать глобальными, однако трансформироваться и перестать выполнять как основную функцию “социальных сейфов” придется каждому, уверен эксперт. Одним из главных драйверов перемен становится “добыча” важнейшего ресурса - человеческого капитала - поэтому сегодня речь идет о “социальных лифтах”. Еще одним стимулом к изменениям А.Волков назвал глобализацию, следствием которой, к примеру, стало появление магистерских программ на английском языке в вузах неанглоязычных стран. 
Пока, как считает эксперт, в большинстве своем отечественные университеты недостаточно осознают необходимость реорганизации основных процессов своей деятельности. А ведь это - условие их выживания: 
- Ряд вузов очень интересно экспериментирует со своей реконструкцией. Если этого не делать, то шансов нет, поскольку нет времени на постепенное, медленное улучшение, - подчеркнул эксперт. 
Татьяна ВОЗОВИКОВА
Фото с сайта https://5top100.ru


 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

С видом на расцвет. Как развиваться университетским городам.
В XXI веке изменения молниеносны, а вызовы глобальны. Сможет ли такая консервативная отрасль, как высшее образование, устоять на ветру перемен, а университетский город - удержаться под напором студентификации? /№ 49(2018)
Внимание: тренд! Время растить инженеров-новаторов.
Университеты и работодатели бьют тревогу: Болонская система образования в России приводит к дефициту инженерных специальностей. Если ничего не менять, со временем кадровый голод будет только возрастать. /№ 49(2018)
Про завтра и вчера. Фундаментальность - основа высшего образования.
В конце ноября математики собрались в РУДН на 5-ю Международную конференцию “Функциональные пространства. Дифференциальные операторы. Проблемы математического образования”, посвященную 95-летию со дня рождения члена-корреспондента РАН Л.Д.Кудрявцева, академика Европейской академии наук. /№ 49(2018)

Новости


Вице-президент РАН Алексей Хохлов сообщил о том, что состоялась его встреча с руководителем московского Департамента образования и науки Исааком Калиной. «Мы договорились о преемственности и активизации работы по основным направлениям сотрудничества Правительства Москвы и Российской академии наук, определенных соглашением, подписанным в апреле этого года С.Собяниным и А.Сергеевым», - написал на своей странице в Facebook академик.



Сформированный недавно федеральный перечень школьных учебников может привести к снижению качества образования, поскольку по большей части составлен из прошлогодних изданий. Сам процесс формирования вызывает опасения, поскольку повлечет за собой дальнейшую монополизацию рынка, заявила ТАСС пресс-служба корпорации «Российский учебник».



Руководители профильных министерств России и Германии подписали «Дорожную карту сотрудничества в области образования, науки, научных исследований и инноваций» в ходе рабочего визита министра образования и научных исследований Германии Ани Карличек в Россию, сообщает пресс-служба Минобрнауки.



Российская академия наук в три раза сократила количество исследовательских тем по итогам оценки отчетов о выполнении планов научных исследований за 2017 год, сообщил министр науки и высшего образования Михаил Котюков в интервью телеканалу НТВ.



Студенты, преподаватели и управленцы оценили эффективность применения информационных технологий в образовательной, научной и административной деятельности вузов. Социологическое исследование было проведено в рамках проекта федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса».

Российская наука и образование нуждаются в большем финансировании, а аспирантуре необходимо вернуть престиж, заявил председатель Комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов на дискуссионной площадке «Качество жизни» съезда «Единой России», сообщает пресс-служба профильного комитета ГД.

Улучшение качества российских научных журналов будет способствовать повышению активности публикаций на их страницах и росту престижа эти изданий в мире, заявил ТАСС президент РАН Александр Сергеев, принимающий участие в неделе Нобелевских торжеств в Стокгольме по приглашению нобелевского лауреата по физике Жерара Муру.

Конференции


22 ноября ИСП РАН им. В.П. Иванникова в рамках своей Открытой конференции, посвященной 70-летию отечественного ИТ-сектора, заключил соглашение с АО «НПО РусБИТех» о продаже лицензии на статический анализатор Svace и динамический анализатор Crusher. Сделка позволит предприятию-разработчику отечественной сертифицированной операционной системы Astra Linux обнаруживать ошибки кода на ранних стадиях и повысить доверие к безопасности своей платформы, используемой в государственных и коммерческих информационных системах, в том числе в критически важных секторах экономики.

22-23 ноября в здании Президиума Российской академии наук прошла Открытая конференция ИСП РАН им. В.П.Иванникова, посвященная 70-летию российского ИТ-сектора. На ней обсудили проекты и технологии, имеющие глобальное значение.

Международная научная конференция ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 2-4 апреля 2019 года, Калининград, Балтийский федеральный университет

Текущие конкурсы


Pегиональный конкурс проектов фундаментальных научных исследований

Региональный конкурс проектов фундаментальных научных исследований, выполняемых молодыми учеными

Конкурс на лучшие научные проекты фундаментальных исследований

Конкурс работ, представляемых на соискание премий Правительства Российской Федерации 2019 года в области науки и техники для молодых ученых.

Конкурс работ, представляемых на соискание премий Правительства Российской Федерации 2019 года в области науки и техники.

Вакансии


14.09.2018
ФГБУН Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН)объявляет конкурс на замещение вакантных должностей

13.04.2018
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования “Московский физико-технический институт (государственный университет)” объявляет конкурс на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу

02.03.2018
объявляет конкурс на замещение вакантных должностей:


опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии